Научная статья на тему 'Развитие интеграционной культуры логистических систем здравоохранения'

Развитие интеграционной культуры логистических систем здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА / HEALTH-CARE LOGISTIC SYSTEMS / LOGISTIC CHAIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жаворонков Евгений Павлович

В статье анализируется развитие интеграционной культуры логистических систем здравоохранения. Интеграционное управление логистических систем здравоохранения на основе признания равноценности вариантов развития организационной культуры ее участников включает поиск совместных характеристик и выработку новой позиции в сочетании субкультур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION CULTURE DEVELOPMENT OF LOGISTIC HEALTH-CARE SYSTEMS

The article analyses the development of logistic health-care systems' integration culture. Integration management of health-care logistic systems on the basis of organization culture equal developmental variants among participants, includes the search of joint features and new position working-out with mixed subcultures.

Текст научной работы на тему «Развитие интеграционной культуры логистических систем здравоохранения»

№ 2 - 2011 г.

08.00.00 экономические науки

УДК 614.2:339.13.024

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Е.П. Жаворонков

ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития» (г. Новосибирск)

В статье анализируется развитие интеграционной культуры логистических систем здравоохранения. Интеграционное управление логистических систем здравоохранения на основе признания равноценности вариантов развития организационной культуры ее участников включает поиск совместных характеристик и выработку новой позиции в сочетании субкультур.

Ключевые слова: логистические системы здравоохранения, логистическая цепочка

Жаворонков Евгений Павлович - доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в здравоохранении ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития», рабочий телефон: (383) 225-36-80

Известно, что логистика направлена на оптимизацию издержек и интеграцию процессов снабжения (закупок), производства, сбыта (продаж) и сопутствующих услуг как в рамках одного предприятия, так и в совокупности предприятий логистической цепи поставок. Каждое предприятие должно быть носителем общей управленческо-технологической и организационной культур. Причем уровень предприятия должен рассматриваться как проявление культуры только в том случае, если имеет место соответствие следующим современным требованиям:

• интеграционное управление на основе признания равноценности и сочетания противоположных подходов для выработки общей позиции;

• формирование новой организационной культуры с использованием новых знаний и новых технологий в деятельности предприятия.

Знания и организационная культура взаимодействуют в процессе деятельности как отдельного предприятия, так и группы предприятий логистической цепочки. Однако в связи с тем, что в синхронизацию участников логистической цепи не в полной мере включены знания, это не внесло существенного изменения в сферу здравоохранения и, в первую очередь, в организационную культуру.

Система взаимоотношений в коллективах помимо технического, технологического и организационного взаимодействий предполагает в рамках организационной культуры формирование профиля предпочтений, сходных оценок и знаний для подбора

единомышленников по пирамиде вкусов и пирамиде потребностей (А. Маслоу). Это способствует синхронизации знаний и умений путем фильтрации суждений и мнений, что позволяет формировать взаимоотношения предприятий и организаций здравоохранения с инфраструктурной сферой с использованием стратегии «четырех В»: информация всем, вся, всегда и везде. Причем методической основой этой стратегии может являться так называемая инлайновая логистика, основная черта которой приоритет услуг по отношению к ресурсам. Таким образом, логистические системы управления требуют большой подготовительной работы не только по информационному обеспечению, но и по четкой регламентации взаимоотношений между всеми участниками и исполнительской дисциплины.

Новое понимание интеграционной культуры требует переосмысления ролей, процессов и ценностей, разрушения барьеров не только между подразделениями организации, но и между всеми участниками цепи поставок. От руководителей требуется обеспечение обмена информацией между работниками собственной организации с поставщиками, посредниками и потребителями услуг. Это нередко подталкивает организации к культурным и структурным изменениям.

Изменения в культуре начинаются с изменения образа мыслей людей. Сложились два наиболее распространенных и действенных инструмента изменения культуры организации - обучение и организационное развитие.

Обучение работников организаций логистической цепочки - один из наиболее распространенных подходов к развитию интеграции организационной культуры предприятий. Работа в команде, навыки общения и участие в управлении - основные направления, которые необходимы в процессе обучения.

Организационное развитие способствует решению следующих проблем:

• слияние или поглощение с учетом стилей и культур организаций участников логистической системы;

• восстановление организаций путем стимулирования инноваций в управлении;

• управление конфликтами между участниками цепей поставок.

В решении этих и подобных проблем используются методы организационного развития. Они обеспечивают решение насущных задач по формированию чувства общности в коллективах и между коллективами, атмосферы открытости и доверия, обеспечения возможностей для индивидуального роста и развития работников, т. е. основных факторов, характерных для организационной культуры высокого уровня.

Новый подход учитывает взаимодействие медицинской организации с внешней средой (с рынком). Эксперты по организационному развитию утверждают, что изменение организационной культуры обычно требует огромных усилий, и процесс перемен включает обычно три стадии.

На первой стадии необходимо довести до участников логистической цепи информацию о проблеме и потребности в изменении. На этой стадии у персонала создается мотивация к изменению установок и поведения. Кроме того, логистики должны вызвать у работников ощущение безотлагательности изменений, тем самым готовность к ним.

Вторая стадия связана с освоением новых профессиональных навыков. Логистики разрабатывают и согласовывают план осуществления изменений, доводят этот план до сведения всех сотрудников организаций.

Третья стадия предусматривает закрепление обретенных ценностей или отношений. Влияние новых образцов оценивается и закрепляется. Новое состояние укореняется в организационной культуре участников логистических систем как нормальная составная часть деятельности организаций.

Важным фактором управленческой деятельности является знание. Под знанием понимается не только информация, но и способность управленцев использовать ее для достижения результатов. Поэтому инновационный характер логистики проявляется в первую очередь в том, что обучение, усвоение знаний и их использование логистиками происходит без отрыва от производства и реализации товаров и услуг. И таким образом информационное обеспечение управленцев определяет уровень их знаний и организационной культуры в принятии решений.

Проведение исследований ресурсных потоков в здравоохранении является важнейшей функцией логистики, выполнение которой с использованием информации позволяет повысить уровень организационной культуры, обеспечивая интеграцию медицинских организаций с другими участниками рынка: поставщиками, посредниками, транспортниками, конкурентами и т. д. Использование научных методов и экономикоматематических моделей при проведении логистических исследований еще раз подтверждает инновационный характер логистики, поскольку научные исследования и их результаты являются важными ресурсами развития организационной культуры. При выполнении исследований логистика становится той производительной силой, которая ориентирована на инновации в интеграционном процессе между участниками логистических систем здравоохранения.

Новый уровень экономической деятельности организаций здравоохранения требует совершенствования их организационной структуры управления с включением в нее логистических подразделений. Это сложный творческий процесс, требующий знания теории и практики управления, понимания специфики предприятий, обусловленной как рыночными, так и региональными условиями.

В настоящее время большинство предприятий и учреждений здравоохранения вынуждены признавать, что постоянное развитие их организационной культуры и устойчивое экономическое состояние зависят:

• от постоянного удовлетворения потребностей пациентов;

• эффективного управления;

• эффективного использования ресурсов;

• тесной интеграции с поставщиками;

• ответственности перед обществом.

С постоянными участниками логистической цепи необходимо создавать доверительные отношения и постоянно поддерживать их, чтобы избежать расторжения контрактов. Это очень важный момент для организаций здравоохранения, поскольку сбои в доверительных отношениях с одним потребителем приводят к потере доверительных отношений со многими другими. В бизнесе это определяется выражением «100 - 1 = 0». В создании доверительных отношений между участниками логистических систем здравоохранения значительную роль играют логистики, вступающие в непосредственный контакт со смежниками, обеспечивая формирование ресурсных потоков. Укрепление

доверительных отношений производителя товаров и услуг с потребителями происходит в процессе их взаимодействия через специалистов логистиков путем создания совместных ценностей по отношению к производимым и потребляемым товарам и услугам. Процесс этот может происходить в следующем порядке:

• организация определяет ценность своего товара или услуги и предлагает эту оценку потребителям;

• потребители реагируют на эту оценку по-разному, часто спонтанно и неожиданно;

• часть этих мнений отбирается сотрудниками организации производителя;

• исходя из собственного мнения, организация корректирует или определяет вновь собственное видение ценности продукта или услуги и передает на рассмотрение потребителей.

Благодаря такому взаимодействию организаций логистической системы, происходит постепенное согласование и внедрение ценностей, удовлетворяющих всех ее участников. Ценности, созданные и признанные всеми участниками, укрепляют их взаимодействие и способствуют созданию ценностей более высокого уровня на основе первичных общих ценностей [1].

В настоящее время формирование организационной культуры ориентировано, прежде всего, на создание внутренней атмосферы согласия, взаимопонимания и принятия единых ценностей коллективом организации. Что же касается снабженческо-сбытовой структуры организаций сферы обращения, то организационная культура их согласовывается с организационной культурой других участников за счет интеграционных процессов в инфраструктуре. И таким образом интеграция хозяйственных связей и организационных культур участников логистической цепи в сфере обращения становится наиболее важной задачей предприятий и организаций здравоохранения. В свою очередь, логистика, обеспечивающая синхронизацию процессов в пространстве и во времени, непрерывно совершенствуется, обеспечивая более высокий уровень организационной культуры и снижение издержек взаимодействия участников логистической цепи. При этом знания, информация становятся предпочтительными для логистиков, что определяется как отличительный признак формирования организационной культуры более высокого уровня. Управление знаниями является примером активизации развития организационных инноваций. Инновационная составляющая организационной культуры должна занимать соответствующее место, когда при всем разнообразии конкретных организационных решений их общее направление неизменно: создание атмосферы творчества.

Знания и организационная культура непосредственно взаимодействуют в деятельности предприятий. Предприятие в этом случае рассматривается не только как организация, применяющая знания, но и как источник получения новых знаний и формирования новой культуры. Символом новой культуры сегодня считается то, что определяется термином «высокие технологии», имеющие инновационный характер и требующие значительных инвестиций.

В формируемой логистической структуре, представленной несколькими организациями, имеющими свою субкультуру, необходима реорганизация их взаимодействия, в основе которой должна быть новая культура. Как правило, члены субкультур вынуждены принимать дополнительный набор ценностей смежников и, таким образом, участвовать в формировании так называемой доминантной культуры [2]. Доминантная культура совокупности организаций-участников логистической цепочки, отражает ее ключевые ценности и представления, не исключая при этом наличие целого

ряда отличающихся друг от друга субкультур. Необходимо формирование новой организационной культуры в случае, если изменения требуют консенсуса на основе творчества, гибкости и инновационного мышления. В новой интеграционной культуре знания доминируют над капиталом, трудом и сырьем, что предполагает сетевую структуру координации действий логистического персонала, который и является источником изменений. При формировании логистических систем, представленных цепочкой поставок «производитель - транспорт - потребитель», следует учитывать несколько ключевых моментов:

• в логистической цепочке существует не одна, а несколько культур;

• все культуры участников логистической цепи равноценны, имеют свои положительные и отрицательные стороны;

• с течением времени организационные культуры участников логистической системы меняются.

Изменения в организационной культуре проявляются как интегрирующий эффект в различных его проявлениях (объединение труда и знаний, творчество и т. д.). Интеграционное управление логистических систем здравоохранения на основе признания равноценности вариантов развития организационной культуры ее участников включает поиск совместных характеристик и выработку новой позиции в сочетании субкультур.

Список литературы

1. Жаворонков Е. П. Управление организационной культурой : учебное пособие / Е. П. Жаворонков. - Новосибирск : Сибмедиздат НГМУ, 2009. - 154 с.

2. Бережнов Г. Предприятие как система культур / Г. Бережнов. - РИСК. - 2010. -№ 3. - С. 301-304.

INTEGRATION CULTURE DEVELOPMENT OF LOGISTIC HEALTHCARE SYSTEMS

E.P. Zavoronkov

SEIHPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment» (Novosibirsk c.)

The article analyses the development of logistic health-care systems‘ integration culture. Integration management of health-care logistic systems on the basis of organization culture equal developmental variants among participants, includes the search of joint features and new position working-out with mixed subcultures.

Keywords: health-care logistic systems, logistic chain

About authors:

Zhavoronkov Evgeniy Pavlovich - doctor of technical sciences, professor at economy and management in health-care department SEI HPE «Novosibirsk State Medical University Minhealthsocdevelopment», office telephone: (383) 225-36-80

List of the Literature:

1. Zhavoronkov E.P. Management of organization culture: text-book / E.P. Zhavoronkov. -Novosibirsk: Sibmedizdat NSMU 2009. - 154p.

2. Berezhnov G. Business as a system of cultures / G. Berezhnov. - RISK. - 2010. - №3. - P. 301-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.