Научная статья на тему 'Развитие инженерной профессии'

Развитие инженерной профессии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
310
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ ИНЖЕНЕРА / ПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Леденева Е. А.

С развитием прикладного труда происходит становление инженерной деятельности. Инженерная деятельность имела место во все времена в своих разных проявлениях (первые технические достижения, ремесленный труд). Инженерная профессия прошла путь от первых технических достижений, таких как лук, тяпка, копье и другое, до гениальных открытий современности. Признание инженеров происходит вместе с осознанием необходимости в их труде и подготовке специалистов данного класса. Появляются школы и техникумы, удовлетворяющие потребность, развивающихся промышленных производств, в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями в области инженерии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инженерной профессии»

8. Негодаев И.А. Нанотехнология сквозь призму философии // Вестник ДГТУ - 2004. - Т. 3, № 4 (18). - С. 206-214.

9. Пул Ч., Оуэнс Ф. Нанотехнологии. - М.: Техносфера, 2004. - С. 328.

10. Шевченко В.Н. Идеология // Философский словарь. - М., 2001. -С. 199.

РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ПРОФЕССИИ

© Леденева Е.А.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

С развитием прикладного труда происходит становление инженерной деятельности. Инженерная деятельность имела место во все времена в своих разных проявлениях (первые технические достижения, ремесленный труд). Инженерная профессия прошла путь от первых технических достижений, таких как лук, тяпка, копье и другое, до гениальных открытий современности. Признание инженеров происходит вместе с осознанием необходимости в их труде и подготовке специалистов данного класса. Появляются школы и техникумы, удовлетворяющие потребность, развивающихся промышленных производств, в специалистах, обладающих фундаментальными знаниями в области инженерии.

Ключевые слова: инженерная деятельность, технические достижения, техническое образование, профессия инженера, промышленное производство, проектно-конструкторская работа.

Возникновение инженерной профессии связано с возникновением инженерного производства. В основе инженерной деятельности лежит реализация научного опыта в технической практике. До того как общественный способ производства стал нуждаться в появление инженеров перед людьми возникали инженерные задачи, которые необходимо было решать.

Становление человеческого общества во многом происходит благодаря накопленным техническим достижениям. Переход от человекообразного к человеку разумному происходит благодаря достижениям технического прогресса. Уже в первобытном обществе человек в своей производственной деятельности освоил много новых пород камня, научился изготавливать свыше двадцати видов различных каменных орудий. Главным техническим открытием каменного века стал лук. Познание, техническое проектирование и организация производства не были отделены от повседневной деятельности. Исходя из этого, можно говорить о существовании инженерной деятельности в неявной форме [1, 3].

В Средние века инженерная деятельность имела характер, скорее ремесленного производства. До конца XVI - начала XVII веков техническая

* Магистрант кафедры Технологии наноматериалов.

деятельность человека осуществлялась практически вне связи с развитием естественных наук и математики. Свое формирование в современном понимании, инженерная деятельность начинает с эпохи Возрождения. На первых порах происходит переход от ремесленной практики, и ориентация на достижения науки рассматривается как «дальнесрочные планы» [1, 2, 9]. Формирование инженеров происходит в среде ученых обратившихся к технической сфере. Решая технические задачи и проводя инженерные расчеты, они используют знания математики и механики. Яркими примерами таких ученых являются Николо Тарталья, Леонардо да Винчи, Джероламо Кардано и другие. Можно говорить, что они уже ориентировались на научную картину мира, хотя еще недостаточно опирались на науку в своей деятельности. Со временем развитие технической сферы становится невозможным без насыщения наукой, новыми знаниями.

В ХУП-ХУШ веках инженерная наука становится профессиональным занятием для достаточно многочисленной группы лиц. Фактором расцвета данной науки выступает связь с производством, технические потребности которого продвинули, ее вперед. Инженеры ставят целью своей деятельности определение материальных условий и средств, и на основании полученных данных разработку способов изготовления продукта [5, 10].

С развитием научно-технической революции и распространением инженерной профессии в ХУШХГХ веках возникает необходимость в образовании инженеров. XVIII век является переломным в профессии инженера. Наблюдается постоянный рост общественной потребности в инженерах. Перестает удовлетворять качество их подготовки, не базирующееся на специфическом фундаментальном образовании. Появляется обширная техническая литература. Создаются институты, школы прикладных наук, которые выпускают специалистов в областях инженерии, обладающих не только знаниями, но и осознающих свою значимость и принадлежность. В Германии в XVIII веке впервые возникла система среднего специального технического образования. Ее появление было связано с острой потребностью развивающейся промышленности в квалифицированных инженерах, с одной стороны, и неспособностью традиционной академической системы образования удовлетворить эту потребность - с другой. Появилась новая форма учебного заведения - техникум, создающая сокращенный путь приобретения технических познаний. Курс обучения в техникумах продолжался от двух с половиной до четырех лет. Выпускникам присваивалось звание инженера. Появление высших технических школ формирует следующий этап развития инженерной деятельности. Эти учебные заведения выполняли также и исследовательские функции в инженерной сфере. Одной из первых таких школ была Парижская политехническая школа [3, 7, 4].

Становление и развитие фабричного производства знаменовало начало новой эры для инженерной профессии. В начале ХХ века инженерная деятельность уже обслуживала разнообразные сферы техники (машинострое-

ние, химическую промышленность, электротехнику и другие). Отмена цехового строя и переход к свободному предпринимательству стимулировали резкое повышение инновационной активности, были сделаны инновационные изобретения, изменившие традиционные технологии. Постепенно растет престиж инженерного труда, появляется сеть учебных заведений, готовящих военных и гражданских инженеров [4, 8, 9].

Если на начальных этапах инженерная деятельность состояла из изобретательства, конструирования и непосредственно производства, то сегодня все иначе. Современная инженерная деятельность характеризуется сильным разбиением по отраслям и функциям. С развитием техники в инженерной деятельности появляются новые направления, связанные с научной деятельностью. Для инженеров, на начальных этапах становления профессии, изобретательство основывалось на эмпирическом уровне знания. В современном мире в фундаменте изобретения лежат тщательные научные исследования [1, 2, 6].

В процессе развития инженерной деятельности происходит накопление технологических знаний. В дальнейшем эти знания становятся предметом науки. Стоит отметить, что современные технические науки ориентированы на решение конкретных инженерных задач и имеют узкую специализацию.

Целью технических наук является выработка рекомендаций по применению научных знаний в инженерной практике. Результаты научных трудов ориентированы на конструирование технических систем.

Промышленное производство требует от инженеров специальной про-ектно-конструкторской работы. Она заключает в себе разработку стандартных систем для класса производственных изделий. Разработка технологий изготовления, также включает в себя анализ уже имеющихся и требуемых материальных ресурсов [3, 10].

Развитие инженерной деятельности после появления инженера протекало необычно стремительно. Союз науки и техники породил лавину технических и общественных перемен, которая по мере движения вперед захватывала все более широкие пласты жизни общества. Коренные изменения, произошедшие в инженерном деле и приведшие его к небывалому прежде расцвету: в технической сфере - это овладение новыми источниками энергии и создание новых материалов; в социальной области - превращение инженерной специальности в одну из самых массовых, а также те перемены в общественной сущности инженерного труда, которые связаны с установлением нового общественного способа производства; в области научной - прогресс инженерии опирается на становление и развитие технических наук.

Для профессионального выполнения своих обязанностей, инженеры должны иметь творческое мышление и заниматься инновационной деятельностью. Участие в научно-технических конференциях стимулирует инженеров, и позволяет им развиваться и обмениваться информацией в различных перспективных областях науки и техники. Необходимо отметить, что важным фактором в формировании будущих инженеров являются научно-технические

общества на базе университетов. Такие общества позволяют формировать у студентов творческое мышление, тренировать навыки и умения в инновационной деятельности и подготавливает их к решению сложных технических задач в будущей профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Авдеев Е.А., Бакланов И.С., Бакланова О.А. Социокультурная динамика современности: трансформация коммуникационного пространства культуры // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 567.

2. Бакланов И.С., Синельников М.Б. Философия науки и научно-информационной деятельности. - Ставрополь, 2002.

3. Душина Т.В., Бакланов И.С., Бакланова О.А. Философия социально-гуманитарных наук: исходные основания и систематическое изложение. -Ставрополь, 2011.

4. Митчем К. Что такое философия техники? / В.Г. Горохова. - М.: Аспект Пресс, 1995.

5. Орешников И.М. Философия науки и техники: учеб. пособие для аспирантов. - Уфа, 1999.

6. Философия науки и техники: учебное пособие. - М.: Соловьев С.В., 1994.

7. Философия науки и техники: учеб. пособие / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. - М.: Контакт-Альфа, 1995.

8. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. - М., 2006.

9. Бакланова О.А. Специфика исследования коллективизма как базового типа социального бытия // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2012. - № 1. - С. 18-21.

10. Бакланова О.А., Бакланов И.С. Современная российская социальность в контексте социального конструкционизма // Вопросы социальной теории. - 2015. - Т. 7, № 1-2. - С. 168-177.

ПРАВО КАК ЦЕННОСТЬ И ЭЛЕМЕНТ ОБЩЕГО БЛАГА

© Малаев Д.А.*, Стрепетов В.В.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Идея правового государства является центральной для многих государств. Само по себе право является сложной категорией, которая неоднозначно понимается в разрезе юридических и философских знаний.

* Студент.

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.