Научная статья на тему 'Развитие казахской литературы в 19 веке'

Развитие казахской литературы в 19 веке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1145
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KAZAKH LITERATURE / ORAL FOLK ART / ART / КАЗАХСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / YCТНOE НAPOДНOE ТВOPЧECТВO / ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жантасова Злиха Тураровна, Куланова Сандугаш Шарибековна, Утен Айгуль, Омаров Нурлыбек Куралбекович, Елтаева Жанар Куанышбековна

Казахская литература характеризуется эпическими и лирическими традициями, уходящими своими корнями в глубину столетий. До середины XIX века богатая народная поэзия, охватывающая все жанры (особенно героические песни, лирику, песни, сказки и легенды), была единственно возможной формой, в которой казахский народ мог выразить свои взгляды на прошедшую и настоящую жизнь, свои мечты о прекрасном будущем. Индивидуальное поэтическое творчество достигает своего ярко выраженного характера в поэзии акынов, начиная с XVIII века.Kazakh literature is characterized by the epic and lyric traditions, extending its roots into the depths of centuries. Until the middle of the XIX century, rich folk poetry, covering all genres (especially heroic songs, lyrics, songs, fairy tales and legends), was the only possible form in which the Kazakh people could Express their views on the past and present life, their dreams of a beautiful future. Individual poetic creativity reaches its pronounced character in the poetry of the akyns, starting from the XVIII century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие казахской литературы в 19 веке»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ КАЗАХСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 19 ВЕКЕ Жантасова З.Т.1, Куланова С.Ш.2, Утен А.3, Омаров Н.К.4, Елтаева Ж.К.5 Email: Zhantasova687@scientifictext.ru

1Жантасова Злиха Тураровна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра казахской литературы, Шымкентский университет;

2Куланова Сандугаш Шарибековна - кандидат филологических наук, старший преподаватель; 3Утен Айгуль - кандидат филологических наук, старший преподаватель;

4Омаров Нурлыбек Куралбекович - кандидат филологических наук, доцент; 5Елтаева Жанар Куанышбековна - магистр, старший преподаватель,

кафедра казахского языка и литературы, Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, г. Шымкент, Республика Казахстан

Аннотация: казахская литература характеризуется эпическими и лирическими традициями, уходящими своими корнями в глубину столетий. До середины XIX века богатая народная поэзия, охватывающая все жанры (особенно героические песни, лирику, песни, сказки и легенды), была единственно возможной формой, в которой казахский народ мог выразить свои взгляды на прошедшую и настоящую жизнь, свои мечты о прекрасном будущем. Индивидуальное поэтическое творчество достигает своего ярко выраженного характера в поэзии акынов, начиная с XVIII века. Ключевые слова: казахская литература, устное народное творчество, искусство.

DEVELOPMENT OF KAZAKH LITERATURE IN THE 19TH CENTURY Zhantasova Z.T.1, Kulanova S.Sh.2, Uten A.3, Omarov N.K.4,

Eltayeva Zh.K.5

1Zhantasqva Zlikha Turarqvna - Candidate о/Philqlqgical Sciences, Assqciate Prq/essqr, DEPARTMENT OF KAZAKH LITERATURE, SHYMKENT UNIVERSITY;

2Kulanqva Sandugash Sharibekqvna - Candidate о/Philqlqgical Sciences, Seniqr Teacher;

3Uten Aigul - Candidate qf Philqlqgical Sciences, Seniqr Lecturer;

4Omarqv Nurlybek Kuralbekqvich - Candidate qfPhilqlqgical Sciences, Assqciate Prqfessqr;

5Eltayeva Zhanar Kuanyshbekqvna - Master, Seniqr Teacher, DEPARTMENT OF KAZAKH LANGUAGE AND LITERATURE, SOUTH KAZAKHSTAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER M. AUEZOV, SHYMKENT, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: kazakh literature is characterized by the epic and lyric traditiqns, extending its mqts Шо the depths о/ centuries. Until the middle о/ the XIX century, rich fqlk pqetry, cqvering all genres (especially herqic svngs, lyrics, svngs, fairy tales and legends), was the qnly pqssible /от in which the Kazakh peqple couM Express their views оп the past and present li/e, their dreams о/ a beauti/ul /uture. Individual pqetic creativity reaches its prqnqunced character in the pqetry о/ the akyns, starting /mm the XVIII century. Keywords: kazakh literature, qral/qlk art, art.

УДК 821.512.122

B многовековой истории развития искусства художественного слова казахского народа XIX веку принадлежит особое место. Уже в первой половине этого столетия устное народное творчество переживает период подъема, появляется все больше самобытных индивидуальных авторов, зарождается письменная литература. Расцвет

акынского творчества в первой половине XIX в. особенно знаменателен. Наиболее видные его представители не только создавали новые талантливые произведения, но и сохраняли поэтические предания прошлого. Велика их заслуга в том, что многие образцы народно-героических и социально-бытовых поэм древности дошли до нас. В это время казахские акыны совершенствовали традицию импровизации. Импровизация, остроумие и находчивость в поэтических состязаниях (айтысах) — это та школа, которую должны были пройти все, кто претендовал на поэтический титул акына. С расцветом акынского творчества казахская литература обогащается новыми для нее поэтическими жанрами, такими, как эпическое сказание, стихи, элегии, политическая лирика, песни; совершенствуется жанр толгау (размышления). В первой половине XIX в. в жизни казахов происходили существенные социально-экономические изменения, обусловленные добровольным вхождением Казахстана в состав России. Постепенная утрата ханскими потомками былых преимуществ, неуклонный распад феодально-патриархального уклада, а также последствия двойного гнета царских колонизаторов и местных феодалов не могли не отразиться на духовной жизни народа и обусловили изменения в идейно-художественном содержании творчества акынов и жырау (певцов). Некоторые акыны, например Байток, Жанузак, Нысанбай, Досхожа, прославляли ханов, султанов, оправдывали их жестокость, поддерживали феодально-родовой правопорядок, идеализировали патриархальную старину. Противоречиво творчество двух крупных акынов Дулата Бабатаева и Шортанбая Канаева. Стихи Дулата Бабатаева (1802—1874) были записаны лишь после его смерти. Единственный сборник его стихов был издан Маулекеем в 1880 г. в Казани под названием «Осиет-наме» («Завещание»). Дулат лучше и глубже, чем кто-либо из его современников, видел и отражал противоречия эпохи. Критикуя феодально-патриархальный уклад, он выступал против жестокого отношения царских чиновников, новой администрации к местному населению. Однако, рисуя любую сторону жизни, он неизменно приходил к выводу, что жизнь изменилась не в лучшую сторону, что ее счастливая пора осталась позади («С кочевья предков Арки»). Даже когда Дулат обращается к разработке традиционных тем восточной поэзии о противоборстве добра и зла, дружбы и ненависти, щедрости и скупости, он горько скорбит о прошлом, утверждает, что молодежь перестала уважать родителей, младшие — старших. Он видит эпоху в том, что так резко изменились нравы людей. Творчество Шортанбая Канаева (1818—1881) как бы дополняет поэтическое наследие Дулата. Единственный поэтический сборник Шортанбая «Шортанбайдын бала зары» («Плач дитяти Шортанбая») впервые был издан в Казани в 1888 г. В этой книге, начиная со стихотворения «Праотец наш пророк Адам» и кончая стихотворением «Все известно единому аллаху», поэт рассматривает те же проблемы, на которые обращал свое внимание и Дулат, но решает их с ортодоксально-мусульманских позиций. По глубокому убеждению поэта, причины неблагоприятных социально-экономических изменений, повлекших за собой изменения в нравственно-этической сфере, кроются в том, что расшатываются основы веры, что люди начали пренебрегать шариатом, т.е. догматами Корана. Однако оставаясь человеком глубоко религиозным, сторонником феодально-патриархальных нравов, Шортанбай в некоторых стихах, таких, например, как «Проклятый богом бай» и других, правдиво изображает тяжелую жизнь бедняков. Акыны Шоже Каржаунов (1805—1891), Шернияз Жарылгасов, Суюнбай Аронов (1827—1896) были сторонниками иного направления, они отражали интересы и нужды трудового народа, разоблачали деспотизм феодально-байской верхушки. Особое место в казахской литературе рассматриваемого периода принадлежит крупнейшему поэту-воину, борцу за народные интересы Махамбету Утемисову (1804—1846). Махамбет как поэт формируется в условиях столкновений и борьбы крестьян с феодалами, ханами, представителями местных властей. Непокорный поэт с молодых лет был постоянно в неладах с баями, стал одним из руководителей известного крестьянского восстания, вспыхнувшего в Букеевской орде против хана Джангира в 1836—1837 гг. Литературное наследие Махамбета настолько тесно связано с этим восстанием, что по его стихам можно проследить все этапы борьбы, начиная с

первых шагов восставших до трагического поражения. B годы, предшествующие восстанию, Махамбет с пламенными стихами обращается к народу, призывает смело подняться против притеснителей («Призыв к народу», «Дело чести», «На наше дело нужен нар» и др.). Поэт не сулит людям легкую победу, откровенно предупреждает о том, что борьба будет суровой и сложной, потребует больших жертв, тяжелых утрат. Его стихи проникнуты уверенностью в справедливости задуманного дела, верой в победу. Махамбет как один из вожаков, находясь в дни борьбы в передовых отрядах повстанцев, непосредственно участвуя в самых жарких схватках и сражениях, в то же время своими вдохновенными песнями-стихами поднимает боевой дух соратников, поддерживает их в трудные моменты. Стихи, обращенные к восставшим, проникнуты чувством товарищества, заботой и искренним сочувствием к погибшим в бою героям. Его стихи «Обращение к друзьям», «Не печальтесь, мои друзья», «Доблестный сын», «К нам вернется счастье» силой эмоционального воздействия сплачивали и вдохновляли повстанцев. B творчестве Махамбета художественное воспроизведение героической борьбы народа сочетается с раскрытием социальных причин, приведших к вооруженному восстанию. Это жестокая эксплуатация феодалами, ханами, баями тружеников, слабых и бедных родов, насильственный захват земель, переселение их с насиженных мест и т.д. Поэт с болью говорит о том, как «жизнь положили» и «гибли толпой» доблестные сыны народа. Гневно звучат стихи, обращенные к местному властелину Джангиру и султану Баймагамбету. Смелый и гордый поэт называет их волками, змеями, трусами и лицемерами. Поэзия Махамбета отличается свободолюбием, боевым духом и глубоким оптимизмом. Произведения Махамбета, созданные в изгнании после поражения восстания, хотя в них и встречаются грустные нотки, вызванные тоской по близким, по родине, также полны надежд; в них нет сожаления по поводу участия в народном восстании. Он верит, что придет время, когда народ расправится с баями («Обращение к султану Баймагамбету»). Воспевая героизм участников восстания, он впервые в истории казахской литературы создает образ народного борца-героя. Свой идеал поэт нашел в лице руководителя крестьянского движения Исатая Тайманова. В характере Исатая поэт особенно подчеркивает его непоколебимое мужество, бесстрашие перед смертельной опасностью, огромную волю и выдержку, а самое главное — беспредельную любовь к народу, готовность отдать жизнь во имя его счастья. Махамбет посвятил Исатаю цикл стихов, в которых народный полководец характеризуется с разных сторон: как преданный и достойный сын своего народа, опора и защитник обездоленных, отважный предводитель, мудрый советчик и добрый друг товарищей по оружию и как нежный, любимый и любящий отец. Опираясь на поэтические традиции предшествующей и современной ему литературы, Махамбет обогатил ее идейно и тематически. Он ввел в казахскую поэзию политическую лирику, усилил в ней гражданские и патриотические мотивы. Его поэзия отражает бурную эпоху национально-освободительных движений. Доминирующим в казахской литературе первой половины XIX в. было демократическое направление. В творчестве Махамбета Утемисова оно нашло свое наиболее яркое выражение, став идейно-художественной основой дальнейшего развития литературы и предвосхитив появление таких ее корифеев, как Ибрай Алтынсарин и Абай Кунанбаев.

Список литературы /References

1. Казахская литература // Казахстан. Национальная энциклопедия. Алматы: Казахская энциклопедия, 2005. Т. III. ISBN 9965-9746-4-0.

2. История Казахстана. Учебник для 10 классов общественно-гуманитарного направления общеобразовательных школ. Второе издание./ А.Т. Толеубаев, Ж.К. Касымбаев, М.К. Койгельдиев и др. Алматы: Мектеп, 2010. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.