Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)'

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СКФО) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОМБУДСМЕН / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА / КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Надгериева Алиса Анатольевна

Статья посвящена проблемам института Уполномоченного по правам человека на основе эмпирических исследований в субъекте Российской Федерации - РСО-А; в статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с реализацией и соблюдением прав граждан. Предложены рекомендации, относящиеся к совершенствованию организационно-кадровых и иных вопросов деятельности Аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Надгериева Алиса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN CRISIS CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE NCFD)

The article is devoted to the problems of the institution of the Commissioner for Human Rights on the basis of empirical research in the subject of the Russian Federation - RSO-A; the article discusses some issues related to the implementation and observance of citizens' rights. Recommendations related to the improvement of organizational, personnel and other issues of the Staff are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СКФО)»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_9_69 УДК 342.7

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В КРИЗИСНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПРИМЕРЕ СКФО) DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF THE COMMITTEDER FOR HUMAN RIGHTS IN CRISIS CONDITIONS (ON THE EXAMPLE OF THE NCFD)

НАДГЕРИЕВА Алиса Анатольевна,

аспирант, ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова». 362025, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 44-46. E-mail: alisa_nadgerieva@mail.ru;

NADGERIEVA Alisa Anatolievna,

postgraduate student, North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov. 362025, Republic of North Ossetia-Alania, Vladikavkaz, Vatutina str., 44-46. E-mail: alisa_nadgerieva@mail.ru

Краткая аннотация: статья посвящена проблемам института Уполномоченного по правам человека на основе эмпирических исследований в субъекте Российской Федерации - РСО-А; в статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с реализацией и соблюдением прав граждан. Предложены рекомендации, относящиеся к совершенствованию организационно-кадровых и иных вопросов деятельности Аппарата.

Abstract: the article is devoted to the problems of the institution of the Commissioner for Human Rights on the basis of empirical research in the subject of the Russian Federation - RSO-A; the article discusses some issues related to the implementation and observance of citizens' rights. Recommendations related to the improvement of organizational, personnel and other issues of the Staff are proposed.

Ключевые слова: омбудсмен, уполномоченный по правам человека, институт уполномоченного по правам человека, конституционное право.

Keywords: ombudsman, Commissioner for Human Rights, institution of the Commissioner for Human Rights, constitutional law.

Для цитирования: Надгериева А.А. Развитие института уполномоченного по правам человека в кризисных условиях (на примере СКФО) //Право и государство: теория и практика. 2022. № 9(213). С. 69-71. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_69.

For citation: Nadgerieva A.A. Development of the institution of the Committeder for Human Rights in crisis conditions (on the example of the NCFD) // Law and state: theory and practice. 2022. No. 9(213). pp. 69-71. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_9_69.

Статья поступила в редакцию: 13.08.2022

За последние двадцать лет сделано немало для защиты прав и законных интересов граждан. Поддержку и защиту для защиты своих прав и законных интересов получили многие заявители, верившие в верховенство права и справедливость. Усилилось взаимодействие уполномоченного с властями. К сожалению, не все могли согласиться.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются право на немедленную приемку с разрешения начальников и иных должностных лиц органов государственной власти и заключение двусторонних соглашений о сотрудничестве (контрактов). Пока таких соглашений заключено не более десяти в некоторых субъектах, в то время как в большинстве субъектах РФ - минимум двадцать.

Общее количество обращений граждан (заявлений, предложений, жалоб), поступивших из Северо-Кавказского федерального округа в 2021 году по сравнению с 2020 годом, увеличилось на 25,2% (с 1 370 до 1 715), в 2019 году поступило 1 622, в 2018 году - 1 541, в 2017 году - 1 613, в 2016 году - 2 012 обращения. В 2020 году 582 из 1 370 обращений, что составляло 42,5%, в 2019 году 720 из 1 622 обращений, что составляло 44,4%, в 2018 году 778 из 1 541, что составляло 50,5%, в 2017 году 846 из 1 613, что составляло 52,4% культурных прав (право на пользование родным языком, на образование, свобода творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и др.) - количество обращений уменьшилось в 3,5 раза (с 22 до 6), в 2019 году - 23, в 2018 году - 17, в 2017 году - 19, в 2016 году - 10.[1,2]

Больше всего обращений поступило из Ставропольского края и Республики Дагестан, что объясняется большой численностью населения в этих регионах (2 792,8 и 3 133,3 тыс. человек соответственно). В 2021 году коэффициент интенсивности (число обращений на 10 тыс. жителей) превышал среднее по округу (1,72) в Ставропольском крае - 2,76; Кабардино-Балкарской Республике - 2,11, Республике Северная Осетия - Алания - 1,82. Самое большое увеличение значения коэффициента интенсивности отмечены в Кабардино-Балкарской (+0,93) и Республике Ингушетия (+0,72), количество обращений из которых увеличилось почти в 2 раза. Увеличение коэффициента интенсивности в Кабардино-Балкарской Республике определил, в первую очередь, рост обращений группы гарантий защиты прав +76, с 53 до 129 (из них в связи с нарушением прав участников уголовного процесса +66). Увеличение коэффициента интенсивности в Республике Ингушетия связано с ростом обращений группы социальных прав (+22, с 16 до 38) и гарантий защиты прав + 20 (с 18 до 29).[1,2]

Больше всего увеличилось количество обращений из Ставропольского края (на 105), Кабардино-Балкарской Республики (на 81), Республики Дагестан (на 77).

В 2021 году 5 из 6 обращений, относящихся к группе культурных прав, касались права на образование (в 2020 году - 21, в 2019 году 23 обращения группы культурных прав относились к вопросам образования). Из Республики Дагестан - среднего профессионального образования; из Республики Северная Осетия - Алания - высшего профессионального образования; из Ставропольского края - общего и высшего профессионального образования.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. №9(213)

По вопросам нарушения прав на участие в культурной жизни (доступ к памятникам истории и культуры) поступило 1 обращений из Ставропольского края.

В 2021 году поступило 82 обращения группы политических прав (в 2020 году - 16, в 2019 году - 30; в 2018 году - 18), из них 35 - из Ставропольского края. Порядка обращения в государственные и общественные правозащитные организации касалось 73 жалобы.

Увеличение количества обращений группы политических прав произошло по тематике «право на обращение». При этом собственно нарушения права на обращение в органы публичной власти касалось 19 обращений. Остальные содержали просьбы о личном приеме Уполномоченного, о разъяснении порядка обращений в суды (в связи с введенными ограничениями в период пандемии, введением новой структуры кассационных судов), о разъяснении По другим вопросам группы политических прав (выборы, порядок организации и проведения публичных мероприятий, деятельность СМИ) поступило 4 обращения, все по вопросам проведения выборов: из Ставропольского края 2, из Республики Дагестан и Кабардино-Балкарской Республики по 1 .[3]

В 2021 году 59,3% обращений группы экономических прав 67 из 113 относились к вопросам гражданского законодательством (частная собственность, обязательства, договоры, наследство и др.), в 2020 г. - 46, в 2019 г. - 47, в 2018 г. - 55. 33,6% (38 из 113) - земельных отношений (в 2020 г. - 36, в 2019 году - 55, в 2018 году - 55). 7,1% (8) обращений группы экономических прав относились к вопросам предпринимательской деятельности. 2 касались соблюдения законодательства о торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения - по 1 обращению из Чеченской Республики и Ставропольского края. 3 обращения из Ставропольского края касались общих вопросов хозяйственной деятельности, 1 - банкротства. По вопросам таможенного регулирования поступило обращение из Республики Дагестан.

В 2021 году зарегистрировано 115 обращений группы гражданских (личных) прав (в 2020 - 87, в 2019 году - 103, в 2018 году - 99). Наибольшее число жалоб рассматриваемой группы прав поступило из Республики Дагестан (49), Ставропольского края (33) и Чеченской Республики 76,5% обращений группы гражданских (личных) прав - 88 из 115 (в 2020 году - 57 из 87, в 2019 году - 53 из 103; в 2018 году 63 из 99) касались вопросов гражданства и миграции (23), международных и межнациональных отношений (прав соотечественников, пребывающих за рубежом - 6 обращений, все из Республики Дагестан; въезда и выезда с территории России российских граждан - 53 и иностранных граждан - 2, вопросов национальной политики - 4).

В 20 % (23, в 2020 году - 10) обращений группы гражданских (личных) прав рассмотрены вопросы охраны общественного порядка и общественной безопасности. В 4 (11,8%) обращениях группы гражданских (личных) прав (10 в 2020 году, 43 в 2019 году) рассматривались вопросы свободы совести и вероисповедания.

Основной рост (+ 127) был связан с обращениями группы социальных прав, их количество увеличилось изо всех регионов, входящих в состав округа.

Отдельные проблемы, отраженные в обращениях граждан остаются вопросы обеспечения жильем отдельных категорий лиц, переселения из ветхого и аварийного жилья, предоставления земельных участков многодетным семьям, соблюдения трудовых прав, организации оказания коммунальных услуг, оказания надлежащей медицинской помощи, качества оказания бесплатной юридической помощи и др.

Для решения проблем в сфере реализации и соблюдения прав граждан необходимо объединение усилий власти всех уровней, институтов гражданского общества и населения. Выполнение предложенных рекомендаций Уполномоченного, направленных на обеспечение и защиту прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, даст возможность уверенно идти по пути снижения любого рода их нарушений [1].

2022 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом культурного наследия народов России [2].

Правительству Российской Федерации поручено:[2,3]

а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года культурного наследия народов России;

б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года культурного наследия народов России.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе и Республике Северная Осетия-Алания, осуществляет необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года культурного наследия народов России.

В условиях изоляции нашей страны от внешнего мира, многонациональный культурный код нашей страны становится одним из очевидных преимуществ перед новыми вызовами эпохи. От сохранения и развития культурного наследия народов России зависит будущее нашей уникальности, наше несомненное конкурентное преимущество в инновационных творческих направлениях развития цивилизации, в духовной сфере.

В связи с принятием Федерального закона от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» расширены полномочия уполномоченных в части обращения в суд с административными исковыми заявлениями при нарушении прав и свобод человека и гражданина (неограниченного круга лиц), решениями или действиями (бездействием) государственных органов, муниципальных органов, организаций, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. К сожалению, ввиду ограничения в кадровых и организационных ресурсах, пока не удавалось применить этот дополнительный инструмент.

Внешнеполитическая повестка конца 2021 года-начала 2022 года диктует новые вызовы институту уполномоченных по правам человека по всей стране.

Новые экономические реалии в кризисных условиях введенных в отношении России жесточайших санкционных ограничений со стороны ряда западных стран, требуют коренного перезапуска многих экономических и производственных, логистических процессов в нашей стране, повышения эффективности управленческих процессов для обеспечения эффективного импортозамещения, восполнения возникающих дефици-

тов на товарных рынках. Высоки инфляционные ожидания, прогнозы по безработице, и соответственно, на первый план выходят задачи по обеспечению наименее защищенных слоев населения, борьба с бедностью, социальные вопросы и многие другие.

Институт Уполномоченного по правам человека в республике без надлежащего ресурсного обеспечения деятельности, а также государственные гарантии защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в Республике Северная Осетия-Алания оказываются занижены и требуют укрепления. Это безусловно сказывается на единстве правового пространства в Российской Федерации и создает неравенство в отношении граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Северная Осетия-Алания в объеме гарантий по защите их прав, свобод и законных интересов по сравнению с гражданами Российской Федерации, проживающими в других субъектах Российской Федерации [2].

Задача Уполномоченного по правам человека в Республике Северная Осетия-Алания и его Аппарата на 2022 год - использовать весь имеющийся инструментарий для обеспечения соблюдения и реализации прав, свобод и законных интересов населения республики, с единственной целью - «Помочь Человеку!».

Предложения по совершенствованию организационно-кадровых и иных вопросов деятельности Аппарата:

- повышение эффективности бюджетирования финансово-материальной стороны деятельности государственного органа;

- повышение эффективности работы Экспертного совета при Уполномоченном и института общественных помощников Уполномоченного;

- развитие структуры Аппарата Уполномоченного. Увеличение штатного расписания исходя из достаточного для полноценной эффективной деятельности количественного состава Аппарата;

- доступность Аппарата Уполномоченного по правам человека для лиц с ограниченными возможностями;

- дальнейшая работа по наполнению официального сайта Уполномоченного на Едином портале органов государственной власти Республики Северная Осетия-Алания, развитию созданных официальных аккаунтов Уполномоченного в социальных сетях, повышение открытости и доступности информации о деятельности Уполномоченного для граждан.

Библиогра фия:

1. http://alania.gov.ru/upch

2. Указ Президента Российской Федерации от 30 декабря 2021 года №745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»// [Электронный ресурс]

3. http ://www. kremlin. ru/acts/bank/47407

References:

1. http://alania.gov.ru/upch

2. Decree of the President of the Russian Federation No. 745 dated December 30, 2021 "On holding the Year of Cultural Heritage of the Peoples of Russia in the Russian Federation"// [Electronic resource]

3. http://www.kremlin.ru/acts/bank/47407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.