Развитие института банкротства физических и юридических лиц
Передера Алексей Александрович,
соискатель, кафедра гражданского и предпринимательского права, ФГБОУ ВО «Российская государственная академия интеллектуальной собственности» E-mail: alexeyperedera@gmail.com
В данной статье отражены основные вопросы законодательного регулирования института банкротства в российском праве. В настоящее время данная тема является особенно актуальной, что обусловлено экономическими изменениями, кризисами, проблемами, связанными с налогами, а также другими факторами, которые усложняют положение юридических и физических лиц. В настоящее время в Российской Федерации должник получает помощь в предотвращении его несостоятельности в соответствии с российским процессуальным и арбитражным законодательством. Правовое воздействие направлено на восстановление прежнего или близкого к нему положительного состояния юридического или физического лица, в котором он обладает платежеспособностью, а также на удовлетворение требований всех кредиторов. Законодательные основы регулирования института банкротства представляют собой сложную систему, включающую в себя как материальные, так и процессуальные элементы.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, конкурсная масса, арбитражное законодательство.
После того, как Российская Федерация перешла к рыночной экономике, была провозглашена частная собственность, кредиторы стали нуждаться в гарантиях, которые в настоящее время обеспечиваются институтом банкротства. При этом даже в условиях невозможности предотвращения убытков кредиторов на основе действующего законодательства они минимизируются или перераспределяются наиболее выгодным образом для всех кредиторов.
Институт банкротства состоит в том, что в гражданском обороте перестают участвовать неплатежеспособные субъекты, в связи с чем рынок становится более совершенным. Таким образом, обеспечивается восстановление финансовой стабильности ответственных юридических и физических лиц путем улучшения их положения в экономических отношениях.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы несостоятельности в Российской Федерации, является Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» [3]. Данный нормативно-правовой акт устанавливает механизм и условия осуществления мероприятий, целью которых является предупреждение несостоятельности, а также порядок реализации процедуры банкротства, иные вопросы, связанные с тем, что должник не обладает ресурсами для удовлетворения требований кредиторов. Некоторые вопросы, обусловленные отношениями, возникающими в связи с несостоятельностью, регулирует Гражданский кодекс Российской Федерации [1].
Законодательство о банкротстве является достаточно сложным, так как совмещает в себе меры как процессуального, так и материального характера. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы, связанные с несостоятельностью в тех случаях, когда они не могут быть разрешены при помощи законодательства о банкротстве [2]. Все дела о банкротстве подсудны арбитражным судам.
Банкротство юридических лиц представляется как деятельность, осуществляемая для пропорционального погашения кредитов. Они оказывают воздействие на граждан и индивидуальных предпринимателей, так как они имеют социальный подтекст. В соответствии со статьей 24 Гражданского кодекса Российской Федерации физические лица ответственны по долгам своим имуществом. Однако это не распространяется на юридических лиц, которые несут ответственность по долгам солидарно или косвенно, согласно статье 87 Гражданского кодекса Российской Федерации. Субъекты, которые повергаются процедурам банкрот-
5 -о
сз
<
ства, нуждаются в юридической защите и помощи. Банкротство граждан и индивидуальных предпринимателей, следовательно, способствует сохранению репутации несостоятельного субъекта как участника гражданского оборота.
Банкротство может быть добровольным и вынужденным. Вынужденное или принудительное банкротство возникает по решению суда. Добровольное банкротство обусловлено решением несостоятельного лица [5]. В некоторых случаях должники-банкроты сами заявляют о банкротстве.
Так несостоятельностью признается неспособность субъекта исполнить денежные обязательства перед кредитором в части или целиком, выполнять обязанности по выплате обязательных платежей, назначенные судебным решением. Признаками банкротства являются:
- финансовая задолженность, обязанностью выплаты которой наделен должник; отсутствие у гражданина или юридического лица возможности удовлетворить требования кредиторов по выплате денежных средств, а также уплатить обязательные платежи в течение трех месяцев;
- задолженность в размере свыше 10 000 рублей для физических лиц, более 100 000 рублей для юридических лиц [4].
Банкротство заключается в нескольких взаимосвязанных этапах, в число которых входят надзор, финансовое оздоровление, управление, конкурсное производство. Во время реализации каждого из этих этапов осуществляются соответствующие меры, установленные законодательством. Первоначально принимаются меры экстренного характера, состоящие, например, в аресте активов должника, анализе его финансового положения и т.д.
В тех случаях, когда существуют условия для восстановления платежеспособности должника, применяемые меры носят карательный характер, состоят, например, в переквалификации деятельности, продаже организации, отнесение части задолженности к недействительным активам.
При наличии оснований полного банкротства должника меры характеризуются как ликвидационные. Они состоят в создании конкурсной массы, оформлении соответствующих документов и удовлетворении требований кредиторов.
Должник может заключить соглашение с кредиторами или другими субъектами, которые могут предпринимать действия, направленные на восстановление платежеспособности должника.
Для выявления основных особенностей банкротства считается необходимым рассмотреть основные процедуры, воздействию которых подвергается юридическое лицо в рамках дела о банкротстве [7].
— Первой процедурой является наблюдение. Це-2 лью осуществления наблюдения является сохра-й нение имущества должника. В процессе реали-° зации наблюдения происходит исследование фи-ав нансового состояния организации, утверждение
перечня кредиторов и проведение их собрания. Наблюдение не может проводиться дольше семи месяцев с момента принятия заявления о банкротстве.
В течение проведения наблюдения организация функционирует также, не изменяя привычный распорядок. Позитивным явлением представляется то, что с имущества организации снимаются аресты, счета становятся активными, исполнительные производства приостанавливаются. Судебные приставы при этом не могут воздействовать на деятельность предприятия, не начисляются штрафы. Однако некоторым ограничениям предприятие подвергается, но они не являются значительными.
В результате проведения наблюдения временный управляющий проводит финансовый анализ деятельности должника. Анализу подвергается деятельность должника, проводимая им в течение двух или трех лет до момента банкротства.
Следующей процедурой является финансовое выздоровление. Такая мера носит реабилитационный характер. Основной ее целью является восстановление платежеспособности должника, а также удовлетворение требований кредиторов [9].
Однако не во всех случаях допускается проведение данной процедуры. Это возможно лишь тогда, когда объявляется субъект, готовый погасить требования кредиторов путем залога имущества, гарантии, государственной или муниципальной гарантии, поручительства и т.д.
Финансовое оздоровление ограничено сроками. Оно не может превышать срок, равный двум годам.
Следующей процедурой является внешнее управление, главной целью которого является восстановление платежеспособности организации под контролем внешнего управляющего, именуемого также как арбитражный управляющий, который является лицом, уполномоченным проводить внешнее управление.
Внешнее управление может проводиться в течение двух лет, как и финансовое оздоровление. Отличие от финансового оздоровления состоит в том, что руководитель предприятия отстраняется от должности, его функции после чего исполняет арбитражный управляющий. Участники организации в рамках данной процедуры значительно ограничены в правах. Они должны осуществлять деятельность по поиску ресурсов для удовлетворения требований кредиторов [6].
Одной из процедур банкротства является конкурсное производство, которое предусматривает ликвидацию организации, являющейся должником. Следует отметить, что данная процедура является важной во многих делах о несостоятельности. Она проводится в течение шести месяцев и может повторяться неоднократно. В некоторых случаях допустимо проведение конкурсного производства в срок, превышающий 5 лет. Целью конкурсного производства является удовлетворение требований кредиторов.
В любое время должник и кредиторы могут договориться о прекращении процедуры банкротства путем заключения мирового соглашения. Собрание кредиторов устанавливает условия, при которых предприятие будет функционировать дольше и постепенно рассчитываться по долгам.
Кредиторы или органы федеральной налоговой службы при установлении факта неисполнения мирового соглашения со стороны должника обладают правом подачи заявления в арбитражный суд о расторжении мирового соглашения. Процедура банкротства возобновляется с того момента, на котором было приостановлено ввиду заключения мирового соглашения [8].
Однако для заключения мирового соглашения необходимо утверждение его арбитражным судом, которое происходит только при установлении факта удовлетворения требований кредиторов первой и второй очереди.
Мировое соглашение заключается, если на собрании кредиторов большинство из них в результате голосования изъявили положительную позицию к заключению мирового соглашения. Мировое соглашение заключается в письменной форме, содержит данные о порядке и сроках удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, следует вывод о том, что институт банкротства регулируется правовыми нормами, которые учитывают как интересы должника, так и интересы кредитора, при осуществлении воздействия посредством определенных процедур на должника.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 212.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
3. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. ст. 4190.
4. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) / С.А. Карелина. М.: Волтерс Клувер, 2016. 360с.
5. Кобозева Н.В. Банкротство: учет, анализ, аудит: Практическое пособие / Н.В. Кобозева. М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 208 с.
6. Куликова И.А. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в Российском законодательстве / И.А. Куликова. Научный поиск. 2016. № 2.1. С. 58-59.
7. Нефедова И.Ч. Оценка банкротства (несостоятельности) организации / И.Ч. Нефедова. М.: ИНФРА-М, 2018. 200 с.
8. Поршнев А.Г. Оценка банкротства (несостоятельности) организации / А.Г. Поршнев. М.: РИЦЛО «Мегаполис-Контракт», 2017. 156 с.
9. Редикова И.В. Понятие и правовая основа несостоятельности физических лиц: ретроспектива и современные реалии // Молодой ученый. 2020. № 2 (292). С. 138-140.
DEVELOPMENT OF THE INSTITUTION OF BANKRUPTCY OF INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES
Peredera A.A.
Russian State Academy of Intellectual Property
This article reflects the main issues of legislative regulation of the institution of bankruptcy in Russian law. Currently, this topic is particularly relevant, due to economic changes, crises, problems related to taxes, as well as other factors that complicate the situation of legal entities and individuals. Currently, in the Russian Federation, the debtor receives assistance in preventing its insolvency in accordance with Russian procedural and arbitration legislation. The legal impact is aimed at restoring the former or close to it positive state of a legal or natural person in which he has solvency, as well as at satisfying the claims of all creditors. The legal framework for regulating the institution of bankruptcy is a complex system that includes both material and procedural elements.
Keywords: insolvency, bankruptcy, bankruptcy estate, arbitration legislation.
References
1. Civil code of the Russian Federation (part one) of 30.11.1994 № 51-FZ // meeting of the legislation of the Russian Federation. 1994. No. 32. St. 212.
2. Arbitration procedure code of the Russian Federation dated 24.07.2002 n 95-FZ // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. St. 3012.
3. Federal law dated 26.10.2002 № 127-FZ «On insolvency (bankruptcy)» // meeting of the legislation of the Russian Federation. 2002. No. 43. article 4190.
4. Karelina S.A. Legal regulation of insolvency (bankruptcy) / S.A. Karelin. M.: Volters Kluver, 2016. 360s.
5. Kobozeva N.V. Bankruptcy: accounting, analysis, audit: A practical guide / N.V. Kobozeva. M.: Master, SIC INFRA-M, 2016. 208 p.
6. Kulikova I.A. Correlation of the concepts of «insolvency» and «bankruptcy» in Russian legislation / I.A. Kulikova. Scientific search. 2016. No. 2.1. pp. 58-59.
7. Nefedova I. Ch. Assessment of bankruptcy (insolvency) of the organization / I. Ch. Nefedova. M.: INFRA-M, 2018. 200 p.
8. Porshnev A.G. Assessment of bankruptcy (insolvency) of the organization / A.G. Porshnev. M.: RITSLO «Megapolis-Contract», 2017. 156 p.
9. Redikova I.V. The concept and legal basis of the insolvency of individuals: a retrospective and modern realities // Young scientist. 2020. No. 2 (292). pp. 138-140.