ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
Развитие инноваций в промышленной сфере
Санкт-Петербурга
М. Э. Осеевский,
вице-губернатор
Санкт-Петербурга
А. И. Сергеев,
член Правительства Санкт-Петербурга, председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли
В статье проанализированы основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию промышленного комплекса Санкт-Петербурга, а также меры по исправлению создавшейся ситуации. Изложены основные направления и целевые показатели Программы развития инновационно-технологической сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы.
This article is devoted to the analysis of the main obstacles on the way of the sustainable development of the industrial complex of St.-Petersburg. It also proposes the number of measures to improve the situation. Key dimensions and objective indicators of the Program of innovations and technology sphere of industrial complex of St.-Petersburg development at the period of2006-2008 are defined and explained in the article.
Промышленный комплекс Санкт-Петербурга играет важную роль в решении основных социально-экономических проблем города, являясь главным источником налоговых поступлений и ключевым фактором занятости населения (рис. 1).
Рис. 1. Удельный вес промышленного комплекса в структуре валовой добавленной стоимости, численности работающих, платежей в бюджетную систему и прибыли, %
Сегодня на долю промышленности приходится 27% валовой добавленной стоимости, почти четверть работающего населения, более 23% налоговых поступлений в бюджетную систему и около 45% общего объема прибыли по городу.
По всем этим показателям промышленность занимает первое место среди отраслей экономики Санкт-Петербурга.
Такое положение предопределяет приоритетное внимание к работе промышленного комплекса со стороны исполнительных органов государственной власти, их объективную заинтересованность в его постоянном развитии. Правительством Санкт-Петербурга был утвержден План мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга (далее — План)1 , направленный на повышение эффективности работы промышленных предприятий, улучшение их финансово-экономического положения.
За время, прошедшее после принятия Плана, Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли (далее — Комитет) совместно
1 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.01.2005 № 52 «О Плане мероприятий по развитию промышленного потенциала Санкт-Петербурга на 2005-2008 годы».
с исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, Союзом промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, руководством крупнейших промышленных организаций проводилась планомерная работа по реализации его мероприятий.
Работа осуществлялась по следующим важнейшим направлениям:
• создание благоприятного предпринимательского климата;
• развитие промышленных территорий;
• обеспечение промышленных предприятий энергоресурсами, инженерной и транспортной инфраструктурой;
• обеспечение промышленных предприятий высококвалифицированными кадрами;
• содействие техперевооружению и продвижению продукции промышленных предприятий на рынках сбыта.
Для координации данной работы при Правительстве Санкт-Петербурга был создан Межведомственный координационный совет по экономической, научно-технической и промышленной политике.
Были проведены опросы руководителей промышленных предприятий Санкт-Петербурга. В результате анализа проведенного опроса сформулированы основные проблемы, препятствующие устойчивому развитию промышленного комплекса города (рис. 2).
□ 2004
3 2005
12006
Высокие цены на продукцию (услуги) естественных монополистов
Дефицит Высокий
квалифи- уровень
цированной налогообло-рабочей жения
силы
Устаревшее Конкуренция оборудо- со стороны вание и импортных
технологии товаров
Отсутствие средств на освоение новых видов продукции
Рис. 2. Основные проблемы, препятствующие росту объемов продукции промышленных предприятий Санкт-Петербурга (в % от числа опрошенных)
Особую тревогу вызывает состояние основных фондов. По статистическим данным, степень износа основных фондов в промышленности Санкт-Петербурга приближается к 50%. При этом следует отметить, что удельный вес полностью изношенных основных фондов в промышленности города составляет почти 17%, а их активной части — машин и оборудования — 22%.
Не намного лучше обстоит дело с внедрением в промышленное производство результатов научно-технической и научно-информационной деятельности.
Известно, что ведущую роль в повышении конкурентоспособности экономики играет инновационная активность предприятий. Вместе с тем, анализ статистических показателей развития промышленности Санкт-Петербурга показывает крайне низкую инновационную активность предприятий (рис. 3).
Рис. 3. Удельный вес инновационно активных предприятий в общем числе промышленных предприятий в Российской Федерации и Санкт-Петербурге
Так, по данным Петростата, только 91 промышленное предприятие города (12,5% от общего числа, в среднем по России — 10,5%) являлось инновационно активным, т. е. в течение последних трех лет имело завершенные инновации.
Очень сложная ситуация сохраняется с обеспечением промышленных предприятий кадрами. Проведенный мониторинг возрастного состава персонала на ряде ведущих промышленных предприятий показывает, что его основу составляют люди старше 45 лет.
Руководители ,, структур™^ Инжечерно Инженерно-подразделений т=ег технические работники на производстве
Старше 45 От 35 до 45 От 25 до 35 До 25 лет
Рабочие
основного
производства
Рис. 4. Средний возраст работников промышленных предприятий Санкт-Петербурга (по результатам мониторинга кадрового потенциала)
При этом следует учесть все более усугубляющуюся негативную демографическую ситуацию.
Понимая необходимость принятия мер по исправлению создавшейся ситуации, Комитетом была разработана Программа развития инновационно-тех-
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007
нологической сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы2.
Главная цель Программы — повышение конкурентоспособности промышленности Санкт-Петербурга на основе ее инновационного развития. Основные направления Программы:
1. Создание и развитие инновационных территорий.
2. Содействие развитию инновационной инфраструктуры промышленности.
3. Кадровое обеспечение инновационной деятельности в промышленности.
4. Формирование благоприятного климата для инновационной деятельности.
5. Содействие развитию инновационной среды и продвижению продукции высокотехнологичной промышленности на рынках сбыта.
6. Интеграция инновационной системы промышленности Санкт-Петербурга с национальной и региональной инновационными системами, международными инновационными сетями. Остановимся подробно на трех важнейших направлениях Программы.
Создание и развитие инновационных территорий
Это, прежде всего, содействие созданию Особой экономической зоны технико-внедренческого типа (ОЭЗ). На территории ОЭЗ планируется разработка программных продуктов, средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры, автоматизированных систем управления технологическими процессами, военной и гражданской авионики, медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий. ОЭЗ будет располагаться на двух участках: «Нойдорф» (Стрельна) и севернее лесопарка «НовоОрловский», общей площадью территории около 200 га. Инженерная подготовка территорий будет произведена в течение четырех лет за счет средств бюджета Российской Федерации и бюджета Санкт-Петербурга (50 и 50%).
В настоящее время проводится работа по подбору резидентов зоны. Немаловажным фактом является то, что первой компанией, получившей этот статус, является ЗАО «Транзас» — лидер на российском рынке навигационных технологий.
С целью привлечения резидентов ОЭЗ, расположенной на территории Санкт-Петербурга, этой категории налогоплательщиков предоставлены налоговые привилегии3 (табл. 1).
2 Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.08.2006 № 1053 «Об утверждении Программы развития инновационнотехнологической сферы в промышленности Санкт-Петербурга на 2006-2008 годы».
3 Закон Санкт-Петербурга от 28.06.1995 № 81-11 «О налоговых льготах».
Таблица 1
Налоговые льготы, предоставляемые резидентам ОЭЗ
Виды налогов Общие условия В границе ОЭЗ
ЕСН 26% 14%
Таможенные пошлины В соответствии с таможенным тарифом Отсутствие пошлин
Земельный налог (% от кадастровой стоимости) макс. 1,5% 0%
Налог на имущество 2,2% 0%
Транспортный налог (руб. за лошадиную силу) макс. 200 руб. 0 руб.
Налог на прибыль 24% 20%
Большие надежды предприятия промышленного комплекса Санкт-Петербурга связывают с развитием сотрудничества с учреждениями наукограда, создаваемого на базе Санкт-Петербургского государственного университета в Петергофе.
Крупнейшим центром по разработке и внедрению 1Т-технологий станет технопарк на базе Университета телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, строительство которого планируется в срок до 2010 года на территории площадью 45 га.
Безусловно, и ОЭЗ, и наукоград, и технопарк окажут стимулирующее влияние на развитие промышленного комплекса Санкт-Петербурга.
Содействие развитию инновационной инфраструктуры промышленности
Известно, что составляющими инновационной структуры являются:
• инновационно-технологические центры;
• технопарки;
• наукограды;
• особые экономические зоны;
• венчурные фонды.
На сегодняшний день в Санкт-Петербурге поддержкой инноваций занимаются 11 специально созданных инновационно-технологических центров.
Кроме того, для организации и осуществления научно-технических и инновационных программ и проектов, направленных на создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, создается некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятии в научно-технической сфере Санкт-Петербурга» (далее — Фонд). Фонд создается при участии Правительства Санкт-Петербурга и Минэкономразвития Российской Федерации с привлечением частного капитала.
Для учреждения Фонда из средств бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год в качестве имущественного взноса выделяется 100 млн руб. Величина субсидии из федерального бюджета также составит 100 млн руб.
Планируется, что в январе 2007 года Комитет совместно с Минэкономразвития России объявит открытый конкурс по отбору управляющей компании, который продлится 3 месяца. Управляющая компания должна будет привлечь от частных инвесторов еще 100 млн руб.
Необходимо отметить, что создание Фонда будет способствовать:
• освоению новых видов конкурентоспособной инновационной продукции;
• привлечению в малый наукоемкий бизнес инвестиций;
• подъему качества и количества научно-изыскательских, прикладных и внедренческих работ малых предприятий инновационного сектора;
• повышению инновационного потенциала Санкт-Петербурга;
• созданию условий для увеличения числа предприятий венчурного капитала;
• совершенствованию системы поддержки наукоемкого малого бизнеса;
• формированию новых подходов в развитии инновационной деятельности.
Кадровое обеспечение инновационной деятельности в промышленности
Важнейшим разделом Программы развития инновационно-технологической сферы в промышленности является подготовка кадров для высокотехнологичных отраслей. В 2006 году Комитетом была разработана Программа подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности Санкт-Петербурга4, которая выполняется в рамках реализации Программы развития инновационно-технологической сферы в промышленности. В программе участвует ряд крупных промышленных организаций и ведущие учреждения высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. Финансирование данной программы осуществляется на условиях долевого финансирования (80% финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, 20% — за счет средств организаций).
Мероприятия данной программы призваны содействовать обеспечению кадрами необходимой квалификации организации высокотехнологичных отраслей промышленности Санкт-Петер-
бурга, а также устранению диспропорции между имеющимся в Санкт-Петербурге кадровым потенциалом и потребностями промышленных организаций.
Данная программа стала логическим продолжением пилотного проекта Программы подготовки и переподготовки кадров для судостроительной промышленности Санкт-Петербурга, реализуемой Комитетом с 2005 года.
Несомненно, реализация программы подготовки кадров будет способствовать увеличению темпов промышленного развития Санкт-Петербурга, повышению конкурентоспособности выпускаемой наукоемкой продукции и созданию благоприятной профессиональной перспективы для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования.
Определены и целевые ориентиры Программы по развитию инноваций в промышленной сфере Санкт-Петербурга на период до 2008 года, представленные в табл. 2.
Таблица 2
Целевые показатели Программы (в 2008 г. по отношению к 2005 г.)
Удельный вес инновационно активных предприятий в промышленности Санкт-Петербурга Рост на 30%
Удельный вес инновационной продукции в объеме отгруженной продукции организаций промышленности Санкт-Петербурга Рост на 50%
Удельный вес инновационной продукции в объеме экспорта продукции организаций промышленности Санкт-Петербурга Рост на 30%
Количество используемых передовых технологий в организациях промышленности Санкт-Петербурга Рост на 10-15%
Подводя итоги, можно утверждать, что реализация комплекса мероприятий Программы развития инновационно-технологической сферы в промышленности позволит повысить инвестиционную привлекательность Санкт-Петербурга в наукоемких отраслях, а также создать региональную инновационную систему, интегрированную с отечественными и зарубежными аналогами, позволяющую развивать в Санкт-Петербурге преимущественно высокотехнологичные производства и создавать рабочие места для высококвалифицированных специалистов.
4 Распоряжение Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 19.10.06 № 147-р «Об утверждении программы подготовки и переподготовки кадров для работы в высокотехнологичных отраслях промышленности Санкт-Петербурга».
ИННОВАЦИИ № 02 (100), 2007