Научная статья на тему 'Развитие инвестиционного процесса в СКФО: институциональный анализ'

Развитие инвестиционного процесса в СКФО: институциональный анализ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ СКФО / МЕХАНИЗМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ / ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПАРКИ / ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / АНАЛИЗ РЕАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ / TRANSFORMATION / INSTITUTIONAL DEVELOPMENT NCFD / MECHANISMS TO ATTRACT INVESTMENT / INDUSTRIAL PARKS / THE INSTITUTIONALIZATION OF INVESTMENT DEVELOPMENT / ANALYSIS OF REAL INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барсукова Арина Владимировна

В статье анализируются государственные гарантии как механизм формирования современных институтов. Рассматривается технопарк как проводник институциональных инноваций. Представлены факторы ускорения институционализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the investment process in the North Caucasus Federal District: institutional analysis

The author analyzes the state guarantees as a formation mechanism of modern institutions. Industrial park is considered as a conductor of institutional innovations. The factors accelerating institutionalization are presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Развитие инвестиционного процесса в СКФО: институциональный анализ»

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ РЕГИОНАЛИСТИКА

www.hjournal.ru

РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СКФО: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

БАРСУКОВА АРИНА ВЛАДИМИРОВНА,

руководитель аналитического центра ООО «Эксперт ЮГ Регион», старший преподаватель кафедры экономической теории экономического факультета Южного Федерального Университета,

кандидат экономических наук, e-mail: arina_barsukova@mail.ru

В статье анализируются государственные гарантии как механизм формирования современных институтов. Рассматривается технопарк как проводник институциональных инноваций. Представлены факторы ускорения институционализации.

Ключевые слова: трансформация; развитие институтов СКФО; механизмы привлечения инвестиций; индустриальные парки; институциализация инвестиционного развития; анализ реальных инвестиционных проектов.

The author analyzes the state guarantees as a formation mechanism of modern institutions. Industrial park is considered as a conductor of institutional innovations. The factors accelerating institutionalization are presented in the paper.

Keywords: transformation; institutional development NCFD; mechanisms to attract investment; industrial parks; the institutionalization of investment development; analysis of real investment projects.

Коды классификатора JEL: B52, O14, R53.

Никто не спорит с тем, что успех и результативность экономического и политического развития в первую очередь зависит от степени совершенства принятых и действующих в обществе норм и правил, то есть институтов. Научную и практическую дискуссию вызывают механизмы формирования действенных институтов. Ученые по проблемам развития многие работы уделяют проблеме трансформации общества и интеграции частей больших обществ для его целостного развития, а также поиску эффективных механизмов государственного управления структурными преобразованиями в экономике. Как раз в целях форсирования интеграции республик Северного Кавказа, сокращения разрывов социально-экономических показателей развития субъектов1 с общероссийским уровнем и с уровнем областей соседствующего с ним Южного федерального

© А.В. Барсукова, 2012

1 По таким ключевым социально-экономическим показателям, как ВРП на душу населения, производительность труда, средняя заработная плата, бюджетная обеспеченность, уровень развития реального сектора экономики и вовлеченность во внешнеэкономическую деятельность, СКФО заметно отстает от других федеральных округов и от среднероссийских показателей. По данным Росстата территории СКФО сильно отстают по целому ряду показателей от среднероссийского уровня. Так, по уровню доходов, по уровню безработицы, по уровню промышленного развития. Доля аграрного сектора достигает 22%, по РФ - 5%.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, №4. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 4, №4. 2012

округа, и было принято решение об их выделении в отдельный округ. Для развития последнего была разработана Стратегия социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года, которая определяет основные направления, способы и средства достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности РФ на территории округа.

Ключевыми направлениями государственной поддержки в стратегии прописаны инвестиции в развитие экономики для постепенного обеспечения самодостаточного существования субъектов СКФО, а также содействие их интеграции в национальную и мировую экономику. Создать и развить институты, способствующие привлечению инвестиций, формирующие благоприятный инвестиционный климат, постепенно вытесняющие образ «опасной зоны», стало одной из задач нового института государственной власти в округе, полпредства. Первые шаги в формировании новой институциональной структуры уже приняты, предлагаем их проанализировать.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТОВ

Для решения целого ряда задач, не в последнюю очередь -изменения негативного имиджа территории, и была предложена мера предоставления государственных гарантий для реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, при этом идея заключалась не в том, чтобы «забросать деньгами, а создать условия, чтобы инвесторы приходили на территорию СКФО, открывали предприятия, развивали экономику по тем отраслям, которые мы считаем наиболее конкурентоспособными»2. По сути, реализовывается идея создания институциональной структуры с понятными четкими правилами, призванными исправить ситуацию в регионе, где весьма сильны такие неформальные институты как традиции принятия экономических и политических решений местными элитами, которые в том числе и ограничивают своими консервативными взглядами и сложившейся практикой делового оборота появление новых игроков на своих территориях.

Год назад, в конце осени 2011 года реализация стратегии развития округа, где ещё существует пережиток прошлого, связанный с тем, что исполнительные органы власти формируются по национальному признаку, уже шла с опережением. За полтора года работы новый институт государственной власти в регионе, полпредство, уже пришло к той стадии, когда появилось распоряжение председателя Правительства РФ и были выделены деньги под государственные гарантии, хотя по первоначальному

2 См.: Надо запустить механизм (интервью с вице-премьером и полпредом президента в округе Александром Хлопониным) // Эксперт ЮГ. № 41-43 (180-182). 2011. 24.

плану начать финансирование планировалось только с 2012 года, а до этого — готовить нормативную базу. Но на стадии отбора проектов институт полномочного представителя Президента РФ в СКФО сталкивается с проблемой низкого качества их проработки. В ноябре 2011 года было утвержден список из 28 инвестиционных проектов, в то время как предложено для рассмотрения инициаторами было свыше тысячи. То есть фактически местный бизнес оказался неспособен в том своем состоянии предложить масштабные проекты для внедрения. Одним из следствий примитивизации и низкой диверсифицированности экономик северо-кавказских республик является то, что такие экономики не могут эффективно осваивать выделяемые инвестиции и поэтому неспособны самостоятельно провести модернизацию (Энеева и Ульбашева 2010).

В целях решения данной проблемы была создана такая организация, как Корпорация развития Северного Кавказа, в задачи которой вошли анализ предложений и поиск инвесторов для их реализации. То есть возникла потребность создать механизм, отделяющий проработанные на необходимом уровне проекты от остальной массы заявок. Тогда реальный отбор первоначально прошли 28 качественных проектов на сумму 42 миллиарда рублей, хотя предполагалось потратить больше, 50 миллиардов рублей. В итоге оставшиеся восемь миллиардов рублей переходящим остатком перешли на 2012 год. Средняя стоимость инвестиционного проекта с участием государственных гарантий составила более миллиарда рублей, хотя для создания инвестиционного климата необходима масса реализуемых проектов гораздо меньшей стоимости.

ВОВРЕМЯ ЗАМЕНИТЬ РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ

Еще одна отличительная особенность современного бизнеса СКФО заключается в том, что на долю крупных компаний, так или иначе контролируемых государством, приходится почти половина их совокупных доходов3. И это не потому, что государственный сектор здесь вытеснил частный, такое положение дел характеризует слабость развития частного бизнеса в СКФО в принципе. Вероятно, это также оказало свое влияние на то, что были избраны методы ручного управления инвестиционным процессом. Для улучшения инвестиционного климата на уровне региона были созданы команды с участием чиновников, курирующих этапность и своевременность прохождения проектом всех необходимых процедур (Козлов, Коврыжко и Барсукова 2011). То есть налаживать работу институтов, исключающих по своей природе принятие индивидуальных решений о судьбе экономических процессов, в том числе реализации

3 По результатам анализа деятельности крупнейших компаний, зарегистрированных в субъектах округа с выручкой по итогам 2010 года свыше 1 млрд. руб.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 4, №4. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 4, №4. 2012

инвестиционных проектов, начали как раз с обратного, с ручного управления, предполагающего персонификацию трансакций.

Цель внедрения механизмов ручного управления заключается в создании прецедентов успешной реализации крупных проектов, что без персонального сопровождения со стороны представителей органов государственной власти затруднительно ввиду высоких транзакционных издержек создания и управления бизнесом в СКФО. Чаще всего запретительно высокими для сторонних инвесторов, неаффилированных с местными элитами, становятся издержки спецификации и защиты прав собственности, а также издержки оппортунистического поведения. Значительно выше, чем в среднем по стране остаются и издержки заключения контракта, отражающие затраты как на юридическое, так и нелегальное оформление сделок.

Образцово-показательное отношение к крупным инвесторам, создающим масштабные объекты на территории северо-кавказского округа, содействие реализуемым ими объектам оказывают принципиальное влияние на изменение оценок территорий инвесторами с негативных в сторону позитивных. Эти меры необходимы для решения проблемы позиционирования субъектов округа в общероссийском экономическом пространстве. Ни для кого не секрет, что в целом ряду крупных корпораций мирового уровня субъекты СКФО до сих пор отнесены к «черной зоне» на картах развития бизнеса, то есть к территориям, закрытым для работы из-за запретительно высоких рисков.

Однако вести все инвестиционные проекты индивидуально невозможно — для этого как раз необходимо выстраивать эффективно работающие институты, поддерживающие экономическое развитие. Необходимо снизить трансакционные издержки ведения бизнеса, на что особо чутко реагирует инвестор, и что, в свою очередь, не только повысит эффективность северо-кавказских экономик, но создаст предпосылки для ускорения выстраивания институциональной структуры и повышения благосостояния населения (Нуреев 2009).

Перспективной, ориентированной на формирование устойчивой институциональной матрицы, представляется работа региональных команд не с единичными проектами крупного бизнеса в индивидуальном порядке, но со множеством средних. Именно средние по стоимости проекты наиболее положительно влияют на инвестиционную привлекательность региона. Проекты крупного бизнеса в силу единичности, как правило, несут крайне ограниченную информацию, не говорят широкому кругу потенциальных инвесторов об инвестиционном климате территории. Следующий этап перехода от ручного управления потребует жесткого определения с приоритетными проектами, создаваемыми в рамках стратегий развития субъектов округа. Да, стратегии развития на текущий момент есть почти у всех регионов, но далеко не у каждого стратегии являются работающими документами. Для того, чтобы прописанные

цели и задачи развития экономики реализовывалась на практике, необходимы эффективно работающие институты, текущее совместное с бизнесом планирование, годовые и пятилетние планы мероприятий, а также стимулирование их выполнения.

ПЕРВЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ НОВЫХ ИНСТИТУТОВ

За прошедший год в сфере инвестиционной привлекательности Северного Кавказа произошли знаковые изменения. Несмотря на то, что уровень инвестиционной привлекательности регионов СКФО остаётся ниже среднего по России, уже видна положительная динамика в оценках инвестиционной привлекательности территорий округа, усилилось и внимание к проблемам СКФО со стороны федерального центра. Наиболее значимые изменения заметны в работе по созданию горно-туристического кластера на Северном Кавказе. Были подписаны несколько соглашений с крупными российскими и зарубежными инвесторами о совместной деятельности в рамках указанного направления, принято решение о создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Ингушетии и др. Отмечено появление интереса и у европейских компаний к проектам “Курортов Северного Кавказа”, например, Франция создала совместно с КСК управляющую компанию International Caucasus Development.

Мониторинг инвестиционного процесса, проводимый Аналитическим центром «Эксперт ЮГ» позволяет, с одной стороны, отследить изменение оценок территорий Северного Кавказа в глазах инвестора, с другой стороны, оценить результативность и эффективность предпринимаемых федеральной и региональной властью экономических и политических решений в целях улучшения инвестиционного климата в округе. Так, к середине весны 2012 году нами было отобрано для исследования 174 реальных инвестиционных проекта объёмом не менее 300 млн рублей каждый4. За год реальных инвестпроектов в округе стало больше, в 2011 году по той же методологии насчитано было всего 139 проектов. То есть

4 Главный ресурс исследования - собственная база данных аналитического центра «Эксперт ЮГ» о реальных инвестпроектах стоимостью не менее 300 млн рублей каждый, реализуемых на территории СКФО. Мониторинг проводится четвертый год. География исследования включает все субъекты СКФО, сроки проведения исследования — январь-март 2012 года. В силу выбранной методологии значительная часть проектов в итоговую базу не вошла. Изначально была собрана информация о более чем 400 потенциальных проектах, свыше половины которых в процессе их изучения оказались отнесены к категории инвестпредложений. В исследование включали проекты, по которым начало работ «в поле» датировано не позднее чем 2014 годом, а также те, которые будут введены в эксплуатацию не ранее мая 2012 года. Далее чистили базу по степени «реальности» на основе имеющихся данных и проводимых проверок информации. Проекты, вошедшие в итоговую базу, отвечают ряду требований: у проекта есть инициатор/ инвестор; дата начала его реализации - не позднее 2013 года; текущая степень проработанности проекта должна быть на уровне как минимум наличия ТЭО, бизнес-плана, а желательно -соглашений с инвесторами, договорённостей с банками о кредитовании, оформления земельно -правовой документации и т.п. В итоге отбора получена база из 174 инвестпроектов. Пересчёт стоимости проектов осуществлялся по курсу на 30 марта 2012 года - 29,3282 рубля за 1 доллар США и 39,1707 рубля за 1 евро.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 4, №4. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, №4. 2012

количественно база приросла на четверть. В ценовом выражении успехи скромнее — за прошедший с марта 2011 года по март 2012 года бюджет инвестиционных заявок в округе вырос на 15% — почти на 4,9 млрд долларов; теперь он составляет 37,5 млрд долларов. Большинство новых проектов в СКФО скромны по масштабам, что объясняет разрыв прироста в единицах и ценовом выражении. В то же время более 60% прироста анализируемой базы обеспечили объекты, базирующиеся на Ставрополье. Получается, что экономика всего СКФО пока растёт в основном за счёт одного субъекта, Ставропольского края.

Но некоторые показатели происходящих в округе преобразований уже есть. Подтверждением того, что оценки инвесторами перспектив округа улучшаются, является рост «средних» по стоимости проектов. В прошлом исследовании наблюдалось некоторое «проседание» в полученной базе, отчетливо был виден дефицит создания объектов стоимостью от 100 до 300 млн долларов, которые в массе и необходимы для устойчивого развития. В исследовании 2012 года как раз наблюдается их рост. Если год назад таких объектов было 27, то в этом - 39. Выросло также количество малых проектов стоимостью от 10 до 100 млн. долларов — на двадцать штук (см. табл. 1).

Таблица 1.

Структура базы реальных инвестпроектов по стоимости (в долларах)

Количество проектов в 2012 году Количество проектов в 2011 году

Свыше 1 млрд. 300 млн. 6 6

от 1 млрд. до 1 млрд. 300 млн. 0 0

от 800 млн. до 1 млрд. 0 0

от 500 млн. до 800 млн. 8 5

от 400 млн. до 500 млн. 3 2

от 300 млн. до 400 млн. 7 8

от 200 млн. до 300 млн. 11 9

от 100 млн. до 200 млн. 28 18

от 10 млн. до 100 млн. 111 91

Источник: Аналитический центр «Эксперт ЮВ>; (Барсукова, Кот и Козлов 2012, 36-40).

Еще одна «яма» присутствует в районе миллиарда, а заявленные год назад шесть мегапроектов стоимостью свыше 1,3 млрд. долларов продолжают реализовываться, что может сигнализировать о появлении некоторой стабильности. Дальнейшее эффективное развитие инвестиционного процесса в СКФО связано с опережающим ростом числа небольших (100-300 млн. долл.). У них, как правило, меньший срок реализации по сравнению с крупномасштабными проектами, реализовываться они могут не только самостоятельно, выделяется целый пласт объектов, создание

которых напрямую или опосредованно связано с развитием масштабных миллиардных.

Из числа отраслей, которые в ближайшие годы имеют наибольшие шансы стать лидерами привлечения инвестиций частного бизнеса в СКФО, выделяются в первую очередь пищевая промышленность и агропромышленный комплекс. Связано это с относительно небольшим периодом создания и окупаемости объектов в этих сферах. В отраслевом разрезе на середину весны 2012 года первое место в созданной базе реальных инвестиционных проектов заняла энергетика (см. рис. 1). Второе место у наиболее перспективных объектов в АПК и пищевой промышленностью. Здесь за год произошёл резкий скачок как количества, так и сумм. В 2011 году на эти отрасли приходилось всего 8,5% совокупной стоимости всей базы, в 2012 году почти в два раза больше — 15,2%, одновременно в стоимостном выражении зафиксирован синхронный, двукратный рост. Ещё одна динамично развивающаяся отрасль в экономике СКФО — это промышленность строительных материалов. Год назад в ней насчитывалось 24 проекта на 2,2 млрд. долларов, сейчас - 33 проекта на 3,4 млрд. долларов. В стоимостном разрезе прирост составил более половины. И потенциал продолжения роста как количества проектов, так и требуемых для них сумм остается высоким: в будущем промышленность строительных материалов имеет все шансы стать самой динамичной отраслью в регионе.

Отраслевая структура базы инвестроектов СКФО 2012

□ Энергетика

■ АПК и пищевая промышленность

□ Добыча и переработка нефти и газа

□ Девелопмент

□ Туризм

□ Промышленность строительных материалов

□ Химическая промышленность

□ Машиностроение

□ Металлургия

□ Прочее

□ Инженерно-транспортная инфраструктура

Рис. 1. Отраслевая структура инвестиционного процесса в СКФО Источник: Аналитический центр «Эксперт ЮП>.

Для сравнения приведем анализ положения дел этой же

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) • Том 4, №4. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 4, №4. 2012

отрасли в ЮФО (исследование проводилось в мае-августе 2012 года). Совокупная стоимость проектов, заявленных в этой отрасли, выросла за год менее чем на 10%. То есть рост в целом сохранился, но его динамика резко снизилась, практически так же, как и увеличилась за год до этого. Уточним, именно промышленность строительных материалов демонстрировала самые высокие темпы прироста портфеля инвестпроектов ЮФО в исследовании 2011 года - 144%.

Показавшие себя особо привлекательными за прошедший год отрасли СКФО имеют большую вероятность укрепить свои позиции и в следующем году.

Еще одним индикатором того, что уверенность инвесторов в северокавказских проектах растёт, может служить следующее наблюдение: в базе зафиксировано увеличение доли проектов с длительным периодом окупаемости. Это говорит об улучшении инвестиционной привлекательности округа, чьи субъекты продолжают замыкать рейтинг российских регионов по инвестиционного климату, подготавливаемый рейтинговым агентством «Эксперт РА» (см. табл. 2.)

Таблица 2.

Распределение регионов Северного Кавказа по рейтингу инвестиционного

климата в 2010-2011 годах

Инвестиционный климат Субъект СКФО

Пониженный потенциал - умеренный риск (3В1) Ставропольский край,

Пониженный потенциал - высокий риск (3С1) Республика Дагестан

Незначительный потенциал - высокий риск (3С2) Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания,

Низкий потенциал - экстремальный риск (3^ Республика Ингушетия, Чеченская Республика

Источник: (Горчаков 2011, 86-103).

ТЕХНОПАРК КАК ПРОВОДНИК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ

ИННОВАЦИЙ

Сегодня одним из эффективных форматов развития промышленности, способным аккумулировать значительные инвестиционные ресурсы и государства и бизнеса в СКФО в целях развития части институциональной структуры, является региональный индустриальный парк. В СКФО наиболее эффективно идея создания индустриальных парков пока реализована на Ставрополье, где уже создано семь таких структур. Один из них, региональный индустриальный парк в г. Невинномысске, заполнен, ещё в нескольких уже есть резиденты. Развитию такого формата

взаимодействия бизнеса и власти способствовало принятие институциональных норм. Так, Закон Ставропольского края от 29 декабря 2009 года № 98 «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках»5 определяет основные цели, принципы, условия создания таких парков, механизм управления ими и контроля за их деятельностью, а также правовые основы господдержки. Этим Законом установлено, что региональный индустриальный парк - определяемая правительством

Ставропольского края часть территории, имеющая единый проект планировки и предназначенная для размещения и функционирования промышленных производств и инфраструктуры. Создание индустриальных парков, ориентированных на запросы крупного и среднего бизнеса, может стать одним из локомотивов развития частного бизнеса в округе и способом сравнительно быстрого привлечения инвесторов.

Целью развития индустриальных парков может стать инициирование целого ряда небольших по стоимости инвестиционных проектов в заранее выбираемых для интенсивного развития отраслях, что благоприятно скажется на формировании инвестиционного климата округа и повысит уровень его социально-экономического развития.

ФАКТОРЫ УСКОРЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

В целях формирования устойчивой работающей институциональной структуры общества, повышения эффективности государственного управления структурными преобразованиями в северо-кавказском регионе, формирования инвестиционной привлекательности экономик республик СКФО, помимо

государственной поддержки и предоставления государственных гарантий финансового и стратегического характера при реализации инвестиционных проектов, целесообразно предпринять следующие шаги:

1. Разработать программы поддержки инвестиционных проектов средней стоимости, так как именно они в большой массе будут способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата. В то время как меры по стимулированию применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации крупных инвестиционных контрактов выполняют функцию привлечения внимания инвесторов к территории и скорее выполняют роль своеобразного сигнала: «здесь возможно строить бизнес».

2. Создать инвестиционные площадки в форме особых экономических зон, помимо туристско-рекреационных, с максимально благоприятным режимом благоприятствования притоку капитала в региональную экономику. К таким зонам можно отнести площадки

5 См.: (http://www.garant.ru).

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 4, №4. 2012

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) Ф Том 4, №4. 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

промышленно-производственного, технико-внедренческого и портового типов. Вокруг таких зон целесообразно организовать технопарки. Совместно эти меры позволят создавать промышленные кластеры и увеличивать привлекательность отраслей в округе для инвестиций. В связи с этим представляется целесообразным рассмотреть возможность распространения опыта и практики Ставропольского края по созданию региональных парков в рамках действия Закона Ставропольского края от 29.12.2009 N 98-кз «О региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парках». Закрепление на уровне законодательства РФ понятия региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков позволит регионам использовать данный механизм в своей деятельности по привлечению инвестиций.

3. Организовать маркетинговую поддержку привлечения инвестиций в регион. Территориям, входящим в СКФО, необходима пропаганда образа безопасного для инвестиций региона и поддержка формирования благоприятного имиджа. Для успешной конкуренции за зарубежный капитал каждому субъекту необходимо иметь несколько примеров успешного опыта привлечения инвестиций и сотрудничества с иностранными инвесторами. Опыт маркетинга территорий широко распространен в странах Западной Европы, в России регионы и отдельные города только нарабатывают его.

4. Процесс планирования в субъектах округа целесообразно выводить в текущий режим и делать его интерактивным, то есть обеспечивающим взаимодействие власти с бизнесом, с экспертным сообществом и обществом. В координатах таких взаимоотношений региональной власти логичным будет взять на себя координирующую роль и роль инициатора, куратора крупных проектов, так как именно они сочетают и увязывают интересы различных отраслей территории, бизнеса с наукой и образованием. Как показывают работы таких известных российских экономистов, как В.М. Полтерович, В.В. Попов, интерактивное планирование — это тот институт, который позволяет развиваться даже в плохой институциональной среде6 (Полтерович 2007).

ЛИТЕРАТУРА

Барсукова А., Кот В. и Козлов В. (2012). Болезнь инвестиционной гигантомании отпускает // Эксперт ЮГ. № 15-16 (205). 36-40.

Горчаков В. (2011). Риск, с которым трудно справиться // Эксперт. № 50 (783). 86-103.

Козлов В., Коврыжко В. и Барсукова А. (2011). Прописаны

6 См.: Стратегия модернизации Российской экономики. Под ред. Полтеровича В.М. Алетейя, 2010.

ручной режим и прогулки по индустриальным паркам // Эксперт ЮГ. № 41-43 (180-182). 22-25.

Нуреев Р.М. (2009). Россия: резервы институционального

развития (как предпосылка и условие выхода из экономического кризиса) // JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований). Том 1. № 1. 6-19.

Полтерович В.М. (2007). Элементы теории реформ. М. Экономика.

Стратегия модернизации Российской экономики. / Под ред. Полтеровича В.М. Алетейя, 2010.

Энеева М.Н. и Ульбашева А.Р. (2010). Проблемы и парадоксы социально-экономического развития Северного Кавказа и пути повышения управляемости территории // Экономические науки. № 9 (70). 153.

JOURNAL OF INSTITUTIONAL STUDIES (Журнал институциональных исследований) ф Том 4, №4. 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.