Научная статья на тему 'Развитие институтов гражданского общества в контексте совершенствования инструментария противодействия коррупци'

Развитие институтов гражданского общества в контексте совершенствования инструментария противодействия коррупци Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
415
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / CORRUPTION / CIVIL SOCIETY / STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Юхачев Сергей Петрович

В статье анализируются особенности развития институтов гражданского общества в России, их роль в формировании эффективных механизмов противодействия коррупции на основе взаимного сотрудничества, становления отношений социального партнерства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of civil society institutes in the context of perfection of instruments for corruption opposition

The article analyzes peculiar features of development of civil society institutes in Russia, their role in formation of effective mechanisms of corruption opposition on the basis of mutual cooperation, development of social partnership relations

Текст научной работы на тему «Развитие институтов гражданского общества в контексте совершенствования инструментария противодействия коррупци»

ны переносить недостатки делового климата. Так что, как мы и указывали с самого начала, рейтинги воздействуют на решения инвесторов с поправкой на норму прибыли.

На основании приведенных результатов опросов можно сделать несколько основных выводов. Во-первых, подтверждается предположение о том, что иностранные инвесторы готовы осуществлять капиталовложения в динамично развивающуюся экономику с объемным потребительским рынком, невзирая на неблагоприятный деловой климат. Во-вторых, основные резервы улучшения делового климата России связаны с реформированием государства. В-третьих, представление о нашей стране как стране рискованных инвестиций постепенно изменяется, однако эти изменения происходят достаточно медленно. В-четвертых, расхождение между оценками делового климата (экономическим имиджем страны) реальных инвесторов (уже осуществившими инвестиции) и потенциальных инвесторов во многом обусловливается неадекватным отражением реальной ситуации в средствах массовой информации,

позициями информационных агентств и других источников информации.

1. Известия Академии имиджелогии / под ред. Е.А. Петровой. М., 2005. Т. 1.

2. Имидж России глазами иностранных инвесторов, 2007 г. URL: www.tip-ro-rj.economy. gov.ru. Загл. с экрана.

3. Россия: как объект инвестиций, 2005 г. URL: www.tip-ro-rj.economy.gov.ru. Загл. с экрана.

4. Галумов Э.А. Имидж против имиджа. М., 2005.

5. Гранкина Т.К. Экономический имидж страны и его составляющие. М., 2003.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Rastegaeva F.S. Substantial aspects and problems of formation of economics image of economic system. The article gives the overview of the concept economics image of economic system. Its role in economics functioning is defined. Methodical aspects of the estimation of economics image are given: rating estimations of the Russian Federation image from foreign and domestic points of view are considered. Causes of undervaluation of the Russian economics system image are revealed.

Key words: image of the economic system, economics image, problems of formation of economics image.

УДК 300.331+343.352

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

© С.П. Юхачев

В статье анализируются особенности развития институтов гражданского общества в России, их роль в формировании эффективных механизмов противодействия коррупции на основе взаимного сотрудничества, становления отношений социального партнерства.

Ключевые слова: коррупция, гражданское общество, государство.

Коррупция в России уже давно превысила все допустимые пределы, развитие коррупционной деятельности, многообразие ее форм и проявлений ставят перед государством и обществом проблему снижения ее масштабов до сколько-нибудь приемлемого среднеевропейского уровня. В противном случае любые законопроекты, любое экономическое развитие будет испытывать разрушительное влияние коррупции, будет способствовать закреплению «дисфункциональ-ности экономики» [1].

«Коррупция - антисоциальное, общественно опасное явление, составляющее целостную совокупность преступлений, совершенных должностными лицами с использованием ими своего служебного положения, имеющихся у них должностных полномочий, а также иными лицами, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, службы в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных, узкогрупповых и корпо-

ративных целях, либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность таких лиц» [2].

Наиболее распространена и наиболее опасна коррупция во властных структурах, коррупция, связанная с использованием административного ресурса (политическая коррупция). Помимо неэффективного расходования материальных и финансовых ресурсов, политическая коррупция ведет к дискредитации органов власти, к росту недоверия властным структурам, к дискредитации демократических ценностей. Самые яркие проявления политическая коррупция находит в ходе избирательного и бюджетного процессов.

По данным обследования, проведенного фондом «Общественное мнение», характерны следующие категории работников, среди которых чаще всего встречаются коррупционеры [3].

- руководители, начальники, директора предприятий / организаций, администраторы, управленцы - 19 %;

- чиновники, служащие, должностные лица - 13 %;

- представители властных органов -13 %;

- высокопоставленные чиновники -11 %;

- банкиры, финансисты, бизнесмены, коммерсанты, «новые русские» - 11 %;

- милиционеры, работники правоохранительных органов, представители налоговых служб, ГИБДД, таможни - 8 %.

Среди основных причин развития коррупции, как правило, выделяют экономические проблемы и политическую нестабильность, несовершенство законодательства, низкую эффективность институтов власти и низкий уровень развития институтов гражданского общества.

Государство формирует механизмы противодействия коррупции, однако для их эффективности необходима опора на институты гражданского общества. Институты гражданского общества должны иметь действенные инструменты влияния на деятельность чиновников, иметь полномочия по внесению изменений в законы, которые бы делали власть прозрачной, которые предполагали бы общественное участие во властных процессах, в т. ч. в процессе законотворчества, а

также в бюджетном и избирательном процессах.

По существу, противодействие коррупции представляет собой сознательную борьбу каждого отдельного гражданина за свои права, стремление к жизни в правовом открытом государстве, готовность пожертвовать определенными внеправовыми привилегиями.

Впервые термин «гражданское общество» был введен Гегелем, который определял его, как множество граждан государства (членов семей), взаимодействующих между собой вне семьи с целью удовлетворения своих общих - своекорыстных - интересов. Государство, по Гегелю, есть синтез семьи и гражданского общества, а само гражданское общество возникло из диалектических противоречий между семьей и государством [4].

Без сильного гражданского общества не может быть реально сильного государства. Поэтому для процветания страны надо укреплять государство, строить вертикали власти и развивать гражданское общество. Гражданское общество, формальными представителями которого выступают неправительственные, некоммерческие и независимые организации, правительства и международные учреждения берут на себя ряд обязательств по совершенствованию управления и подотчетности в рамках борьбы с коррупцией. Успех противодействия коррупции будет во многом зависеть от того, сумеет ли гражданское общество активнее решать эти проблемы, сможет ли оно сформировать достаточный технический аппарат, финансовые ресурсы, обеспечит ли государство доступ к информации. Основная тенденция влияния гражданского общества на властные структуры и политику в целом состоит в ограничении и преодолении политического отчуждения. Эта тенденция реализуется посредством превращения политического действия в технологию решения социальных проблем, а носителей власти - в наемных работников гражданского общества, политическая власть которых над людьми и их объединениями допускается только в пределах необходимости исполнения их функций и только при соответствующей компетентности, способности решать проблемы свободного развития человека и общества.

Главное предназначение гражданского общества состоит в достижении консенсуса

между различными социальными силами и интересами. Оно призвано определять нормы и границы, способные блокировать разрушительный потенциал борьбы различных сил и направлять их в созидательное русло. Чтобы достичь данных целей, гражданское общество должно установить общественный контроль над деятельностью государственной власти. Общественный контроль - это подотчетность органов государственной власти и должностных лиц гражданам. Подотчетность, во-первых, предполагает право граждан получать отчет посредством необходимой информации о деятельности власти. Во-вторых, подотчетность предполагает право граждан принимать меры, т. е. накладывать санкции, в случае, если информация или объяснения будут сочтены неудовлетворительными.

Несмотря на то, что за последние годы в России зарегистрировано значительное количество различных общественных организаций, которые представляют интересы определенных общественных групп и частично выполняют функции, традиционно приписываемые именно институтам гражданского общества, их эффективность вызывает серьезные сомнения, часть из них, даже возникнув самостоятельно, вскоре превращаются в аналоги подразделений государственного аппарата с их формальной иерархией, выполняющие прописанные государством функции. Если организация гражданского общества учреждается государством, ее превращение в госконтору происходит в момент организации, что усиливает сетования организаторов на слабость гражданского общества и стимулирует еще большие государственные усилия по его развитию [5]. Однако по мнению ряда исследователей гражданское общество в России несомненно есть. Однако оно принципиально отличается от тех, к которым привыкли исследователи. Оно не организовано, хотя всепроникающе и богато возможностями для решения многих проблем, которые, если следовать логике отечественных теоретиков, порождает государство своим гражданам и их семьям [6].

Гражданское общество не является некоей единой организационной структурой, хотя и включает в себя различные общества, ассоциации, союзы и т. п. Суть деятельности гражданского общества заключается в защите разнообразных прав населения. В частно-

сти, к структурам гражданского общества можно причислить и профсоюзы (настоящие, конечно, а не фиктивные). Если все идет по правилам, то гражданское общество никак себя не проявляет. Активность гражданского общества обнаруживается лишь тогда, когда власти пытаются в чем-то ущемить традиционные права граждан. В сущности, процесс наступления власти на права человека никогда не останавливается ни на одну минуту. Это вытекает из самой порочности человеческой природы, которая всегда стремится к захвату чужой собственности и прав. В этой извечной борьбе и заключается суть жизни, поэтому ее нельзя прекратить и нельзя одержать в ней окончательную победу. Эту борьбу лишь можно непрерывно вести. Само наличие и развитость гражданского общества служит хорошим критерием демократичности того или иного конкретного общества.

Государство может развивать сотрудничество с институтами гражданского общества по следующим направлениям:

- координация деятельности органов местного самоуправления и правоохранительных органов;

- использование материалов независимых расследований в сфере экономической преступности, проводимых средствами массовой информации;

- сотрудничество в рамках системы социального партнерства с организациями предпринимателей и профсоюзами трудящихся по вопросам социальной политики, формирования предпринимательской корпоративной этики;

- сотрудничество с общественными и религиозными организациями в сфере духовного воспитания общества;

- сотрудничество с общественными палатами.

Главными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предупреждения коррупции являются две [7].

1. Противодействие властей. Представительные и исполнительные органы власти всех уровней крайне неохотно предоставляют общественности информацию о своей деятельности, о механизмах принятия властных решений, о бюджетном процессе; крайне ревниво относятся к попыткам контроля за своей деятельностью со стороны некоммерческих общественных организаций. При этом

отказы в предоставлении информации, в проведении общественных слушаний, в допуске на заседания всякого рода комиссий чаще всего мотивируются чиновниками, во-первых, некомпетентностью этих организаций, во-вторых, их неорганизованностью, т. е. невозможностью добиться от них толковых предложений, выполненных по определенной форме и в определенный срок, в-третьих, тем, что процедура общественного участия не урегулирована законодательно, т. е. предоставлять информацию и допускать на заседания общественность чиновник, вообще говоря, не обязан. Решение данной проблемы заключается, с одной стороны, во внесении изменений в нормативные акты, регламентирующие участие общественности в контроле над органами власти, а с другой - обучение как чиновников и депутатов, так и членов самих некоммерческих общественных организаций основам социального партнерства через систему гражданского образования.

2. Недостаточная мотивация самих некоммерческих общественных организаций и органов местного самоуправления. Удивительно, но факт: и общественные организации, и местные депутаты не заинтересованы в контроле за органами власти, в участии в бюджетном процессе, вообще в процессе обсуждения и принятия управленческих решений. Они отказываются участвовать в общественных слушаниях, даже когда эти слушания разрешены, отказываются посещать обучающие семинары, отказываются входить в контролирующие органы. Причинами таких отказов чаще всего называются следующие: от нас ничего не зависит; коррупцию не победить, так что нечего и пытаться; нас это не интересует; нет времени этим заниматься; не хотим ссориться с властями, которые могут предоставить материальные ресурсы в случае лояльности к ним и, наоборот, могут сильно навредить в случае противодействия. Объяснением такому поведению может служить преобладающий тип политической культуры среди россиян: субъектная или патерналистская политическая культура, при которой надежды на счастливое будущее свое и своей страны и ответственность за их исполнение возлагается на власти, одновременно слагается всякая ответственность с себя и отрицается личная инициатива в возможности исполнения этих надежд. Данную проблему в

ближайшее время не решить: изменение типа политической культуры населения - процесс крайне длительный. В принципе, ее решение заключается в развитии структур гражданского общества, в первую очередь некоммерческих общественных организаций, в привлечении к их деятельности возможно более широких слоев населения. Именно некоммерческие общественные организации выполняют функции политической социализации, именно через решения общих проблем в некоммерческих общественных организациях можно изменить тип политической культуры их членов.

Одной из основных целей гражданского общества является построение правового государства, созданного по принципу разделения ветвей власти, сохранения многопартийной системы, прозрачности выборных процедур. Именно такая политическая система обладает естественными механизмами защиты от злоупотреблений, поскольку одна ветвь власти контролирует другую, а одна партия, находящаяся в оппозиции, изобличает нарушения, допущенные другой, которая находится в данный момент у власти. Побудительным механизмом разоблачительной деятельности чиновников из одной ветви власти в отношении чиновников другой ветви является стремление сделать карьеру; побудительным механизмом действий оппозиционной партии является желание прийти к власти; также карьерными соображениями руководствуются корреспонденты средств массовой информации, находящие и публикующие в своих изданиях факты злоупотребления властей. Таким образом, развитие институтов гражданского общества способствует формированию такой социально-политической системы, которая создает реальные действенные механизмы противодействия коррупции и теневой экономике.

Несомненно, полностью коррупционные проявления невозможно исключить никогда, но это не может быть оправданием неэффективности противодействия им. Реальной целью противодействия коррупции может стать снижение ее уровня до такого, который не будет препятствием для развития страны, нашего общества, экономики, политики, государственного и муниципального управления.

Ведущим принципом всей антикоррупционной политики должно быть постоянное

повышение рисков, цены потерь и уровней нестабильности для вовлеченных в коррупцию государственных должностных лиц, представителей бизнеса и граждан. В противном случае коррупция будет восприниматься в обществе как малорискованная и высокодоходная деятельность в том смысле, что именно коррупционные отношения позволяют надежно и быстро решать проблемы. Противодействие коррупции с помощью запрета соответствующих действий или высоких штрафов за их осуществление, включая изменение правовых норм, является и будет являться малоэффективным в силу возможностей обхода запретов, неисполнения этих правовых норм или их использования в личных или корпоративных интересах, т. е. в коррупционных целях.

Гражданское участие понимается как участие граждан и структур гражданского общества в управлении государством и тем местным сообществом, в котором они живут. Формами гражданского участия могут быть участие граждан и структур гражданского общества в подготовке, принятии, исполнении и контроле исполнения решений органов власти, государственного и муниципального управления.

В ситуации широкого распространения коррупции системы государственного и муниципального управления, а также предпринимательские структуры оказываются не способными осуществлять взаимный контроль своей деятельности, а также принимать решения в интересах общества и государства, а не в корпоративных и личных. Только активность и постоянное давление граждан, гражданского общества на государственное и муниципальное управление, а также на бизнес может позволить чиновникам, предпринимателям и гражданам постепенно отказаться от применения коррупционных практик в своей деятельности.

Важнейшими принципами осуществления взаимодействия государства, негосударственных учреждений и граждан в противодействии коррупции являются следующие:

- формирование коалиций гражданского общества, бизнеса и правительства для противодействия коррупции. В этих коалициях гражданское общество, бизнес и правительство должны формировать концепции и

стратегии российских реформ в условиях ответственности друг перед другом;

- именно правительство, государство в широком смысле, должно проявить волю к противодействию коррупции. Без такой ясно выраженной политической воли никакие усилия гражданского общества и бизнеса в противодействии коррупции не будут эффективными. Но такой воли у правительства не появится без активного и эффективного лоббирования гражданами и их ассоциациями своих интересов;

- все антикоррупционные программы и проекты должны сопровождаться постоянным проведением социологических, экономических и политических исследований, стратегическим прогнозированием и планированием. В противном случае велика вероятность не снижения, а роста уровня коррупции в результате реализации этих программ и проектов;

- рынок и конкуренция основаны на достижении собственной пользы и собственной заинтересованности их участников. В российских условиях наиболее эффективными стали коррупционные механизмы конкурентной борьбы и достижения эффективности в бизнесе. Поэтому для ведения эффективной антикоррупционной деятельности необходимо включение моральных и нравственных категорий в оценки деятельности государства, бизнеса и некоммерческой сферы;

- реформы не должны, по возможности, формировать новые рынки коррупционных услуг и перенаправлять коррупционные финансовые потоки. Такие действия приводят к новым коррупционным проявлениям, для выстраивания противодействия которым требуются дополнительные ресурсы, в первую очередь временные. В период определенной бесконтрольности и отсутствия эффективного противодействия коррупция будет только усиливаться.

Для повышения роли структур гражданского общества в процессах предотвращения коррупции и усиления их влияния на органы власти и на законодательный процесс следует:

- сформулировать и законодательно закрепить отношения между структурами гражданского общества и государства, которые должны строиться на принципах социального партнерства; предусмотреть их уча-

стие в процессе разработки и выполнения социальных программ, социального заказа;

- предусмотреть и законодательно закрепить участие представителей общественных организаций во всех стадиях законодательного процесса (разработка, принятие, исполнение);

- закрепить право граждан на доступ к информации, касающейся нормативных актов, затрагивающих их интересы;

- вводить систему гражданского образования в школах, вузах, специальных центрах гражданского образования;

- содействовать появлению независимых СМИ.

Реализация перечисленных мер будет способствовать противодействию коррупции, главное в этом вопросе - это коренное изменение общественного сознания, доведение борьбы с коррупцией до уровня национального проекта, национальной идеи.

1. Адрианов В. Коррупция как глобальная проблема современности // Общество и экономика. 2008. № 3-4.

2. Максимов В., Наумов Ю. Коррупция (социально-экономические и криминологические аспекты). М., 2006. С. 28.

3. Банецкий А. Коррупция. М., 2005. С. 148.

4. Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 228.

5. Петрова Л. Ненаучные заметки о некоммерческих организациях // Пчела. 2005. № 44.

6. Кордонский С. Государство, гражданское общество и коррупция // Отечественные записки. 2006. № 5.

7. Коррупция и борьба с ней: роль гражданского общества / под ред. М.Б. Горного. СПб., 2000.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Yukhachev S.P. Development of civil society institutes in the context of perfection of instruments for corruption opposition. The article analyzes peculiar features of development of civil society institutes in Russia, their role in formation of effective mechanisms of corruption opposition on the basis of mutual cooperation, development of social partnership relations.

Key words: corruption, civil society, state.

УДК 300.331

К ВОПРОСУ О КЛАССИФИКАЦИИ ФАКТОРОВ И РЕЗЕРВОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

© Е.Л. Смольянова, В.Б. Малицкая

Статья посвящена классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности на предприятии. Представленный подход основан на логическом и экспертном анализе. Рассматриваются резервы управления конкурентным развитием предприятия, приводятся факторы обеспечения конкурентоспособности на предприятии согласно трем уровням: мега, макро и микро.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, факторы повышения конкурентоспособности.

Актуальность разработки и реализации концепции повышения конкурентоспособности предприятия на основе гармонизации промышленно-торговой политики с учетом тенденций мирового развития приобретает особую значимость для российской экономики, характеризующейся нерешенностью ряда социально-экономических проблем переходного периода, требующих проведения структурных преобразований с необходимостью

одновременного обеспечения глобальной конкурентоспособности экономики страны.

Одной из причин низкого уровня конкурентоспособности отдельных субъектов хозяйствования и отечественной экономики в целом является недостаточная разработанность теоретических и методологических основ взаимодействия конкурентного потенциала и конкурентной стратегии, формирующих конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.