Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»
УДК 330.11
РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ:
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А.М. Бондаренко Научный руководитель - И. А. Мисинева
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: bondarenko.krs@mail.ru
В статье даются характеристики различным инновациям, получившим применение в торговых организациях, и позволяющим повышать конкурентоспособность в современных условиях. Описаны направления внедрения инноваций в торговле и виды работ, которые они позволяют оптимизировать.
Ключевые слова: инновации, ритейл, качество обслуживания, искусственный интеллект, технологии BigData, Smart-контракты.
DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN TRADE ORGANIZATIONS:
FOREIGN EXPERIENCE
A.M. Bondarenko Scientific supervisor - I.A. Misineva
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: bondarenko.krs@mail.ru
A reliable way to increase the competitiveness of trade organizations is the introduction of innovations. Innovations in trade ensure a high level of the processes of goods movement and sale and purchase, the level of trade services for customers, a high level of efficiency of the entire trade organization, as well as high efficiency indicators of the use of all resources available to the organization.
Key words: innovation, innovation strategy, retail, quality of service, artificial intelligence, Big Data technologies, Smart contracts.
Для эффективной организации процесса торговли и обслуживания покупателей большое значение имеет постоянная работа по разработке инноваций и их применения в деятельности торговой организации. Среди ритейла сейчас очень высокая конкуренция, и лидирующие позиции в отрасли удается занять только тем организациям, которые способны предложить современный сервис своим клиентам [4, с. 160]. Трендовые изменения в торговле особенно отчетливо видны в торговых сетях и крупных гипермаркетах, «пионерами» во многих направлениях являются зарубежные компании. Расширение торговых сетей, и их высокие показатели эффективности, требуют соответствующего управления. Современные инновационные технологии, в числе прочего, помогают эффективно управлять товарным ассортиментом и складскими запасами. Инновации в торговле связаны с тем, что появляются новые услуги или изменяется качество уже существующих услуг, в результате потребитель
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3
получает дополнительные ценности от данных услуг. Значительная часть инноваций в сфере торговли является результатом конкурентного анализа. Помимо этого в российском ритейле внедряются инновации, которые уже успешно применяются за рубежом. Также в торговле успешно внедряются различные нововведения, которые связаны с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга, либо те инновации, которые изначально создавались в других отраслях, например, в промышленности [5, с. 39]. В торговле применяется широкий перечень различных инноваций, таких как устройства для безналичной оплаты покупок, ручные сканеры, автоматические упаковщики, электронные ценники, весы самообслуживания и др., часть инноваций в торговле представлена на рис. 1.
Инновации
Рис. 1. Некоторые виды инноваций в торговле
Наиболее значительная часть используемых в торговых организациях за рубежом инноваций построена на технологии искусственного интеллекта [1, с. 45]. Среди таких технологий, используемых в торговле, компьютерное зрение - это технология видеонаблюдения с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей. Данная технология позволяет отслеживать наиболее посещаемые отделы в магазине, а также пол и возраст посетителей. Это дает возможность обоснованно располагать сами отделы в магазине, а также товары на полках, что является залогом успешной работы современного магазина. Эта технология также дает возможность оперативно реагировать на ситуации, когда полки или стенды в магазине необходимо пополнить товаром, либо подобрать замену этого товара на складе, в случае его отсутствия. Технологию построение «тепловых карт» по интенсивности движения людей в данный момент тестирует российская сеть «Пятерочка», используя оборудование компании Bosch, активно эксплуатируемое в торговых сетях ФРГ. Технология компьютерного зрения решает задачи по обеспечению контроля за наличием товара и правильностью его выкладки, контроля за количеством посетителей магазина и избегания больших очередей на кассах, профилактике краж [3, с. 28]. Другой актуальной сферой, где важно применение инноваций - это обеспечение безопасности и контроля. Инновации в торговле за рубежом активно направлены и на сферу безопасности. Уже сегодня искусственный интеллект способен распознавать поведение человека, попавшего в объектив видеокамеры. Использование специальных программ, реагирующих на характер движений посетителей и персонала магазина, позволяет выявить правонарушения, драки, конфликты, осуществляет контроль за присутствием персонала в торговом зале.
Еще одной инновацией, пришедшей из-за рубежа и нашедшей применение в российской торговле, является технология Big Data. Она заключается в хранении и параллельном анализе большого объема информации, которая, на первый взгляд, не имеет закономерности.
Секция «вПроблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»
Однако такая инновация в торговле даёт возможность с высокой точностью спрогнозировать спрос на тот или иной товар в конкретной торговой точке в зависимости от времени суток, дня недели, сезонности, погоды и т.д. С помощью BigData в ритейле решают следующие задачи: где открыть следующий магазин; когда и какие маркетинговые акции проводить; как спрогнозировать продажи [2, с. 77]. Стремительно распространяется в российском ритейле и технология смарт-контрактов. Эта инновация основана на электронном расчете и построении алгоритма, описывающего набор условий, выполнение которых влечёт за собой определённые события в реальном мире или цифровых системах. Использование smart-контрактов требует децентрализованной среды, исключающей человеческий фактор, а для возможности использования в умном контракте передачи стоимости требуется криптовалюта (цифровые счётные единицы, учёт которых децентрализован). Даная технология обеспечивает быстрые поставки товаров для ритейла, сокращает рутинную и бумажную работу. И это только самые очевидные преимущества. Смарт-контракты значительно облегчают жизнь, уменьшая количество обычных операций, заметно уменьшая нагрузку на бухгалтерию. Это решение с успехом применимо ритейле, а также в расчётах с сервисом грузоперевозок, отмечают исследователи [3, с. 30]. Изучение показывает, что в магазинах сети «Пятерочка» компьютерное зрение помогает сокращать очереди на кассах: когда количество человек превышает допустимое, руководству поступает сигнал о том, что нужно открыть дополнительную кассу. На Западе технологии компьютерного зрения активно использует американский интернет-ритейлер «Amazon». В начале 2018 года в Сиэтле был открыт первый в мире автоматизированный супермаркет «Amazon Go» без касс и продавцов. Камеры и датчики следят за тем, какой товар покупатель взял с полки, а затем списывают деньги со счёта посетителя. Тысячи камер отслеживают каждое действие покупателя с разных углов магазина и посылают информацию на центральный процессор, который идентифицирует покупателей и определяет какой конкретно товар человек взял с полки. Полки с товарами также оснащены компьютерным зрением. Когда покупатель берёт товар, он отправляется в его виртуальную корзину.
Инновации в торговле на современном этапе становления российского ритейла находятся на стадии развития. В пользу этого утверждения указывает тот факт, что многие инновации, которые в России только внедряются, в западных странах уже успешно используются.
Библиографические ссылки
1. Бардовский В.П. Разработки стратегии инновационного развития компании // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 11. С. 45-48.
2. ИсаенковаД.Г., Халиков М.А. Инновационная деятельность и стратегия российских предприятий розничной торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-1. С. 77-83.
3. Косарева О.А. Информационные технологии для розничных торговых предприятий // Вестник Академии. 2019. № 2. С. 28-39.
4. Родионова Т.Г., Крюкова И.В. Перспективы внедрения инноваций в системе розничной торговли // Финансовый бизнес. 2020. № 6 (209). С. 160-163.
5. Садыкова Л.Н., Константинова Л.Ф. Факторы инновационной стратегии развития компании // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 1. С. 39-45.
© Бондаренко А. М., 2022