Научная статья на тему 'Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной деятельности'

Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITY / ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ / INTELLECTUAL INSUFFICIENCY / THE DRAMATIZED ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марковская Татьяна Владимировна

В статье представлена актуальность изучения проблемы развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по средствам театрализованной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марковская Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of communicative activity in children of preschool age with intellectual insufficiency in the dramatized activity

Relevance of studying of a problem of development of communicative activity in children of preschool age with intellectual insufficiency on means of the dramatized activity is presented in article.

Текст научной работы на тему «Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной деятельности»

Основу образовательной работы с детьми составляют следующие принципы систематизации народных игр:

- принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;

- принцип разнообразия и вариативности народных игр;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных национальных особенностей;

- принцип взаимосвязи содержания народных игр с региональной культурой;

- принцип активизации игровой культуры взрослых [1 с. 25-26].

Итак, игровая деятельность помогает дошкольникам осваивать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучает к выполнению элементарных правил поведения; развивает умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье. Также следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО по нашему мнению является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С. 25-26.

2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981. - 584 с.

3. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под ред. акад. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998. - 462 с.

УДК 373.2

Т.В. Марковская, г. Сургут

Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной

деятельности

В статье представлена актуальность изучения проблемы развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по средствам театрализованной деятельности.

Коммуникативная деятельность, театрализованная деятельность, развитие, интеллектуальная недостаточность.

T. V. Markovskaya, Surgut

Development of communicative activity in children of preschool age with intellectual insufficiency in the dramatized activity

Relevance of studying of a problem of development of communicative activity in children of preschool age with intellectual insufficiency on means of the dramatized activity is presented in article.

Keywords: Communicative activity, the dramatized activity, development, intellectual insufficiency.

Дети с умственной отсталостью долгое время оставались вне воспитательных и педагогических процессов, не была сформирована целостная система методики работы с такими детьми, ни воспитатели, ни родители не имели четких рекомендаций по вопросам организации их воспитания и обучения.

На современном этапе развития общества дети с нарушениями интеллекта уже не остаются наедине со своими трудностями. Проводятся многочисленные исследования с целью улучшения условий жизни таких детей, создаются коррекционные учреждения для обучения таких детей, сегодня они даже имеют возможность получить профессию и в дальнейшем работать. Таким образом, усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом направлены на социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

Вопросам коммуникативной деятельности детей разного возраста сегодня посвящено огромное количество исследований (напр. работы З.М. Богуславской, Л.Н. Галигузовой, М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой и др.). Однако проблема общения детей с нарушениями интеллекта освящена довольно слабо.

Особенности психики умственно отсталых исследованы достаточно полно (Л.В. Занков, В.Г. Петрова, Б.И. Пинский, С.Я. Рубинштейн, И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф и др.).

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно недоразвитие познавательных интересов (Н.Г. Морозова), которое меньше, чем их нормальные сверстники, стремятся к познанию. Согласно данным исследований, у умственно отсталых на всех этапах процесса познания возникают и элементы недоразвития, а в некоторых случаях даже атипичное развитие психических функций. Следовательно, дети с нарушениями в интеллекте получают не совсем полные, а порой даже неправильные, обманчивые представления о предметах и явлениях окружающей действительности, их опыт совсем небогат. Известно, что при интеллектуальных нарушениях уже первая ступень познания - восприятие - является дефектной. Часто восприятие таких детей ухудшается из-за снижения у них слуха, зрения, недоразвития речи, но и когда все анализаторы в полном порядке, их восприятие имеет свои особенности, на это указывают исследования психологов (К.А. Вересотская, В.Г. Петрова, Ж.И. Шиф).

Общение - важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.

Развитие ребенка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества, а присвоение этого опыта, в свою очередь, происходит не стихийным образом, а посредством именно общения, общения со взрослыми.

Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии. Дефицит общения -снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания.

Однако возникает и обратная ситуация. Дети с нарушениями интеллекта чаще всего нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.

Согласно М.И. Лисиной «общение - взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах. Однако ребенок с нарушениями интеллекта не ставит перед собой цели как таковые и для него не свойственно проявлять так необходимую в общении активность.

Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.

Основным средством общения является речь. Исследователи изучения соотношения речи и мышления у детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

Таким образом, коммуникативная деятельность - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию для детей с нарушениями интеллекта, которые в силу своих особенностей не стремятся, а иногда и не могут, общаться.

Коммуникативные действия в театральной игре опосредованы через игровую деятельность. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребенка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль — та внешняя опора, которая помогает ребенку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников -это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Творческая игра-драматизация является условием, в котором развиваются коммуникативная деятельность, умение понять своего партнера, опираясь не только на вербальные высказывания, но и на эмоциональность и выразительность его лица, действий и поступков; формируется умение показать свое отношение, как в личностном, так и в сознательном плане. Формирование выразительных средств, для передачи образа героя предполагает выработку навыка выразительной речи, накопление двигательного опыта в передаче различных по характеру образов, а также формирование чувства партнера, т.е. умения действовать совместно с другими детьми.

Принятие ребенком роли какого-либо персонажа — весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека, дающая ему возможность попробовать разные (в зависимости от роли) способы взаимодействия с людьми, выполняющими другую роль: ребенок начинает постигать, что такое ролевое поведение. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребенку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимоотношений между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, содержательная бедность общения, а также эмоциональная нестабильность.

Очень часто материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки, несущие в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и на эмоциональную сферу ребенка.

О характере воздействия на эмоциональную сферу писал А.И. Никифоров: «Сказка принадлежит к тому роду устных произведений, которые обладают едва ли не самым богатым арсеналом средств художественного воздействия на слушателей. Этот арсенал слагается из слова, голоса (интонация и тембр), мимики и жеста, чувства ритма, обстановки и некоторой свободы отношения к содержанию текста в зависимости от требований минуты». Сказка, являясь одним из элементов культуры, создает возможности для развития творческого воображения ребенка, подключения его образного мышления к волшебному, ирреальному плану. При этом социализируется вся сенсорная система: зрение, слух, осязание, пространственно-моторные механизмы.

По мнению В.А. Сухомлинского, «сказка развивает внутренние силы ребенка, в сказках содержатся правила общения людей друг с другом, она расширяет социально-нравственный опыт ребенка». Эмоциональное восприятие происходящих в сказке событий делает ее героев вполне реальными существами, поступки которых можно проецировать на собственную жизнь. Именно способность ребенка к идентификации с образом позволяет через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на развитие коммуникативных навыков детей. Сказка дает возможность использовать диалоговые методы коррекции. Заданные образы помогают ребенку составить свою картину мира и выработать опыт эмоционального поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

Основные мотивы, побуждающие ребенка к коммуникации, связаны с тремя главными потребностями: в новых впечатлениях, активной деятельности, признании и поддержке.

Театрализованная деятельность помогает ребенку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать только путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Работа над образом включает в себя использование всех выразительных средств в разных вариациях и интерпретациях, позволяющих детям реализовать свои коммуникативные потребности: экспрессивно-мимические (взгляд, улыбка, мимика, выразительные вокализации, выразительные движения тела), предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, позы, используемые для целей общения).

Театрализованная развивающая среда, для ребенка с интеллектуальной недостаточностью, обеспечивает комплекс психолого-педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и пр.) и предупреждению вторичных отклонений.

Театрализованные занятия - один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка.

Театрализованная деятельность в психокоррекционной практике следует рассматривать как совокупность методик, построенных на применение этого искусства в свободной символической форме. Её основные функции:

- катарсистическая (очищение, освобождение от негативных состояний);

- регулятивная (снятие нервно-психологического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

- коммуникативно-рефлексивная (коррекция нарушений общения, формирование адекватного поведения, самооценки).

Как утверждал Л.Г. Выготский, драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Использование театральной деятельности для коррекции недостатков развития детей является актуальной проблемой в современной специальной психологии и педагогики. Применение театрализованной деятельности как средства эмоционально-нравственного воспитания детей с умственной отсталостью оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребёнка, художественных способностей, творческого потенциала, но и развитию коммуникативной деятельности, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баряева, Л.Б. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. - СПб., 2001.

2. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. -СПб. : Речь, 2001.

3. Основы специальной психологии : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова [и др.] ; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М. : Академия, 2002.

4. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003.

5. Шипицына, Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.М. Шипицына. - СПб. : Союз, 2004.

УДК 373.2

О.В. Крежевских, М.А. Рычкова, г. Шадринск

Воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе применения ИКТ

Данная статья основана на концептуальных идеях Л.В. Лидак, Н.С. Малетиной, С.В. Петериной в области проблемы культуры общения, затрагивает важные моменты воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста посредством информационно-коммуникационных технологий.

Культура общения, информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании.

O. V. Krajewskih, M.A. Rychkova, Shadrinsk

Nurturing a culture of communication in children of senior preschool age in the process of applying ICT

This article is based on the conceptual ideas of L. V. Lidaka, N. With. Malatino, S. V. petering the issues of a culture of communication, affects important aspects of nurturing the culture of dialogue of children of preschool age through information and communication technologies. Keywords: communication culture, information and communication technology in early childhood education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.