Научная статья на тему 'Влияние инновационных процессов на конкурентоспособность организации'

Влияние инновационных процессов на конкурентоспособность организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1313
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / конкурентоспособность организации / венчурный бизнес / innovation / competitiveness of organization / venture business

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чистякова Ольга Владимировна

Рассматриваются трактовки понятия «инновация». Характеризуются основные виды инноваций, влияющие на конкурентоспособность организаций. Анализируется воздействие инновационных процессов на конкурентоспособность организации в условиях глобализации. Обосновывается необходимость развития венчурного бизнеса и его сотрудничества с корпорациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author considers some interpretations of the concept of «innovation» and characterizes the main types of innovations that influence competitiveness of organizations. The impact of innovation processes on the competitiveness of an organization in the context of globalization is examined. The author proves a need to develop venture business and a need for its cooperation with corporations.

Текст научной работы на тему «Влияние инновационных процессов на конкурентоспособность организации»

УДК 339.137 О.В. ЧИСТЯКОВА

ББК 65.29 кандидат экономических наук, доцент

Байкальского государственного университета экономики и права,

г. Иркутск e-mail: chistyakovaov@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ*

Рассматриваются трактовки понятия «инновация». Характеризуются основные виды инноваций, влияющие на конкурентоспособность организаций. Анализируется воздействие инновационных процессов на конкурентоспособность организации в условиях глобализации. Обосновывается необходимость развития венчурного бизнеса и его сотрудничества с корпорациями.

Ключевые слова: инновации, конкурентоспособность организации, венчурный бизнес.

O.V. CHISTYAKOVA

PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk

e-mail: chistyakovaov@mail.ru

IMPACT OF INNOVATION PROCESSES ON ORGANIZATION COMPETITIVENESS

The author considers some interpretations of the concept of «innovation» and characterizes the main types of innovations that influence competitiveness of organizations. The impact of innovation processes on the competitiveness of an organization in the context of globalization is examined. The author proves a need to develop venture business and a need for its cooperation with corporations.

Keywords: innovation, competitiveness of organization, venture business.

Одним из важнейших факторов повышения конкурентоспособности организации является внедрение инноваций. Инновация подразумевает под собой основанное на научных разработках, реализованное на рынке новшество. Уильям Соудер характеризует инновацию как высокорисковую идею, которая представляется новой для спонсирующей организации и в осуществлении которой эта организация видит потенциально высокую прибыль или иные коммерчески привлекательные моменты [3]. В данном определении отражены наиболее значимые черты инноваций — это высокий риск, новизна и

коммерциализуемость. Адам Джоли считает, что в современном бизнесе уместны и перспективны лишь market-led-innovations, т.е. ведомые рынком инновации [2].

По мнению В.И. Черенкова и М.Г. Толстоброва, взаимосвязь основных этапов инновационного процесса можно представить следующим образом: идея — коммерциализация — инновация [1, с. 50]. В соответствии с концепцией жизненного цикла инновации состоявшуюся инновацию они связывают с ее маркетинговым успехом, начало которого — достижение точки безубыточности.

* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты стратегического управления социально-экономическим развитием Сибирского региона при переходе на инновационную модель экономики», реализуемого в рамках АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2011 гг.)».

© О.В. Чистякова, 2011

Трансформация изобретения в нововведение всегда связана с его рыночным успехом. Таким образом, инновация может быть определена как коммерциализированное изобретение, а инновационный процесс — как процесс коммерциализации изобретений. Инновационная деятельность представляет собой комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленных на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и разработок.

В современной литературе приводится множество классификаций инноваций. Рассмотрим некоторые из них. Чаще всего выделяют продуктовые, организационно-управленческие и технологические инновации. Представляет интерес классификация технологических инноваций Райкрофта-Кэша [4], модифицированная В.И. Черенковым и М.Г. Толстобровым [1, с. 49], которая включает в себя инкрементные, транзитивные и трансформационные инновации.

По мнению В.И. Черенкова и М.Г. Толстоброва, инкрементная инновация предполагает постепенное изменение существующей стержневой технологии, снижение издержек без радикальных изменений бизнес-процессов и структуры компании. Этому типу инноваций соответствует преимущественно ценовая конкуренция.

Транзитивная инновация предполагает интеграцию новой технологии в систему существующих бизнес-процессов для повышения их качества, модифицируются стратегические стержневые компетенции. Этому типу инноваций соответствует преимущественно конкуренция качества при сохранении действия механизма ценовой конкуренции.

Трансформационная инновация предполагает резкий сдвиг базовой технологии с глубоким системным реинжинирингом бизнес-процессов, разрушением отраслевого кластера и возможной сменой расположения в стратегической позиции «товар-рынок». Этому типу инноваций соответствуют гиперконкуренция при сохранении действия механизмов ценовой конкуренции и конкуренция качества.

По степени новизны выделяют радикальные и имитирующие инновации. Радикальные инновации связаны с теорией

циклического развития. Под ними подразумеваются революционные инновации, реализующие крупные изобретения. Радикальные инновации определяют поворотные точки в циклическом развитии и становятся основой формирования новых поколений и направлений в развитии техники и технологий. При этом радикальная инновация, осуществленная в какой-либо стране, может способствовать переходу всего мирового сообщества на новый технологический уровень. Новшество, полученное в результате внедрения инновации, не копируется один к одному, а постоянно совершенствуется с целью улучшения технических и эстетических параметров, потребительской полезности.

Помимо радикальных выделяют также имитирующие инновации, возникающие и действующие внутри существующих технологических систем. Имитирующие инновации в свою очередь подразделяют на улучшающие и псевдоинновации. Улучшающие инновации предполагают модернизацию и модификацию продукта. Они обычно основываются на мелких и средних изобретениях и преобладают в фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла товара. Псевдоинновации направлены на частичное улучшение устаревших поколений техники и обычно тормозят развитие.

Возникновение и развертывание инноваций связаны с законами прибыли и диверсификации потребностей, а также с достижениями фундаментальных наук. Стремление получить прибыль и обеспечить себе монопольное рыночное положение, острота конкурентной борьбы в значительной степени определяют производство нововведений.

Зачастую появление новой техники, технологий, наукоемкой продукции не влечет за собой возникновения спроса на них, поскольку рынок еще не осознал возможностей этих новинок. В подобных случаях появление новых потребностей, т.е. спроса, должно стимулироваться технологическим проталкиванием новой продукции на рынок. Однако по мере того, как рынок становится более разборчивым и требовательным, повышается степень обратного воздействия рынка, который в свою очередь определяет последующие направления разработки наукоемкой продукции.

Конкурентоспособность организации сегодня тесно связана с процессами, происходящими в мировой экономике. Нужно отметить, что в последние десятилетия мировая экономика в связи с переходом на ресурсосберегающий тип развития, вследствие резкого роста цен на энергетические товары и сырье, приобрела качественно новые черты. В 90-е гг. XX в. произошла трансформация ресурсосберегающего типа развития экономики в инновационный. В этот период получили широкое распространение инновации в сфере компьютерной техники и средств связи, информационных технологий, которые стали факторами, влияющими на экономический рост, а в начале XXI в. приобрели принципиально новое значение в экономическом развитии.

Современная экономика характеризуется большим динамизмом создания и развития новых продуктов и технологий, а также новых видов бизнеса, связанных со сферой инноваций. Происходит формирование нового направления экономического развития, определяемого как экономика знаний, в основе которой лежит выдвижение на передний план науки, образования и наукоемких секторов экономики.

Таким образом, стратегическим направлением повышения конкурентоспособности и устойчивого развития организации сегодня становится широкое использование нового типа ресурсов — интеллектуальных разработок. Однако стоит проблема повышения эффективности их введения в хозяйственный оборот. Свидетельством тому может служить высокий процент гибели идей на пути их коммерческой реализации и, соответственно, высокий уровень риска инвестиций в инновационный процесс.

Данная ситуация обусловлена прежде всего многоэтапностью и длительностью инновационного процесса, необходимостью скоординированного взаимодействия большого количества специалистов. Нужен профессиональный подход к управлению инновационным процессом.

Создание и быстрое коммерческое освоение новых продуктов и технологий являются сегодня ключевым условием устойчивого экономического роста и успешного хозяйствования организаций. Резкое возрастание масштабов международного

научно-технического сотрудничества в начале XXI в. привело к тому, что создание и использование знаний, новых продуктов, услуг и технологий приобрели глобальный характер.

Тесное взаимодействие разных стран, порождаемое глобализацией, происходит в обстановке мировой конкуренции. Глобализация не отменяет конкуренции между участниками мировой экономики, а поднимает ее на более высокий уровень. В конце XX-начале XXI в. произошли важные изменения в характере конкуренции как на национальных, так и на мировом рынках. Достижения в сфере компьютерной техники, информатики и средств связи создали условия для перехода на инновационный тип экономического роста, который характерен для многих стран мира в наше время. Его содержание определяется распространением наукоемких изделий и технологий, разработанных с использованием информационных технологий, компьютерной техники, передовых систем связи и передачи данных, прогрессивных методов управления производственными процессами и коммерческими операциями, обеспечением экономии ресурсов и соблюдением экологических требований.

Уровень конкурентоспособности организации сегодня во все большей степени определяется не только качеством продукции, но и способностью фирмы предложить потребителям новые товары или услуги с неизвестными прежде свойствами. Лидерство в этом процессе обеспечивает компаниям крупные преимущества, поэтому они постоянно стремятся опередить соперников. Это делает освоение инноваций приоритетной задачей организации.

В условиях острого соперничества на внутреннем и мировом рынках корпорации нацеливают работу своих научно-исследовательских подразделений на повышение конкурентоспособности продукции и совершенствование технологии. Однако быстро меняющиеся экономические условия приводят к тому, что концентрация значительных материальных, финансовых и кадровых ресурсов на намеченных направлениях исследований и разработок уже не является решающим фактором для сохранения корпорацией конкурентных преимуществ.

В сложившихся условиях представители крупного бизнеса понимают, что новые идеи и изобретения постоянно генерируются и за пределами их частных исследовательских центров и лабораторий. Стремление вовремя заметить новаторские идеи и разработки и опередить в этом конкурентов побуждает корпорации внимательно следить за ситуацией в сфере НИОКР и активно участвовать в получении перспективных результатов. Поскольку масштабные идеи, определяющие новые, перспективные направления научно-технического прогресса, появляются главным образом в сфере фундаментальных исследований, частные корпорации оказывают им поддержку, финансируя университеты, используя систему грантов и другие каналы.

Одновременно с этим большое число новаторских идей и разработок генерируется широким кругом исследователей, инженеров и изобретателей, работающих в одиночку или небольшими группами. Зачастую данные разработчики получают первые результаты, позволяющие судить о перспективности идеи, при достаточно низком уровне вложенных средств. При этом они заинтересованы в связях с крупными корпорациями, которые осуществят техническую доводку и коммерческую реализацию их идей.

Отмеченные обстоятельства предопределяют необходимость развития венчурного бизнеса. Феномен формирования и быстрого прогресса мелкого исследовательского бизнеса, небольших высокотехнологичных или исследовательских фирм, специализированных мелких внедренческих фирм объясняется значительными преимуществами, которыми они обладают. Такие фирмы создаются на основе венчурного капитала в целях доведения разработок до конечного продукта, промышленного освоения и коммерческой реализации нововведений. Для них характерны высокая мобильность и гибкость, готовность и способность к быстрым изменениям при относительно низкой капиталоемкости.

Важным фактором, определяющим необходимость венчурного бизнеса, является высокая скорость распространения инноваций в мировых масштабах и ускорение прогресса, которые ведут к существенному

сокращению цикла жизни продукта и необходимости частых обновлений продукции и технологий ее производства. Кроме того, значительно уменьшаются сроки проведения исследований и разработок и внедрения инноваций. Это означает, что своевременно не реализованные новые идеи и разработки быстро обесцениваются, потому что они либо устаревают, либо воспроизводятся конкурентами. В этой связи для организаций представляется важным осуществление своевременной и быстрой коммерциализации инноваций.

Кроме того, значимым фактором формирования и развития венчурного бизнеса является то обстоятельство, что в современной экономике для получения достаточного коммерческого эффекта от нововведений требуются крупные рынки, способные поглощать эти нововведения и обеспечивать прибыльную реализацию проекта в условиях быстрого обновления товаров и технологий. Ориентация на такие рынки служит главным фактором формирования и поддержания конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Требование вывода новых продуктов и технологий на крупный рынок для обеспечения окупаемости затрат на их создание и получения высокой прибыли предопределяет необходимость сотрудничества корпораций и венчурного бизнеса.

Нужно отметить, что в современной России также признается приоритет инновационного типа развития экономики. В этой связи в целях повышения конкурентоспособности российских предприятий следует ускорить процесс разработки и внедрения ими инноваций. При этом важным нам видится, с одной стороны, развитие инноваций внутри корпораций путем реализации концепции интрапренерства, позволяющей вовлечь в исследовательский процесс интеллектуальный персонал корпорации.

С другой стороны, считаем целесообразным развивать в России венчурный бизнес как самостоятельное явление. При этом можно использовать базу создаваемой в стране инновационной инфраструктуры, в том числе технопарков, инновационных бизнес-инкубаторов, инновационных центров, где могут размещаться фирмы, специализирующиеся на новых перспективных исследованиях и разработках. В дальнейшем передовые

разработки могут получить коммерческое воплощение и выйти на глобальные рынки благодаря сотрудничеству осуществляющих их компаний с корпорациями, что позволит

повысить конкурентоспособность отечественных предприятий и осуществить переход экономики России на инновационный тип развития.

Список использованной литературы

1. Черенков В.И., Толстобров М.Г. Глобальный трансферт инноваций как инструмент интернационализации российского малого высокотехнологичного бизнеса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. 2007. Вып. 1. С. 43-64.

2. Jolly A. From idea to profit: how to market innovative products and services. L., 2005.

3. Souder W.E. Managing new product innovations. Lexington, 1987.

4. Rycroft R.W., Kash D.E. Steering complex innovation // Research technology management. 2000. Vol. 43, № 3. P. 18-23.

Bibliography (transliterated)

1. Cherenkov V.I., Tolstobrov M.G. Global'nyi transfert innovatsii kak instrument internatsionalizatsii rossiiskogo malogo vysokotekhnologichnogo biznesa // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 8. 2007. Vyp. 1.

S. 43-64.

2. Jolly A. From idea to profit: how to market innovative products and services. L., 2005.

3. Souder W.E. Managing new product innovations. Lexington, 1987.

4. Rycroft R.W., Kash D.E. Steering complex innovation // Research technology management. 2000. Vol. 43, № 3. P. 18-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.