Научная статья на тему 'Развитие инновационной деятельности в вузе на основе управления интеллектуальной собственностью'

Развитие инновационной деятельности в вузе на основе управления интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
94
20
Поделиться
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПАТЕНТНО-ЛИЦЕНЗИОННАЯ ПОЛИТИКА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / HIGHER SCHOOL / INTELLECTUAL PROPERTY / PATENT AND LICENSING POLICY / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Мережко Михаил Евгеньевич, Плюшкина Наталья Егоровна

Статья посвящена вопросам создания и развития актуальной системы управления интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения, формирования нематериальных активов на основе результатов интеллектуальной деятельности и их практического применения и внедрения.

Development of innovative activities in higher schools based on the intellectual property management

The article deals with creation and development of the relevant system of management of university's intellectual property, formation of intangible assets on the basis of results of intellectual activities and their practical application and implementation.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационной деятельности в вузе на основе управления интеллектуальной собственностью»

УДК 378.1

Мережко Михаил Евгеньевич

старший преподаватель кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов, начальник отдела мониторинга инновационных ресурсов

Белгородского государственного института искусств и культуры

Плюшкина Наталья Егоровна

аспирант кафедры педагогики и методики профессионального образования, методист отдела мониторинга инновационных ресурсов

Белгородского государственного института искусств и культуры

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ [1]

Merezhko Mikhail Evgenyevich

Senior Lecturer, Computer Science, Information and Analytics Resources Department, Head of Innovative Resources Monitoring Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

Plyushkina Natalia Egorovna

PhD student,

Education Science and Vocational Education Techniques Department, Curriculum Assistant, Innovative Resources Department, Belgorod State Institute of Arts and Culture

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITIES IN HIGHER SCHOOLS BASED ON THE INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT [1]

Аннотация:

Статья посвящена вопросам создания и развития актуальной системы управления интеллектуальной собственностью высшего учебного заведения, формирования нематериальных активов на основе результатов интеллектуальной деятельности и их практического применения и внедрения.

Ключевые слова:

инновационное развитие, высшее учебное заведение, интеллектуальная собственность, патентно-лицензионная политика, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, управление интеллектуальной собственностью.

Summary:

The article deals with creation and development of the relevant system of management of university's intellectual property, formation of intangible assets on the basis of results of intellectual activities and their practical application and implementation.

Keywords:

innovative development, higher school, intellectual property, patent and licensing policy, commercialization of intellectual property, intellectual property management.

В настоящее время основной тенденцией развития таких сфер общества, как производственная, научная, образовательная, стала возросшая значимость инновационной деятельности, так как без применения инноваций в данных сферах практически невозможно достичь высокого уровня развития и создать конкурентоспособную продукцию, обладающую высокой степенью новизны и наукоемкости. В современной экономике инновации выступают как эффективное средство конкурентной борьбы, они приводят не только к образованию новых потребностей общества и снижению себестоимости продукции, но и к увеличению количества и качества выпускаемой наукоемкой продукции за счет реализации научно-технического, научно-исследовательского, творческого и инновационного потенциала [2, с. 616].

Ориентация на инновационный путь развития всех сфер общественной жизни требует обращения особого внимания, в частности, на систему высшего образования и переосмысления подходов к образовательной деятельности в целом, так как именно высшие учебные заведения, по нашему мнению, являются источником возникновения инноваций, обеспечивая молодых специалистов новейшими знаниями в передовых областях науки и выступая кузницами современных профессиональных кадров для инновационной сферы.

Современные высшие учебные заведения ведут активные поиски новых форм инновационной деятельности для решения актуальной задачи обеспечения полноценной образовательной и научной деятельности вуза. Однако в настоящее время вузам необходимо не только активно работать над развитием своего интеллектуального потенциала, но также решать проблемы его коммерческого использования в современной непростой экономической ситуации. В условиях существенного снижения объемов финансирования науки в целом и высших учебных заведений в частности перед вузами стоит задача наиболее активного поиска, привлечения и использования дополнительных финансовых ресурсов.

Решению данной задачи служит открытие на базе вуза так называемых малых инновационных предприятий, в основе которых лежит инновационная разработка, нередко уникальная, защищенная в режиме ноу-хау. Такая форма реализации инновационной идеи позволяет успешно синтезировать наукоемкие технологии и бизнес, дает возможность получать прибыль, параллельно развивая и совершенствуя научную сферу, привлекать аспирантов и молодых ученых, позволяя им реализовать практико-ориентированный подход в научных исследованиях.

Еще одним из путей решения проблемы привлечения дополнительных финансовых средств является разработка такой политики вуза, которая будет направлена на укрепление конкурентных позиций высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг. Патентно-лицензионная политика современного российского вуза, являясь важнейшим элементом долгосрочной стратегии его развития, позволит обеспечить конкурентное положение высшего учебного заведения на рынке наукоемких товаров и услуг в определенных областях науки за счет приобретения патентных либо иных исключительных прав на результаты интеллектуальной собственности, а также за счет компетентного управления интеллектуальной собственностью в целях ее эффективного использования [3].

Патентно-лицензионная политика вуза направлена не только на решение проблем коммерциализации ее научных и творческих результатов, но и на стимулирование научно-исследовательской деятельности путем наиболее оптимального формирования тематики данных исследований и их ориентации на коммерческий результат. Глубоко продуманное содержание и реализация данной политики позволят повысить уровень развития научно-изобретательской и патентно-лицензионной деятельности вуза.

Политика вуза в области интеллектуальной собственности определяет основные цели, принципы и правила патентно-лицензионной деятельности, которые должны быть доведены до сведения всех сотрудников учебного заведения, а также быть едины для всех структурных подразделений вуза (факультетов, управлений, отделов и служб). Результатом такой политики становятся объекты интеллектуальной собственности вуза, являющиеся его нематериальным имуществом, так как на основании действующего законодательства высшему учебному заведению принадлежат права собственности на продукты интеллектуального труда его сотрудников, выполненные в рамках служебных поручений [4, с. 76]. В связи с этим вуз выступает единственным обладателем прав на результаты интеллектуальной собственности, такие как ноу-хау, изобретение, полезная модель, промышленный образец, база данных, программа для ЭВМ, товарный знак, знак обслуживания и иные, созданные сотрудниками в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, проблема управления интеллектуальной собственностью вуза в ситуации, когда наука стала одним из факторов воспроизводства, выступая в качестве объекта купли-продажи, является наиболее актуальной в настоящее время. Правильно сформированная и организованная патентно-лицензионная политика не только способствует развитию инновационной деятельности высшего учебного заведения, но также активизирует процесс коммерциализации результатов научных исследований. В связи с этим система управления интеллектуальной собственностью в вузе должна быть направлена на эффективное использование результатов интеллектуальной собственности в качестве товара и на их коммерческую реализацию.

В Белгородском государственном институте искусств и культуры (БГИИК) активно ведется работа в данном направлении. В 2016 г. с целью совершенствования инновационной деятельности в вузе была произведена структурная реорганизация, в результате которой создано управление инновационного развития. Основная деятельность управления направлена на научное обоснование и организационное сопровождение реализации социальных технологий по повышению эффективности инновационной деятельности института. Немаловажную роль в стимулировании инновационной деятельности вуза играет отдел мониторинга инновационных ресурсов, входящий в состав управления. Отдел осуществляет организационно-методическое обеспечение создания и реализации объектов интеллектуальной собственности БГИИК, систематизирует статистическую информацию о состоянии интеллектуального потенциала и инновационной среды вуза, а также разрабатывает и реализует единую патентную и лицензионную политику вуза.

Эффективная деятельность отдела уже дала положительные результаты: существенно повысился уровень патентно-изобретательской активности профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов БГИИК, увеличилось число зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности вуза, выявлены коммерчески привлекательные для института результаты научных и творческих исследований.

Деятельность вуза в области управления интеллектуальной собственностью увеличивает его привлекательность для абитуриентов, повышает интерес обучающихся к знаниям, стимулирует их к участию в научно-исследовательской деятельности, а также способствует привлечению

высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, заинтересованного в развитии науки, технологий и инноваций.

Можно сделать вывод, что в современных непростых экономических условиях эффективность управления в области интеллектуальной собственности в высшей школе в основном зависит от формирования в нем локальной патентно-лицензионной политики [5], которая станет важнейшим элементом стратегии развития любого вуза и может быть направлена на реализацию следующих направлений:

- развитие практико-ориентированных научных исследований и изобретательства;

- формирование конкурентной научно-инновационной среды;

- создание, правовая защита и эффективное внедрение создаваемой интеллектуальной собственности в образовательный процесс, производство (в рамках деятельности малых инновационных предприятий);

- организация необходимых условий для передачи технологий и результатов интеллектуальной собственности обществу посредством создания необходимой инфраструктуры для осуществления патентно-лицензионной деятельности;

- коммерциализация объектов интеллектуальной собственности, привлечение инвестиций в перспективные инновационные проекты.

Ссылки и примечания:

1. Публикация подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям развития науки, техники и критическим технологиям для студентов и аспирантов вузов (договор № 38-гр от 19.10.2016 г.).

2. Галимов А.М., Кашапов Н.Ф., Маханько А.В. Управление инновационной деятельностью в вузе: проблемы и перспективы // Образовательные технологии и общество. 2012. Т. 15, № 4. С. 615-624.

3. Тюрина В.Ю. Управление инновационными процессами и интеллектуальной собственностью университетских комплексов : дис. ... д-ра экон. наук. Саратов, 2005. 365 с.

4. Рыбалкин Д.В. Организационно-экономические основы инновационной деятельности в сфере вузовской науки : дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 150 с.

5. Самохвалова Е. Управление интеллектуальной собственностью вуза // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 72-77.

References:

Galimov, AM, Kashapov, NF & Makhanko, AV 2012, 'Management of innovative activity in high school: problems and prospects', Obrazovatel'nyye tekhnologii i obshchestvo, vol. 15, no. 4, pp. 615-624, (in Russian).

Samohvalova, E 2007, 'Intellectual property of the University Management', Vyssheye obrazovaniye v Rossii, no. 11, pp. 72-77, (in Russian).

Ribalkin, DV 2007, Organizational-economic bases of innovative activity in the field of university research: PhD thesis, Moscow, p. 150, (in Russian).

Tyurina, VY 2005, Management of innovative processes and intellectual property of the university complexes: D.Phil. thesis, Saratov, p. 365, (in Russian).