Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3
УДК 316.752
Развитие интеллектуального потенциала как перспективное направление работы с молодежью
Е. В. Сайганова, Г. И. Железовская
Сайганова Елена Викторовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии молодежи, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
Железовская Галина Ивановна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского,[email protected]
В статье рассматриваются новые подходы к развитию интеллектуального потенциала молодежи. Проводится изучение специфики и особенностей участия молодежи в программах и олимпиадах, направленных на развитие интеллектуальных способностей. Анализируются возрастные особенности развития интеллекта молодых людей с позиции педагогики и социологии, рассматривается содержание феномена «интеллектуальный потенциал молодежи», выявляются эффективные условия для реализации интеллектуального потенциала молодежи в рамках образовательной среды.
Ключевые слова: молодежь, интеллект, программы.
Intellectual Potential Development as a Promising Area of Work with Young People
E. V. Saiganova, G. I. Zelezovskaya
Elena V. Saiganova, https://orcid.org/0000-0003-3916-2800, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
Galina I. Zelezovskaya, https://orcid.org/0000-0002-6720-680Х, Saratov State University, 83 Astrakhanskaya St., Saratov 410012, Russia, [email protected]
The article discusses new approaches to the development of the intellectual potential of young people. The peculiarities and distinctive features of youth participation in programs and competitions aimed at the development of intellectual abilities is studied. Age peculiarities of youth intelligence development from the educational and sociological approaches are analyzed. The content of the phenomenon of «intel-lectual potential of the youth» is considered, and the young people intellectual potential effective conditions realization within the educational environment is identified. Keywords: youth, intelligence, programs.
DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601 -2019-19-3-268-270
Множество исследований показывает, что в первые 20 лет жизни человека происходит существенное развитие его интеллекта, причем в наибольшей степени интеллект меняется в возрасте
от 2 до 12 лет. Пик развития достигается к 1920 годам, далее происходит фаза стабилизации и с 30-34 лет наблюдается постепенный спад продуктивности интеллектуальных функций1.
Подростковый возраст - последний из возрастов, для которых характерны качественные изменения в развитии интеллектуального плана. Главную роль в этих сдвигах играет возраст 1112 лет. Согласно стадиальной теории развития Жана Пиаже, именно в этот период становится возможным достижение последней - четвертой -стадии интеллектуального развития. Эта стадия характеризуется как стадия формальных опера-
ций2.
Операции, которые были освоены в младшем школьном возрасте, становятся формально-логическими. Подросток, уклоняясь от конкретного, наглядного материала, способен размышлять в словесном плане, строить и находить истины гипотез, решать задачи с повышенной интеллектуальной сложностью.
У подростков также возрастает способность планировать и предвидеть. В исследовании канадца А. Л. Грина психолог обращался к старшим подросткам и выпускникам колледжей с просьбой описать то, что, по их мнению, может с ними произойти в будущем, и предположить, в какой период жизни следуют ожидать эти события. Испытуемые старшего возраста могли заглянуть дальше в будущее, чем более молодые испытуемые, и рассказы старших были конкретней3.
Интеллектуальное развитие подростка не ограничивается лишь качественными изменениями его мышления. Все познавательные процессы составляют единую систему, которую А. М. Матюшкин называет интеллектуальной и одновременно обеспечивающей внимание к новому, пониманию и запоминанию учебного материала. В жизни, на уроке каждый познавательный процесс имеет тесную взаимосвязь со всеми остальными и включен в эти другие процессы. Так, мышление основывается на памяти, оно предполагает и включает осмысленное внимание, так же как и запоминание составляет результат мышления и понимания.
В подростковом возрасте (10-15 лет) быстро развивается также произвольное внимание, устойчивость которого достигает в среднем 40-45 минут, значительно совершенствуются распределение и переключаемость внимания. Однако существует и другая точка зрения. По
© Сайганова Е. В., Железовская Г. И., 2019
Е. В. Сайганова, Г. И. Железовская. Развитие интеллектуального потенциала
экспериментальным данным, описанным в работе И. М. Трахтенберга, в возрасте 10-12 лет развитие внимания несколько замедляется, а взаимосвязь между показателями разных свойств внимания уменьшается. Это объясняется влиянием гормональных перестроек. До и после этого возраста показатели всех свойств внимания растут значительно быстрее. Опыт показывает, что у хорошо успевающих учеников развитие внимания по всем показателям, как правило, выше и носит более сложный и противоречивый характер, чем у плохо успевающих одноклассников. Воспитание внимания тесно связано с воспитанием в человеке ответственности, дисциплинированности4.
В настоящее время одной из главных задач Основ государственной молодежной политики в РФ до 2025 года5 называется необходимость создания условий для реализации интеллектуального потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта».
Инновационная платформа «Лифт в будущее» помогает тем молодым людям, которые собираются связать свою профессиональную жизнь с наукой и новыми технологиями. «Лифт в будущее» призван помочь талантливой молодежи с получением профессиональной ориентации, приобретением практических знаний, обменом опытом и налаживанием полезных контактов для дальнейшего карьерного развития.
Общероссийская Малая академия наук «Интеллект будущего» с 2018 г. реализует проект «Интеллектуальный потенциал России», который предусматривает развитие и поддержку научных объединений учащихся как эффективной формы привлечения учащихся к исследовательской и проектной деятельности, ориентации учащихся на научные и инженерные профессии, вовлечения действующих ученых и специалистов в работу с интеллектуально одаренными детьми, интеллектуального продвижения и развития потенциала учащихся6.
В рамках Национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» проводятся предметные конкурсы и олимпиады, конкурсы исследовательских и проектных работ, творческие конкурсы, семинары, турниры, фестивали и научные конференции по различным направлениям науки, техники и культуры7. Собственные олимпиады организуют университеты. В России широко известны олимпиады для школьников «Ломоносов» (МГУ им. М. В. Ломоносова), «Высшая проба» (НИУ ВШЭ), «Физтех» (МФТИ), «Шаг в будущее» (МГТУ им. Н. Э. Баумана). Для студентов проводятся универсиады и другие соревнования. Соревновательный характер носят конкурсы и турниры («Турнир юных физиков», математический «Турнир городов», математический конкурс «Кенгуру»). В 2012 г. Россия
присоединилась к международному движению WorldSkills, и в 2013 г. прошел первый всероссийский конкурс профессиональной подготовки «Национальный чемпионат WorldSkills Russia»8.
С 2017 г. стартовала Программа «Российские интеллектуальные ресурсы» - проект Российского союза молодежи9. Целью Программы является создание условий для выявления, поддержки, развития и содействия дальнейшему трудоустройству молодых талантов в Российской Федерации.
Проведенное исследование возрастных особенностей развития интеллекта молодых людей с позиции педагогического и социологического аспектов позволяет сделать следующие выводы. Анализ содержания феномена «интеллектуальный потенциал молодежи» в его педагогической и социологической интерпретации позволил определить его структурные компоненты и выявить соответствующие условия реализации интеллектуального потенциала индивида в социуме для дальнейшего общественного прогресса и модернизации общества. Эти условия включают, следующие компоненты:
- наличие внутренней и внешней мотивации к интеллектуально-творческой деятельности;
- воспитание социумом у членов общества определенных личностных характеристик, способствующих реализации интеллектуального потенциала;
- наличие социальных возможностей у членов общества развивать интеллектуальные способности, инвестировать в свое разностороннее интеллектуальное развитие.
В настоящее время создана единая информационно-образовательная среда, которая дает возможность повышения качества образования, обеспечения широкого доступа к учебно-методическому контенту, повышения профессионального уровня учителей, создания более благоприятных условий для сетевого сотрудничества педагогов и других специалистов различных по уровню образовательных учреждений, а также привлечения к творческой деятельности учащихся.
В рамках Национальной образовательной программы «Российские интеллектуальные ресурсы» проводятся предметные конкурсы и олимпиады, конкурсы исследовательских и проектных работ, творческие конкурсы, семинары, турниры, фестивали и научные конференции по различным направлениям науки, техники и культуры10.
Таким образом, сегодня в России создана эффективная система развития интеллектуального потенциала молодежи и детей, которая объединяет интересы государства, общества и бизнеса. Эта система создает условия для развития способностей молодежи независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Социология
269
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3
Примечания
1 См.: Миронова А. М. К вопросу о развитии интеллектуальной одарённости школьников // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 5. С. 58-61.
2 См.: Чернышёва И. В., Шлемова М. В., Егорычева Е. В., Мусина С. В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов // Современные исследования социальных проблем. 2011. № 1 (05). С. 74-77.
3 См.: Павлова А. И., Чернышева И. В., Шлемова М. В., Липовцев С. П. Физическая культура как средство повышения умственной работоспособности // Успехи современного естествознания. 2013. № 10. С. 187-188.
4 См.: Трахтенберг И. М. Гигиена умственного труда школьников. Киев, 1973.
5 См.: Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 50, ст. 7185.
6 См.: Федеральное агентство по делам молодежи (Рос-молодежь) : [сайт]. URL: https://fadm.gov.ru/ (дата обращения: 16.11.2018).
7 См.: Национальная образовательная программа «Интеллектуально-творческий потенциал России». URL: https://new.future4you.ru/programm/ (дата обращения: 16.11.2018).
8 См.: Об утверждении перечня олимпиад и иных интеллектуальных и (или) творческих конкурсов, мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской, творческой, физкультурно-спор-тивной деятельности, а также на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений, на 2017/18 учебный год : приказ Минобрнауки РФ от 05.10.2017 № 10022. URL: http://future4you.ru/images/ stories/doc s/MAN/2017018/prikaz_minobrn 1002 (дата обращения: 16.11.2018).
9 См.: Федеральное агентство по делам молодежи (Рос-молодежь) : [сайт].
10 См.: Программа «Российские интеллектуальные ресурсы». URL: http://www.ruy.ru/programms/federalnyy-proekt-rossiyskie-intellektualnye-resursy.html (дата обращения: 15.11.2018).
Образец для цитирования:
Сайганова Е. В., Железовская Г. И. Развитие интеллектуального потенциала как перспективное направление работы с молодежью // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 268-270. DOI: https:// doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-3-268-270
Cite this article as:
Saiganova E. V., Zelezovskaya G. I. Intellectual Potential Development as a Promising Area ofWork with Young People. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2019, vol. 19, iss. 3, рр. 268-270 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-3-268-270
270
Научный отдел