СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
Научная статья УДК 342.511
https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-62-64 NIION: 2007-0083-4/22-167 MOSURED: 77/27-005-2022-04-366
Развитие института президентуры после конституционной реформы 2020 г.
Никита Сергеевич Грудинин
Российский технологический университет — МИРЭА, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются некоторые векторы развития института президентуры в России после конституционной реформы 2020 г. По мнению автора, в результате конституционной реформы институт президентуры укрепил свои позиции в системе разделения властей, а сам Президент получил реальную возможность сохранить свое влияние на политическое развитие государства по окончании срока своих полномочий, став сенатором Российской Федерации. Отмечается высокий авторитет главы государства в глазах граждан страны, тенденция на дальнейшее укрепление значения Президента России в системе органов публичной власти.
Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, разделение властей, полномочия, Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды, прокуратура, конституционная реформа
Для цитирования: Грудинин Н. С. Развитие института президентуры после конституционной реформы 2020 г. // Криминологический журнал. 2022. № 4. С. 62-64. https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-62-64.
Original article
Development of the Institution of the Presidency after the 2020 constitutional reform
Nikita S. Grudinin
Russian Technological University — MIREA, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. The article considers some vectors of development of the institution of the presidency in Russia after the constitutional reform of 2020. According to the author, as a result of the constitutional reform, the institution of the presidency has strengthened its position in the system of separation of powers. It became possible for the President to retain his influence on the political development of the state after the end of his term of office, becoming a senator of the Russian Federation. Both the authority of the head of state in the opinion of citizens and the tendency to further strengthen the importance of the President of Russia in the system of public authorities are noted.
Keywords: Constitution of the Russian Federation, separation of powers, authority, the President, Federal Assembly, Government, courts, prosecutor's office, constitutional reform
For citation: Grudinin N. S. Development of the Institution of the Presidency after the 2020 constitutional reform. Criminological Journal. 2022;(4):62-64. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2687-0185-2022-4-62-64.
Конституционная реформа 2020 г., которая преследовала за собой ряд целей, в том числе корректировку баланса сдержек и противовесов внутри системы разделения властей, активизировала дискуссию о роли и месте института президентуры в системе органов публичной власти, а также о дальнейших перспективах его развития. Следует отметить, что институт президентуры в Российской Федерации принципиально утвердился еще в 90-е гг. XX в., и в настоящее время уровень поддержки гражданами страны деятельности Президента России колеблется на уровне 75-80 % [2]. Очевидно, что такой высокий уровень одобрения деятельности Президента России не является случайным. Соглас-
© Грудинин Н. С., 2022
но Конституции 1993 г. именно Президент является главой государства, гарантом прав и свобод человека и гражданина. Более того, на наш взгляд, Президент России является реальным главой исполнительной власти в Российской Федерации, а также ключевым и определяющим элементом системы разделения властей, обеспечивающим согласованное функционирование органов публичной власти.
Как известно, действующая Конституция Российской Федерации предопределила функционирование России как президентско-парламентской республики. Тем не менее, первоначальная редакция Конституции наделила Президента России крайне широким перечнем полномочий, не предоставив Федеральному Со-
SOCIAL AND HUMAN SCIENCES
LAW SCIENCES
бранию Российской Федерации реальных возможностей по контролю за деятельностью Правительства Российской Федерации и определению основных направлений внутренней политики. Таким образом, в 90-е гг. XX в. Россия де-юре была куда ближе к модели суперпрезидентской республики, а само существование парламента напоминало дань уважения традиции разделения властей. Постепенно вектор государственно-правового развития стал меняться: в декабре 2008 г. в Конституцию Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым Правительство было обязано ежегодно отчитываться перед депутатами Государственной Думы об основных результатах своей деятельности. В 2020 г. был сделан еще один шаг в усилении юридического и фактического влияния Государственной Думы на работу Правительства: депутаты получили право утверждать в должности Председателя Правительства, его заместителей и большинство федеральных министров. Тем самым, на наш взгляд, была решена задача укрепления взаимосвязи между Правительством и Государственной Думой: федеральные министры и депутаты стали работать в более тесной связи, укрепился статус Государственной Думы и парламента в целом, а Президент России сохранил за собой статус «арбитра», позволяющий ему контролировать как работу Правительства, так и законотворческую политику в стране.
Конституционная реформа 2020 г., таким образом, послужила стимулом к укреплению основ парламентаризма в России, несколько разгрузив Президента в вопросах внутренней политики. При этом сам Президент нисколько не утратил контроль за Правительством, сохранив за собой возможность отправить в отставку Правительство Российской Федерации и получив новое полномочие — возможность отправить в отставку Председателя Правительства Российской Федерации без изменения персонального состава федеральных министров. Вероятно, в результате конституционной реформы 2020 г. Президент России сделал еще один шаг на пути превращения Правительства России в «президентский кабинет министров» и тем самым усилил свою роль в системе разделения властей [1, с. 136].
Еще одним результатом конституционной реформы 2020 г. можно считать изменение порядка занятия должности Президента России по результатам выборов: если ранее Президент мог занимать свою
должность не более двух сроков подряд, то в результате конституционной реформы 2020 г. должность Президента стала ограничена двумя сроками по 6 лет каждый и суммарно 12 годами. Представляется, что данные изменения нисколько не ослабили институт президентуры, поскольку они сохранили принципиальную возможность для Президента России переизбраться на второй срок. Более того, по результатам конституционной реформы он получил возможность по окончании срока своих президентских полномочий продлить свою политическую карьеру, стать сенатором Совета Федерации Российской Федерации и при определенных условиях — Председателем Совета Федерации.
Еще одним итогом конституционной реформы 2020 г. следует признать усиление полномочий Президента страны в отношении судебной власти и прокуратуры. Необходимо подчеркнуть, что Конституция Российской Федерации в редакции 2020 г. закрепила за Президентом право представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Верховного Суда; назначать председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83). Также Президент России получил право назначать на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождать от должности Генерального прокурора Российской Федерации, его заместителей, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации (п. «е.1» ст. 83).
Очевидно, что данные изменения направлены на дальнейшее укрепление института президентуры и степени его влияния на порядок комплектования прокурорского и судейского корпуса. По итогам конституционной реформы 2020 г. следует утверждать, что прокуратура стала контрольным органом, подчиненным напрямую Президенту России. Более того, Президент России усилил свое влияние на формирование судейского корпуса высших судов, а следовательно, поставил под контроль формирование кадрового резерва судей. Эти изменения, на наш взгляд, отражают тенденцию на усиление влия-
№ 4 / 2022 Criminological journal 63
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ПРАВО
ния Президента и его Администрации на процессы комплектования персонального состава судебной власти. Опосредованное влияние на судебную власть со стороны Президента де-юре и де-факто укрепляет конституционно-правовое воздействие и политическое влияние на систему разделения властей.
Резюмируя сказанное, необходимо подчеркнуть следующее. Институт президентуры продолжает оставаться центральным и наиболее значимым элементом системы разделения властей. После конституционной реформы 2020 г. Президент Российской Федерации разделил с Государственной Думой бремя ответственности за формирование и деятельность Правительства, но сохранил все необходимые рычаги за его работой. Очертив предел своих полномочий максимальным сроком в 12 лет, Президент получил право продолжить свое участие в политической жизни государства и стать сенатором Совета Федерации. Параллельно с этим Президент России получил все
полномочия по формированию прокурорского корпуса и назначению на должности судей Верховного Суда Российской Федерации. В сухом остатке — усиление влияния Президента России на систему публичной власти и его авторитета среди россиян.
Список источников
1. Боброва Н. А. Конституционная реформа-2020 как полигон инноваций // Юридическая техника. 2021. № 15. С. 134-139.
2. Владимир Путин: оценки работы, отношение // URL://https://fom.ru/Politika/10946.
References
1. Bobrova N. A. Constitutional reform-2020 as a polygon of innovations // Legal technique. 2021. № 15. P. 134-139.
2. Vladimir Putin: job evaluations, relationships // URL://https://fom.ru/Politika/10946.
Информация об авторе
Н. С. Грудинин — доцент кафедры государственного и административного права Российского технологического университета — МИРЭА, кандидат юридических наук, доцент.
Information about the author
N. S. Grudinin — Associate Professor of the Department of State and Administrative Law of Russian Technological University — MIREA, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor.
Статья поступила в редакцию 17.11.2022; одобрена после рецензирования 01.12.2022; принята к публикации 08.12.2022.
The article was submitted 17.11.2022; approved after reviewing 01.12.2022; accepted for publication 08.12.2022.
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ
Конституционное право
россии
ДЕВЯТОЕ ИЗДАНИЕ
9-е изд., перераб. и доп. Учебник. 671 с. Гриф МО РФ Гриф НИИ образования и науки Гриф _ "
Рассмотрены вопросы, традиционно относящиеся к предмету науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др. Большое внимание уделено избирательной системе в России. Отражены законодательные нормы об объединении арбитражных судов с Верховным Судом РФ.
Для студентов юридических вузов и факультетов, аспирантов (адъюнктов), преподавателей, практических работников, а также для всех интересующихся проблемами отечественного конституционного права.