РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ТЕХНИКИ НА ФЛЕЙТЕ
Халикова А.Ф.
Халикова Алсу Фанусовна - преподаватель по флейте, Детская музыкальная школа № 3, г. Набережные Челны
Аннотация: в этой публикации говорится о том, что такое исполнительская техника, какие бывают виды и как её можно развивать. Какие есть упражнения для флейты и на что следует обращать внимание при выполнении упражнений.
Ключевые слова: флейта, техника, музыкант, упражнения, репетиции, постановка, исполнение, навыки.
DEVELOPMENT OF PERFORMING TECHNIQUE ON THE FLUTE
Khalikova A.F.
Khalikova Alsu Fanusovna - flute Teacher, CHILDREN'S MUSIC SCHOOL NO. 3, NABEREZHNYE CHELNY
Abstract: this publication will talk about what a performing technique is, what types there are and how it can be developed. What are the exercises for the flute and what should you pay attention to when doing the exercises. Keywords: flute, technique, musician, exercises, rehearsals, staging, performance, skills.
Флейта — один из самых технически подвижных музыкальных инструментов. В репертуаре флейтистов очень много всевозможных произведений виртуозного характера. Техническая сторона исполнительского мастерства должна быть на уровне, позволяющем преодолевать трудности существующего репертуара. Поэтому необходимо постоянное усовершенствование техники на каждом этапе обучения на флейте.
Что такое исполнительская техника?
С точки зрения В. Д. Иванова, исполнительская техника (от греческого слова techne— искусство, мастерство) — это «совокупность сформировавшихся специальных навыков и умений, а также координированных слухомоторных действий и образов движений, активно участвующих в процессе звукоизвлечения и художественного интонирования» [1, с. 39]. А вот мнение Г. М. Цыпина: «Техника, если подходить к ней с общеэстетических, философских позиций, есть умение художника выразить в своём творчестве именно то, что он желает выразить: это возможность материализовать свой замысел в звуках, если дело касается музыки» [2, с. 10]. Безусловно, с такими, пусть и ограниченными, трактовками понятия «исполнительская техника» нельзя не согласиться. Но для более полного представления, что такое исполнительская техника, необходимо выделить её элементы, которые характеризуются достаточно определёнными внутренними и внешними связями с исполнительским процессом. Именно исполнительский процесс, его структура представляют собой исходный пункт анализа исполнительской техники, специфичной для музыканта-духовика.
Исполнительскую технику музыканта-духовика можно дифференцировать на две основные группы.
Первая группа — это собственно двигательная техника, включающая технику дыхания, технику пальцев, технику языка (артикуляционная техника);
Вторая группа — это художественная техника, в состав которой входит техника звуковысотного интонирования, штриховая техника, динамическая техника, агогическая техника, техника вибрато, техника фразировки и филировки звука.
Совершенствование исполнительского мастерства музыкантов-духовиков может осуществляться в нескольких направлениях. Одно из этих направлений - техническая оснащенность исполнителя включает в себя следующие компоненты:
а) Техника губ. Под техникой губ понимается сила и гибкость мышц губ, то есть их выносливость и подвижность.
б) Техника дыхания. Техника дыхания предполагает развитость дыхательного аппарата музыканта-духовика, умение играть на опоре, быстро, своевременно и в достаточном объеме производить вдох и совершать разнообразный, соответствующий характеру музыки выдох.
в) Техника языка. Технику языка характеризует его подвижность и четкость при выполнении любой атаки, гибкость при формировании выдыхаемой струи воздуха.
г) Пальцевая техника. Под техникой пальцев подразумевается хорошо развитая их способность к быстрым, четким, как отдельным, так и согласованным действиям, а также умение музыканта применять разнообразные варианты аппликатуры, в зависимости от сложности фактуры музыкального произведения и требований интонации.
Чтобы развивать каждую из этих техник, необходимо выполнять систематические упражнения. Лучшим
средством для достижения этой цели следует считать выполнение различных упражнений в медленном темпе, с последующим его ускорением. Игра в медленном темпе дает играющему ясное ощущение каждого движения. Чем медленнее темп, тем активнее и увереннее должны быть движения, с увеличением темпа они должны облегчаться, оставаясь при этом четкими. Для развития техники существует множество упражнений, это упражнения М. Моиза, И. Кванца, Т. Уая, П-Л. Графа, Э. Келлера, Ю. Должикова.
Также одним из наиболее полезных и важных средств для развития техники является систематическое исполнение гамм и различных видов арпеджированных аккордов различными штрихами, в разных динамических оттенках. Это дает возможность отработать четкие движения пальцев, развить координацию пальцев с действиями губ, языка и дыхания, добиться ровности звучания регистров, достигнуть строгой ритмичности, овладеть аппликатурными трудностями. Некоторые способы работы над гаммами описаны в работах Таффанеля-Гобера, Б.Ковача, Н. Платонова, Ю. Должикова, М. Моиза.
Этюды, написанные для флейты (Т. Бем, Андерсен, Э. Келлер, Д. Гарибольди, Э. Прилль, В. Цыбин, А. Фюрстенау, Э. Боцца, Д. Бриччальди), так же, как и специальные упражнения, преследуют развитие определенных технических приемов. Однако, этюды отличаются от упражнений своим художественным содержанием. Работая над ними, исполнитель должен добиваться выразительности и законченности исполнения каждого этюда.
В развитии техники пальцев решающее значение имеет внимательное наблюдение:
- за ритмичностью исполнения;
- за чистотой в переходах от звука к звуку без всяких промежуточных призвуков, загрязняющих исполнение и являющихся результатом неточных движений пальцев и несоответствующего напряжения мускулатуры губ;
- за правильной подачей дыхания для достижения чистоты в переходах на интервалы, когда требуется координация одновременных движений нескольких пальцев, при соответствующих изменениях напряжения мускулатуры губ и дыхания.
Приобретенные в процессе работы над упражнениями, гаммами, этюдами навыки помогают музыканту быстро усваивать музыкально-художественные произведения, значительно сокращая сроки и облегчая их разучивание.
Следует отметить, что рост исполнительских средств учащегося должен был всесторонним; и увлечение какой-нибудь одной стороной техники не должно тормозить общего развития музыканта. Как ни велико значение технической стороны исполнительства, все же техника является только средством в процессе художественного творчества. Превращать технику в цель музыкального воспитания недопустимо. Блестящая демонстрация технического совершенства в лучшем случае вызовет удивление; если исполнение будет лишено содержательности, яркости художественных образов и эмоциональной насыщенности, подлинного удовольствия слушатель не испытает. Поэтому упорно и последовательно развивая техническое мастерство, исполнитель в центре своего внимания всегда должен иметь стремление к наиболее полному раскрытию замысла автора произведения, и наиболее полной и глубокой его передаче. Вот тут и можно обозначить развитие художественной техники, в состав которой входит техника звуковысотного интонирования, штриховая техника, динамическая техника, агогическая техника, техника вибрато, техника фразировки и филировки звука. При помощи этой техники можно воспроизводить штрихи и передавать настрой и характер произведения, указанный автором.
Таким образом, для того чтобы развить исполнительскую технику на флейте, нужно иметь большое терпение, желание и выполнять систематические упражнения для усовершенствования какой-либо техники.
/
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/biblioteka/ (дата обращения: 14.03.2022).
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://files.mgik.org/Vestnik/2014/5/%D1%81%D1%82%D1%80.167-171.pdf/ (дата обращения: 14.03.2022).
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://dshi8.ucoz.ru/metodicheskoe_soobshhenie_razvitie_ispolnitelskoj_.pdf/ (дата обращения: 14.03.2022).