НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Вестн. Ом. ун-та. 2010. № 4. С. 294-314.
Развитие капитализма в начале XX в.: новация и традиция
Рецензия на книгу: Киселёв А.Г. Фирма на рынках Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. Ханты-Мансийск: Изд-во Югорского гос. ун-та, 2008.
243 с.
Количество публикаций по сибирской истории давно уже таково, что отдельное изучение Сибири не требует веского обоснования. Однако книга Александра Георгиевича Киселёва больше, чем история Сибири. Это российская история на местном примере. Западная Сибирь - та часть нашей страны, где развитие капитализма в значительной степени зависело от форм, пришедших извне (из Европейской России) уже в конце XIX в. (вместе с Транссибом). Процесс усвоения западносибирским рынком российских форм и рассматривается в книге. Если учесть роль западноевропейского опыта в развитии российской экономики, станет ясно, что, разбирая частный случай, А.Г. Киселёв выходит на вопросы, важные для истории всей страны.
Борьба новаторства и традиции, сплавляющихся в единое целое, - над этой вечной темой размышляет автор, присматриваясь к поведению фирм на рынке. То, что экономические условия в Западной Сибири изменились после резкого ускорения и удешевления сообщения с центром страны благодаря железной дороге, известно давно. Заинтересованные наблюдатели рубежа XIX и XX вв. дружно отмечали качественный переход от преобладания неспешной оптовой торговли, завязанной на ярмарках, к более мелкой, но и более быстрой торговле, опирающейся на прямые связи с поставщиками из центра страны.
А.Г. Киселёв пошёл дальше и попробовал в том новом, что сложилось в нача-
ле XX в., разделить черты новаторские и традиционные. Ни новаторство, ни традиция в понимании автора сами по себе не являются символами хорошего или плохого и могут быть связаны с явлениями как желательными, так и вредными.
Например, в главе 3, где рассматриваются методы торговли, традиция оказывается окрашена отрицательно: это неэквивалентный обмен, недобросовестные приёмы. Новации же показаны в зависимости с использованием современных средств связи, складыванием маркетинга, т.е. явлениями передовыми. Иначе - в главе 1, где исследуется переход от простой личной торговли к торговле фирменной (т.е. под именем фирмы). Сам этот переход показан как рационализация предпринимательства, однако «фирменное реноме вырастало больше из старых порядков и отношений, нежели из новых, было связано более с традиционным («старокупеческим»), нежели новаторским («рациональным»)» (с. 43). Здесь имеется в виду, что при необходимости «рациональные» предприниматели могли и обанкротить фирму, чтобы таким образом избавиться от долгов и начать дело с чистого листа в новой фирме.
В некоторых случаях возникает сомнение, действительно ли приёмы, увязываемые в книге с новаторством, новы. «Ломание рубля» - метод, известный задолго до прихода в Сибирь железной дороги1. Зарождение маркетинга? Как одно из проявлений этого расценивается различие цен на одни и те же плуги в договорах фирмы «С.Х. Рандруп» с разными покупателями, т.е. приспособление цены к платёжеспособности покупателя (с. 114, 119). Но ещё в 1850-е гг. Н.М. Чукмалдин производил опыты с торговлей «без запроса» (по твёрдой цене), которая как раз и выступала новым явлением, а личное определение цены в зависимости от платёжеспособности покупателя и его умения торговаться выступало как традиция старая, притом менее успешная2. Можно предположить, что особая цена для каждого покупателя в фирме Рандрупа - проявление не столько новой тенденции в организации торговли, сколько иной при-
Рецензии
295
чины, например, незначительности объёмов продаж дорогой техники (из чего вытекает «штучная работа» с покупателями). Впрочем, и новаторское, и традиционное вполне могут содержать определённый набор одинаковых приёмов, необходимых для ведения любой торговли, как ножовка необходима любому столяру.
Одно из достоинств книги - постановка сложных вопросов, которые не упрощаются, но и не оставляются без ответа. В главе 4 (о прибылях и убытках фирм) автор выходит на вопрос о преобладающей причине банкротств: природа (со всеми её засухами, неурожаями, наводнениями, которые часто выдвигаются предпринимателями в объяснение неудач) или всё-таки рынок? Предложенное решение: «как позитивные, так и губительные действия «невидимой руки» рыночной конъюнктуры обычно выступали в форме явлений климатического, шире -природного характера» (с. 159).
Глава 2 опирается на изучение учредительских договоров и бухгалтерских книг. Их наличие используется как показатель того, что рациональное начало входит в коммерческую жизнь через фирму. Здесь возникает вопрос, за счёт чего это рациональное начало входит в жизнь. С одной стороны, составлять учредительские договоры и вести книги от фирмы требует закон. С другой стороны, работать так удобнее и с точки зрения здравого коммерческого смысла. Что же важнее? Как заключает автор, развитие рациональных начал «обеспечивалось не столько с помощью соответствующего правового регулирования, сколько органическим развитием рыночных отношений» (с. 187). То есть новое внедрялось посредством государственно-юридического давления. Но внедрялось потому, что имело практическую пользу.
Книга А.Г. Киселёва производит приятное впечатление тщательной работой с источниками. Автор отлично знает дореволюционные публикации, периодику и архивные материалы. Среди последних сводным перечням (которые, как правило, проще в работе, но менее подробны) А.Г. Киселёв предпочитает первичные документы, характеризующие отдельно взятые предприятия: учредительские договоры, доверенности, бухгалтерские книги, справки московских фирм о кредитоспо-
собности сибирских клиентов, векселя, деловые письма и прочее. Одно из свидетельств внимательного использования этих документов - обстоятельные приложения к книге, самостоятельно составленные на основе выбранных из источников данных. Обращает на себя внимание и значительный объём сносок, содержащих не просто отсылки к источникам, но разнообразные уточнения и подробности. Между прочим, в сноске 7 на стр. 76 упомянуты три дела3, составляющие подборку заявлений плательщиков промыслового налога (на современном языке - налоговых деклараций). Объём подборки превышает 2 ООО листов, которые были автором проработаны лишь ради заключения на четыре строчки о том, что только девятая часть предпринимателей заявила о наличии торговых книг, которые в большинстве своём были признаны податной инспекцией ненадлежащими. В отношении тщательности работа может считаться образцовой.
Из сюжетов, в книге не затронутых, но отношение к теме имеющих, приходят в голову два. Это, во-первых, коммивояжёры - «странствующие приказчики», представители фирм. Явление в пореформенной России достаточно заметное; во всяком случае, коммивояжёры специально упоминаются в Положении о государственном промысловом налоге. В 1898 г. управляющий Томским отделением Госбанка, описывая изменения в торговле под воздействием Транссиба, упоминал среди прочего и о них: «в торговле Сибири начинают приобретать значение и коммивояжёры, которые приезжают сюда с образцами товаров, узнают кредитоспособность мелких здешних купцов и продают им товары даже в кредит, назначая определенные сроки их доставки покупателю»4. Однако действительная распространённость этого явления, место его в торговой системе начала XX в. остаются неясными.
Второй сюжет - лоббирование собственных интересов предпринимателями, связь их с управленческими (государственными и общественными) учреждениями и отдельными чиновниками. Тема эта, по-видимому, родственна теме о личных униях, столь популярной в своё время в изучении крупнейших российских компаний. В текущей переписке податного
296
Научная жизнь
надзора мне встречалась жалоба податному инспектору на сознательное попустительство беспошлинно торгующему со стороны волостного правления5. Впрочем, «лоббирование» такого рода можно, по-видимому, причислить к методам, которые упоминаются А.Г. Киселёвым под именем «недобросовестных приёмов». Вероятно, это можно отнести к направлениям дальнейшего развития данной темы.
Книга А.Г. Киселёва заслуживает того, чтобы рекомендовать её всем интересующимся российской экономикой начала XX в.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Например, И.В. Кулаев применительно к 1870-м гг. пишет о купцах Прохоровых, которые, объявив несостоятельность, решили выкупить свои векселя по заниженной цене, для чего поручили своему доверенному заключить сделку с кредиторами «в обычном заведённом порядке». См.: Кулаев И. В. Под счастливой звездой. Записки русского предпринимателя. 1875-1930. М. : Центр-полиграф, 2006. С. 159.
2 Чукмалдин Н. М. Записки о моей жизни. М., 1902. С. 86-87.
3 Центральный государственный архив Республики Казахстан. Ф. 342. Оп. 1. Д. 658, 659, 660.
4 Российский государственный исторический архив. Ф. 587. Оп. 47. Д. 35. Л. 35-36 об.
5 Из рапорта полицейского урядника Тарского уезда местному приставу, препровождённого к податному инспектору: «Будучи я в деревне База-рихе Озёрнинской волости, временно проживающий Еврей в этой дер., Арон Давыдов Янке-левич заявил мне 4 сего Июля с.г., что местный крестьянин этой деревни Никифор Иванов Мясников производит уже второй год беспатентную из-под дому лавки торговлю разными бакалейными товарами и всякого рода табачными изделиями, но правов на это выбирать Никифор Мясников никаких не желает, и почему-то Волостное правление на это не обращает внимания. Но волосной писарь Шмаков, однако, чуть ли ни кажедной месяц бывает у Мясникова, но почему-то не приказывает взять Мясникову прав, между прочим сам Мясников мне объяснял, что он торгует 2-й год без прав, продаёт старой товар и проч. в мае месяце с/г были постановлены протоколы месным старостой, но однако им Волостное правление не дало движения, а даже ещё Шмаков предупредил старосту, что он не имеет права поверять мелочные лавки и составлять протоколы». Дата документа - 5 июля 1908 г. (Государственный архив Омской области. Ф. 408. Оп. 3. Д. 923. Л. 90-91 об.)
А.К. Кириллов Институт истории СОРАН,
Рецензия на книгу: Полежаев Л. К.
Избранные выступления, статьи, интервью: в 3 т. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та; ИД «ЛЕО», 2009
Представленное на широкое обсуждение научной общественностью трехтомное издание избранных выступлений, статей, интервью губернатора Омской области Л. К. Полежаева, изданное в Омском государственном университете в 2009 г., поднимает ряд важнейших вопросов российской истории и современности.
В своих выступлениях и интервью автор определяет обстоятельства, при которых российское государство и общество оказались неподготовленными для решения кризисных проблем переходного периода. И в первую очередь из-за неготовности управленческого корпуса к переориентации на изменившуюся политическую и экономическую ситуацию в государстве.
В данном труде четко определена позиция автора как государственного деятеля на события, которые происходили в стране в последние двадцать лет. Восстановленные в хронологической последовательности, они приобретают логический смысл и раскрываются читателю с новых ракурсов.
Президент Российской Федерации Д.А. Медведев неоднократно отмечал, что неготовность российского менеджмента оперативно реагировать на вызовы и риски в экономике сегодняшнего дня не позволяет успешно решать поставленные перед ним задачи.
«Красной нитью» в данной работе проходит провозглашение идеи возрождения российской государственности, но с учетом философии автора как политика и управленца с большим опытом видно, что в данной работе Л. К. Полежаев всегда был мотивирован на достижение успеха. Неодолимая настойчивость Леонида Константиновича в осуществлении преобразований в Омской области, новаторство в решении проблем экономического и социального развития региона, высокий профессионализм являются примером для подготовки управленческих кадров. Все эти качества должны быть присущи и привиты российскому менеджеру, он должен получать образование, основанное на лучших традициях, опыте прошлых