вия учащихся: сотрудничество участников в выработке единой идеи; комбинирование информации, известной разным участникам; передача информации от одного участника к другому. Аутентичное коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам осуществляется также с применением спонтанного общения. Спонтанное общение на уроке возникает, когда учебная ситуация переходит в естественную. Иностранный язык используется в реальном действии.
Таким образом, можно сказать, что коммуникативноориентированный метод обучения иностранным языкам представляет собой аутентичный процесс социализации студентов,
в котором они приобретают социальный опыт посредством организованной деятельности общения. Содержанием, наполняющим этот процесс, является профессиональная направленность (и представляемого материала, и деятельности студентов). Все эти составляющие применяемого нами метода по своей сути призваны формировать профессиональную направленность личности, то есть корректировать мотивацию и цели, развивать интерес к выбранной профессии, повышать уровень самостоятельности и уверенности в себе, демонстрировать профессиональную значимость каждого предмета, каждого вида деятельности в процессе обучения.
Библиографический список
1. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: для студентов высш. и средн. пед. учеб. заведений / М.Г. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Из-дательский центр «Академия», 2005.
2. Педагогика профессионального образования: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В. А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
3. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по пед. специальностям / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2007.
4. Парыгин, Б.Д. Анатомия общения: учеб. пособие /Б.Д. Парыгин.- СПб: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. «Психология», «Клин. психо-
логия» / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Academia, 2004.
6. Леонтьев, А. А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. - М., Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 1996.
7. Мильруд, Р. П. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам / Р.П. Мильруд, И.Р. Максимова
// Иностранные языки в шко-ле. - 2000. - № 4; № 5.
8. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Основы психологической антропологии: учеб. пособие для студентов вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 2000.
Статья поступила в редакцию 12. 08. 09
УДК 377
Т.Е. Прихода, зав. кафедрой ЧелИРПО, г. Челябинск, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются содержание, показатели и уровни развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования, доказывается актуальность реализации педагогических условий развития интерактивной компетентности при их подготовке к профессиональному общению; анализируется содержание этих условий, а также практика их внедрения и результаты экспериментальной работы, проведенной автором.
Ключевые слова: интерактивная компетентность обучающихся учреждений начального профессионального образования, показатели и уровни развития интерактивной компетентности, педагогические условия развития интерактивной компетентности, интерактивное обучение, интерактивно ориентированный тренинг.
Актуальность исследования проблемы развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования (УНПО) определяется, в частности, тем, что понятие «квалификация выпускника» понимается несколько по-разному работниками учреждений профессионального образования и работодателями, раньше почувствовавшими специфику рыночных отношений с их неустойчивостью, переменчивостью и, как следствие, необходимостью быстрой реакции производственников. В профессиональном образовании рыночные процессы проявляются медленнее, и под «квалификацией» мы традиционно понимаем степень и вид профессиональной подготовленности работника, наличие у него знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. Работодатель же вкладывает в это понятие своё ожидание наличия у работника некоторых качеств, позволяющих ему действовать самостоятельно и с полной ответственностью; работодателю нужны компетентные специалисты рабочих профессий, обладающие развитыми коммуникативными способностями, способностями к совместному труду и взаимодействию в рабочей группе. И с этими запросами работодателя мы не можем не считаться.
С другой стороны, исследования, проводимые, в частности, лабораторией психолого-педагогических проблем профессионального образования и социологических исследований Челябинского института развития профессионального образования, показывают, что многим выпускникам УНПО закрепиться в профессии, адаптироваться в условиях производственной группы мешает неумение выстроить отношения в рабочем коллективе как по вертикали, так и по горизонтали,
«подать себя», «самопрезентоваться», определить свою роль в команде, то есть построить конструктивные деловые взаимоотношения.
На современном этапе развития начального профессионального образования имеется реальная возможность решения объективно назревшей социальной задачи подготовки обучающихся к организации делового взаимодействия на основе повышения эффективности образовательного процесса за счёт перестройки содержания учебных предметов и использования методов активного обучения и воспитания.
Реализация процесса развития интерактивной компетентности обучающихся УНПО невозможно без определения понятия «интерактивная компетентность». Данное понятие ещё не обрело научной завершённости. В связи с этим потребовалось уточнить понятие «интерактивная компетентность обучающихся учреждений начального профессионального образования» через сопряжённые с ним понятия «компетентность», «компетенция», «интеракция».
В последнее время при определении уровня профессионализма специалиста при-меняются понятия «компетентность» и «компетенция», и если в тексте специально не оговаривается различие между ними, то они употребляются как взаимозаменяемые. Вместе с тем, существуют попытки разграничить их употребление. Мы в своём исследовании разделяем точки зрения на эту проблему: А. В. Хуторского [1], который обозначает «компетентность» как совокупность того, чем человек владеет на определённом уровне, а «компетенции» - как совокупность того, чем он располагает; и Д.А. Иванова, утверждающего, что «компетентность остаётся
характеристикой человека, а компетенция - того, чем он уже владеет» [2, с. 8].
Для разделения общего и индивидуального, под компетенцией будем понимать совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность же - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личное отношение к ней и предмету деятельности.
Понятие интерактивной компетентности невозможно исследовать, не обращаясь к понятию общения, к анализу его структуры и места в человеческом взаимодействии.
В нашем исследовании мы разделяем точку зрения Г.М. Андреевой и Р.С. Немова о том, что в жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществляться без интенсивного разностороннего общения. Таким образом, под общением мы понимаем сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов меж-ду людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя выработку единой стратегии взаимодействия и само это взаимодействие посредством обмена информацией, восприятия и понимания другого человека.
Любая профессиональная деятельность осуществляется во взаимодействии, в об-щении и через общение.
Рассматривая общение как единство коммуникации, перцепции и интеракции, Г.М. Андреева [3] отмечает, что интерактивная (от англ. interaction - взаимодействие, воздействие друг на друга) сторона общения - это условный термин, обозначающий ха-рактеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Опираясь на идеи указанного автора о структурировании общения и выделении в нём трёх сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной, мы рассматриваем компетентность в общении как совокупность коммуникативной, перцептивной и интерактивной компетентностей. В рамках принятой нами терминологии под интерактивной компетентностью мы понимаем характеристику личности человека, включающую обладание человеком соответствующими компетенциями, его личное отношение к ней и процессу организации и реализации совместных действий. Под интерактивными компетенциями мы понимаем совокупность взаимосвязанных качеств личности, способствующих установлению и поддержанию конструктивных контактов с другими людьми.
Под интерактивной компетентностью обучающихся УНПО мы понимаем интегративную характеристику личности обучающегося, включающую обладание им интерактивными компетенциями в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и запросами работодателя, его личное отношение к ней и процессу организации и реализации совместных действий. Это готовность обучающегося устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми, то есть это система внутренних ресурсов, необходимых для построения конструктивного взаимодействия в постоянно видоизменяющихся ситуациях межличностного и делового общения.
В структуру интерактивной компетентности обучающихся УНПО нами включены следующие компоненты:
1) мотивационно-ценностный (направленность личности, мотивация, система ус-тановок в сфере делового общения, потребность в общении, диалогичность, готовность соотносить свои устремления с интересами других людей в процессе профессиональной деятельности);
2) когнитивный (систематизированные совокупности знаний закономерностей межличностного и делового взаимодействия, основ организационного поведения);
3) опытный (способность ориентироваться в различных ситуациях общения и прогнозировать поведение партнёра по взаимодействию, умения пользоваться внеситуативными условиями и средствами, владение правилами приличия и этикета, умения пользоваться приёмами и техниками общения, умение выбрать способ поведения во взаимодействии, умение выбрать и актуализировать роль в различных ситуациях делового общения, умения продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую профессиональную задачу);
4) эмоционально-волевой (уровень управления собственным поведением, готовность к кооперации, способность к установлению контактов, умения «саморазъясняться» и передавать партнёру определённые интерпретации собственной личности, наблю-дательность, ответственность, организованность, толерантность).
Анализ исследований в области компетентностного подхода в образовании, про-фессиограмм по рабочим профессиям, нормативных документов, в частности, проекта федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, роли общения в осуществлении деятельности позволяет говорить о «ключевом» характере интерактивных компетенций, входящих в состав общих компетенций по профессиям начального профессионального образования.
Под развитием интерактивной компетентности обучающихся УНПО мы в данном исследовании понимаем закономерное, направленное и необратимое качественное изменение интерактивной деятельности от низших форм, предполагающих овладение отдельными элементами процесса конструирования делового взаимодействия, к высшим - способности к самостоятельному совершенствованию системы собственных внутренних ресурсов, необходимых для построения конструктивного взаимодействия в постоянно видоизменяющихся ситуациях межличностного и делового общения. В контексте нашего исследования развитие интерактивной компетентности обучающихся УНПО - это переход компетентности от информационно-знаниевого уровня - через ситуативно-опытный-к практическому:
Информационно-знаниевый уровень развития интерактивной компетентности обучающихся УНПО проявляется в репродуктивной интерактивной деятельности обучающихся; применим только в стандартных ситуация делового общения. Формируется путём упражнения.
Ситуативно-опытный уровень - проявляется в ситуативно-продуктивной интерактивной деятельности обучающихся, нуждающейся в управлении со стороны педагога; применим как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях (в отдельных случаях) делового общения. Формируется путём упражнения.
Практический уровень - проявляется в самостоятельной продуктивной интерактивной деятельности обучающихся, применим в нестандартных ситуациях делового общения. Формируется путём применения разнообразных методов и форм обучения и воспитания.
В результате анализа специальной литературы, нашего практического опыта и итогов поискового этапа исследовательской работы мы пришли к выводу, что развитие интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования возможно, если обучение и воспитание будет построено:
- на основе обновлённого содержания обучения, реализующего принцип социально-профессиональной направленности обучения;
- на основе интерактивных методов обучения при ведущей роли общения, как определяющего фактора и одного из методов обучения и воспитания;
- в форме группового обучения, организованного как интерактивно ориентированный тренинг.
В рамках создания первого условия нами были разработаны учебные курсы «Культура делового общения» (для обучающихся по профессиям сферы обслуживания) и «Культура профессионала» (для обучающихся по всем профессиям начального профессионального образования). Данные курсы
были введены в специально профессиональный блок обучения по рабочим профессиям и дали возможность обучающимся овладеть систематизированными совокупностями знаний закономерностей делового взаи-модействия, основами организационного взаимодействия. В последующем обучение способствовало развитию у обучающихся умений управлять собственным поведением, готовности к кооперации, толерантности, ответственности.
Анализ источников по психолого-педагогическим проблемам начального профессионального образования и учебных программ, ознакомление с результатами анкетирования обучающихся и педагогов, наблюдение занятий теоретического и производственного обучения показали, что важным условием развития интерактивной компетентности обучающихся является также выделение в педагогическом процессе интерактивного аспекта учебного взаимодействия, использование на занятиях приёмов и средств активизации интерактивной деятельности обучающихся.
При этом в процессе преподавания любого предмета сегодня чрезвычайно актуальным является переход от субъект-объектного, объяснительно-иллюстративного обучения на субъект-субъектное, диалогическое обучение. В данном случае возможно моделирование будущей профессиональной деятельности обучающихся, нравственно-этических норм поведения, соответствующего типа межличностных отношений и психологического климата. В диалогическом обучении обучающийся является равноправным участником решения проблемы, который сознательно ставит перед собой задачу освоения системы знаний, формирования в себе профессионально важных качеств и позитивных личностных новообразований.
Один из путей диалогического обучения - интерактивное обучение. Интерактивный подход к обучению основан на свободе обучающегося, решающего образовательную задачу, на обратной связи в системе «педагог - обучающийся», на непрерывном общении педагога с обучающимися, слежении за реакцией обучающихся и оптимизацией образовательной среды для повышения эффективности процесса обучения. Если выразить кратко сущность интерактивного обучения, то это обучение, погру-жённое в общение. К интерактивным методам обучения Э.Ф. Зеер [4] относит, например, направленные дискуссии и разнообразные по форме имитационные и ролевые игры, моделирующие ситуации, проявляющиеся в процессе возникновения и решения учебно-профессиональных задач. Интерактивные методы обучения применялись нами при преподавании теоретических курсов («Культура делового общения», «Культура профессионала», «Специальная терминология почтовой связи», «Основы российского законодательства»), а также некоторыми мастерами производственного обучения при проведении занятий производствен-
Библиографический список
ного обучения. При этом применение интерактивных методов обучения сочеталось с внедрением фасилитационного подхода, предполагающего создание на учебных занятиях среды, оптимальной для решения образовательной задачи, на основе сотрудничества педагога с обучающимися, принятия и постоянной поддержки обучающихся, веры в их способности, взаимоуважения и доверия. Фасилитационный подход содействовал развитию навыков выработки собственного мнения, формированию активной личностной позиции, наиболее полному удовлетворению познавательных и творческих потребностей, а, следовательно, и самореализации обучающихся.
Нельзя не отметить, что наибольший успех имеют групповые методы обучения, в частности, тренинги. Разновидности тренингов делового общения, представленные в отечественной практике, можно в определённой степени упорядочить, соотнеся их с тремя базисными аспектами общения, выделяемыми в работах Г.М. Андреевой, а именно с его перцептивным, интерактивным и коммуникативным аспектами. Наиболее полно в научной литературе рассмотрены вопросы теории, методики и приложений перцептивно ориентированного тренинга [5]. Мы в своём исследовании ставили задачу анализа интерактивно ориентированного тренинга, под которым мы понимаем метод мониторинга социальноинтерактивных образований обучающихся-участников тренинга, основывающийся на интенсификации намеренной межличностной обратной связи в рамках группового общения, организуемого на субъект-субъектных принципах. Хотя, по мнению Л.А. Петровской [5], с которым мы безоговорочно согласны, невозможно отделить и тем более изолировать один аспект общения от двух остальных. Речь идёт только о различном акцентировании групповой работы. Факультативные занятия «Тренинг делового общения» в форме интерактивно ориентированного тренинга нами были организованы при существенной научно-методической поддержке педагога-психолога. В ходе тренинга решались задачи развития у обучающихся интерактивных умений и навыков; коррекции и развития установок, необходимых для конструктивного общения; развития у обучающихся способности адекватно оценивать себя, других и ситуацию взаимодействия в целом.
Результаты экспериментальной работы по развитию интерактивной компетентности обучающихся УНПО на основе выделенных педагогических условий свидетельствуют о том, что любые три из предложенных нами педагогических условий (взятые в отдельности) недостаточны для эффективного развития интерактивной компетентности обучающихся учреждений начального профессионального образования и лишь использование комплекса педагогических условий статистически значимо. Это позволяет сделать вывод о том, что изменения в последнем случае - результат целенаправленного педагогического воздействия.
1. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному: пособие для учителя / А.В. Хуторской. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
2. Иванов, Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании / Д.А. Иванов // Завуч. Управление современной школой. - 2008. - № 1.
3. Андреева, Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности / Г.М. Андреева / под ред. Г.М. Андреевой и Я. Яноушека. - М.: Изд-во МГУ, 1987.
4. Зеер, Э.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1998.
5. Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг / Л.А. Петровская. - М.: изд-во МГУ, 1989.
Статья поступила в редакцию 12. 08. 09
УДК 37.0
И.Г. Овчинникова, проф. МаГУ, г. Магнитогорск, E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В статье представлен информационно-рефлексивный подход, его содержатель-ная характеристика, а также рассмотрены методологические особенности подхода в контексте развития информационной культуры обучающихся.