Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА МВД РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА МВД РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
31
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА МВД РОССИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

нормативное «наступление» на свободу личности в выборе убеждений, право самостоятельно изучать и критически оценивать отечественную историю».1 Стоит согласиться, что избыточность регламентации данной сферы недопустима. Правовая норма мемориальной направленности должна быть действительно необходимой и соразмерной. Но она должна быть. В обеспечении порядка памяти она занимает важное место.

Право в его соотношении с коллективной социально-исторической памятью может играть созидающую роль, закрепляя определенную систему ценностей, регулируя общественные отношения, формируя представления о должном. Право может играть и разрушающую роль в политике памяти. Оно способно запретить какую-либо систему ценностей, разрушить традиции, привычный образ жизни, оторвать людей от «корней», разрушить представления о сложившихся приоритетах общественного развития, заменив их иными.

Возможности влияния права на коллективную память велики и это определяет рост интереса к манипуляциям с памятью посредством нормативно-правового воздействия. Часто это используется для размежевания народа, порождения ненависти и страха. Отметим, что эти манипуляции могут носить и позитивный характер, если направлены на укрепление социального единства, формирование гордости за свою страну и народ.

Коллективная память рождается и существует на обыденном уровне в виде психических реакций, общих переживаний событий прошлого, вненаучных знаний, в формах доступной для сообщества культуры и на научно-теоретическом, идеологическом уровне, включающем научные знания, политику и право. Коллективно значимое на обыденном уровне закрепляется в традиции, на идеологическом уровне закрепляется в правовой норме. В заданной системе особенности права видятся в том, что оно призвано учитывать все иные формы — и обыденные и научно-теоретические, то есть быть интегрирующей силой.

Значимое в прошлом могут по-разному трактовать различные группы граждан, государственная власть, политические силы и их идеологии. Интегрирующей силой в данном вопросе, основой для социального консенсуса является право. При этом отметим, что право здесь понимается нами не как исключительно инструмент в руках действующей власти, а как форма существования научно-обоснованного, объективного знания о необходимом для общества. Такой подход позволяет выйти на решение дилеммы, существующей в процессе формирования коллективной социально-исторической памяти — что является определяющим: научная объективность или политический интерес? Право призвано закрепить государственный интерес к объективному научному знанию о прошлом, формирующему единство и обеспечивающему безопасность общества, способному силой своей аргументации противостоять любым деструктивным интерпретациям исторических фактов.

Супрунов Александр Германович

кандидат юридических наук, первый заместитель начальника Нижегородской академии МВД России (по учебной работе);

Васильев Вячеслав Вениаминович,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административной деятельности органов внутренних дел Нижегородской академии МВД России

Развитие исторической памяти в образовательном пространстве вуза МВД России: методические и аксиологические аспекты

Прекращение существования Советского Союза как федеративного государства повлекло за собой не только образование пятнадцати самостоятельных государств, но и слом существовавшего десятки лет единой советской идеологии и единого исторического пространства, объединявшего население 1 / 6 части суши Земли. Каждое новообразованное на постсоветском пространстве

1 Векленко П. В. Правовое регулирование интерпретации исторических событий: проблема целесообразности / Юридические формы переживания истории: практики и пределы: коллективная монография / под ред. С. В. Бочкарева. СПб.: Астерион, 2020. С. 362.

государство столкнулось с рядом проблем не только политического и экономического порядка, но и с необходимостью поиска, формулирования и обоснования ценностных оснований своей исторической памяти. За исключением Российской Федерации, провозгласившей себя во внешней и внутренней политике правопреемником Союза ССР, бывшие союзные республики принялись конструировать свою национально-историческую память, базирующуюся прежде всего на исключительности одной — титульной нации. То, что еще вчера рассматривалось в качестве «роли республики и ее населения в победе в Великой отечественной войне 1941—1945 годов», сейчас в ряде государств трактуется не иначе как насильственное вовлечение той или иной нации в «чужую войну», а даты освобождения от войск нацистской Германии как начало советской оккупации. Перед Российской Федерацией, ее философской, исторической и социологической наукой стоит архиважная задача не только формулирования и обоснования аксиологических (ценностных) основ исторической памяти российского государства и социума, но и создание системы мер, направленных на полноценную защиту отечественной исторической памяти.

Перед любой образовательной организацией в данном случае не являются исключением, стоит задача формирования и совершенствования всесторонне развитой личности выпускника. Решение данной задачи означает, что обучающийся приобретает не только необходимые для осуществления профессиональной деятельности по избранной специальности (направлению подготовки, профилю и пр.) компетенции профессионального характера, но и компетенции, относящиеся к категориям «общекультурные» и «универсальные».

Образовательные организации высшего образования, входящие в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляют подготовку достаточно широкого спектра специалистов для территориальных органов МВД России. Несмотря на разницу в учебных планах, осваиваемых обучающимися основных профессиональных образовательных программ, значительное внимание как в воспитательном, так и в обучающем компоненте образовательного воздействия на будущих оперуполномоченных, следователей, психологов, экспертов и прочих специалистов уделяется совершенствованию исторических знаний и формированию личности патриота своего государства у каждого выпускника вуза МВД России. В данном кратком исследовании мы намерены рассмотреть вопрос ценностных и методических составляющих совершенствования исторической памяти в образовательном пространстве вуза МВД России.

По мнению И. Л. Беккер и В. Н. Журавчик, в качестве образовательного пространства необходимо рассматривать педагогическую среду, обладающую определенной структурой, организованную в соответствии с заранее утвержденным планом, предназначенную для всестороннего и полного обеспечения процесса воспитания и обучения личности. К специфическим признакам образовательной среды указанные авторы относят наличие прямых и обратных связей между образующими ее элементами, нацеленность на его долгосрочное использование, а кроме того, субъективно воспринимаемая как объектами, так и субъектами образовательного процесса определенного рода экстерриториальность такого пространства, выделяющегося из окружающей его среды1. Последний признак особенно характерен для вузов МВД России, которые, располагаясь на обособленной территории, демонстрируют свою определенную схожесть с классическими образцами западноевропейских и североамериканских студенческих городков. На единой территории сосуществуют учебные корпуса, спортивные сооружения, библиотеки, полигонные комплексы, места культурного проведения досуга и общежития. Такая достаточно автономная среда создает близкие к идеальным, возможности и для создания специфической социокультурной среды, в рамках которой наиболее плодотворно реализуется концепция непрерывности воспитательно-обучающего процесса, и для планомерного воспитания в обучающемся сотруднике органов внутренних дел осознанного патриота своей страны.

Прежде чем подвергнуть изучению специфику методических и ценностных особенностей развития в указанном образовательном пространстве вуза МВД России исторической памяти, полагаем рассмотреть саму трактовку понятия «историческая память». При отсутствии законодательной дефиниции мы можем рассматривать различные авторские концепции социальной памяти, памяти народа, коллективной памяти и пр. В наиболее общем понимании память представляет собой определенный объем информационных данных о событиях, явлениях, личностях, имевших место в прошлом,

1 Беккер И. Л., Журавчик В. Н. Образовательное пространство как социальная и педагогическая категория // Известия ПГПУ имени В. Г Белинского. 2009. № 12 (16). С. 134.

сохраняемых и передаваемых различными способами1. Историческая память в таком случае есть систематизированное единство не просто данных о значимых с точки зрения социума исторических событиях прошлого, сохраняемого, изучаемого и анализируемого для дальнейшей передачи последующим поколениям, но и методологии обработки таких информационных данных, различных социальных институтов (например; Всероссийское военно-историческое общество), обеспечивающих указанную обработку и контроль сохранности ценностных оснований (непосредственных исторических событий, объектов, личностей и др.) исторической памяти российского общества и государства.

Мы полагаем, что организация развития исторической памяти в рамках реализуемого в образовательной организации высшего образования МВД России воспитательно-обучающего воздействия на лиц, получающих высшее профессиональное образование, может реализовываться по двум основным направлениям: развитие у обучающихся общесоциальной исторической памяти (коллективной памяти российского народа) и развитие исторической памяти в рамках реализуемой вузом концепции непрерывного патриотического воспитания будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел. В каждом направлении существуют свои специфические методические и ценностные особенности.

Для развития у обучающихся в образовательном пространстве вуза МВД России общесоциальной исторической памяти используются традиционные «вузовские» методики воспитательно-обучающего процесса, базирующиеся прежде всего на умелой организации руководством образовательной организации аудиторного и внеаудиторного образовательного процесса в ведомственном правоохранительном вузе. Аксиологическая составляющая данного развивающего процесса находит свое проявление в четком формулировании и обосновании тех ценностных основ исторической памяти российского общества и государства, на базе которых строится вся концепция воспитательно-обучающей деятельности в вузе.

В целях генезиса исторической памяти, проводимого в рамках реализуемой вузом концепции непрерывного патриотического воспитания будущих и действующих сотрудников органов внутренних дел работа строится по нескольким направлениям:

— реализация непрерывного воспитательно-обучающего воздействия;

— преподавание обучающимся сотрудникам органов внутренних дел обязательных учебных дисциплин историко-правовой направленности;

— формирование у обучающихся в рамках освоения как учебных дисциплин обязательной части, так и учебных дисциплин специализации общекультурных и универсальных компетенций;

— вооружение педагогических работников новейшими, апробированными практикой, методиками развития исторической памяти у обучающихся как в ходе проведения учебных занятий, так и при внеаудиторной работе.

В завершении хочется отметить тот факт, что качественное привитие сотруднику органов внутренних дел знаний об исторической памяти российского общества и государства, их поддержание и совершенствование в рамках реализации концепции непрерывного образования в системе МВД России служат залогом формирования личности современного правоохранителя как культурного, грамотного представителя государства, исполняющего свои обязанности в строгом соответствии с принципом законности.

Сулима Игорь Иванович,

доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и теологии Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина

Коллективная память в современных философских исследованиях

Проблема правопонимания в юридической науке поднята фактически с зарождения этой науки и решается по сей день. Сущность права видится в свете философских мировоззренческих позиций. Позитивистская позиция позволяет в праве видеть систему правил, регулирующих конкретные

1 Кознова И. Е. Историческая память и основные тенденции ее изучения // Социология власти. 2003. № 2. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.