Научная статья на тему 'Социально-коммукативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС до'

Социально-коммукативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС до Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1197
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMMUNICATIVE ACTIVITIES / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / GAMES ACTIVITIES / ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ / ALL-ROUND DEVELOPMENT / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вахрамеева Ольга Алексеевна

В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вахрамеева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-kommukativnoe development of preschool children through gaming activities under the GEF to

In the article the urgency of the problem of social and communicative development of children through the organization of gaming activities. Reveals the problem of social and communicative development of preschool children, a decision which is aimed at developing a positive attitude to the child himself, other people, the world around them, the development of communication and social competence.

Текст научной работы на тему «Социально-коммукативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС до»

/ ЕЮ. Протасова, Н.М. Родина. - М. : ВЛАДОС, 2010. - 210 с.

УДК 373.2

О.А. Вахрамеева, г. Шадринск

Социально-коммуникативное развитие дошкольников посредством игровой деятельности в условиях ФГОС ДО

В статье обоснована актуальность проблемы социально-коммуникативного развития детей через организацию игровой деятельности. Раскрываются задачи социально-коммуникативного развития дошкольников, решение которых направлено на развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности.

Коммуникативная деятельность, игровая деятельность, всестороннее развитие, образование, формирование.

O.A. Vakhrameyeva, Shadrinsk

Socio-kommukativnoe development of preschool children through gaming activities under the GEF to

In the article the urgency of the problem of social and communicative development of children through the organization of gaming activities. Reveals the problem of social and communicative development of preschool children, a decision which is aimed at developing a positive attitude to the child himself, other people, the world around them, the development of communication and social competence.

Keywords: Communicative activities, games activities, all-round development, education, formation.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Федерального государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования вводится понятие об образовательной области «социально-коммуникативное развитие дошкольников». Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников по ФГОС состоят в следующем:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет пять

направлений развития и образования детей:

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказания ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир людей.

Социально-коммуникативное развитие - это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Это развитие положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, развитие коммуникативной и социальной компетентности детей. Важнейшей основой полноценного социально-коммуникативного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.

Актуальность данной темы связана с процессами, происходящими в современном обществе. Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на современном этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются впервые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития - развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром в последнее время становится особо актуальной. Этот факт находит отражение в основных федеральных документах: ФГОС ДО, Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации, в «Конвенции о правах ребенка».

Являясь приоритетным, социально-коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного.

Таким образом, в предполагаемой деятельности по нашему мнению следует опираться на целевые ориентиры по ФГОС ДО:

- инициативность и самостоятельность ребенка в разных видах деятельности -игре, общении, конструировании и др.;

- уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительно отношение к себе и к другим;

- активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, участие в совместных

играх;

- способность договариваться, учитывать интересы и чувства других;

- владение ребенком различными формами и видами игры;

- понимание устной речи и возможность выражать свои мысли и желания.

Исходя из этого, мы остановимся более подробно на игровой и

коммуникативной деятельности детей. По мнению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение трудно досягаемой для него действительности [2]. В играх

ребенка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие идеалы формируются у детей. Отражая в игре события окружающего мира, дошкольник как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все то, что воображает в игре. А совместная деятельность со взрослым является своего рода школой передачи социального опыта. Игра - особый вид деятельности. По мнению А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова, играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социально-культурного потенциала, развивает игровое самосознание [3].

До школы у ребенка игровая деятельность считается ведущей. Да и в начальной школе еще долго учебная деятельность совмещается с игрой. Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. Кроме того, игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет, и культуре мира. Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения. Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким - либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры. Что важно в игре? То, что условия игры предлагают предметы, замещающие реальные элементы жизни. Такой «замещающий» предмет становится опорой для мышления ребенка и помогает ему правильно мыслить о реальном предмете. Это готовит ребенка к мышлению в плане представлений. Участие в различных играх учит ребенка принимать другую точку зрения, вникать в сложности других участников игры. Конечно, это зависит от вида игры, но большинство игр, в которые играют дети, учат их рефлексии. Рефлексия как способность человека анализировать свои собственные действия и соотносить их с действиями других людей - необходимый элемент жизни в человеческом сообществе. Следовательно, развитие рефлексивного мышления у ребенка, в какой - то мере гарантирует ему свободное оперирование своим поведением. Для ребенка особое значение, имеют игры подвижные, ролевые, и, конечно, дидактические, хотя и остальные виды игр находят свое место в их жизни. Также большое значение в социально-коммуникативном развитии дошкольников на наш взгляд, имеет народная игра, которая отражает быт и традиции, моральный кодекс, эстетические воззрения, ментальность различных народов и передается из поколения в поколение. Народными называются как собственно игры, так и различные виды спорта, которые имеют развлекательную основу и включают в себя элементы театрального, циркового, танцевального, музыкального и поэтического искусства. Классификация народных игр отражает как специфику региональной культуры, так и особенности игры как средства воспитания и развития. Выделяют обрядовые игры (культовые, семейные, сезонные), тренинговые игры (интеллектуальные, сенсорно-моторные, адаптивные), досуговые игры (игрища, тихие, забавляющие, развивающие).

Основу образовательной работы с детьми составляют следующие принципы систематизации народных игр:

- принцип ориентировки на ведущие идеи народной педагогики;

- принцип разнообразия и вариативности народных игр;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип учета возрастных и индивидуальных национальных особенностей;

- принцип взаимосвязи содержания народных игр с региональной культурой;

- принцип активизации игровой культуры взрослых [1 с. 25-26].

Итак, игровая деятельность помогает дошкольникам осваивать способы взаимодействия с взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучает к выполнению элементарных правил поведения; развивает умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье. Также следует помнить, что результаты социально-коммуникативных навыков дошкольников зависят от профессионализма и желания взрослых и дают возможность легко усваивать школьную программу и стать успешными людьми во взрослой деятельности.

Таким образом, социально-коммуникативное развитие дошкольников через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО по нашему мнению является эффективным и способствует динамике развития эмоционально-личностной сферы у дошкольников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабунова, Е. Особенности социально-коммуникативного и художественно-эстетического развития дошкольников / Е. Бабунова, С. Багаутдинова, С. Обухова // Дошкольное воспитание. - 2015. - №12. - С. 25-26.

2. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981. - 584 с.

3. Культурно-досуговая деятельность : учебник / под ред. акад. А.Д. Жаркова, проф. В.М. Чижикова. - М. : МГУК, 1998. - 462 с.

УДК 373.2

Т.В. Марковская, г. Сургут

Развитие коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью в театрализованной

деятельности

В статье представлена актуальность изучения проблемы развития коммуникативной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по средствам театрализованной деятельности.

Коммуникативная деятельность, театрализованная деятельность, развитие, интеллектуальная недостаточность.

T. V. Markovskaya, Surgut

Development of communicative activity in children of preschool age with intellectual insufficiency in the dramatized activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.