Научная статья на тему 'Развитие исследовательских умений магистра педагогики в образовательном процессе'

Развитие исследовательских умений магистра педагогики в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / УМЕНИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / МАГИСТР / ЗАДАЧИ / FORMATION / SKILLS / ACTIVITY / RESEARCH SKILLS / MASTER DEGREE / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панасюк К. А.

В статье выявлены особенности магистерской подготовки и представлены современные технологии формирования исследовательских умений магистра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING MASTER OF PEDAGOGY'S RESEARCH SKILLS IN THE PROCESS OF EDUCATION

In the article the peculiarities of master's degree development are revealed and modern technologies forming master's research skills are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие исследовательских умений магистра педагогики в образовательном процессе»

УДК 378

РАЗВИТИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МАГИСТРА ПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

©2010 К.А.Панасюк

Оренбургский государственный педагогический университет Технологический институт «ВТУ» в г. Оренбурге

Статья поступила в редакцию 24.05.2010

В статье выявлены особенности магистерской подготовки и представлены современные технологии формирования исследовательских умений магистра.

Ключевые слова: формирование, умения, деятельность, исследовательские умения, магистр, задачи.

Современная социальная ситуация характеризуется информационно культурным взаимодействием стран, многообразием интеграционных процессов, затрагивающих материальную и духовную сферы общества, в частности образования. В такой ситуации востребованным становится магистр педагогики, как специалист обеспечивающий развитие личности, саморазвитие, самореализацию.

Перед высшим образованием стоит задача создания педагогических условий для формирования личности магистра, обладающего требуемыми качествами, основными из которых является культура педагогической деятельности и обладание исследовательскими умениями. По мнению Л.Б.Соколовой «культуросообразно действующий педагог умеет практически работать с сознанием и личностью человека, способен к организации образовательных процессов и управлению ими»1. В большинстве своем обучающиеся в магистратуре имеют практический опыт, социально активны, стремятся к саморазвитию, имеют устойчивую мотивацию. Такие характеристики однозначно позволяют отнести индивида к категории взрослого человека, а вторую ступень подготовки специалистов — к сфере образования взрослых. Вследствие обозначенной ситуации возникает необходимость иного методологического подхода к обучению и развитию, нежели используемого при обучении детей: развитие исследовательских умений, умений осуществлять субъектом рефлексивный отбор способов решения проблемных ситуаций на основе научного знания.

°Панасюк Клара Абдулганиевна, старший преподаватель кафедры автоматизации и управления Технологического института аспирант кафедры педагогики высшей школы. E-mail: kafpvsh@mail. ru 1 Соколова Л.Б. Культурологическое содержание педагогической деятельности: Монография. - Саратов: 2007.

В педагогической науке умения определяются как «обобщенные способы действия, позволяющие субъекту осуществлять действия с заданным результатом в широком спектре разнообразных, меняющихся условий» (Б.М. Игошев)2. Если частный «навык» тесно связан с определенными условиями и при их нарушении может быстро разрушиться, умения более универсальны и устойчивы к смене условий деятельности. Умение базируется, как правило, на обобщенных образно-концептуальных моделях задачи, или «на обобщенной ориентировочной основе» (П.Я. Гальперин).

На педагогическую сущность термина «исследовательские умения» пока существуют разные точки зрения. С.И.Брызгалова считает, что это «способы реализации отдельной деятельности»3; «система интеллектуальных операций, необходимых для самостоятельного исследования или его части» (О.А.Ивашова). Мы склонны, вслед за С.С.Акимовым, придерживаться причисления к исследовательским умений работать с первоисточниками, наблюдать явления, процессы, факты, а также их анализировать; умений формулировать гипотезу, разрабатывать и проводить эксперимент, обрабатывать результаты эксперимента, обобщать. По определению И.А.Зимней, исследовательские умения - это «способность самостоятельных наблюдений, опытов, поисков, приобретаемых в процессе решения исследовательских задач»4. Исследовательские умения классифицируются в зависимости от сторон исследо-

2

Игошев Б.М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом универсистете: Монография. -М.: 2008.

3 Брызгалова С.И. Формирование в вузе готовности учителя к педагогическому исследованию: теория и практика: Монография. - Калининград: 2004.

4 Зимняя И.А., Е.А. Шашенкова. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. - Ижевск: 2001.

Педагогика

вательской деятельности: 1) интеллектуально-исследовательской: умения анализировать, соотносить и сравнивать факты, явления, концепции, точки зрения; умение видеть проблему, выделять главное; выделять противоречия и формулировать проблему; ставить цель, задачи работы; критически анализировать информацию, давать ей оценку; аргументировать свое отношение к изучаемому вопросу; определять методологические подходы к исследованию; 2) информационно-рецептивной: умения наблюдать, собирать и обрабатывать данные; систематизировать и классифицировать факты и явления, интерпретировать информацию, работать с научной информацией; 3) продуктивной: умения проводить эксперимент, в определенной последовательности выполнять практическую часть исследования; использовать разнообразные методы эмпирического и теоретического исследования; осуществлять библиографический поиск и обобщать информацию; излагать ход и результаты исследования; защищать полученные результаты в процессе выступления; составлять тезисы, писать статью, реферат, доклад, сообщение, выступать с результатами исследования.

Учитывая сказанное, мы дали следующее определение исследовательских умений с учетом контекстного характера их формирования в процессе подготовки магистров. Исследовательские умения магистра - это такие умения, которые позволяют ему вырабатывать новые научные знания и представляют обобщенные способы действия в зависимости от методов научного исследования. Нами апробированы умения увидеть противоречие, выдвинуть гипотезу, осуществить эксперимент; умения наблюдать, сравнивать, анализ и синтез, индукция и дедукция; абстрагирование, моделирование. Одним из квалификационных показателей подготовки магистра является сформированность его исследовательских умений для решения профессиональных задач.

В цели эксперимента входила проверка эффективности интегративного спецкурса «Эффективные технологии развития исследовательских умений магистра педагогики в образовательном процессе вуза». Его содержание составляют: проблемные и диалоговые лекции, философско-педагогические семинары; практикумы по написанию статей, рефератов, докладов; разработка программ эксперимента, исследовательского инструментария. Включение спецкурса в учебный процесс, как показал наш эксперимент, позволяет решить ряд задач: 1) активизировать мышление магистрантов; 2) использовать их знания и практический опыт при обучении; 3) содействовать раскрытию потенциала участников; 4) выработать практические умения в решении кон-

кретных задач; 5) оценить степень усвоения учебного материала; 6) сформировать исследовательскую компетентность.

Наибольший интерес в практике формирования исследовательских умений магистранта представляет используемый нами в образовательном процессе метод конкретных ситуаций (case method). Сформулированный в 1954 г. в классическом издании, посвященном описанию истории и применения его в Гарвардской школе бизнеса, сегодня этот метод широко и успешно используется не только в американской и западноевропейской практике бизнес-образования, но и в русской высшей школе в процессе формирования информационно-исследовательской культуры педагога. Главной особенностью метода при формировании исследовательских умений магистранта является исследование прецедентов из деловой практики. Особый упор делается на рефлексивный отбор способов решения проблемных ситуаций на основе научного знания: анализировать и соотносить факты, явления, концепции, точки зрения; выделять противоречия и формулировать проблему; сравнивать, систематизировать и классифицировать факты и явления; обобщать информацию. Метод конкретных ситуаций эффективен, прежде всего, для формирования таких ключевых профессиональных компетенций магистрантов как коммуникабельность, лидерство, умение анализировать в короткие сроки большой объем неупорядоченной информации, принятие решений в условиях стресса и недостаточной информации. В этом своем качестве он выступает как принципиально необходимое дополнение к лекционной методике проведения занятий.

Например, на занятии, цель которого создать организационно-педагогические условия для формирования исследовательских умений магистра, предлагаются для обсуждения актуальные проблемы из практики образования. Магистранту предлагается провести лекционное занятие со студентами. Суть ситуации заключается в том, чтобы магистранты получили свой интеллектуальный продукт. В процессе интеллектуальной и деятельностной рефлексии они вырабатывают методические рекомендации к отбору содержания и методам чтения лекции. Магистрант анализирует ситуацию, формулирует проблему, ставит цель, задачи работы; принимает решение о том, какие средства следует применить для представления лекционного материала или его части и как в будущем можно построить занятие со слушателями, чтобы вызвать их интерес и продуктивное усвоение.

В данном случае метод конкретных ситуаций представляется как процесс, где главными составляющими являются «обсуждение» и «дис-

куссия», включающий специально подготовленные обучающие материалы и специальную технологию (techniques) использования этих материалов на учебном занятии.

Чтобы провести такого рода занятие, предполагается высокая научно-методическая подготовка преподавателя вуза, обладающего культурой педагогической деятельности, профессиональной мобильностью применяющего современные образовательные программы. Профессиональная мобильность при формировании исследовательских умений предусматривает его готовность к смене выполняемых профессиональных задач и обусловлена наличием у человека таких личностных качеств и способностей, как: активность, выражающаяся в готовности участвовать в проектах разной содержательной направленности; высокая адаптивность к различным видам деятельности; креативность, творческое преобразование любой ситуации. В качестве критериев для оценки мобильности преподавателя при форми-

ровании исследовательских умений мы выделили: гибкость, оперативность, критическое мышление; умения: целеполагания, рефлексии, саморегуляции, самоопределения; способность видеть противоречия, проблематизировать ситуации5.

В эксперименте апробированы педагогические условия, обеспечивающие развитие исследовательских умений магистра: 1) создание в вузе рефлексивной среды; 2) инициирование самосовершенствования преподавателя и собственной ответственности за процесс обучения и его результаты; 3) владение преподавателем культурой педагогической деятельности; 4) привлечение социальных партнеров к разработке и реализации образовательных проектов.

5Степанова И.А. Формирование профессиональной мобильности будущих педагогов во внеучебной деятельности //Современные проблемы науки образования. - 2009. - №2. URL: www.rae.ru (Дата обращения 18.12.2009)

DEVELOPING MASTER OF PEDAGOGY'S RESEARCH SKILLS IN THE PROCESS OF EDUCATION

© 2010 K.A.Panasyuk"

Orenburg State Pedagogical University Technological Institute «WTU», Orenburg

In the article the peculiarities of master's degree development are revealed and modern technologies forming master's research skills are presented.

Keywords: formation, skills, activity, research skills, master degree, tasks

Klara Abdulganievna Panasyuk, senior teacher of Deartment of high school pedagogy, postgraduate student of Department of automation and management at Technological institute «WTU», Orenburg. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.