Научная статья на тему 'Развитие кинематографа в Индии в 1950-1970-е гг. : формирование основных жанров'

Развитие кинематографа в Индии в 1950-1970-е гг. : формирование основных жанров Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
938
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МАСАЛА" / "ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ КИНО" / "ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО" / БОЛЛИВУД / "ЗОЛОТОЙ ВЕК" ИНДИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Ю.И.

В статье дана характеристика основных жанров индийского кинематографа 1950 1970-х гг., рассмотрен процесс формирования и становления индийского кинематографа в десятилетия «золотого века».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие кинематографа в Индии в 1950-1970-е гг. : формирование основных жанров»

УДК 94

РАЗВИТИЕ КИНЕМАТОГРАФА В ИНДИИ В 1950-1970-Е ГГ .: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЖАНРОВ

© 2018 Ю. И. Соколова

аспирант 3 курса кафедры всеобщей истории e-ma.il: &око1ом>а. ¿2кииа2015@уапёех. ги

Курский государственный университет

В статье дана характеристика основных жанров индийского кинематографа 1950 -1970-х гг., рассмотрен процесс формирования и становления индийского кинематографа в десятилетия «золотого века».

Ключевые слова: «масала», «параллельное кино», «документальное кино», Болливуд, «золотой век» индийского кинематографа.

История становления и развития мирового кинематографа продолжает вызывать интерес как отечественных, так и зарубежных специалистов. Дискуссионными остаются место и роль индийского кинематографа, его специфика и жанровая составляющая. Высказываются разные точки зрения относительно индийских кинокартин, наличия либо отсутствия общепринятой жанровой принадлежности. Не прекращаются дискуссии и о сохранении уникальности и национальной самобытности индийского кино. История Болливуда, как одной из успешных киноиндустрий Индии, также вызывает интерес. Дифференциация кинолент Болливуда по жанровому принципу позволяет, на наш взгляд, дать объективную оценку процессам формирования и становления индийского кинематографа.

Актуальность темы обусловлена также тем, что и в период расцвета, и после Болливуд находился в центре мирового кинопроизводства и проката, оказывая влияние на общественное сознание.

В данной статье предпринята попытка определить основные жанры индийского кино сквозь призму обзора кинокартин Болливуда, выпущенных в 1950-1970-е гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что данные десятилетия в истории индийского кинематографа названы «золотым веком».

Отдельные аспекты развития индийского кинематографа рассматривались в работах отечественных ученых и публицистов еще в советское время. Наибольшее внимание специалисты 1970-1980-х гг. уделяли самим кинолентам, а точнее -сюжетным линиям. Особое место занимали фильмы, являвшиеся лидерами советского проката. В работах С.П. Соболева, Л.М. Будяк, Е.С. Громова, В.М. Муриан сделан акцент на жизни и творческой деятельности наиболее популярных актеров. Авторы отдавали большее предпочтение описанию фильмографии актеров и режиссеров. При анализе жанровой принадлежности фильмов говорилось о географических, климатических, этнографических и языковых факторах, объясняющих многообразие индийской кинопродукции.

После распада СССР и потери значительной части культурных связей с Индией теме развития индийского кинематографа не уделялось внимания. В современной отечественной историографии можно выделить статью А.С. Сиргия, в которой рассматривается жанр «масала» с момента появления кино в Индии и до сегодняшних дней. Следует отметить ряд публицистических работ российского киноведа и

переводчика Ю.Ф. Корчагова, в которых рассматриваются отдельные вопросы из истории индийского кинематографа.

На основе приведенного обзора можно сделать вывод о том, что в отечественной историографии отсутствуют специальные исследования, посвященные обзору жанров индийских кинолент 1950-1970-х гг.

Приступая к рассмотрению обозначенной темы, необходимо отметить, что в научной литературе, журналистике и самой системе мирового кинематографа не существует отчетливой классификации жанров. С одной стороны, это объясняют постоянной динамикой сравнительно молодого вида искусства, в котором формирование творческой мысли, создание технических новшеств позволяют дифференцировать новые, ранее неизвестные жанры кино. С другой стороны, географические, языковые, смысловые, культурные и другие факторы сформировали жанры, свойственные определенному государству или региону.

Что касается жанров болливудских фильмов, то стоит отметить, что некоторые западные и отечественные СМИ считают индийское кино отдельным жанром, ставя его в одну линию с драмой, боевиком, фантастикой, пытаясь объяснить это тем, что индийские киноленты представляли собой такой спектр жанров, в котором сложно определить главную смысловую линию, что, по нашему мнению, не является объективной оценкой по отношению к кинематографу в целом.

В индийском кинематографе, по мнению отечественного исследователя А.С. Сиргия, выделяют такие жанры, как «параллельное кино», за которым также закрепилось название «art-cinema», «новая индийская волна» и «индийский реализм», а также - «масала» («masala») — так называемые «традиционные» индийские фильмы, «общедоступные (popular) или кассовые (commercial)» [1].

На наш взгляд, нецелесообразно на первое место ставить «параллельное кино», так как данный жанр появился в противопоставление коммерческому или традиционному кино в 1950-х гг. Поэтому мы рассмотрим жанры с точки зрения хронологии их появления и значения в истории индийского кинематографа.

Жанр «масала», окончательно сформировавшийся в 1970-х гг., представляет интерес с точки зрения его уникальности и ярко выраженной национальной составляющей. Нетипичное название, в буквальном смысле означающее смесь специй, отражает и многообразие мысли индийского кинематографа, и восточный менталитет. По мнению известного индийского режиссера Сатьяджита Рея, «... составные части любого фильма на хинди хорошо известны: цветная пленка (предпочтительно "истмен"); песни (семь или восемь), исполненные голосами, которые все знают и любят; сольный или групповой танец (чем ритмичнее, тем лучше); плохая девушка -хорошая девушка; плохой юноша - хороший юноша; роман - но без поцелуев; слезы, грубый хохот, ссоры, погоня, мелодрама; герои, которые существуют в социальном вакууме; жилища, которых не найти вне стен павильонов; съемки натуры в Кулу, Манали, Ути, Кашмире, Лондоне, Париже, Гонконге, Токио. Посмотрите любые три фильма на хинди, и в двух из них вы обнаружите только что перечисленное. Это как свод классических девяти канонов, доведенных до полного абсурда» [2].

На протяжении 1950-1970-х гг. наиболее известные и востребованные среди зрительской аудитории жанры синтезировались в жанре «масала». Болливудские фильмы в своем описании не указывали жанр «масала» как таковой. А поскольку индийский кинематограф стремился соответствовать голливудским и мировым стандартам, в рецензиях, как правило, писали наименование одного либо нескольких общеизвестных жанров. Благодаря этому появляется возможность выяснить состав жанров индийских кинолент, образующих данный уникальный жанр.

Учитывая языковую дифференциацию самой Индии, в которой кинокартины снимались на четырнадцати языках, можно объяснить количество фильмов, выпускаемых в год. Но это не говорит об уникальности сюжетов. Основными сценариями индийских фильмов были те, которые снимались преимущественно на хинди, а остальные языковые киноплощадки повторяли сюжеты наиболее успешных лент. Так, в Индии еще с 1950-х гг. процветала тенденция ремейков. Логично, что кинокартины, являющиеся лидерами индийского проката, транслировались в зарубежных странах. Для определения жанрового состава логично проанализировать фильмы, выпущенные в 1950-1960-е гг. на хинди и переведенные на русский язык либо с русскими субтитрами.

На сайте Terrafilm3d.ru [3] имеется подборка индийских фильмов 1950-х гг. Известно, что всего в этот период советскому зрителю были представлены 147 фильмов. Процентное их соотношение выглядит следующим образом: 48% - драмы, 20% -мелодрамы, 14% - боевики, 5% - комедии, 13% - разное. Мы не учитываем жанр «мюзикл», так как в любом индийском фильме присутствуют его элементы, выраженные в танцах, песнях. Точнее, в Индии не существует отдельного жанра «мюзикл», так как его обязательное наличие является характерной чертой, которая отличает индийское кино от другой мировой кинопродукции.

В 1960-е гг. отечественному зрителю предлагались 241 кинокартина, из которых 51% - драмы, 13% - мелодрамы, 17% - боевики, 4% - комедии, 15% - разное (см. рис.).

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

■ 1950-е гг. Ю 1960-е гг.

20

17

15

драма мелодрама боевик комедия

Рейтинг жанров 1950-1960-х гг. в процентах (%)

разное

Как видно, самым востребованным жанром с точки зрения представления картин в мировом прокате в 1950-1960-е гг. являлась драма. За два десятилетия драматические фильмы составили половину производимых фильмов в Болливуде.

В мелодраматическом жанре в рассматриваемый период наблюдается некоторый спад, который вполне можно объяснить стиранием границ между двумя близкими жанрами: драмой и мелодрамой. Зачастую индийские режиссеры объединяли их в одной картине. Заметный интерес у зрителя проявился в 1950-1960-е гг. к жанру «боевик». Особенностями индийского боевика являлись обилие звуковых вставок, сопровождающих сцены рукопашного боя с отсутствием реальных увечий.

Наименьшим интересом среди индийских фильмов этого периода пользовались комедии, но это не значит, что они не снимались. Трактовать данное явление можно по-разному. Состав населения Индии, их образ жизни, восточный менталитет, религиозный фактор и т.д. способствовали выработке интересов и предпочтений к тем кинолентам, которые показывали преодоление жизненных трудностей, проблем. Особое место среди индийских фильмов занимали картины, в которых была задействована идея реинкарнации. На просмотр таких сюжетов индийцы приходили неоднократно, поэтому при выпуске фильмов в прокат именно такие сюжеты приобретали большую популярность и востребованность, чем комедии. Однако следует отметить, что отдельные комедийные элементы можно обнаружить в каждом индийском фильме.

Таким образом, жанр «масала», сформировавшийся к 1970-м гг., соединил в себе отдельные элементы наиболее популярных и востребованных жанров 1950-1960-х гг., а именно: драму, мелодраму, боевик, мюзикл, комедию. В выявленной палитре жанров нашли свое отражение и индийская культура, и мировоззрение народов этой страны.

Во второй половине 1950-х гг. появился еще один жанр индийского кинематографа - «параллельное кино», родиной которого считается Западная Бенгалия. Появление «новой индийской волны» было ответом на эскапизм, т.е. стремление уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий, традиционных индийских фильмов. Кинокритик Ю.Ф. Корчагов считает, что на индийских режиссёров 50-х гг. XX в. повлияли произведения советского киноискусства и итальянского неореализма, которые способствовали утверждению реалистических тенденций в индийском кинематографе [4].

В опубликованном в 1968 г. «Манифесте нового кино» режиссёры Сен и А. Каул сформулировали основные положения «параллельного» кинематографа (сближение искусства с жизнью, отказ от компромисса с традиционным кино, создание недорогих фильмов за счёт использования непрофессиональных актёров, натурных съёмок и др.) [5]. Среди наиболее известных произведений «параллельного кино» Индии, подавляющее большинство картин имеет драматический жанр. В индийском «параллельном кино» 1950-1970-х гг. отсутствовали музыкальные и танцевальные вставки, которые наблюдались в «масала». Сюжетные линии максимально реалистично передавали обыденную жизнь индийского народа. Каждое десятилетие «золотого века» индийского кинематографа в жанре «параллельного кино» имелись свои особенности, которые зависели в большей степени от ряда факторов: внутриполитической обстановки в стране, социально-экономических аспектов, влияния зарубежных кинематографических площадок, постепенно изменяющихся стереотипов жизни индийского народа.

Так, для «параллельного кино» 1950-х гг. в Индии был характерен поиск и место нового человека в жизни. В сюжетных линиях отчетливо просматривается идея самоопределения героя. В 1960-х гг. особое место в жанре «параллельного кино» занимали социально-экономические проблемы отдельных слоев индийского общества, а в середине 1970-х гг. режиссёры уделяли внимание борьбе за равноправие бывших неприкасаемых. В конце 1970-х гг. в «индийском реализме» нашел свое отражение вопрос о равноправии женщин в семье и обществе.

Таким образом, можно сделать вывод, что идеи «новой индийской волны», возникшей в 1950-х гг., стали вторым ориентиром индийского кинематографа в целом после сентиментально-романтических мелодрам и приключенческих боевиков, включенных в жанр «масала». «Параллельное кино» в Индии в 1950-1970-х гг. отражало идейные убеждения режиссёров и создателей кинолент, имело более

глубокий подтекст, который они стремились донести до зрительской аудитории, и приобрело черты самостоятельного творческого направления в области кинематографа.

Кинокартины, выполненные как в жанре «масала», так и в жанре «параллельное кино», относились к коммерческому кинопроизводству, выступавшему относительно независимо от государственной политики. В этом проявляется еще одна особенность индийского кинематографа «золотого века».

В отличие от фильмов в жанрах «масала» и «параллельное кино», в которых концепция съемок была заранее прописана, а сюжет был вымышленным, в 1950-е гг. в Индии развивался жанр «документального кино».

Во второй половине XX в. съемками документальных фильмов заведовал государственный сектор. В 1948 г. был образован Films Division [6] -правительственный отдел кино для записи, распространения и сохранения достижений возрождающейся независимой Индии. Это была важная составляющая, осуществляющая связь народа и правительства. Помимо этого, наметилась новаторская особенность в распространении движения документального кино в Индии и за ее пределами. Крупнейшее национальное агентство, занимавшееся производством и распространением газет, журналов и документальных фильмов в 1950-1970-х гг., через свои отделы выпускало сюжетные художественные и образовательные фильмы как для собственных министерств, так и для департаментов правительства Индии и других правительств штатов [7].

В 1952 г. в Индии был издан закон о кинематографии, в котором прописывалась структура управления государственного кинопроизводства, был образован Центральный совет киноцензоров [8]. Согласно решениям этого Совета, фильмы могли публично демонстрироваться в Индии только после того, как они были сертифицированы Центральным советом по сертификации фильмов (CBFC). Совет состоял из председателя и неофициальных членов, назначаемых правительством в количестве от 12 до 25 человек. Совет функционировал со штаб-квартирой в Мумбаи и девятью региональными отделениями в Бангалоре, Мумбаи, Калькутте, Хайдарабаде, Ченнаи-Тируванантапурам, Нью-Дели, Каттак и Гувахати. Фильмы, созданные на четырнадцати языках, должны были быть сертифицированы девятью офисами по всей стране. Региональным отделениям оказывалась помощь в организации просмотров фильмов членами консультативных групп, среди которых были видные педагоги, искусствоведы, журналисты, социальные работники, психологи [9].

Жанр «документальное кино» в 1950-1970-х гг. имел определенную классификацию. Films Division создал отдельные фонды хранения кинолент, дифференцируя их на сюжетные документальные фильмы и реалистичный видеоматериал новостного характера. 1коло 80% составляли фонды, содержащие новостные материалы.

В 50-х гг. XX в. Films Division было снято более пятисот [10] документальных полнометражных фильмов. За последующие два десятилетия их количество значительно выросло: в 1960-е гг. - более тысячи документальных сюжетов, а в 1970-е гг. - полторы тысячи. Таким образом, в период «золотого века» индийского кинематографа появилось около трех тысяч полнометражных документальных фильмов.

В жанре «документальное кино» каждое десятилетие имело свои особенности как технического, так и содержательного характера. Говоря о техническом компоненте, жанр «документальное кино» в 1950-1970-х гг. имел три варианта озвучивания: в 1950-е гг. это был английский язык, в 1960-е гг. - английский язык и хинди. В 1967 г. впервые в истории развития индийского документального кино был снят музыкальный документальный фильм. В 1970-е гг. подавляющее большинство фильмов снимались на

английском языке, но количество кинолент на хинди и музыкальных сюжетов значительно увеличилось.

В содержательном плане индийских документальных фильмов 1950-1970-х гг. можно выделить ряд тем, которым придавалось большее значение. В 1950-е гг. это были сюжеты, повествующие об истории архитектурных памятников, освещение наследия богатств древних индийских городов и различные аспекты религиозной жизни индусов. Отдельно взятые исторические явления и описание великих династий, отдельных правителей и их политики стали основными темами 1960-х гг.

Актуальные вопросы современности, политическая история государства в XX в., место Индии на мировой арене, биографии деятелей ИНК и тех, кто возглавлял борьбу за независимость страны легли в основу документальных полнометражных фильмов в 1970-х гг.

В целом документальные индийские фильмы обладали тематическим многообразием, в котором отражалась самобытность и уникальность страны. Большая часть документальных кинолент представлена новостными сюжетами в двух языковых категориях: английской и «немой». Под «немой» понимаются съемки, не прошедшие стадии монтажа и не сопровождающиеся закадровыми комментариями.

Документальные новостные киноленты Films Division 1950-1970-х гг. обладали еще большим разнообразием, чем полнометражные документальные фильмы; съемкам политической жизни Индии уделялось самое большое внимание. В основной массив документальных новостных фильмов «золотого века» индийского кинематографа входили выступления деятелей ИНК, заседания правительственных отделов, визиты министров в различные города Индии. Внешней политике Индии также уделялось большое внимание.

«Документальное кино» в Индии не только являлось одним из главных жанров индийского кинематографа, но и олицетворяло государственное кинопроизводство. Правительственный отдел Films Division являлся монополистом всего жанра.

В целом, анализируя процесс формирования жанров в 1950-1970-х гг., можно констатировать, что он повлиял на развитие индийского кинематографа на многие десятилетия вперед. Появление в 1950-х гг. жанра «масала», включающего в себя палитру общеизвестных жанров, отразило всю специфику и уникальность самой Индии. Не менее важную роль играл жанр «параллельное кино», цель которого состояла в том, чтобы показать обыденную, насыщенную проблемами жизнь индийцев. «Документальное кино» вполне успешно справлялось с непростой задачей просветительского и образовательного характера. В основных жанрах индийского кинематографа 1950-1970-х гг. проявились творческий потенциал кинематографистов страны и основные этапы становления национального кинематографа.

1. Сиргия А.С. Масала: из истории индийского массового кино // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/06/11696 (дата обращения: 11.04.2017)

2. Ray S. Our films, their films. Bombay.: Orient Longman, 1976, P. 90-91.

3. Terrafilm.ru [Сайт]. URL: http://terrafilm3d.ru/ (дата обращения: 14.04.2017)

4. Корчагов Ю.Ф. Индийская кинематография» и несколько статей о деятелях индийского кинематографа в «Кино: Энциклопедический словарь». М.: Сов. энциклопедия, 1986. URL: https://cinema.academic.ru/3076/Индийская кинематография (дата обращения: 27.01.2018)

5. Там же.

6. Films Division. Официальный сайт. URL: http://filmsdivision.org/about-us.html (дата обращения: 20.04.2017)

7. Там же.

8. Preetha Kadhir. Film censorship: how does it work? URL: http://www.thehindu.com/todays-paper/tp-in-school/film-censorship-how-does-it-work/article4376371.ece (дата обращения: 20.04.2017)

9. Cinema. Посольство Индии. URL: http://www.indianembassy.ru/index.php/17-about-india/history-and-culture/37-cinema (дата обращения: 20.04.2017)

10. Films Division. Film catalogue. Master catalogue of 8888 films for website purpose. URL: http://filmsdivision.org/film-catalogue.html (дата обращения: 05.02.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.