Научная статья на тему 'Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в космической отрасли'

Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
623
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / РЫНОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / INTELLECTUAL PROPERTY / COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY / THE INTELLECTUAL PROPERTY MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозов Егор Александрович, Вилков Юрий Вячеславович

Рассмотрены проблемные вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности, возможные подходы к развитию сферы использования интеллектуальной собственности и формированию идеологии развития рынка интеллектуальной собственности через создание необходимого инструментария, формирование доступной среды обмена интеллектуальной собственностью. В настоящее время одной из причин, стоящих на пути коммерциализации интеллектуальной собственности и превращения её в самостоятельный коммерческий продукт, является отсутствие идеологии и государственной стратегии развития этого направления с предоставлением разработчикам современных и новационных технических решений необходимых льгот и преференций. Создание новых технических решений, способных к правовой охране и отвечающих требованию мировой новизны, является одним из направлений достижения конкурентного преимущества предприятия и рассматривается как активная составляющая программы инновационного развития. Внедрение современных технологий в сфере управления интеллектуальной собственностью позволит предприятиям и организациям получить дополнительный стимул создания новационных решений и технологий именно с учётом их возможной коммерциализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Морозов Егор Александрович, Вилков Юрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of commercialization of intellectual property in the space industry

The article describes the problematic issues of commercialization of intellectual property, possible approaches to the development of intellectual property field of usage and to philosophy formation of intellectual property market development by creation of required toolkit and formation of accessible environment of intellectual property exchange. At the present time, one of the reasons of commercialization of intellectual property and altering it into individual commercial product is lack of philosophy and national development strategy of this direction along with providing designers with modern and innovative technical solutions, necessary benefits and preferences. The creation of new legally protected technical solutions, meeting the requirements of international novelty is one of the goals to achieve competitive advantage of an enterprise and is treated as an active component of the Innovative development program. The implementation of modern technologies in the sphere of intellectual property management will allow enterprises and organizations to get extra incentive to create innovative solutions and technologies taking into account their possible commercialization.

Текст научной работы на тему «Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в космической отрасли»

ИННОВАЦИИ И ЭКОНОМИКА КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

УДК 338.2

ВОПРОСЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Е. А. Морозов, Ю. В. Вилков

АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М. Ф. Решетнёва», г. Железногорск, Красноярский край, Российская Федерация

Рассмотрены проблемные вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности, возможные подходы к развитию сферы использования интеллектуальной собственности и формированию идеологии развития рынка интеллектуальной собственности через создание необходимого инструментария, формирование доступной среды обмена интеллектуальной собственностью. В настоящее время одной из причин, стоящих на пути коммерциализации интеллектуальной собственности и превращения её в самостоятельный коммерческий продукт, является отсутствие идеологии и государственной стратегии развития этого направления с предоставлением разработчикам современных и новационных технических решений необходимых льгот и преференций. Создание новых технических решений, способных к правовой охране и отвечающих требованию мировой новизны, является одним из направлений достижения конкурентного преимущества предприятия и рассматривается как активная составляющая программы инновационного развития. Внедрение современных технологий в сфере управления интеллектуальной собственностью позволит предприятиям и организациям получить дополнительный стимул создания новационных решений и технологий именно с учётом их возможной коммерциализации.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, коммерциализация интеллектуальной собственности, рынок интеллектуальной собственности.

После введения в 2014 году в действие изменений в часть IV Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N° 35-Ф3) в части вопросов интеллектуальной собственности интерес к этой теме в административных кругах различных министерств и ведомств только растет. На сегодняшний день в России вопросы защиты интеллектуальной собственности предприятий приоритетных отраслей промышленности являются актуальными и контролируются на государственном уровне. В государственных контрактах на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в обязательном порядке присутствует раздел об интеллектуальной собственности.

В вопросах регулирования процессов в области интеллектуальной собственности мы, наверное, «впереди планеты всей!». В этой системе функционально задействовано несколько ведомств, основные из них Роспатент, Министерство экономического развития РФ, Министерство образования РФ. А есть и другие очень важные

© Морозов Е. А., Вилков Ю. В., 2017

игроки, фактически это заказывающие структуры - Министерство обороны РФ, ГК «Роскосмос», ГК «Росатом» и многие другие. Первые определяют политику и ведут учёт и контроль результатов интеллектуальной деятельности, вторые выступают заказчиками продукции, при создании которой появляются технические решения, способные к правовой охране.

По вопросу охраны интеллектуальной собственности, распределения прав на неё и, что особо важно, коммерциализации этой собственности (а проще говоря - получения дохода) проводится огромное количество различных совещаний, встреч, круглых столов, семинаров и так далее. В этом многообразии мероприятий прослеживается несколько важных аспектов. Процесс создания среды, в которой было бы удобно и комфортно существовать всем субъектам - потребителям, заказчикам, исполнителям, авторам, - идёт активно, но как-то безуспешно. Общее впечатление от всех мероприятий: все искренне хотят как лучше, получается как всегда. Несмотря на то, что вопросы интеллектуальной собственности находятся в приоритете, отсутствие координации на

Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в космической отрасли

межведомственном и межсекторальном уровнях, четко сформулированной стратегии, внятной государственной политики привело к тому, что патентование решений становится делом не только невыгодным, но и зачастую опасным. Нельзя не согласиться с мнением Алексея Демидова, которое он опубликовал при обсуждении прошедшей в начале мая в Экспоцентре на Красной Пресне "Российской недели высоких технологий", в рамках которой состоялось заседание Экспертного совета по научно-технологическому развитию и интеллектуальной собственности при Комитете Государственной Думы РФ по образованию и науке, председателем которого является главный ученый секретарь Президиума РАН академик Михаил Пальцев, а координатором - член Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке доктор политических наук Владимир Кононов. Информация об этом мероприятии была опубликована, в частности, в журнале «Поиск» [1]. Путь от заявлений первых лиц государства до реального действующего рынка интеллектуальной собственности - путешествие из Петербурга в Москву в начале времен: дороги из одних ухабов, на постоялых дворах клопы и кислые щи, ямщики пьяные и дороги не знают для объезда непроезжих мест... Одна из главных причин этого, по мнению Алексея Демидова, - отсутствие идеологии.

Идеология развития рынка интеллектуальной собственности должна получать развитие через создание необходимого инструментария, формирование доступной среды обмена интеллектуальной собственностью, а также посредством формирования системы жёсткого контроля незаконного использования объектов интеллектуальной собственности (ОИС). Трудности в решении этих задач объективно связаны в том числе со структурой создаваемой интеллектуальной собственности. Не секрет, что основным заказчиком инновационной продукции является государство, которое финансирует создание военной и специальной техники по различным федеральным целевым программам. Таким образом, большинство технических решений, заявляемых в Роспатент, изначально принадлежат государству. Еще одну существенную долю занимают технические решения, созданные в рамках развития инновационных предприятий в системе высшего профессионального образования - инновационных малых предприятий при университетах. И незначительную долю составляют частные лица. Поэтому говорить о массовом рынке новационных решений пока рано. С точки зрения контроля незаконного использования ОИС сложной является сама процедура, которая заключается в том, чтобы доказать, что использован каждый признак независимого пункта заявки. Только в этом случае патент признается использованным. Доказательство этого

тяжким бременем ложится на собственника (разработчика, автора). Поэтому большинство предприятий в надежде обеспечить себе конкурентное преимущество уходят в сферу секретов производства (ноу-хау).

Построение цивилизованного рынка интеллектуальной собственности невозможно без комплексного подхода к систематизации всех взаимосвязанных процессов - от этапа создания технического решения, способного к правовой охране, до этапа извлечения прибыли, то есть коммерциализации данного решения. На пути построения этого рынка есть две крайности - строгая заорга- 89 низованность и вседозволенность при полном отсутствии контроля в ожидании того, что рынок сам себя организует. За прошедшие десятилетия всем заинтересованным сторонам стало очевидно, что самоорганизации не происходит.

Активную позицию в этом вопросе заняло Минэкономразвития России. В целях содействия повышению конкурентоспособности и созданию условий для устойчивого развития организаций, реализации их целей и задач в области инновационного и технологического развития, в том числе достижения целевых показателей программ инновационного развития, путем совершенствования механизмов создания и управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе средства индивидуализации департаментом стратегического развития и инноваций Минэкономразвития России разработаны «Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях».

Положительным качеством этого документа является именно рекомендательный его характер, он не носит императивный характер. Рекомендации аккумулируют лучшие практики многих российских предприятий, и их можно использовать как инструмент в развитии системы управления интеллектуальной собственностью каждым предприятием, учитывая при этом его специфику и уровень развития системы управления интеллектуальной собственностью в целом. В создании рекомендаций принимали участие специалисты Роспатента, Минэкономразвития, Росатома, РЖД, Роскосмоса (в том числе АО «ИСС»), холдингов Газпром и Ростех, авиастроительных компаний и др.

Однако с точки зрения коммерциализации прав на результаты интеллектуальной деятельности в России имеется существенный пробел. При том, что вопросы коммерческой выгоды от интеллектуальной собственности очевидны, в реальной жизни рынок интеллектуальной собственности не заработал. Одним из вариантов продвижения могла бы стать единая опНпе-площадка по торговле патентами, созданная под эгидой государственной структуры (например Минэкономразвития, Минобрнауки, фонда Сколково и др.), поскольку

и ИССЛЕ)

Нлу

ж г

ИССЛЕДОВАНИЯ

КО-

ГРАДА

№ 2 (20) 2017

Том 1

участие государства в какой-то степени может гарантировать честность при совершении всех юридически значимых действий. При этом подобные площадки могли бы заработать и на уровне госкорпораций, холдингов. Конечно, такие проекты уже существуют в интернет-пространстве России, например «Магазин брендов и патентов» на площадке GlobalPatent [2], однако они не получили ни широкой известности, ни тем более широкой поддержки. Налицо - отсутствие бизнес-культуры как таковой.

Другой проблемой, с которой сталкиваются 9° все участники процесса коммерциализации изобретений, является отсутствие взаимосвязи между потребностями промышленного производства и результатами научно-исследовательской деятельности научно-исследовательских университетов, что является главной причиной высокой доли не востребованных ОИС производственным сектором экономики [3], а также то, что большинство технических решений, созданных самими «производственниками», носят характер улучшения и модернизации уже существующих технических решений, завязанных во многом на технологии, оборудовании, специфике предприятия-разработчика ОИС.

Таким образом, рынок коммерциализации прав на ОИС объективно делится на два крупных сегмента: собственное производство и идеи, которые проще скопировать и довести, что называется, до ума, чем покупать готовое и платить деньги без гарантий возврата инвестиций.

В этой связи развитие процесса коммерциализации изобретений осуществляется с учетом следующих условий:

1) любой заказ по линии НИОКР должен иметь своим результатом техническое решение, способное к правовой охране, иначе выполненная работа не отвечает критерию новизны, а является лишь тиражированием и повторением имеющихся решений;

2) большая доля патентов, созданных в рамках государственных контрактов, должна иметь двух собственников - и организацию-разработчика, и государство в лице заказчика работ;

3) участие государства не должно служить непреодолимым препятствием на пути использования патентов как самим исполнителем, так и третьими сторонами в случае возможного приобретения прав;

4) цена, по которой предлагается патент, должна быть адекватной, а не преследовать возврат всех инвестиций, вложенных в проект;

5) контроль за использованием патента после заключения лицензионного соглашения должен осуществляться в разумных пределах;

6) следует развивать опНпе-площадки по торговле патентами, причём платой за вход на неё могло

бы стать внесение своих патентов, способных к коммерческой реализации, при этом покупка патентов должна осуществляться за разумные средства.

Среди предприятий ГК «Роскосмос» АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнёва» (АО «ИСС») является достаточно активным участником на рынке создания интеллектуальной собственности. В компании планомерно идет развитие системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, направленной на получение максимального эффекта от созданных технических решений. С учетом специфики решетнёвской фирмы большинство из запатентованных решений используется в собственном производстве с целью обеспечения конкурентного преимущества. Развитие системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности тесно связано с программой инновационного развития общества. При этом программа инновационного развития компании АО «ИСС» признана лучшей в ракетно-космической отрасли. Такое решение принято на заседании рабочей группы госкорпорации «Роскосмос».

Программа развития предусматривает, что предприятие к 2025 году достигнет конкурентных позиций по главным направлениям его деятельности, то есть по разработке и изготовлению автоматических космических аппаратов, спутниковых платформ и модулей полезных нагрузок, систем и подсистем спутников (бортовой радиоэлектронной аппаратуры, электромеханических устройств, антенн, антенно-фидерных устройств).

В программе приоритетными направлениями работы АО «ИСС» названы создание опережающего научно-технологического задела в проектировании, производстве и испытаниях новых поколений спутников. В числе приоритетов модернизация и разработка новых элементов спутниковых платформ, подсистем космических аппаратов и бортовой аппаратуры различного целевого назначения с функциональными характеристиками, превосходящими мировой уровень; создание новых технологий изготовления спутников и их элементов, обеспечивающих сокращение сроков проектирования до 1 года, а также переход на пятый технологический уклад [4].

Поскольку АО «ИСС» - предприятие с более чем полувековой историей, здесь накоплен богатый опыт прикладной космической деятельности и огромный научно-технический потенциал, который является одним из основных активов компании. Поэтому защита и сохранение объектов интеллектуальной собственности - важнейшее направление развития решетнёвской фирмы.

В АО «ИСС» создается несколько видов интеллектуальной собственности. Это объекты авторского права, к которым относятся ста-

Вопросы коммерциализации интеллектуальной собственности в космической отрасли

тьи, диссертации, отчёты по НИР, программы для электронно-вычислительных машин (ЭВМ) и т. д., и объекты промышленной собственности, в том числе изобретения, полезные модели, промышленные образцы, «ноу-хау», рационализаторские предложения. Опыт работы с интеллектуальной собственностью на предприятии насчитывает почти 50 лет. В отличие от многих предприятий отрасли, здесь сохранена патентно-информационная служба в виде управления информационного обеспечения (УИО), которая обеспечивает получение нескольких десятков патентов в год. На предприятии работает немало людей, занимающихся изобретательской деятельностью. Новейшие разработки сибирских спутникостроителей неоднократно удостаивались высших наград международных салонов в Швейцарии, Бельгии и других странах.

Необходимо отметить, что сегодня АО «ИСС» широко известно в мире своими изобретениями не

только в области создания всех систем космических аппаратов [5-7], но и холодильных установок и их агрегатов, тепловых труб, фитоионизаторов, термосвай, мобильных солнечных электростанций - то есть технических решений сугубо «земных» задач.

Таких компаний, как АО «ИСС», в России немало. И если каждая из них предложит другим предприятиям и фирмам (в том числе инновационным компаниям, малым предприятиям) свои решения для внедрения и создания новой конкурентоспособной продукции, то таким образом постепенно будет создаваться необходимая бизнес- 91 культура, в которой все участники рынка интеллектуальной собственности смогут чувствовать себя уверенно, комфортно и использовать технические решения на законных основаниях и с максимальной выгодой как для своего развития, так и для государства в целом.

Список литературы

1. Александров В. Вода не течет. Как управлять интеллектуальной собственностью? // ПОИСК. 2017. № 18-19. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/24915/

2. Биржа по продаже/покупке патентов и брендов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globalpatent.ru/ magazin-brendov-i-patentov.html

3. Окунев Д. В., Майкова С. Э., Гвоздецкая И. В. Алгоритм применения маркетинговых инструментов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности вуза // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. 2016. № 12.

4. Лучшая программа развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iss-reshetnev.ru/media/news/ news-130617

5. Патент РФ № 2541598 С2 МПК B64G1/22 B64G1/50 Способ компоновки космического аппарата. Заявка № 2013117474/11 от 16.04.2013 / Тестоедов Н. А., Косенко В. Е., Халиманович В. И. и др. Бюл., 2015. № 5.

6. Патент РФ № 2542797 С2 МПК B64G1/50 Способ компоновки космического аппарата. Заявка № 2013117778/11 от 17.04.2013 / Тестоедов Н. А., Косенко В. Е., Халиманович В. И. и др. Бюл., 2015. № 6.

7. Патент РФ № 102014 МКПО/12-07 Аппарат космический. Заявка № 2015504582/22 от 11.12.2015 / Вашкевич В. П., Выгонский Ю. Г., Лябчук В. Б. и др. Бюл., 2017. № 2.

История статьи

Поступила в редакцию 6 июня 2017 г.

Принята к публикации 5 июля 2017 г.

QUESTIONS OF COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE SPACE INDUSTRY

E. A. Morozov, Yu. V. Vilkov

JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, Russian Federation

The article describes the problematic issues of commercialization of intellectual property, possible approaches to the development of intellectual property field of usage and to philosophy formation of intellectual property market development by creation of required toolkit and formation of accessible environment of intellectual property exchange. At the present time, one of the reasons of commercialization of intellectual property and altering it into individual commercial product is lack of philosophy and national development strategy of this direction along with providing designers with modern and innovative technical solutions, necessary benefits and preferences. The creation of new legally protected technical

■ В ИСС/IEJ

Hav

ж г

ИССЛЕДОВАНИЯ

№ 2 (20) 2017

ГРАДА Том 1

solutions, meeting the requirements of international novelty is one of the goals to achieve competitive advantage of an enterprise and is treated as an active component of the Innovative development program. The implementation of modern technologies in the sphere of intellectual property management will allow enterprises and organizations to get extra incentive to create innovative solutions and technologies taking

into account their possible commercialization.

Keywords: intellectual property, commercialization of intellectual property, the intellectual property

market.

References

1. Alexandrov V. Voda ne techet. Kak upravlyat' inteUektual'noj sobstvennost'yu? [Water does not flow. How to manage intellectual property?]. Poisk, 2017, no.18-19. Available at: - http://www.poisknews.ru/theme/science-politic/24915/. (accessed 05.07.2017). (In Russian) 92 2. Birzha po prodazhe/pokupke patentov i brendov [Exchange on sale / purchase of patents and brands ]. Available at: https://globalpatent.ru/magazin-brendov-i-patentov.html. (accessed 05.07.2017). (In Russian)

3. Okunev D. V., Maykova S. E., Gvozdetskaya I. V. Algoritmprimeneniya marketingovyh instrumentov kommercializacii ob"ektov inteUektual'noj sobstvennosti vuza [Algorithm of application of marketing tools for commercialization of objects of intellectual property of the university]. Intellektual'naya sobstvennost'. Promyshlennaya sobstvennost', 2016, no. 12. (In Russian)

4. Luchshayaprogrammarazvitiya [Best Development Program]. Available at: http://www.iss-reshetnev.ru/media/news/ news-130617. (accessed 05.07.2017). (In Russian)

5. Testoyedov N. A., Kosenko V. E., Khalimanovich V. I., Golovenkin E. N., Popov V. V., Sorokvasha G. G., Kolesnikov A. P., Ankudinov A. V., Akchurin G. V., Dostavalov A. V., Vilkov Yu. V., Kuvakin K. L., Shilkin O. V., Akchurin V. P. Sposob komponovki kosmicheskogo apparata [Method of layout of spacecraft]. Patent RF, no. 2541598, 2015.

6. Testoyedov N. A., Kosenko V. E., Khalimanovich V. I., Golovenkin E. N., Popov V. V., Sorokvasha G. G., Kolesnikov A. P., Ankudinov A. V., Akchurin G. V., Dostavalov A. V., Kuznetsov A. Yu., Vilkov Yu. V., Shaklein P. A., Shilkin O. V., Akchurin V. P. Yurtaev E. V. Sposob komponovki kosmicheskogo apparata [Method of layout of spacecraft]. Patent RF, no. 2542797, 2015.

7. Vashkevich V. P., Vygonsky Yu. G., Lyabchuk V. B., Roskin S. M., Roskina V. V., Samon'y A. V., Testoyedov N. A., Shilov V. N. Apparat kosmicheskij [Spacecraft]. Patent RF, no. 102014, 2017.

Article history

Received 6 June 2017

Accepted 5 July 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.