Научная статья на тему 'Рационализаторское движение в СССР: новаторство и изобретательство (1950-1960-е гг. )'

Рационализаторское движение в СССР: новаторство и изобретательство (1950-1960-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
464
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / РАБОЧИЙ КЛАСС / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО / РАЦИОНАЛИЗАТОРСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОПАГАНДА / USSR / ENGINEERING AND TECHNICAL INTELLIGENTSIA / ENGINEERING AND TECHNICAL WORKERS / TECHNICAL INTELLIGENTSIA / WORKING CLASS / TECHNOLOGICAL PROGRESS / PRODUCTION / INDUSTRY / INVENTION / INNOVATION / EDUCATION / PROPAGANDA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Прищепа А. С.

Начиная со второй половины 1950-х гг., в СССР происходил подъем в производственной и промышленной сфере. Научно-технический подъем в стране нуждался в квалифицированном и обученном персонале. Рабочий класс СССР на рубеже 1950-60-х гг. являлся тем необходимым первоначальным базисом, без которого не мог происходить научный и технический подъем. Благодаря образовательным учреждениям рабочий класс повышал свой культурный и профессиональный уровень. Подготовленные инженерно-технические кадры обладали не только необходимыми навыками и знаниями, но и имели большой опыт работы на предприятиях страны. Ведь чаще они начинали свой труд путь с рабочего, а уже потом переходили в ряды технической интеллигенции. Неизбежный процесс, сплочения рабочих и ИТР, приводил к созданию коллективов, результатом работы которых становилось решение важных производственных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Прищепа А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALIZATION MOVEMENT IN THE SOVIET UNION: INNOVATION AND INVENTION (1950-1960)

Since the second half of the 1950s, the USSR witnessed a rise in production and industry. Scientific and technical development in the country needed qualified and trained personnel. The working class strengthened the foundations of socialist society and developed the economic potential of the USSR. As a result of measures adopted by the party, the general cultural and technological level of the working class rose considerably. The workers’ level of occupational training improved. The trained engineering and technical personnel had not only the necessary skills and knowledge but also had extensive experience at the enterprises of the country. The worker intelligentsia, which engages in an integral combination of skilled manual and mental labor, was expanding rapidly in the Soviet working class. Very often they began their career as workers, and only then were promoted to the ranks of the technical intelligentsia. The inevitable process of uniting workers and engineers led to the creation of powerful teams, the task of which always was the solution of very complex problems.

Текст научной работы на тему «Рационализаторское движение в СССР: новаторство и изобретательство (1950-1960-е гг. )»

УДК 093.03

А.С.Прищепа

РАЦИОНАЛИЗАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР: НОВАТОРСТВО И ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВО (1950—

1960-Е ГГ.)

Начиная со второй половины 1950-х гг., в СССР происходил подъем в производственной и промышленной сфере. Научно-технический подъем в стране нуждался в квалифицированном и обученном персонале. Рабочий класс СССР на рубеже 1950—60-х гг. являлся тем необходимым первоначальным базисом, без которого не мог происходить научный и технический подъем. Благодаря образовательным учреждениям рабочий класс повышал свой культурный и профессиональный уровень. Подготовленные инженерно-технические кадры обладали не только необходимыми навыками и знаниями, но и имели большой опыт работы на предприятиях страны. Ведь чаще они начинали свой труд путь с рабочего, а уже потом переходили в ряды технической интеллигенции. Неизбежный процесс, сплочения рабочих и ИТР, приводил к созданию коллективов, результатом работы которых становилось решение важных производственных задач.

Ключевые слова: СССР, инженерно-техническая интеллигенция, инженерно-технические работники, техническая интеллигенция, рабочий класс, технический прогресс, производство, промышленность, изобретательство, рационализаторство, образование, пропаганда

Высокий уровень научно-технического прогресса, наблюдавшийся в 1950-е — 1960-е гг. оказал

существенное влияние на характер трудовой активности рабочих и инженерно-технических кадров. Активное взаимодействие кадров различного уровня проходило благодаря тому, что инженерно-технические работники зачастую пополнялись за счет выходцев из представителей рабочего класса, что, несомненно, отразилось на общих социальных идеалах и ценностях рабочего и ИТР [1, с. 201].

Существенное влияние на повышение уровня профессиональных компетенций рабочего оказал научно-технический прогресс. Процесс совершенствования научных и технических знаний вносил изменения не только в структуру производственного персонала, но и заметно отразился на производительной силе, вследствие этого, сокращались сроки выполнения и внедрения результатов научных разработок в производство [2, с. 39]. В результате нарастающего потока достижений в научно-технической деятельности в СССР одновременно происходило повышение уровня интеллектуализации трудовой активности. При выполнении тех или иных операций на производстве повышалась роль труда, требующая высокого уровня общей и профессиональной подготовки специалистов.

В советском обществе переход из рабочего класса в ряды технической интеллигенции был возможен только после окончания техникума или вуза. Исходя из этого, руководство страны уделяло особое внимание получению рабочими среднего и высшего образования.

Начиная с 1950-х гг., наметилась тенденция, при которой рабочие стремились повысить свой образовательный уровень, поступив в техникум или вуз без отрыва от производства. С 1960 г. в стране стала расширяться сеть вузов, где в основном обучались рабочие промышленных предприятий [3, с. 105].

В сентябре 1959 г. Совет Министров СССР принял постановление «Об участии промышленных предприятий, совхозов, и колхозов, в комплектовании ВУЗов и техникумов в подготовке специалистов для своих предприятий» [3, с. 105]. Следует отметить, что в 1959 г. рабочие места занимали свыше 1 млн. чел. с высшим или средним специальным образованием [4, с. 76].

Начиная со второй половины 1950-х гг. новаторы и передовики производства из представителей рабочего класса, получив среднее или высшее образование, меняли свой статус, пополняли ряды технической интеллигенции, занимая место мастера, техника или инженера на производстве. Они своим примером на практике доказывали, что переход из рабочего класса в ряды интеллигенции возможен лишь при получении соответствующего образования.

Показателен пример работницы Вышневолоцкого хлопчатобумажного комбината Валентины Ивановны Гагановой. Её имя стало известно всей стране в 1958 г. Будучи бригадиром передовой бригады, она перешла в отстающую бригаду и смогла вывести ее на уровень передовой, новаторской бригады, при этом параллельно обучаясь в текстильном техникуме [4, с. 187]. Вскоре по окончанию техникума ее перевели на должность мастера, а позже В.И.Гаганова возглавила бюро рационализации и изобретательства на том же комбинате [4, с. 187].

Также стоит отметить деятельность рабочего-передовика, слесаря-сборщика и дважды Героя Социалистического Труда (1964 г., 1978 г.) А.П.Михалева [4, с. 299]. За успешное выполнение государственных заказов для химической отрасли, за участие в производстве атомных реакторов бригадир слесарей-сборщиков ПО «Ижорский завод» получил высокие награды. А.П.Михалев начал свою работу на заводе в 1941 г., когда поступил слесарем в цех. Благодаря полученному им опыту и образованию впоследствии был переведен на должность мастера в производственный цех, отвечавший за подготовку кадров для «Ижорского завода» [4, с. 299].

Примечателен пример бригадира комбайновой бригады шахты Ново-Павловская, И.В.Иванченко, который являлся еще и студентом последнего курса горно-металлургического института. Он смог перевыполнить план по добыче угля и одновременно получить высшее образование, что помогло ему в дальнейшем занять место заместителя главного инженера шахты [3, с. 105].

В 1950-е гг. в СССР повышался уровень доли специалистов на производстве имевших высшее и среднетехническое образование. Это было вызвано тем, что на предприятиях появлялись новые рабочие места, требующие инженерного образования [2, с.103].

Согласно практике, выпускники техникумов и ВУЗов поступив на производство, начинали с рабочего, а уже потом занимали места в рядах технической интеллигенции [4, с. 85].

Важно отметить, что и в 1960-е гг. сохранялась тенденция в промышленности, когда переход советского рабочего от станка к руководящей должности при наличии образования, в известной степени являлся закономерным и логическим этапом в его производственной жизни. Данный путь в своей жизни проходили тысячи советских граждан. Электросварщик В.Смирнов из Онежского тракторного завода после получения диплома инженера занял место руководителя отдела службы механики, а электрик из кузнечного цеха А.Вересов был назначен начальником инструментального цеха сразу после получения высшего технического образования [5, с. 52]. На Кузбассе в период с 1969—1971 гг. более 9 тыс. рабочих выдвинуты на руководящие инженерно-технические должности, а на Кузнецком металлургическом комбинате более 70% действующих руководителей и ИТР начинали с рабочих профессий [6, с. 177].

Благодаря полученному образованию представители рабочего класса стремились уйти от выполнения «шаблонных» операций [4, с. 76]. В процессе выполнения технологических операций рабочий сам вносил изменения в конструкцию используемых инструментов. Например, менялась форма сверла или фрезы. Наглядным примером служат предложения кузнецов из Уралмашзавода. Н.Вятчанин и А.Павлов в 1955 г. разработали и отлили шаблон для ковки болтов, что позволило сократить число операций и повысить производительность труда до 40 % [2, с. 118]. В этом же году молодой токарь из Саратова В.Шевляков освоил высокие режимы резки и применил рациональную геометрию резца, что позволило высвободить один станок и двух рабочих [2, с. 118].

Инженер никогда не углублялся в процесс решения технологических задач без опоры на научно-технические знания и достижения науки. Определяющим фактором инженерного мышления в СССР в 1960-х годах как одной из форм общественного сознания являлось достижение в естественных, технических и общественных науках, направленное на разработку и применение технических средств [7, с. 58]. В структурах поля деятельности решения инженерно-технологических задач всегда выделялись следующие компоненты: неизвестное, известное, логические предпосылки, теоретические предпосылки, производственно-технические условия и опыт. Инженеру в процессе производства приходилось менять технологический цикл, а нередко и вносить корректировки в рабочие узлы и механизмы [8, с.42].

Следует отметить, что в производство внедряли только самые успешные методы и приемы работ от лучших сотрудников заводов. Советские инженеры читали лекции о новейших достижениях науки и техники, проводили технические занятия и беседы по определенным вопросам производства. Описанный метод стал распространяться после 1950 г., когда инженер Ф.Л.Ковалев впервые в СССР на производстве начал проводить аналитическую работу передовиков производства с целью совершенствования операционных процессов [9, с. 310].

С середины 60-х гг. на ряде ленинградских и уральских предприятий стали формироваться производственные коллективы, направленные на развитие и создание новых проектов [9, с. 310]. Стоит отметить два уральских завода: Уралмашзавод и Уралвагонзавод. Это были первые предприятия, на которых стали появляться общественные бюро рабочих-рационализаторов и новаторов среди ИТР. Создаваемые проекты касались механизации и автоматизации используемых средств производства, направляемых на изыскание дополнительных резервов по снижению себестоимости продукции и введению хозрасчета [10, с. 127-131]. Показателен пример Уральского завода химического машиностроения, работники которого смогли проявить лучшую организацию труда и производства. Изначально была создана рабочая группа в октябре 1963 г., которая разработала план научной организации труда для котельно-заготовительного цеха. Творческая группа включала в себя двух рабочих, А.Н.Медведева и Н.В.Голендухина, двух инженеров — В.Н.Потулова и П.В.Печерского, старшего мастера цеха Ю.А.Королькова, а руководство группой осуществлял технолог цеха О.И.Макаревич [9, с. 455]. Образованная группа совместно с бригадой кузнецов-штамповщиков под руководством бригадира А.Н.Медведева разработала и внесла в план 24 различных мероприятия на 1964—1965 гг.. Позже данное мероприятие было поддержано другими объединениями завода и в 1965 г., как писала газета «Правда», было разработано 62 плана научной организации труда [11].

Повышая уровень образования, представители рабочего класса, имевшие среднее или высшее специальное образование, своим примером пропагандировали новаторское движение и демонстрировали успешный карьерный рост.

Так, например, И.И.Прищепа 1 марта 1965 г. был переведен на Невинномысский химический комбинат на основании указа МПС (Министерство путей сообщения) № 249 от 08.02.1965 г.. [12]. Его приняли по переводу слесарем 5-го разряда в пункт по промывке и по пропарке цистерн в Железнодорожный цех.

Согласно личным воспоминаниям И.И.Прищепы, в 1967 г. на НХК образовалась острая проблема в нехватке подготовленных и квалифицированных специалистов, таких как рабочих, мастеров и др. профессий.

По указанию советского правительства на крупных и градообразующих предприятиях начали с 1967 г. стали создаваться Школы мастеров по подготовке специальности «мастер». Соответственно и в г. Невинномысске, на базе СОШ № 10, была создана трехгодичная школа мастеров от НХК. И.И.Прищепа, имевший на тот момент 9 классов образования, как грамотный специалист, был отправлен в Школу мастеров. Обучение длилось три года с 01.09.1967 по 25.06.1969 гг.

18.09.1967 г. по решению администрации и парткома НХК он был переведен на должность временно исполняющего обязанности мастера цеха по пропарке и промывке цистерн железнодорожного цеха, а 21.09.1971 г. занял должность мастера и проработал там вплоть до выхода на пенсию до 1991 г.

За свой добросовестный труд, И.И.Прищепа имел различные виды материальных и моральных поощрений. «За внедрение рациональных предложений» ему были выданы денежные премии от 10.09.1970 г. и от 16.06.1971 г., а 30.03.1970 г. он был награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

Стоит отметить, что новаторство и изобретательство на производстве в СССР в 1950—1960-е гг. не могло прийти только лишь благодаря «требованиям свыше». Чаще всего оно шло от рядовых граждан, которые помогали улучшать и совершенствовать используемую технику, технологии производства, пополняя таким образом ряды рационализаторов и изобретателей.

В 1950—1960-е гг. наиболее активными в производственной сфере были представители рабочих профессий. Поступив на производство, получив азы рабочей специальности, они имели возможность получить образование, и овладеть специальностями без отрыва от производства.

Технологический труд не мог быть по-настоящему эффективным без постоянного обогащения новыми научными знаниями. На рубеже 1950—1960-х гг. от инженера-специалиста требовались глубинные знания науки, умение их использовать в работе, а способность к анализу и ответственности в своей работе позволяла трансформировать в научно-исследовательскую и опытно-эмпирическую задачу [8, с. 32].

Однако следует отметить тот факт, что в советское время сложилась устойчивая традиция принижать роль ученых, инженеров, техников, директоров предприятий и излишне превозносить достижения скоростников, ударников коммунистического труда. Ведь в большинстве случаев рабочие являлись лишь исполнителями того, что изобрели, создали люди, обладающие необходимыми специальными знаниями и опытом [13, с. 57]. Рядовые рабочие с заметными инновациями выступали лишь тогда, когда получали необходимое одобрение или помощь со стороны квалифицированных инженеров и ученых [13, с. 57].

В Советском Союзе процессу организации и подготовки кадров уделяли большое внимание, но были и свои трудности. В конце 1953 г. в училищах и школах фабрично заводского обучения (ФЗО) значительная часть мастеров имела лишь начальное или незаконченное среднее образование. В середине 1960-х годов также сохранялись проблемы с кадровым составом. Большинство училищ, школ ФЗО и учебных классов при заводах не имело должных материально-технических и учебных баз. При этом в заведениях выпускающих рабочих-строителей, отсутствовали учебные, практические мастерские для производственно-технической подготовки рабочих и мастеров. Учебные кабинеты и кабинеты для практик в большинстве учебных заведений были плохо оснащены и оборудованы учебно-наглядными и методическими пособиями, инструментами и механическим оборудованием. Нередко обучение рабочих вспомогательных цехов проводилось из средств фонда подготовки рабочих ведущих профессий. На производстве при подготовке необходимых кадров, наблюдались проблемы связанные со слабой посещаемостью курсов, отсутствовал контроль со стороны начальников цехов и персональная ответственность со стороны обучающихся [14].

В конце 1950-х гг. на Светогорском целлюлозно-бумажном предприятии было принято решение о замене старого оборудования на новое. Члены трудового коллектива говорили о том, что оборудование исчерпало свой ресурс, вследствие этого необходимо произвести содержательную модернизацию [15, с. 194-205]. Работа по модернизации и обновлению производственных станков заключалась в простой операции: замене оборудование старого образца на новое. Однако на деле оказалось не все так просто. По словам одного из инженеров, «все новые технологические изменения потребуют новых знаний, которых, к сожалению ни у рабочих, ни у инженеров нет на данный момент». Поэтому поступившая, новая и модернизированная техника оставалась длительное время на складах комбината невостребованной [15, с. 194-205].

Студенты, окончившие Марийский политехнический институт в конце 1950-х годов, направлялись в основном на республиканские заводы и предприятия [16, с. 1346-1350]. При этом определенное количество выпускников обладало минимальной практической подготовкой, не имело навыков руководящей работы. Слабое оснащение материально-технической базы ВУЗа, дефицит необходимых преподавателей, а также несовершенство системы планирования подготовки специалистов — вот главные факторы низкой профессиональной подготовки кадров [16, с. 1346-1350].

Стоит отметить, что, несмотря на все недостатки в процессе подготовке квалифицированных кадров для советской промышленности, главным результатом сплочения рабочего и инженера было стремление к созданию технического объекта, предназначенного для всестороннего и общественного пользования, который успешно реализовывался [17, с. 56].

Благодаря открытым лекциям, комплексу научно-технических мероприятий, которые проводились для заинтересованных рабочих без отрыва от производства, количество предложений от союза научно-технической интеллигенции и рабочего класса постоянно росло.

1. Развитие рабочего класса в социалистическом обществе. М., 1982. С. 201.

2. Смирнов А.В. Главный источник нашей силы: Рабочие промышленности СССР, 1945—1970 гг. М., 1984. С. 39.

3. Рабочий класс СССР 1966—1970 гг. М., 1979. С. 105.

4. Клопов Э.В. Рабочий класс СССР. М., 1985. С. 76.

5. Партийная жизнь. 1966. № 3. С. 52.

6. Бляхман Л.С., Шкаратан О.И. НТР, рабочий класс, интеллигенция. М., 1973. С. 177.

7. Смирнов В.С., Семибратов В.Г., Лебедев О.Т. НТР и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., 1973. С. 58.

8. Алехин В.В. Философские проблемы инженерно-технического труда. М., 1983. С. 42.

9. Рабочий класс СССР (1951—1965 гг.). М., 1969. С. 310.

10. Сборник постановлений Президиума и Секретариата ВЦСПС. Январь—сентябрь 1960 г. М., 1961. С. 127-131.

11. Правда. 1 октября 1965 г.

12. Химик. 11 июня 1971 г.

13. Фортунатов В.В. «Священная корова»: пролетариат как иллюзия российской интеллигенции // Рабочий класс и интеллигенция Россия на рубеже веков: XIX—XX и XX—XXI вв. Связь времен. СПб., 2013. С. 57.

14. Сенявский С.Л., Хлусов М.И. Индустриальные кадры СССР в 1946—1955 годах // Вопросы истории. 1965. N° 10. C. 29-45.

15. Кочеткова Е.А. Технологическая модернизация в СССР в 1950-е — 1960-е годы (на примере Светогорского целлюлозно-бумажного комбината) // Вестник Пермского университета. Серия: История. 2014. С. 194-205.

16. Туманова Н.Е. Количественные и качественные изменения в составе технической интеллигенции Марийской АССР в 1960— 1980-е годы [Электр. ресурс] // Концепт. 2014. Т. 20. С. 1346-1350. URL: https://e-koncept.ru/2014/54533.htm (дата обращения: 01.10.2018).

17. Булатов В.П. Наука и инженерная деятельность. Л., 1987. С. 56.

References

1. Razvitie rabochego klassa v sotsialisticheskom obshchestve [The development of the working class in a socialist society]. Moscow, 1982, p. 201.

2. Smirnov A.V. Glavnyy istochnik nashey sily: Rabochie promyshlennosti SSSR, 1945—1970 gg. [The main source of our strength: Workers of the Soviet industry]. Moscow, 1984, p. 39.

3. Rabochiy klass SSSR 1966—1970 gg. [The working class of the USSR: 1966—1970]. Moscow, 1979, p. 105.

4. Klopov EH.V. Rabochiy klass SSSR [The working class of the USSR]. Moscow, 1985, p. 76.

5. Partiyiaya zhizn' [Party life], 1966, no. 3, p. 52.

6. Blyakhman L.S., Shkaratan O.I. NTR, rabochiy klass, intelligentsiya [Scientific and technical revolution, the working class, the intelligentsia]. Moscow, 1973, p. 177.

7. Smirnov V.S., Semibratov V.G., Lebedev O.T. NTR i filosofskie problemy formirovaniya inzhenernogo myshleniya [Scientific and technological revolution and philosophical problems of formation of engineering thinking]. Moscow, 1973, p. 58.

8. Alekhin V.V. Filosofskie problemy inzhenerno-tekhnicheskogo truda [Philosophical problems of engineering and technical labor]. Moscow, 1983, p. 42.

9. Rabochiy klass SSSR (1951—1965 gg.) [The working class of the USSR (195—1965]. Moscow, 1969, p. 310.

10. Sbornik postanovleniy Prezidiuma i Sekretariata VTSSPS. Yanvar'—sentyabr' 1960 g. [Collection of decrees of the Presidium and Secretariat of the All-Union Central Council of Trade Unions. January — September 1960]. Moscow, 1961, pp. 127-131.

11. Pravda. 1 oktyabrya 1965 g. [Pravda, October 1, 1965].

12. Khimik. 11 iyunya 1971 g. [Khimik, June 11, 1971].

13. Fortunatov V.V. "Svyashchennaya korova": proletariat kak illyuziya rossiyskoy intelligentsii ["The Sacred Cow": the proletariat as an illusion of the Russian intelligentsia]. Rabochiy klass i intelligentsiya Rossiya na rubezhe vekov: XIX—XX i XX—XXI vv. Svyaz' vremen. Saint Petersburg, 2013, p. 57.

14. Senyavskiy S.L., Khlusov M.I. Industrial'nye kadry SSSR v 1946—1955 godakh [Industrial cadres of the USSR in 1946—1955]. Voprosy istorii, 1965, no. 10, pp. 29-45.

15. Kochetkova E.A. Tekhnologicheskaya modernizatsiya v SSSR v 1950-e—1960-e gody (na primere Svetogorskogo tsellyulozno-bumazhnogo kombinata) [Technological modernization in the USSR in the 1950—1960s (on the example of Svetogorsk pulp and paper mill)]. Vestnik Permskogo universiteta, Seriya: Istoriya, 2014, pp. 194-205.

16. Tumanova N.E. Kolichestvennye i kachestvennye izmeneniya v sostave tekhnicheskoy intelligentsii Mariyskoy ASSR v 1960—1980-e gody [Quantitative and qualitative changes in technical intelligentsia of the Mari ASSR in the 1960—1980s]. Kontsept, 2014, vol. 20, p. 1346-1350. Available at: https://e-koncept.ru/2014/54533.htm (accessed: 01.10.2018).

17. Bulatov V.P. Nauka i inzhenernaya deyatel'nost' [Science and engineering activities]. Leningrad, 1987, p. 56.

Prishchepa A.S. Rationalization movement in the Soviet Union: innovation and invention (1950—1960). Since the second half of the 1950s, the USSR witnessed a rise in production and industry. Scientific and technical development in the country needed qualified and trained personnel. The working class strengthened the foundations of socialist society and developed the economic potential of the USSR. As a result of measures adopted by the party, the general cultural and technological level of the working class rose considerably. The workers' level of occupational training improved. The trained engineering and technical personnel had not only the necessary skills and knowledge but also had extensive experience at the enterprises of the country. The worker intelligentsia, which engages in an integral combination of skilled manual and mental labor, was expanding rapidly in the Soviet working class. Very often they began their career as workers, and only then were promoted to the ranks of the technical intelligentsia. The inevitable process of uniting workers and engineers led to the creation of powerful teams, the task of which always was the solution of very complex problems.

Keywords: USSR, engineering and technical intelligentsia, engineering and technical workers, technical intelligentsia, working class, technological progress, production, industry, invention, innovation, education, propaganda.

4

Сведения об авторе. А.С.Прищепа — аспирант ВШОН, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; a.prischepa@list.ru.

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 15.11.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.