Научная статья на тему 'Возникновение западносибирских фирм: условия, мотивация и процедуры (конец XIX начало ХХ В. )'

Возникновение западносибирских фирм: условия, мотивация и процедуры (конец XIX начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / МОТИВАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / "ЧЕЛОВЕК ЭКОНОМИЧЕСКИЙ" / КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ / «ВНЕШНЯЯ МОРАЛЬ» / УЧРЕДИТЕЛЬСТВО И ЕГО ПРОЦЕДУРЫ / “HOMO ECONOMICUS” / THE "EXTERNAL MORALITY" / FIRM / BUSINESS MOTIVATION / THE QUALITY OF THE ENTREPRENEUR / THE FOUNDATION AND ITS PROCEDURES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселёв А. Г.

Определены экономические, социокультурные обстоятельства, а также мотивация начала предпринимательского дела, характеристика процедур создания фирм в Сибири рубежа XIX-XX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The emergence of the West Siberian firms: conditions, motivation, and procedures (end of XIX beginning XX centuries)

The article is devoted to defining the economic, social and cultural circumstances, as well as the motivation of the business affairs, procedures characterization for the establishment of companies in Siberia XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Возникновение западносибирских фирм: условия, мотивация и процедуры (конец XIX начало ХХ В. )»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 1. С. 68-72.

УДК 94(57)

А.Г. Киселёв

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗАПАДНОСИБИРСКИХ ФИРМ: УСЛОВИЯ, МОТИВАЦИЯ И ПРОЦЕДУРЫ (конец XIX - начало ХХ в.)

Определены экономические, социокультурные обстоятельства, а также мотивация начала предпринимательского дела, характеристика процедур создания фирм в Сибири рубежа ХІХ-ХХ вв.

Ключевые слова: фирма, мотивация предпринимательской деятельности, «человек экономический», качества предпринимателя, «внешняя мораль», учредительство и его процедуры.

Одним из перспективных направлений в изучении истории предпринимательства является так называемая business history, сложившаяся на Западе. Активно пропагандируемое в нашей научной литературе И.В. Поткиной это направление первостепенное внимание уделяет истории фирмы [1]. Во многом исходным с точки зрения генетической и сушростной для понимания феномена фирмы является выяснение вопросов, связанных с самим процессом ее создания. Отсюда и задачи данной работы: определение экономических, социокультурных обстоятельств, мотивации начала предпринимательского дела, а также характеристика процедур создания фирмы.

Вопрос о происхождении капиталов фирм, действовавших в Сибири на рубеже XIX-XX вв., рассматривался в рамках проблем первоначального накопления, социально-сословных источников происхождения крупной буржуазии, мотиваций предпринимательской деятельности [2; 3]. Процедурная сторона возникновения фирмы описана цивилистами дореволюционной эпохи [4], а из современных историков -А.Н. Бохановым, И.В. Поткиной и С.В. Калмыковым [5; 6]. Среди использованных источников - податные материалы, учредительские договоры товарищеских предприятий, материалы периодической печати.

Изучая процесс первоначального накопления в целом, историю создания отдельных капиталов и фирм, имеет смысл начать с вопроса о мотивах, руководивших деятельностью предпринимателей. Общепризнанным считается, что она обусловлена прежде всего стремлением к богатству. Между тем очевидно, что стремление к богатству - качество социальное, и как таковое в разных исторических обстоятельствах оно мотивировалось и проявлялось различно. Развитие рыночных отношений в связи с пуском Транссиба быстро изменило повседневную жизнь, обыденное сознание и поведение сибиряков. Покупка и продажа различных товаров становятся повседневным явлением в жизни горожан. Сужается сфера их потребностей, удовлетворяемых за счет домашнего хозяйства, широко распространяется торговля.

Население не просто покупает, но втягивается в активную экономическую деятельность. «Сейчас эти люди начинают понимать, - говорил о сибирских крестьянах собеседник американского журналиста Д.Ф. Фразера, посетившего Сибирь в начале 1900-х гг., - насколько больше сена можно заготовить с помощью машин, что позволит им держать в четыре-пять раз больше коров, а сепараторы производят молоко лучшего качества; так что некоторые из них на пути к богат-

© А.Г. Киселёв, 2012

ству» [7]. Яркую картину перемен рисует один из корреспондентов омской газеты «Степной край»: «Много лет тому назад... Омск находился в самой слабой степени своего экономического развития, и местные хозяйки из простонародья не имели абсолютно ни малейшего понятия о сбыте на сторону (помимо рынка) продуктов молочного хозяйства. <...> В погоне за наживой теперь каждая омская “баба”, имеющая всего-навсего одну “буренку”, взялась за коммерцию и сбывает молоко в разные, датского происхождения, конторы, отчего кринка молока повысилась в цене уже до 10 копеек» [8].

Вышеупомянутая «коммерция» на микроэкономическом уровне вела к «рационализации», усвоению населением

элементов предпринимательского ведения хозяйства. Во-первых, покупая сортовые семена, сельскохозяйственные машины, сепараторы, поставляя молоко на маслозаводы, масло - скупщикам и другое, хозяин вступал зачастую в новую для себя систему отношений. Приобретая машины в городских складах («уголки Европы») [9, с. 42], обращаясь сюда за ремонтом, крестьяне знакомились с рекламными проспектами, прейскурантами, заключали договоры с продавцами о продаже в кредит, в том числе с участием кредитных учреждений. Во-вторых, очевидно, что стремление выгодно продать, использование купленных орудий, также стимулируя расчетливость, вело к соответствующим переменам в образе жизни [10].

Существенно меняется характер труда земледельца, маслодела, отныне сопряженного с техникой, углубляется отраслевая специализация хозяйства, развивается дух спекуляции [11, с. 179]. Об этом пишут газеты, говорят биржевые комитеты и органы городского самоуправления [12]. Очевидно, что критический характер подобных выступлений был продиктован по преимуществу интересами потребителя. Заметен был и известный «антибуржуазный» налет: обогащение если не осуждалось, то и не приветствовалось. «Да какие это и хозяева, - читаем в газете «Степной край» за 1901 г. об омских заводчиках. -Не вернее ли их назвать аферистами, наехавшими из России с проведением железной дороги?» [13].

Иначе рассуждали сами коммерсанты и иностранные наблюдатели. Характерно, что в тюменской «Сибирской торговой газете», ориентированной на западносибирские деловые круги, при обилии материалов экономического характера крайне редко встречаются критические сентен-

ции, свойственные омскому «Степному краю» и тюменскому «Ермаку». Как, впрочем, нет и прямой апологетики предпринимательства как такового - подобного рода выступления не могли снискать газете сколько-нибудь широкой популярности. По-деловому прагматичны и суждения иностранных наблюдателей - «колонизаторов», интересовавшихся, помимо местной «экзотики», состоянием сибирского рынка в целом, условиями и возможностями экспортной сибирской торговли. Известный «колонизаторский» элемент можно увидеть во взглядах и действиях россиян, «энергичных людей» в «богатом крае», как говорил омский заводчик С.В. Хаберев, воспринимавших Сибирь как золотое дно [10, с. 81-82].

Итак, перед нами, условно говоря, два разных отношения к сибирским капиталам и «капитальчикам», перспективам обогащения в Сибири. Для «энергичных элементов разных категорий» - предпри-нимателей-переселенцев - крупные дельцы, быстро разбогатевшие в Сибири, очевидно, могли выступать образцом для подражания. Их интерес заключался не в потреблении, а в наживе. Для них сами сибиряки были чужими, что, безусловно, способствовало распространению в их среде подобия того, что М. Вебер называл «внешней моралью», выражавшейся в беззастенчивости в средствах [14, с. 222].

Среди «архетипических» качеств

предпринимателя, выделяемых В. Зом-бартом, жажда наживы, стремление завоевать, захватить, изобретательность явно доминировали над «мещанством» -склонностью к счету, осмотрительностью и хозяйственностью. При этом лишь стремление организовать дело можно рассматривать как предпосылку «рационализации» - превращения предприятия в цель самого себя [15, с. 44-48, 119, 133]. Для первого из вышеописанных - негативного взгляда на наживу - характерно сопряжение ее со всякого рода нечестными действиями, недобросовестным использованием обстоятельств обычно в ущерб потребителю, эксплуатацией и прямым насилием в отношении рабочих и служащих, скрытыми и явными преступлениями. Среди массы местного населения такой предприниматель (чаще мелкий делец-спекулянт, недобросовестный торговец, реже - крупный заводчик вроде омских Хаберева, Мариупольского, Ранд-рупа, Серебрякова) мог возбуждать зависть, но не симпатии.

И все-таки при всей негативности образа «афериста», критическом отношении

к делам, ведущимся ради наживы, в сознании широких слоев населения в условиях отмеченного поворота к рынку, распространения пресловутой «коммерции» возникает явно выраженное стремление к предпринимательству. «Торговый город

Барнаул! Настолько торговый, что даже люди, ничего общего с торговлей не имеющие, превратились в коммерсантов»,

- иронизировали в «Алтайской торговопромышленной газете» [16]. Автор-составитель адрес-календаря Тюмени (1913 г.) Т.Ф. Калугин заметил, что «каждый ремесленник и приказчик также стремится заняться самостоятельной торговлей и при счастии сделаться впоследствии купцом» [17, с. 45].

Как же отрицательное отношение к «торгашеству» соединялось со стремлением завести собственное дело? Можно с достаточной долей уверенности предположить, что этому способствовали, во-первых, осознание новых условий жизни, необходимость приспособиться к ним так, чтобы иметь возможность участвовать в их эксплуатации [18, с. 65-67]. Во-вторых, сопряженное с первым стремление вырваться из бедности, достичь достатка, как заметил А.А. Жиров, создать достойные условия существования, занять более высокое общественное положение [19, с. 8082]. В-третьих, заразительный пример, зависть, которые могли быть стимулирующей силой, подвигнувшей, скажем, тарчан отправиться еще в середине XIX в. в далекую Кяхту [20, с. 312-313, 322]. В-четвертых, это, вероятно, положительное отношение к «мещанской» составляющей «предпринимательского духа» - труду, экономности, опытности. Не случайно о капиталах, нажитых тогда, говорили как о «благоприобретенных», т. е. добытых «благим путем» самостоятельно.

Итак, основные, архетипические качества предпринимательства по-разному проявлялись и воспринимались во всех слоях, группах населения, ориентировавшихся на экономический успех. Притом что завоевание и господство - это общий признак капиталистического духа (В. Зомбарт), что крестьяне-кулаки являли нередко «худшие образцы» эксплуатации, завоевателями-колонизаторами выступали прежде всего переселенцы, ищущие скорого обогащения в Сибири. «Внешняя мораль» давала им «свободу рук». Трудолюбие и экономность были нехарактерны для той части «наехавших», которая хотела обогащения любой ценой. В то же время для крупных «солидных» дельцов эти

качества, как и большее внимание к учету, были, безусловно, присущи.

Провинциальная мораль (подобие веберовской «внутренней»), активно будируемая интеллигенцией, склонна была осуждать крайности барышничества, которые били по карману обывателя. Стремление к господству у начинающих местных дельцов зачастую оставалось втуне, прорываясь только при определенных обстоятельствах (кулак-барышник в деревне, прасол на рынке и т. п.). Зато более выражены были мещанские добродетели, такие как труд, опытность, бережливость.

Стремление завести свое дело при наличии известных средств и благоприятной экономической конъюнктуре в Западной Сибири конца XIX - начала XX в. подталкивало к занятиям предпринимательством многие тысячи людей, однако часть из них со временем вынуждена была отказаться от этой деятельности, вернулась к прежним занятиям. Однако обновление обстоятельств вновь толкало их к делу. Значительный слой крестьян и городского мещанства служил обширным резервуаром, из которого и выходили и куда временно или навсегда возвращались мелкие торговцы и промышленники. Характерно в этом отношении наблюдение тобольской податной инспекции, касающееся только скотопромышленности губернии. Даже при таком территориальном и отраслевом ограничении, численность предпринимателей-новичков оказалась весьма заметной. Из 1002 человек, совмещающих скотопромышленность с другими занятиями, 781 сочетал этот

промысел с земледелием. В неблагоприятные годы они временно могли прекращать, а затем вновь возобновлять предпринимательскую деятельность [21, с. 118-119]. Переход от домашних занятий к мелкому предпринимательству и обратно, частое сочетание того и другого как характерную черту сибирского городского мещанства, правда, несколько более раннего времени (60-90-е гг. XIX в.) отмечали Ю.М. Гончаров и В.С. Чутчев [22, с. 75].

Наряду с вновь образуемыми делами, чаще всего индивидуальными предприятиями, название которых совпадало с фамилией «купца», на рубеже XIX-XX вв. имело место создание фирм на основе дел, уже имеющихся, связанных либо с открытием новой, либо с переходом ранее существовавшей фирмы.

Разнообразны были и мотивы, диктовавшие учредительство ассоциативных предприятий.

Это могло быть стремление к созданию нового дела. Показательны в этом отношении случаи проявления предпринимательства как новаторской деятельности, связанные с открытием таких предприятий, как электростанции, аптеки, книжные магазины, и других, как мы сейчас сказали бы, «социально значимых проектов». Именно так они выглядели даже на фоне фирм, создаваемых, например, для постройки новых винокуренных заводов, мельниц и т. п. Не всегда имевшие ясную перспективу коммерческого успеха, эти начинания отличались большой общественной значимостью, становились заметными явлениями социокультурного порядка. Речь идет о создании в Бийске Товарищества «Электросвет», Торгового дома «Бийская книготорговля» (1904 г.), Семипалатинске - Товарищества «Здравие» (1906 г.), «Ярдам» (книготорговля) (1910 г.), Томске - Полного товарищества официантов (1901 г.), Сибирского товарищества печатного дела (1906 г.), Кургане - Союза сибирских маслодельных артелей (1907 г.). Скорее всего, не является совпадением то обстоятельство, что созданы эти новые предприятия были в эпоху «общественного подъема» предреволюционного 1904 и революционных 1905-1907 гг.

Другим мотивом объединения капиталов было стремление к расширению возможностей уже существующего дела. Интересно в этом отношении предложение зайсанского дельца Л.Ф. Сорокина. Описывая выгоды содержавшихся им предприятий, он приглашал компаньонов «с вкладами не менее 15 тыс. руб.», гарантируя доходность от 30 до 40 % [23]. Известны и инициативные предложения о вложении средств в перспективные дела: «с капиталом от 5 до 10 тыс. руб. желают принять участие в хорошем прибыльном деле» [24]. Еще один часто встречающийся мотив состоял в желании привлечь к делу выросших детей (многочисленные «...и Сыновья» или «...и Сын»). В «Краткой энциклопедии по истории купечества и коммерции в Сибири» мы насчитали 22 фирмы с подобной формулой, оперировавшие в рассматриваемый период [25].

Вопрос о процедуре открытия новой фирмы вполне ясен только применительно к товарищеским и акционерным предприятиям. В процессе создания товарищеских предприятий Г.Ф. Шершеневич выделял моменты: 1) соглашения, устанавливающего обязательные отношения между членами товарищества, 2) оглашения, устанавливающего юридическую личность то-

варищества. В процессе создания акционерных обществ решающими являлись моменты: 1) подписания устава общества учредителями, 2) получения специального разрешения правительства (утверждение устава в порядке сепаратного законодательства), 3) созыва учредительного собрания акционеров, который и был моментом создания юридического лица. Что же касается предприятия индивидуального, то моментом возникновения фирмы, очевидно, следует считать начало торговли от собственного имени как промысла - занятия, которое и делало лицо «купцом», т. е. торговцем [4, с. 62-63, 112, 131, 156].

Важной составляющей процедуры, легитимирующей начало операций фирмы, была выборка соответствующих документов, которые условно можно разделить на три группы.

1. Документы, выборка которых, по сути, состояла в уплате основного промыслового налога.

2. Документы, хотя и фискального характера, эквивалентами налогов не являющиеся.

3. Документы, дававшие право на то или иное предприятие с точки зрения его соответствия действующему законодательству и общественной безопасности.

Налоговая система, сложившаяся в первые пореформенные годы, претерпев некоторую корректировку, была существенным образом преобразована в 1898 г.: произошел переход от обложения прав на занятия предпринимательской деятельностью к обложению предприятий. Соответствующим образом изменились и налоговые документы. Речь идет о промысловых свидетельствах на торговые, промышленные заведения, горные промыслы, личные промысловые занятия, о билетах на складские помещения, об акцизных патентах (на продажу спиртных напитков, табачных изделий, спичек и др.) и т. п. Разрешения эти носили именной характер, т. е. выдавались определенному лицу, торговому дому, обществу - общие налоговые разрешения через местные казначейства, городские управы, волостные правления, а в исключительных случаях -через податных инспекторов или их помощников; акцизные - обычно через окружные акцизные управления. Делалось это по отдельным на каждое заведение заявлениям и с принятием соответствующих платежей.

К иной группе документов относились акцизные разрешения на торговлю золотыми и серебряными изделиями, открытие винокуренных заводов, производство

жидких дрожжей; документы, регулирующие порядок открытия заведений «для раздробительной продажи напитков» и др. Эти права также обычно предприниматели получали через окружные акцизные управления и органы местного самоуправления. Городские думы выдавали разрешения на открытие заведений трактирного промысла. В третью группу входили иные документы, подтверждающие право на то или иное предприятие с точки зрения его соответствия закону и общественной безопасности. Речь идет об открытии промышленных предприятий в целом (такое разрешение давала губернская власть, а в городах с самоуправлением - городские управы); производстве пороха, требовавшем разрешения министра финансов по согласованию с МВД, торговле ядовитыми веществами и т. п.

Искание и получение разрешительных документов было важным шагом на пути вышеотмеченной рационализации сознания и поведения человека, превращавшегося в «человека экономического». Сделавшись «купцом», «торгующим под фирмою», лицо или лица (в товарищеских предприятиях) легитимировали свой новый статус «купца», оказывались в новом для себя правовом поле, определявшемся торговым, шире - гражданским правом, вступали в новую систему связей-отношений как с соответствующими институтами, так и с лицами, их представляющими. С исторической точки зрения в этом и заключался социокультурный смысл фирменного учредительства.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Поткина И. В. На Олимпе делового успеха: Никольская мануфактура Морозовых. 17971917. М., 2004.

[2] Рабинович Г. Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала ХХ вв. Томск, 1975.

[3] Старцев А. В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства в Сибири (XVII - начало ХХ в.). Барнаул, 1999.

[4] Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года). М., 1994.

[5] Боханов А. Н. Крупная буржуазия России (конец XIX в. - 1914 г.). М., 1992.

[6] История предпринимательства в России : в 2 кн. Кн. 2. Вторая половина XIX - начало ХХ века. М., 2000.

[7] Fraser J. F. The real Siberia together with an account of Dash though Manchuria. London, 1904. P. 39-40.

[8] Степной край (Омск). 1903. 19 декабря.

[9] Мартынов Л. Воздушные фрегаты. М., 1974.

[10] Журналы заседаний съезда деятелей сельского хозяйства 1-12 августа 1911 г. в г. Омске. Омск, 1912.

[11] Боголепов М. Н. Торговля Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908.

[12] ГУ ИАОО. Ф. 172. Оп. 1. Д. 204. Л. 6.

[13] Степной край. 1901. 24 января.

[14] Вебер М. История хозяйства. Пг., 1923.

[15] Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М., б/г.

[16] Алтайская торгово-промышленная газета.

1913. 4 августа.

[17] Тюмень: справочник и адрес-календарь по городу и уезду / сост. Т. Ф. Калугин. Тюмень, 1913.

[18] Ивонин И. Н. Россия и современная цивилизация // Отечественная история. 1992. № 4.

[19] Жиров А. А. Социально-психологические аспекты и вопросы менталитета в характеристике провинциального купечества Сибири // Проблемы историографии и истории : сб. науч. ст. Омск, 2002.

[20] Жиров А. А. Провинциальное купечество Сибири (штрихи к социально-психологическому портрету) // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. № 6. Омск, 1998.

[21] Журнал заседаний податных инспекторов и их помощников Тобольской губернии 28 февраля

- 7 марта 1911 г. Тобольск, 1912.

[22] Гончаров Ю. М., Чутчев В. С. Мещанское сословие Западной Сибири второй половины XIX

- начала ХХ в. Барнаул, 2004.

[23] Омский вестник. 1914. 26 апреля.

[24] Семипалатинский край. 1914. 23 марта.

[25] Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири : в 4 т. Новосибирск, 1994-1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.