Вестник Университетам» 4, 2015 УДК 656.2:658.152
в.и. Королевская РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
о.и. Горовых ОАО «ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ»
Аннотация. В сфере железнодорожных перевозок остро востребована крупная грузовая компания в качестве публичного перевозчика, работающая в равных конкурентных условиях с другими субъектами рынка. В статье представлены проблемы развития инвестиционной программы компании (ОАО «ФГК»). Основное внимание уделено новым транспортным технологиям и использованию подвижного состава. Ключевые слова: железные дороги, грузовая компания, инвестиции.
Vakn«na Korokvskaya INVESTMENT ACTIVITY DEVELOPMENT OF JFC Olga Gorovykh «FEDERAL FREIGHT»
Annotation. In the field of rail transport in great demand large cargo company as a public carrier operating in equal competitive footing with other market participants. Problems of investment program development of the company are presented in the article. The main attention is paid to new transport technologies and using of rolling stock. Keywords: railways, freight company, investments.
Создание дочерних зависимых обществ (ДЗО) в ОАО «РЖД» начиналось в 2001 г. в рамках реформирования железных дорог. Первоначально были приняты решения о создании ДЗО в сфере производства средств железнодорожной автоматики и телемеханики [4]. С 2003 г. стали изучаться возможности создания грузовых компаний в качестве дочерних обществ, а также совместных опера -торских (перевозочных) компаний с другими участниками рынка по перевозкам в специализированном подвижном составе минеральных удобрений, сырья и пр. Основными предпосылками создания грузовых дочерних компаний стали: необходимость модернизации вагонного парка; повышение уровня содержания инфраструктуры и обеспечение роста стоимости материнского холдинга. В сфере грузовых перевозок в статусе ДЗО в форме открытых акционерных обществ были созданы две ком -пании: Первая грузовая (ОАО «ПГК») в 2007 г. и Вторая грузовая (ОАО «ВГК») в 2010 г.
Целями создания ОАО «ПГК», по разработкам Департамента анализа конъюнктуры рынка ОАО «РЖД», являются: во-первых, повышение эффективности операторского бизнеса ОАО «РЖД» за счет обеспечения равных конкурентных условий с другими субъектами рынка грузовых перевозок; во-вторых, имущественное обособление деятельности по оперированию грузовыми вагонами для обеспечения ее прозрачности и повышения финансово-экономической эффективности [3]. ОАО «Первая грузовая компания» бурно развивалась и стала крупнейшим оператором железнодорожных перевозок в России. В настоящее время ОАО «ПГК» входит в UCL Rail - железнодорожный дивизион международной транспортной группы Universal Cargo Logistics Holding (UCL Holding). Эта группа объединяет несколько крупных железнодорожных операторов с филиальной сетью по всей террито-рии России, а также стивидорные компании на северо-западе и юге страны, Волжское, СевероЗападное и Западное пароходства, ряд других судоходных и логистических компаний. В состав UCL Rail входят также ООО «Независимая транспортная компания» (ООО «НТК», владеет 75 % минус 2 акции ОАО «ПГК»), ООО «НТК-Вагон», а также вагоноремонтное депо «Грязи» - совместное предприятие с ОАО «РЖД». В собственности UCL Rail более 213,6 тыс. грузовых вагонов, в том числе около 112 тыс. полувагонов и свыше 58 тыс. цистерн. Вагонный парк в управлении ОАО «ПГК»: 17 % от общего вагонного парка. ПГК имеет свои дочерние и зависимые компании: ЗАО «Русагрот-ранс», 000«ПГК-Лизинг», 000«ПГК в Украине» и др.
Вторая грузовая компания (ОАО «ВГК») продолжала развитие под своим фирменным наиме-
© Королевская В.И., Горовых О.И., 2015
нованием до 13 ноября 2012 г., а затем приняла название ОАО «Федеральная грузовая компания» (ОАО «ФГК»). Формирование ОАО «ВГК» и начало его операторской деятельности завершили перевод российского инвентарного подвижного состава в статус приватного. ОАО «ФГК» должно было стать публичным перевозчиком, решающим задачи в интересах государства на всем полигоне российских железных дорог. Таким образом, компания позиционировала себя как универсального оператора грузов и крупнейшего участника рынка грузовых железнодорожных перевозок, действующего в составе холдинга ОАО «РЖД» (его дочернее общество). Фактически ОАО «ВГК» и ОАО «ФГК» одна и та же компания, работавшая под разными названиями в период с 2010-2013 гг. Основными целями и задачами ОАО «ФГК» на ближайшие десять лет являются: достижение лидирующих позиций на рынке оперирования грузовым подвижным составом (при достижении к 2020 г. 22,5 % доли рынка по грузообороту); повышение эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры; обновление подвижного состава; повышение клиентоориентированности при реализации услуг; инновационное развитие, совершенствование и модернизация подвижного состава с учетом международного стратегического сотрудничества.
Основным ресурсом ОАО «ВГК», а затем и ОАО «ФГК», является универсальный подвижной состав общим объемом свыше 170 тыс. единиц. Погрузка в вагоны ОАО «ФГК» осуществляется более чем на 60 % станций сети РЖД, а услугами ОАО «ФГК» пользуется около 40 % грузоотправителей России. Приоритетными сегментами рынка ОАО «ФГК» являются перевозки: кокса, руды, черных металлов, лома черных металлов, цветных металлов, удобрения, химикатов, машинного оборудования, строительных грузов, промышленного сырья, цемента, лесных грузов, промышленных товаров и др. Наибольший процент грузовых перевозок приходится на строительные грузы. Количество и месторасположение филиалов ОАО «ФГК» находится в соответствии с распределением грузопотоков в вагонах компании и ремонтных мощностей по сети РЖД: филиалы созданы на 14 железных дорогах в городах, где расположены центральные администрации железных дорог (филиалов ОАО «РЖД»). Партнерами ОАО «ФГК» в настоящее время являются такие крупные предприятия российской горнодобывающей, угольной, металлургической и транспортной отраслей как: ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК); ТК «ЕВРАЗХолдинг»; ООО «Мечел-Транс»; ОАО «Северсталь»; ЗАО «Прогресс-XXI век»; ОАО «Национальная нерудная компания»; ОАО «Русский Уголь» и другие.
По данным ежегодного рейтинга операторов INFOLine RAIL RUSSIA TOP по итогам 2012 г. на долю пятидесяти крупнейших операторов пришлось около 72 % от общего объема перевозок грузов железнодорожным транспортом в стране, а на совокупную долю парка в их управлении - около 82 % парка, что превышает аналогичный показатель предыдущего года. Информационное консалтинговое агентство ИНФОЛайф выполняет анализ тенденций на рынке железнодорожного транспорта и оперирования подвижным составом, определяет позиции сильнейших компаний. Лидером рейтинга INFOLine Rail Russia TOP в 2012 г. стал холдинг UCL Rail, консолидировавший активы ОАО «ПГК» и ООО «Независимая Транспортная Компания» (ООО «НТК»). По размеру вагонного парка в этом рейтинге ОАО «ФГК» заняло второе место среди российских операторов грузового железнодорожного подвижного состава. Другие компании приводятся в рейтинге также с консолидированными активами. Так, ЗАО «Нефтетранссервис» приводится вместе с ЗАО «Евразтранс»; Globaltrans содержит данные по ООО «Ферротранс» (бывшим ООО «МИТ»); Rail Transport Company - приведенные по форме данные ЗАО «РусАгроТранс», ООО «А-транс», ООО «Грузовая компания»; активы АФК «Система» - данные ОАО «СГ-транс», ООО «Финансовый альянс» и ООО «Башнефть-транс» и т.д. Таким образом, имеет место не только партнерство крупных компаний, но и их консолидация в сфере грузовых перевозок, причем центрами консолидации являются наиболее сильные компании. Прошло несколько крупных сделок по консолидации парка, и этот процесс продолжается. Такая организаци-
онная потребность вызвана, в том числе, тем, что в 2012 году операторский рынок, особенно в части полувагонов, изменился от «рынка оператора» к «рынку грузовладельца». А это произошло вследствие профицита грузовых вагонов и сокращения объемов грузов, предъявляемых к перевозке.
Особыми условиями работы ОАО «ФГК» является предоставление подвижного состава в аренду (привлечение) ОАО «РЖД». Это так называемый привлеченный парк ОАО «РЖД» (ВСП). Во исполнение постановления Правительства РФ № 1051 от 20 декабря 2011 г. компания в 2012 г. осуществила передачу более 92 тыс. единиц подвижного состава в аренду. Фактическая выручка от передачи вагонов собственности ОАО «ФГК» в аренду и в привлеченный парк ОАО «РЖД» составила в 2012 г. почти 35 млн руб.
Важнейшей особенностью работы компании стало также применение новых технологий в обслуживании. С июля 2012 г. ОАО «ФГК» приступила к реализации проекта по оказанию услуг грузоотправителям крытых вагонов на условиях публичной оферты. Теперь любое предприятие может рассчитать тариф и заключить договор на предоставление крытых вагонов на интернет-сайте ОАО «ФГК». Преимущество данной услуги для грузоотправителя заключается в том, что оферта является гарантией по обеспечению перевозки и не требует прохождения сложных процедур согласования. В случае срыва заказа ОАО «ФГК» готово возместить ущерб в размере 10 тыс. руб. за каждый не предоставленный грузоотправителю вагон. В настоящее время ОАО «ФГК», имеющее крупнейший парк крытых вагонов (34 % от общего объема), широкую филиальную сеть, полностью автоматизированную технологию услуг по предоставлению крытых вагонов посредством публичной оферты, позволяет распространить данный проект на всю сеть железных дорог. Одновременно в 2012 г. компания вышла в сегмент перевозок нефтеналивных грузов, для чего было закуплено 3,06 тыс. новых цистерн, а также приступила к оказанию транспортно-экспедиционных услуг.
ОАО «ФГК» совместно с ОАО «РЖД» и другими партнерами осуществляет мероприятия по организации нового транспортного продукта — контрейлерных перевозок, что позволит компании расширить спектр услуг, увеличить клиентскую базу и объем перевозимых грузов. В настоящее время ведется подготовка нормативно-правовой базы для осуществления контрейлерных перевозок, а также проходят испытания опытные образцы контрейлерных платформ, изготовленные по заказу ОАО «ФГК». Запуск пилотного контрейлерного маршрута Москва - Хельсинки начался в 2014 г. По заказу ФГК разработана новая модель вагона - контрейлерно-контейнерная платформа, позволяющая осуществлять перевозку автопоездов с трейлером, а также полуприцепов, прицепов и контейнеров. Преимущества контрейлерных перевозок для клиентов заключаются, во-первых, в сокращении времени доставки грузов, в ускорении прохождения таможенных процедур при экспортно-импортных перевозках, а, во-вторых, в снижении затрат на топливо и ремонтно-эксплуатационное обслуживание автотранспортных средств. Кроме этого, сокращение большегрузного транспорта на дорогах страны приведет к экологическому эффекту из-за снижения вредных выбросов в атмосферу, повысится пропускная способность автомобильных дорог. В таком случае государство сможет сократить расходы на ремонт автодорог.
Внедрению контрейлерных перевозок в России сейчас придается особое значение. Этой проблеме было уделено большое внимание на Слушаниях Комиссии по экономическому развитию и предпринимательству Общественной Палаты Российской Федерации, которые прошли 16 апреля 2012 г. Организация этих перевозок позволит улучшить ряд показателей в транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.: увеличение скорости грузового сообщения на 15-20 % (а в основных международных транспортных коридорах на 20-30 %); рост объемов транзитных перевозок через территорию России до 90-100 млн т в год и др. Основные выводы, сделанные на заседаниях Общественной Палаты РФ, Комитета Государственной Думы РФ, Комиссии по транспорту и транспортной инфраструктуре РСПП по вопросу «О Концепции развития контрейлерных перевозок
на пространстве 1520», подтвердили, что реализация контрейлерных перевозок позволит повысить устойчивость и эффективность национальной транспортной системы; оптимизировать грузовые потоки в крупных транспортных узлах; снизить нагрузки на автомагистрали, экосистему и получить многие другие социально-экономические эффекты [1].
Другим важным направлением повышения эффективности использования грузовых вагонов является снижение стоимости жизненного цикла. В настоящее время понятие «Стоимость жизненного цикла» (СЖЦ) технического средства определяется как совокупные затраты потребителя на при -обретение и использование техники за срок ее службы. СЖЦ подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта включает в себя как единовременные затраты (инвестиции), так и текущие (эксплуатационные расходы) за весь срок службы. Кроме того, учитываются ликвидационные расходы, связанные с исключением объекта из эксплуатации [5].
Обновление парка подвижного состава является одной из основных целей создания ОАО «ФГК». В 2011-2013 гг. компанией велась активная закупка полувагонов, крытых вагонов и цистерн новых моделей с улучшенными характеристиками, т.е. обновление парка вагонов происходило путем замещения вагонов устаревших конструкций инновационными, чтобы затем предложить грузоотправителям наиболее востребованный погрузочный ресурс. Однако, инновационные вагоны будут востребованы только при достижении баланса ценовой политики производителя и экономической эффективности для оператора и грузоотправителя. В условиях, когда на рынке наблюдается значительный профицит вагонов, покупка подвижного состава при существующих ценах производителей должна обеспечивать возврат инвестиций.
Формирование инвестиционной программы компании выполняется в соответствии со ст. 9 Федерального закона № 39-Ф3 от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Финансирование капитальных вложений выполняется инвесторами за счет собственных и привлеченных средств. Финансирование инвестиционных проектов ОАО «ВГК» в 2010 г. в размере 332,2 млн руб. осуществлялось только за счет собственных источников, кредитные ресурсы не привлекались. Инвестиционная программа 2011 г. также была реализована полностью за счет собственных источников: амортизация - 48,4 %; прибыль, остающаяся в распоряжении компании - 51,6 %. Источником финансирования инвестиционной программы 2012 г. ОАО «ФГК» также стали собственные средства компании. Однако в большей степени использовалась прибыль - 78 % инвестиционных вложений и 22 % инвестиций за счет амортизации [2]. Имея долгосрочные планы по обновлению собственного подвижного состава, ОАО «ФГК» проводит работу по подготовке к выходу на внешние рынки. Установлены взаимоотношения с крупнейшими российскими и зарубежными кредитно-финансовыми институтами для получения долгосрочного финансирования инвестиционной программы.
Основные риски ОАО «ФГК» могут быть объединены в укрупненные группы: макроэкономические, отраслевые, финансово-кредитные, правовые и инвестиционные. Макроэкономические и отраслевые риски обусловлены нестабильной экономической ситуацией; неблагоприятными социально-экономическими изменения в стране и регионах; снижением объемов предъявляемых к перевозке грузов; ростом цен на потребляемые товары и услуги; усилением внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции; зависимостью от ценовой политики ОАО «РЖД» и другие. Финансово-кредитные риски вызваны неисполнением в срок клиентами своих обязательств перед ОАО «ФГК» и угрозой потери ликвидности. Правовые риски связаны с изменением законодательства, а инвестиционные риски -с неэффективным вложением инвестиций. Все эти условия заставляют компанию искать новые направления развития партнерства с железнодорожными компаниями и администрациями железных дорог стран-участниц СНГ и Балтии, а в дальнейшем и на рынках других стран «пространства 1520».
Несмотря на сложные социально-экономические условия работы, ОАО «ФГК» имеет хорошие перспективы развития: профицит полувагонов на сети снижается, и хотя темпы прироста погрузки на сети продолжают уменьшаться, но в целом рост перевозок в 3-5 % в год сохранится. Таким образом, ОАО «ФГК», развивая комплексную инвестиционную программу, сможет выполнять задачи, поставленные перед ней обществом.
Библиографический список
1. Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: от царской кареты до подводных лодок, танков, самолетов и космических кораблей // Вестник транспорта. -2013. - № 11. - С. 8-20.
2. Годовые отчеты Открытого акционерного общества «Вторая грузовая компания» за 2010 - 2013гг. [Элек-тронныйресурс]. - Режимдоступа: Шр://ги.гаШ£к.ги/туе81оге/аппиа1гер/(дата обращения: 10.04.2014).
3. Королевская В.И. Современное состояние и проблемы развития парка грузовых вагонов российских железных дорог // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления -2009» 28-29 октября 2009 г. - М.: ГУУ, 2009.
4. Королевская В.И., Морозова П.В. Формирование дочерних обществ компании холдингового типа ОАО «РЖД» // Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы управления-2009» 28-29 октября 2009 г. - М.: ГУУ, 2009.
5. Кострикин К.О., Скок И.А. Стоимость жизненного цикла железнодорожного подвижного состава // Экономика железных дорог. - 2012. - № 1. - С. 32.