Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / ритейл / качество обслуживания / искусственный интеллект / технологии Big Data / Smart-контракты / innovation / innovation strategy / retail / quality of service / artificial intelligence / Big Data technologies / Smart contracts

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.М. Бондаренко, И.А. Мисинева

В статье даются характеристики различным инновациям, получившим применение в торговых организациях, и позволяющим повышать конкурентоспособность в современных условиях. Описаны направления внедрения инноваций в торговле и виды работ, которые они позволяют оптимизировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN TRADE ORGANIZATIONS: FOREIGN EXPERIENCE

A reliable way to increase the competitiveness of trade organizations is the introduction of innovations. Innovations in trade ensure a high level of the processes of goods movement and sale and purchase, the level of trade services for customers, a high level of efficiency of the entire trade organization, as well as high efficiency indicators of the use of all resources available to the organization.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ»

Секция «Проблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

УДК 330.11

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ:

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

А.М. Бондаренко Научный руководитель - И. А. Мисинева

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bondarenko.krs@mail.ru

В статье даются характеристики различным инновациям, получившим применение в торговых организациях, и позволяющим повышать конкурентоспособность в современных условиях. Описаны направления внедрения инноваций в торговле и виды работ, которые они позволяют оптимизировать.

Ключевые слова: инновации, ритейл, качество обслуживания, искусственный интеллект, технологии BigData, Smart-контракты.

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN TRADE ORGANIZATIONS:

FOREIGN EXPERIENCE

A.M. Bondarenko Scientific supervisor - I.A. Misineva

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: bondarenko.krs@mail.ru

A reliable way to increase the competitiveness of trade organizations is the introduction of innovations. Innovations in trade ensure a high level of the processes of goods movement and sale and purchase, the level of trade services for customers, a high level of efficiency of the entire trade organization, as well as high efficiency indicators of the use of all resources available to the organization.

Key words: innovation, innovation strategy, retail, quality of service, artificial intelligence, Big Data technologies, Smart contracts.

Для эффективной организации процесса торговли и обслуживания покупателей большое значение имеет постоянная работа по разработке инноваций и их применения в деятельности торговой организации. Среди ритейла сейчас очень высокая конкуренция, и лидирующие позиции в отрасли удается занять только тем организациям, которые способны предложить современный сервис своим клиентам [4, с. 160]. Трендовые изменения в торговле особенно отчетливо видны в торговых сетях и крупных гипермаркетах, «пионерами» во многих направлениях являются зарубежные компании. Расширение торговых сетей, и их высокие показатели эффективности, требуют соответствующего управления. Современные инновационные технологии, в числе прочего, помогают эффективно управлять товарным ассортиментом и складскими запасами. Инновации в торговле связаны с тем, что появляются новые услуги или изменяется качество уже существующих услуг, в результате потребитель

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 3

получает дополнительные ценности от данных услуг. Значительная часть инноваций в сфере торговли является результатом конкурентного анализа. Помимо этого в российском ритейле внедряются инновации, которые уже успешно применяются за рубежом. Также в торговле успешно внедряются различные нововведения, которые связаны с появлением новых элементов торгово-технологического процесса или маркетинга, либо те инновации, которые изначально создавались в других отраслях, например, в промышленности [5, с. 39]. В торговле применяется широкий перечень различных инноваций, таких как устройства для безналичной оплаты покупок, ручные сканеры, автоматические упаковщики, электронные ценники, весы самообслуживания и др., часть инноваций в торговле представлена на рис. 1.

Инновации

Рис. 1. Некоторые виды инноваций в торговле

Наиболее значительная часть используемых в торговых организациях за рубежом инноваций построена на технологии искусственного интеллекта [1, с. 45]. Среди таких технологий, используемых в торговле, компьютерное зрение - это технология видеонаблюдения с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей. Данная технология позволяет отслеживать наиболее посещаемые отделы в магазине, а также пол и возраст посетителей. Это дает возможность обоснованно располагать сами отделы в магазине, а также товары на полках, что является залогом успешной работы современного магазина. Эта технология также дает возможность оперативно реагировать на ситуации, когда полки или стенды в магазине необходимо пополнить товаром, либо подобрать замену этого товара на складе, в случае его отсутствия. Технологию построение «тепловых карт» по интенсивности движения людей в данный момент тестирует российская сеть «Пятерочка», используя оборудование компании Bosch, активно эксплуатируемое в торговых сетях ФРГ. Технология компьютерного зрения решает задачи по обеспечению контроля за наличием товара и правильностью его выкладки, контроля за количеством посетителей магазина и избегания больших очередей на кассах, профилактике краж [3, с. 28]. Другой актуальной сферой, где важно применение инноваций - это обеспечение безопасности и контроля. Инновации в торговле за рубежом активно направлены и на сферу безопасности. Уже сегодня искусственный интеллект способен распознавать поведение человека, попавшего в объектив видеокамеры. Использование специальных программ, реагирующих на характер движений посетителей и персонала магазина, позволяет выявить правонарушения, драки, конфликты, осуществляет контроль за присутствием персонала в торговом зале.

Еще одной инновацией, пришедшей из-за рубежа и нашедшей применение в российской торговле, является технология Big Data. Она заключается в хранении и параллельном анализе большого объема информации, которая, на первый взгляд, не имеет закономерности.

Секция «вПроблемы и перспективы развития государственного управления и международного бизнеса ...»

Однако такая инновация в торговле даёт возможность с высокой точностью спрогнозировать спрос на тот или иной товар в конкретной торговой точке в зависимости от времени суток, дня недели, сезонности, погоды и т.д. С помощью BigData в ритейле решают следующие задачи: где открыть следующий магазин; когда и какие маркетинговые акции проводить; как спрогнозировать продажи [2, с. 77]. Стремительно распространяется в российском ритейле и технология смарт-контрактов. Эта инновация основана на электронном расчете и построении алгоритма, описывающего набор условий, выполнение которых влечёт за собой определённые события в реальном мире или цифровых системах. Использование smart-контрактов требует децентрализованной среды, исключающей человеческий фактор, а для возможности использования в умном контракте передачи стоимости требуется криптовалюта (цифровые счётные единицы, учёт которых децентрализован). Даная технология обеспечивает быстрые поставки товаров для ритейла, сокращает рутинную и бумажную работу. И это только самые очевидные преимущества. Смарт-контракты значительно облегчают жизнь, уменьшая количество обычных операций, заметно уменьшая нагрузку на бухгалтерию. Это решение с успехом применимо ритейле, а также в расчётах с сервисом грузоперевозок, отмечают исследователи [3, с. 30]. Изучение показывает, что в магазинах сети «Пятерочка» компьютерное зрение помогает сокращать очереди на кассах: когда количество человек превышает допустимое, руководству поступает сигнал о том, что нужно открыть дополнительную кассу. На Западе технологии компьютерного зрения активно использует американский интернет-ритейлер «Amazon». В начале 2018 года в Сиэтле был открыт первый в мире автоматизированный супермаркет «Amazon Go» без касс и продавцов. Камеры и датчики следят за тем, какой товар покупатель взял с полки, а затем списывают деньги со счёта посетителя. Тысячи камер отслеживают каждое действие покупателя с разных углов магазина и посылают информацию на центральный процессор, который идентифицирует покупателей и определяет какой конкретно товар человек взял с полки. Полки с товарами также оснащены компьютерным зрением. Когда покупатель берёт товар, он отправляется в его виртуальную корзину.

Инновации в торговле на современном этапе становления российского ритейла находятся на стадии развития. В пользу этого утверждения указывает тот факт, что многие инновации, которые в России только внедряются, в западных странах уже успешно используются.

Библиографические ссылки

1. Бардовский В.П. Разработки стратегии инновационного развития компании // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. № 11. С. 45-48.

2. ИсаенковаД.Г., Халиков М.А. Инновационная деятельность и стратегия российских предприятий розничной торговли // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 11-1. С. 77-83.

3. Косарева О.А. Информационные технологии для розничных торговых предприятий // Вестник Академии. 2019. № 2. С. 28-39.

4. Родионова Т.Г., Крюкова И.В. Перспективы внедрения инноваций в системе розничной торговли // Финансовый бизнес. 2020. № 6 (209). С. 160-163.

5. Садыкова Л.Н., Константинова Л.Ф. Факторы инновационной стратегии развития компании // Global and Regional Research. 2020. Т. 2. № 1. С. 39-45.

© Бондаренко А. М., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.