Научная статья на тему 'Развитие исполнительных навыков на основе педагогических принципов представителей московской пианистической школы'

Развитие исполнительных навыков на основе педагогических принципов представителей московской пианистической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
839
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЮБЮК А. И. / ЗВЕРЕВ Н. С. / МОСКОВСКАЯ ФОРТЕПИАННАЯ ШКОЛА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / A. I. DYUBYUK / N. S. ZVEREV / MOSCOW PIANO SCHOOL / MUSICAL PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галечян Лейли Арамаисовна

Российской музыкальной педагогикой накоплен огромный и плодотворный опыт, который необходимо использовать в современной педагогической практике. Статья посвящена вопросу подготовки учителя музыки, в ней рассматриваются материалы о педагогической деятельности двух крупнейших музыкантов московской педагогической школы конца XIX начала XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of preparing music-teachers is examined in this article. They intend to study the material on musical pedagogy and playing four famous composers and pianists of the end of the 19th beginning of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Развитие исполнительных навыков на основе педагогических принципов представителей московской пианистической школы»

УДК 78 Галечян Лейли Арамаисовна

Тверской государственный университет [email protected]

РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОСКОВСКОЙ ПИАНИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Российской музыкальной педагогикой накоплен огромный и плодотворный опыт, который необходимо использовать в современной педагогической практике. Статья посвящена вопросу подготовки учителя музыки, в ней рассматриваются материалы о педагогической деятельности двух крупнейших музыкантов московской педагогической школы конца XIX начала XX века.

Ключевые слова: Дюбюк А. И., Зверев Н. С., педагогика.

Деятельность Московской консерватории развивалась в тесном контакте с Петербургской консерваторией, что определялось единством их идейно-эстетических устремлений. В этих двух учреждениях и были заложены основы русской музыкальной школы во всех областях творчества, исполнительства и музыкальной науки. Крупнейшие представители московской пианистической школы внесли ценный вклад в историю фортепианной педагогики.

Рассмотрим что внесли ценного в историю фортепианной педагогики представители московской пианистической школы на примере педагогической деятельности Н. С. Зверева и А. И. Дюбюка.

Из преподавателей младших фортепианных классов в Московской консерватории лучшим считался Николай Сергеевич Зверев (1832-1893). Он учился у А. И. Дюбюка и А. Л. Гензельта.

С 1870 года стал преподавать в младших классах консерватории. В 1883 году ему было присвоено звание профессора. Он славился своей отличной школой, как говорили, он был главным поставщиком золотых медалистов. Замечательный педагог, Н. С. Зверев умел заинтересовать детей, увлечь их разнообразным музыкальным материалом, приучал к аккуратной работе. Он уделял большое внимание постановке рук, умел прививать свободные незаторможенные двигательные навыки, давал много упражнений и этюдов для выработки технических приемов.

Ценным в его преподавании было то, что с самого начала приобщал своих учеников к музыке. У Зверева нельзя было играть без ритма, безграмотно, без знаков препинания, а ведь в этом весь музыкальный фундамент. Приучал учеников

московская фортепианная школа, музыкальная

грамотно разбираться в тексте, расширял их общекультурный и музыкальный кругозор.

От Н. С. Зверева ученики обычно переходили к А. И. Зилоти, В. И. Сафонову, С. И. Танееву, П.А. Пабсту, у каждого из которых, безусловно, была своя система, свой метод; тем не менее они охотно принимали учеников Н. С. Зверева, которых не нужно было исправлять, переделывать. Этим и объяснялось то, что к нему попадали самые одаренные ученики [1].

Н. С. Зверев был больше, чем фортепианным учителем. Он может быть назван в полном смысле слова воспитателем, стремившимся создать из своих учеников культурных, порядочных людей и широкообразованных музыкантов. Строгий и взыскательный, иногда даже деспотичный, он вырабатывал у своих учеников постоянные и прочные навыки занятий, любовь к труду, чувство долга и ответственности за свои поступки. У Н. С. Зверева получило начальное музыкальное образование множество пианистов, в том числе С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, А. И. Зилоти, М. Л. Пресман, Ф. Кенеман, Л. А. Максимов, К. Н. Игумнов, Е. А. Бекман-Щербина и другие.

Суждения Н. С.З верева о пианистах были очень строгими. Он прекрасно разбирался в фортепианной литературе и часто подвергал исполнение даже крупных артистов жесточайшей критике. Ученики слышавшие его, рассказывали, что сам Н. С. Зверев был превосходным, очень изящным и музыкальным пианистом, с исключительно красивым звуком. Конкретно указывали на исполнение им сонаты Бетховена ор. 27 № 2 cis-moll № 14.

Одним из четырех первых профессоров фортепианных классов Московской консерватории

© Галечян Л. А., 2011

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

217

стал Александр Иванович Дюбюк (1812—

1897), любимый московский ученик Джона Фильда, в середине XIX столетия получивший известность одного из лучших московских пианистов и фортепианных педагогов.

Автор популярных в свое время песен, романсов, переложений классических произведений, А. И. Дюбюк отдал фортепианной педагогике около семидесяти лет. Через его руки прошли сотни учеников. Среди них - М. А. Балакирев, Н. Д. Кашкин, Н. С. Зверев, Г. А. Ларош, А. И. Галли, Ф. К. Гедике, А. Н. Буховцев и др.

В Московской консерватории А. И. Дюбюк проработал шесть лет до июня 1872 года. Среди своих консерваторских коллег-пианистов он оказался самым методически опытным. Поэтому закономерным выглядит его активное участие в составлении первой консерваторской программы по специальному фортепиано, принятой на заседании Совета профессоров 25 марта 1867 года. Под программой три подписи: Н. Рубинштейн, А. Дюбюк, А. Доор.

А. И. Дюбюк явился автором школы «Техника фортепианной игры», одобренной Советом профессоров на заседании 11 октября 1866 года и принятой «в фортепианные классы как руководство для приобретения механизма пальцев». В середине XIX века под выражением «механизм пальцев» подразумевалась техническая оснащенность пианиста, его готовность к стилистически точному и свободному исполнению. Воспитывались эти музыкально-артистические умения в первую очередь на материале упражнений. Именно тетради упражнений («Техника фортепианной игры», «Ритмические упражнения», «Рациональные этюды») занимают большую часть учебно-методических сборников, хрестоматий, пособий, составленных А. И. Дюбюком. Такое количество упражнений, конечно, не случайность. Годы его ученичества пришлись на период триумфа пианистических упражнений, открытый М. Клементи. Исполнительские идеалы эпохи требовали игры безупречно точной, абсолютно взвешенной и чистой. Высшая виртуозность должна была сочетаться с непринужденностью, хорошим вкусом, проявляющихся в сдержанности и простоте. Великое мастерство, как утверждал Р. В. Геника, базировалось на великом ремесле [2].

При этом пианистическое совершенство не было самоцелью, а непременным условием

профессионального мастерства. Упражняться надо было ради выразительности исполнения, под которой, прежде всего, подразумевалось умение «петь» на фортепиано, детализированность артикуляции и широта динамической палитры (где особое внимание обращалось на piano и pianissimo). С первых шагов воспитывалась независимость пальцев, способствующая умению артикулирования в разных голосах, помогающая инструменту звучать разнообразно и красиво. Заметим, что А. И. Дюбюк учил этому и на пьесах из сборников «Детский музыкальный цветник» и «Детская хрестоматия» которые изобилуют знаками артикуляции и динамики [3].

А. И. Дюбюк при исполнении любых упражнений требовал сосредоточенного слухового контроля, постоянного анализа качества звучания и пианистических движений. Он предостерегал от «бессознательно-машинального исполнения», рекомендовал разучивать особенно сложное упражнение «утром при свежих мыслительных силах», маленьким детям советовал сначала играть упражнения только piano, когда пальцы окрепнут, перейти к mezzo forte, и лишь затем, когда удар mf сделается совершенно свободным, начать заниматься forte [3].

А. И. Дюбюк, одаренный пианист, владевшим до конца жизни прекрасным perle фильдов-ского типа и певучим туше, сравнительно редко выступал публично. Но в частном кругу его могли слышать многие московские музыканты и, благодаря ему, воспринять исполнительские принципы Джона Фильда.

Важнейшие свойства пианизма классической «ампирной» школы, к которой принадлежали и А. И. Дюбюк, и его учитель Фильд, воспитывались многолетним трудом с обязательной игрой особенных упражнений для налаживания независимых движений пальцев и достижения изысканно красивого туше. Как у многих виртуозов начала XIX века (Клементи, Фильда, Ген-зельта и других, игравших упражнения до конца жизни) техника А. И. Дюбюка оставалась в блестящем состоянии до преклонных годов.

Накопленные им сокровища А. И. Дюбюк представил в пособии «Техника фортепианной игры». Полный заголовок тетради гласит, что упражнения «для первоначального и высшего развития механизма пальцев» составлены в систематическом порядке. Здесь находятся позиционные упражнения на независимость и ровность

218

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

движения пальцев, упражнения на подвижность первого пальца и эластичность мышц ладони, на трели. Большой объем занимают упражнения, посвященные игре гамм. Отдельная группа примеров представляет технику двойных нот. Даются упражнения на репетиции, упражнения на подвижность кисти, скачки (в том числе октавные). Имеются упражнения на аккорды, арпеджио, тремоло.

Перед каждым упражнением дается указание на его структурные особенности, настраивающее исполнителя («упражнение на квинте», «положение на одних черных клавишах» и т. д.).

Пояснительных записок автор не дает. Вместо нее в качестве эпиграфа - напутствие играть каждое упражнение несколько раз, сначала каждой рукой отдельно, потом вместе. Имеются краткие комментарии методического характера. Упражнения даются в тональности до мажор. Большую часть их А. И. Дюбюк рекомендует обязательно играть во всех других тональностях, «соблюдая одинаковую аппликатуру пальцев».

Относительно темпа исполнения А. И. Дюбюк предоставляет обучающемуся свободу, ориентируясь на его возможности, предупреждая, что начинать упражнения следует весьма медленно. Постепенно ее желательно увеличивать, сообразуясь с возможностями пианиста, «с развитием свободы и твердости в пальцах».

Первые упражнения пособия обращены к начинающим, последующие - особенно упражнения на двойные ноты, окт а вы, арпеджио в широком расположении - будут доступны через несколько лет, когда подрастут руки.

Упражнения А. И. Дюбюка можно играть подряд с первых месяцев занятий, осваивая их шаг за шагом. Можно использовать их выборч-но в занятиях с подростками для совершенствования контакта с клавиатурой, выравнивания звуковедения, приобретения гибкости и целесообразности игровых движений.

«Техника фортепианной игры» - это своего рода «основание пианизма», словарь первоначальных пианистических формул. Не случайно она стала первым учебно-методическим пособием в классах фортепиано Московской консерватории. Пособие было замечено сразу после выхода в свет, как приносящее добрые плоды, и переиздавалось четыре раза до конца XIX века. Разносторонность, разумность и эффективность пособия объясняют привилегированное

положение его в первый период работы Московской консерватории. На нем можно и сегодня научиться многому и в короткий срок, так как среди упражнений есть совершенно уникальные по простоте и результативности.

Основные принципы педагогической работы А. И. Дюбюка могут быть сведены к следующим тезисам:

- занятия под постоянным контролем сознания и слухового внимания;

- последовательное усложнение изучаемого материала;

- поэтапное включение нового;

- предварительная подготовка к любой новой музыкально-двигательной проблеме;

- путь от отдельного простого движения к обобщенному и более сложному, от изолированных движений пальца к игре с участием кисти и подключением предплечья, от работы мелких мышц пальцев - к работе более крупных мышц руки;

- игра пассажей в артикуляционных, динамических вариантах и с переносом акцентов для достижения независимости пальцев и разнообразия туше;

- пристальное внимание к качеству звукоиз-влечения, особенно в legato и pianissimo;

- постоянная игра упражнений в разных тональностях, благодаря чему происходит их слуховое и тактильное освоение; кроме того, с первых уроков формируется привычка чувствовать себя непринужденно на черных клавишах;

- осознанная работа над пластикой движения: для развития и совершенствования ловкости предлагаются упражнения на подвижность первого пальца, игра упражнений и гамм с сохранением аппликатуры до мажора от всех клавиш, тренинг положения больших пальцев на черных;

- наконец, усердие, постоянство и упорство в ежедневных занятиях; правило многократных повторений остается аксиомой, впитанной с уроками Фильда [3].

Таким образом, анализ деятельности двух видных представителей московской пианистической школы позволяет заключить, что:

- педагогическая деятельность Н. С. Зверева и А. И. Дюбюка способствовала развитию русской школы пианизма;

- занятия по педагогическим принципам А. И. Дюбюка могут способствовать приобретению доведенного до автоматизма на раннем

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 1

219

этапе занятий слухового контроля и единство звукового представления и мышечного чувства, которые обеспечат независимость тонких, чутких пальцев, их отзывчивость на все нюансы слухового замысла, легкость туше, иными словами -музыкально-технологическую предпосылку выразительной игры;

- владение разнообразным туше подарит богатую артикуляционно-динамическую звуковую палитру, а гибкая пластичность руки создаст ее готовность к всевозможным изменениям фактуры.

- упражнения А. И. Дюбюка полезны и эффективно дополнят уроки фортепианной игры на всех этапах обучения, формируя основу художественного исполнения на рояле.

Библиографический список

1. Алексеев А. Д. Русские пианисты. - М., 1948. -С. 313.

2. Геника Р. Из консерваторских воспоминаний. -РМГ, 1916. - № 36-37. - С. 639-640.

3. Дюбюк А. Техника фортепианной игры / ред. Н. П. Толстых. - М., 2005. - С. 72.

удк 372.8 Паршуткина Татьяна Алексеевна

Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

[email protected]

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье раскрывается состояние обучения иностранным языкам в отечественной гимназии. Отмечается, что одной из основных тенденций развития предмета «иностранные языки» стала их культурологическая направленность, зачастую даже превалирующая над функцией практического владения языком. Учебные планы, программы и учебники по древним и новым языкам предоставляли широкие возможности учащимся ознакомиться с литературой стран изучаемых языков и извлечь максимум полезной информации для расширения и формирования общего кругозора.

Ключевые слова: гимназическое образование, интеграция и дифференциация образования, социализация личности, диалогичность культуры, толерантность, гуманистическая направленность обучения.

Современная ориентация отечественного образования на формирование «человека культуры» обусловливает необходимость иного подхода к формулировке понятия образования и его целей. В современной теории педагогики образование рассматривается как двуединая система обучения и воспитания. Тенденция интеграции и дифференциации образования требует отказа от предметного принципа обучения и поиска новых форм организации занятий, способных дать обучающимся интегративные знания.

Уровень развития социальных отношений в большей мере реализуется в воспитательной деятельности образовательного процесса. Воспитательной составляющей является подготовка

учащихся к жизни в условии существующих социально-экономических отношений. Этот процесс является основой социализации личности в процессе обучения.

Диалогичность современной культуры и образования определяют высокую значимость по-ликультурной компетентности и толерантности личности. Помимо овладения иноязычными знаниями, умениями и навыками технологического характера, будущий специалист должен целенаправленно развивать собственную способность к терпимому и уважительному восприятию феноменов других культур, стремиться содействовать решению вопросов национального и межнационального характера.

220

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Паршуткина Т. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.