Научная статья на тему 'Развитие интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования'

Развитие интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ / INTERACTIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF INITIAL VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS / MODELS AND LEVELS OF INTERACTIVE COMPETENCE DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS OF INTERACTIVE COMPETENCE DEVELOPMENT / INTERACTIVE TRAINING / INTERACTIVELY ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прихода Т. Е.

В статье рассматриваются содержание, показатели и уровни развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования, доказывается актуальность реализации педагогических условий развития интерактивной компетентности при их подготовке к профессиональному общению; анализируется содержание этих условий, а также практика их внедрения и результаты экспериментальной работы, проведенной автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF INTERACTIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF INITIAL VOCATIONAL EDUCATION ESTABLISHMENTS

In the article the content, models and levels of students of initial vocational education establishments interactive competence development are considered, the actuality of creation pedagogical conditions for the development of interactive competence of students of initial vocational education establishments by preparing them to professional intercourse is considered, the content of these conditions, and also the practice of their inculcation and the results of author's experienced work are analyzed.

Текст научной работы на тему «Развитие интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования»

вия учащихся: сотрудничество участников в выработке единой идеи; комбинирование информации, известной разным участникам; передача информации от одного участника к другому. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется также с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. Иностранный язык используется в реальном действии.

Таким образом, можно сказать, что коммуникативноориентированный метод обучения иностранным языкам представляет собой аутентичный процесс социализации студентов,

в котором они приобретают социальный опыт посредством организованной деятельности общения. Содержанием, наполняющим этот процесс, является профессиональная направленность (и представляемого материала, и деятельности студентов). Все эти составляющие применяемого нами метода по своей сути призваны формировать профессиональную направленность личности, то есть корректировать мотивацию и цели, развивать интерес к выбранной профессии, повышать уровень самостоятельности и уверенности в себе, демонстрировать профессиональную значимость каждого предмета, каждого вида деятельности в процессе обучения.

Библиографический список

1. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений / М.Г. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Из-дательский центр «Академия», 2005.

2. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.

3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.

4. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие /Б.Д. Парыгин.- СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психо-

логия» / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2004.

6. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996.

7. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова

// Иностранные языки в шко-ле. - 2000. - № 4; № 5.

8. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 2000.

Статья поступила в редакцию 12. 08. 09

УДК 377

Т.Е. Прихода, зав. кафедрой ЧелИРПО, г. Челябинск, E-mail: kp1967@mail.ru

РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются содержание, показатели и уровни развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования, доказывается актуальность реализации педагогических условий развития интерактивной компетентности при их подготовке к профессиональному общению; анализируется содержание этих условий, а также практика их внедрения и результаты экспериментальной работы, проведенной автором.

Ключевые слова: интерактивная компетентность обучающихся учреждений начального профессионального образования, показатели и уровни развития интерактивной компетентности, педагогические условия развития интерактивной компетентности, интерактивное обучение, интерактивно ориентированный тренинг.

Актуальность исследования проблемы развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования (УНПО) определяется, в частности, тем, что понятие «квалификация выпускника» понимается несколько по-разному работниками учреждений профессионального образования и работодателями, раньше почувствовавшими специфику рыночных отношений с их неустойчивостью, переменчивостью и, как следствие, необходимостью быстрой реакции производственников. В профессиональном образовании рыночные процессы проявляются медленнее, и под «квалификацией» мы традиционно понимаем степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Работодатель же вкладывает в это понятие своё ожидание наличия у работника некоторых качеств, позволяющих ему действовать самостоятельно и с полной ответственностью; работодателю нужны компетентные специалисты рабочих профессий, обладающие развитыми коммуникативными способностями, способностями к совместному труду и взаимодействию в рабочей группе. И с этими запросами работодателя мы не можем не считаться.

С другой стороны, исследования, проводимые, в частности, лабораторией психолого-педагогических проблем профессионального образования и социологических исследований Челябинского института развития профессионального образования, показывают, что многим выпускникам УНПО закрепиться в профессии, адаптироваться в условиях производственной группы мешает неумение выстроить отношения в рабочем коллективе как по вертикали, так и по горизонтали,

«подать себя», «самопрезентоваться», определить свою роль в команде, то есть построить конструктивные деловые взаимоотношения.

На современном этапе развития начального профессионального образования имеется реальная возможность решения объективно назревшей социальной задачи подготовки обучающихся к организации делового взаимодействия на основе повышения эффективности образовательного процесса за счёт перестройки содержания учебных предметов и использования методов активного обучения и воспитания.

Реализация процесса развития интерактивной компетентности обучающихся УНПО невозможно без определения понятия «интерактивная компетентность». Данное понятие ещё не обрело научной завершённости. В связи с этим потребовалось уточнить понятие «интерактивная компетентность обучающихся учреждений начального профессионального образования» через сопряжённые с ним понятия «компетентность», «компетенция», «интеракция».

В последнее время при определении уровня профессионализма специалиста при-меняются понятия «компетентность» и «компетенция», и если в тексте специально не оговаривается различие между ними, то они употребляются как взаимозаменяемые. Вместе с тем, существуют попытки разграничить их употребление. Мы в своём исследовании разделяем точки зрения на эту проблему: А. В. Хуторского [1], который обозначает «компетентность» как совокупность того, чем человек владеет на определённом уровне, а «компетенции» - как совокупность того, чем он располагает; и Д.А. Иванова, утверждающего, что «компетентность остаётся

характеристикой человека, а компетенция - того, чем он уже владеет» [2, с. 8].

Для разделения общего и индивидуального, под компетенцией будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность же - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности.

Понятие интерактивной компетентности невозможно исследовать, не обращаясь к понятию общения, к анализу его структуры и места в человеческом взаимодействии.

В нашем исследовании мы разделяем точку зрения Г.М. Андреевой и Р.С. Немова о том, что в жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного разностороннего общения. Таким образом, под общением мы понимаем сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов меж-ду людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия и само это взаимодействие посредством обмена информацией, восприятия и понимания другого человека.

Любая профессиональная деятельность осуществляется во взаимодействии, в об-щении и через общение.

Рассматривая общение как единство коммуникации, перцепции и интеракции, Г.М. Андреева [3] отмечает, что интерактивная (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.

Опираясь на идеи указанного автора о структурировании общения и выделении в нём трёх сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной, мы рассматриваем компетентность в общении как совокупность коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей. В рамках принятой нами терминологии под интерактивной компетентностью мы понимаем характеристику личности человека, включающую обладание человеком соответствующими компетенциями, его личное отношение к ней и процессу организации и реализации совместных действий. Под интерактивными компетенциями мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности, способствующих установлению и поддержанию конструктивных контактов с другими людьми.

Под интерактивной компетентностью обучающихся УНПО мы понимаем интегративную характеристику личности обучающегося, включающую обладание им интерактивными компетенциями в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и запросами работодателя, его личное отношение к ней и процессу организации и реализации совместных действий. Это готовность обучающегося устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, то есть это система внутренних ресурсов, необходимых для построения конструктивного взаимодействия в постоянно видоизменяющихся ситуациях межличностного и делового общения.

В структуру интерактивной компетентности обучающихся УНПО нами включены следующие компоненты:

1) мотивационно-ценностный (направленность личности, мотивация, система ус-тановок в сфере делового общения, потребность в общении, диалогичность, готовность соотносить свои устремления с интересами других людей в процессе профессиональной деятельности);

2) когнитивный (систематизированные совокупности знаний закономерностей межличностного и делового взаимодействия, основ организационного поведения);

3) опытный (способность ориентироваться в различных ситуациях общения и прогнозировать поведение партнёра по взаимодействию, умения пользоваться внеситуативными условиями и средствами, владение правилами приличия и этикета, умения пользоваться приёмами и техниками общения, умение выбрать способ поведения во взаимодействии, умение выбрать и актуализировать роль в различных ситуациях делового общения, умения продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую профессиональную задачу);

4) эмоционально-волевой (уровень управления собственным поведением, готовность к кооперации, способность к установлению контактов, умения «саморазъясняться» и передавать партнёру определённые интерпретации собственной личности, наблю-дательность, ответственность, организованность, толерантность).

Анализ исследований в области компетентностного подхода в образовании, про-фессиограмм по рабочим профессиям, нормативных документов, в частности, проекта федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, роли общения в осуществлении деятельности позволяет говорить о «ключевом» характере интерактивных компетенций, входящих в состав общих компетенций по профессиям начального профессионального образования.

Под развитием интерактивной компетентности обучающихся УНПО мы в данном исследовании понимаем закономерное, направленное и необратимое качественное изменение интерактивной деятельности от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса конструирования делового взаимодействия, к высшим - способности к самостоятельному совершенствованию системы собственных внутренних ресурсов, необходимых для построения конструктивного взаимодействия в постоянно видоизменяющихся ситуациях межличностного и делового общения. В контексте нашего исследования развитие интерактивной компетентности обучающихся УНПО - это переход компетентности от информационно-знаниевого уровня - через ситуативно-опытный-к практическому:

Информационно-знаниевый уровень развития интерактивной компетентности обучающихся УНПО проявляется в репродуктивной интерактивной деятельности обучающихся; применим только в стандартных ситуация делового общения. Формируется путём упражнения.

Ситуативно-опытный уровень - проявляется в ситуативно-продуктивной интерактивной деятельности обучающихся, нуждающейся в управлении со стороны педагога; применим как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях (в отдельных случаях) делового общения. Формируется путём упражнения.

Практический уровень - проявляется в самостоятельной продуктивной интерактивной деятельности обучающихся, применим в нестандартных ситуациях делового общения. Формируется путём применения разнообразных методов и форм обучения и воспитания.

В результате анализа специальной литературы, нашего практического опыта и итогов поискового этапа исследовательской работы мы пришли к выводу, что развитие интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования возможно, если обучение и воспитание будет построено:

- на основе обновлённого содержания обучения, реализующего принцип социально-профессиональной направленности обучения;

- на основе интерактивных методов обучения при ведущей роли общения, как определяющего фактора и одного из методов обучения и воспитания;

- в форме группового обучения, организованного как интерактивно ориентированный тренинг.

В рамках создания первого условия нами были разработаны учебные курсы «Культура делового общения» (для обучающихся по профессиям сферы обслуживания) и «Культура профессионала» (для обучающихся по всем профессиям начального профессионального образования). Данные курсы

были введены в специально профессиональный блок обучения по рабочим профессиям и дали возможность обучающимся овладеть систематизированными совокупностями знаний закономерностей делового взаи-модействия, основами организационного взаимодействия. В последующем обучение способствовало развитию у обучающихся умений управлять собственным поведением, готовности к кооперации, толерантности, ответственности.

Анализ источников по психолого-педагогическим проблемам начального профессионального образования и учебных программ, ознакомление с результатами анкетирования обучающихся и педагогов, наблюдение занятий теоретического и производственного обучения показали, что важным условием развития интерактивной компетентности обучающихся является также выделение в педагогическом процессе интерактивного аспекта учебного взаимодействия, использование на занятиях приёмов и средств активизации интерактивной деятельности обучающихся.

При этом в процессе преподавания любого предмета сегодня чрезвычайно актуальным является переход от субъект-объектного, объяснительно-иллюстративного обучения на субъект-субъектное, диалогическое обучение. В данном случае возможно моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся, нравственно-этических норм поведения, соответствующего типа межличностных отношений и психологического климата. В диалогическом обучении обучающийся является равноправным участником решения проблемы, который сознательно ставит перед собой задачу освоения системы знаний, формирования в себе профессионально важных качеств и позитивных личностных новообразований.

Один из путей диалогического обучения - интерактивное обучение. Интерактивный подход к обучению основан на свободе обучающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «педагог - обучающийся», на непрерывном общении педагога с обучающимися, слежении за реакцией обучающихся и оптимизацией образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Если выразить кратко сущность интерактивного обучения, то это обучение, погру-жённое в общение. К интерактивным методам обучения Э.Ф. Зеер [4] относит, например, направленные дискуссии и разнообразные по форме имитационные и ролевые игры, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения учебно-профессиональных задач. Интерактивные методы обучения применялись нами при преподавании теоретических курсов («Культура делового общения», «Культура профессионала», «Специальная терминология почтовой связи», «Основы российского законодательства»), а также некоторыми мастерами производственного обучения при проведении занятий производствен-

Библиографический список

ного обучения. При этом применение интерактивных методов обучения сочеталось с внедрением фасилитационного подхода, предполагающего создание на учебных занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи, на основе сотрудничества педагога с обучающимися, принятия и постоянной поддержки обучающихся, веры в их способности, взаимоуважения и доверия. Фасилитационный подход содействовал развитию навыков выработки собственного мнения, формированию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а, следовательно, и самореализации обучающихся.

Нельзя не отметить, что наибольший успех имеют групповые методы обучения, в частности, тренинги. Разновидности тренингов делового общения, представленные в отечественной практике, можно в определённой степени упорядочить, соотнеся их с тремя базисными аспектами общения, выделяемыми в работах Г.М. Андреевой, а именно с его перцептивным, интерактивным и коммуникативным аспектами. Наиболее полно в научной литературе рассмотрены вопросы теории, методики и приложений перцептивно ориентированного тренинга [5]. Мы в своём исследовании ставили задачу анализа интерактивно ориентированного тренинга, под которым мы понимаем метод мониторинга социальноинтерактивных образований обучающихся-участников тренинга, основывающийся на интенсификации намеренной межличностной обратной связи в рамках группового общения, организуемого на субъект-субъектных принципах. Хотя, по мнению Л.А. Петровской [5], с которым мы безоговорочно согласны, невозможно отделить и тем более изолировать один аспект общения от двух остальных. Речь идёт только о различном акцентировании групповой работы. Факультативные занятия «Тренинг делового общения» в форме интерактивно ориентированного тренинга нами были организованы при существенной научно-методической поддержке педагога-психолога. В ходе тренинга решались задачи развития у обучающихся интерактивных умений и навыков; коррекции и развития установок, необходимых для конструктивного общения; развития у обучающихся способности адекватно оценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом.

Результаты экспериментальной работы по развитию интерактивной компетентности обучающихся УНПО на основе выделенных педагогических условий свидетельствуют о том, что любые три из предложенных нами педагогических условий (взятые в отдельности) недостаточны для эффективного развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования и лишь использование комплекса педагогических условий статистически значимо. Это позволяет сделать вывод о том, что изменения в последнем случае - результат целенаправленного педагогического воздействия.

1. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие для учителя / А.В. Хуторской. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.

2. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. Управление современной школой. - 2008. - № 1.

3. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева / под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987.

4. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.

5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: изд-во МГУ, 1989.

Статья поступила в редакцию 12. 08. 09

УДК 37.0

И.Г. Овчинникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: kp1967@mail.ru

ИНФОРМАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В статье представлен информационно-рефлексивный подход, его содержатель-ная характеристика, а также рассмотрены методологические особенности подхода в контексте развития информационной культуры обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.