Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котлярова Ирина Олеговна

Статья посвящена исследованию методологических и теоретических основ развития инноваций в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Выявлены и охарактеризованы методологические основания исследования явления инновации в ДПО (всеобщие законы диалектики, системный, синергетический и акмеологический подходы). Определены факторы внешней среды сферы образования, связанные с явлениями глобализации, интернационализации, цифровизации и форс-мажорными обстоятельствами пандемии; показано их влияние на развитие ДПО в первой четверти XXI в. Выявлены особенности современного состояния ДПО, сложившегося как под влиянием факторов внешней среды, так и в результате внутренних тенденций самоорганизации. На основе теоретического анализа требований к образованию, вызванных этими факторами, и его состоянием сформулированы виды проблем ДПО. Обоснован необходимый характер образовательных инноваций, раскрыта их роль в разрешении проблем ДПО. Охарактеризованы типичные современные инновации и их роль в развитии ДПО как аспекта непрерывного образования человека в течение жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Котлярова Ирина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

The paper aims to study the methodological and theoretical foundations of the development of innovations in the field of continuing professional education (CPE). The methodological foundations of the study of the phenomenon of innovation in CPE (general laws of dialectics, systemic, synergetic and acmeological approaches) are identified and characterized. The external factors of the education sector cased by globalization, internationalization, digitalization and the “force majeure” of pandemic were determined and their influence on the development of CPE in the first quarter of the XXI century was revealed. The features of the current continuing education were revealed. They were developed both under the influence of environmental factors and as a result of internal tendencies of self-organization. On the basis of a theoretical analysis of the requirements for education caused by these factors, the types of CPE problems were formulated. The necessary nature of educational innovations was substantiated. The role of innovations in resolving the problems of continuing education was described. Typical modern innovations and their role in the development of continuing education as an aspect of a person's lifelong education were characterized.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Методологические основания педагогики

УДК 378.046.4 DOI: 10.14529^210301

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

И.О. Котлярова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

Статья посвящена исследованию методологических и теоретических основ развития инноваций в сфере дополнительного профессионального образования (ДПО). Выявлены и охарактеризованы методологические основания исследования явления инновации в ДПО (всеобщие законы диалектики, системный, синергетический и акмеологический подходы). Определены факторы внешней среды сферы образования, связанные с явлениями глобализации, интернационализации, цифровизации и форс-мажорными обстоятельствами пандемии; показано их влияние на развитие ДПО в первой четверти XXI в. Выявлены особенности современного состояния ДПО, сложившегося как под влиянием факторов внешней среды, так и в результате внутренних тенденций самоорганизации. На основе теоретического анализа требований к образованию, вызванных этими факторами, и его состоянием сформулированы виды проблем ДПО. Обоснован необходимый характер образовательных инноваций, раскрыта их роль в разрешении проблем ДПО. Охарактеризованы типичные современные инновации и их роль в развитии ДПО как аспекта непрерывного образования человека в течение жизни.

Ключевые слова: инновация, методологические подходы, факторы внешней среды, дополнительное профессиональное образование.

Постановка проблемы

Современная наука трактует образование как непрерывное образование в течение всей жизни человек, охватывающее все виды его осуществления (формальное, неформальное, информальное). Таким образом, образование выходит за рамки целенаправленно создаваемой обществом и государством сферы. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) представляет собой существенную составную часть, а в зрелом возрасте человека -ядро непрерывного образования. Развитие ДПО осуществляется согласно имманентным законам, которым подчиняется динамичное функционирование системы, а также под воздействием внешних факторов. Инновации могут способствовать переходу системы в новое, относительно устойчивое состояние, разрешению обостряющихся противоречий и появляющихся вследствие этого проблем. Инновации как сложное явление характеризуются специфическими закономерностями развития, поэтому вносят в образовательную систему присущие им на той или иной стадии развития особенности.

В состоянии становления и начальной

зрелости находится современная система ДПО в России. Реформы в сфере образования продолжаются с конца 80-х гг. ХХ столетия. Условия внешней и внутренней сред образования по-прежнему быстро развиваются, и ДПО находится в состоянии, которое характеризуется как инновационное, т. е. обладает признаками: наличие образовательных и / или управленческих новшеств; наличие сопряженных изменений в других сферах (социально-культурной, научной, производственной), появление объектов, процессов и явлений, обладающих новым, не бывшим ранее, качеством. Поскольку образование - это открытая система, готовящая обучающихся и выпускников реализовывать разнообразные функции в окружающем мире, практически любые изменения в других социально-экономических системах являются для этой сферы значимыми и влияют на нее, например, посредством изменяющихся социального заказа, содержания образования, используемых средств и материальной базы. Наиболее значимыми явлениями и событиями первой трети XXI в. в мире, которые влияют на развитие, т. е. качественное изменение ДПО, представляются глобализа-

ция, интернационализация, цифровизация и форс-мажорные обстоятельства пандемии. Под воздействием этих факторов и вследствие самоорганизации сфера ДПО также приобретает характерные черты: обновление законодательства, отражающего инновационный регламент взаимодействия субъектов ДПО; возникновение современной концепции непрерывного образования, подсистемой которой является ДПО; появление новых педагогических парадигм; интернациональный характер образования; цифровизация образования и управления им. Многие из этих явлений имеют инновационный характер. Возникают они вследствие обострения противоречий с последующим появлением проблем, связанных с неспособностью системы ДПО исполнять функции, отвечающие современным требованиям к ней.

Понимание закономерностей появления инноваций способствует осознанию их роли в разрешении проблем, периодически возникающих при функционировании системы ДПО, и позволяет вводить элементы управления в развитие системы ДПО. С целью исследования развития инноваций в ДПО в статье решаются задачи: определить методологические основания исследования инноваций в ДПО; охарактеризовать современное понимание внешних и внутренних факторов, а также движущих сил, обусловливающих факт и направления развития ДПО; выявить и охарактеризовать инновации, возникшие в результате влияния внешних и внутренних факторов для разрешения обострившихся противоречий; обосновать возможность решения проблем ДПО на основе выявленных инноваций.

Методология исследования

В основе исследования лежат философские идеи о развитии, о самоорганизующихся системах, о коэволюции человека и мира, в котором он существует, о сущности инновационных изменений и их роли в развитии, а также - современные парадигмы непрерывного образования. В этой связи мы основываемся прежде всего на всеобщих законах диалектики в достижении понимания процесса развития образования. Рассматривая образование как сверхсложную систему, будем изучать эволюцию ДПО в контексте как системного, так и синергетического подходов [3, 9, 13, 18]. Система проходит в развитии, происходящем в силу внутренних свойств и внешних факторов, стадии зарождения, становления,

зрелости, распада (преобразования). В настоящее время можно говорить о стадии завершения становления и о наступлении начальной зрелости ДПО, которая характеризуется:

1) формирующимися элементами ДПО как системы: организации, на базе которых и с привлечением которых может осуществляться ДПО; используемые для разработки программ ДПО образовательные и профессиональные стандарты; законодательство в сфере ДПО; педагогические кадры ДПО, осуществляющие разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ, их совокупный человеческий ресурс; субъекты управления, общественной аккредитации и оценки качества функционирования ДПО;

2) складывающейся структурой ДПО, системообразующими элементами структурирования могут быть цели организации, цели обучающегося, цели государства и общества; открытым образовательным процессом ДПО;

3) формирующимися функциями ДПО для человека; для организации; для других систем, в том числе не образовательных; для общества и государства; для устойчивого развития мира;

4) развитием, стремлением к естественным и важным для человечества и отдельных людей аттракторам, к достижению поставленного спектра целей для удовлетворения потребностей человека, организации или предприятия, государства, общества, мира.

На этой стадии развития уже достаточны количественные накопления признаков ДПО, отличающих его от образования в ХХ в., это означает, что складывается новая образовательная система, в которой имеют место разнообразные новации, обусловливающие появление ее нового качества. Потребность в инновации возникает на стадии поздней зрелости системы, когда обостряются противоречия, вызванные особенностями ее естественного развития, а также противоречия между внешними требования к ДПО и его возможностями. Накопленные свойства образовательной системы со временем могут достигнуть такого качества, которым они не обладали на этапе зрелости системы, когда они могли существовать гармонично друг с другом, согласно закону единства противоречий. Со временем некоторые качества становятся противоречивыми и это приводит к внутренней неустойчивости системы ДПО. Более заметной становится «борьба» противоречий, которые посте-

пенно по своим качествам становятся настолько несовместимыми, что не могут сосуществовать в рамках общей системы. В системе ДПО переходного периода (на грани XX-XXI вв.) дестабилизирующими качествами являются: однообразие содержания образования; содержание, дублирующее уже имеющиеся знания; преимущественное использование традиционных методов и форм; отсутствие учета особенностей образования взрослых; стремление свести ДПО к целенаправленному обучению, без учета возможностей его информальных видов; недостаточное внимание к целям, мотивам, профессиональным интересам обучающегося; невозможность применить полученные знания, умения, навыки в практике профессиональной деятельности. Соответствующие явления, если они имеют место в практике ДПО, могут вызвать негативное отношение и отказ от предлагаемых программ со стороны потенциальных слушателей. Дело в том, что ДПО уже базируется на основном образовании и предназначено для того, что дополнить, обогатить его, компенсировать образовательные пробелы, подвести слушателей к уровню современного его применения, поэтому оно не должно обладать системностью в том смысле, в каком она понимается в основном образовании. Системность в ДПО формируется на основе целей освоения слушателем какой-либо специфической профессиональной функции или решения сопутствующих образовательных задач.

К противоречиям, вызванным конфликтом сложившейся системы и внешней среды, в первую очередь относится основное противоречие между социальным заказом (со стороны отдельного слушателями, предприятия, общества, государства) и имеющимися в системе ДПО возможностями для выполнения требований субъектов. Со стороны слушателей систематически возникают потребности получить знания и умения, необходимые для исполнения новых для них трудовых функций. Например, явление цифровизации экономики приводит к тому, что со стороны общества и государства возникают требования к ДПО способствовать формированию цифровой грамотности и цифровой компетентности сотрудников предприятий экономики, а также рядовых граждан. Каждая организация или предприятие конкретизирует свои требования согласно специфике своего функционирования, производства, главного процесса, ставя

перед ДПО задачи освоения своими сотрудниками «твердых» навыков. Естественный процесс развития производства требует систематически готовить специалистов к освоению необходимого для решений ими профессиональных задач обновленного набора «твердых» навыков. Также все более востребовано освоение специалистами любой сферы «мягких» навыков.

В случае обострения как внутренних, так и внешних противоречий образовательная система становится неспособной реализовы-вать функции, которые от нее ожидают, возникают проблемы - как качественно изменить ДПО, чтобы система была способна давать дополнительное образования в соответствии с требованиями времени. Введение новации (какого-либо новшества) может послужить средством снятия остроты противоречий, изменения морфоструктурного состава системы, который обеспечит возможность реализовать ожидаемые функции. Новации образуются частично в результате внутреннего развития системы ДПО, в режиме саморегуляции, но в большинстве случаев инновации управляемы людьми на основе принципа регулируемого эволюционирования [6, 18], т. е. с учетом законов самоорганизации системы. Возникновение и осуществление инноваций в образовании подчиняется законам, сформулированным Н.Р. Юсуфбековой. Это законы: необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды; реализации инновационного процесса; преобразования педагогических инноваций в стереотип мышления и практического действия; возвращаемой и цикловой повторяемости [22]. Накопление адекватных проблемам инноваций, которые со временем меняют свою природу на традиционную в соответствии с законом перехода количественных изменений в качественные, сглаживает обострившиеся противоречия и разрешает проблемы. Таким образом, инновации имеют не произвольный, а целенаправленный смысл, поскольку призваны войти (или быть искусственно включены в систему) для того, чтобы разрешить возникшие в ней проблемы. Новация постепенно органично вплетается в структуру системы, обретая устойчивые связи с ее другими элементами или компонентами, утрачивает новизну и переходит в статус традиции. Состояние традиции соответствует стадии зрелости соответствующей системы. В этом состоянии образовательная система может

существовать достаточно долго, пока вновь не обострятся противоречия, делая ее функционирование неустойчивым и малополезным для людей, стремящихся получить образование.

Учитывая открытый характер системы ДПО и необходимость ее коэволюции со взаимодействующими системами для ненарушения устойчивости мира, целесообразно опереться на синергетические основания исследования проблем образования, поскольку «синергетика дает нам знание о конструктивных принципах коэволюции сложных социальных систем» [9]. Базовые положения ко-эвоюции, сформулированные Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмовым, могут конкретизироваться применительно к такой сложной системе, как ДПО. Положение 1. «Сверхсложная, бесконечномерная, хаотизированная на уровне элементов среда может описываться, как и всякая открытая нелинейная среда, небольшим числом фундаментальных идей и образов, а затем, возможно, и математических уравнений, определяющих общие тенденции развертывания процессов в ней» [9]. Такими формами для складывающейся системы ДПО могут служить регламенты его осуществления, раскрытые в ФЗ 273«Об образовании в РФ» и Приказе 499 Министерства образования и науки РФ (2013 г.); идеи концепции непрерывного образования в XXI в. [10, 13, 14, 19, 20]; современные парадигмы образования. Положение 2. Направление развития задают конечные структуры-аттракторы, которые яснее и четче, чем все промежуточные состояния, достигаемые системой в процессе эволюции [9]. В настоящее время складывается ряд аттракторов ДПО, количество которых ограничено, но может быть достаточно большим. Закономерно Положение 3 о том, что для ДПО характерна «неоднозначность будущего, существование моментов неустойчивости, связанных с выбором путей дальнейшего развития, а особая роль человека в нелинейных ситуациях разветвления путей и выбора желаемого, благоприятного пути развития» [9]. Положение 4 состоит в том, что сложноорганизованным социоприродным системам нельзя навязывать пути их развития; необходимо «следование естественности», «ненасилие над природой вещей» [9]. В образовании соответствующий данному положению принцип сформулировал Г.Н. Сериков как «принцип регулируемого эволюционирования» [18]. В образовании этот принцип лежит в основе ускорения коэволю-

ции, поскольку благодаря человеческому управлению приближение к аттракторам происходит гораздо быстрее, чем в режиме самоорганизации.

Коэволюция для ДПО приобретает и ряд частных признаков, которые следует рассматривать на частнонаучном и технологическом уровнях. Прежде всего требуется осознать круг систем, входящих в процесс коэволюции. Это системы производственно-экономической, научной, социально-культурной сферы. Необходимый характер коэволюции обусловливается значимостью связей между названными сферами жизнедеятельности людей. Кроме того, коэволюция, устанавливая тесные связи между различными сферами жизнедеятельности людей, обеспечивает выход образования за рамки формального и неформального [1, 14, 23, 25]. Так, сфера производства, экономики в целом определяет целевые, содержательные и процессуальные ориентиры ДПО путем формирования спектра проблем и потребностей в освоении новых трудовых функций, воспитания ценностных ориентаций и профессионально важных качеств специалистов. Производственная сфера является благоприятным пространством для реализации информального образования специалистов. Социально-культурная сфера создает надстройку из идей и социальных ценностей, которые, если коррелируют с целями ДПО, создают мощный синергетических эффект, усиливая и ускоряя достижения целей образования. Социально-культурная сфера также входит в пространство реализации возможностей ин-формальной составляющей ДПО. Выходя за рамки профессии и оценивая образование специалиста как человека, имеющего свое место и играющего определенную роль в мире, следует говорить также и о коэволюции ДПО и природы, всего окружающего мира в целом. В контексте ориентации специалистов на участие в процессах устойчивого развития мира [4, 5] целями ДПО является развитие глобальности мышления, социальной и профессиональной ответственности профессионалов, которые осознавали бы необходимый характер устойчивого развития мира и свою роль в этом процессе.

Коэволюция образовательных и иных систем предполагает не только сложную постановку многоаспектных целей ДПО, но также способность педагогов реализовать все замыслы достижения целей. Сопровождение

дополнительных профессиональных программ (ДПП) должны осуществлять очень квалифицированные, грамотные в педагогическом смысле педагоги, способные содействовать качественным изменениям во внутреннем мире уже сложившегося специалиста, при этом обладать качествами глобального мышления, высокой профессиональной ответственности и разделять ценности устойчивого развития мира. Этим обусловлены требования к ожидаемому высокому уровню квалификации как обучающихся специалистов, так и педагогов ДПП, а следовательно, - выбор ак-меологических оснований для исследования современных проблем развития ДПО. Согласно нашей позиции, акмеологической подход [1, 8] лежит в основе как проектирования и практической реализации, так и обеспечения образовательного процесса. Также на данном подходе основываются исследования проблем непрерывного образования. Предметом ак-меологии является развитие личности взрослых людей, находящихся на пике зрелости. Зрелость предполагает достижение системой максимального уровня исполнения своих функций. Поэтому акмеологию связывают с исследованием способностей специалистов достигать наивысших результатов в какой-либо сфере. В нашей работе акмеологический подход предполагает реализацию в исследовании идеи о достижении вершин профессионального мастерства с помощью средств ДПО. А.А. Дергачом сформулированы методологические принципы реализации исследования на основе данного подхода. Положения подхода связаны с достижением высокого уровня качества осуществляемой деятельности. Согласно определению А.А. Дергача «профессиональное «акме» - это психическое состояние, означающее максимальную мобилизованность, реализованность всех профессиональных способностей, возможностей и резервов человека на конкретном этапе жизни (при отсутствии перенапряжения и использования предельных возможностей организма)» [1, с. 130]. Профессиональные «акме» различаются для разных людей с учетом их начального состояния, ресурсов на определенном этапе жизненного пути, а также и для одного и того же человека в разные возрастные периоды. В то же время, поскольку значительная часть профессиональной деятельности большинством людей осуществляется в период зрелости (включая ее ранние и поздние

этапы), целесообразно связывать средства ДПО с возможностью достижения обучающимися специалистами профессиональных вершин на том или ином этапе жизненного пути. В современном мире показатели «акме» весьма разнообразны: помимо качества деятельности и ее результатов, множества решаемых профессиональных задач высший уровень профессионализма включает также владение цифровой компетентностью, «мягкими» и «твердыми» навыками, гибкость в освоении новых трудовых действий, глобальность мышления. Учитывая направленность ДПО в современном мире на определенного человека, спектр ожидаемых знаний, умений и навыков специалиста, которые должны быть сформированы на уровне «акме» в системе ДПО, должен быть оригинальным и индивидуализированным в зависимости от возраста, ресурсов, образованности и компетентности, профессиональных функций, решаемых профессиональных задач и этапа развития (в рамках периода зрелости).

Законы диалектики, системный, синер-гетический, акмеологический подходы, таким образом, составляют основные методологические основания исследования развития инноваций в образовании. Законы диалектики позволяют сделать вывод о том, что инновации возникают в системе ДПО для разрешения обострившихся противоречий и возникающих вследствие этого проблем и характеризуют движущие силы и процессы перехода системы из состояния в состояния. Система ДПО и инновации представляют собой развивающиеся и самоорганизующиеся системы, которые исследуются на основе системного и синергетического подходов. Противоречия и проблемы, наличие которых обусловливает необходимость развития и появления новаций, возникают вследствие влияния совокупности внешних и внутренних факторов. Разрешение же проблем осуществляется в направлении достижения обучающимися профессиональных вершин с использованием возможностей ДПО и на основе возникающих в этом период в системе инновационных процессов.

Факторы и движущие силы ДПО

Наиболее значимыми внешними факторами, влияние которых отмечается исследователями проблем об образовании, являются глобализация, интернационализация, цифро-визация, форс-мажорные обстоятельства пандемических ограничений. Это факторы внеш-

ней среды, которые в первой трети XXI в. интериоризировались и многие из них стали признаками современного ДПО. Таким образом, проявления данных факторов заметны и во внешней среде, и, собственно, в образовании. Покажем влияние этих факторов на ДПО и на обострение его внутренних и внешних противоречий.

Глобализация есть явление укрупнения и унификации, которое в образовании проявляется следующим образом:

1. Создание единого образовательного пространства. Определение системы квалификаций и степеней, максимально унифицированных и узнаваемых по всему миру.

2. Появление мировых образовательных платформ, доступность образовательных программ для обучающихся всего мира.

3. Интернационализация высшего образования и ДПО.

Интернационализация есть более противоречивое явление, которое предполагает не только унификацию, но и сохранение национальной организации и других традиций образования. Однако проявления интернационализации показывают, что это явление играет и интегрирующую роль в силу того, что разные нации принимают совместное участие в одних и тех же процессах. Формы интернационализации образования широко известны. К ним относятся:

1) международный обмен студентами;

2) обучение иностранных студентов;

3) реализация сетевых программ; программ с двумя дипломами;

4) научные и педагогические стажировки преподавателей университетов, обменные программы для педагогов и научных сотрудников;

5) появление университетских рейтингов и разработка в их рамках систем унифицированных критериев оценки деятельности университетов;

6) единые для научно-педагогических работников разных стран требования публикаций в высокорейтинговых журналах, входящих в базы цитирования Scopus и Web of Science.

Цифровизация есть новый уровень внедрения технологий в различные аспекты жизнедеятельности людей вслед за автоматизацией и информатизацией. Для сферы ДПО циф-ровизация имеет следующие проявления:

1. Тенденция перехода от оцифровки к цифровизации, а затем - к цифровой трансформации ДПО, подразумевающей качест-

венно новые модели организации образовательного процесса. Создание специфического методического обеспечения образовательного процесса для реализации ДПП.

2. Цифровизация и цифровая трансформация управления ДПО на разных уровнях; внедрение цифровых систем образования и управления в организациях, в которых реализуется ДПО.

3. Разработка и реализация программ повышения цифровой грамотности и цифровой компетентности для различных категорий слушателей.

Вынужденная изоляция и вследствие этого интенсификация форм дистанционного обучения явились еще одним существенным фактором возникновения инноваций в сфере ДПО. Главными последствиями пандемии для ДПО стали: повышение доли дистанционных и гибридных форм обручения; снижение живого общения и реальных социальных контактов; возникновение вследствие этого ограничений при решении задач воспитания, обучения и развития, обострение педагогических проблем.

В силу сложности и многоаспектности рассматриваемых явлений каждый из факторов имеет также неоднозначное влияние на развитие ДПО. Противоречивость влияния и несоответствие внутренних базовых характеристик ДПО в начале XXI в. привело к обострению противоречий (между теорией и практикой ДПО; между практикой и нормативно-правовыми основами; между требованиями к системе ДПО со стороны различных субъектов и неготовностью к удовлетворению этих требований). Противоречия вызвали к жизни многочисленные проблемы. Некоторые из них являются непосредственным следствием обострившихся противоречий, другие же - возникли позже в связи с вводимыми в систему новациями, отношение к которым со стороны субъектов ДПО закономерно является неоднозначным, а также - недостаточно грамотно управляемыми процессами инновации. Рассмотрим типичные для современного периода проблемы ДПО.

Систематизация

актуальных проблем ДПО

Прежде всего для современного ДПО характерны нормативно-правовые проблемы. Их суть сводится к несовершенству законодательства в сфере образования, вызванному этими противоречиями, которые не всегда

удается разрешить за неимением соответствующих правовых основ. Наличие проблем обусловлено некорректностью и невозможностью переноса используемых понятий в новые условия, недостаточностью охвата всех регламентируемых явлений, отсутствием механизмов реализации законодательных норм. Начнем с рассмотрения документа европейского уровня «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза», который играет существенную ориентационную роль в развитии непрерывного образования в целом и ДПО - в частности, в том числе и в России. Общеевропейский документ о непрерывном образовании не может быть однозначно принят и конкретизирован у нас применительно к ДПО, поскольку в России совершенно иная, чем во многих странах, история развития системы ДПО, которое совсем недавно осуществлялось в нашей стране под эгидой государства и завершалось выдачей документов государственного образца. В этой связи трактовка видов образовательной деятельности (формальной, неформальной и информальной) не может быть у нас такой же, как в европейских странах. В настоящее время в документах и научных исследованиях эти термины окончательно предстоит уточнить с учетом традиций и ретроспективы развития российского образования. Несмотря на то, что в настоящее время имеется законодательная основа реализации ДПО, остаются неясными многие вопросы, связанные с регуляций взаимоотношений субъектов в этой сфере. По-прежнему составляет трудности написание договоров о сотрудничестве в случае использования сетевых ДПП. Порой возникают препятствия использования материально-технической базы необразовательных организаций, поскольку они не удовлетворяют требованиям к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Не вполне четко регламентируется сочетание основного и дополнительного образования, а также оформление документов об образовании, в котором использованы его формальные, неформальные и информальные виды [23], для обучающихся высшей школы.

Большую группу образуют проблемы ресурсного обеспечения ДПО, включающие: материально-технические, информационные, кадровые и финансовые проблемы. Материально-техническая оснащенность является одним из обязательных аккредитационных требований для организаций, осуществляю-

щих образование. Несмотря на то, что программы ДПО самостоятельно не подлежат аккредитации, к ним разумно предъявлять требования не ниже, чем к основным образовательным программам. Мы придерживаемся позиции, что к дополнительным профессиональным программам для специалистов по всем принятым критериям качества, в том числе по критерию ресурсного обеспечения, должны предъявляться требования более высокие, чем для основных образовательных программ, с учетом специфики контингента обучающихся. В условиях распространения в образовательном процессе электронных средств, требований полной или частичной взаимоизоляции в эпидемиологической обстановке последних двух лет большинство программ реализуется (или должно реализо-вываться) в гибридном или дистанционном форматах. Технические и материально-технические проблемы всегда свойственны дистанционному и смешанному обучению. В связи с тем, что потребность во многих программах обусловлена необходимостью освоения специалистами новых трудовых функций, появившихся вследствие цифровизации экономики, порой необходимо специфическое инновационное программное обеспечение ДПП. Для реализации большинства программ необходимы: хороший высокоскоростной Интернет, современное программное обеспечение, современная техника. Такими свойствами должны обладать информационно-коммуникационные системы университетов. Однако не все вузы к этому готовы. В своем выступлении 30 марта 2020 г. министр науки и высшего образования Российской Федерации констатировал, что 60 % вузов работают в штатном дистанционном режиме, 25 % испытывают периодические сбои, 10 % не могут полностью обеспечить всю инфраструктуру для перехода, 4 % не способны это сделать вообще. Особенно это важно в условиях скоординированной деятельности нескольких субъектов: при проведении онлайн-занятий, вебинаров, видеоконференций. Эта проблема также может частично решаться лишь путем развития соответствующего ресурса и вложений в его развитие, т. е. взаимосвязана с проблемой дополнительного финансирования развития организаций, осуществляющих ДПО. Для тех образовательных организаций, в которых сложилась сильная внутренняя информационно-коммуникационная система, данная про-

блема не возникает, поскольку развитие этой сферы осуществляется планово и не требует ускорения. Для тех организаций, в которых цифровые системы управления образованием, организации и методического обеспечения обучения отсутствуют, требуются дополнительные финансовые вложения для повышения темпов развития данного направления. Доступность информационных ресурсов также порой составляет проблему для функционирования организации ДПО, поскольку может быть связана с финансовыми ограничениями, например, с невозможностью закупки специфического и дорогостоящего программного обеспечения или с приобретением доступа к значимым электронным источникам информации.

К числу проблем ресурсного обеспечения ДПО относится и недостаточная готовность педагогических кадров к реализации образовательных программ ДПО на высоком уровне (недостаточно полное знание правовых основ всех аспектов реализации ДПО, отсутствие цифровой грамотности и цифровой компетентности ряда специалистов, недостаточная компетентность в вопросах разработки и методического обеспечения образовательных программ). Важным аспектом этой проблемы является цифровая трансформация образования, которая требует не просто формальной оцифровки учебных материалов, но и структурирования принципиально нового образовательного процесса согласно принципиально новым моделям. Осуществляется это силами педагогов и, возможно, методистов, многие из которых не обладают необходимым уровнем компетентности в осуществлении методического обеспечения образовательного процесса. Проблемы возникают также в связи с ростом дополнительной нагрузки, отсутствием цифровой грамотности и / или цифровой компетентности НПР, организационной сложности создания и обеспечения функционирования смешанных коллективов (педагог, педагоги разных дисциплин, методист, программист).

Говоря о проблемах в области ресурсного обеспечения ДПО, нельзя не сказать о челове-коресурсном (кадровом) его обеспечении. Кадровое обеспечение является сложным требованием, поскольку профессиональная деятельность научно-педагогических работников (НПР) определяется мотивами и наличием личных целей участия в инновационной политике системы ДПО. Поэтому проблемы кад-

рового обеспечения часто лежат в плоскости отношения НПР к использованию электронных ресурсов, технологий дистанционного и гибридного обучения. И.В. Лаврентьева, И. П. Цвихюх в результате проведенного исследования пришли к выводу о том, что предпочтение дистанционному формату обучения отдают преподаватели гуманитарных дисциплин, по сравнению с преподавателями естественнонаучных дисциплин, с опытом работы до 16 лет, по сравнению с более опытными педагогами [12]. Несомненным выводом изучения теории и практики межличностного, дистанционного и смешанного форматов обучения является заключение о предпочтении большинства педагогов и обучающихся смешанного или гибридного формата. Однако на практике распределение отношения к дистанционным и смешанным формам образования является более многообразным.

Повышение доли дистанционных и гибридных форм ДПО в последние годы выявили существование организационно-педагогических проблем, которые тесно переплетены с ресурсными кадровыми проблемами. В их числе: недостаточная цифровая грамотность и компетентность педагогов ДПО; недостаточная педагогическая, в частности методическая компетентность педагогов; несоответствие личных ценностей педагогов ценностным основаниям современных парадигм образования; незнание нормативно-правовых основ образования; организационные трудности создания современных продуктов в междисциплинарных и полифункциональных коллективах.

Условия пандемии изменили формат обучения без предоставления участникам образования предварительных возможностей подготовки к новациям. Это обострило скрытые ранее противоречия и привело к ряду социально-гуманистических проблем в ДПО, которые перекликаются как с ресурсными (кадровое обеспечение ДПО), так и с педагогическими. Эти проблемы существовали и раньше, но их обострение стало заметным именно в период пандемических ограничений. Главным образом, они обусловлены тем, что образование -явление социальное и не может быть реализовано полностью в дистанционном формате, который неизбежно использовался в период самоизоляции людей. В ряде источников отмечается, что образование есть освоение социального опыта, которое не может осуществляться без живого общения [17], а также

если оно не подкреплено разнообразными вербальными и невербальными способами общения. Поэтому социальная изоляция стала наибольшим препятствием и главным источником появления проблем в период перехода на вынужденный дистанционный формат обучения и позже, когда ограничения стали менее строгими.

Одновременно обострились все типы проблем, связанные со снижением доли социального взаимодействия, которые достаточно просто обойти в смешанном формате обучения, но которые часто становятся препятствием при дистанционной форме образования. С помощью Интернета затруднительно решать некоторые образовательные задачи, решение которых основано на ведении активных споров, преодолении разногласий, дискуссиях и др., в результате которых формируются взгляды, убеждения, позиции, мировоззрение обучающихся. Принятие человеком социальных ценностей, формирование личности возможно лишь среди себе подобных, причем восприятие должно осуществляться всеми органами чувств, на основе «живого» общения. Таким образом, дистанционные программы не обеспечивают полноценного решения задач воспитания. В ДПО такие задачи ставятся реже, чем в основном, поэтому проблема воспитания для ДПО не стала критической, однако значимости ее это не снижает. Общение только через Интернет не позволяет также формировать весь спектр навыков межличностного взаимодействия, обмениваться социальным опытом.

В целом освоение студентами навыков как «мягких», так и «твердых» затруднительно исключительно в дистанционном формате. «Мягкие» навыки требуют как теоретических знаний, так и непосредственного опыта общения, причем достаточно активного и разностороннего, с использованием максимально возможного числа как вербальных, так и невербальных способов. Такие навыки наилучшим образом формируются во взаимодействии между людьми, они требуют живой коммуникации, активного дискутирования, отстаивания своей позиции. Так, научиться критически мыслить, обдумывать информацию, дискутировать, ставить под сомнение факты, мнения, в том числе свое собственное, невозможно в рамках образования по Интернету.

Еще одна группа педагогических задач, которая не решается, если ограничиться лишь

применением возможности электронных средств, - формирование «твердых» практических навыков. Большинство имитационных программ и моделей предполагают изучение теоретических оснований каких-либо действий, наблюдений за деятельностью в процессе, моделирование этого процесса. Информация о навыке закрепляется и кодируется клетками мозжечка. Именно этот навык со временем должен доводиться до автоматизма, а не замещающий его (например, нажатие на клавиши «мыши»). При этом для сохранения информации действие должно повторяться многократно [15]. Очевидно, что использование лишь дистанционных средств обучения недостаточно для формирования многих «твердых» навыков. В дистанционном формате можно успешно формировать навыки, выполнение которых возможно без использования специализированных условий и оборудования.

Одна из важнейших социально-гуманистических проблем - проблема неравенства возможностей, которая выявилась в полном объеме в период пандемии. В обычных условиях обучающиеся осваивают в дистанционном формате лишь те программы, которые специально разрабатывались в таком формате и полностью обеспечены всеми необходимыми средствами для ее прохождения. Решение о выборе дистанционной формы обучения слушатели принимают добровольно. В условиях же вынужденного дистанта частично был осуществлен переход в дистанционный режим работы по программам ДПП, которые предназначены для реализации в межличностном или смешанном форматах. Технический уровень некоторых гаджетов оказался недостаточным для прохождения программы в дистанционном формате, особенно при сочетании его синхронных и асинхронных форм.

Экономические проблемы в период пандемии возникали во всех сферах жизнедеятельности людей, включая ДПО. В связи с ограничением социальных контактов организации и предприятия были вынуждены отказаться от ряда программ, которые могли быть реализованы только в очной форме, в межличностном формате «живого» общения. То же произошло с некоторыми финансируемыми внешними субъектами программами и проектами. Например, была отложена реализация регионального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда

(Челябинская область)» федерального проекта «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка для обеспечения роста производительности труда» национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

Психологические проблемы являются следствием как длительного периода социальных ограничений, так и появляющихся в сфере ДПО инноваций, возникновение которых закономерно вызывает волну неприятия у педагогов и некоторых слушателей. Эти реакции усугубляют сложные условия реализации ДПП в период пандемии. Стресс является довольно естественной реакцией на условия пандемии (самоизоляция, ограничения социального общения, изменения привычного образа жизни, условий образования, неопределенность и нестабильность, финансовые потери, возможно - потеря работы и др.). Стандартные стадии стресса (реакция тревоги, стадия резистентности и стадия истощения) проходят для разных людей по-разному, в соответствии с их внутренним состоянием, уровнем готовности принять тревогу, оценить свое состояние и осуществить поиск пути продуктивного поведения. Тревога при этом может выполнять роль как стрессового, так и дистрессового фактора [16]. Можно отметить наличие противоположных как позитивных, так и негативных тенденций в отношениях людей к своему образованию и саморазвитию в период пандемии. Позитивная тенденция состоит в том, что у людей в условиях самоизоляции появилось больше времени для рефлексии и для себя. Это позволило осуществить самоанализ своих потребностей и задуматься о способах саморазвития. В условиях самоизоляции у многих появилось время для осуществления этих планов. Позитивная тенденция самообразования, прохождения самых разнообразных видео- и дистанционных курсов, несомненно, присутствует. Однако есть и негативные тенденции, которые как правило, обусловлены наличием психологических и (или) экономических, финансовых проблем, которые не позволяют людям сконцентрироваться на вопросах саморазвития. В этом случае, напротив, тревоги, вызванные неопределенностью, нестабильностью, ожиданием негативных последствий ситуации, являются дистрессовым фактором, приводят к нежеланию и невозможности сконцентрироваться на позитивных перспективных целях развития,

что влечет за собой, в конечном итоге, переход к стадии истощения. Ряд психологических проблем в образовании может быть вызван изменением социально-педагогических условий ДПО, когда человек не может получить образование желаемым способом, а вынужден обязательно обучаться в дистанционном формате.

Психологические проблемы, как уже говорилось, возникают вследствие большого числа инноваций в сфере образования. Этапы отрицания являются естественной и распространенной реакцией людей на новацию и носят закономерный и временный характер. Учитывая длительность реформ в сфере образования (начиная с конца ХХ в.), негативные явления носят накопительный характер. Однако не так все однозначно, реакция на новации не является тотально негативной. Во-первых, это явление временное, а многие «новации» уже давно вступили или вступают в состояние традиции. Во-вторых, отношение субъектов к новациям не всегда одинаково. Сомнения и негативная реакция характерны для категории субъектов, которых можно отнести к группе консерваторов, ретроградов или иным подобным категориям. Новаторы, энтузиасты, рационализаторы и нейтралы относятся к новшествам либо положительно, либо нейтрально. Новации вызывают в них позитивный отклик, вдохновляют на новые виды деятельности, которые эти категории людей связывают с собственным развитием и самореализацией. Иными словами, для таких людей инновация составляет зону психологического комфорта, удовлетворенности, они не испытывает значимых для здоровья и психического состояния перегрузок. Психологические проблемы - лишь часть проблем, связанных со здоровьем, которые обострились в период пандемии. Среди них проблемы восстановления здоровья (в случае заболевания), которые могут надолго отвлечь человека от других социальных ролей в его жизнедеятельности, от обучения по программам ДПП, а также проблемы укрепления здоровья, иммунитета, психологического состояния.

Инновации ДПО первой трети XXI в.

Разрешение противоречий и проблем ДПО требует поиска и внедрения подходящих инноваций. Во многих случаях, когда будем говорить об инновациях в сфере ДПО, будем выходить за рамки дополнительного образования, поскольку многие документы и педаго-

гические идеи могут прилагаться к разным аспектам и уровням образования. Регламент отношений субъектов отражается в нормативно-правовых документах. Поэтому прежде всего рассмотрим законодательные и нормативно-правовые инновации. Главной из них является «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза», который положил начало и послужил ориентиром для разработки аналогичных документов в отдельных странах. В Меморандуме сформулированы 6 принципов непрерывного образования [14]:

1. Новые базовые знания и навыки для всех (наиболее актуальными составители Меморандума считают компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки).

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы.

3. Инновационные методики преподавания и учения (в постановке принципа нашли отражение идеи перехода к активным способам образования, к субъект-субъектности взаимоотношений между педагогами и обучающимися, к новой роли педагога в образовании как консультанта, наставника и посредника).

4. Новая система оценки полученного образования (имеется в виду поиск способов оценивания результатов неформального и ин-формального образования).

5. Развитие наставничества и консультирования.

6. Приближение образования к дому (имеется в виду не только использование дистанционных способов образования, но и повышение активности местных властей для создания разнообразных очагов образования и развития людей).

Можно рассматривать эти принципы как ориентиры для ДПО, которое входит в состав непрерывного образования человека.

Для нашей страны ключевым документом стало принятие ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.), в котором дополнительному профессиональному образованию посвящены глава 10, ст. 76. По сравнению с ранее действовавшим регламентом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, приобретают большую самостоятельность при реализации дополнительных профессиональных программ. Инно-

вациями стали: отмена разграничения программ по часам; отмена документов государственного образца, выдаваемых по результатам успешного освоения дополнительных профессиональных программ; изменение структуры программ дополнительного профессионального образования; узаконенная возможность реализации сетевых программ. Изменения в «Законе об образовании в РФ» связаны с появлением новых документов или изменений в них в других сферах. Наиболее значимые законодательные изменения в области ДПО отражены в следующих документах:

Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1490 «О лицензировании образовательной деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 г. № 1441 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

Приказ Минобрнауки и Минпросвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 г. № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

«О документах квалификации» от 2.09.2013 г. № АК-1879/06;

«Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» от 22.01.2015 г. № ДЛ-1/05вн;

«О направлении методических рекомендаций по разработке, заполнению, учёту и хранению документов о квалификации» от 12.09.2015 г. № АК-608/06;

«О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» от 23.03.2015 г. № 08-415/124;

«О направлении методических рекомен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

даций по итоговой аттестации слушателей» от 30.03.2015 г. № АК-820/06;

«Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» от 25.08.2015 г. № АК-2453/06.

Наиболее существенным для развития ДПО и преодоления возникших проблем стало появление инноваций в образовательной парадигме. В педагогике XXI в. используются теории, соответствующие следующим взглядам на место образования в жизни человеческого сообщества, на которые мы опираемся в исследовании инноваций ДПО.

1. Гуманистические парадигмы (основанные на личностно-, гуманно-ориентированном, человекоцентристском подходах, ориентирующие на развитие человека, прогресс человечества, во главе которых находятся образовательные и профессиональные потребности человека и человеческих сообществ) [20]; функциональные парадигмы (соответствующие, в первую очередь, компетентностному подходу, ориентирующие образование на подготовку выпускников к предстоящим им в будущем видам деятельности, в том числе -профессиональной); культурологические парадигмы во взаимосвязи с идеями создания цифровой цивилизации [2, 4], интернационализации образования [14, 24, 26] (соответствующие культурологическому подходу, ведущей идеей которого является сохранение и преумножение культуры человечества посредством образования).

2. Идея о гармонизации образования и развития специалистов с устойчивым развитием мира [4, 5, 21].

3. Идея ведущей роли человека в выстраивании траектории непрерывного образования в течение жизни, в которое ДПО входит как одна из составляющих, а также в управлении своим образованием с учетом всей совокупности обстоятельств жизнедеятельности. Идея развития личного и человеческого ресурса в образовании [7, 10, 27].

4. Идея об активной роли обучающегося не только в учебной, но и в образовательной деятельности в целом о преобладании субъект-субъектного характера учебно-педагогического взаимодействия в ДПО специалистов [10, 25, 26].

5. Идея о сочетании возможностей всех видов образовательной деятельности (формальной, неформальной и информальной) для достижения целей ДПО [7, 11, 18].

6. Идея цифровизация образования, рационального сочетания возможностей межличностного и электронного образования в ДПО [2, 14].

Сложное явление образования невозможно охарактеризовать в рамках одной парадигмы, их интегрированное применение позволяет сформулировать совокупность ведущих идей, на которых основывается ДПО.

Рассматривая образовательный процесс ДПО на основе выделенных методологических оснований и ведущих педагогических идей современности, назовем инновации в проектировании и реализации образовательного процесса в целом и его компонентов (целевого, содержательного, процессуального, контрольно-оценочного), которые уже появились или должны появиться.

Целевой компонент ДПО в идеальной модели образовательного процесса формируется на основании конкретизации идей коэволюции человека и мира применительно к конкретной программе, разрабатывается на основе социального заказа предприятия, действующих профессиональных и соответствующим им федеральных государственных образовательных стандартов, в соответствии с предполагаемыми к овладению трудовыми функциями (действиями) и / компетенциями. При постановке цели (следовательно, и при разработке остальных компонентов) учитываются индивидуальные требования со стороны будущего обучающегося.

Содержательный компонент представляет собой размытое множество, поскольку дополняется и расширяется обучающимся с использованием самостоятельно подобранных средств и дополнительных информаль-ных видов деятельности. Содержание образования включает учебные материалы, которые направлены не только на достижение локальных целей дополнительной профессиональной программы, но и общих для всех программ целей подготовки специалиста, принимающего идею о коэволюции человека и окружающего мира и следующего этой идее в профессиональной деятельности. Современное содержание образования не сводимо к теоретическому материалу, в нем значительная доля принадлежит деятельностной составляющей, причем содержание включает элементы, содействующие освоению практического опыта, опыта научной, творческой, инновационной, проектной деятельности,

опыта критического и эмоционально-ценностного отношения к миру. Цифровизация повлияла на организацию и представление содержания образования (виртуальные образовательные платформы Stepik, Highbrow, Смотри. Учись, Vector, Changellenge, Skillshare, Crash Course, TedEd, Instructables, HowStuffWorks и др.; сервис для создания видеофрагментов EDpuzzle, TikTok и др.; инструменты для создания повествований, оснащенных мульмедиа ZooBurst, Story Bird, PicLit, UtellStory и др.).

Процессуальная составляющая образовательного процесса включает методы образования, имитирующие профессиональную деятельность или (предпочтительнее) методы ее реализации. Преобладают методы активного, контекстного обучения, методы case-study, ролевые и деловые игры, проблемный метод, проектный метод и другие, в которых можно непосредственно выполнять какое-либо профессиональное задание либо имитировать его выполнение. В этой связи как в процессуальной реализации ДПО, так и в оценивании его результатов предпочтительно использование не учебные, искусственно разработанные для образовательного процесса задания, а готовые профессиональные задания (содержание которых может быть согласовано перед началом обучения с руководителем предприятия). Учитывая, что как педагог, так и обучающиеся являются специалистами, каждый из которых обладает собственной оригинальной системой профессиональной компетентности, важен метод взаимообучения, который может реализоваться в известных формах (дискуссии, семинары, круглые столы) либо путем смены ролей педагогов и обучающихся при прохождении разных модулей программы ДПП. В процессуальной составляющей важно определение целесообразного соотношения между межличностными и дистанционными формами образования. Также целесообразна принципиально новая организация учебного материала, а не простая оцифровка уже имеющихся и ранее использованных ресурсов. Новациями, характерными для цифровой трансформации ДПО, являются средства, обеспечивающие организацию учебно-педагогического взаимодействия (видеоконференции на платформах Zoom, Google Hangouts, Microsoft Teams, Slack и др.; инструменты для коллабо-рации Slack, GoogleClass, Trello и др.). Разнообразие форм ДПО велико, оно менее регламентировано, чем основное образование, по-

зволяет выбирать наиболее адекватные формы и методы, включая инновационные (проектная деятельность как форма реализации ДПП, виртуальная стажировка и т. д.).

Для разработки инструментария измерения и оценивания результатов образования также повились инновационные электронные ресурсы: Wizer.me, Google Forms, Kahoot.it, Plickers, Socrativе, Quizizz и др.). Относительно контрольно-оценочной составляющей образовательного процесса следует также отметить целесообразность измерения интегрированного результата образования слушателей в неформальном и информальном видах, что по-прежнему остается проблемой.

Во всех компонентах образовательного процесса ДПО ощущается влияние всех значимых факторов современности. Ранее приведены аспекты влияния цифровизации. Явление глобализации и интернационализации отражается в компонентах образовательного процесса, разрабатываемого на основе принципов EMI [26].

Названные инновации не исчерпывают всего множества нововведений в ДПО первой трети XXI в., однако демонстрируют основные наметившиеся тенденции в их возникновении.

Выводы

Развивающиеся инновации дали толчок развитию ДПО в ряде направлений: совершенствования законодательства в области ДПО; реструктуризации целей, их ориентация на достижение профессионального «акме» специалистами; направленности на решение актуальных задач развития цифровой компетентности специалистов, освоения ими актуальных «мягких» и «твердых» навыков; цифровой трансформации образования и управления им; направленности на содействие коэволюции человека и окружающего мира. В совокупности эти инновации снижают обострившиеся противоречия и нивелируют некоторые проблемы ДПО, способствуя его дальнейшему прогрессивному развитию.

Литература

1. Акмеология / под общ. ред. А.А. Дерка-ча. - М. : Изд-во РАГС, 2004. - 299 с.

2. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации / Р.Ф. Абдеев. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 336 с.

3. Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы / А.Н. Аверьянов. - М. : Политиздат, 1985. - 262 с.

4. Гагарин, А.В. Концепция устойчивого развития: мировоззрение, культура, компетентность (психолого-акмеологический аспект) // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». - 2011. - № 1. - С. 16-22.

5. Гизатуллин, Х.Н. Концепция устойчивого развития: новая социально-экономическая парадигма / Х.Н. Гизатуллин, В.А. Троицкий // Общественные науки и современность. - 1998. - № 5. - С. 124-130.

6. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2003. -336 с.

7. Калегина, Ю.В. Интегративность как свойство личного ресурса студента / Ю.В. Ка-легина, И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков // Вестник Сургут. гос. пед. ун-та. - 2019. -№ 1 (58). - С. 28-44.

8. Кашапов, М.М. Акмеология: учеб. пособие / М.М. Кашапов. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. -112 с.

9. Князева, Е.Н. Синергетика и принципы коэволюции сложных систем / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов. - http://spkurdyumov.ru/ evolutionism/sinergetika-i-principy-koevolyucii-slozhnyx-sistem/ (дата обращения: 4.08.2021).

10. Котлярова, И.О. Дополнительное образование через всю жизнь: развитие личных ресурсов человека / И.О. Котлярова, С.Г. Сериков. - Челябинск: Изд-во «Уральская академия», 2011. - 188 с.

11. Котлярова, И.О. Информальное образование в системе непрерывного образования научно-педагогических работников / И. О. Котлярова, М. Прохазка // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 4. - С. 16-22.

12. Лаврентьева, И.В. Предпочитаемые педагогами форматы повышения квалификации / И.В. Лаврентьева, И.П. Цвелюх //Науч.-метод. электр. журнал «Концепт». - 2018. -№ 7 (июль). - С. 1-16.

13. Лобанов, Н.А. Непрерывное образование как большая система: законы функционирования и развития / Н.А. Лобанов // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития: материалы XVII Междунар. конф. - 2019. -С. 440-446.

14. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. -http://www.znanie. org/docs/memorandum.html (дата обращения: 05.04.2020).

15. Мышечная память как финальная стадия мышечной адаптации / В.Н. Хреб-тищев, Н.А. Синельникова, Е.Ю. Шлюбудь, Р.И. Ковтун // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). -С. 285-289.

16. Психологические реакции населения как фактор адаптации к пандемии COVID-19 / М.Ю. Сорокин, Е.Д. Касьянов, Г.В. Рукавишников и др. // Обозрение психиатрии и мед. психологии. - 2020. - № 2. - С. 87-94.

17. Сердюков, П.И. Роль общения в повышении эффективности онлайнового обучения / П.И. Сердюков // ОТО. - 2010. - № 1. -https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obscheniya-v-povyshenii-effektivnosti-onlaynovogo-obucheniya (дата обращения: 29.05.2021).

18. Сериков, Г.Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Зауралье, 1997. - 464 с.

19. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М. : Мнемозина, 2002. - 416 с.

20. Тонконогая, Е.П. Основные направления в развитии образования взрослых на современном этапе / Е.П. Тонконогая // Человек и образование. - 2010. - № 1 (22). - С. 25-27.

21. Урсул, А.Д. Модель устойчивого развития цивилизации: информационные аспекты / А.Д. Урсул // Науч.-техн. информация. Сер. 2: Информ. процессы и системы. - 1994. -№ 12. - С. 1-8.

22. Юсуфбекова, Н.Р. Тенденции и законы инновационных процессов в образовании / Н. Р. Юсуфбекова // Новые исследования в пед. науках. - 1991. - № 2. - С. 6-9.

23. Kotlyarova, I.O. Peculiarities of formal, nonformal and informal education of the academic staff /1. Kotlyarova // SGEM2016 Conference Proceedings. - Book 1. - Vol. 3. -P. 731-735.

24. Seryapina, Yu.S. The concept of "home" internationalization in higher education: experience of South Ural State University / Yu.S. Seryapina // EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies. Barcelona, Spain. -2017. - P. 9378-9384.

25. Vaulin, S. Integration of education, science and entrepreneurship in student training and professional development of academic staff and enterprise employees / S. Vaulin //INTED2017 Proceedings. - 2017. - P. 2701-2704.

26. Volchenkova, K.N. Adaptive EMI:

the spontaneous evolution of English-medium instruction / K.N. Volchenkova, E.N. Yaroslavo-va, A.D. Chuvashova // EDULEARN2017 Proceedings. - 2017. - P. 5956-5962.

27. Voloshina, I. Lifelong learning for university human resource development /1. Voloshina, I. Kotlyarova // INTED2017 Proceedings. -2017. - P. 2669-2673.

Котлярова Ирина Олеговна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].

Поступила в редакцию 4 августа 2021 г.

DOI: 10.14529/ped210301

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS IN CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

I.O. Kotlyarova, [email protected]

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The paper aims to study the methodological and theoretical foundations of the development of innovations in the field of continuing professional education (CPE). The methodological foundations of the study of the phenomenon of innovation in CPE (general laws of dialectics, systemic, synergetic and acmeological approaches) are identified and characterized. The external factors of the education sector cased by globalization, internationalization, digitalization and the "force majeure" of pandemic were determined and their influence on the development of CPE in the first quarter of the XXI century was revealed. The features of the current continuing education were revealed. They were developed both under the influence of environmental factors and as a result of internal tendencies of self-organization. On the basis of a theoretical analysis of the requirements for education caused by these factors, the types of CPE problems were formulated. The necessary nature of educational innovations was substantiated. The role of innovations in resolving the problems of continuing education was described. Typical modern innovations and their role in the development of continuing education as an aspect of a person's lifelong education were characterized.

Keywords: innovation, methodological approaches, external factors, continuing professional education.

References

1. Derkacha A.A. (Ed.) Akmeologiya [Acmeology]. Moscow, RAGS Publ., 2004. 299 p.

2. Abdeev R.F. Filosofiya informatsionnoy tsivilizatsii [Philosophy of information civilization]. Moscow, VLADOS Publ., 1994. 336 p.

3. Aver'yanov A.N. Sistemnoye poznaniye mira: Metodologicheskiye problemy [Systemic Knowledge of the World: Methodological Problems]. Moscow, Politizdat, 1985. 262 p.

4. Gagarin A.V. [The concept of sustainable development: worldview, culture, competence (psychological and acmeological aspect)]. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Ser. Psychology and Pedagogy, 2011, no. 1, pp. 16-22. (in Russ.)

5. Gizatullin Kh.N., Troitskiy V.A. [Sustainable development concept: new socio-economic paradigm]. Social Sciences and Modernity, 1998, no. 5, pp. 124-130. (in Russ.)

6. Ilyasov D.F., Serikov G.N. Printsip reguliruemogo evolyutsionirovaniya v pedagogike [The Principle of Controlled Evolution in Pedagogy]. Moscow, VLADOS Publ., 2003. 336 p.

7. Kalegina Yu.V., Kotlyarova I.O., Serikov G.N. [Integrativity as a Property of a Student's Personal Resource]. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, 2019, no. 1 (58), pp. 28-44. (in Russ.)

8. Kashapov M.M. [Acmeology: study guide]. Yaroslavl, Yaroslavl State University Publ., 2011. 112 p.

9. Knyazeva E.N., Kurdyumov S.P. Sinergetika i printsipy koevolyutsii slozhnykh sistem [Synergetics and Principles of Coevolution of Complex Systems]. Available at: http://spkurdyumov.ru/ evolutionism/sinergetika-i-principy-koevolyucii-slozhnyx-sistem/ (accessed 4.08.2021).

10. Kotlyarova I.O., Serikov S.G. Dopolnitel'noe obrazovanie cherez vsyu zhizn': razvitie lichnykh resursov cheloveka [Continuing Education Throughout Life: the Development of Personal Resources of a Person]. Chelyabinsk, Ural'skaya akademiya Publ., 188 p.

11. Kotlyarova I.O., Prokhazka M. [Informal Education in the System of Continuous Education of the Academic Staff]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, no. 4, pp. 16-22. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160402

12. Lavrent'yeva I.V., Tsvelyukh I.P. [Formats of professional development preferred by teachers]. Scientific-Methodical Electronic Journal "Concept", 2018, no. 7, pp. 1-16. (in Russ.)

13. Lobanov N.A. [Continuing Education as a Large System: Laws of Functioning and Development]. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustoychivogo razvitiya: materialy XVII mezhdunarodnoy konferentsii [Lifelong Learning: Continuing Education for Sustainable Development: Proceedings of the 17th International Conference], 2019, pp. 440-446. (in Russ.)

14. Memorandum nepreryvnogo obrazovaniya Evropeyskogo Soyuza [Memorandum of Continuing Education of the European Union]. Available at: http://www.znanie.org/docs/memorandum.html (accessed 05.04.2020).

15. Khrebtishchev V.N., Sinel'nikova N.A., Shlyubud' E.Yu., Kovtun R.I. [Muscle Memory as the Final Stage of Muscle Adaptation]. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2019, no. 6 (172), pp. 285-289. (in Russ.)

16. Sorokin M.Yu., Kas'yanov E.D., Rukavishnikov G.V., Makarevich O.V., Neznanov N.G., Lu-tova N.B., Mazo G.E. [Psychological Reactions of the Population as a Factor of Adaptation to

the COVID-19 Pandemic]. An Overview of Psychiatry and Medical Psychology, 2020, no. 2, pp. 87-94. (in Russ.)

17. Serdyukov P.I. [The Role of Communication in Increasing the Effectiveness of Online Learning]. General Relativity, 2010, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obscheniya-v-povyshenii-effektivnosti-onlaynovogo-obucheniya. (in Russ.)

18. Serikov G.N. Obrazovanie: aspekty sistemnogo otrazheniya [Education: Aspects of System Reflection]. Kurgan, Zaural'e Publ., 1997. 464 p.

19. Serikov G.N. Obrazovanie i razvitie cheloveka [Human Education and Development]. Moscow, Mnemozina Publ., 2002. 416 p.

20. Tonkonogaya E.P. [The Main Directions in the Development of Adult Education at the Present]. Man and Education, 2010, no. 1 (22), pp. 25-27. (in Russ.)

21. Ursul A.D. [Model of Sustainable Development of Civilization: Information Aspects]. Scientific and Technical Information. Series 2: Information Processes and Systems, 1994, no. 12, pp. 1-8. (in Russ.)

22. Yusufbekova N.R. [Trends and Laws of Innovative Processes in Education]. New Research in Pedagogical Sciences, 1991, no. 2, pp.6-9. (in Russ.)

23. Kotlyarova I.O. Peculiarities of Formal, Nonformal and Informal Education of the Academic Staff. SGEM2016 Conference Proceedings, 2016, Book 1, vol. 3, pp. 731-735.

24. Seryapina Yu.S. The Concept of "Home" Internationalization in Higher Education: Experience of South Ural State University. EDULEARN17 Proceedings: 9th International Conference on Education and New Learning Technologies, Barcelona, Spain, 2017, pp. 9378-9384. DOI: 10.21125/edulearn.2017.0769

25. Vaulin S. Integration of Education, Science and Entrepreneurship in Student Training and Professional Development of Academic Staff and Enterprise Employees. INTED2017 Proceedings, 2017, pp. 2701-2704. DOI: 10.21125/inted.2017.0741

26. Volchenkova K.N., Yaroslavova E.N., Chuvashova A.D. Adaptive EMI: the Spontaneous Evolution of English-Medium Instruction. EDULEARN2017 Proceedings, 2017, pp. 5956-5962. DOI: 10.21125/edulearn.2017.2346

27. Voloshina I., Kotlyarova I. Lifelong Learning for University Human Resource Development. INTED2017Proceedings, 2017, pp. 2669-2673. DOI: 10.21125/inted.2017.0734

Received 4 August 2021

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

FOR CITATION

Котлярова, И.О. Развитие инноваций в дополнительном профессиональном образовании / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2021. - Т. 13, № 3. - С. 6-22. Б01: 10.14529/реё210301

Kotlyarova I.O. Development of Innovations in Continuing Professional Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2021, vol. 13, no. 3, pp. 6-22. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped210301

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.