Научная статья на тему 'Меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы иперспективы (на примере Санкт-Петербурга)'

Меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы иперспективы (на примере Санкт-Петербурга) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / РЫНОК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хныкина Татьяна Семеновна

В статье рассмотрены проблемы малого предпринимательства в Санкт-Петербурге и определены возможные тенденции развития. В процессе анализа выявлено, что меры, предпринимаемые Правительством Санкт-Петербурга, направлены на развитие малого предпринимательства и отражают современные требования рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems ofsmall entrepreneurship in St. Petersburg and determines the possible tendencies ofits development. In the process ofanalyze it was revealed that the measures which St. Petersburg's Government undertakes concentrated to small entrepreneurship's development. They reflect the needs ofcontemporary market.

Текст научной работы на тему «Меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы иперспективы (на примере Санкт-Петербурга)»

составления бюджета. Применение данного подхода позволяет также проводить анализ и оценку эффективности использования средств различных источников финансирования и удовлетворения потребностей субъектов малого бизнеса региона на этапе исполнения бюджета с целью оптимизации портфелей при переходе к следующему

бюджетному циклу. Стратегия управления портфелями Фонда должна отвечать предпочтениям Фонда в части согласования стоимости капитала, доходности и риска. При этом акцент делается на ускорение развития малого бизнеса в регионе, в том числе с реализацией проектов инновационного характера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях/О.Н. Волкова. М.: Финансы и статистика, 2005. 272 с.: ил.

2. Карпов А. Бюджетирование как инструмент управления / А. Карпов. М.: Результат и качество, 2003. 392 с.

3. Кукукина И.Г. Управление финансами: Учеб. пособие / И.Г. Кукукина. М.: Юристъ, 2001. 267 с.

4. Попов В.М. Бизнес фирмы и бюджетирование потока денежных средств / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, Т. А. Воронова. М.: Финансы и статистика, 2003. 400 с.

меры государственного регулирования развития малого предпринимательства: проблемы и перспективы (на примере Санкт-петербурга)

Малый бизнес или малое предпринимательство, представляет собой многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг.

Малый бизнес, несмотря на все трудности, становится важным фактором экономического развития Санкт-Петербурга. Автор делает такой вывод, проанализировав основные показатели развития малых предприятий в нашем городе

за 2003-2007 года, опираясь на статистические данные, представленные на сайте Администрации Санкт-Петербурга, а также данные ГОСКОМСТАТа РФ и статистического сборника "Малое предпринимательство в России" [1; 3-12].

Отличительной чертой российского малого предпринимательства продолжает оставаться высокая доля "теневого" сектора. Тем не менее, объем налоговых поступлений от малых предприятий в бюджет Санкт-Петербурга в 2007 году составил 25% от общей суммы всех налоговых поступлений от предприятий города [1; 8-12].

Основными показателями развития малого бизнеса автор считает количество малых предприятий, их оборот, а также средне-списочную численность работников, занятых на данных предприятиях. За последние годы по перечисленным показателям наблюдался постоянный рост.

Данные автор представил в табл. 1.

Таблица 1

Основные показатели развития малых предприятий Санкт-Петербурга в 2003-2007 г.

Основные показатели 2003 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год

Число малых предприятий, ед. 89900 105749 114503 110259 126782

Оборот малых предприятий, млн. руб. 116080 133047 415647 608643 927793

Средне-списочная численность работников, занятых на малых предприятиях, тыс.чел. 602,1 623,3 632,8 624,8 628,3

К 2007 году количество малых предприятий в Санкт-Петербурге достигло цифры 127 тысяч, что превышает аналогичный показатель 2006 года на 15%.

Оборот малых предприятий в Санкт-Петербурге составил в 2007 году 927793 миллионов рублей, что превысило показатель предыдущего года на 52%. Доля оборота малых предприятий в общем обороте организаций составила 29%, а в 2006 году она составляла 22%.

Средне-списочная численность работников, занятых на малых предприятиях, составила в 2007 году 628 тысяч человек, увеличив аналогичный показатель 2006 года на 6% [8-12].

Если проанализировать распределение малых предприятий по отраслям, то можно сделать вывод, что основную долю, примерно 50%, с 2001 года занимает сфера торговли. Оборот малых предприятий, действующих в сфере торговли, неуклонно растет и составляет большую долю в общем обороте малых предприятий торговли Санкт-Петербурга. В 2007 году доля торговых предприятий в общей сумме оборота составила 72,6%, а в прошлом году она составляла 67,4 [1; 12]. Если посмотреть на изменение не доли, а суммы оборота, то в 2007 году наблюдалось увеличение на 64,3% по сравнению с 2006 годом. Численность, занятых на малых торговых предприятиях также постоянно растет и к 2007 году достигла 217 тысяч человек, что составляет 34.5% к общему числу занятых на малых предприятиях Санкт-Петербурга [1; 12].

Для выявления проблем малого предпринимательства проводится постоянный мониторинг его состояния, тенденций развития [13; 14].

Согласно проведенным исследованиям малые предприниматели считают, что по сравнению с 2006 годом общая ситуация для ведения малого бизнеса немного улучшилась. В наибольшей степени такое мнение характерно для представителей розничной торговли и сферы услуг. Более "взрослые" предприятия в целом заметно хуже оценивают предпринимательский климат, чем более "молодые". Сложнее всего приходится предприятиям с небольшими оборотами. Их оценки заметно ниже, чем у остальных предприятий.

В целом по сравнению с малыми предприятиями индивидуальные значительно менее оптимистично оценивают общую ситуацию в сфере малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.

Примерно треть попрошенных считают, что итоги развития малого предпринимательства за последние 20 лет их скорее удовлетворяют.

Более 50% полагают, что вклад малого предпринимательства в развитие экономики Санкт-Петербурга будет возрастать. Мнение относительно нынешних условий для развития малого предпринимательства разделились примерно пополам. Часть считает что они условия удовлетворительные, вторая часть, что плохие.

Большая часть опрашиваемой аудитории считает, что малое предпринимательство в значительной степени повлияло на расширение потребительского рынка и обеспечение занятости населения. В основном у опрошенных имелось мнение, что власть не придает значения развитию малого бизнеса.

Одним из очень сложных вопросов для предпринимателей было определить можно ли вести бизнес, не давая при этом взяток. Более 50% предпринимателей считают, что это невозможно.

По результатам исследований на первом месте у малого предпринимательства следующие проблемы:

1) высокая арендная плата за помещения;

2) высокие налоги;

3) рост цен на энергоносители, сырье и тарифы;

4) кадровые проблемы, низкая квалификация кадров.

Наиболее значимой проблема аренды помещений становится у малых предприятий в сфере оптовой торговли и производства.

Примерно половина малых предпринимателей склонны решать возникающие затруднения самостоятельно. Значительно чаще, чем остальные за помощью в решении проблем к структурам поддержки малого и среднего бизнеса обращались представители предприятий, связанных с научными исследованиями и разработками производства. В то время как торговым и строительным предприятиям, такая помощь оказывалась реже

[2; 13; 14].

Нехватка оборотных средств и трудности со сбытом продукции наиболее актуальны для небольших производственных компаний.

Несмотря на наличие проблемных вопросов среди большинства опрошенных предпринимателей преобладало мнение, что Санкт-Петербург сохраняет за собой позиции как одной из наиболее привлекательных территорий для субъектов малого предпринимательства, что возможности функционирования у малого бизнеса в городе заметно отличаются в лучшую сторону от тех, которыми располагают представители субъектов малого предпринимательства в целом по стране [2; 13; 14].

В 2007 году среди представителей малого бизнеса преобладала уверенность, что малые предприятия имеют важное значение для социально-экономического развития города. Понимание значимости и влияния малого предпринимательства складывается и под воздействием восприятия их деятельности со стороны городского населения. Так, около половины малых предпринимателей считают, что в 2007 году отношение горожан к малому бизнесу улучшилось. Лишь некоторые считают, что ухудшилось [13; 14].

Правительство Санкт-Петербурга разрабатывает меры по увеличению доли малых предприятий в сфере обрабатывающей промышленности, наукоемких секторах, а также компаний, занятых в сфере услуг и ЖКХ. В связи с этим в ближайшие годы можно ожидать существенные структурные изменения сектора малого бизнеса Санкт-Петербурга.

В последние годы поддержка малого предпринимательства стала одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства РФ и, конечно же, Правительства Санкт-Петербурга. Несмотря на то, что работа по поддержке и развитию малого предпринимательства ведется с 1993 года на основе ежегодно утверждаемых областных региональных целевых программ, только с 2001 года программные мероприятия стали бюджетно финансироваться [2].

Поддержка малого предпринимательства - это официальная политика города, которая реализуется вместе с предпринимательским сообществом.

В 2007 году Правительством Санкт-Петербурга был принят План мероприятий по развитию и поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы. Основные положения плана направлены на решение главной задачи эффективного развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, а именно повышение конкурентоспособности и устойчивости в различных секторах деловой жизни города. Всего план включает 50 мероприятий. Объем финансирования данного направления составит свыше 2,7 миллиардов рублей. Основные приоритетные направления - это поддержка малого предпринимательства промышленного производства, инновации и высокие технологии, жилищно-коммунальное хозяйство и сфера услуг [2].

Если говорить об инновациях, то использование современных инновационных разработок способствует созданию конкурентных преимуществ производств в малом бизнесе. Так, напри-

мер, компания "Биг фильтр", активный участник конкурса на лучшую экспортную продукцию 2007 года, имеет крепкие позиции среди зарубежных предприятий. выпускающих автомобильные фильтры. Продукция этого малого предприятия поставляется в 26 стран.

Правительством также предполагается развить систему субконтрактинга, поддержку экспортно-ориентированных производственных мероприятий, создать производственно технологические центры для малого предпринимательства [ ].

Большое внимание должно быть уделено кадрам.

К примеру за последние 15 лет в сферу торговли начал поступать большой поток как предпринимателей, так и рядовых сотрудников из разных сфер с различной мотивацией. В подавляющем большинстве они не имеют специального торгового и экономического образования. Часто новый бизнес начинает коммерсант, почти ничего не знающий о торговле. Несмотря на это, каждому из вновь созданных руководителей предприятий торговли с первых дней образования своего бизнеса приходится принимать ответственные решения, определяющие существование предприятия в дальнейшем. Но к сожалению для ведения бизнеса одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. Как показывает практика, большинство неудач малых предприятий связано с профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий. Одна из слабых сторон малого предпринимательства некомпетентность руководителей и вытекающие отсюда недостатки в управлении.

Также слабой стороной малого предпринимательства является неквалифицированный персонал, работающий на торговых предприятиях.

В плане Правительства Санкт-Петербурга предусмотрено создание Регионального университета малого бизнеса, деятельность которого будет направлена на проведение мониторинга потребностей субъектов малого предпринимательства в квалифицированных кадрах и на его основе будут сформированы программы по подготовке и переподготовке кадров.

Кроме этого запланировано создание специальных программ для школьников и студентов, такие как "Основы предпринимательства для школьников" и "Основы предпринимательства для студентов". Данные программы призваны формировать предпринимательские навыки, начиная со школьной скамьи и готовить будущих предпринимателей.

Большое значение придает Правительство Санкт-Петербурга развитию малых предприятий, задействованных в научно-технической сфере. Для них запланированы финансовые средства, которые будут направлены на создание бизнес-инкубаторов. Их количество до 2011 года предполагается существенно увеличиться. Сегодня в городе действует первый бизнес-инкубатор, расположенный по адресу улица Седова дом 37. На общей площади в 3200 м2 размещено 40 малых предприятий, а также обеспечены оборудованными рабочими местами 160 сотрудников этих предприятий. В здании располагается конференц-зал, переговорные комнаты, оргтехника, мини-АТС, охрана, доступ в Интернет.

Размещение малых предприятий осуществляется на конкурсной основе. Приоритет для предприятий научно-технической сферы.

Также были внесены изменения в законы Санкт-Петербурга, направленные на снижение налоговой нагрузки для предпринимателей, осуществляющих торговлю социально-значимыми продуктами - молоком и молочными продуктами, хлебом и хлебобулочными изделиями [1; 2].

В ноябре 2007 года был сформирован "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Санкт-Петербурга". В декабре 2007 года Инвестиционный комитет одобрил финансовый проект в области оптико-электронных систем.

Для облегчения получения кредитов малыми предприятиями реализуется специальная программа "Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства", начал работу Фонд содействия кредитованию малого бизнеса. Это дает возможность малым предприятиям брать поручительства для коммерческих банков в данном Фонде при отсутствии у предприятий залогового обеспечения кредита в полном объеме.

Кроме этого существенно увеличится возвращаемая из бюджета часть затрат малых предприятий, связанная с уплатой процентов по кредитам.

С целью облегчения доступа субъектов малого предпринимательства к объектам городской недвижимости было принято решение о пятилетней рассрочке повышения арендной платы для предпринимателей, арендующих помещения во

внутридворовых территориях. Это существенная поддержка для таких сфер деятельности как бытовое обслуживание, розничная торговля, жилищно-коммунальное хозяйство.

Предоставляется малым предприятиям, в случае, если они являются добросовестными арендаторами при выставлении на торги арендуемых ими помещений, продлить срок аренды на 10 лет [1; 2].

В городе создан Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Это форма эффективного диалога между бизнесом и властью. В каждом районе имеются Общественные советы по малому предпринимательству при администрациях районов Санкт-Петербурга.

В 2009 году планируется открытие здания, которое получит название "Дом предпринимателя". Располагаться оно будет по адресу улица Маяковского дом 46 [2].

На основании выше изложенного, автор делает следующие выводы.

Тенденции последних лет подтверждают позитивное и равномерное развитие малых предприятий в Санкт-Петербурге. Число малых предприятий возрастает, численность занятых в малом бизнесе неуклонно растет. Оборот малых предприятий растет значительными темпами. Доля вносимых малым бизнесом налоговых отчислений увеличивается.

Выявленные проблемы и трудности малых предпринимателей находят отклик в решениях о принятии мер для улучшения условий хозяйствования малых предприятий правительством Санкт-Петербурга.

Деятельность субъектов малого предпринимательства заметным образом влияет на решение многих проблем города, таких как обеспечение занятости и самозанятости населения, по расширению границ потребительского рынка, по стимулированию частной инициативы, по формированию конкурентной среды в экономике и в решении ряда других социально-экономических вопросов.

Отмеченные позитивные тенденции малого предпринимательства в Санкт-Петербурге автор считает следствием принимаемых Правительством города мер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аналитический обзор, предоставленный Адми-

нистрацией СПб.

2. Программа по развитию малого предпринимательства, предоставленная Администрацией СПб.

3. Россия в цифрах: Российский статистический ежегодник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: ГОСКОМСТАТ РОССИИ, 2003.

4. Россия в цифрах: Российский статистический ежегодник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: ГОСКОМСТАТ РОССИИ, 2004.

5. Россия в цифрах: Российский статистический ежегодник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: ГОСКОМСТАТ РОССИИ, 2005.

6. Россия в цифрах: Российский статистический ежегодник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: ГОСКОМСТАТ РОССИИ, 2006.

7. Россия в цифрах: Российский статистический ежегодник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: ГОСКОМСТАТ РОССИИ, 2007.

8. Малое предпринимательство в России: статистический сборник / Государственный Комитет

Российской Федерации по статистике. М: Госкомстат России, 2003.

9. Малое предпринимательство в России: статистический сборник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: Госкомстат России, 2004.

10. Малое предпринимательство в России: статистический сборник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: Госкомстат России, 2005.

11. Малое предпринимательство в России: статистический сборник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: Госкомстат России, 2006.

12. Малое предпринимательство в России: статистический сборник / Государственный Комитет Российской Федерации по статистике. М: Госкомстат России, 2007.

13. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства http://www.nisse.ru.

14. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.