Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобус
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕХОДОМ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Ирина Александровна

В данной статье исследуются методологические основы развития инновационной экономики в отдельных регионах. Обосновывается необходимость подбора моделей управления переходом экономик регионов с существующей модели в инновационный вариант развития. Приводятся некоторые социально-экономические показатели регионов Дальнего Востока в целях оценки их инновационного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королева Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGIONS OF THE FAR EAST OF RUSSIA

This article examines the methodological foundations for the development of an innovative economy in individual regions. The necessity of selecting models for managing the transition of regional economies from the existing model to an innovative development option is substantiated. Some socio-economic indicators of the regions of the Far East are given in order to assess their innovative potential.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

Королева Ирина Александровна,

магистрант

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY IN THE REGIONS OF THE FAR EAST OF RUSSIA

Koroleva Irina Aleksandrovna,

magistrant

East Siberia State University of Technology and Management

Аннотация. В данной статье исследуются методологические основы развития инновационной экономики в отдельных регионах. Обосновывается необходимость подбора моделей управления переходом экономик регионов с существующей модели в инновационный вариант развития. Приводятся некоторые социально-экономические показатели регионов Дальнего Востока в целях оценки их инновационного потенциала.

Abstract. This article examines the methodological foundations for the development of an innovative economy in individual regions. The necessity of selecting models for managing the transition of regional economies from the existing model to an innovative development option is substantiated. Some socio-economic indicators of the regions of the Far East are given in order to assess their innovative potential.

Ключевые слова: экономическое развитие регионов; инновационное развитие; модели управления переходом к инновационному развитию

Key words: economic development of regions; innovative development; models for managing the transition to innovative development_

Инновационный характер развития экономики России - это единственный путь наиболее быстро устранить отставание нашей экономики от лидирующих стран мира. Инновационные процессы, как и любые экономические процессы протекают на основе стихийно складывающихся обстоятельств, так и в результате целенаправленного воздействия по их стимулированию.

Уровень технологического и инновационного развития отраслей экономики в ДВФО характеризуется перманентным отставанием от среднероссийского уровня [5, а 42]. В связи с тем, что этот разрыв не сокращается, развитие инноваций в экономике является условием обеспечения экономической безопасности в условиях приграничья с экономически развитым Китаем и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевым фактором в трансформации из заданного состояния в целевое является наличие потенциала к такому переходу. В естественных науках речь может идти о создании соответствующих условий для видоизменения (движения) материи, в социальных науках - речь должна идти о выборе таких мер воздействия на объект, которые способны оказать значимое воздействие на изменение состояния объекта. Социально-экономические системы зачастую оказываются более сложными в управлении, требуют применения особых методов исследования и методов управления. Требуется своего рода моделирование на основе классификации исходных характеристик самого объекта.

Моделирование является одним из методов познания действительности и управления сложными объектами, которыми являются отдельно взятый регион или совокупность регионов со схожими характеристиками. Моделирование способствует более эффективной классификации регионов, выявлению общего между разными регионами и отличий между ними.

В данной статье объектом исследования являются регионы российского Дальнего Востока. Предметом исследования являются модели возможного развития инновационной экономики в регионах. Такие модели были ранее описаны В. Г. Беломестновым и И. В. Беломестновым [4] в одной из статей данного журнала. Перечислим основные модели (комплекс моделей), обеспечивающие движение регионов к инновационной экономике при реализации стратегических проектов развития:

а) модель интенсификации использования активов;

б) модель организационной модернизации;

в) модель развития экономического, социального и экологического потенциала;

г) модель обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности;

д) модель повышения качества инвестиционных процессов;

е) модель ресурсно-инновационного замещения;

ж) модель инвестиционно-инновационного развития;

з) модель развития интеллектуального потенциала;

и) модель выравнивающего пространственного развития [4, с. 10].

Модели трансформации уже существующей, более традиционной региональной экономики в инновационный тип предполагают выбор ключевого элемента для приложения усилий со стороны управляющей системы в лице региональной исполнительной власти или федеральной исполнительной власти. Один из принципов государственной поддержки инноваций, заложенных на законодательном уровне - опережающее развитие инновационной инфраструктуры.

В состав инновационной инфраструктуры исследователи включают подсистемы: финансово-экономического обеспечения; информационного обеспечения; экспертного обеспечения; производственно-технологической поддержки освоения новой наукоемкой продукции; продвижения новых разработок и наукоемкой продукции; сертификации новой наукоемкой продукции; координации и регулирования развития научной, научно-технической и инновационной деятельности; подготовки и переподготовки кадров для научной, научно-технической и инновационной деятельности [5, с. 42]. Услуги инновационной инфраструктуры включают в себя несколько важных направлений, таких как: услуги по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, услуги по поддержке инновационных проектов при их продвижении к получению финансирования и т.п. Организации, являющиеся часть инновационной инфраструктуры могут включать в себя научные центры, институты, технопарки, консалтинговые, финансово-юридические компании. Ключевой подсистемой инфраструктуры поддержки инноваций является государство.

В Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года было предусмотрено достижение целей государственного регулирования инноваций в том числе в рамках бюджетной и налоговой политики. Бюджетная политика предусматривала обеспечение приоритетности инновационных расходов, а также определение параметров и траектории изменения основных статей расходов бюджета, необходимых для развития инноваций (наука, образование, институты развития, поддержка предпринимательства). Налоговая политика должна была быть направлена на оптимизацию налоговой нагрузки на базовые факторы инновационного развития и введения необходимых налоговых льгот [2].

Совсем недавно, в апреле 2021 года была проведена экспедиция «Инновационная Россия 2021», в ходе которой были изучены «инновационные экосистемы» 10 российских городов [8]. На перспективу, направления инновационного развития во многом связаны с дальнейшим развитием сложившихся научных школ Дальнего Востока и коммерциализацией имеющихся исследований.

В каждом из городов Дальнего Востока были выявлены свои преимущества для развития инновационной экономики и главной гипотезой в рамках экспедиции выступила мысль о том, что у каждого региона накоплен свой уникальный опыт, который способен сыграть решающую роль при переходе к инновационной экономике.

«Инновационная Россия 2021» не является первым масштабным мероприятиям в помощь бизнес-инициативам в регионах Дальнего Востока России. Так, в 2018 году был объявлен всероссийский конкурс технологических проектов для дальнейшего размещения в приморском технопарке «Русский» [7]. Подобные организационные инициативы позволяют выявить субъекты предпринимательства, готовые принять участие в инфраструктурных проектах.

В 2019 и 2020 годах прошли «Стартап Экспедиции» от технопарка «Якутия», Фонда содействия инновациям и Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) [7]. Что касается официальных документов по социально-экономическому развитию Дальнего Востока России, то следует упомянуть в первую очередь Указ Президента РФ от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока». Предусматривается финансирование на территориях опережающего социально-экономического развития, создание новых рабочих мест.

В более ранней статье [6] проводилась оценка развития регионов Дальнего Востока. Оценивался валовый региональный продукт на душу населения в регионах Дальневосточного федерального округа. Выяснялось в частности, что значительным потенциалом для развития инновационной экономики, в частности обладает Республика Саха (Якутия). По нашим оценкам, в первую очередь это связано с высокими доходами на душу населения и наличием в регионе учреждения высшего образования федерального значения. Институты инновационной инфраструктуры в Республике Саха (Якутия) включают в себя: ГАУ «Технопарк «Якутия»; ГБУ «Бизнес-инкубатор Республики Саха (Якутия)»; ОАО «Венчурная компания «Якутия»; АНО «Дальневосточное агентство содействия инновациям». Федеральными органами власти созданы региональные представительства, расположенные в г. Владивосток: «Дальневосточный фонд развития и внедрения высоких технологий» и «Дальневосточное представительство Фонда «Сколково» [5, с. 43]. Рассмотрим далее некоторые характеристики развития экономики Дальнего Востока России.

В Указе Президента РФ от 26.06.2020 № 427 «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» заявлено обеспечение достижение таких целей социально-экономического развития Дальнего Востока в период до 2024 года как:

- превышение среднероссийских темпов роста показателей качества жизни населения (рост ожидаемой продолжительность жизни, сокращение смертности населения, повышение годового объема жилищного строительства);

- превышение в регионах Дальнего Востока среднероссийских темпов роста показателей экономического развития [3].

Согласно данным из Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, на территории ДФО имеются крупнейшие в мире запасы природных ресурсов, а именно: 81 процент запасов алмазов, 51 процент леса, 37 процентов пресной воды, 33 процента водных биоресурсов, 44 процента золота, 27 процентов газа и 17 процентов нефти [1]. К конкурентным преимуществам Дальневосточного федерального округа также можно отнести экономико-географическое положение в непосредственной близости к самому крупному и динамично растущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона, на долю которого в 2018 году приходилось 60% мирового ВВП, 64,6% мировой торговли товарами и услугами, 26,3% всего объема входящих прямых иностранных инвестиций и 51,4% всего объема исходящих прямых иностранных инвестиций [1]. Функционируют 57 научных организаций и 35 организаций высшего образования, в которых представлен сектор научных исследований и разработок. Кроме того, удельный вес обучающейся молодежи в общей численности населения на 2019 год составляет 17,1% (1,4 млн. человек), что на 1,5 процента выше среднероссийского уровня.

На данный момент, факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие Дальнего Востока являются:

- продолжающееся сокращение численности населения в результате миграционного оттока (на 2019 год на территории регионов Дальнего Востока проживало 8,2 млн человек, ежегодное сокращение

0,3 - 0,5%);

- показатели продолжительности жизни в регионах Дальнего Востока отстают от среднероссийских значений;

- сохраняется низкий уровень обеспеченности транспортной и социальной инфраструктурой

- высокие тарифы на энергетические ресурсы и услуги инфраструктурных компаний, которые являются существенным препятствием для развития бизнеса и привлечения инвестиций на Дальнем Востоке.

Итак, какие же модели, упомянутые выше могли бы быть применимы для перехода экономики Республики Бурятия на инновационные «рельсы»?

а) «Модель развития экономического, социального и экологического потенциала», на наш взгляд, подходит для большинства регионов Дальнего Востока. С точки зрения В. Г. Беломестнова, в Республике Бурятия имеется «достаточно жесткое экологическое регулирование хозяйственной деятельности» [4, с. 11]. Даже с учетом того, что ВРП на душу населения в Республике Бурятия в 2016 и 2017 годах был минимальным среди регионов Дальневосточного федерального округа [6, с. 63], человеческий капитал в нашей республике можно оценить, как высокий. Наличие развитого человеческого капитала создает определенные предпосылки для развития инновационной экономики с точки зрения создания изобретений, полезных образцов устройств, деталей и т.п. по основным направлениям научных исследований.

б) Для Республики Бурятия подходит «модель обеспечения экономической, социальной и экологической безопасности», она учитывает влияние федеральных стратегических проектов на «устойчивость и стабильность социально-экономической системы, достаточность и доступность соответствующих ресурсов для обеспечения жизнедеятельности населения бизнеса, защищенность основных процессов от влияния внешних и внутренних возмущений» [4, с. 10]. В работе В. Г. Беломестнова [4] предлагается обобщенная модель развития инноваций в Бурятии: «модель социально-этичного и экологически ответственного научно-технологического развития». Присоединение Республики Бурятия к Дальневосточному федеральному округу несет в себе новые возможности для развития инновационного бизнеса с учетом конкурентных преимуществ макрорегиона (ДФО), рассмотренных выше.

В нашем регионе возможно развитие традиционной медицины, традиционных ремесел, производство традиционных продуктов питания (в том числе использованием научных подходов), оздоровительного туризма, культурного туризма. Все перечисленное в определенной степени способно стать неким общим направлением развития инноваций, в частности связанных с медициной, рекреацией, использованием природных ресурсов для повышения благосостояния человека в общем. Как и говорилось ранее, образовательный уровень населения в регионе довольно высокий, существуют научные разработки в сфере разных направлений. Требуются значительные усилия ученых, в том числе экономистов, для того, чтобы оценить потенциал нашего региона в создании нового экономического и технологического уклада.

На наш взгляд стимулирование инноваций извне или воздействие на основные мотивы представителей бизнеса к переходу к инновационному типу деятельности зачастую не приводят к ожидаемым решениям со стороны бизнеса. В первую очередь, способны развиваться те проекты, риск потерь в которых невелик как для инвестора, так и для команды разработчиков того или иного проекта. В условиях государственного регулирования сферы инноваций следует видеть большую вероятность

развития инновационных проектов уже в сложившихся отраслях с целью совершенствования технологий, применяемых на производстве. Зачастую улучшения в технологии не носят революционный, а скорее несут постепенный характер. Из этой логики следует, что при стимулировании инноваций нужно обращать внимание не только на создание каких-либо принципиально новых технологических решений, а фиксировать предпринимаемые усилия бизнеса и науки в отношении совершенствования имеющихся технологий в сложившихся отраслях производства товаров или услуг. Отсюда следует необходимость переоценки критериев отнесения тех или иных технологических новшеств к инновациям на уровне отраслей и регионов, в том числе при реализации инфраструктурных проектов, направленных на поддержку инноваций.

Список использованных источников

1. Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года: распоряжение Правительства РФ от 24.09.2020 № 2464-р.

2. . Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р (ред. от 18.10.2018).

3. О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока: указ Президента РФ от 26.06.2020 № 427.

4. Беломестнов В. Г., Беломестнов И. В. Национальная инициатива сбалансированного научно-технического развития / Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020 (декабрь). № 2 (10). С.4-12.

5. Ефременко В. Ф., Бахарев С. М. Динамика развития инновационной инфраструктуры в региональных инновационных системах Дальневосточного федерального округа Российской Федерации // Власть и управление на Востоке России. 2019. № 1 (86). С. 41-50.

6. Королева И. А. Налоговые инструменты поддержки инновационного развития экономики в регионах / Экономический вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. 2020. № 1 (9). С. 56-68.

7. Охота за лучшими. Инвесторы отправятся в экспедицию на поиск перспективных стартапов / Текст: Д. Непомнящая // Российская газета. Дата публикации 01.04.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2021/04/01/reg-dfo/investory-otpraviatsia-v-ekspediciiu-na-poisk-perspektivnyh-startapov.html (дата обращения 19.05.2021).

8. Экспедиция «Инновационная Россия 2021» проехала Дальний Восток и Сибирь. Текст Е. Хрисанфовой. Дата публикации: 18.05.2021 [Электронный ресурс]. - URL: https://rb.ru/news/far-east-siberia/ (дата обращения 19.05.2021).

References

1. On the approval of the National program for the socio-economic development of the Far East for the period up to 2024 and for the future until 2035: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 24.09.2020 № 2464-r.

2. On approval of the Strategy for innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 08.12.2011 № 2227-r (red. ot 18.10.2018).

3. On measures for the socio-economic development of the Far East: ukaz Prezidenta RF ot 26.06.2020 № 427.

4. Belomestnov V. G., Belomestnov I. V. National Initiative for Sustainable Science and Technology Development / Ekonomicheskij vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologij i upravleniya. 2020 (December). No. 2 (10), pp.4-12. (In Russian).

5. Efremenko V. F, Baharev S. M. Dynamics of development of innovation infrastructure in regional innovation systems of the Far Eastern Federal District of the Russian Federation // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2019. No. 1 (86), pp. 41-50.

6. Koroleva I. A. Tax instruments to support the innovative development of the economy in the regions / Ekonomicheskij vestnik Vostochno-Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta tekhnologij i upravleniya. 2020. No. 1 (9), pp. 56-68.

7. Nepomnyashchaya D. Hunt for the best. Investors will go on an expedition to find promising startups // Rossijskaya gazeta. Publication date: 01.04.2021. URL: https://rg.ru/2021/04/01/reg-dfo/investory-otpraviatsia-v-ekspediciiu-na-poisk-perspektivnyh-startapov.html (date of access 19.05.2021).

8. Expedition "Innovative Russia 2021" traveled the Far East and Siberia / by E. Hrisanfova. Publication date: 18.05.2021. URL: https://rb.ru/news/far-east-siberia/ (date of access 19.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.