Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВИРУЮЩАЯ СРЕДА / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Анастасия Юрьевна, Яковлева Елена Викторовна

В статье представлены результаты исследования процесса развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников путем организации кружковой работы в общеобразовательной школе. На основе системного и интегративного подходов сформулировано определение интеллектуально-творческого потенциала и определена его структура. Кружковая работа как одна из форм внеурочной деятельности обладает большими возможностями в раннем выявлении и развитии интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности. При описании педагогических условий реализации программы внеурочной деятельности были сформулированы общая цель и принципы, ценностные и содержательные ориентиры программы, конкретизированы планируемые результаты ее освоения по трем направлениям. Комплексное развитие всех компонентов интеллектуально-творческого потенциала предполагает создание особой мотивационной творческой среды. Развитие познавательных процессов строилось на общем речевом развитии младших школьников, развитии лексической стороны речи, умения работать с информацией. Развитие мотивационного и креативного показателей происходило с помощью организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, а также включения заданий на развитие творческого мышления и использования особых форм творческой деятельности на занятиях по внеурочной деятельности. Эффективность педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала подтвердилась результатами контрольного среза. Положительная динамика была отмечена в познавательном, мотивационном и креативном показателях. Статистическая обработка данных подтвердила гипотезу нашего исследования: эффективное развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников возможно в мотивационной творческой среде внеурочной деятельности при комплексном развитии всех его компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE WAYS OF PRIMARY STUDENTS' INTELLECTUAL AND CREATIVE POTENTIAL DEVELOPMENT IN SOCIETY ACTIVITY

The article presents the results of the research of junior students' intellectual and creative potential in extracurricular activities in a comprehensive school. The term intellectual and creative potential and its components were defined by using a systematic and integral approach. A student club is one the form of extracurricular activity. It also provides great opportunities in early diagnostics and intellectual and creative potential development. The aim of the present research was to prove the effectiveness of pedagogical terms of intellectual and creative potential development of junior students. So the main aim, principles, values and the subject matter of the extracurricular program were described. The results of the program in three main directions were also clarified. The total development of all intellectual and creative potential components involves the creation of special motivating creative surrounding. Cognitive processes development was based on junior students' language development, the enlargement of the vocabulary, the information finding skills. Creative and motivating components were cultivated by organizing students' project and research activities and using creative thinking tasks and special creative activities in extracurricular classes. The effectiveness of pedagogical terms of intellectual and creative potential development was proved with the results of control diagnostics among the students. Positive changes were marked in cognitive, creative and motivating components. The statistic appraisal of control diagnostics results also confirms the hypothesis of our research. So the effective intellectual and creative potential development is possible in motivating creative surrounding in extracurricular activities with complex development of all components.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 37.025

А. Ю. Михайлова https://orcid.org/0000-0002-9800-4960 Е. В. Яковлева http://orcid.org/0000-0002-9127-5178

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников

в кружковой деятельности

Для цитирования: Михайлова А. Ю., Яковлева Е. В. Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников в кружковой деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 3 (120). С. 17-25. DOI 10.20323/1813-145X-2021-3-120-17-25

В статье представлены результаты исследования процесса развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников путем организации кружковой работы в общеобразовательной школе. На основе системного и интегративного подходов сформулировано определение интеллектуально-творческого потенциала и определена его структура. Кружковая работа как одна из форм внеурочной деятельности обладает большими возможностями в раннем выявлении и развитии интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Цель исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности. При описании педагогических условий реализации программы внеурочной деятельности были сформулированы общая цель и принципы, ценностные и содержательные ориентиры программы, конкретизированы планируемые результаты ее освоения по трем направлениям. Комплексное развитие всех компонентов интеллектуально-творческого потенциала предполагает создание особой мотивационной творческой среды. Развитие познавательных процессов строилось на общем речевом развитии младших школьников, развитии лексической стороны речи, умения работать с информацией. Развитие мотивационного и креативного показателей происходило с помощью организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников, а также включения заданий на развитие творческого мышления и использования особых форм творческой деятельности на занятиях по внеурочной деятельности. Эффективность педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала подтвердилась результатами контрольного среза. Положительная динамика была отмечена в познавательном, мотивационном и креативном показателях. Статистическая обработка данных подтвердила гипотезу нашего исследования: эффективное развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников возможно в мотивационной творческой среде внеурочной деятельности при комплексном развитии всех его компонентов.

Ключевые слова: интеллектуально-творческий потенциал, внеурочная деятельность, мотивирующая среда, творческое мышление, учебное исследование.

A. Yu. Mikhailova, E. V. Yakovleva

The ways of primary students' intellectual and creative potential development in society activity

The article presents the results of the research of junior students' intellectual and creative potential in extracurricular activities in a comprehensive school. The term intellectual and creative potential and its components were defined by using a systematic and integral approach. A student club is one the form of extracurricular activity. It also provides great opportunities in early diagnostics and intellectual and creative potential development. The aim of the present research was to prove the effectiveness of pedagogical terms of intellectual and creative potential development of junior students. So the main aim, principles, values and the subject matter of the extracurricular program were described. The results of the program in three main directions were also clarified. The total development of all intellectual and creative potential components involves the creation of special motivating creative surrounding. Cognitive processes development was based on junior students' language development, the enlargement of the vocabulary, the information finding skills. Creative and motivating components were cultivated by organizing students' project and research activities and using creative thinking tasks and special creative activities in extracurricular classes. The effectiveness of pedagogical terms of intellectual and creative potential development was proved with the results of control diagnostics among the students. Positive changes were marked in cognitive, creative and motivating components. The statistic appraisal of control diagnostics results also confirms the hypothesis of our research. So the effective intellectual and

© Михайлова А. Ю., Яковлева Е. В., 2021

creative potential development is possible in motivating creative surrounding in extracurricular activities with complex development of all components.

Keywords: intellectual and creative potential, extracurricular activities, motivating surrounding, creative thinking, students' research.

Введение

Одной из целей, стоящих перед современным образованием, является поддержка становления и развития творческого гражданина, готового к нестандартным решениям и преобразованию действительности. Педагогическим инструментом достижения данной цели может служить внеурочная деятельность в образовательном учреждении. Федеральный государственный стандарт начального общего образования предполагает создание условий, обеспечивающих возможности для выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, а также для работы с одаренными детьми, организации творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности [Федеральный государственный ... , 2009]. Проблема раннего выявления и развития интеллектуально-творческого потенциала среди младших школьников средствами внеурочной деятельности представляет большой интерес для педагогических исследований. Цель проведенного исследования заключается в выявлении и обосновании педагогических условий развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной деятельности.

Теоретические основания исследования

Над проблемой развития творческого потенциала детей работали многие ученые. В настоящее время можно констатировать разнообразие подходов и направлений в изучении этой проблемы в науке.

Теоретические и практические вопросы, связанные с понятием потенциала, рассматривали известные зарубежные и отечественные ученые -Дж. Рензулли [Renzulli, 2012], П. Торренс [Torrance, 1974], Дж. Гилфорд [Guilford, 1950], Н. С. Лейтес [Лейтес, 1996], А. И. Савенков [Савенков, 2004]и др.

В рабочей концепции одаренности Д. Б. Богоявленская характеризует творческий потенциал как интеллектуально-творческую предпосылку к творческой деятельности и рассматривает понятие потенциальной одаренности как психологическую характеристику ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином

виде деятельности, но не может реализовать эти возможности в данное время в силу их функциональной недостаточности [Богоявленская, 2003, с. 24-25].

Интегрированный характер творческого потенциала определяет Н. С. Лейтес. Суть предложенного им подхода состоит в определении природы творчества, одаренности как общей предпосылки развития творческого потенциала человека [Лей-тес, 1996].

Интерес представляют исследования последних лет, посвященные изучению различных аспектов развития творческого потенциала, творческих способностей у детей.

Лю Сяоин и Ю. Ф. Катханова раскрывают влияние занятий изобразительным искусством на развитие творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [Лю Сяоин, 2018].

Исследование О. С. Масловой и Е. В. Яковлевой посвящено изучению особенностей проявления и развития творческих способностей у первоклассников [Маслова, 2020].

А. С. Сулейменова и Л. А. Ситак обосновывают психологические условия для развития познавательной деятельности в учебном процессе, которые, в свою очередь, способствуют развитию творческих способностей в процессе обучения детей в начальной школе [Сулейменова, 2016].

А. М. Нурудинова и И. М. Раджабов в исследовании делают акцент на влиянии творческой обстановки, творческой деятельности и предметной среды на развитие творческих способностей школьников [Нурудинова, 2016].

А. А. Савина выделяет и изучает компоненты проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста [Савина, 2018].

В исследовании А. В. Данилова и Э. Р. Хайрул-ловой раскрываются вопросы формирования творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства и обосновываются условия его успешного осуществления в системе дополнительного образования [Данилов, 2018].

М. И. Павлова, Л. А. Ситак акцентируют внимание на роли семьи и школы в развитии творческого потенциала личности ребенка, описывают

влияние игровых методов на развитие творчества детей [Павлова, 2016].

Ю. В. Макарова, К. Н. Кузьмакова, И. Ю. Троицкая доказывают решающую роль учителя в формировании творческих способностей младших школьников [Макарова, 2016].

Н. В. Лифанова обосновывает систему формирования универсальных учебных действий, которая позволяет осуществлять развитие творческого потенциала у учащихся [Лифанова, 2015].

Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности в условиях специально разработанной программы описывается в исследовании Л. Н. Антилоговой [Антилогова, 2018].

М. А. Николенко доказывает возможности уроков информатики в развитии творческих способностей учащихся [Николенко, 2018].

В нашем исследовании под интеллектуально-творческим потенциалом (ИТП) понимается инте-гративное и системное свойство личности, являющееся общей предпосылкой к ее будущему развитию, преобразованию и самосовершенствованию.

Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся начальной школы может осуществляться во внеурочной деятельности в рамках общекультурного и общеинтеллектуального направлений развития личности. Универсальность внеурочной деятельности заключается в том, что она сочетает в себе одновременно возможности для развития как познавательной, так и творческой и досуговой деятельности деятельности младших школьников. Мотивирующая роль внеурочной деятельности в начальной школе выражается в формировании познавательного интереса учащихся, стремления к творческой и поисковой деятельности; положительного отношения к школе и взаимоотношений с учителем и сверстниками.

Методы исследования

На начальном этапе нашего исследования были использованы теоретические методы: изучение первоисточников и литературы на русском и английском языках по психологии, теории воспитания и обучения, психодиагностике, когнитивной лингвистике, которые затрагивают вопросы развития процессов мышления, памяти, общих интеллектуальных способностей, творческого креативного мышления и мотивационной сферы младших школьников. С помощью педагогического моделирования была сформирована теоретическая модель развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников во внеурочной

деятельности. Основной этап исследования включал в себя непосредственно проведение педагогического эксперимента, целью которого было определение эффективности программы внеурочной деятельности в вопросе развития ИТП младших школьников. На заключительном этапе исследования применялись методы математической статистики для обработки данных контрольного среза констатирующего эксперимента.

Организация исследования

Одной из самых востребованных форм организации внеурочной деятельности является кружковая работа, которая предполагает возможности для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их интересов и увлечений. С этой целью на базе МАОУ «Центр образования имени И. А. Милютина» подразделение «Гимназия № 8» г. Череповца был организован кружок «Кот ученый» в 2017/2018 учебном году. Срок реализации программы внеурочной деятельности составляет 2 года. Она включает 70 часов (из расчета 35 учебных недель в году, занятия проводятся раз в неделю). В течение года в кружке занимались 22 учащихся 3 класса начальной школы.

Общей целью данной программы является поддержка становления и развития гармонично развитой творческой личности младшего школьника путем создания благоприятных условий для развития интеллектуально-творческого потенциала учащихся. Ценностным и содержательным ориентиром программы является сочетание таких понятий, как образование, интеллект, интеллектуальная деятельность, знание, творчество и созидание, ответственное отношение к труду и творчеству, язык и речь, искусство, традиции и культура. К основным педагогическим принципам, на которых базируется программа внеурочной деятельности, относятся 1) принцип интеграции и дифференциации; 2) принцип личностно-ориентированного обучения; 3) аксиологический принцип; 4) принцип деятельности; 5) принцип системности; 6) принцип творчества; 7) принцип перехода от непродуктивных видов деятельности к продуктивным. Необходимо отметить важность при работе с языком и речью принципа интеграции и дифференциации, который заключается в том, что обучение всем аспектам языка и видам речевой деятельности взаимосвязано. Аналогичный принцип присущ и интеллектуально-творческому потенциалу: какой бы компонент мы ни развивали, он окажет влияние на развитие остальных компонентов ИТП.

Главным личностным результатом освоения программы является качественное изменение уровня ИТП младших школьников, формирование положительного отношения к школе, развитие мо-тивационной основы деятельности. Принимая во внимание особенности ИТП младших школьников, конкретизируем планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности по направлениям «Интеллектуальное развитие», «Творческое развитие», «Общее речевое развитие».

По направлению «Интеллектуальное развитие» к личностными результатами относятся сформи-рованность первоначальных представлений о роли знаний, интеллектуального труда, творчества, образования в жизни человека и общества; первоначальные навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, взрослыми в интеллектуальной деятельности; развитие общих интеллектуальных способностей, эрудиции, словесно-логического мышления; развитие наблюдения и наблюдательности, зрительных, слуховых, двигательных ощущений; развитие произвольной памяти и внимания. В данном направлении отдельно выделим формирование поисково-исследовательских навыков и умений (развитие умения наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, генерировать гипотезы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи, работать с источниками информации).

По направлению «Творческое развитие» личностными результатами будут являться следующие: ценностное отношение к труду и творчеству, осознание приоритета творчества, создания нового; самовыражение в различных видах творческой деятельности. У младших школьников будут сформированы основы художественной культуры, потребность в художественном творчестве и общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; начнут развиваться воображение и творческие способности; способность к реализации творческого потенциала в художественно-продуктивной деятельности.

По направлению «Общее речевое развитие» личностными результатами были обозначены осознание языка как эффективного средства человеческого общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов; уважительное отношение к чужой культуре, более глубокое понимание особенностей культуры своего народа. Общее речевое развитие предполагает расширение и обогащение словарного запаса, развитие читательских навыков и овладение различными

видами чтения, развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества.

Содержание программы внеурочной деятельности по развитию ИТП младших школьников «Кот ученый» представлено пятью тематическими разделами, которые отражают ее ценностные ориентиры и соответствуют возрастным особенностям и интересам младших школьников. Направление «Интеллектуальное развитие» представлено разделами «Знание и наука», «Язык и речь». Направление «Творческое развитие» связано с разделами «Искусство и культура», «Творчество». Раздел «Хобби и увлечения» посвящен интересам и увлечениям младших школьников.

Результаты и их обсуждение

Используя структурный подход Джозефа Рензулли, в качестве структурных элементов ИТП в исследовании мы выделяем три основных показателя: познавательный, креативный и мотиваци-онный [Renzulli, 2012].

Показателями познавательного компонента ИТП являются общие интеллектуальные способности, эрудиция, словесно-логическое мышление, произвольная память, внимание, наблюдение и наблюдательность, общее речевое развитие. На сегодняшний день при соотношении мышления и речи, мышления и языка используется когнитивный подход, в соответствии с которым язык рассматривается как неотъемлемая и органическая составляющая человеческого разума, тесно взаимосвязанная с другими когнитивными структурами и процессами - восприятием, мышлением, вниманием, памятью [Герасимов, 1985, с. 213]. Когнитивные и языковые структуры в речевом процессе функционируют в тесном взаимодействии и, по мнению многих авторов, имеют общие операциональные механизмы, составляющие базис как языковой, так и когнитивной деятельности [Лалаева, 2008, с. 1]. Развивающая цель обучения иностранному языку включает в себя развитие чувства языка, языковой догадки, памяти во всех ее видах, а также логики (анализа, синтеза, сравнения), мотивационной сферы, умения общаться, таких черт, как трудолюбие, воля, целеустремленность, активность, умение учиться [Соловова, 2008, с 19]. Следовательно, мы придерживались когнитивного подхода при развитии составляющих познавательного компонента ИТП и уделили внимание в программе внеурочной деятельности речевому развитию как составляющему основу для развития общих интеллектуальных способностей.

Одной из особенностей младшего школьного возраста является активное расширение словарного запаса. При развитии лексической стороны речи были использованы три вида лексических упражнений (на уровне слова, на уровне словосочетания, на уровне сверхфразового единства). Среди использованных упражнений на уровне слова мы выделим следующие: 1) дать определение одним словом, отгадать загадку; 2) подобрать синоним/антоним; 3) выбрать слово с наиболее общим значением; 4) сгруппировать слова по определенному признаку; 5) выбрать лишнее слово, которое не подходит к группе слов; 6) вспомнить и записать как можно больше предметов, группируя их по форме, цвету, названия которых начинаются с одной буквы и т. д.; 7) упражнения по методике Мюнстерберга (в бессмысленном наборе цифр спрятаны слова по теме); 8) тематические кроссворды; 9) ребусы; 10) анаграммы. Для расширения семантических полей и ассоциативных связей эффективно составление различных ментальных карт, ассоциограмм. Среди упражнений на уровне словосочетаний отметим следующие: 1) подобрать к существительному 3-4 определения, к глаголу - наречия; 2) соединить разрозненные слова, чтобы получилось идиоматическое выражение, пословица или поговорка. Упражнения на уровне сверхфразового единства следует рассматривать как лексические и как упражнения на развитие различных видов чтения.

Развитие навыка работы с текстом способствует развитию внимания, наблюдательности, общей эрудиции и мышления. Мы использовали методики, направленные на развитие различных видов чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное и поисковое). При работе с печатным текстом выделяются три основных этапа: дотекстовый, текстовый и послетекстовый. Тематика и содержание текстов соответствовали возрастным особенностям младших школьников, отражали ценностные ориентиры программы по развитию их интеллектуально-творческого потенциала.

На дотекстовом этапе работы нами были использованы иллюстрации, название текста, ключевые слова, имя автора произведения для определения учащимися тематики и перечня проблем текста. При непосредственной работе с печатным текстом активно использовались следующие задания: 1) поиск информации в тексте (описание внешности героя, места или времени действия, лексика по определенной теме, части речи); 2) озаглавливание абзацев; 3) обнаружение ошибок в тексте (подмены букв, слов, смысловые

ошибки); 4) корректурные задания (находить и отмечать в небольших отрывках требуемые буквы, слова); 5) чтение текста до заданного выражения; 6) ответы на вопросы по содержанию; 7) восстановление логики повествования 8) сжатие текста (составление плана).

На послетекстовом этапе прочитанный текст служил основой для развития коммуникативных навыков и творческого мышления учащихся, которым предлагалось придумать продолжение, обсудить прочитанное в парах, нарисовать иллюстрацию или серию картинок. Интересная форма подведения итогов - групповой пересказ, таким образом, текст составляет основу для развития монологической и диалогической речи учащихся.

Развитие коммуникативных навыков учащихся через взаимодействие друг с другом снимает определенные психологические трудности в общении и позволяет учащимся свободно высказывать свои мысли. В зарубежной методике активно применяются различные интерактивные методы для развития говорения. В нашей программе внеурочной деятельности успешно использовались

1) упражнение «Луковые кольца» («Onion rings»);

2) упражнение «Обмен парами» («Mix Pair Share»); 3) игра на обмен партнерами «Квиз квиз трейд» («Quiz quiz trade»); 4) методика на взаимодействие Тимбилдинг («Teambuilding»); 5) игра «Бинго» («Bingo Questions»).

Использование упражнений, связанных с обобщением, сравнением, поиском информации, установлением причинно-логических связей при работе над лексикой и различными видами тестовой информации, положительно сказывается на формировании словесно-логического мышления младших школьников, внимания и памяти, входящих в состав познавательного компонента ИТП.

Применение таких форм и приемов работы, как мини-экскурсия «Путешествие в мир науки», организованная совместно со старшеклассниками; квест-игра «Открытия и изобретения»; презентация учебно-исследовательских проектов «День юного ученого»; выполнение заданий олимпиад-ного характера, также способствуют активизации познавательного интереса и развитию общих интеллектуальных способностей младших школьников.

Развитие креативного и мотивационного компонентов ИТП учащихся начальной школы связано с формированием мотивационной среды и активизацией внутренних мотивов школьников. К показателям развития креативного компонента мы относим уровень развития творческого мышления

(беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления) и творческих характеристик личности (любознательность, воображение, сложность, рискованность). Показателями мотиваци-онного компонента ИТП выступают познавательная активность, познавательные мотивы и эмоциональное отношение к учебному процессу.

Понятие образовательной среды, его сущность, структуру и содержание разрабатывали отечественные ученые (Е. В. Бондаревская, В. Г. Бочарова, Л. П. Буева, В. Н. Гуров, И. С. Кон, А. В. Мудрик, А. В. Петровский, В. И. Слободчи-ков, В. Я. Ясвин). На сегодняшний день существуют различные виды образовательной среды, одним из которых является мотивирующая образовательная среда. В нашем исследовании мотивирующую творческую образовательную среду мы понимаем как среду творческого типа, которая активизирует имеющиеся у детей мотивы учения, предоставляет им возможности для достижения учебной цели, эмоционально подкрепляет актуализированные мотивы [Шабанова, 2017, с. 2].

При создании мотивирующей творческой среды для развития интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через программу внеурочной деятельности «Кот ученый» был использован подход В. А. Ясвина. Образовательная среда с точки зрения этой теории формируется совокупностью трех компонентов: пространственно-предметного, социального и психодидактического [Ясвин, 2001, с. 175]. Пространственно-предметный компонент мотивирующей творческой среды характеризуется проявлением естественных мотивов любопытства и любознательности за счет необычности, неожиданности объектов и средств деятельности. В программе внеурочной деятельности по развитию ИТП младших школьников данный компонент представлен особенностями содержания программы и использования разнообразных форм, методов и приемов работы, которые были описаны ранее. Социальный компонент мотивирующей творческой среды предполагает создание ситуаций партнерства и взаимопомощи. К нему мы отнесем создание комфортной доброжелательной атмосферы общения; личность педагога-наставника, его активность и личный пример в творческой или интеллектуальной деятельности; взаимодействие со старшеклассниками и их положительный пример в проектно-исследовательской или творческой сферах; консультативную помощь учителей-предметников. Психодидактический компонент мотивирующей творческой среды сопряжен с дея-

тельностью и подкрепляется созданием ситуаций успеха. Он реализуется через активную творческую деятельность младших школьников их участием в проектно-исследовательской деятельности.

Задания, направленные на развитие креативного компонента ИТП и творческого мышления в рамках программы внеурочной деятельности, были интегрированы во внеурочное занятия как один из его этапов, как правило, следующий после интеллектуальной деятельности. Творчеству и развитию творческого мышления были посвящены отдельные занятия целиком. В нашей программе по развитию ИТП младших школьников были использованы такие формы организации творческой деятельности, как мастер-класс, творческое занятие, творческая самопрезентация, новогодний праздник, фестиваль творческих достижений. Успешно практиковалось развитие тонкой моторики с помощью рисования, штриховки, вырезания из бумаги. Продуктом творческой деятельности учащихся в рамках занятий стали рисунки разнообразной тематики, собранные в альбомы по темам; календарь именинника, плакаты и стенгазеты, туристические буклеты и путеводители, музыкальные инструменты из подручных средств, поздравительные открытки, стихи, книга сказок, новогодние игрушки.

Проектно-исследовательская деятельность оказывает большое влияние на развитие познавательной сферы учащихся, саморазвитие, стимулирование интереса к процессу самостоятельного получения нового знаний и умственному труду. Учебно-исследовательская и проектная деятельность связана с творческим характером деятельности учащихся, при этом инициатива этой деятельности должна исходить от них самих. Основными умениями, формируемыми в процессе про-ектно-исследовательской деятельности, являются умение наблюдать, измерять, сравнивать, моделировать, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Развитию исследовательских навыков младших школьников был отведен содержательный блок в программе внеурочной деятельности. Занятия были посвящены следующим моментам: 1) выбор темы исследования и обоснование ее актуальности; 2) постановка целей и задач исследования, определение проблемы исследования; 3) работа с разнообразными источниками, поиск необходимой информации; 4) планирование и самостоятельное проведение практической части работы; 5) обработка и анализ, представление полученных

результатов, защита группового исследования. учащимися была разработана тема учебного ис-Учащиеся работали в группах над одной из пред- следования, перечень использованных тем предложенных тем учебного исследования. Для каждо- ставлен в Таблице 1. го содержательного блока педагогом совместно с

Таблица 1

Перечень использованных тем учебного исследования

Раздел Тема исследования

Знания и наука Исчезающие животные моего региона

Язык и речь Происхождение имен собственных (среди учащихся 3 класса)

Творчество Сказочные герои разных стран

Хобби и увлечения Современные увлечения младших школьников (среди учащихся 3 класса)

Искусство Как создается мультфильм?

Все исследовательские работы по заявленным темам были представлены на итоговом внеурочном занятии «День юного ученого». Включение в содержательную часть программы блока по исследовательской деятельности младших школьников позволило нам реализовать педагогическое условие, связанное с развитием самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся.

Результаты исследования

С целью подтверждения качественных изменений в уровне развития ИТП был проведен контрольный срез, данные которого мы сравнили с

Цифрами 1 и 2 обозначены данные показателя первой входной и второй итоговой диагностики.

В познавательном критерии ИТП среди учащихся 3 класса наблюдается положительная динамика, по сравнению с данными первой диагностики. Об изменениях в уровне развития общих интеллектуальных способностей, в мотивацион-ной сфере и показателях креативного компонента также можно судить по росту показателей среднего значения. При повторной диагностике мы наблюдаем улучшение показателей креативного компонента учащихся. При контрольном срезе мотивационного критерия ИТП количество школьников со средним и высоким уровнем осталось стабильно высоким.

результатами первой диагностики учащихся до начала освоения программы. Контрольный срез проводился среди учащихся 3 класса в конце первого года освоения программы внеурочной деятельности. В нем приняли участие 23 школьника. Диагностике были подвергнуты познавательный, креативный и мотивационный критерии ИТП. В качестве диагностических средств были использованы следующие методики: 1) тест интеллектуального потенциала П. Ржичана; 2) тест креативности Вильямса (модернизированный Е. Е. Туник); 3) методика Н. Г. Лускановой. Результаты контрольного среда представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Мы обработали полученные экспериментальные данные с помощью вторичного статистического метода обработки «хи-квадрат критерий», значения которого превышают соответствующие табличные значения степеней свободы т-4 и т-2, что подтверждает гипотезу нашего исследования о влиянии программы внеурочной деятельности на качественное изменение показателей ИТП младших школьников.

Заключение

Подводя итог вышесказанного, можно сделать вывод, что эффективность педагогических условий развития ИТП младших школьников заключается в ориентации содержания программы вне-

Результаты контрольного среда

Уровень Наименование показателя

Общие интеллектуальные способности Творческое мышление Школьная мотивация

1 2 1 2 1 2

Очень высокий 0 2 (9 %) 0 2 (9 %) 3 (13 %) 4 (18 %)

Высокий 6 (26 %) 9 (39 %) 7 (30 %) 11 (48 %) 3 (13 %) 10 (43 %)

Средний 9 (39 %) 8 (35 %) 16 (70 %) 10 (43 %) 13 (57 %) 9 (39 %)

Ниже среднего 2 (9 %) 4 (17 %) 0 0 3 (13 %) 0

Низкий 6 (26 %) 0 0 0 1 (4 %) 0

Среднее значение 16,04 19,9 56,2 62,5 18,04 21,04

урочной деятельности, форм, методов и приемов работы на комплексное развитие показателей ИТП; в создании мотивирующей творческой среды, стимулировании познавательного интереса учащихся с помощью участия в творческой и про-ектно-исследовательской деятельности, создании благоприятной дружественной обстановки взаимодействия между самими учащимися и их педагогами.

Качественные изменения уровня ИТП младших школьников были экспериментально подтверждены в рамках контрольного среза в конце первого года освоения программы внеурочной деятельности. Нами была отмечена положительная динамика изменений в познавательном, креативном и мотивационном критериях развития ИТП младших школьников. В дальнейшем задачей нашего исследования будет разработка показателей эффективности мотивирующей творческой среды и их оценка.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Антилогова Л. Н. Развитие творческих способностей младших школьников в изобразительной деятельности // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2018. № 4 (28). С. 101-104.

2. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности : 2-е изд., расш. и перераб. Москва, 2003. 95 с.

3. Герасимов В. И. К становлению «когнитивной грамматики» // Современные зарубежные грамматические теории : сборник научно-аналитических обзоров. Москва : ИНИОН, 1985. С. 213-242.

4. Данилов А. В. Развитие творческих способностей учащихся на уроках декоративно-прикладного искусства / А. В. Данилов, Э. Р. Хайруллова // Вестник ЧГПУ им И. Я. Яковлева. 2018. № 4 (100). С. 131-137.

5. Лалаева Р. И. Особенности проявления взаимосвязи интеллекта и языковой способности в речевом развитии детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2008. № 3 (Педагогика). С. 145-157.

6. Лейтес Н. С. Психология одаренности детей и подростков. Москва : Академия, 1996. 416 с.

7. Лифанова Н. В. Развитие творческого потенциала личности на основе формирования универсальных учебных действий // Символ науки. 2015. № 7. С. 139-143.

8. Лю Сяоин Развитие творческих способностей детей в процессе обучения изобразительному искусству / Лю Сяоин, Ю. Ф. Катханова // Преподаватель XXI век. 2018. № 3. С. 211-216.

9. Макарова Ю. В. Развитие творческого мышления младших школьников / Ю. В. Макарова, К. Н. Кузьма-кова, И. Ю. Троицкая // Символ науки. 2016. № 3. С. 163-165.

10. Маслова О. С. Изучение особенностей проявления и развития творческих способностей у младших школьников / О. С. Маслова, Е. В. Яковлева // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании : сборник научных статей IV Международной научно-практической конференции: Ярославль - Минск [12 марта 2020 г. ] / под науч. ред. Е. В. Карповой. Ярославль : РИО ЯГПУ 2020. С. 203-205.

11. Николенко М. А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник науки и образования. 2018. № 6 (42). Том 2. С. 38-40.

12. Нурудинова А. М. Эффективные условия для развития творческих способностей у школьников / А. М. Нурудинова, И. М. Раджабов // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 4 (59). С. 141-144.

13. Павлова М. И. Развитие творческих способностей у детей / М. И. Павлова, Л. А. Ситак // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1 (январь). С. 164-166.

14. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. Екатеринбург : У-Фактория, 2004. 272 с.

15. Савина А. А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник Казгуки. 2018. № 1. С. 115-118.

16. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс : пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва : ACT. Астрель, 2008. 238 с.

17. Сулейменова А. С. Пути и условия развития творческих способностей в процессе обучения в начальной школе / А. С. Сулейменова, Л. А Ситак // Таврический научный обозреватель. 2016. № 1 (январь). С. 167-170.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования МИНОБРА НАУКИ РФ приказ № 373 от 06.10.2009 г.

19. Шабанова М. В. Опыт создания мотивирующей образовательной среды в предметном поле экспериментальной математики / М. В. Шабанова, Р. Н. Николаев, М. А. Павлова // Современные проблемы науки и образования: 2017. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 26578 (дата обращения: 21.03.2021).

20. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2001. 365 с.

21. Guilford J. P. Creativity. American Psychologist. 1950. № 5. Р. 444-454.

22. Renzulli J. S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st century: A four -part theoretical approach // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56 (3). p. 150-159.

23. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974. URL: https://www.researchgate.net/publication/319615683_Torra nce_Tests_of_Creative_Thinking (Дата обращения: 12.03.2021).

Reference list

1. Antilogova L. N. Razvitie tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov v izobrazitel'noj dejatel'nosti = Development of creative abilities of junior schoolchildren in visual activities // Vestnik Sibirskogo instituta biznesa i informacionnyh tehnologij. 2018. № 4 (28). S. 101-104.

2. Bogojavlenskaja D. B. Rabochaja koncepcija odarennosti = Working concept of giftedness: 2-e izd., rassh. i pererab. Moskva, 2003. 95 s.

3. Gerasimov V I. K stanovleniju «kognitivnoj gram-matiki» = To the formation of «cognitive grammar» // Sov-remennye zarubezhnye grammaticheskie teorii : sbornik nauchno-analiticheskih obzorov INION. 1985. S. 213-242.

4. Danilov A. V Razvitie tvorcheskih sposobnostej uchashhihsja na urokah dekorativno-prikladnogo iskusst-va = Development of students' creative abilities in the lessons of arts and crafts / A. V Danilov, Je. R. Hajrullova // Vestnik ChGPU im I. Ja. Jakovleva. 2018. № 4 (100). S. 131-137.

5. Lalaeva R. I. Osobennosti projavlenija vzaimosvjazi intellekta i jazykovoj sposobnosti v rechevom razvitii detej pri normal'nom i narushennom ontogeneze = Features of the manifestation of the relationship of intelligence and linguistic ability in the speech development of children in normal and broken ontogenesis // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2008. № 3 (Pedagogika). S. 145-157.

6. Lejtes N. S. Psihologija odarennosti detej i po-drostkov = Psychology of gifting children and adolescents. Moskva : Akademija, 1996. 416 s.

7. Lifanova N. V Razvitie tvorcheskogo potenciala lichnosti na osnove formirovanija universal'nyh uchebnyh dejstvij = Developing the creative potential of the individual through the formation of universal educational actions // Simvol nauki. 2015. № 7. S. 139-143.

8. Lju Cjaoin Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej v processe obuchenija izobrazitel'nomu iskusstvu = Developing the creative abilities of children in the process of teaching fine arts / Lju Cjaoin, Ju. F. Kathanova // Prepodavatel' HHI vek. 2018. № 3. S. 211-216.

9. Makarova Ju. V Razvitie tvorcheskogo myshlenija mladshih shkol'nikov = Development of creative thinking of junior schoolchildren / Ju. V Makarova, K. N. Kuz'makova, I. Ju. Troickaja // Simvol nauki. 2016. № 3. S. 163-165.

10. Maslova O. S. Izuchenie osobennostej projavlenija i razvitija tvorcheskih sposobnostej u mladshih shkol'ni-kov = Study of the characteristics in manifestation and development of creative abilities in junior schoolchildren / O. S. Maslova, E. V Jakovleva // Aktual'nye problemy psi-hologii i pedagogiki v sovremennom obrazovanii : sbornik nauchnyh statej IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii ; Jaroslavl' - Minsk [12 marta 2020 g.] / pod nauch. red. E. V Karpovoj. Jaroslavl' : RIO JaGPU, 2020. S. 203-205.

11. Nikolenko M. A. Razvitie tvorcheskih sposobnostej detej mladshego shkol'nogo vozrasta = Development

of creative abilities of primary school age children // Vestnik nauki i obrazovanija. 2018. № 6 (42). Tom 2. S. 38-40.

12. Nurudinova A. M. Jeffektivnye uslovija dlja razvitija tvorcheskih sposobnostej u shkol'nikov = Effective conditions for the development of creative abilities in schoolchildren / A. M. Nurudinova, I. M. Radzhabov // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. 2016. № 4 (59). S. 141-144.

13. Pavlova M. I. Razvitie tvorcheskih sposobnostej u detej = Development of children's creative abilities / M. I. Pavlova, L. A. Sitak // Tavricheskij nauchnyj obozre-vatel'. 2016. № 1 (janvar'). S. 164-166.

14. Savenkov A. I. Odarennyj rebenok doma i v shkole = Gifted child at home and at school. Ekaterinburg : U-Faktorija, 2004. 272 s.

15. Savina A. A. Osobennosti projavlenija i razvitija tvorcheskih sposobnostej detej mladshego shkol'nogo vozrasta = Characteristics of the manifestation and development of creative abilities of primary school age children // Vestnik Kazguki. 2018. № 1. S. 115-118.

16. Solovova E. N. Metodika obuchenija inostrannym jazykam: bazovyj kurs = Foreign language training methodology: basic course : posobie dlja studentov ped. vuzov i uchitelej. Moskva : ACT. Astrel', 2008. 238 s.

17. Sulejmenova A. S. Puti i uslovija razvitija tvorcheskih sposobnostej v processe obuchenija v na-chal'noj shkole = Ways and conditions to develop creativity in primary school / A. S. Sulejmenova, L. A Sitak // Tav-richeskij nauchnyj obozrevatel'. 2016. № 1 (janvar'). S. 167-170.

18. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija MINOBRA NAUKI RF, prikaz № 373 ot 06.10.2009 g. = Federal State Educational Standard for Primary General Education of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Order № 373 of 06.10.2009.

19. Shabanova M. V Opyt sozdanija motivirujushhej obrazovatel'noj sredy v predmetnom pole jeksperi-mental'noj matematiki = Experience of creating a motivating educational environment in the subject field of experimental mathematics / M. V Shabanova, R. N. Nikolaev, M. A. Pavlova // Sovremennye problemy nauki i obra-zovanija: 2017. № 4. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id = 26578 (data obrashhenija: 21.03.2021).

20. Jasvin V A. Obrazovatel'naja sreda: ot modeliro-vanija k proektirovaniju = Educational environment: from modeling to design. Moskva : Smysl, 2001. 365 s.

21. Guilford J. P. Creativity. American Psychologist. 1950. № 5. R. 444-454.

22. Renzulli J. S. Reexamining the role of gifted education and talent development for the 21st century: A four-part theoretical approach // Gifted Child Quarterly. 2012. Vol. 56 (3). p. 150-159.

23. Torrance E. P. Torrance Tests of Creative Thinking. Scholastic Testing Service, Inc., 1974. URL: https://www.researchgate.net/publication/319615683_Torra nce_Tests_of_Creative_Thinking (Data obrashhenija: 12.03.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.