УДК 88.4
Гончарова Е.В.
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Одной из характеристик современного этапа развития рыночных отношений является изменение характера, роли и функции персонала. Сотрудников стали считать самым ценным ресурсом организации. Поэтому в настоящее время отмечается тенденция роста и развития рынка кадрового консультирования. Данная тенденция отмечается следующими признаками: ростом числа рекрутинговых агентств, появлением специальных служб по управлению персоналом в структуре предприятий, увеличением предложения консалтинговых услуг по вопросам кадрового менеджмента. В то же время следует отметить появление интереса со стороны руководителей различных организаций к современным разработкам и технологиям психологии и социологии применительно к работе с персоналом и рост уровня доверия руководителей к внешним профессиональным консультантам по вопросам кадрового управления. Обе эти тенденции (рост и качественное развитие спроса и предложения консалтинговых услуг) могут рассматриваться как социальные явления, так как они, несомненно, отражают протекающие социальные процессы. На макроуровне это процессы институционализации управленческого консультирования, образования новой социальной группы (профессиональных консультантов), трансформации процесса управления. Рассматриваемая в работе проблематика, а именно развитие технологий кадрового консультирования, имеет взаимосвязь не только с обозначенными макросоциальными процессами, но и с изменением самого субъекта управления. То есть изменения на рынке кадрового консультирования будут отражать трансформацию ценностей и ориентиров профессиональной деятельности руководителя организации. Таким образом, обозначим цель и исследовательские задачи для изучения поставленной проблемы.
Цель: исследовать взаимосвязь тенденций развития кадрового консультирования в с макро- и микросоциальными процессами современной России.
Исследовательские задачи:
1. Изучить спектр, динамику и объем предложения и спроса на услуги по кадровому консалтингу, предлагаемых современными компаниями.
2. Исследовать специфику потребности руководителей в обращении за помощью к специалистам по кадровому консультированию и причин отказа от данных услуг при наличии осознанной проблемы в функционировании предприятия.
3. Изучить ценностно-профессиональные ориентации деятельности современного руководителя в связи с потребностью в обращении за помощью кадрового консультанта.