УДК 316.4
особенности проявления преступного поведения в подростковой среде: региональный аспект
Е. В. сайганова
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: [email protected]
В данной статье рассматриваются особенности проявления преступного поведения молодежи на территории Саратовской области. Проводится анализ и исследование основных мотиваций при совершении преступлений, изучаются ценностные ориентации молодежи.
Ключевые слова: молодежь, закон, преступления, ценности.
Peculiarities of the Implementation of Criminal Behavior in the Adolescent Environment: Regional Aspect
E. V. saiganova
This article discusses the characteristics of the manifestation of criminal behavior of youth on the territory of Saratov region. The analysis and study of the main motivations in the Commission of crimes, we study the value orientations of young people. Key words: youth, law, crime, values.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2017-17-3-274-279
Подростки являются одной из наиболее незащищенных категорий нашего общества. Они сильнее испытывают состояние стресса и раздражения. Их мечты о легком и быстром обогащении ведут к различным проступкам и преступлениям. Подростки легко вовлекаются в экстремистские группировки. Все это способствует процветанию преступности среди несовершеннолетних. В связи с этим актуальность специфики изучения молодежи на региональном уровне как никогда актуальна. Зная основные предпосылки развития девиантного поведения в молодежной среде, проще спрогнозировать поведение подростков, а соответственно, и искать пути выхода молодежи из кризисных ситуаций. Исходя из этого, было проведено социологическое исследование «Ценностные ориентиры несовершеннолетних преступников» среди несовершеннолетних, осужденных в Межрайонной уголовно-исполнительной инспекции № 1 ГУФИН России по Саратовской области. Методом анкетирования было опрошено 100 респондентов (72% юношей, 28% девушек) в возрасте от 14 до 18 лет. Из них значительно преобладали 17-летние - 34%, 15-летние - 26%, подростков в возрасте 16 лет было 22%,14 лет - 14%, и только 4% опрошенных исполнилось 18 лет. У большинства заключенных (56%) - не-
оконченное среднее образование (9 классов), у 34% - неполное среднее (менее 9 классов) и только у 10% опрошенных подростков имелось среднее общее образование (10-11 классов).
В ходе исследования было установлено, что 46% респондентов в будущем хотели бы окончить техникум или ПТУ, 20% заявили, что хотели бы окончить вузы, в планах 18% подростков в ближайшем будущем стоит задача окончании школы, 16% респондентов выявили нежелание продолжать свое образование.
28% подростков заявили, что от полученного образования зависит материальное благополучие и дальнейшая судьба человека, 24% - что от образования зависит будущая профессия. Для 14% респондентов образование не играет важной роли в жизни. Зависимость образования и положения в обществе отметили только 6% опрошенных (рис. 1).
Ответы по поводу будущей специальности подростков были разнообразны и нацелены на все виды промышленности и сфер обслуживания: 12,5% - видят свое будущее в профессиях шофера и автослесаря, 8,3% хотят стать механиками и кулинарами, 6,3% хотят овладеть профессиями сварщиков, швей и столяров, 4,2% опрошенных хотят быть экономистами, адвокатами, предпринимателями, парикмахерами и специалистами по ремонту помещений. Остальные профессии (электрик, продавец, строитель, машинист, политолог, патологоанатом психолог и модель) выбрали в качестве будущей возможной профессии только 2,1% несовершеннолетних преступников (рис. 2).
Те респонденты, которые в ближайшем будущем планируют закончить только школу, в подавляющем большинстве (25,0%) хотят быть водителями или шоферами. Психологами и специалистами по ремонту помещений хотят быть 13,0% респондентов. Выбрали для себя профессии сварщика, машиниста, предпринимателя и столяра 12,5% подростков. Те респонденты, которые в будущем хотят окончить только ПТУ, в большинстве (21,8%) хотели бы освоить профессию автослесаря, 13,0% - кулинара. Парикмахерами хотят стать 10,0% подростков. У 9,0% в планах на будущее освоение профессии механика. 8,7% несовершеннолетних преступников хотели бы стать адвокатами, столярами и сварщиками. Предпринимателями, швеями, специалистами по ремонту помещений и строителями
От образования зависит материальное благополучие.
От образования зависит дальнейшая судьба человека.
От образования зависит будущая профессия.
Образование не играет важной роли в жизни.
От образования зависит положение в обществе.
Рис. 1. Роль образования в жизни респондента, % от общего
Водитель, шофер Автослесарь Механик Повар, кулинар Сварщик Швея Столяр Экономист, юрист Специалист по ремонту помещений Парикмахер-универсал Предприниматель Адвокат Электрик Продавец Строитель Работа за станком Машинист Политолог Патологоанатом Психолог Модель
^■ 6,3
^■ 6,3
^■ 6,3
^■ 4,2
4,2
^■ 4,2
^■ 4,2
4,2
2,1
2,1
2,1
2,1
2,1
2,1
2,1
2,1
2,1
Рис. 2. Предположение респондентов по поводу будущей специальности, % от ответов
хотят стать 4,3% респондентов. Среди тех, кто хотел бы закончить вузы, 20,0% хотят в будущем освоить профессии экономистов, юристов, водителей, а 10,0% - стать патологоанатами, политологами и механиками. Из респондентов, которые в будущем не хотят продолжать свое образование, 29,0% намерены стать водителями, 14,2% -кулинарами, продавцами и электриками и только 14,0% - швеями и механиками.
Среди опрошенных несовершеннолетних преступников большинство оказались соучастниками в совершенном преступлении (84,0%) и только 16,0% - организаторами.
Подростки, проживающие в полной семье, в 62,5% случаев были организаторами и 50,0% -соучастниками. 26,2% подростков, ставшие соучастниками, жили без отца, 11,9% - без обоих родителей. Без матери жили 4,8% лиц, ставшие соучастниками в преступлении. И только 2,4% воспитывались бабушкой, дедушкой, мачехой, отчимом с братом или сестрой. 12,5% организаторов воспитывались без обоих родителей, бабушкой и дедушкой - 25,0%.
Причинами, толкнувшими подростков на совершение преступления, 64,0% посчитали друзей и компанию, 16,0% респондентов совер-
шили преступление из-за тяжелых жизненных условий, 14,0% винят в содеянном только себя, 6,0% респондентов посчитали причинами для совершения преступления угрозу безопасности друзей, незаконное действие властей в отношении их и влечение к алкоголю и психотропным веществам. И только 4,0% опрошенных пошли на преступление из-за угрозы личной безопасности, голода, нищеты, различных лишений и из-за проблем в школе (табл. 1).
Таблица 1
Причины, толкнувшие подростком к совершению преступления, % к опрошенным
Никогда не состояли на учете в органах милиции 72% опрошенных, 28% до совершения преступления зарегистрированы там.
В ходе опроса также исследовалась зависимость роли респондента в совершенном преступлении и состоял ли респондент на учете в органах полиции до совершения преступления. Было выявлено, что среди организаторов преступлений 50,0% состояли на учете в органах полиции и столько же не преступало границы закона. Среди тех, кто был соучастником в преступлении, 76,2% от общего числа опрошенных не совершали правонарушений, 23,8% ответивших уже имели проблемы с законом. Можно сделать вывод, что индивиды, играющие главную роль в организации преступления, более обдуманно и целенаправленно идут на совершение преступления, нежели соучастники, и преступление в половине случаев имеет характер рецидива (табл. 2).
Наличие позитивных планов на будущее после освобождения будет показывать, готов ли правонарушитель измениться в лучшую сторону и встать на правильный жизненный путь. На вопрос о дальнейших действиях респондента после освобождения 52,0% ответили, что найдут работу, 40,0% - получат профессиональное образование. Завести семью планируют 6,0% опрошенных. Совместить эти планы хотели бы 2,0% подростков (рис. 3).
Среди тех, кто был организатором преступления, 62,5% настроены найти работу и 37,5% - получить профессиональное образование. Среди соучастников преступления также большин-
Таблица 2
Зависимость роли респондента в совершенном преступлении и состоял ли он на учете в органах полиции до совершения преступления, % по наличию учета в органах полиции
Причины совершения преступления %
Угроза личной безопасности 4
Угроза безопасности близких 2
Угроза безопасности друзей 6
Голод, нищета, лишения 4
Незаконное действие властей в отношении личных прав 6
Друзья, компания 64
Семья -
Правоохранительные органы -
Тяжелые жизненные условия 16
Непреодолимое влечение к алкоголю, наркотикам 6
Школа 4
Только я сам 14
Итого 126
Примечание. Сумма ответов не сводится к 100%, так как респондент мог выбрать несколько вариантов ответов.
Роль респондента в совершенном преступлении Состоял ли респондент на учете в органах полиции до совершения преступления Итого
да нет
Организатор 50,0 50,0 100,0
Соучастник 23,8 76,2 100,0
Итого 28,0 72,0 100,0
Рис. 3. Действия респондента после освобождения, % от общего
ство (50,0%) имеют карьерные планы, 40,5% от общего числа опрошенных хотят получить образование, 7,1% - завести семью, детей, 2,4% ответивших планируют реализоваться во всех вышеназванных сферах. Данные показывают, что организаторы преступлений ориентированы на профессиональную и карьерную составляющие будущего, в то время как для соучастников преступления, помимо этого, важно наличие семьи как жизненной опоры (табл. 3).
Семья, родители, родственники играют огромную роль в воспитании и успешном жизненном становлении индивида. Через них человек усваивает нормы, ценности определенного общества, проходит процесс социализации. И от успешности прохождения этого процесса зависит в дальнейшем вся жизнь индивида. 52,0% опрошенных подростков ответили, что в детском возрасте жили с отцом и с матерью, 22,0% - без отца. Без обоих родителей жили 12,0% респондентов, 6,0% в детском возрасте жили с бабушкой и дедушкой, без матери - 4,0% подростков и только 2,0% опрошенных жили с братом, сестрой или с мачехой и отчимом. Таким образом, большинство организаторов преступлений воспитывались либо бабушкой, дедушкой, либо родителями, либо без них. В большинстве случаев в их воспитании принимали участие родные люди. При этом часть индивидов, которые стали соучастниками преступлений, воспитывались без одного или обоих родителей, либо в неродной семье (рис. 4).
В ходе исследования было выявлено, что среди тех, кто рос в полной семье с отцом и мате-
рью, 80,8% стали соучастниками преступлений, 19,2% - организаторами правонарушений. Среди тех, кто рос без отца и без матери, с мачехой, отчимом в неродной семье, только с братом, сестрой,
- по 100% соответственно соучастников преступлений. Среди тех, кто воспитывался без обоих родителей, 83,3% от общего числа опрошенных являются соучастниками, 16,7% - организаторами преступлений. С бабушкой и дедушкой жили 66,7% организаторов и 33,3% соучастников правонарушений. Таким образом, большинство организаторов преступлений воспитывались либо бабушкой, дедушкой, либо родителями, либо без них. В большинстве случаев в их воспитании принимали участие родные люди. При этом часть индивидов, которые стали соучастниками преступлений, воспитывались без одного или обоих родителей, либо в неродной семье (табл. 4).
Место, где воспитывался респондент, также имеет огромное значение для успешной социализации и правильному усвоению норм общества. Для 80% подростков воспитание происходило в семье, для 6% - в интернате или детском доме и только для 4% - в спецшколе (рис. 5).
В ходе исследования было выявлено, что 87,5% организаторов преступлений воспитывались в семье и 12,5% - в детском доме. Среди соучастников 78,6% воспитывались в семье, 7,1%
- в интернате. В детском доме или спецшколе проживалио по 4,8% соответственно. Таким образом, инициаторы преступлений большей частью воспитывались в родительском доме с семьей или детском доме, соучастники же воспитывались в спецшколах и интернатах (табл. 5).
Таблица 3
Зависимость планов на будущее после освобождения от роли в совершенном преступлении, % по планам на
будущее
Роль респондента в совершенном преступлении Планы на будущее после освобождения Итого
получу профессиональное образование заведу семью, детей найду работу все вместе
Организатор 37,5 - 62,5 - 100,0
Соучастник 40,5 7,1 50,0 2,4 100,0
Итого 40,0 6,0 52,0 2,0 100,0
С отцом и матерью
Б Без отца Без обоих родителей С бабушкой, дедушкой Без матери С братом, сестрой С мачехой, отчимом
22,0
12,0
6,0
■ 4,0
■ 2,0
Рис. 4. С кем проживал респондент в детстве, % от общего
Таблица 4
Зависимость роли респондента в совершенном преступлении от значимых людей, принимавших участие в его
воспитании, % по роли в совершенном преступлении
Роль в совершенном преступлении Респондент в детском возрасте жил: Итого
с отцом и матерью без отца без матери без обоих родителей с бабушкой, дедушкой с мачехой, отчимом с братом, сестрой
Организатор 19,2 - - 16,7 66,7 - - 16,0
Соучастник 80,8 100,0 100,0 83,3 33,3 100,0 100,0 84,0
Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Таблица 5
Зависимость роли респондента в совершенном преступлении от места, где проходило его воспитание, % по
роли в совершенном преступлении
Роль в совершенном преступлении Воспитание респондента. Итого
в семье в детском доме в спецшколе в интернате другое
Организатор 87,5 12,5 - - - 100,0
Соучастник 78,6 4,8 4,8 7,1 4,8 100,0
Итого 80,0 6,0 4,0 6,0 4,0 100,0
В семье 80
В интернате В детском доме Другое В спецшколе
Рис. 5. Место воспитания респондента, % от общего
Таким образом, можно сформировать социальный портрет молодых правонарушителей по модальным характеристикам. Это молодой человек в возрасте 17 лет, имеющий среднее образование (9 классов), планирующий в будущем поступить в техникум или ПТУ. При этом он считает, что от образования зависит дальнейшая судьба, и преимущественно материальное благополучие. В этом респондент видит основную цель получения образования. В детстве осужденный жил с отцом и матерью, физическому насилию не подвергался. Однако в семье постоянно возникали конфликты (пять-шесть раз в месяц). Основная причина конфликтов - непонимание со стороны родителей. Касательно принадлежности к преступной группе респондент является соучастником преступления, а не его организатором, не состоял на учете в органах полиции. Основная причина, подтолкнувшая к совершению преступления, - плохая компания, которая поспособствовала формированию мнимых жизненных ценностей. При этом респондент считает, что судьба таким образом постоянно испытывает его. В планах на
будущее после освобождения - поиск работы и получение образования. Молодой правонарушитель после отбывания наказания видит себя работающим по специальности, связанной с автомобильной отраслью: водителем, шофером, автослесарем, механиком. Главным условием, являющимся оптимальным для сегодняшней жизни на свободе, является наличие выгодных связей. Также осужденный выделил честность и открытость как два основных качества, наиболее важных во взаимоотношениях с окружающими людьми.
Также, согласно полученным данным, индивиды, играющие главную роль в организации преступления, более обдуманно и целенаправленно идут на совершение преступления, нежели соучастники, и оно в половине случае имеет характер рецидива. Они чаще подвергались в детстве физическому насилию, однако конфликтные ситуации в их семье возникали гораздо реже, нежели у соучастников преступлений - один-два раза в год. При этом инициаторы преступлений ориентированы на профессиональную и карьерную составляющие будущего, в то время как для
соучастников преступления, помимо этого, важно наличие семьи как жизненной опоры.
Подростковый период - период повышенной эмоциональности, он проявляется в легкой возбудимости, частой смене настроений, т. е. появляется подростковая психическая неуравновешенность и характерные для нее смены настроения. Осужденные подросткового возраста наиболее трудновоспитуемы, конфликтны, агрессивны. Они склонны к организации хулиганских действий. Эта категория осужденных правонарушителей в большинстве случаев пытается создать ложное представление о себе. Познание их затрудняется еще и потому, что многие подростки внешне соглашаются с требованиями, предъявляемыми сотрудниками милиции и УИИ, а внутренне настроены отрицательно (к труду, к учебе и т. д.)
Система отношений осужденных характеризуется неустойчивостью. Просматривается ориентация на достижение эгоцентрических целей. Поведение определяется, главным образом, влечением, инстинктами, неконтролируемыми побуждениями. Они склонны к конфликтам по незначительным поводам, к накоплению обиды, которая потом разряжается массированной аффективной вспышкой. Реакции гнева не всегда адекватны поводу. Отмечаются тревожная мнительность, нерешительность и легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, мыслей. Подавляющее большинство подростков (64%) в качестве причины, толкнувшей на преступление, посчитали влияние друзей и компании.
Жизненные планы у осужденных размыты. В ходе исследования было установлено, что большинство подростков (46%) не желают заканчивать вузы, а предпочитают поступать в ПТУ и в будущем рассчитывают работать на производственных специальностях. Неблагоприятные условия наложили на психологию правонарушителей печать бесперспективности. Также
установлено, что наличие выгодных связей является главным условием, при котором можно прожить в наше время, для 72% респондентов.
Среди несовершеннолетних имеются лица с психическими аномалиями, склонные к агрессии, к побегам, симуляции, алкоголизму и наркомании и др. Совершению ими преступлений, как правило, предшествовали уклонение от учебы и труда, бродяжничество и асоциальный образ жизни, злоупотребление спиртными напитками, наркотиками, склонность к беспорядочной половой жизни, девиации сексуального поведения.
Необходимо учитывать, что поведение подростка зачастую сообразуется с нормами и ценностными ориентирами малой группы лиц, которая является для него эталонной. Однако, по данным исследования, 80% всех респондентов проживают в семьях, 52% из которых имеют и мать, и отца, т. е. проживают в полных семьях. 78% опрошенных заявили, что физическое насилие в отношении их не применялось. Непонимание со стороны родителей стало причиной конфликтов в 50% семей.
Выделение общих черт по каждому составу преступлений позволяет дать рекомендации для предупреждения преступлений, особенно при работе с несовершеннолетними, группой риска.
Для несовершенных преступников нужна правильно подготовленная профилактическая работа: в обстановке доверия, сочувствия, дать возможность для выхода эмоций, проводить различные тренинги по социально-психологической адаптации; совместно с несовершеннолетним выявить актуальные смыслы и ценности, планы на будущее. Например, проводить семинары по трудоустройству, повышать статус путем привлечения его к общественной жизни, нормализовать межличностные отношения. Эта профилактика должна проводиться во всех структурах, работающих с молодежью такого рода, чтобы направить подростка на правильный путь.
Образец для цитирования:
Сайганова Е. В. Особенности проявления преступного поведения в подростковой среде: региональный аспект // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2017. Т. 17, вып. 3. С. 274-279. DOI: 10.18500/1818-9601-201717-3-274-279.
Cite this article as:
Saiganova E. V. Peculiarities of the Implementation of Criminal Behavior in the Adolescent Environment: Regional Aspect. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Sociology. Politology, 2017, vol. 17, iss. 3, рр. 274-279 (in Russian). DOI: 10.18500/1818-96012017-17-3-274-279.