Научная статья на тему 'Развитие коммерческих судов в России как прообразов современных арбитражных судов'

Развитие коммерческих судов в России как прообразов современных арбитражных судов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1368
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА В РОССИИ / КОММЕРЧЕСКИЙ СУД / УСТАВ КОММЕРЧЕСКОГО СУДА / АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Быкодорова Любовь Валерьевна

В статье рассмотрены правовые основы создания коммерческих судов в России. Особое внимание уделено эволюции коммерческих судов в Российской Империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие коммерческих судов в России как прообразов современных арбитражных судов»

Быкодорова Любовь Валерьевна

кандидат юридических наук, доцент

судья арбитражного суда Ставропольского края

(тел.: 88652926077)

Развитие коммерческих судов в России как прообразов современных арбитражных судов

Аннотация

В статье рассмотрены правовые основы создания коммерческих судов в России. Особое внимание уделено эволюции коммерческих судов в Российской Империи.

Annotation

The author investigated the main ideas of foundation of commercial courts in Russia. The main attention paid to evolution of commercial courts in Russian Empire.

Ключевые слова: судебная реформа в России, коммерческий суд, устав коммерческого суда, арбитражный суд.

Key words: Russian Court Reform, Commercial Court, Charter of Commercial Court, Arbitration Court.

Созданию в современной России системы арбитражных судов, специализирующихся на рассмотрении экономических споров, предшествовали не только период организации и деятельности государственного и ведомственного арбитража, но и столетия реформирования российского судоустройства, что говорит о наличии у специализированного суда глубоких исторических корней.

Возможно, самое первое упоминание о специальном суде по торговым делам, во главе которого стоял тысяцкий - один из руководителей Новгородской республики, встречается в договорной грамоте Новгорода с Готландом, которую историки относят к концу XII в. О суде тысяцкого упоминает и проект договора с Любеком и Готским берегом 1269 г., в котором говорилось: "А будет у зимних и летних гостей дело до суда, то кончать им это дело перед тысяцким, старостами и новгородцами" [5, а 207208]. В то время "ссоры" между немцами и новгородцами, то есть дела не торговые, рассматривались у посадника.

Другие авторы относят зарождение коммерческого судоустройства в России к упоминанию об особых судах для торгового сословия в Уставной грамоте Новгородского князя Всеволода Мстиславовича, данной в 1135 г. церкви Святого Иоана Предтечи [2, а 10; 3, а 22-23; 4, а 9; 6, а 38; 7, а 1; 8, а 105]. Церковь

Ивана Предтечи была формой цехового объединения так называемого "Иванского купечества", то есть, как бы сказали в XIX в., объединением купцов первой гильдии. Г.Ф. Шершеневич считал, что появление торгового суда именно в Новгороде было обусловлено "одинаковостью условий Новгорода и Европы, а также иноземным влиянием", которому он был подвержен в большей степени, чем другие русские города. Он указывает, что этот суд назывался судом тысяцкого и "противополагался суду посадника, ведению которого подлежали дела поземельные" [9, а 7].

Особые суды для торгового сословия, которые, правда, не были постоянно действующими, а выступали в качестве особых процедур судопроизводства, упоминаются не только в Уставной грамоте 1135 г., но и в Уставной Белозерской грамоте 1488 г.; в Уставной грамоте князя Александра, данной Смоленской земле в 1505 г.; в Псковской грамоте 1397-1467 гг. и т.д.

Первая попытка создать специальный суд для купечества принадлежала царю Алексею Михайловичу, который постановил "выдать дела купецких людей в одном пристойном приказе, дабы волокитою по разным приказам им, купецким людям, промыслов своих не отбывать" [7, а 5]. В ст. 2 Новоторгового устава 1667 г. говорится об учреждении при Архангельской таможне особого суда: "Всякую полную расправу у города Архангельского в торговых делах русским людям и иноземцам чинить в таможне

_10Û

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

гостю со товарищами". А согласно ст. 1 воеводам запрещалось вмешиваться в "таможенные торговые и всякие дела" "гостя с товарищами", чтобы "великого государя казне в сборах порухи не было".

Новоторговый Устав 1667 г. инициировал создание таможенных судов, продолжавших действовать и в XVIII в., но в связи с реорганизацией системы управления перешедших в подчинение местным городским органам власти и коммерц-коллегии -вышестоящей инстанции по рассмотрению торговых дел, укрепив, таким образом, в административную систему органов власти.

Дальнейшее развитие торговые суды получили при Петре I на фоне создания первых городских сословных судов. Так как Петр I придавал большое значение развитию купечества, уже в 1699 г. городскому населению было предоставлено самоуправление и созданы выборные правила самоуправления - ратуши; торговые и посадские люди были изъяты из ведения воевод и приказов; в 1718 г. в городах были созданы Магистраты. Купечество вместе с некоторыми другими группами городского населения было выделено в особую, привилегированную группу - Гильдии. Во всех своих судебных делах, кроме государственных, купечество подлежало ведению магистратов. Коммерц-коллегию Петр I обязывал заботиться о купечестве, "чтоб такое сокровище утрачено не было".

Г. А. Немиров относит городские сословные суды к числу торговых судов, также как и коммерц-коллегию. Доказательством этого он считает то, что в некоторых указах они назывались купеческими, а купеческие, полагает исследователь, тогда означало торговые. Такого же мнения о суде коммерц-коллегии придерживается и Г.Ф. Шершеневич, утверждавший, что в этой коллегии "происходит обособление торговых дел, а не купеческих людей"[9, с. 9]. В связи с упразднением главного магистрата именным царским указом 18 августа 1727 г. в городских ратушах предписывалось сохранять купеческие суды из трех человек во главе с бургомистром, а дела иностранных купцов передать на рассмотрение в Коммерц-коллегию.

Во время царствования Екатерины I и Петра II происходит значительное расширение их компетенции в связи с тем, что они превратились в единственную судебную инстанцию, которая рассматривала дела в упрощенном устном судопроизводстве, в то время как во всех других судах, включая ратуши и магистраты, судопроизводство велось письменное в

соответствии с Уложением 1649 г. и указом Петра I "О форме суда" 1723 г. До 1727 года в таможенных судах рассматриваются, видимо, только таможенные споры, это подтверждается пунктом 16 регламента коммерц-коллегии, изданного в 1724 г. ("Ежели кто, иноземцы или российские купцы, товары свои в таможнях неверно явят, или в неуказанных местах выгружать будут, также как в своих, так и в иных купеческих делах, что до таможенного дела касается - в том решение надлежит чинить в таможнях, а ежели таможенным судом кто будет недоволен, то апелляции быть в коммерц-коллегии...").

26 августа 1727 г. Сенатским указом, изданным в соответствии с указом Верховного тайного совета от 4 июля того же года, утвержден Устав о таможенном словесном суде. В соответствии с этим указом при ратушах и таможнях создавались суды, в которых в отличие от других судов, действовавших на основании Указа о форме суда 1723 г., должны были вершить "суд таможенный по словесным прошениям, а не по челобитным". Причем словесные суды при ратушах первоначально были учреждены только в тех немногих местах, где не было таможен.

Словесный суд совершался при согласии сторон в тот же день. Если ответчик не являлся, то его следовало приглашать два дня подряд, а на третий забирали или его, или его людей (родственников и наемных работников), только мужского пола. Если он не являлся, когда под арест взяли его людей, то объявлялся в розыск. В суде принимались как устные свидетельские показания, так и письменные. О составе суда ничего не было сказано, видимо, потому что ничего не изменилось. В приложении к Уставу помещен образец судебной книги, которую должен был вести таможенный суд. Образец начинается следующей фразой: "Книга таможенного суда Московской большой таможни в бытность бургомистра Ивана Иванова и товарищей его Федора Карпова и Гаврилы Борисова". Эта фраза, на наш взгляд, косвенно доказывает выборный, из купечества, состав суда.

В соответствии с этим Уставом таможенный суд, несмотря на прежнее название, впервые принял к своему рассмотрению наряду с собственно таможенными и большую часть купеческих (торговых) дел, в том числе споры между купцами о неплатеже денег за товар, о передаче проданного товара, о качестве товара, о возврате долга (при письменном и устном договоре), о хранении товара, о перевозке товара, о простое перевозчика. Кроме того, ведению этих

101

судов подлежали споры между купцами и наемными работниками (грузчиками, приказчиками, продавцами), а также дела о драках и оскорблениях как между купцами, так и между купцами и их работниками. Наверное, можно согласиться с Г. А. Немировым, что "название таможенного дано этому суду, очевидно, лишь по месту его производства, бывшему обычным для разбора торговых дел" [6, с. 40]. В соответствии с Вексельным уставом 1729 г. в таможенные суды были переданы и все вексельные дела.

После ликвидации внутренних таможен указом от 5 мая 1754 г. словесные суды были переданы в подчинение ратушам и магистратам. Но в связи с тем, что начались злоупотребления со стороны судей и обычная волокита (арестованные Московским словесным судом сидели в ожидании процесса по десять и более лет, ожидая письменные справки из разных мест, которых для такого рода судов вообще не предусмотрено), по требованию прокурора Главного магистрата была составлена и 10 августа 1766 г. утверждена Главным магистратом Инструкция словесным судам.

В соответствии с этой инструкцией они должны были создаваться во всех городах. Словесные суды состояли из председательствующего судьи и двух заседателей и решали дела коллегиально. Заседатели выбирались из купцов сроком на один год. Апелляционной инстанцией для них выступали городские магистраты и ратуши. В своих решениях они должны были руководствоваться Уложением 1649 г., Генеральным регламентом, Вексельным и таможенными уставами и императорскими указами. Им надлежало иметь специальные книги: а) для записи сведений об арестантах, б) о принятых пошлинах. К подсудности словесных судов по-прежнему относились те торговые споры, по которым в качестве доказательства представлялись "партикулярные письма", купеческие бухгалтерские книги и счета или свидетельские показания. По инструкции рассмотрение дела не должно было продолжаться более восьми дней. Если в течение этого времени дело по каким-либо уважительным обстоятельствам нельзя было рассмотреть, а также если в течение этого срока ответчик не вернул долга или не возместил ущерба, то дело подлежало передаче в магистрат, так как дела о конфискации и продаже имения могли рассматриваться только в "письменном" процессе и, следовательно, были неподсудны словесным судам.

В отличие от таможенных судов словесные

суды перестают быть только купеческими. В них рассматриваются и дела разночинцев, и даже дворян.

Уже в период царствования Петра I высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате. Указом от 8 сентября 1802 г. функции Сената были определены "яко верховного места правосудия и исполнения законов". Такой набор функций будет характерен в последующее время для государственных и ведомственных арбитражей периода построения социализма в отечественной истории.

В конце XVIII в. словесные суды превращаются в суды по незначительным гражданским делам и, видимо, поэтому в начале XIX в. вновь встал вопрос о создании специализированных коммерческих судов. Указом императора 10 марта 1808 г. был учрежден в Одессе первый собственно коммерческий суд и утвержден его устав, видимо, по аналогии с подобными судебными учреждениями, существовавшими в ту эпоху во Франции [1, с. 283]. Как явствует из самого текста, этот коммерческий суд создавался как временный до окончания работ Комиссии законов над проектом Устава о коммерции, но стал постоянным.

При суде учреждалась должность прокурора. Прокурор Одесского суда надзирал за соблюдением "судебного порядка" и ходатайствовал по делам казенным, сирот и купеческих вдов и других лиц, требующих общественного призрения. Протесты на решения суда он приносил одесскому градоначальнику. В 1836 г. по ходатайству местной власти эта должность была преобразована в должность прокурора Одесского градоначальства. У этого последнего уже не было обязанности надзора за коммерческим судом, поскольку такой надзор, по мнению местного купечества и самого суда, тормозил ход дела. До 1869 г. одесский прокурор еще осуществлял надзор за совершением крепостных дел в суде. А с введением новых судебных учреждений в 1869 г. утратил и эту функцию.

Вслед за Одесским стали создаваться коммерческие суды в портовых городах: в 1808 г. - в Таганроге, в 1818 г. - в Феодосии, в 1819 г. -в Керчи, в 1821 г. - в Архангельске, в 1824 г. - в Измаиле. Устав Одесского суда стал уставом для всех образованных в первой четверти XIX века коммерческих судов. Как отмечает С. Казанцев, крупным портом России, где не было коммерческого суда, оставался Петербург [3, с. 28]. Еще в 1817 г. в Петербурге был учрежден специальный комитет, состоявший из биржевого

102

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 1 (28)

купечества, для разработки проекта закона о Коммерческой Палате, на которую хотели возложить как административные обязанности по руководству биржами, так и функции коммерческого суда. Но его деятельность закончилась безрезультатно.

В 1827 г. создается новый комитет, под председательством М.М. Сперанского, а его задачей было совершенствование законодательства о векселях и банкротствах. В ходе работы встал вопрос о целесообразности учреждения в столицах особых коммерческих судов. Император не возражал против этого, и комитет составил проект Учреждения коммерческих судов. Среди ряда вопросов, обсуждавшихся в комитете, был вопрос о прокурорском надзоре за коммерческими судами.

Однако предложение иметь прокуроров при коммерческих судах было отвергнуто в связи с тем, что: а) судоговорение в судах происходит в устной форме, и поэтому просмотр журналов и определений, которым занимаются прокуроры, будет здесь неуместен; б) дела торговые и особенно фрахтовые, как правило, не терпят отлагательства, и, следовательно, прокурорские протесты, приостанавливая исполнение решения, могут привести к разорению одного из участников процесса; в) коммерческий суд должен быть судом примирительным, в котором прокурорскому надзору делать нечего; г) коммерческий суд основан более на личном доверии сторон к судьям, выбранным ими самими, а не на доверии к судебной процедуре.

Указом царя Николая I от 14 мая 1832 г. произошло Учреждение коммерческих судов и был утвержден Устав торгового

судопроизводства, которые действовали вплоть до 1917 г. Любопытна "мотивировка" издания Указа об учреждении коммерческих судов: "...Опыт показал, что в городах обширную торговлю отправляющих, многосложные торговые споры, возрастая ежегодно по мере ее распространения, от слияния их в одних местах со множеством других дел часто подвергались значительным затруднениям. Неудобства, от сего происходящие, часто были отвращаемы учреждением особых судов, под именем коммерческих, в некоторых городах торговых, как-то: в Одессе, Таганроге, Архангельске и других".

Литература

1. Васьковский Е. В. Курс гражданского процесса. М., 1913. С. 273.

2. Гребенцов А. М. Развитие хозяйственной юрисдикции в России. М., 2002.

3. Казанцев С. М. Коммерческие суды в дореволюционной России // Вестник ВАС РФ. 2002. № 5. Специальное приложение.

4. Клеандров М. А. Арбитражные суды Российской Федерации. М., 2001.

5. Мартышин О. В. Вольный Новгород. М., 1992.

6. Немиров Г. А. Торговый суд в России до 1832 г. // Вестник права. 1901. № 3.

7. Московский коммерческий суд. Очерк истории Московского коммерческого суда (18331908) и его современные детали / Под ред. Н.А. Победоносцева, Т.М. Годзевича. СПб., 1909.

8. Фурсов Д. А. Из истории арбитражного судоустройства и судопроизводства // Вестник ВАС РФ. 1996. № 1.

9. Шершеневич Г. Ф. Курс торгового права. Т. 4. М, 1912.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.