Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационные технологии / государственное управление / государственная программа / региональный проект / innovative technologies / public administration / state program / regional project

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глушко Юлия Владимировна

В статье рассматривается понятие и развитие инновационных технологий в Республике Крым, институты инновационных технологий, основные проекты Республики в сфере инноваций. Разработка и реализация инновационных технологий Республики Крым происходит путем проектного управления, где установлены продукты, услуги и технологии инновации, в зависимости от сфер деятельности, которые необходимо разработать, обеспечивается расчет текущих и прогнозируемых показателей, состояние сферы реализации, цели, задачи, мероприятия, риски, объем финансовых ресурсов, сроки реализации, а также оценка эффективности реализации государственных программ. На основании государственных программ происходит разработка проекта необходимой технологии, услуги или продукта инновации с целью его введения в эксплуатацию, для повышения эффективности конкретной области деятельности. Инновационная инфраструктура является эффективным средством помощи инновационной деятельности и поддержки во время её реализации. В Республике Крым организована и функционирует развитая сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, целью которой является предоставление разнообразных видов государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса. инновационные технологии государственного управления в области развития предпринимательства, осуществляют цифровизацию государственных услуг, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Создана система оказания комплексных государственных услуг, открытого доступа граждан к получению необходимой информации при помощи информационных порталов, введение информационных курсов по развитию предпринимательской деятельности и особого налогового режима для начинающих предпринимателей по системе льготного кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глушко Юлия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVETECHNOLOGIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article discusses the concept and development of innovative technologies in the Republic of Crimea, institutes of innovative technologies, the main projects of the Republic in the field of innovation. The development and implementation of innovative technologies of the Republic of Crimea takes place through project management, where products, services and innovation technologies are installed, depending on the areas of activity that need to be developed, the calculation of current and projected indicators, the state of the sphere of implementation, goals, objectives, activities, risks, the amount of financial resources, the timing of implementation, as well as efficiency assessment is provided. implementation of state programs. On the basis of state programs, a project of the necessary technology, service or product of innovation is being developed in order to put it into operation, to increase the efficiency of a specific field of activity. Innovation infrastructure is an effective means of assisting innovation activities and supporting them during their implementation. In the Republic of Crimea, a developed network of entrepreneurship support infrastructure has been organized and operates, the purpose of which is to provide various types of state support for small and medium-sized businesses. innovative technologies of public administration in the field of entrepreneurship development, digitalize public services aimed at supporting small and medium-sized businesses. A system of providing comprehensive public services, open access of citizens to obtain the necessary information through information portals, the introduction of information courses on the development of entrepreneurship and a special tax regime for beginning entrepreneurs under the preferential lending system has been created.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ»

УДК 330.341.1(470-924.71)

Глушко Юлия Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры государственного и муниципального управления Институт экономики и управления

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», г Симферополь, Российская Федерация.

Glushko Yulia Vladimirovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration

Institute of Economics and Management

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol, Russian Federation.

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE REPUBLIC OF CRIMEA

В статье рассматривается понятие и развитие инновационных технологий в Республике Крым, институты инновационных технологий, основные проекты Республики в сфере инноваций. Разработка и реализация инновационных технологий Республики Крым происходит путем проектного управления, где установлены продукты, услуги и технологии инновации, в зависимости от сфер деятельности, которые необходимо разработать, обеспечивается расчет текущих и прогнозируемых показателей, состояние сферы реализации, цели, задачи, мероприятия, риски, объем финансовых ресурсов, сроки реализации, а также оценка эффективности реализации государственных программ. На основании государственных программ происходит разработка проекта необходимой технологии, услуги или продукта инновации с целью его введения в эксплуатацию, для повышения эффективности конкретной области деятельности. Инновационная инфраструктура является эффективным средством помощи инновационной деятельности и поддержки во время её реализации. В Республике Крым организована и функционирует развитая сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, целью которой является предоставление разнообразных видов государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса. инновационные технологии государственного управления в области развития предпринимательства, осуществляют цифровизацию государственных услуг, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Создана система оказания комплексных государственных услуг, открытого доступа граждан к получению необходимой информации при помощи информационных порталов, введение информационных курсов по развитию предпринимательской деятельности и особого налогового режима для начинающих предпринимателей по системе льготного кредитования.

Ключевые слова: инновационные технологии, государственное управление, государственная программа, региональный проект.

The article discusses the concept and development of innovative technologies in the Republic of Crimea, institutes of innovative technologies, the main projects of the Republic in the field of innovation. The development and implementation of innovative technologies of the Republic of Crimea takes place through project management, where products, services and innovation technologies are installed, depending on the areas of activity that need to be developed, the calculation of current and projected indicators, the state of the sphere of implementation, goals, objectives, activities, risks, the amount of financial resources, the timing of implementation, as well as efficiency assessment is provided. implementation of state programs. On the basis of state programs, a project of the necessary technology, service or product of innovation is being developed in order to put it into operation, to increase the efficiency of a specific field of activity. Innovation infrastructure is an effective means of assisting innovation activities and supporting them during their implementation. In the Republic of Crimea, a developed network of entrepreneurship support infrastructure has been organized and operates, the purpose of which is to provide various types of state support for small and medium-sized businesses. innovative technologies of public administration in the field of entrepreneurship development, digitalize public services aimed at supporting small and medium-sized businesses. A system of providing comprehensive public services, open access of citizens to obtain the necessary information through information portals, the introduction of information courses on the development of entrepreneurship and a special tax regime for beginning entrepreneurs under the preferential lending system has been created.

Keywords: innovative technologies, public administration, state program, regional project.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что инновационные технологии государственного управления представляют собой новейшие направления, методы, способы и

159

технологии реализации закона органов государственной власти в области реализации стратегии и политики государства, а также предоставления определенного вида государственных услуг, результатом которых является повышение эффективности, результативности и качества управления путем оптимизации организации, развития сотрудников и применения технологических новшеств. Государственная инновационная деятельность нацелена на подготовку и осуществление выполнения инновационных проектов, создание инновационной инфраструктуры для их проведения в конкретной сфере, содержит методологию по образованию управляющего воздействия на общество и способов деятельности государственных служащих.

Приоритетом инноваций в государственном управлении выступает их ориентация на удовлетворение потребностей, эффективное развитие и повышение культуры общества за счет формирования научно-технологических институтов, образования и инфраструктуры. От социальных ориентиров зависит экономическое развитие страны, потенциал развития, функционирование организационных моделей и практик, где инновационная деятельность выступает механизмом развития социальных институтов, самоуправления, а также средством антикризисного регулирования.

Среди отечественных и зарубежных ученых, изучающих вопросы инновационной деятельности, выделим К.В. Балдина [3], М.Т. Иовчука [5], Э.Ф. Байбекову [1], А.С. Слепокурова [15], Е.С. Балашову [2], Й.А. Шумпетера [17]. Среди научных разработок данных авторов, следует выделить, ряд вопросов, направленный на исследование инновационной деятельности. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью данной статьи является анализ развития, внедрения и реализации инновационных технологий, институтов инноваций и региональных проектов в Республики Крым. МЕТОДЫ

В исследовании применялись следующие методы:

• метод дедукции применялся с целью исследования теоретических основ инновационной деятельности;

• метод анализа использовался при раскрытии теоретических и практических аспектов оценки основных проектов Республики Крым в сфере инноваций;

• метод сравнения применялся для исследования и последующего обоснования тенденций изменения показателей развития инновационной деятельности, а также факторов ее определяющих;

• метод синтеза применялся для обобщения результатов исследования развития инновационных технологий и проведенной оценки эффективности инновационной деятельности в Республике Крым, а также для обоснования выводов.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Инновационные технологи в государственной и муниципальной деятельности представляют собой систему разработки и реализации новых решений в сфере публичного управления, целью которых является совершенствование в обеспечении прав личности человека, продуктивного развития государства и общества, обеспечения открытой системы государственной деятельности, совершенствование нормативно-правовой документации, национальных проектов и деятельности организаций в целом.

Республика Крым имеет существенный потенциал в направлении развития государственной инновационной деятельности и технологий, опираясь на увеличение конкурентоспособности и потребности в государственном продукте, путем введения его в систему институционального преобразования, изучения и формирования нормативно-правового обеспечения, а также формирования инфраструктуры инновационного процесса.

Среди основных проблем, затормаживающих инновационную деятельность в Республике следует выделить:

• слаборазвитая инновационная инфраструктура;

• отсутствие механизма коммерциализации и передачи созданных передовых технологий организациям Республики Крым;

• недостаточно развит спрос организаций реального сектора экономики Республики;

• имеется дефицит квалифицированных специалистов.

160

Значимым фактором комплексной стратегии эффективного инновационного развития Республики Крым выступает формирование коммуникации среди субъектов в области создания инноваций предприятиями, создание, осуществление целевых инновационных планов и стимулирование компаний к инновационной деятельности.

Эффективность государственных и муниципальных органов власти выступает как один из важнейших факторов темпа общественно-финансового развития региона. Новые перемены, протекающие в обществе, увеличивают конкурентоспособность регионов за счет инноваций, принятия лучших решений в области реагирования на новые перемены со стороны государственной и муниципальной власти, тем самым демонстрируя её результативность в полной мере.

В Республике Крым организована и функционирует развитая сеть инфраструктуры поддержки предпринимательства, целью которой является предоставление разнообразных видов государственной поддержки для субъектов малого и среднего бизнеса. Участниками данной сети являются:

• НО «Крымский государственный фонд поддержки предпринимательства»;

• МКК «Фонд микрофинансирования предпринимательства Республики Крым»;

• АО «Крымский гарантийный фонд»;

• АО «Региональная лизинговая компания Республики Крым».

Кроме того, с целью комплексной, а также многосторонней поддержки бизнеса, в г. Симферополе открыт «Дом предпринимателя», работающего согласно принципу «одного окна», занимаясь консультацией субъектов предпринимательской деятельности по вопросам начала и ведения предпринимательской деятельности в Республике Крым, а также получения финансовой поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства.

С 2019 года функционирует поддержка субъектов предпринимательства на территории Республики Крым. Её исполнение происходит в рамках осуществления утвержденных региональных проектов в составе национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». В регионе создан информационно-консультационный портал (МСП) [11], направленный на информационную поддержку предпринимателей (business.rk.gov.ru/).

Основными инновационными технологиями в области поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Крым является:

• создание многофункционального центра (МФЦ), деятельность которого направлена на оказание комплекса государственных и муниципальных услуг населению и предпринимателям, по принципу «одного окна»;

• реализация Фондом микрофинансирования, системы онлайн заявок предпринимателей на микрозайм (подача электронной заявки в электронной форме, рассмотрение заявки специалистом и экспертной комиссией);

• создание курсов, семинаров и проектов, направленных на повышение квалификации предпринимателей (образовательный проект «Бизнес старт», «Школа управленца», курсы по основам предпринимательской деятельности, «Работа с электронными площадками», семинары «Налогообложение» и др.), а также различные формы и обучающие программы для молодых предпринимателей;

• электронная государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на портале МСП, где указан необходимый перечень правил и документов государственной регистрации, обеспечивая доступность предоставления информации будущему предпринимателю.

• функционирование портала бизнес-навигатора МСП, позволяющего в онлайн формате проанализировать конкурентоспособный бизнес, подобрать помещение для осуществления предпринимательской деятельности в аренду, рассчитать бизнес план, изучить лизинг оборудования и список конкурсов и заказов для корпоративных торговых площадок, а также получить финансовую поддержку (кредит) для реализации бизнес идеи / проекта [14].

Исходя из Постановления Совета министров Республики Крым от 18.12.2020 №№ 817 (ред. от 03.12.2021) Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Экономическое развитие и инновационная экономика», подпрограммой 2 «Развитие предпринимательства и инно-

161

вационной деятельности в Республике Крым» установлен ряд действий, исполнение которых позволит способствовать поддержке предпринимательства, развитию инфраструктуры, повышению финансового благополучия и ведения бизнеса малым и средним предпринимательством. Характеристика основных мероприятий включает в себя:

1. Развитие региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства и инновационной деятельности—реализует меры, направленные в сторону поддержки предпринимательства и инновационной деятельности, совместно с поиском наиболее подходящих условий для бизнес климата.

2. Реализацию мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства

— обеспечивает предоставление материальной и нематериальной помощи в деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.

3. Региональный проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами» — нацелен на привлечение самозанятых граждан для осуществления своей деятельности, регистрацию на электронных площадках (бесплатно или на льготных обязательствах), получение микрозаймов, аренду офисов и производств, а также способность применять «особую ставку налогообложения».

4. Региональный проект «Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса» — обеспечивает предоставление грантов (вид финансовой поддержки), оказание комплекса услуг центром «Мой Бизнес», формирование специальных условий налогообложения и комфортного ведения бизнеса для субъектов малого и среднего предпринимательства.

5. Региональный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»

— имеет характерный налоговый режим, предоставляет гранты, лизинговые программы и открытый доступ к платформам с микро инвесторами.

6. Региональный проект «Оказание государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории Республики Крым, на возобновление их деятельности» — обеспечивает предоставление субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Крым на целевые мероприятия.

Организации, занимающиеся контролем по обеспечению финансовой поддержки предпринимательства и инновационной деятельности, а также обеспечением исполнения мероприятий программы 2 выступают участниками сети инфраструктуры поддержки предпринимательства. Данные участники также следят за качеством информационного обеспечения и осуществлением выполнения обучающих программ. Их задачами являются:

• участие в конференциях, круглых столах, семинарах;

• разработка научно-методических и информационных материалов;

• подготовка и реализация обучающих программ и пр.

Ответственным исполнителем подпрограммы 2, является Министерство экономического развития Республики Крым, на основании приказа которого определяются исполнители мероприятий.

Министерством экономического развития Республики Крым осуществляется подбор тематики проводимых мероприятий, структура участников и ключевые вопросы, опираясь на цель проводимого мероприятия.

Обязанностью исполнителей мероприятий является, ежеквартальный отчёт о выполнении или невыполнении мероприятий подпрограммы 2, уведомление о текущем этапе реализации мероприятий и процесса выполнения подпрограммы в Министерство экономического развития Республики Крым.

При получении ежеквартального отчета, Министерство экономического развития Республики Крым проводит анализ полученных данных, процесса выполнения подпрограммы и информирует Совет министров Республики Крым о ходе выполнения подпрограммы.

Таким образом, можно заявить, что инновационные технологии государственного управления в области развития предпринимательства, осуществляют цифровизацию государственных услуг, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Создана система оказания комплексных государственных услуг, открытого доступа граждан к получению необходимой информации при помощи информационных порталов, введение информационных курсов по развитию предпринима-

162

тельской деятельности и особого налогового режима для начинающих предпринимателей по системе льготного кредитования.

Исходя из Постановления Совета министров Республики Крым от 28.10.2016 №№ 528 «О создании автоматизированной системы оплаты проезда на маршрутах регулярных перевозок» был установлен перечень процедур к исполнению, а именно: структура, права и обязанности, порядок проведения расчетов и ответственность участников АСОП [9].

Суть проекта АСОП заключается в сборе точных данных о количестве поездок, мониторинг и прогноз пассажиропотока, создание льготных привилегий на проезд с помощью «Многофункциональной карты жителя Республики Крым» и возможности оплаты проезда в общественном транспорте с помощью банковской карты.

В рамках инвестиционного проекта по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП на маршрутах регулярных перевозок на территории Республики Крым осуществляется:

• прием и учет оплаты проезда пассажиров с использованием банковских карт национальной и международных платежных систем;

• учет платежей, осуществленных с использованием наличных денежных средств;

• регистрация обычной банковской карты как многофункциональной, т.е. позволяющей использовать ее еще и для фиксации факта проезда и провоза багажа гражданами, отнесенными к льготным категориям;

• учет проезда льготных категорий граждан с использованием МФК;

• осуществление онлайн фискализации оплат;

• формирование различных отчетов для перевозчиков и министерств.

На основании проекта по созданию, вводу в эксплуатацию и обеспечению функционирования АСОП, сформирован транспортный портал Республики Крым, включающий в себя личный кабинет пассажира и личный кабинет перевозчика, а также предоставляющий пассажирам и перевозчикам информационно-справочные услуги.

Создан единый диспетчерский центр, осуществляющий диспетчерское обслуживание и информирование Участников АСОП, а также мониторинг общественного транспорта Республики Крым.

Для развития современной информационно-технологической и телекоммуникационной инфраструктуры в целях организации защищенного межведомственного электронного взаимодействия Республики Крым Постановлением Совета министров Республики Крым от 19 мая 2016 года №2 215 «О государственных информационных системах Республики Крым» [8] была поставлена цель, создать государственную информационную систему «Региональная система межведомственного электронного взаимодействия Республики Крым» (РСМЭВ РК).

Для выполнения поставленной цели создан «Техпортал ГИС «РСМЭВ РК», представляющий собой информационную систему, включающую программные и технические средства, обеспечивающие взаимодействие информационных систем участников информационного обмена, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Портал также предоставляет:

• доступ к электронным сервисам информационных систем участников информационного обмена, подключенных к РСМЭВ РК;

• получение, обработку и доставку электронных сообщений в рамках межведомственного электронного взаимодействия участников информационного обмена РСМЭВ РК с обеспечением фиксации времени передачи, целостности и подлинности электронных сообщений, указания их авторства и возможности предоставления сведений, позволяющих проследить историю движения электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

• защиту информации от несанкционированного доступа, ее искажения или блокирования с момента поступления указанной информации в РСМЭВ РК до момента передачи ее в информационную систему, подключенную к РСМЭВ РК;

• хранение информации, содержащейся в реестре электронных сервисов информационных систем участников информационного обмена РСМЭВ РК, и мониторинг работоспособности элект-

163

ронных сервисов, включенных в данный реестр; передачу информации в СИУМВВ в случае отсутствия информационных систем у участника информационного обмена.

Разработка и реализация инновационных технологий республики Крым происходит путем проектного управления, где установлены продукты, услуги и технологии инновации, в зависимости от сфер деятельности, которые необходимо разработать, обеспечивается расчет текущих и прогнозируемых показателей (увеличение спроса на ВВП, ВРП, объём инвестиций в основной капитал по результату реализации, увеличение объектов введенных в эксплуатацию и т.д.), состояние сферы реализации, цели, задачи, мероприятия, риски, объем финансовых ресурсов, сроки реализации а также оценка эффективности реализации государственных программ.

На основании государственных программ происходит разработка проекта необходимой технологии, услуги или продукта инновации с целью его введения в эксплуатацию, для повышения уровня конкретной области деятельности.

В качестве институтов инновационного развития, Правительством РФ были сформированы специализированные технологические платформы. На сегодняшний день существует около 34 технологических платформ, в составе которых находятся около 3500 членов научных институтов, в которые входит Росатом, Ростех, Роснано и пр.

В 2015 году было положено начало технологической платформы «Устойчивое развитие Крыма».

Осуществление поставленных функций технологической платформой «Устойчивое развитие Крыма» осуществляется на должном уровне, а именно выступает средством коммуникации среди представителей науки, бизнеса и власти. В отчете о результатах деятельности консорциума «Технологическая площадка «Устойчивое формирование Крыма» главой научно-технического объединения детально расписано начало деятельности технологической платформы, а именно:

• проводятся поиски партнеров с целью формирования проекта создания «Инновационного кластера рекреации и высокотехнологичной реабилитации» в Крыму;

• осуществляется динамичная деятельность по формированию инновационного кластера «Развитие энергоэффективного и биологизированного земледелия», руководствуясь опытом множества фермерских хозяйств Сакского района и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Слепокуров А.С. указывал что «ключевая цель технологической платформы — создание в Республике Крым современной «зеленой» экономики и механизмов устойчивого развития на основе ресурсо- и энергоэффективных технологий, безотходных и малоотходных технологий, максимального использования возобновляемых источников энергии» [15].

Важным инструментом инновационного развития является кластерный подход, благодаря положительному опыту кластеризации экономик различных стран путем использования сетевых структур, нацеленных на увеличение конкурентоспособности экономики страны и отдельных регионов, а также формирование гибкого управления инновационными процессами в огромном масштабе [7].

По итогам 2022 года на территории Республики Крым функционируют следующие кластеры:

• 1Т кластер — приоритетом деятельности является технологическая независимость государства, коммерциализации отечественных разработок и конкурентоспособность разработанных продуктов на глобальном рынке;

• кластер производства локального электротранспорта — способствует развитию промышленной, транспортной и коммунальной инфраструктуры Республики Крым и улучшению экологического потенциала региона;

• туристический кластер — способствует привлечению национальных и иностранных туристов, разработке проектов в туристической сфере и обновлению региональной инфраструктуры;

• агропромышленный биотехнологический кластер — нацелен на объединение сельскохозяйственных предприятий, а также пищевой и сопутствующей промышленности;

• медико-биологический кластер — способствует развитию сферы здравоохранения и реабилитации, координирует деятельность по созданию медицинских продуктов и их продвижения на международные рынки, увеличивая инвестиционную привлекательность системы здравоохранения Крыма.

При объединении компании или предприятия в кластер, в качестве результата их деятельности прогнозируется эффект «симбиоза», благодаря которому происходит повышение результативнос-

164

ти и экономической эффективности предприятий из-за их кооперации и функционирования как единого организма. Начиная с этапа формирования технологии или продукции, кластер осуществляет взаимосвязь между фирмами, институтами знаний, исследовательскими центрами и поставщиками. Исходя из этого, основной задачей кластера является — создание продукта — производство — вывод на рынок.

Инновационная культура общества является важным инновационным инструментом развития, целью которого является создание инновационных условий развития населения, путем введения программ (для школ, университетов и граждан, окончивших обучение) по тематике «Инновационная культура в обществе знаний», учебных пособий и материалов, а также др. мероприятий направленных на изучение инновационной культуры в обществе знаний.

Формирование инновационной культуры общества происходит с раннего возраста при осознании ребенком/подростком понятия инноваций, желанием участия в инновационном развитии общества на всех этапах его жизнедеятельности. Изучение инновационной культуры происходит на всем промежутке образовательной деятельности позволяя изучать дисциплины в комплексе и ориентироваться на усвоение знаний в ускоренном темпе.

На одном уровне с инновационной культурой, выступает и традиционная, которая способствует сохранению связей между поколениями и исторической памяти, следовательно, необходимо найти баланс изучения между двумя культурами для наиболее эффективного развития общества.

Для развития и реализации задач инновационной культуры, необходима четкая систематизация этих процессов. Исходя из этого, актуальной задачей выступает закрепление инновационной культуры на образовательном уровне, путем её введения в институционную программу, имеющую свою структуру, инфраструктуру, законодательное закрепления и т.д., из этого вытекает необходимость в поддержке этих институтов со стороны государства.

В Республике Крым реализуется проект при поддержке Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» на территории гимназии № 1 имени Курчатова, разработана региональная экспериментальная площадка «Курчатовский класс», целью которой является — комплексное изучение дисциплин математики, информатики и географии, а также пробуждение у детей заинтересованности к научным инновациям. Итогом программы «Курчатовских Классов» становится получение общих знаний, способностей, навыков и их применение в различных сферах.

В дальнейшей перспективе в рамках региональной экспериментальной площадки планируется открыть 25 «Курчатовских классов» естественно математического направления.

Наличие квалифицированных кадров в сфере инновационной деятельность является одной из приоритетных целей страны и региона для инновационного пути развития специалистов различных областей деятельности.

Квалифицированные кадры в области научно-технических разработок должны обладать необходимой базой знаний в отношении трансфера технологий, управления инновационными проектами и высокотехнологичными фирмами прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов и технологий на ранней стадии реализации и продвижения их на рынок.

Наиболее актуальным на данный момент является вопрос квалифицированных кадров в учреждениях, способных предоставить процедуру передачи разработанных на основании научных исследований результатов, для дальнейшего изучения и анализа в процессе изготовления продукции. Однако на современном этапе существования данного инструмента прослеживается нехватка подобных кадров, что приводит к слабому воздействию на научно-техническую сферу и сектор экономики.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года» [16], утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 года №№ 790, создана программа профессиональной переподготовки «Подготовка управленческой команды Республики Крым», целью которой является повышение квалификации кадрового персонала государственного управления в конкретной области проектного управления Республики Крым [12].

165

Основными задачами программы является развитие личностных профессиональных качеств, навыков и умений управления группой, подразделением, проектами и программами развития региона.

Приоритетными направлениями реализации программы является:

• развитие компетенций в сфере цифровой экономики, направленных на эффективное использование платформ и экосистем;

• развитие коммуникационных компетенций, таких как публичные выступления, сетевое взаимодействие, формирование групп и сообществ, разрешение спорных ситуаций и конфликтов;

• развитию компетенции по построению и реализации привлекательного «Образа будущего Республики Крым» с применением технологий коллективной работы, в том числе Групповая динамика и Форсайт.

В основу реализации программы входят 4 модуля, в рамках которых происходит повышение квалификации кадрового персонала государственного управления в конкретной области, рассмотрим каждый из них:

1. Модуль «Управление индивидуальной траекторией» — в его состав входит система практических знаний об изучении инструментов развития навыков специализированного управления и качественной схемы управления по реализации. Осуществляет подготовку задач проекта, проведение заседаний по формированию проектов нацеленных на решение актуальных проблем региона, создание схемы постановки целей, инструментов взаимодействия и образа будущего социально-экономического состояния региона для достижения установленных целей.

2. Модуль «Управление командой» — анализирует значимость участников команды, их ответственность и роль, а также систему (финансовых и материальных) поощрений в целях повышения эффективности и заинтересованности при вовлечении в рабочий процесс реализации проекта. При работе в групповых проектных сессиях, задачами участников является формирование предмета командной деятельности, сферы деятельности областей способных осуществлять принятый проект и ответственность каждого участника.

3. Модуль «Трансформация системы управления проектами в цифровой экономике» — описывает специфику организации исполнительного проекта и его систему, форму сбора, анализа данных, структурирование и принятие решений на основе собранных данных. Осуществляет ознакомление с инновационным направлением развития, основными вопросами и нормативно-правовым обеспечение регулирования цифровой экономики в финансовой сфере.

4. Модуль «Проектное управление регионом» — осуществляет детальный анализ, путем изучения модели объектов проектной деятельности, формируя дашборд (информационную панель, анализирующую и визуализирующую данные) при принятии решений, с целью структурирования анализируемых данных, по проектному управлению регионом в различных сферах деятельности. При окончании изучения всех модулей, участники программы профессиональной переподготовки «Подготовка управленческой команды Республики Крым» в качестве оценки своего обучения представляют разработанные проекты [12].

Инновационная инфраструктура является эффективным средством помощи инновационной деятельности и поддержки во время её реализации, она включает:

• научно-техническую информацию, находящуюся в свободном доступе и являющуюся систематизированной, в отношении научно-технологических прорывов, патентной информации, а также обеспечении пользователям, возможности пользования и применения современных инновационных и информационных технологий с целью развития деятельности своих предприятий.

• возможность доступа к современной системе временного пользования (аренда, прокат) приборами и лизинговым оборудованием.

• государственную и общественную инфраструктуру (занимающуюся защитой интеллектуальной собственности), доступную информационно оснащенную информационную базу и патентные библиотеки.

Инновационная инфраструктура Республики Крым занимает лидирующее место среди других инструментов инновационного развития, основываясь на данных спецпроекта «Крым Будущего», были выполнены следующие мероприятия:

166

• построена трасса «Таврида» — 27 августа 2020 года, открыта для полноценного передвижения, протяженностью практически 251 км. целью данного мероприятия являлась филировка транспортных потоков;

• построен «Крымский мост» — 15 мая 2018 года, состоит из 2 параллельных частей автодорожной и железнодорожной, общая протяженность составляет 19 км. основной целью постройки, являлось формирование товарных и сухопутных путей связи между Российской Федерацией и Республикой Крым;

• создан международный аэропорт «Симферополь» (проект «Крымская волна») — 16 апреля 2018 года, площадь терминала 78 тыс. кв. м., пропускная способность 6.5 млн. ч. в год, с возможным расширением до 11 млн. ч. основной целью постройки аэропорта является привлечение туристов на территорию Республики Крым;

• открыта ГБУЗ РК «Республиканская клиническая больница им. Н. А. Семашко» — 18 декабря 2020 года, открыто новое здание больницы на 250 помещений в смену и 743 койки на стационаре;

• созданы точки Wi-Fi в местах скопления населения и туристических местах [13]. ВЫВОДЫ

В статье рассмотрены основные направления развития, а также региональные проекты, инструменты и институты развития инновационных технологий в Республике Крым.

Подводя итоги, стоит отметить необходимость развития инновационных технологий в Республике Крым. Этому будет способствовать:

• повышение прозрачности государственных структур, их открытости и принципов реализации услуг, опираясь на инновационные технологии, что будет способствовать повышению заинтересованности и вовлеченности граждан в процесс публичного управления;

• повышение эффективности системы связи между организацией—населением, позволяющей изучить востребованные технологии со стороны населения и путем анализа запросов, обращений и предложений, рассматривая в дальнейшем их востребованность и необходимость применения;

• повышение эффективности сбора данных о степени удовлетворенности граждан в получении государственных услуг, демонстрирующие удовлетворенность публичным управлением со стороны населения;

• проведение на территории Республики Крым инновационных выставок, ярмарок, конференций, форумов, конкурсов и других мероприятий;

• привлечение общественных, научных и иных организаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбекова Э.Ф. Анализ правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации на современном этапе / Э.Ф. Байбекова // Гуманитарные исследования. — 2017. — № 3(63). — С. 170-177.

2. Балашова Е.С. Проблемы правового регулирования инновационной деятельности в России / Е.С. Балашова, О.И. Гнездилова // Международный научный журнал «Инновационная наука». — 2016. — № 3. — С. 62-67.

3. Балдин, К.В. Инновации. Учебное пособие / К.В. Балдин. — М.: Дашков, 2019. — 776 с.

4. Гамбеева Ю.Н. Совершенствование кластерной политики в Республике Крым / Ю.Н. Гамбеева,

A.В. Гламазда // Экономика, предпринимательство и право. — 2020. — Т. 10, № 4. — С. 997-1008.

5. Иовчук М.Т. Плеханов Г.В. и его труды по истории философии / М.Т. Иовчук. — М.: Издательство социально-экономической литературы, 2019. — 316 с.

6. Кирильчук С.П. Направления реализации кластерного механизма экономического развития Республики Крым / С.П. Кирильчук, В.В. Кошкидько // Ученые записки Крымского федерального университета им.

B.И. Вернадского. Экономика и управление. — 2017. — Т. 3(89), № 3. — С. 43-55.

7. О государственном оборонном заказе от 29 декабря 2012 г.: Федеральный закон № 275-ФЗ (в ред. от 28.06.2022) [Электронный ресурс] // Консультант. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140175/ (дата обращения: 11.09.2023).

8. О государственных информационных системах Республики Крым: Постановление Совета министров Республики Крым от 19 мая 2016 года № 215.

9. О создании автоматизированной системы оплаты проезда на маршрутах регулярных перевозок: Постановление Совета министров Республики Крым от 28.10.2016 № 528.

10. О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы): Указ Президента РФ от 10 марта 2009 г. N 261.

11. Рахманова М.С. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / М. С. Рахманова [Электронный ресурс] // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2021. — № 3. —

167

Режим доступа: cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (дата обращения: 09.09.2023).

12. Подготовка управленческой команды Республики Крым: программа профессиональной переподготовки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: crimea.fa.ru/#rec261137690 (дата обращения: 24.08.2023).

13. Полуостров, в котором нам понравится жить: спецпроект «Крым будущего» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.kp.ru/best/crimea/crimea-future/#rec307735115 (дата обращения: 25.07.2023).

14. Правительство Республики Крым: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rk.gov.ru/ ru/fcp-object/list (дата обращения: 24.08.2023).

15. Слепокуров А.С. Технологическая платформа «Устойчивое развитие Крыма» как коммуникационная площадка для развития инновационного предпринимательства в регионе / А.С. Слепокуров // Проблемы и перспективы инновационного развития экономики: материалы научного форума (XXI междун. научно-практ. конф.). — Москва: Издательство: ООО «ЭкООнис-экологически чистые технологии», 2016. — С. 200-206.

16. Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года: Федеральная целевая программа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.economy.gov.ru/material/file/ 31429beea65c245f236332222e799dd7fcp_krym_2025.pdf (дата обращения: 24.07.2023)

17. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / Й.А. Шумпе-тер; пер. с нем. В.С. Автономова, М.С. Любского, А.Ю.Чепуренко и др. — М.: Эксмо, 2008. — 864 с.

SPISOKLITERATURY

1. Baybekova E.F. Analiz pravovogo obespecheniya innovatsionnoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape / E.F. Baybekova // Gumanitarnyye issledovaniya. — 2017. — № 3(63). — S. 170-177.

2. Balashova Ye.S. Problemy pravovogo regulirovaniya innovatsionnoy deyatel'nosti v Rossii / Ye.S. Balashova, O.I. Gnezdilova // Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal «Innovatsionnaya nauka». — 2016. — № 3. — S. 62-67.

3. Baldin, K.V Innovatsii. Uchebnoye posobiye / K.V. Baldin. — M.: Dashkov, 2019. — 776 c.

4. Gambeyeva Yu.N. Sovershenstvovaniye klasternoy politiki v Respublike Krym / Yu.N. Gambeyeva, A.V Glamazda // Ekonomika, predprinimatel'stvo i pravo. — 2020. — T. 10, № 4. — S. 997-1008.

5. Iovchuk M.T. Plekhanov G.V i yego trudy po istorii filosofii / M.T. Iovchuk. — M.: Izdatel'stvo sotsial'no-ekonomicheskoy literatury, 2019. — 316 c.

6. Kiril'chuk S.P. Napravleniya realizatsii klasternogo mekhanizma ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Krym / S.P. Kiril'chuk, V.V. Koshkid'ko // Uchenyye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravleniye. — 2017. — T. 3(89), № 3. — S. 43-55.

7. O gosudarstvennom oboronnom zakaze ot 29 dekabrya 2012 g.: Federal'nyy zakon № 275-FZ (v red. ot 28.06.2022) [Elektronnyy resurs] // Konsul'tant. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140175/ (data obrashcheniya: 11.09.2023).

8. O gosudarstvennykh informatsionnykh sistemakh Respubliki Krym: Postanovleniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 19 maya 2016 goda № 215.

9. O sozdanii avtomatizirovannoy sistemy oplaty proyezda na marshrutakh regulyarnykh perevozok: Postanovleniye Soveta ministrov Respubliki Krym ot 28.10.2016 № 528.

10. O federal'noy programme «Reformirovaniye i razvitiye sistemy gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federatsii (2009-2013 gody) : Ukaz Prezidenta RF ot 10 marta 2009 g N 261.

11. Rakhmanova M.S. Problemy razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossiyskoy Federatsii / M.S. Rakhmanova [Elektronnyy resurs] // Territoriya novykh vozmozhnostey. Vestnik VGUES. — 2021. — № 3. — Rezhim dostupa: cyberleninka.ru/article/n/problemy-razvitiya-malogo-i-srednego-predprinimatelstva-v-rossiyskoy-federatsii/viewer (data obrashcheniya: 09.09.2023).

12. Podgotovka upravlencheskoy komandy Respubliki Krym: programma professional'noy perepodgotovki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: crimea.fa.ru/#rec261137690 (data obrashcheniya: 24.08.2023).

13. Poluostrov, v kotorom nam ponravitsya zhit': spetsproyekt «Krym budushchego» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.kp.ru/best/crimea/crimea-future/#rec307735115 (data obrashcheniya: 25.07.2023).

14. Pravitel'stvo Respubliki Krym: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: rk.gov. ru/ru/fcp-object/list (data obrashcheniya: 24.08.2023).

15. Slepokurov A. S. Tekhnologicheskaya platforma «Ustoychivoye razvitiye Kryma» kak kommunikatsionnaya ploshchadka dlya razvitiya innovatsionnogo predprinimatel'stva v regione / A.S. Slepokurov // Problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya ekonomiki: materialy nauchnogo foruma (XXH mezhdun. nauchno-prakt. konf.). — Moskva: Izdatel'stvo: OOO «EkOOnis-ekologicheski chistyye tekhnologii», 2016. — S. 200-206.

16. Sotsial'no-ekonomicheskoye razvitiye Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2024 goda: Federal'naya tselevaya programma [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.economy.gov.ru/material/file/ 31429beea65c245f236332222e799dd7fcp_krym_2025.pdf (data obrashcheniya: 24.07.2023)

17. Shumpeter Y.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya / Y.A. Shumpeter; per. s nem. V.S. Avtonomova, M.S. Lyubskogo, A.Yu.Chepurenko i dr. — M.: Eksmo, 2008. — 864 s.

Статья поступила в редакцию 25 сентября 2023 года Статья одобрена к печати 27 октября 2023 года

168

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.