Научная статья на тему 'Развитие института венчурных инвестиций в России на основе механизмов частно-государственного партнерства'

Развитие института венчурных инвестиций в России на основе механизмов частно-государственного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕНЧУРНЫЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ / ЧАСТНО-ОБЩЕСТВЕННОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов Иван Иванович, Дмитриев Николай Николаевич

Правительство России еще с 1990-х годов начало реализацию ряда программ по созданию института венчурного финансирования в стране с целью содействия диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности на глобальных рынках. В результате этой работы, опирающейся на успешный опыт подобных программ США, Израиля и Финляндии, к настоящему времени в стране сложились механизмы, которые в мире принято считать необходимыми для развития национальной венчурной индустрии. В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности данного института и становится актуальной задача разработки в России национальной стратегии развития венчурной индустрии, объединяющей интересы всех министерств и ведомств и основывающейся на частно-общественном партнерстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of venture capital institution in Russia on the basis of public private partnership

Since the early 1990s Russian government has endeavored to create the national institution of venture finance to promote the national economy diversification and to strengthen the national competitiveness on the global markets. The investigation based on the best of USA, Israel, and Finland practice has resulted in a set of mechanisms acknowledged widely as a necessary basis for the development of the venture industry. However the institution is due to be efficiently modified, hence it is important that a national strategy of venture industry development based on private and public partnership (PPP) should be launched to unite the interests of all the ministries and departments.

Текст научной работы на тему «Развитие института венчурных инвестиций в России на основе механизмов частно-государственного партнерства»

И.И. Родионов, Н.Н. Дмитриев

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ВЕНЧУРНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМОВ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА

Правительство России еще с 1990-х годов начало реализацию ряда программ по созданию института венчурного финансирования в стране с целью содействия диверсификации экономики и повышения конкурентоспособности на глобальных рынках. В результате этой работы, опирающейся на успешный опыт подобных программ США, Израиля и Финляндии, к настоящему времени в стране сложились механизмы, которые в мире принято считать необходимыми для развития национальной венчурной индустрии. В настоящее время встает вопрос о повышении эффективности данного института и становится актуальной задача разработки в России национальной стратегии развития венчурной индустрии, объединяющей интересы всех министерств и ведомств и основывающейся на частно-общественном партнерстве.

Ключевые слова: венчурный бизнес, венчурное финансирование, инновационная модель развития, частно-общественное партнерство.

2005-2007 гг. стали годами существенной активизации усилий Правительства РФ по развитию института венчурных инвестиций в России на основе механизмов частно-государственного партнерства. Представляется, что более правильным было бы использовать понятие «партнерство бизнеса и общества», чтобы не осталась без внимания работа так называемого Фонда Сороса, Российской ассоциации венчурных и прямых инвестиций (РАВИ), Содружества бизнес-ангелов России (СБАР) и других общественных институтов, которые внесли существенный вклад в решение задачи перехода нашей страны на инновационный путь развития.

Венчурный бизнес, который развился в мощную мировую индустрию и зарекомендовал себя как один из действенных инструментов реализации инновационной модели роста реального сектора экономики, доказал эффективность института венчурно-

И.И. Родионов, Н.Н. Дмитриев

го инвестирования в развитых странах. Успешный мировой опыт определяет роль государства и государственных программ поддержки развития венчурного предпринимательства в качестве катализатора запуска венчурного процесса в стране. Так было в США (SBIC), Финляндии (SITRA), в Израиле (Yozma). Не было стран, где роль государства в формировании данного института была незначительна.

Первые усилия по формированию института венчурного инвестирования как важнейшего элемента модели инновационного развития на основе партнерства бизнеса и общества были предприняты в России еще в 1992 г. и продолжались нарастающими темпами течение всех последующих лет. Среди основных этапных шагов государства и общества, направленных на рост инновационного потенциала российской экономики и вовлечение бизнеса в эту работу, следует назвать:

- Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский фонд технологического развития (РФТР), а также отраслевые фонды, запущенные в 1993 г.;

- Федеральный фонд поддержки малых инновационных предприятий (фонд Бортника), созданный в 1994 г.;

- программы по линии Фонда Сороса, запущенного в 1994 г. и софинансирующего проекты создания инфраструктуры информационного общества;

- программы по линии TACIS, запущенные в 1994 г.;

- Российскую ассоциацию венчурного (а впоследствии - венчурного и прямого) инвестирования (РАВИ), созданную в 1997 г. и объединившую российских и зарубежных инвесторов;

- Венчурный инновационный фонд (ВИФ), созданный в 2000 г. и играющий роль катализатора создания венчурных фондов, начавший работу с марта 2004 г.;

- мегапроекты, запущенные Минобрнауки в 2002 г.;

- Федеральную программу Научно-технического прогресса (ФП НТП) на 2004-2006 гг.;

- специальные экономические зоны инновационной направленности, создаваемые с 2004 г.

Вместе с тем только улучшившаяся (благодаря благоприятной конъюнктуре на мировых сырьевых рынках) ситуация с бюджетными доходами позволила Правительству РФ в 2005-2006 гг. существенно увеличить свой вклад в формирование института венчурного инвестирования, выведя его тем самым на качественно новый уровень.

Поэтому основными событиями 2005-2007 гг. на российском рынке прямых и венчурных инвестиций стало то, что:

Развитие института венчурных инвестиций в России...

- появились и заработали первые региональные венчурные фонды инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере, создаваемые на основе партнерства федеральных и местных властей с бизнесом с 2005 г.;

- были заложены основы для создания ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (ОАО «РИФИКТ»), было создано и заработало ОАО «Российская венчурная компания» (ОАО «РВК»);

- возникли и начали строиться первые технико-внедренческие особые экономические зоны (ОЭЗ);

- заработала программа создания технопарков в сфере ИТ.

Произошли и другие события, которые способствуют развитию

венчурных инвестиций. В частности, в России ведутся работы по организации новой фондовой площадки, аналога американской Nasdaq.

Таким образом, можно отметить, что сегодня в России уже сформировалась довольно целостная система институтов партнерства бизнеса и общества на федеральном и региональном уровнях, которая соответствует практике других развитых и развивающихся стран и требует, скорее, совершенствования и доработки, чем каких-то радикальных мер. Представляется, что государство в основном нашло свое место в рамках партнерства с бизнесом, не конкурируя с ним, а создавая условия для его развития и разделяя риски по проектам, приоритетным с точки зрения общества, но пока излишне рисковым для бизнеса.

Вместе с тем явно прослеживается определенная разобщенность и нескоординированность усилий различных ведомств (и прежде всего МЭРТ, Минобрнауки и Мининформсвязи, а также некоторых иных, например, Минпромэнерго и Минатома, а также Минфина) в области программ перехода на модель инновационного роста, что свидетельствует об отсутствии единой национальной программы в данной области.

Государство при формировании института венчурного инвестирования на основе партнерства с обществом и бизнесом встречается с определенными проблемами.

Основными из них являются такие, как:

- возможность «перегрузить» рынок деньгами;

- возможность заместить частные деньги государственными;

- возможность «сломать» конкуренцию и нарушить уже действующие успешные госпрограммы;

- Россия не располагает необходимым числом специалистов в области венчурного предпринимательства и нет программ их обучения;

И.И. Родионов, Н.Н. Дмитриев

- неадекватность правовых форм для создания венчурных фондов, в частности форма ЗПИФ, и поэтому разрабатывается новая с возможностью commitment;

- система льгот для венчурных компаний и фондов является не вполне продуманной.

Первые две из названных проблем являются наиболее важными. В августе 2007 г. министр образования и науки А. Фурсенко заявил, что он уверен, что выделенных бюджетных средств уже достаточно для того, чтобы катализировать процесс развития венчурного бизнеса. Однако, заметил он, «венчурные инвестиции успешны только тогда, когда туда идут частные деньги». Принципиальное значение имеет подготовка инфраструктуры, проектов, в то время как сегодня ощущается определенный дефицит проектов, отвечающих требованиям рынка. «Важно использовать бюджетные деньги так, чтобы создавать инновационные предположения, имеющие высокий спрос на рынке, хотя бы и с определенной долей риска», - подчеркнул министр.

Анализируя процессы формирования института венчурных инвестиций в России на основе партнерства общества и бизнеса, можно сделать некоторые выводы.

Спецификой российского пути развития венчурного инвестирования является значительная роль государства в процессе становления. Государство активно содействует становлению венчурного инвестирования следующими путями:

а) выделение денежных средств на развитие института финансирования инноваций;

б) выделение денежных средств на покупку результатов работы венчурных компаний.

Государство должно научиться включать частный бизнес в решение государственных задач за счет создания привлекательных условий: венчурной инфраструктуры, внесением изменений в законодательство, регулирующее трастовые отношения, фидуциарную ответственность, введение поправок в закон об инвестиционных фондах, изменения соотношения риск-доходность и др.

В России впервые создается модель государственного стимулирования инноваций и венчурного бизнеса такого масштаба. Правительством создана ОАО «Российская венчурная компания», проведен первый конкурсный отбор юридических лиц для передачи им в доверительное управление средств ОАО «РВК».

Частный бизнес должен подстроиться, адаптироваться к российской венчурной модели: научиться эффективно увеличивать стоимость компаний, ориентироваться на капитализацию как глав-

Развитие института венчурных инвестиций в России...

ный критерий успеха, получить опыт ведения венчурного бизнеса и выйти на мировой уровень.

Если говорить о перспективах развития партнерства, то представляется, что государство, общество и бизнес уже сегодня могли бы приступить к формированию среднесрочной стратегии инновационного развития России и/или ее отдельных регионов. Направления и формы работы понятны: это совместная разработка вариантного прогноза, с тем чтобы оценить возможности, понять цели, которые могли бы быть достигнуты при различных внешних условиях и инвестициях, выработка предложений по путям реализации целей, вытекающих из прогнозов, их анализ и оценка и, наконец, разработка программ реализации сформулированных целей как плана действий государства и бизнеса в области инновационной экономики с тщательной проработкой развилок и конкретных сценариев, на основе которых может быть запущен новый или доработан действующий национальный проект. Опыт такой работы накоплен во многих странах мира (Австралии, Великобритании), и им вполне можно воспользоваться.

Литература

Каширин А. И., Семенов А.С. Венчурное инвестирование в России. М.: Вершина, 2007. С. 144-145.

Пеникас Г., Маленко А. Почему растет Китай? // Высшая школа экономики. Деловой журнал «ChinaPRO». Весь Китай. 01.04.2005. № 1 (1).

Симонян К.Э. Инвестиционные механизмы развития венчурного предпринимательства в России // Дис. на соискание ученой степени канд. экон. наук по специальности 08.00.05. М., 2006. С. 4.

Avnimelech G, Teubal M. Venture Capital policy in Israel: a comparative analysis & lessons for other countries // INSME - International Network for SMEs / © IPI. -2003-2008. - Электрон. данные. - Режим доступа: http://www.insme.info/doc-umenti/teubal.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Данные соответствуют 15.11.08.

United Nations, Economic Commission for Europe, Synopsis of good practices in financial intermediation in support of innovation and knowledge-driven development. 05.12.2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.