Научная статья на тему 'Развитие Китайско-Грузинских торгово-экономических отношений в контексте реализации стратегии «один пояс, один путь» (2013-2022)'

Развитие Китайско-Грузинских торгово-экономических отношений в контексте реализации стратегии «один пояс, один путь» (2013-2022) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
один пояс / один путь / экономический коридор / Китай / Грузия / Belt and Road / economic corridor / China / Georgia

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лань Пэнхэ

Грузия занимает важное стратегическое географическое местоположение. Предложенная Китаем инициатива «Один пояс, один путь» создала новые возможности для развития мировой экономики. С момента выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» сотрудничество между двумя странами вступило в новый период динамичного развития. Грузия придает большое значение и активно участвует в строительстве «Одного пояса, одного пути». Это вносит новую сильную мотивацию для развития двусторонних отношений и сотрудничества в области экономики и торговли. Автор считает, что строительство экономического коридора Китай–Центральная Азия–Западная Азия в рамках плана «Экономический пояс Шелкового пути» станет новой возможностью для экономического развития Грузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Chinese-Georgian trade and economic relations in the context of implementing the Belt and Road strategy (2013-2022)

Georgia occupies a significant geographically strategic location. The “Belt and Road Initiative” proposed by China has created new opportunities for the development of the global economy. Since the startup of the “Belt and Road Initiative”, cooperation between the two countries has entered a new dynamic development stage. Georgia attaches great importance and is actively involved in the construction of the “Belt and Road Initiative”. This adds a strong motivation for the development of bilateral relations and cooperation in the field of economics and trade. The author analyzed the official attitude of Georgia towards the reasons and construction of the “Belt and Road Initiative”, as well as the positive results of cooperation between the two parties in the economic and trade areas in recent years (the relationship of infrastructure, uninterrupted trade, free movement of capital). The author believes that the construction of the economic corridor China central Asia West Asia as part of “The Belt and Road Initiative” will becomes a new opportunity for the economic development of Georgia.

Текст научной работы на тему «Развитие Китайско-Грузинских торгово-экономических отношений в контексте реализации стратегии «один пояс, один путь» (2013-2022)»

Лань Пэнхэ

Аспирант факультета международных отношений. Белорусский государственный университет.

Развитие Китайско-грузинских торгово-экономических отношений в контексте реализации стратегии «один пояс, один путь» (2013-2022)*

Цель исследования и методы исследования. Автор анализирует официальное отношение Грузии к строительству «Экономического пояса Шелкового пути», причины, а также положительные результаты сотрудничества двух сторон в экономической и торговой сферах за последние годы (взаимосвязь инфраструктуры, бесперебойные торговые потоки и свободное движение капитала). Использованы исторический и сравнительный методы анализа. Объектом исследования является текущая ситуация и развитие трех конкретных направлений сотрудничества между двумя странами, находящихся в области торговли и экономики в рамках сотрудничества инициативы «Один пояс, один путь» (бесперебойная торговля, соединение объектов и финансовая интеграция).

Характеристика источниковой и историографической базы исследования. Исследование сотрудничества между Китаем и Грузией в рамках инициативы «Один пояс, один путь» уже нашло определенное отражение в национальной историографии. Китайские исследователи Бао Ян и Цуй Ри-мин считают то, что Китай первым официально запустил зону свободной торговли под «Экономическим поясом Шелкового пути», имеет большое практическое значение. Развитие зоны свободной торговли будет способствовать развитию экономических и торговых отношений между двумя странами и повысит уровень сотрудничества [1]. Лу Пинг проанализировал сотрудничество и перспективы двух стран в рамках экономического пояса Шелкового пути (2013-2016) [2].

Русскоязычная историография, где исследовался бы вопрос о развитии строительства «Одного пояса, одного пути» в области торговли и экономики между двумя странами, малочисленна. Махавариари Г.Г. указывает на то, что укрепление китайского присутствия в Грузии ознаменовалось

© Лань Пэнхэ, 2022.

ростом китайских инвестиций в экономику страны. Китай представляет собой силу, способную конкурировать со странами Запада и Россией за важные геостратегические позиции в Закавказье [3]. Тасиц К.И. указал, что Армения, Грузия и Азербайджан активно поддерживают инициативу Пекина, так как она соответствует их внешнеполитическому видению региона в качестве коридора, соединяющего Европу и Азию [4].

Однако по-прежнему необходима систематизация накопленной информации. При написании статьи использовались различные виды источников. Основными источниками исследования послужили официальные документы двух правительств и их департаментов. Автор использовал также публикации СМИ (газета «Жэньминь жи-бао», газета «China Daily», информационное агентство «Синьхуа») и другие.

В сентябре и октябре 2013 г. председатель КНР Си Цзиньпин выступал в Назарбаев Университете в Казахстане и Национальной ассамблее в Индонезии и выдвинул инициативу по совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» соответственно (далее: «Один пояс, один путь»), которая привлекла внимание международного сообщества и нашла активный отклик у заинтересованных стран [5, с. 2]. «Экономический пояс Шелкового пути», который с восточной стороны соединяется с ATP, а с западной - с развитыми экономиками ЕС, называют «самым протяженным и самым перспективным экономическим коридором в мире» [6, с. 5].

В соответствии с важными пунктами сотрудничества и пространственным размещением объектов совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», Китай предложил рамки сотрудничества проекта «Шесть коридоров, шесть дорог, множество стран и портов». Шесть коридоров - это такие международные экономические коридоры, как новый евразийский континентальный мост, Китай-Монголия-Россия, Китай-Центральная Азия-Западная Азия, Китай-Индокитай, Китай-Пакистан и Бангладеш-Китай-Индия-Мьянма. Шесть дорог - это железные, автомобильные, водные, воздушные дороги, трубопроводы и комплексная информационная сеть. Главное в содержании проекта - взаимосвязь и взаимодействие инфраструктур. «Шесть коридоров, шесть дорог, множество стран и портов» - это одно из направлений совместного строительства в рамках инициативы «Один пояс, один путь», необходимое для взаимодействия стран в ходе создания инициативы «Один пояс, один путь» [7, с. 12-13]. Причина, по которой Грузия так положительно относится к инициативе «Экономический пояс Шелкового пути» заключается в том, что она в значительной степени совместима с ее национальными стратегическими целями развития и национальными интересами. Это имеет важные практические последствия для Грузии [8, с. 77].

В мае 2015 года правительство Грузии опубликовало план развития

«Сильная, демократическая и единая Грузия», подчеркнув особую роль Грузии как моста в строительстве «Экономического пояса Шелкового пути», полагая, что Экономический пояс Шелкового пути способствует содействию торгово-экономическим связям между ЕС и Азией [9]. В ноябре 2016 года правительство Грузии опубликовало правительственную программу «Свобода, быстрое развитие и процветание (2016-2020 гг.)». Согласно документу, официальные лица Грузии считают, что сотрудничество между Европой и Азией через Шелковый путь имеет большое значение, а сотрудничество с восточными странами в сферах экономики, торговли, транспорта и энергетики приносит Грузии большую пользу [10]. Позитивный настрой Грузии подтвержден в виде государственной программы.

Благодаря стратегическому расположению Грузии, которая расположена на перекрестке Востока и Запада, страна имеет идеальная позиция с точки зрения доступа на рынки Азии и Ближнего Востока, а также Европы и стран СНГ.

«Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли», подписанное ЕС и Грузией 27 июля 2013 года, предусматривает, что, экспортируемые товары Грузией в ЕС, должны производиться в Грузии. Это значительно повышает инвестиционную привлекательность Грузии, особенно для стран, не подписавших соглашение о свободной торговле с ЕС [11, с. 13]. В июне 2014 года Грузия подписала Соглашение об ассоциации с ЕС. Соглашение предусматривает, что все грузинские товары, поступающие на рынок ЕС, освобождаются от таможенных пошлин. Кроме того, Грузия подписала соглашения о свободной торговле с восемью странами СНГ, включая Россию, а также с Турцией [12]. 13 мая 2017 года Китай и Грузия подписали соглашение о свободной торговле. Вступление в силу соглашения позволит китайским товарам и услугам усовершенствовать доступ на рынок ЕС и рынки Грузии и соседних стран, а также будет способствовать развитию экономики Грузии [13].

Таким образом, превращение Грузии в региональный экономический центр соответствует плану экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия.

28 марта 2015 г. на Азиатском форуме в Боао по поручению Госсовета КНР Национальная комиссия по развитию и реформам Министерство иностранных дел и Министерство коммерции совместно опубликовали документ под названием «Перспективы и действия по совместной реализации инициатив ЭПШП и Морской Шелковый путь XXI века», в котором были выдвинуты в качестве основных задач «сопряжение политических установок, соединение транспортных магистралей, расширение торговли и инвестиций и сближение народов» [14]. Это должно привести к созданию сообщества совместных интересов, совместной ответственности и единой судьбы, основанного на политическом взаимодоверии, экономическом со-

пряжении и сосуществовании культур.

В документе интерпретируется коннотация «Один пояс, один путь», указываются конкретные задачи и направления развития строительства «Один пояс, один путь», представленные ниже.

1. Взаимосвязь инфраструктуры является приоритетным направлением совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь». На основе уважения интересов и озабоченностей соответствующих стран по поводу собственного суверенитета и безопасности, благодаря общим усилиям всех заинтересованных стран, ускоренными темпами формируется многовекторная, многоуровневая и комплексная инфраструктурная сеть, которая, главным образом, охватывает сеть железных дорог, автодорог, водные перевозки, авиалинии, трубопроводы и конвергентные информационные сети. Заметно снизилась себестоимость обмена товарами, капиталом, информацией и техникой в регионах, что позитивно стимулировало упорядочение потоков и оптимизированное распределение ресурсов и возможностей между регионами. Было налажено взаимовыгодное и обоюдовыигрышное сотрудничество в целях совместного развития [15]. Глобализация экономики в XXI веке способствовала развитию инфраструктуры, что значительно уменьшило издержки между народной экономической активности и явилось катализатором развития международной торговли. Все это послужило базой для возникновения идеи проекта «Один пояс, один путь» [16, с. 1-2].

Сменявшие друг друга правительства Грузии активно развивали инфраструктуру для стимулирования экономики. Китайские компании участвуют в ряде крупных инфраструктурных проектов в Грузии, которые зачастую имеют большой масштаб и сложны в строительстве. С 2013 года Китайская железнодорожная строительная корпорация (проект объездной железной дороги Тбилиси, проект модернизации железной дороги) [17], Китайская железнодорожная инженерная корпорация (проект автомагистрали Север-Юг) [18], Китайская компания «Тяньчэн» (проект парогазовой электростанции мощностью 230 МВт) [19] и Китайская корпорация дорог и мостов (проект скоростной автомагистрали E60) [20] сотрудничают с Грузией в рамках крупномасштабных проектов. Инфраструктурные проекты, осуществляемые Китаем в Грузии, играют важную роль в обеспечении инфраструктурной и энергетической безопасности Грузии.

30 сентября 2014 года авиакомпания China Southern Airlines официально запустила международный маршрут Ланьчжоу-Урумчи-Тбилиси. Этот маршрут значительно сокращает расстояние от Северо-Западного Китая до Кавказского региона и лучше способствует экономическим, торговым и туристическим обменам между двумя странами [21]. 10 февраля 2015 года в Грузию успешно прибыл первый международный прямой грузовой поезд Китай-Грузия. Открытие и эксплуатация этого поезда имеет большое зна-

чение для Грузии и западных провинций Китая в деле создания региональных транспортных узлов и коммерческих логистических распределительных центров, развития международных рынков и расширения масштабов межрегиональной импортной и экспортной торговли [22].

Главное таможенное управление Китая создало платформу обмена и совместного использования таможенной информации для стратегии инициативы «Один пояс, один путь» и создала электронную сеть происхождения с Чили, Пакистаном, Сингапуром, Грузией и другими странами для обмена информацией и данными о проектах. Комиссия по регулированию банковской деятельности Китая и Национальный банк Грузии подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области регулирования [23].

27 апреля 2019 года министр транспорта Китая Ли Сяопэн встретился с вице-премьером Грузии Маяцкитишвили в Пекине, где стороны обменялись мнениями об углублении транспортного сотрудничества между Китаем и Грузией и совместно подписали Соглашение о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов между правительствами Китая и Грузии. Это заложило более прочную политическую основу для развития транзитных перевозок между двумя сторонами [24].

4 февраля 2022 года в городе Вувэй, Китай, состоялась церемония открытия китайско-европейского железнодорожного поезда «Тяньма» (Южный вокзал Вувэй-Тбилиси, трансграничный международный грузовой поезд «море - железная дорога»). Это первый поезд из провинции Ганьсу в Тбилиси, Грузия [25].

2. Бесперебойная торговля является важным аспектом совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь», которое, в свою очередь, способствовало либерализации и упрощению процедур торговли и инвестиций в странах и регионах, расположенных вдоль указанного маршрута, снизило операционные и прочие затраты на заключение и обслуживание сделок и ведение хозяйствования, высвободило потенциал развития, позволяя всем заинтересованным странам на более широком и более глубоком уровне участвовать в процессе экономической глобализации [26].

13 мая 2017 года в ходе Форума международного сотрудничества инициативы «Один пояс, один путь» министр экономики Грузии Георгий Гахар и министр коммерции Китая Чжун Шань подписали соглашение о свободной торговле. Соглашение о свободной торговле между КНР и Грузией является первым подобным соглашением, подписанным Китаем со страной евразийского региона, а также служит первым соглашением о свободной торговле, запущенным и заключенным страной после выдвижения Китаем в 2013 году инициативы «Один пояс, один путь» [27]. Подписание соглашения позволит открыть новую страницу в экономических и торго-

вых отношениях Китая и Грузии, пойдет на пользу всестороннему повышению уровня практического сотрудничества двух стран. Соглашение имеет важное значение для реализации китайской инициативы «один пояс, один путь» и продвижения стратегии зон свободной торговли.

5 ноября 2018 года в Шанхае прошла первая Китайская международная выставка импортных товаров, которая является первой в мире выставкой национального уровняс темой импорта. Премьер-министр Грузии Мамука Бахтадзе посетил выставку и высоко оценил сотрудничество. Он сказал, что выставка не только позволила Грузии продемонстрировать миру свои товары и услуги, но также стала важной платформой и возможностью для грузинских предприятий экспортировать в Китай превосходную продукцию [28].

4 ноября 2020 года в Шанхае открылась третья Китайская международная выставка импортных товаров. Министерство экономики и устойчивого развития Грузии Натия Тернава, заявила, что эпидемия СОУШ-19 принесла миру вызовы, и на этом фоне проведение С11Е имеет решающее значение для развития мировой экономики, в том числе и Грузии. Она сказала, что в 2019 году во второй выставке приняли участие 33 грузинские компании, что сыграло большую роль в продвижении и продажах грузинской продукции, что не только повысило популярность Грузии, но и увеличило экспорт ее продукции на рынок Китая [29].

24 августа 2021 года в Урумчи, Китай, открылась Азиатско-Европейская торговая ярмарка 2021 года под девизом «Создание торговой платформы Шелкового пути для продвижения взаимовыгодного экономического сотрудничества». В общей сложности 19 стран и международных организаций, включая Грузию, приняли участие в ярмарке, способствуя дальнейшему развитию китайско-грузинских экономических и торговых отношений [30].

В мае 2017 года стороны подписали соглашение о свободной торговле, и Грузия стала первой страной-партнером Китая по свободной торговле в Евразии. Двусторонние торговые отношения вступили в новый исторический период, и двусторонняя торговля продолжает неуклонно расти. Особенно после вспышки новой эпидемии коронарной пневмонии экономика Грузии серьезно пострадала, а торговля между Китаем и Грузией выросла вопреки тенденции, внося важный вклад в восстановление региональной экономики [31].

По данным Национальное статистическое управление Грузии, объем двусторонней торговли между Китаем и Грузией в 2020 году составил 1,187 млрд долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 9,5%. Среди них экспорт Грузии в Китай составил 478 млн долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 113,4%, импорт из Китая составил 709 млн долларов США, сократившись на 17,5% в годовом исчислении. Китай является третьим по величине торговым партнером Грузии, а объем двусторон-

12

10

Общий импорт и экспорт между Китаем и Грузией (2015-2021) ^ГдГГГсшл

7.13

7.22

.1 .||

9.35

14.81

■ Импорт из Грузии ■ Экспорт в Грузию ■ Общий импорт и экспорт между Китаем и Грузией

Источник: Эта таблица основана на данных Статистического управления Грузии (собст. разраб. автора) [32].

ней торговли между Китаем и Грузией составляет 10,4% от общего объема внешней торговли Грузии. Китай является крупнейшим экспортным рынком Грузии, и экспорт Грузии в Китай составляет 14,3% от общего объема экспорта; Китай является третьим по величине источником импорта Грузии, а импорт Грузии из Китая составляет 8,9% от общего объема импорта [40]. В 2021 году объем двусторонней торговли между Китаем и Грузией составит 1,481 миллиарда долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 24,8%. Среди них экспорт Грузии в Китай составил 616 млн долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 29,0%, импорт из Китая составил 865 млн долларов США, увеличившись в годовом исчислении на 22,0%. Китай стал третьим по величине торговым партнером Грузии, а объем двусторонней торговли между Китаем и Грузией составляет 10,3% от общего объема внешней торговли Грузии. Китай является крупнейшим экспортным рынком Грузии, и экспорт Грузии в Китай составляет 14,5% от общего объема экспорта; Китай является третьим по величине источником импорта Грузии, а импорт Грузии из Китая составляет 8,6% от общего объема импорта.

3. Свободное движение капитала является важнейшей основой совместного строительства инициативы «Один пояс, один путь». Международные многосторонние финансовые учреждения и многие коммерческие банки непрерывно изыскивают и внедряют новые модели инвестирования и финансирования, активно расширяют диверсифицированные каналы финансирования, предоставляя стабильную, прозрачную и высококачественную финансовую поддержку для совместного строительства инициативы «Одного пояса, одного пути» [33].

13 июля 2015 года президент China UnionPay Ши Вэньчао и генеральный директор Liberty Bank Георгий Арвеладзе, третий по величине банк в Грузии, совместно объявили в Тбилиси, что все банкоматы и POS-терминалы Liberty Bank официально начнут принимать карты с чипом UnionPay (номер карты начинается с 62). Это был первый случай, когда чиповые карты UnionPay принимались в Грузии. UnionPay International улучшает условия приема карт UnionPay в Центральной Азии и на Кавказе благодаря реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь». крупные местные учреждения, включая Liberty Bank, расширят выпуск карт UnionPay, что сделает карту UnionPay важным связующим звеном между странами и регионами в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [34].

27 сентября 2015 года Чжоу Сяочуань управляющий Народного банка Китая, подписал двустороннее рамочное соглашение о свопе в местной валюте с президентом Национального банка Грузии Кадакидзе, выразив свою готовность заключить двусторонний механизм свопа в местной валюте для укрепления двустороннего валютного сотрудничества, продвижения двусторонних расчетов в местной валюте, содействие развитию торговли и

инвестиций между двумя странами [35].

Свободно-индустриальный парк Хуалинг расположен в Кутаиси, втором по величине городе Грузии, с общим объемом инвестиций 150 миллионов долларов США и официально открыт в октябре 2015 года. Свободный индустриальный парк объединяет безналоговую промышленную зону и зоны вспомогательных услуг, а также пользуется соответствующей преференциальной политикой, такой как Закон о свободной промышленной зоне Джорджии. С момента своего создания Хуалинг корпорация последовательно инвестировала 31,17 млн долларов США в строительство на существующих 35,92 га земли индустриального парка с относительно полной инфраструктурой [36].

Глава Минэкономики Грузии Дмитрий Кумсишвили отмечает, что «развитие Шелкового пути - один из важных приоритетов правительства Грузии после подписания меморандума о взаимопонимании между Торгово-промышленной палатой Грузии и Международным торговой палаты «Шелковый путь». Международная торговая палата шелкового пути была создана в 2015 году в специальном административном регионе Гонконга. В организацию объединены крупнейшие компании 36 стран» [37].

Банк развития Китая является крупнейшим иностранным инвестиционным и финансовым банком КНР. В 2016 году Банк развития Китая предоставил кредит в размере 5 миллионов долларов США Грузинскому базисному банку, став первым финансовым учреждением в Китае, которое осуществило международное финансовое сотрудничество с местным грузинским банком. На основе плодотворного сотрудничества на ранней стадии в 2017 году Банк развития Китая увеличил кредит Basis Bank на 15 миллионов долларов США, что еще больше расширило финансовое сотрудничество между двумя сторонами. Благодаря этому кредитному сотрудничеству были развиты экономические и торговые обмены между двумя странами, укрепилось взаимное доверие между предприятиями двух стран и возросло влияние китайских финансовых учреждений в Грузии [38]. 14 мая 2017 года на Первом саммите международного сотрудничества инициативы «Один пояс, один путь» Китай Хуасинь и правительство Грузии подписали Меморандум о взаимопонимании по совместному созданию Банка развития Грузии и Рамочное соглашение о стратегическом сотрудничестве по совместному созданию Грузинского государственного строительного фонда [39]. Это способствует развитию экономического и финансового сотрудничества между Китаем и Грузией.

8 ноября 2014 г. в Пекине председатель КНР Си Цзиньпин объявил на Диалоге об укреплении партнерских связей, что Китай инвестирует 40 млрд долларов США в создание Фонда Шелкового пути. 29 декабря 2014 года в Пекине был официально учрежден Фонд Шелкового пути [40]. 15 мая 2017 года Ян Зеджун, председатель наблюдательного совета Фонда Шелкового

пути, встретился с министром экономики и устойчивого развития Грузии Георгием Гахария. Стороны обменялись мнениями о потенциальных сферах сотрудничества, о возможных направлениях сотрудничества. Он стал первым высокопоставленным правительственным чиновником на Южном Кавказе, который встретился с представителями Китайского фонда Шелкового пути [41]. Эта организация располагает 40 млрд долларов США, чтобы превратить проект «Новый шелковый путь» из концепции в реальность. 23 апреля 2018 года председатель Фонда «Шелковый путь» Цзинь Ци встретился с послом Грузии в Китае Давидом Апциаури, стороны обменялись мнениями по вопросам укрепления сотрудничества [42].

14 августа 2018 г. банк развития Китая и «ТВС-банк» с грузинской стороны заключили соглашение, в рамках которого первая сторона предоставила кредит в размере 50 млн. долларов. Такое соглашение, по мнению Георгия Шагидзе - финансового директора «ТВС-банка», указывает, прежде всего, на долгосрочное существование текущего проекта, а также вселяет уверенность в том, что его масштабы будут постепенно увеличиваться [43].

27 апреля 2019 года Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая и Национальный банк Грузии подписали меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве в сфере регулирования [44]. Подписание меморандума имеет большое значение для финансового сотрудничества двух стран. 21 июля 2020 г. совет директоров Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) одобрил кредит в размере 45 млн евро для финансирования мер по борьбе с коронавирусом нового типа в Грузии. Этот заем АБИИ поможет Грузии в реализации мер по обеспечению макроэкономической стабильности, а также позволит минимизировать ущерб от негативного воздействия пандемии. Первый (в размере 91,34 млн евро) страна получили в мае для развития инфраструктуры системы здравоохранения [45]. 21 июня 2022 года посол Китая в Грузии Чжоу Цянь встретился в Тбилиси с председателем китайско-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и председателем Фонда партнерства Грузии Саганелидзе. Стороны провели углубленный обмен мнениями по углублению китайско-грузинского экономического, торгового и инвестиционного сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь» [46].

Заключение

Китайская инициатива «Один пояс, один путь» создала новые возможности для развития мировой экономики. Грузия расположена вдоль Экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия в плане строительства «Экономического пояса Шелкового пути», который стал новым путем экономического развития Грузии.

Документ «Перспективы и действия по совместной реализации инициатив и Морской Шелковый путь XXI века», в котором были выдвинуты в качестве основных задач «сопряжение политических установок, соединение транспортных магистралей, расширение торговли и инвестиций и сближение народов». С момента реализации инициативы «Один пояс, один путь» двусторонние отношения между Китаем и Грузией быстро развивались, и при решении этих пяти задач были достигнуты большие успехи. Это заложило хорошую основу для будущего двустороннего сотрудничества.

В контексте настойчивого стремления к европейской интеграции Грузия в последние годы продемонстрировала более практичную концепцию управления, подчеркнув свою роль «транзитной страны» и свой особый статус на Шелковом пути.

С января по июль 2022 года стоимость экспорта Грузии в Китай составляла 875 613 220 долларов США, и Китай является крупнейшим экспортером Грузии. Стоимость импорта в Китай составляет 1 141 750 880 долларов США, Китай является третьим по величине импортером Грузии [47]. В будущем китайско-грузинское сотрудничество в рамках «Один пояс, один путь» получит дальнейшее развитие. Участие Грузии в данном проекте является важной гарантией беспрепятственного строительства проекта «Экономический пояс Шелкового пути» в Грузии, а также стратегически выгодное географическое положение является самым большим преимуществом при строительстве ««Экономический пояс Шелкового пути».

Для Грузии расширение диверсифицированного двустороннего сотрудничества посредством совместного строительства проекта «Экономический пояс Шелкового пути» является благоприятной возможностью для развития и мудрым и прагматичным стратегическим выбором. Китай играет все более важную роль в экономической и торговой сфере Грузии, и двустороннее сотрудничество между Китаем и Грузией имеет широкие перспективы.

библиографический список:

[1] Бао Ян, Цуй Римин. Исследование строительства зоны свободной торговли между Китаем и Грузией в рам-

ках Экономического пояса Шелкового пути // Журнал Ляонинского университета. 2017. № 1. С. 51-57.

[2] Лу Пинг. Грузия и инициатива Экономического пояса Шелкового пути: отношения, последствия и пер-

спективы / Лу Пинг // Российский академический журнал. 2015. № 5. С. 75-83.

[3] Махавариари Г.Г. Грузия-Китай: политические, экономические и гуманитарные аспекты сотрудничества // Вест-

ник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения 2015. № 1. С. 142-151.

[4] Тасиц К.И. Развитие отношений Китая с республиками Южного Кавказа в контексте инициативы «Пояс

и путь» // Проблемы национальной стратегии. 2019. № 5. С. 80-96.

[5] Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции.

Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию экономического пояса Шёлкового пути и морского Шёлкового пути XXI века / Госкомитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции. — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2015. 44 с.

[6] Китайская международная издательская группа. Ключевые слова Китая-Один пояс, один путь / Китай-

ская международная издательская группа. — Пекин: Издательство «Синь Шицзе», 2017. 169 с.

[7] Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного

пути». Совместное строительство «одного пояса, одного пути»: идея, практика и вклад Китая / Канцелярия руководящей рабочей группы по продвижению строительства «Одного пояса, одного пути». — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2017. 76 с.

[8] Лу Пинг. Грузия и инициатива Экономического пояса Шелкового пути: отношения, последствия и пер-

спективы // Российский академический журнал. 2016. № 5. С. 75-83.

[9] Правительственная программа «Для сильной, демократической и объединенной Грузии» [Электронный

ресурс] // Грузинское правительство. — 05.2015. // URL: https://www.gov.ge/files/41_50258_481988_Stron g,Democratic,UnitedGeorgia1.pdf (Дата доступа: 15.05.2022)

[10] Правительственная программа «Свобода, быстрое развитие и процветание (2016-2020 гг.)» [Электронный ресурс] // Грузинское правительство. — 19.05.2017. // URL: https://www.gov.ge/ filesM1_61087_816118_GoG_Platform_LKF_19_05_2017.pdf (Дата доступа: 12.06.2022)

[11] Владимир Папава. Грузия на геополитическом перепутье и ее стратегический выбор / Папава Владимир // Международные перспективы. 2018. № 2. С. 1-14.

[12] Китай и Грузия существенно завершили переговоры по соглашению о свободной торговле [Электронный ресурс] // Министерство коммерции Китая. — 08.10.2016. // URL: http://ge.mofcom.gov.cn/article/ zxhz/sbmy/201610/20161001404890.shtml (Дата доступа: 19.08.2022)

[13] Китай и Грузия официально подписали соглашение о свободной торговле [Электронный ресурс] // Информационное агентство «Синьхуа». — 14.05.2017. // URL: http://www.xinhuanet.com/world/2017-05/14/c_1120967865.htm (Дата доступа: 19.08.2022)

[14] Пять задач [Электронный ресурс] // Китайская международная издательская группа. — 10.04.2017. // URL: http://russian.china.org.cn/china/China_Key_Words/2017-04/19/content_40649974.htm (Дата доступа: 10.08.2022)

[15] Инициатива совместного строительства «одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы [Электронный ресурс] // Центральное народное правительство Китая. — 22.04.2019. // URL: http://www. gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (Дата доступа: 27.05.2022)

[16] Лю Вэй. Транспортное соединение - строительство взаимосвязанного мира / Лю Вэй — Пекин: Издательство литературы на иностранных языках, 2017. 57 с.

[17] Сунь Шэнцзе, председатель Китайской железнодорожной строительной корпорации 23-го бюро группа встретился с Майей Изаки, заместителем премьера Грузии в Пекине. [Электронный ресурс] // Китайская железнодорожная строительная корпорация 23-го бюро группа. — 26.04.2019. // URL: http:// www.cr23g.com/art/2019/4/26/art_1987_2890529.html (Дата доступа: 27.05.2022)

[18] Китайская железнодорожная инженерная корпорация подписала проект автомагистрали Север-Юг в Грузии. [Электронный ресурс] // Сайт новостей «Соуху». — 06.09.2019. // URL: https://www.sohu. com/a/339289970_693020 (Дата доступа: 20.06.2022)

[19] Проект компании Тяньчэнь в Грузии был успешно завершен (проект парогазовой электростанции мощностью 230 МВт). // Тяньцзиньская ассоциация внешнеэкономического сотрудничества. — 06.09.2019. // URL: http://www.tjtfea.com/News/201907/2019071705573719.htm (Дата доступа: 20.06.2022)

[20] Китайская корпорация дорог и мостов подписала проект скоростной автомагистрали E60) в Грузии. [Электронный ресурс] // Сайт новостей «Тэнсюнь». — 16.12.2021. // URL: https://view.inews.qq.com/ k/20211216A02N2300?web_channel=wap&openApp=false&pgv_ref=baidutw (Дата доступа: 29.06.2022)

[21] Китай южные авиакомпании официально запустила международный маршрут Ланьчжоу-Урумчи-Тбилиси. [Электронный ресурс] // Газета «China Daily (Чайна дейли)». — 01.10.2014. // URL: http:// cnews.chinadaily.com.cn/2014-10/01/content_18691429.htm (Дата доступа: 29.06.2022)

[22] 10 февраля 2015 года в Грузию успешно прибыл первый международный прямой грузовой поезд Китай-Грузия. [Электронный ресурс] // Министерство коммерции КНР. — 11.02.2015. // URL: http:// ge.mofcom.gov.cn/article/jmxw/201502/20150200895523.shtml (Дата доступа: 29.06.2022)

[23] Главное таможенное управление Китая создало платформу обмена и совместного использования таможенной информации для стратегии «один пояс, один путь». [Электронный ресурс] // Главное таможенное управление Китая. — 28.04.2019. // URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/hgzssldzj/ cjhy44/2401381/index.html (Дата доступа: 30.05.2022)

[24] Министр транспорта Китая Ли Сяопэн с вице-премьером Грузии Маяцкитишвили в Пекине подписали Соглашение о международных автомобильных перевозках пассажиров и грузов между правительствами Китая и Грузии. [Электронный ресурс] // Министерство транспорта КНР. — 13.04.2018. // URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1597645636891656408&wfr=spider&for=pc (Дата доступа: 30.05.2022)

[25] 4 февраля 2022 года в городе Вувэй состоялась церемония открытия китайско-европейского железнодорожного поезда «Тяньма». [Электронный ресурс] // Министерство коммерции КНР. — 26.04.2022. // URL: http://az.mofcom.gov.cn/article/jmxw/202204/20220403307668.shtml (Дата доступа: 30.05.2022)

[26] Инициатива совместного строительства «одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы [Электронный ресурс] // Центральное народное правительство Китая. — 22.04.2019. // URL: http://www. gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (Дата доступа: 27.05.2022)

[27] Правительства Китая и Грузии подписали соглашение о свободной торговле [Электронный ресурс] // Министерство коммерции КНР. — 03.01.2018. // URL: http://gpj.mofcom.gov.cn/article/ zuixindt/201801/20180102693445.shtml (Дата доступа: 11.05.2022)

[28] Видеть китайский рынок и делиться возможностями в Китае // газета «Жэньминь жибао». — 08.11.2018. // URL: http://finance.people.com.cn/GB/n1/2018/1108/c1004-30389768.html (Дата доступа: 11.05.2022)

[29] Китайская международная импортная выставка имеет решающее значение для развития мировой экономики [Электронный ресурс] // Китай центральное телевидение. — 10.11.2020. // URL: http://news.cctv. com/2020/11/10/ARTI5lxjf9BiN07g8il1gUSp201110.shtml (Дата доступа: 09.05.2022)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[30]Азиатско-европейская торговая ярмарка 2021 (онлайн) открыта в городе Урумки [Электронный ресурс] // Народное правительство Синьцзян-Уйгурского автономного района, Китай. — 25.08.2021. // URL: http:// www.xinjiang.gov.cn/xinjiang/xjyw/202108/53cf3d3914c84c3282c0eaad3f67a12c.shtml (Дата доступа: 09.05.2022)

[31] Тридцать лет дипломатических отношений между Китаем и Грузией [Электронный ресурс] // Посольство Китая в Грузии. — 17.06.2022. // URL: http://ge.china-embassy.gov.cn/xwdt/202206/ t20220617_10704628. htm (Дата доступа: 27.06.2022)

[32] Внешняя торговля товарами [Электронный ресурс] // Национальное статистическое управление Грузии. — 17.06.2022. // URL: https://www.geostat.ge/en/modules/categories/35/external-trade (Дата доступа: 27.06.2022)

[33] Инициатива совместного строительства «одного пояса, одного пути» прогресс, вклад и перспективы [Электронный ресурс] // Центральное народное правительство Китая. — 22.04.2019. // URL: http://www. gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (Дата доступа: 27.05.2022)

[34] Чиповые карты UnionPay впервые принимаются в Грузии [Электронный ресурс] // Китайская корпорация UnionPay. — 13.07.2015. // URL: https://www.unionpayintl.com/en/mediaCenter/newsCenter/ companyNews/3006289.shtm (Дата доступа: 22.06.2022)

[35] Чжоу Сяочуань, управляющий Народного банка Китая подписал двустороннее рамочное соглашение о свопе в местной валюте с президентом Национального банка Грузии Кадакидзе // Госсовет Китая. — 27.09.2015. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2015-09/27/content_2939560.htm (Дата доступа: 23.05.2022)

[36] Свободная Индустриальная зона Хуалинг Кутаиси // Китайская торгово-промышленная группа Ху-алинг. — 27.09.2015. // URL: http://hualing.ge/language/ru/%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be% d0%b4%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d1%83%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b8%d0 %b0%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%b0%d1%8f-%d0%b7%d0%be%d0%bd%d0%b0-%d1%85%d1%83%d0%-b0%d0%bb%d0%b8/ (Дата доступа: 11.06.2022)

[37] Развитие Шелкового пути приоритетно для правительства Грузии [Электронный ресурс] // Сайт новостей «Спутник-Грузия». — 06.04.2016. // URL: https://sputnik-georgia.ru/20160406/Razvitie-Shelkovogo-puti-prioritetno-dlja-pravitelstva-Gruzii-230988609.html (Дата доступа: 21.05.2022)

[38] Банк развития Китая и Базисный банк Грузии провели церемонию подписания // Сайт новостей «Со-уху». — 14.08.2017. // URL: https://www.sohu.com/aZ164458414_162522 (Дата доступа: 20.05.2022)

[39] Китайская компания «Хуасинь» подписала два важных соглашения о сотрудничестве с правительством Грузии [Электронный ресурс] // Сайт новостей «Синьлан». — 15.05.2017. // URL: http://finance.sina.com. cn/roll/2017-05-15/doc-ifyfekhi7776797.shtml (Дата доступа: 27.05.2022)

[40] История Китайского фонда Шелкового пути [Электронный ресурс] // Китайский фонд Шелкового пути. — 22.02.2018. // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/cnweb/19854/19874/index.html (Дата доступа: 19.06.2022)

[41] Ян Цзэцзюнь, председатель наблюдательного совета Китайского фонда Шелкового пути, встретился с Георгием Гахария, министром экономики и устойчивого развития Грузии. [Электронный ресурс] // Китайский фонд Шелкового пути. — 18.05.2017. // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/ cnweb/19930/19938/35124/index.html (Дата доступа: 02.06.2022)

[42] Председатель Фонда Шелкового пути Цзинь Ци встретился с послом Грузии в Китае Давидом Ап-чаури [Электронный ресурс] // Китайский фонд Шелкового пути. — 23.04.2018. // URL: http://www. silkroadfund.com.cn/cnweb/19930/19938/36398/index.html (Дата доступа: 02.06.2022)

[43] Банк развития Китая выделил грузинскому банку «ТВС-банк» кредит в 50 млн. долларов. [Электронный ресурс] // газета «Жэньминь жибао». — 14.08.2018. // URL: http://russian.news.cn/2018-08/14/c_137387935.htm (Дата доступа: 02.06.2022)

[44] Список итогов 2-го Форума международного сотрудничества «Один пояс и один путь» [Электронный ресурс] // Госсовет Китая. — 28.04.2019. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/28/content_5386943. htm (Дата доступа: 07.06.2022)

[45] Азиатский инфраструктурный банк выделил Грузии 45 млн евро для борьбы с коронавирусом // Сайт новостей «Спутник-Грузия». — 22.07.2020. // URL: https://sputnik-georgia.ru/20200722/Aziatskiy-bank-dopolnitelno-vydelil-Gruzii-kredit-na-borbu-s-C0VID-19-249041146.html (Дата доступа: 07.06.2022)

[46] Посол Китая в Грузии Чжоу Цянь встретился в Тбилиси с председателем китайско-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству и председателем Фонда партнерства Грузии Саганелидзе [Электронный ресурс] // Министерство коммерции Китая. — 24.06.2022. // URL: http://ge.mofcom.gov.cn/article/c/202206/20220603321825.shtml (Дата доступа: 03.07.2022)

[47] Внешняя торговля [Электронный ресурс] // Национальное статистическое управление Грузии. —

01.08.2022. // URL: https://www.geostat.ge/en/modules/categories/35/external-trade (Дата доступа: 03.08.2022)

Reference

[1] Bao Yang, Cui Riming. A study on the construction of a free trade zone between China and Georgia in the

framework of the Silk Road Economic Belt // Journal of Liaoning University. 2017. № 1. Р. 51-57.

[2] Lu Ping. Georgia and the Silk Road Economic Belt Initiative: Relationships, Consequences and Prospects / Lu

Ping // Russian Academic Journal. 2015. № 5. Р. 75-83.

[3] Mahavariari G.G. Georgia-China: political, economic and humanitarian aspects of cooperation // Bulletin of the

Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations 2015. №1. P. 142-151.

[4] Tasits K.I. Development of China's Relations with the Republics of the South Caucasus in the Context of the Belt

and Road Initiative // Problems of National Strategy. 2019. № 5. Р. 80-96.

[5] State Committee for Development and Reform Affairs, Ministry of Foreign Affairs and Ministry of Commerce. Ex-

cellent prospects and practical actions for the joint creation of the economic belt of the Silk Road and the maritime Silk Road of the 21st century / The State Committee for Development and Reform Affairs, the Ministry of Foreign Affairs and the Ministry of Commerce. - Beijing: Foreign Language Literature Publishing House, 2015. 44 p.

[6] China International Publishing Group. Key Words of China - One Belt, One Road / China International Pub-

lishing Group. - Beijing: Xin Shijie Publishing House, 2017. 169 p.

[7] Office of the Steering Working Group to Advance the Construction of One Belt, One Road. Joint Construction of

"One Belt, One Road": China's Idea, Practice and Contribution / Office of the Steering Working Group to Promote the Construction of "One Belt, One Road". - Beijing: Foreign Language Literature Publishing House, 2017. 76 p.

[8] Lu Ping. Georgia and the Silk Road Economic Belt Initiative: Relations, Consequences and Prospects // Russian

Academic Journal. 2016. № 5. Р. 75-83.

[9] Government program "For a strong, democratic and united Georgia" // Georgian government. - 05.2015. //

URL: https://www.gov.ge/files/41_50258_481988_Strong,Democratic,UnitedGeorgia1.pdf (05.15.2022)

[10] Government program "Freedom, rapid development and prosperity (2016-2020)" // Georgian government. -05.19.2017. // URL: https://www.gov.ge/files/41_61087_816118_GoG_Platform_LKF_19_05_2017.pdf (06.12.2022)

[11] Vladimir Papava. Georgia at the geopolitical crossroads and its strategic choice / Vladimir Papava // International Perspectives. 2018. № 2. Р. 1-14.

[12] China and Georgia have substantially completed negotiations on a free trade agreement // Ministry of Commerce of China. - 08.10.2016. // URL: http://ge.mofcom.gov.cn/article/zxhz/sbmy/201610/20161001404890. shtml (08.19.2022)

[13] China and Georgia officially signed a free trade agreement // Xinhua News Agency. - 14.05.2017. // URL: http:// www.xinhuanet.com/world/2017-05/14/c_1120967865.htm (08.19.2022)

[14] Five tasks // China International Publishing Group. - 10.04.2017. // URL: http://russian.china.org.cn/china/ China_Key_Words/2017-04/19/content_40649974.htm (08.10.2022)

[15] Initiative for the joint construction of "one belt, one road" progress, contribution and prospects // Central People's Gov-

ernment of China. - 04.22.2019. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (05.27.2022)

[16] Liu Wei. Transport connection - building an interconnected world / Liu Wei - Beijing: Foreign Language Literature Publishing House, 2017. 57 p.

[17] Sun Shengjie, Chairman of the China Railway Construction Corporation 23rd Bureau Group met with Maya Izaki, Deputy Prime Minister of Georgia in Beijing. // China Railway Construction Corporation 23rd bureau group. — 04.26.2019. // URL: http://www.cr23g.com/art/2019/4/26/art_1987_2890529.html (05.27.2022)

[18] The China Railway Engineering Corporation signed the North-South Highway project in Georgia. // Souhu news site. - 09.06.2019. // URL: https://www.sohu.com/a/339289970_693020 (06.20.2022)

[19] Tianchen's project in Georgia has been successfully completed (230 MW Combined Cycle Power Plant Project). // Tianjin Association for Foreign Economic Cooperation. - 09.06.2019. // URL: http://www.tjtfea.com/ News/201907/2019071705573719.htm (06.20.2022)

[20] The China Road and Bridge Corporation has signed the E60 expressway project in Georgia. // Tenxun news site. — 16.12.2021. // URL: https://view.inews.qq.com/k/20211216A02N2300?web_channel=wap&openAp-p=false&pgv_ref=baidutw (06.29.2022)

[21] China Southern Airlines officially launched the international route Lanzhou-Urumqi-Tbilisi. // Newspaper "China Daily". - 01.10.2014. // URL: http://cnews.chinadaily.com.cn/2014-10/01/content_18691429.htm (06.29.2022)

[22] On February 10, 2015, the first China-Georgia international direct freight train successfully arrived in Georgia. // Ministry of Commerce of China. - 11.02.2015. // URL: http://ge.mofcom.gov.cn/article/ jmxw/201502/20150200895523.shtml (06.29.2022)

[23] China's General Administration of Customs has established a customs information exchange and sharing platform for the One Belt, One Road strategy. // General Administration of Customs of China. - 04.28.2019. // URL: http://www.customs.gov.cn/customs/302249/hgzssldzj/cjhy44/2401381/index.html (05.30.2022)

[24] The Minister of Transport of China Li Xiaopeng and Vice-Premier of Georgia Mayatskitishvili signed the

Agreement on International Road Transportation of Passengers and Goods between the governments of China and Georgia in Beijing. // Ministry of Transport of the People's Republic of China. - 13.04.2018. // URL: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1597645636891656408&wfr=spider&for=pc (05.30.2022)

[25] On February 4, 2022, the opening ceremony of the Chinese-European railway train "Tianma" was held in Wuwei City. // Ministry of Commerce of China. — 04.26.2022. // URL: http://az.mofcom.gov.cn/article/ jmxw/202204/20220403307668.shtml (05.30.2022)

[26] Initiative for the joint construction of "one belt, one road" progress, contribution and prospects // Central People's Gov-

ernment of China. - 04.22.2019. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (05.27.2022)

[27] The governments of China and Georgia signed a free trade agreement // Ministry of Commerce of the PRC.

- 01.03.2018. // URL: http://gpj.mofcom.gov.cn/article/zuixindt/201801/20180102693445.shtml (05.11.2022)

[28] Seeing the Chinese market and sharing opportunities in China // Renmin Ribao newspaper. - 08.11.2018. // URL: http://finance.people.com.cn/GB/n1/2018/1108/c1004-30389768.html (05.11.2022)

[29] China International Import Exhibition is of decisive importance for the development of the world economy // China Central Television. — 11.10.2020. // URL: http://news.cctv.com/2020/11/10/ARTI5lxjf9BiN07g8il-1gUSp201110.shtml (05.09.2022)

[30] Asia-Europe Trade Fair 2021 (online) opened in Urumqi // People's Government of Xinjiang Uygur Autonomous Region, China. - 25.08.2021. // URL: http://www.xinjiang.gov.cn/xinjiang/xjyw/202108/53cf3d3914c-84c3282c0eaad3f67a12c.shtml (05.09.2022)

[31] Thirty Years of Diplomatic Relations between China and Georgia // Embassy of China in Georgia. - 06.17.2022. // URL: http://ge.china-embassy.gov.cn/xwdt/202206/t20220617_10704628.htm (06.27.2022)

[32] Foreign trade in goods // National Statistical Office of Georgia. - 06.17.2022. // URL: https://www.geostat.ge/ en/modules/categories/35/external-trade (06.27.2022)

[33] "One Belt, One Road" Joint Construction Initiative Progress, Contribution and Prospects // Central People's Government of China. - 04.22.2019. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/22/content_5385144.htm (05.27.2022)

[34] UnionPay chip cards are accepted in Georgia for the first time // Chinese Corporation UnionPay. — 07.13.2015. // URL: https://www.unionpayintl.com/en/mediaCenter/newsCenter/companyNews/3006289.shtm (06.22.2022)

[35] Zhou Xiaochuan, Governor of the People's Bank of China, signed a bilateral framework agreement on a swap in local currency with the President of the National Bank of Georgia, Kadakidze // State Council of China. -27.09.2015. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2015-09/27/content_2939560.htm (05.23.2022)

[36] Hualing Kutaisi Free Industrial Zone // China Hualing Commercial and Industrial Group. - 27.09.2015. // URL: http://hualing.ge/language/ru/%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b0% d1%8f-%d0%b8%d0%bd%d0%b4%d1%83%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bb%d1%8c%d0%b-d%d0%b0%d1%8f-%d0%b7%d0-%be%d0%bd%d0%b0-%d1%85%d1%83%d0%b0%d0%bb%d0%b8/ (11.06.2022).

[37] The development of the Silk Road is a priority for the government of Georgia // Sputnik-Georgia news site.

- 04.06.2016. // URL: https://sputnik-georgia.ru/20160406/Razvitie-Shelkovogo-puti-prioritetno-dlja-pravi-telstva-Gruzii-230988609.html (Accessed: 05.21.2022)

[38] The China Development Bank and the Basic Bank of Georgia held a signing ceremony // Souhu news site. -14.08.2017. // URL: https://www.sohu.com/a/164458414_162522 (05.20.2022)

[39] The Chinese company "Huaxin" signed two important cooperation agreements with the government of Georgia // News site "Xinlan". - 15.05.2017. // URL: http://finance.sina.com.cn/roll/2017-05-15/doc-ify-fekhi7776797.shtml (05.27.2022)

[40] History of the Chinese Silk Road Fund // Chinese Silk Road Fund. - 22.02.2018. // URL: http://www.silkroad-fund.com.cn/cnweb/19854/19874/index.html (06.19.2022)

[41] Yang Zejun, Chairman of the Supervisory Board of the China Silk Road Fund, met with Giorgi Gakharia, Minister of Economy and Sustainable Development of Georgia. // Chinese Silk Road Fund. - 05.18.2017. // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/cnweb/19930/19938/35124/index.html (06.02.2022)

[42] Silk Road Foundation Chairman Jin Qi met with Georgian Ambassador to China David Apchauri // China Silk Road Foundation. - 04.23.2018. // URL: http://www.silkroadfund.com.cn/cnweb/19930/19938/36398/index.html (06.02.2022)

[43] The China Development Bank provided a $50 million loan to Georgian TVS Bank. // Renmin Ribao newspaper. - 14.08.2018. // URL: http://russian.news.cn/2018-08/14/c_137387935.htm (06.02.2022)

[44] List of results of the 2nd Belt and Road International Cooperation Forum // State Council of China. -04/28/2019. // URL: http://www.gov.cn/xinwen/2019-04/28/content_5386943.htm (06.07.2022)

[45] The Asian Infrastructure Bank allocated 45 million euros to Georgia to fight the coronavirus // Sputnik-Georgia news site. — 07.22.2020. // URL: https://sputnik-georgia.ru/20200722/Aziatskiy-bank-dopolnitelno-vydel-il-Gruzii-kredit-na-borbu-s-COVID-19-249041146.html (06.07.2022)

[46] Chinese Ambassador to Georgia Zhou Qian met in Tbilisi with the Chairman of the Chinese-Georgian Intergovernmental Commission on Trade and Economic Cooperation and the Chairman of the Georgian Partnership Fund Saganelidze // Ministry of Commerce of China. - 06.24.2022. // URL: http://ge.mofcom.gov.cn/ article/c/202206/20220603321825.shtml (07.03.2022)

[47] Foreign trade // National Statistical Office of Georgia. - 08.01.2022. // URL: https://www.geostat.ge/en/mod-ules/categories/35/external-trade (08.03.2022)

ЛаньПэнхэ

Аспирант факультета международных отношений.

Белорусский государственный университет.

Развитие Китайско-грузинских торгово-экономических отношений в контексте реализации стратегии «один пояс, один путь» (2013-2022) Аннотация. Грузия занимает важное стратегическое географическое местоположение. Предложенная Китаем инициатива «Один пояс, один путь» создала новые возможности для развития мировой экономики. С момента выдвижения инициативы «Один пояс, один путь» сотрудничество между двумя странами вступило в новый период динамичного развития. Грузия придает большое значение и активно участвует в строительстве «Одного пояса, одного пути». Это вносит новую сильную мотивацию для развития двусторонних отношений и сотрудничества в области экономики и торговли. Автор считает, что строительство экономического коридора Китай-Центральная Азия-Западная Азия в рамках плана «Экономический пояс Шелкового пути» станет новой возможностью для экономического развития Грузии.

Ключевые слова: один пояс, один путь, экономический коридор, Китай, Грузия.

^fTopHA Mf^gsHapogHMx OTHOmfHHH H BHfmHfH nOAHTHIiH

Lan Penghe

Postgraduate student of the Faculty of International Relations.

Belarusian State University.

Development of Chinese-Georgian trade and economic relations in the context of implementing the Belt and Road strategy (2013-2022) Abstract. Georgia occupies a significant geographically strategic location. The «Belt and Road Initiative» proposed by China has created new opportunities for the development of the global economy. Since the startup of the «Belt and Road Initiative», cooperation between the two countries has entered a new dynamic development stage. Georgia attaches great importance and is actively involved in the construction of the «Belt and Road Initiative». This adds a strong motivation for the development of bilateral relations and cooperation in the field of economics and trade. The author analyzed the official attitude of Georgia towards the reasons and construction of the «Belt and Road Initiative», as well as the positive results of cooperation between the two parties in the economic and trade areas in recent years (the relationship of infrastructure, uninterrupted trade, free movement of capital). The author believes that the construction of the economic corridor China - central Asia - West Asia as part of «The Belt and Road Initiative» will becomes a new opportunity for the economic development of Georgia.

Key words: Belt and Road, economic corridor, China, Georgia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.