Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джавадова Светлана Александровна

В статье исследуется инновационная деятельность представителей малого бизнеса и определяется влияние инноваций на их развитие. Рассмотрены пути реализации организационных и продуктовых инноваций предприятия. Проведен анализ преимуществ и недостатков инновационного потенциала предпринимательства на предмет конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS BY REPRESENTATIVES OF SMALL BUSINESS

The article examines the innovative activity of small business representatives and determines the impact of innovation on their development. The ways of implementation of organizational and product innovations of the enterprise are considered. The analysis of the advantages and disadvantages of the innovative potential of entrepreneurship is a subject of competitiveness.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_6_7_691 УДК 334.012.64

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МАЛОГО

БИЗНЕСА

Джавадова Светлана Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва Россия, e-mail: javadovasa@yandex.ru.

В статье исследуется инновационная деятельность представителей малого бизнеса и определяется влияние инноваций на их развитие. Рассмотрены пути реализации организационных и продуктовых инноваций предприятия. Проведен анализ преимуществ и недостатков инновационного потенциала предпринимательства на предмет конкурентоспособности.

Ключевые слова: малый бизнес; инновации; инновационный потенциал; конкурентоспособность.

UDC 334.012.64

DEVELOPMENT OF INNOVATIONS BY REPRESENTATIVES

OF SMALL BUSINESS

Javadova Svetlana Alexandrovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Theoretical and Applied Economics, Russian State University for the Humanities, Moscow Russia, e-mail: javadovasa@yandex.ru.

The article examines the innovative activity of small business representatives and determines the impact of innovation on their development. The ways of implementation of organizational and product innovations of the enterprise are considered. The analysis of the advantages and disadvantages of the innovative potential of entrepreneurship is a subject of competitiveness.

Keywords: small business; innovation; Innovation potential; competitiveness.

По состоянию на 01.12.2021 г. на долю представителей малого бизнеса, занимающихся разработками технологий, в России приходится 15,4 % предприятий от общего их количества, с общим числом 3,6 млн человек, что составляет порядка 5 % всех занятых в стране. Кроме того, 35 % объема реализованной продукции и 34 % добавленной стоимости приходится именно на малое предпри -нимательство инновационного характера.

Однако растущая роль малого предпринимательства в мировом и отечественном хозяйстве создает не только возможности для последних, но и вызывает растущее давление на них. Среди основных факторов, не-

гативно влияющих на развитие малого предпринимательства, выделяются:

- ограниченный доступ к финансированию;

- регуляторная нагрузка;

- ограниченный доступ к рынку квалифицированных трудовых ресурсов;

- недостаточная компетенция управления;

- ограниченные возможности стратегического планирования.

В то же время возможности имплемента-ции инноваций и гибкость приспособления к изменениям конъюнктуры рынка относятся к конкурентным преимуществам малых предприятий в сравнении с крупными, когда ин-

новационный потенциал малого бизнеса заложен в основе его конкурентоспособности.

Несмотря на роль малого предпринимательства и инноваций в них в отечественной экономике, фокус исследований по настоящее время смещен к анализу инновационного потенциала крупных предприятий, что предопределяет необходимость раскрытия темы инновационного потенциала представителей малого бизнеса как фактора влияния на развитие.

Влияние инноваций на развитие предприятия исследовалось Й. Шумпетером, В. Раппопортом, Б. Твиссом, А. Койре, И. П. Пинигс. Исследованию малого и среднего бизнеса посвящены аналитические отчеты ВШЭ, материалы конференций РАНХиГС, отдельные исследования Центрального банка России.

Инновационная деятельность малого предпринимательства является комплексным понятием, включающим несколько составляющих. Так, согласно протоколу Осло [8], технические и продуктовые инновации включают внедренные технологически новые продукты и процессы, а также значительные их технологические усовершенствования.

Следовательно, инновационный потенциал компании целесообразно разделить на составляющие, среди которых:

- организационные инновации;

- продуктовые инновации;

- потенциал технологических инноваций;

- потенциал дифференциации.

Организационные инновации - это нетехнологические нововведения, связанные со структурой и организацией бизнеса, привлечением работников и управлением человеческими ресурсами, управлением внутренним процессом и принятием решений, разработкой и планированием стратегий и методов, взаимоотношениями с клиентами и поставщиками, самой рабочей средой.

Организационные инновации улучшают мотивацию и условия труда для работников, что приводит к повышению производительности труда, инновационных возможностей, устойчивости на рынке и общей конкурентоспособности бизнеса.

Инновации на рабочих местах помогают компаниям прогнозировать и лучше адаптироваться к меняющейся экономической среде. Этот тип гибкости имеет особое значение в условиях новой промышленной револю-

ции. Такой тип инноваций улучшает возможности обучения и распространения знаний, которые важны для актуализации навыков работников. Наконец, нетехнологические инновации являются неотъемлемой частью успешной реализации технологических инноваций.

Несмотря на очевидные преимущества, все еще мало компаний внедряют этот тип инноваций. Внедрение инноваций на рабочем месте и решение проблем, связанных с новой промышленной революцией, требует правильных управленческих навыков. Недостаток соответствующих навыков становится на пути успешного внедрения инноваций малыми венчурными компаниями. По данным Европейской комиссии, лишь 10 % от общего количества малых предприятий реализуют политику организационной инновации. В то же время, например, С. Кавузгил [3], рассматривая практические случаи интернационализации малых предприятий, заметил, что процесс усвоения знаний порождает организационные возможности компании, которые, в свою очередь, приводят к высшей организационной эффективности, подчеркивая более эффективное усвоение знаний малыми предприятиями.

Сочетание результатов эмпирических исследований наталкивают на мысль, что инновационная культура малого предпринимательства позволяет им более эффективно проводить обработку полученных знаний, однако база для их получения и менеджерский потенциал для правильной интерпретации результатов их анализа является недостаточным, что вызывает ситуацию на рынке, в которой такие предприятия уступают в уровне организационной инновационности крупным многопрофильным предприятиям.

Технологические инновации и дифференциация от конкурентов важны для эффективности малых предприятий, поскольку они являются источниками его конкурентных преимуществ [1-2].

Разработка нового продукта или услуги и получение патентов создают стимулы для исследовательских организаций, инвестиционных компаний и заказчиков проявить интерес и принять участие в развитии компании, поскольку малые компании на ранних этапах находятся в состоянии дефицита ресурсов. Стратегические партнеры и инвесторы, как

правило, помогают новым компаниям получить необходимые ресурсы и повысить инновационную способность.

Таким образом, финансовый интерес и инновационное развитие являются взаимными драйверами в отношениях инвесторов и предпринимателей, что вызывает активное участие малых предприятий с ограниченными финансовыми ресурсами в направлении инновационных разработок.

Технологические инновации можно определить как технические изменения или принятие новых процессов и технологий. Наиболее инновационными компаниями являются те, которые хорошо оценивают важность информации о новых технологиях и необходимость скорости ее получения, усвоения и применения. По сути, технологические инновации представляют собой разработки, по совокупности отличительных черт от

существующих и выполняемыми операциями или проблемами, которые решаются с их помощью, относятся к созданию нового продукта, нежели являются модификацией существующего. Получение технологической инновации является процессом, требующим многочисленных итераций процесса получения и усвоения новых знаний, их обработки и создания продукта, проведения эмпирического тестирования, получения отклика, и доработку. Схема получения технологической инновации описана на схеме ниже (рис. 1).

Таким образом, процесс получения нового технологического знания в рамках малого предприятия несколько отличается от процесса получения такого знания на крупном предприятии. Основная разница заключается в природе полученных знаний. Согласно тенденциям, освещенным в теориях между-

Рынок

/•N

Внешние ресурсы

Опыт учредителей ч_/

Технологические осведомления

ч

Продвижение и

маркетинг

ч

Рисунок 1 - Схема получения технологической инновации в рамках малого предприятия

(составлено авторами)

народного бизнеса конца ХХ - начала XXI в., создание технологической инновации крупного предприятия основывается на необходимости продления жизненного цикла продукта и создании потребности.

В отличие от крупных предприятий, малые создают знания, основываясь на знаниях о потребностях рынка. Следовательно, они принимают на себя роль удовлетворения, а не создания новой потребности. В то время как получение знаний в крупных компаниях основывается на многих каналах, включая партнерские связи, цепи поставок, государственные институты, многолетний опыт на рынках, знания малых предприятий базируются на собственных исследованиях и разработках, сотрудничестве с потребителем и комплексной проработке потребности на основе приспособления продукта к рынку и потребителю.

Необходимо отметить, что формирование технологической инновации в малом бизнесе является частью операционной деятельности, в то время как технологическая инновация крупного предприятия является вспомогательной функцией, позволяющей ему применять новейшие меры маркетинга и конкурентной борьбы в период необходимости. В то же время малое предпринимательство основывается на инновации независимо от цикла жизни продукта (до перехода в крупное предприятие). Количество итераций по сбору обратной связи и анализа нового знания в обоих типах предприятий опирается на финансовые и организационные возможности, соответственно, для малого предприятия характерно меньшее количество повторений, учитывая меньшую обеспеченность ресурсами. Финальный результат исследований и технологических разработок измеряется количеством и качеством патентов для обоих типов предприятий.

Исследование влияния технологической инновации на развитие малых предприятий показывает, что главным фактором выхода на зарубежные рынки при создании инновации является получение знаний о клиенте в глобальном измерении, использование трансграничных деловых сетей для перемещения опыта и организационного обучения, использование возможностей иностранных контрагентов для получения и анализа знаний, превращения в инновацию.

Инновационное развитие измеряется не только количеством полученных патентов, но и уровнем дифференциации продукта. Независимо от уровня технологичности, дифференциация продукции является более распространенной, чем патентование, среди современных малых предприятий. Данная тенденция связана с тем, что патентный про -цесс признан затратным и трудоемким и для молодых компаний представляется сложным.

Таким образом, практика свидетельствует, что малые предприятия способны реализовать свой потенциал на международном рынке даже в условиях дефицита ресурсов, обладая инновационной организационной структурой, основанной на знаниях, которые открывают возможности создания дифференцированного продукта на базе ограниченных уникальных ресурсов.

Реализация инновационного потенциала, как и стремление интернационализации, зависит не только от внутренних возможностей, которые составляет технологическая иннова-ционность и дифференциация, но и от экзогенных, рыночных факторов, среди которых:

- инновационная активность конкурентов и партнеров;

- правовые возможности защиты инновационных разработок;

- инфраструктура ведения инновационной деятельности.

Инновационная активность партнеров и конкурентов является факторами, одновременно влияет на инновационный потенциал малого предприятия и его стремление интернационализироваться. Инновации партнеров приносят в сеть связей знания и повышают конкурентоспособность, в то время как активность конкурентов снижает их. В результате информации об активности конкурентов и партнеров малое предприятие может принять решение по интернационализации:

- для предотвращения конкуренции на домашнем рынке и поиска зарубежных;

- перемещения знаний и ресурсов к иностранным партнерам с целью получения эффекта синергии.

Правовое регулирование и возможности защиты изобретений является первичным фактором формирования на территории страны венчурных предприятий.

Эффективность системы защиты нематериальных ресурсов является залогом успеха стартап-экономики в США, Великобритании, Франции и Германии.

Особое значение в инновационном развитии и раскрытии инновационного потенциала малых венчурных компаний приобретают кластеры, территориальные объединения предприятий для налаживания стратегического сотрудничества и формирования инновационных структур предприятий. Локализация фирм и построение хабов предоставляет дополнительную поддержку, предоставляя доступ к партнерствам, построению деловых сетей и обмена знаниями и ресурсами. Значительную роль инкубаторов, в частности, выделяет Аль-Мубараки, утверждая, что во Франции инновационные кластеры являются мощным инструментом для местного экономического развития [4-7]. Хабы предоставляют поддержку молодым компаниям с целью содействия устойчивому росту и постепенному экономическому развитию страны на базе знаний, созданных малыми предприятиями.

Результаты исследований показывают положительную связь между наличием деловых сетей малых предприятий и эффективностью инноваций. Наиболее эффективно функционируют сети, построенные с участием юристов, патентных советников и технических специалистов. Профессиональные кластеры могут включать инкубаторские сети, региональные организации поддержки и венчурные инвестиционные компании, которые осуществляют финансовую и управленческую поддержку проектов. Инкубаторские сети ускоряют развитие малых предприятий и упрощают получение внешнего финансирования.

Малые венчурные компании являются драйверами инноваций в наукоемких отрас-

лях. Например, основными отраслями внедрения инноваций в результате проведенного эмпирического исследования проектов из 30 стран Европы определены:

- искусственный интеллект и машинное обучение;

- медицина и фармакология;

- финансовые технологии.

Способствует внедрению технологий в

этих сферах имеющийся постоянный или растущий рынок сбыта, а также ориентация на создание уникального продукта, уменьшающего риски, связанные с конкуренцией с представителями крупного бизнеса.

Таким образом, внедрение изобретений или улучшений предоставляет предприятиям, представителям малого бизнеса конкурентные преимущества и позволяет выходить на международные рынки для их использования. В сочетании с техническими инновациями вторым фактором развития и интернационализации является внутренняя направленность компании, готовность к работе в быстросменной среде, а следовательно, инновационная культура предприятия.

Мотивами инновационной деятельности малых предприятий является разработка новых продуктов, выход на новые рынки, адаптация деятельности компании для оптимального обслуживания рынков, приспособление к изменениям конъюнктуры рынка, привлечение финансирования.

Молодые компании с сильной инновационной культурой и стратегической международной направленностью интернационализируются раньше, чем международно ориентированные фирмы, у которых присутствует дефицит инновационной культуры. Инновационная культура должна способствовать получению знаний, что ведет к возможностям международной деятельности.

Список литературы_

1. Гончаренко, К. В. особенности управления инновациями в малом бизнесе / К. В. Гончаренко // Проблемы современной экономики. Материалы VI Международной научной конференции. - 2017. - С. 97-100.

2. Жемчугов, А. М. Эффективность малого предприятия / А. А. Жемчугов // Проблемы теории и практики управления. - 2020. - № 6. - С. 46-71.

3. Коба, Е. Е. Актуальные проблемы функционирования малого предпринимательства в России / Е. Е. Коба // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. - 2020. - № 1 (25). - С. 91-98.

4. Ляманова, Е. А. Инновации в малом и среднем бизнесе (отечественный и зарубежный опыт) / Е. А. Лямано -ва // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - № 8-1 (55). - С. 77-79.

5. Молчанова, Л. А. Инвестиции в малый бизнес: проблемы и перспективы / Л. А. Молчанова, А. И. Черных, А. В. Баюринов // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2013. - № 37. - С. 362-368.

6. Селютин, И. Е. Малое и среднее предпринимательство в современных условиях России / И. Е. Селютин // Modern Science. - 2020. - № 2-1. - С. 94-96.

7. Al-Mubaraki, H. Technology Innovation for SME Growth: A Perception for the Emerging Economies / H. AL-Mubaraki, M. Aruna // Journal of Economics and Sustainable Development. - 2013. - No4. - С. 155-163.

8. Oslo Manual // Organisation for Economic Cooperation and Development. - 2018. - URL: http://www.oecd.org/ science/inno/2367614.pdf.

References_

1. Goncharenko K.V. osobennosti upravleniya innovaciyami v malom biznese. Problemy' sovremennoj e'konomiki. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2017. S. 97-100.

2. Zhemchugov A.M. E'ffektivnost' malogo predpriyatiya. Problemy' teoriiipraktiki upravleniya. 2020. № 6. S. 46-71.

3. Koba E.E. Aktual'ny'e problemy' funkcionirovaniya malogo predprinimatel'stva v Rossii. Aktual'ny'e problemy' e'konomiki i menedzhmenta. 2020. № 1 (25). S. 91-98.

4. Lyamanova E.A. Innovacii v malom i srednem biznese (otechestvenny'j i zarubezhny'j opy't). Konkurentosposobnost' v global'nom mire: e'konomika, nauka, texnologii. 2017. № 8-1 (55). S. 77-79.

5. Molchanova L.A., Cherny'x, A.V., Bayurinov A.V. Investicii v maly'j biznes: problemy' i perspektivy'. Uchenye zapiski Rossijskoj Akademii predprinimatel'stva. 2013. № 37. S. 362-368.

6. Selyutin I.E. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v sovremenny'x usloviyax Rossii. Modern Science. 2020. № 2-1. S. 94-96.

7. Al-Mubaraki H., Aruna M. Technology Innovation for SME Growth: A Perception for the Emerging Economies. Journal of Economics and Sustainable Development. 2013. No4. S. 155-163.

8. Oslo Manual. Organisation for Economic Cooperation and Development. 2018. URL: http://www.oecd.org/science/ inno/2367614.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.