Научная статья на тему 'Развитие инновационных процессов в российском образовании'

Развитие инновационных процессов в российском образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ЯВЛЕНИЯ / МОТИВАЦИЯ СО­ТРУДНИКОВ / ПЕДАГОГ-ТВОРЕЦ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К НОВОВВЕДЕНИЯМ / MANAGEMENT OF INNOVATIVE PROCESSES / THE PEDAGOGICAL INNOVATIVE PHENOMENA / MOTIVATION OF EMPLOYEES / THE TEACHER-CREATOR / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазурина Марина Владимировна

Чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, человек должен в процессе образования развить способности к проективному взгляду на будущее. Этого можно достичь только в рамках инновационного образования. Эффективность инновационного образовательного процесса, в частности, зависит от профессионального управления инновационной дея­тельностью, от роли педагога в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Innovative Processes in the Russian Education

To become a creator and an organizer of social life, the person should develop abilities to projective sight in future in the course of education. It could be achieved only within the limits of innovative education. Efficiency of the innovative educational process, in particular, depends on professional management of innovative activity, on the teacher's role in the given process.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационных процессов в российском образовании»

Развитие инновационных процессов в российском образовании

М. В. Мазурина

Чтобы стать творцом и организатором социальной жизни, человек должен в процессе образования развить способности к проективному взгляду на будущее. Этого можно достичь только в рамках инновационного образования. Эффективность инновационного образовательного процесса, в частности, зависит от профессионального управления инновационной деятельностью, от роли педагога в данном процессе.

Ключевые слова: управление инновационными процессами, педагогические инновационные явления, мотивация сотрудников, педагог-творец, психологическая готовность к нововведениям.

Development of Innovative Processes in the Russian Education

М. V. Mazurina

To become a creator and an organizer of social life, the person should develop abilities to projective sight in future in the course of education. It could be achieved only within the limits of innovative education. Efficiency of the innovative educational process, in particular, depends on professional management of innovative activity, on the teacher's role in the given process.

Key words: management of innovative processes, the pedagogical innovative phenomena, motivation of employees, the teacher-creator, psychological readiness for innovations.

Начало третьего тысячелетия - это, по общему признанию, период глобальных инноваций во всех областях культуры, экономики, техники, общественной и социальной жизни.

Инновации преобразуют всю систему отношений человека с миром и с самим собой. Рассматривая функции современной системы образования в масштабах этих перемен, исследователи отмечают, что оно обретает статус особого механизма общественного и культурного развития, становится пространством личностного развития каждого человека. Инновационное образование ориентируется на создание готовности к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и деятельности, а также способности к сотрудничеству с другими людьми.

Инновационные процессы охватывают в настоящее время всю систему непрерывного образования (от дошкольного до послевузовского) и педагогическую науку как составную часть системы образования и ведущий источник ее обновления. Современная социокультурная ситуация изменения нашего общества, ее динамизм, неопределенность и непредсказуемость обусловливают качественно новый параметр этих процессов - их перманентность, нацеленность на непрерывное целостное обновление образования, его опережающее развитие.

Накопление инновационного опыта в России в последнее десятилетие идет повсеместно, но зачастую стихийно, на эмпирическом уровне, без опоры на научно-теоретические положения, что

значительно затрудняет и замедляет этот процесс. По мнению М. В. Кларина, в условиях резких социокультурных перемен наша педагогика столкнулась с «обвальной инновационностью в образовании» [4]. Это вызвало псевдоинновации, различные имитации по принципу «смены вывесок» и деформации инновационных процессов, проявляющиеся в расхождении содержательных и формальных признаков инновационности; в реализации образовательных утопий и реанимации образовательных анахронизмов, ориентации образования не на развитие, а на изживание недостатков традиционной школы, в стремлении любой ценой не отстать от модных педагогических веяний, ощутить новое методом проб и ошибок, без предварительного прогнозирования возможных последствий.

Согласно общей теории социального управления в нестабильных условиях с труднопредсказуемыми изменениями эффективными могут быть только гибкие структуры управления [1]. Однако структуры управления, действующие сегодня на всех уровнях системы образования (включая образовательные учреждения), построены по линейно-функциональному принципу, а значит, по своему типу являются жесткими и могут обеспечивать лишь функционирование образовательных систем в стабильных условиях. Проблемы, возникающие в образовательных учреждениях, их новизна, сложность свидетельствуют о том, что прежние знания об управлении в образовании, основанные на методологических подходах традиционного школоведения, уже недостаточны; сегодня нужны новые источники, новые подходы и модели, способствующие переводу об-

разовательных систем в режим устойчивого инновационного развития. Выход из своеобразного «управленческого кризиса» возможен не только за счет обновления организационных структур, перераспределения функций и полномочий между различными уровнями управления, введения новых управленческих должностей. Требуется отказ от принципов классической теории и переход к профессиональному управлению, опирающемуся на современную теоретическую базу. Педагогическая наука пока не может предложить практике всего комплекса теоретических и методических разработок по управлению инновационными процессами в образовании, так как в рамках традиционного школоведческого подхода управление имеет другой объект: сводится к управлению педагогическим процессом и педагогическим коллективом.

В последние годы проблемы управления в образовании, в том числе и в условиях инновационной деятельности, вызывают большой интерес ученых и практиков, о чем свидетельствует все возрастающее количество выполненных исследований. В ряде работ раскрываются общие особенности педагогических инновационных явлений: существование новаций как идеальный продукт деятельности новаторов; размытость границ существования педагогического феномена инноваций, сложность определения их результативности и существенная зависимость от социально-педагогических и социально-психологических условий.

Уже достаточно детально разработаны социально-психологические особенности инновационных процессов: типология участников инновационных процессов, их отношение к новшествам, факторы развития инновационной активности. В своей работе И. Ф. Игропуло проводит анализ выполненных исследований по данным вопросам и приходит к выводу, что большинство из них обобщают накопленный опыт и описывают инновационную деятельность в образовательных учреждениях различного типа [2]. Полученные результаты, выводы не стали предметом специального изучения, целостного системного теоретического обобщения. В современных условиях невозможно ограничиваться лишь анализом и обобщением управленческого опыта, так как эмпирия неизбежно идет позади возникающих проблем. Разрозненность исследований, преобладающая направленность на обобщение опыта не обеспечивает необходимой базы для кардинальной перестройки системы управления в условиях целенаправленных инноваций, разработки современных управленческих технологий опережаю-

щего характера, развития профессионального мышления руководителей образования всех уровней, подготовки нового поколения менеджеров образования, педагогов.

Изучение практики показывает, что значительная часть педагогов (до 50 %) не готовы или не хотят принимать и практически реализовывать нововведения, что значительно снижает результативность новшеств, вводимых в образовательный процесс. Это обстоятельство позволяет утверждать, что в процессе вузовского образования, повышения квалификации на разных уровнях, самообразования педагогов необходим перенос акцентов с обучающей деятельности на преобразовательную, реализацию инновационности, что должно предопределять становление профессионального мастерства. Любые инновации отомрут или их смысл исказится до неузнаваемости, если педагог не увидит пользы для себя от инновационного процесса. Главная причина - отсутствие мотивации. Опрос преподавателей различных образовательных учреждений показывает, что большинство из них могут дать определение инновационному процессу, однако затрудняются в классификации новшеств, направлений инновационной деятельности, ее структуры; лишь немногие умеют разработать индивидуальный инновационный проект, 7 % совсем не владеют умением организовать реализацию проекта в масштабах учебного заведения. В связи с этим определяются три типа педагогов: педагог-исполнитель, педагог-деятель, педагог-творец. Опытная работа позволяет сделать предварительный вывод о том, что для реализации инновационных концепций образования все более актуальными становятся такие специальности, как учитель-психолог, учитель-социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель развивающего обучения, учитель со знанием компьютерных технологий, иностранного языка; учитель предметов естественно-научного цикла, учитель предметов гуманитарного цикла и др. Наиболее широкая педагогическая специализация требуется в интегра-тивных, а также вариативных и личностно-ори-ентированных системах образования. Традиционной специализации учителя-предметника достаточно только для стратегии предметной подготовки. С другой стороны, сама педагогическая система учебного заведения должна иметь «запас прочности» для предстоящих преобразований. Это означает, что необходимо браться за решение таких проблем, для которых уровень квалификации, накопленный опыт педагога или коллектива превышает необходимый уровень, или же «добирать» квалификацию до этого уровня в процессе

решения проблемы. Также необходимо конструировать свою деятельность таким образом, чтобы отдельные ее компоненты сравнительно легко заменялись, подвергались корректировке и модернизации. Кроме того, важнейшим качеством педагога является способность к рефлексии. Даже маленькое движение вперед желательно оценивать как ситуацию успеха. Наличие у педагога личного плана профессионального развития помогает ему мобилизовать потенциальные возможности и стать составным элементом инновационного проекта.

Интенсификация инновационных образовательных процессов в педагогике связана не только с «социальным заказом» и имеющимися в теоретических исследованиях и новаторском опыте средствами, способными обеспечить их выполнение, но и со значительными изменениями в сфере сознания педагогического общества в целом. Психологическая готовность педагога к принятию системного нововведения - наиболее важное и одновременно труднодостижимое условие. Особенно важно понять это сейчас, когда российское образование переживает этап модернизации, активизации инновационных процессов, вызванных изменениями всей жизни общества.

Носители творческих инновационных процессов - это люди, обладающие комплексом качеств, присущих любой творческой личности независимо от рода деятельности: эрудированностью, чувством нового, способностью к самоанализу, гибкостью мышления, активными волевыми качествами характера, развитой фантазией. Для них характерна синзитивность ко всему новому, происходящему в обществе, учебном заведении, в их воспитанниках - молодых людях. При этом им свойственно ясное, без предубеждений восприятие реальности, высокая активность личностных проявлений, которая органично сочетается с высоким социальным потенциалом: способностью помогать другим, вносить свой «вклад» в личность другого человека. По сути, это черты всех зрелых творческих личностей.

Очевидным является тот факт, что для качественного изменения практики образования необходимы изменения, связанные, в первую очередь, с кадровым обеспечением, подготовкой и переподготовкой специалистов системы образования, способных осуществлять инновационную деятельность. Нестандартность педагогических ситуаций, исключающая ограниченность рамок учебно-воспитательного процесса как замкнутого цикла, позволяет развиваться педагогическому прогнозированию, педагогической интуиции, а следовательно, педагогической импровизации.

Известно, что авторитарный педагогический стиль является не чем иным, как следствием неуверенности педагога в самом себе, порождаемой дефицитом многих знаний и профессиональных умений. Именно из таких людей чаще всего генерируются учителя, главная забота которых не столько потребности и интересы учеников, сколько постоянное стремление к самоутверждению. Сегодняшние учащиеся по-прежнему ценят учителя, хорошо знающего свой предмет, умеющего преподавать. Однако социальные перемены внесли существенные коррективы в проблему «учитель-ученик». Наблюдения показывают, что современный выпускник - это прежде всего человек, имеющий собственное представление о мире и о самом себе в этом мире. Развитое чувство собственного достоинства и неуверенность в себе, стремление к самостоятельности и неумение ею распорядиться формируют у молодых людей потребность в доброжелательной школьной атмосфере, способной защитить и поддержать. Педагог должен хорошо знать своих воспитанников, а не воспринимать их лишь сквозь призму успехов и неудач в своем предмете, не видеть в них покорных и дисциплинированных исполнителей.

Взаимное непонимание лишает смысла педагогический процесс и сводит на нет все результаты обучения. В процессе обучения в современной школе на первый план выходят не только профессиональные, но и личностные особенности учителя, его человеческий потенциал, взгляды и ориентации. Все это позволяет говорить о педагогической культуре и основных условиях, обеспечивающих ее развитие:

— концептуализация жизнедеятельности учебного заведения в целом, ее самоопределение как необходимой для образовательно-воспитательной структуры, взявшей на себя миссию культурного развития не только детей, но и взрослых;

— формирование общих ценностных оснований деятельности педагогов, учеников, родителей;

— создание оптимального режима жизнедеятельности учебного заведения, преодоление школьной дезадаптации;

— изменение содержания и стиля управления учебным заведением, переход от управления функционированием к управлению развитием;

— проективность, научная обоснованность, открытость, диалогичность, опора на творческие достижения учителей, учащихся;

— включенность учебного заведения в разработку нового содержания обучения и воспитания, основанного на культурологическом подходе,

освоение личностно-ориентированных и развивающих технологий обучения и воспитания;

— изменение типа организации школы, достижение единства между гуманистическими ценностями, содержанием образования, способом образования, типом управления образовательными процессами и жизнедеятельностью.

Учитель, преподаватель может учить лишь до тех пор, пока он учится сам. Знание, которое учитель осваивает, только тогда будет реально регулировать его практические действия, когда оно преобразуется во внутреннее достояние учителя, в его личное знание, в его убеждение. На наш взгляд, основная цель сегодняшнего образования -создание условий для реализации интересов и потребностей учителя, преподавателя, чтобы он мог свободно и осознанно выбрать свой способ совершенствования, в процессе повышения квалификации сформировать собственную творческую направленность. Практика показывает, что на рост профессиональной компетентности учителя влияет внутришкольная атмосфера. Учебные заведения с инновационной направленностью тем и привлекательны, что здесь поощряется поиск, педагогические новации, и потому творческий учитель не оказывается в изоляции, а имеет возможность соизмерять свои поиски с поисками коллег.

Нововведения, изменения, замена старого новым на нынешнем этапе развития школы и педагогики являются призывом к совершенствованию педагогической системы, приближению ее возможностей к запросам личности и общества. В этих условиях от учителя как важнейшего элемента системы требуется установка на освоение нового, нестандартный подход к учебно-воспитательным проблемам, готовность принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

Библиографический список

1. Афанасьев, В. Г. Эффективность - теория, методология, практика [Текст] / В. Г. Афанасьев, В. С. Хабаров, Ю. И. Черняк // Социологические исследования. - 1990. - № 4. - С. 3.

2. Игропуло, И. Ф. Методология разработки теории управления инновационными процессами в образовательном учреждении [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : (13.00.01) / И. Ф. Игропуло. - Ставрополь , 2004.

3. Каплан, С. Л. Становление и развитие инновационных процессов в российском образовании [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / С. Л. Каплан. -М. , 2004.

4. Кларин, М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта [Текст] / М. В. Кларин. - М. : Наука, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.