Научная статья на тему 'Развитие интеллектуального потенциала при подготовке специалистов гуманитарного профиля'

Развитие интеллектуального потенциала при подготовке специалистов гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДЕЛОВОЙ ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК / СПЕЦИАЛИСТЫ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / MENTAL POTENTIAL / PRACTICAL TATAR LANGUAGE / EXPERTS OF HUMANITY SPECIALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вьюгина С. В.

В статье представлены материалы, которые освещают методику преподавания татарского языка на кафедре обучения на двуязычной основе, рассматриваются проблемы современного делового общения на государственных языках Республики Татарстан. Особое внимание отводится работе над развитием и формированием интеллектуального потенциала студента в инновационной образовательной среде вуза средствами научноисследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Materials that illustrate methods of teaching tatar language on the department of bilingual teaching are given in this article. Problems of modern business relations on state languages of Respublic of Tatarstan are considered. Special attention is given to the development of mental potential of students in innovative university complex.

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуального потенциала при подготовке специалистов гуманитарного профиля»

С. В. Вьюгина

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, деловой татарский язык, специалисты

гуманитарного профиля.

В статье представлены материалы, которые освещают методику преподавания татарского языка на кафедре обучения на двуязычной основе, рассматриваются проблемы современного делового общения на государственных языках Республики Татарстан. Особое внимание отводится работе над развитием и формированием интеллектуального потенциала студента в инновационной образовательной среде вуза средствами научноисследовательской деятельности.

Key words: mental potential, practical tatar language, experts of humanity specialization.

Materials that illustrate methods of teaching tatar language on the department of bilingual teaching are given in this article. Problems of modern business relations on state languages of Respublic of Tatarstan are considered. Special attention is given to the development of mental potential of students in innovative university complex.

Современный этап развития науки, техники и производства характеризуется появлением новых направлений в науке, усилением тенденций интеграции научных исследований, ростом объема научной информации, расширением внедрения достижений фундаментальной науки на практике и возникновением глобальных проблем, решение которых требует значительных совместных усилий всех интеллектуальных слоев общества. В связи с этим подготовка высококвалифицированных специалистов, умело и грамотно действующих в современных условиях, становится более актуальной.

«Стратегия Государственной молодежной политики до 2016 года» определяет: «Государственная молодежная политика - является системой государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Реализация государственной молодежной политики выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечения конкурентоспособности и укрепления национальной безопасности страны». Успех инновационных преобразований в России обусловливает уровень развития человеческого капитала, формируемый, в основном, системой образования. Сегодня основной задачей высших учебных заведений является устранение разрыва между уровнем развития техники и высоких технологий и качеством подготовки специалистов. Для решения поставленной задачи необходимо формирование и реализация комплексных инновационных образовательных программ, обеспечивающих требуемые профессиональные компетенции выпускников и их конкурентоспособность. Высокий профессионализм современного

специалиста определяется владением им широкого спектра знаний, умений и навыков внедрения научных исследований в практику.

Для эффективной организации данной работы студентов нужно иметь инновационную образовательную среду. Образовательная среда - относительное новое понятие, вошедшее в педагогику в последнее десятилетие. Оно характеризует целостное описание общих и специфических особенностей конкретного образовательного учреждения. До реформ последних лет образовательные учреждения в нашей стране были организациями с жестко заданными задачами и средствами их решения. Абсолютное большинство их работало по единым программам и учебникам, использовались единые критерии оценки. Но и в этих рамках они все же значительно отличались друг от друга способами организации своей научной и учебной деятельности, эффективностью образовательных воздействий, стилем отношений между педагогами и студентами и многими другими характеристиками своей «внутренней жизни».

Инновационная образовательная среда - это образовательное пространство учебного заведения, объединенное корпоративной культурой, комплексно воздействующее на развитие личности, способствующее педагогическому творчеству, формированию нетрадиционного мышления у студентов. Она являет собой оптимальную модель для реализации единства теории и практики в их подготовке. Создание инновационной образовательной среды обеспечивается сотрудничеством и сотворчеством преподавателей и студентов - генерального направления ее формирования и развития, обеспечивающего возможность инновационной траектории профессиональной подготовки для каждого студента

Инновационная образовательная среда Казанского государственного технологического университета - это личностно-развивающая среда. Она представляет собой пространство, содержащее образовательные, научные, воспитательные, культурные, этические и другие ценности. Сущность понятия «инновация» связывается не только с созданием и распространением принципиальных новшеств, но с преобразованиями и изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога и студента, которые с этим образом связаны. Инновационность в этом аспекте напрямую связывается нами с развитием творческого начала у студентов в процессе их подготовки, с созданием новаторских систем и концепций, в которых свое достойное место находят идеи и принципы инновационных систем прошлого.

В Казанском государственном технологическом университете татарский язык преподается с 1989 года, с момента организации секции татарского языка на кафедре иностранных языков. В 2003 году образовалась кафедра обучения на двуязычной основе, где осуществляется обучение татарскому и русскому языкам, включая все аспекты подготовки будущих специалистов. Учебно-методическая деятельность кафедры заключается в разработке и реализации методического обеспечения обучения татарскому и русскому языкам, профильной подготовке на двуязычной основе.

Наши студенты с первого курса имеют все возможности испытать свои силы в самых различных формах образовательных программ. При работе со студентами специальностей - «Государственное и муниципальное управление», «Социальная работа» и «Конфликтология» важной составляющей повышения эффективности обучения будущих управленцев является стимулирование интереса к изучению татарского языка. Будущие специалисты должны обладать коммуникативными речевыми типами языковых способностей. Поэтому специфичной особенностью их подготовки является направленность на речевую подготовку путем формирования на ее основе общеязыковых

умений.

Преподавание татарского языка на кафедре обучения на двуязычной основе имеет богатый опыт и традиции, развивается с учетом новых образовательных технологий на основе критической переработки образовательного опыта. Преподавание татарского языка нацелено на формирование национального самосознания студентов на базе татарской языковой среды и развития речевой культуры. Это достигается посредством формирования у студентов целостных представлений об общественно-политической жизни в Республике Татарстан и его места на мировой политической арене.

На современном рынке труда требуются коммуникабельные специалисты, которые умеют вести деловые переговоры, у которых грамотная речь и умение эффективно общаться. Поэтому изучение в вузе татарского языка становится осознанной необходимостью для множества молодых людей, которые стремятся достичь успеха в жизни с помощью профессиональных знаний и навыков. При этом языковая подготовка студентов решает многие проблемы, которые стоят перед молодым специалистом.

При языковой подготовке изучаемый язык получает практическое воплощение в речи и через нее выполняет свое коммуникативное назначение и по этой причине владение татарским языком как средством общения предполагает, прежде всего, осуществление речевой деятельности и диалогической и монологической формах. С этой целью наши студенты усваивают закономерности сочетания слов, их изменения, позволяющие из ограниченного количества знаковых единиц строить разнообразные высказывания, от простого предложения до целого рассказа.

При составлении рабочих программ по курсу татарского языка уделяется серьезное внимание изучению делового татарского языка. Это вызвано изменениями, которые происходят в жизнедеятельности Республики Татарстан в целом: широким

распространением деловой лексики в речевой практике специалиста; необходимостью составления деловых бумаг, как в быту, так и на службе на двух государственных языках; компьютеризация и др.

На занятиях татарского языка учитываются данные факторы и разрешаются такие задачи как обогащение лексического запаса студентов путем введения их в мир современной деловой речи; учет профильной специализации студентов; рассмотрение языковых явлений на языке юридических документов и словарей; закрепление стилистических, орфографических и пунктуационных навыков, полученных в школе. Умение студентов отбирать, отрабатывать деловую информацию с учетом цели общения создавать письменные и устные тексты различных жанров; подготавливать конкретные предложения, обосновывать проблему, подлежащую обсуждению, публично выступать с подготовленным текстом, вести деловые переговоры, при этом отстаивать свою позицию, поддерживая или опровергая доводы противника, при этом, владея различными речевыми средствами убеждения и воздействия на партнера - все это целенаправленно способствует формированию речевых умений будущего государственного служащего.

В образовательном процессе на кафедре обучения на двуязычной основе сложилась система формирования и развития самостоятельности делового мышления специалиста. Она связана с оформлением деловых документов на татарском языке, где серьезное внимание уделяется:

• личным деловым бумагам (резюме, автобиография, заявления, доверенности, расписки и др.);

• составление и оформление научной документации;

• жанровым разновидностям и моделям делового письма, стандартным речевым

клише;

• специфике контрактов, соглашений о сотрудничестве;

• работа с документами и другие.

Обязательным этапом каждого занятия по татарскому языку является словарная работа, где рассматриваются произношение, написание, значение слов, их этимология. При составлении словаря делового татарского языка студенты обращают внимание на семантику слов, которые относительно недавно активно вошли в деловой язык из западноевропейских языков через русский язык: аудитор, банкомат, бизнес, инвестиция, инновация, менеджер, резюме и другие.

Совершенствуем учебные тренинги по систематизации знаний по синтаксису и пунктуации, при этом серьезное внимание уделяется устойчивым оборотам, характерным для официально-делового стиля татарского языка: на основании вышеизложенного -югарыда эйтелгеннэргэ нигезлэнеп; принимая во внимание - искэ альт, в целях обеспечения - тээмин итY максатында, в связи с окончанием сроков - хезмэт килешYе вакыты чыгу сэбэпле, в связи с переходом на другую работу - башка эшкэ кYЧY уцаеннан и т. д.

Опыт работы со студентами в этом направлении убеждает в необходимости введения их в языковой мир современного делового человека. Студенты должны научиться чувствовать уместность использования официально-делового стиля. Поэтому умение выстраивать процесс устного делового общения, совершенствование культуры речи, языковых норм, овладение стилистикой делового общения, формирование навыков публичного выступления - все это на наших занятиях выступает первоочередной задачей развития интеллектуального потенциала современно специалиста. Учитывая, что реальный механизм отношений действует через общение и что сегодня специалисту предъявляются требования высокой речевой ответственности, важно научить будущего государственного служащего к навыкам самопрезентации, включающей в себя личностно-значимые, имиджевые, статусно-ролевые качества, начинающиеся с внешнего вида и завершающиеся публичным выступлением.

Такие активные формы обучения деловому общению помогают студенту не только успешно получить зачет, который завершает изучение предмета, но и развивают интеллектуальные способности специалиста-управленца. На занятиях создаются возможности для проявления их внутренних индивидуальных ресурсов и способностей, способствующих раскрытию творческого потенциала студентов.

Творческая деятельность студентов выступает как главное условие и результат развития и функционирования инновационной образовательной среды вуза, что служит интересам студента и общества. Творческую деятельность студентов в учебном процессе мы рассматриваем как главное средство всестороннего и гармоничного развития личности, как способ и условие успешного решения личностных, социальных и профессиональных проблем. Творчество рассматривается нами как один из основных факторов становления и развития научно-исследовательской работы студента в образовательной системе инновацинного вуза.

Исследовательская деятельность студента во многом обуславливает формирование и развитие таких способностей интеллектуального характера как: оригинальность,

гибкость и продуктивность мышления. Он выражены в способности выдвигать новые идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых и устанавливать между явлениями (объектами, процессами), далекими по содержанию, ассоциативные связи. Это

проявляется в умении находить альтернативные решения проблем, быстро менять направление поиска решения, что можно отследить во всех видах деятельности студента -общении со сверстниками, продуктивных видах творческой деятельности, рефератах, докладах и выступлениях.

Особое место в учебном процессе кафедры обучения на двуязычной основе отводится индивидуальной работе со студентами, привлечению их к разработке учебнонаучно-исследовательских проектов, где знание татарского языка является приоритетным. Одним из эффективных является перевод материалов с татарского или русского языков. В процессе работы студенты осознают специфику перевода не только как передачу некоторой информации с языка источника на язык перевода, а как процесс творческой интеллектуальной деятельности. Они усвоили, что в этом процессе основную функцию продуктивно может осуществлять только переводчик, представляющий собой творческую личность, отлично владеющий обоими языками. Работая даже над простым текстом, необходимо проявить индивидуальное творчество. При этом от переводчика требуются значительные интеллектуальные усилия и напряжения. Как свидетельствуют полученные нами результаты, в период реализации языковой политики Республики Татарстан, творческая активность студентов на занятиях повысилась, также появился интерес к общественно-политической жизни республики.

В настоящее время, выдвигая масштабные задачи экономического и социального развития Республики Татарстан, государство рассчитывает на студенческую молодежь как будущего интеллектуальному потенциалу общества. Формирование у студентов специальных знаний, а также общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных задач современного обучения в контексте личностной ориентации образования. Студенчество - одна из самых значительных групп молодежи, как по своей численности, так и по своей роли. Будущие специалисты должны постоянно ориентироваться на свое будущее, формировать свой творческий потенциал применительно к определенной сфере деятельности. При этом необходимо заметить, что высокое качество учебы в значительной степени зависит и от того, насколько велико стремление студентов к активному самостоятельному овладению знаниями, выработке навыков профессионального мышления. Цель деятельности преподавателей нашей кафедры - с первого курса заинтересовать их будущей профессиональной деятельностью, раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал будущих специалистов.

© С. В. Вьюгина - канд. пед. наук, доцент каф. ОДО КГТУ, cppkp@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.