Научная статья на тему 'ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОЦЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ РЕАЛИЗАЦИИ'

ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОЦЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
348
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ / УСКОРЕННОЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОБЛЕМЫ / ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ МЕРЫ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОЕКТ / АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трофименкова Елена Викторовна

В статье приводятся результаты исследования региональных инвестиционных проектов Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа, доказывающие, что на Дальнем Востоке создаются благоприятные условия для развития и создания новых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), основанные на экономически эффективной интеграции со странами АТР. Представленные данные свидетельствуют о том, что по истечении первых лет реализации этих проектов в рамках принятых федеральных законов № 473-ФЗ, № 212-ФЗ созданные преференциальные режимы существенно повысили инвестиционную привлекательность практически всех дальневосточных регионов при активизации процессов формирования большого числа новых предприятий самой различной отраслевой специализации, с учетом их общей ориентации на производство высокотехнологичной и конкурентоспособной на национальном и зарубежных рынках продукции. По данным Минвостокразвития, в статье представлен перечень созданных в дальневосточных регионах ТОСЭР c их отраслевой направленностью, сделана оценка социальной составляющей (количество созданных рабочих мест в регионе), которая позволила прийти к выводу о намечающемся инновационном сдвиге в развитии Дальнего Востока под воздействием ТОСЭР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Трофименкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIES OF PRIORITY DEVELOPMENT: ASSESSMENT OF THE FIRST YEARS OF IMPLEMENTATION

The article presents the results of a study of regional investment projects in Eastern Siberia and the Far Eastern Federal District, on the basis of which it is proved that favorable conditions are created in the Far East for the development and creation of new territories of advanced development (TPDs), based on costeffective integration with the APR countries. The data presented indicate that after the first years of the implementation of these projects within the framework of the adopted Federal laws: № 473-FZ, № 212-FZ, the created preferential regimes significantly increased the investment attractiveness of almost all Far Eastern regions with the intensification of the formation of a large number of new enterprises of various industry specializations with their general orientation towards the production of hightech and products competitive in the national and foreign markets. According to the Ministry for the Development of the Russian Far East, the article presents a list of TPDs created in the Far Eastern regions and their sectoral focus, an assessment of the social component, namely the number of jobs created in the region, which made it possible to draw a conclusion about the outlined innovative shift in the development of the Far East under the influence of TPDs.

Текст научной работы на тему «ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: ОЦЕНКА ПЕРВЫХ ЛЕТ РЕАЛИЗАЦИИ»

Региональная экономика

DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-1/007-018

УДК 330.356.3

Е. В. Трофименкова

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия

Территории опережающего социально-экономического развития: оценка первых лет реализации

В статье приводятся результаты исследования региональных инвестиционных проектов Восточной Сибири и Дальневосточного федерального округа, доказывающие, что на Дальнем Востоке создаются благоприятные условия для развития и создания новых территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), основанные на экономически эффективной интеграции со странами АТР. Представленные данные свидетельствуют о том, что по истечении первых лет реализации этих проектов в рамках принятых федеральных законов № 473-ФЗ, № 212-ФЗ созданные преференциальные режимы существенно повысили инвестиционную привлекательность практически всех дальневосточных регионов при активизации процессов формирования большого числа новых предприятий самой различной отраслевой специализации, с учетом их общей ориентации на производство высокотехнологичной и конкурентоспособной на национальном и зарубежных рынках продукции. По данным Минвостокразвития, в статье представлен перечень созданных в дальневосточных регионах ТОСЭР c их отраслевой направленностью, сделана оценка социальной составляющей (количество созданных рабочих мест в регионе), которая позволила прийти к выводу о намечающемся инновационном сдвиге в развитии Дальнего Востока под воздействием ТОСЭР.

Ключевые слова и словосочетания: Дальний Восток России, ускоренное социально-экономическое развитие, проблемы, правительственные меры, территории опережающего социально-экономического развития, проект, анализ результатов.

E. V. Trofimenkova

Vladivostok State University of Economics and Service Vladivostok. Russia

Трофименкова Елена Викторовна - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления; e-mail: trofimenkova08@mail.ru

7

Territories of priority development: assessment of the first years of implementation

The article presents the results of a study of regional investment projects in Eastern Siberia and the Far Eastern Federal District, on the basis of which it is proved that favorable conditions are created in the Far East for the development and creation of new territories of advanced development (TPDs), based on cost-effective integration with the APR countries. The data presented indicate that after the first years of the implementation of these projects within the framework of the adopted Federal laws: № 473-FZ, № 212-FZ, the created preferential regimes significantly increased the investment attractiveness of almost all Far Eastern regions with the intensification of the formation of a large number of new enterprises of various industry specializations with their general orientation towards the production of hightech and products competitive in the national and foreign markets. According to the Ministry for the Development of the Russian Far East, the article presents a list of TPDs created in the Far Eastern regions and their sectoral focus, an assessment of the social component, namely the number of jobs created in the region, which made it possible to draw a conclusion about the outlined innovative shift in the development of the Far East under the influence of TPDs.

Keywords: Russian Far East, accelerated development, problems, government measures, territories of priority development, project, analysis of results.

Введение

В связи с тем, что социально-экономические показатели не превышали среднероссийские, Дальний Восток длительное время озвучивался в повестках правительства как «депрессивный» регион. В 2014 году было принято правительственное решение об использовании специальных инновационно-экономических механизмов ускорения развития этого геостратегически важного для России региона. К числу таких механизмов законодательно были отнесены территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), свободный порт Владивосток (СПВ), которые целесообразно объединить в общее унифицированное понятие территории особого экономического статуса (ТОЭС). Целью внедрения данных механизмов является, в первую очередь, модернизация экономики Дальнего Востока путем привлечения иностранных инвесторов, новых технологий и стимулирования экспортной деятельности.

Пятилетний период существования проекта на Дальнем Востоке показал, что не все программно-целевые показатели были выполнены, хотя опыт зарубежных стран (Китай, Южная Корея, Вьетнам) подтверждает необходимость создания благоприятных условий для прихода зарубежных резидентов и развития территорий. Эти территории могут сыграть роль инновационных драйверов, в рамках которых выстроится взаимодействие институтов инновационно-ориентированной системы нового уровня.

Постановка проблемы

Значимым фактором, сдерживающим развитие региона, является невысокая степень диверсификации и инновационности региональной экономики, имеющей сильно выраженную ресурсную направленность при низкой степени пере-

8

работки природных ресурсов. В разных регионах ДФО также наблюдается разрыв между условиями для ведения экономической деятельности и условиями жизни населения, что приводит к постоянному миграционному оттоку населения. Все это создает предпосылки для создания в макрорегионе особых конкурентоспособных условий инвестирования и ведения бизнеса.

Методы исследования

В процессе исследования использовались исторический, диалектический, абстрактно-логический и другие общенаучные методы познания, а также методы системного, динамического, сравнительного и структурного анализа.

Основные результаты исследования

Проводимая ранее органами государственной власти региональная экономическая политика не вывела экономику макрорегиона на темпы роста, превышающие среднероссийский уровень, и не предотвратила утечку кадров в более развитые регионы страны. Поэтому управление инновациями, воздействие на факторы и причины их возникновения должны носить не только стратегический, но и ситуационный характер в текущих условиях, где на первый план выходят мониторинг и оценка.

Сделанный в последние пять лет российским правительством акцент на использование инструмента создания территорий особого экономического статуса в отдельных регионах России и, особенно, на Дальнем Востоке можно считать вполне оправданным и своевременным. Тем более сейчас, по истечении первых лет реализации этих проектов в рамках принятых федеральных законов от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [7], от 13.07.2015 г. № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» [6], созданные преференциальные режимы существенно повысили инвестиционную привлекательность практически всех дальневосточных регионов при активизации процессов формирования большого числа новых предприятий самой различной отраслевой специализации с учетом их общей ориентации на производство высокотехнологичной и конкурентоспособной на национальном и зарубежных рынках продукции.

Согласно заявленным приоритетам долгосрочной стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2025 года было выделено три основных составляющих:

- создание благоприятной регулятивной и правовой среды и модернизация инфраструктуры;

- развитие полных циклов производства, а также глубокой переработки сырьевых ресурсов;

- развитие высокотехнологичного экспортного потенциала [1].

Вышеперечисленное будет способствовать ускоренному развитию региона

и, соответственно, экономическому росту. Однако, по мнению Е. В. Харченко-вой, А. П. Латкина, объявленный российским правительством курс на поворот вектора развития национальной экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион не может быть успешно реализован без масштабной технологической модерниза-

9

ции морально и физически устаревшей за годы рыночных реформ производственной базы практически всех отраслей хозяйственного комплекса [8; 9; 10].

Особенно это относится к созданным в социалистический период в рамках проводимой государственной политики на Дальнем Востоке предприятиям оборонно-промышленного назначения. Большинство их них в условиях сокращения или полного прекращения государственного финансирования оказались в стадии банкротства без какого-либо обновления основных производственных фондов. Модернизация этих предприятий, как и создание новых на территориях опережающего социально-экономического развития, требует реализации инновационных инструментов обеспечения среднемирового уровня технологий.

К сожалению, в данный период, как отмечали в своих работах Т. В. Ускова, Т. В. Шимоханская, ресурс технологической базы российской экономики практически выработан и достиг критического уровня. Этот вывод подтверждают результаты ежегодных опросов руководителей, проводимых Институтом социально-экономического развития территорий РАН. В некоторых регионах Дальнего Востока России износ основных фондов превышает 60%, поэтому необходима их частичная или полная модернизация [7].

24 сентября 2020 года Правительством РФ утверждена национальная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года», которая определяет цели и меры для ускорения развития экономики и социальной сферы макрорегиона [2; 13].

Современная действительность показывает, что главными являются технологии, а не увеличение численности занятых работников, это очень важно понимать в обосновании демографической политики развития Дальнего Востока. Напомним, что более половины прироста ВВП в развитых странах осуществляется за счет наукоемких технологий, новых знаний, коммуникационных систем, научной организации производственных процессов, положительно влияющих на социально-экономическое развитие общества. В этой связи инновации и инновационные процессы, получившие широкую известность благодаря теоретикам Н. Д. Кондратьеву и Й. Шумпетеру, дают возможность для ускоренного преодоления спадов посредством активизации радикальных технологических изменений.

ТОСЭР являются прогрессивной организационно-экономической и правовой формой особых экономических зон (ОЭЗ). Базовый сценарий развития Дальнего Востока и Байкальского региона увязан с инновационным сценарием («Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») и опирается на использование конкурентного преимущества экономики регионов, природно-ресурсного и транзитного потенциала территории, устойчивое наращивание экспорта конкурентных видов продукции и модернизацию транспортной инфраструктуры.

ТОСЭР предоставляется право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОР. Освобождение будет применяться также в связи с ввозом товаров на территорию РФ - 0% в отношении товаров (работ и услуг), ввозимых на ТОР для использо-

10

вания резидентами ТОР; 0% ставка для резидентов ТОР, 0% в федеральный бюджет, не более 5% в бюджеты субъектов РФ в течение десяти налоговых периодов; не более 10% в течение следующих налоговых периодов. Освобождение от уплаты налога на имущество и землю, льготы по уплате налога на прибыль, по страховым взносам в пенсионный, социальный и медицинский фонды [3; 5].

Предполагается снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала отраслей промышленности, включая сельскохозяйственный, рыбохозяйственный и лесопромышленный комплексы, электроэнергетику и транспорт. Развитие действующих и формирование новых производств, а также масштабное применение инновационных технологий будут способствовать качественным изменениям в структуре экономики.

По данным за 2020 год на Дальнем Востоке создана 21 ТОСЭР разной отраслевой направленности (табл. 1).

Таблица 1

Перечень созданных в дальневосточных регионах ТОСЭР и их отраслевая направленность

Название ТОСЭР Отраслевая направленность

Свободный порт Владивосток Транспортная инфраструктура, логистические центры с особыми условиями транспортировки, хранения и частичной переработки грузов, организация несырьевых экспортоориенти-рованных производств

Сахалинская область

Горный воздух Туристический кластер

Южная Животноводство, растениеводство, складское хозяйство

Курилы Пищевая промышленность, рыболовство, рыбоводство

Приморский край

Надеждинская Промышленность, транспортно-логистический комплекс

Большой Камень Производство стройматериалов, строительство жилья, судостроение

Михайловский Животноводство, растениеводство

Нефтехимический Промышленность

Камчатский край

Камчатка Добыча полезных ископаемых, драгоценных камней, портовая деятельность, промышленность, туристический кластер

Хабаровский край

Хабаровск Промышленность, транспортно-логистический комплекс

Комсомольск Промышленность, туристический кластер

11

Окончание табл. 1

Название ТОСЭР Отраслевая направленность

Николаевск Рыбоводство, рыболовство, судостроение, транспортно-логистический комплекс

Республика Саха (Якутия)

ИП Кангалассы Металлургия, сельское хозяйство

Южная Якутия Добыча полезных ископаемых, промышленность, транспортно-логистический комплекс

Чукотский автономный округ

Беринговский (Чукотка) Добыча полезных ископаемых

Амурская область

Приамурская Сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс

Свободный Промышленность, транспортно-логистический комплекс

Белогорск Промышленность, лесная промышленность, сельское хозяйство, утилизация бытовых отходов

Еврейская автономная область

Амуро-Хинганская Деревопереработка, машиностроение, металлургия, пищевая промышленность, туристический кластер

Республика Бурятия

Бурятия Пищевая промышленность, логистика

Забайкальский край

Забайкалье Горно-перерабатывающая промышленность, агропромышленный холдинг, мусоросортировочный комплекс с глубокой переработкой отходов и производством продукции из вторичного сырья

Примечание: составлено по данным Минвостокразвития.

После принятия Федерального закона от 29.12.2014 г. № 473-Ф3 «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» количество ТОСЭР увеличилось более чем в 2 раза: с 9 ТОСЭР в 2015 году до 21 ТОСЭР в 2020 году. Оценка экономической составляющей показывает, что объем привлечённых инвестиций увеличился в 39 раз: с 187 млрд руб. в 2015 году до 7463 млрд руб. в 2018 году. Количество резидентов увеличилось в 20 раз: с 21 в 2015 году до 455 в 2019 году. Согласно оценке социальной составляющей, количество созданных рабочих мест увеличилось в 9 раз: с 7666 в 2015 году до 71 272 в 2019 году (рис. 1, 2).

12

Рис. 1. Динамика количества резидентов Источник: составлено автором по данным Минвостокразвития.

Рис. 2. Динамика количества созданных рабочих мест Источник: составлено автором по данным Минвостокразвития.

Фактический объем осуществленных частных инвестиций за весь период составил 39,89 млрд руб., по подписанным соглашениям объем должен быть 1175,82 млрд руб. Таким образом, план привлечения инвестиций выполнен лишь на 3,39%. Лидерами по привлечению инвестиций являются ТОСЭР «Большой Камень» (10 059 млрд руб.) и ТОСЭР «Михайловский» (8867 млрд руб.) в При-

13

морском крае. Лидером по подписанным соглашениям является ТОСЭР «Нефтехимический» в Приморском крае с объемом 658,7 млрд руб.

В 2021 году резиденты территорий опережающего социально-экономического развития планируют запустить в Приморском крае более 125 производств, на которых будет создано более 16 тыс. рабочих мест. В сравнении с 2020 годом резиденты преференциальных режимов запустили 53 проекта (в 2,4 раза больше). Такой рост количества проектов связан с тем, что многие из них подходят к стадии завершения и усилены меры государственной поддержки инвесторов, в том числе из-за коронавируса.

Также в 2021 году инвестиции резидентов свободного порта Владивосток в планируемые к запуску проекты составят 60 млрд рублей. На задействованных предприятиях будет создано 7 тыс. рабочих мест. Самые крупные проекты компании «Солнечная долина Владивостока» - по строительству жилья в поселке Трудовом и деревоперерабатывающий комплекс компании «Гелиос» [11].

Представленные аналитические материалы дают основания сделать вывод о намечающемся промышленном сдвиге в развитии Дальнего Востока под воздействием ТОСЭР.

В определённой степени они подтверждают, что благодаря созданию территориальных анклавов с преимущественным правовым режимом инвестирования и организации бизнеса, при положительном влиянии сопредельных территорий будет достигнут синергетический эффект. Эффект «электрической цепи» в конечном итоге должен обеспечить главную цель - общее развитие Дальнего Востока.

Тем не менее, в рамках установленных критериев ускоренного развития наиболее перспективными признаны следующие субъекты и ТОСЭР (табл. 2).

Таблица 2

Перспективные зоны ускоренного развития и ТОСЭР

Зона Специализация Перспектива ТОСЭР

Хабаровский край (юг, портовая зона Ванино, Советская Гавань) Наука, ВПК, промышленность, логистический комплекс, промышленность Робототехника, автоматизация Хабаровск, Комсомольск

Приморский край (порт, Находка, Восточный) Наука, логистический комплекс, сельское хозяйство, промышленность Медицина, финансы, страхование Надеждинская, Большой Камень, Михайловский

Амурская область (Зейско-Бурейский комплекс) Электроэнергетика, логистический канал с Китаем, промышленность, сельское хозяйство Космический комплекс, ИТ Приамурская, Белогорск, Свободный

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Якутия (Алдан, Мирный, Вилюйск) Рудные ресурсы, энергетика Обеспечение Арктического комплекса мероприятий Южная Якутия, ИП Кан-галассы

14

Окончание табл. 2

Зона Специализация Перспектива ТОСЭР

Сахалинская область (Курилы) Туризм,углеводородная энергетика Рыболовство Горный воздух, Южная

Камчатский край Рыболовство, биоресурсы Туризм Камчатка

Представленные в таблице данные свидетельствуют об открытии хороших перспектив у большинства дальневосточных регионов и в целом Дальнего Востока по обеспечению его интеграции в экономику стран Восточной Азии при эффективном задействовании территорий особого экономического статуса.

Выводы

Основная цель всех государственных программ - улучшить инвестиционный климат регионов Дальнего Востока для привлечения инвестиций в его развитие, обновления технологий и кадрового потенциала, увеличения экспорта продукции в регионе.

Дальний Восток, действительно, может стать определяющим регионом в связи с тем, что происходит смещение центра глобального экономического развития в АТР. В этом макрорегионе может выстроиться новая модель отношений с элементами сотрудничества и соперничества, например, в четырехугольнике США - Япония - Россия - Китай. Таким образом, проект территорий особого экономического статуса, фокусирующийся на открытии новых предприятий для обновления региональной экономики, предоставляющий льготы и преференции на длительный период времени, дает возможность для распространения новых технологий и направлений деятельности, как следствие, повысятся уровень и качество жизни населения, инвестиции будут носить инновационный характер на фоне модернизации региональной экономики.

1. Инвестиции в инфраструктуру. Азия. - Текст: электронный // Аналитический обзор для ВЭФ: [сайт]. - Москва, 2017. - URL: https://infraone.ru/analitika/ Analiticheskiy_obzor_Investicii_v_infrastrukturu_Asia-2017.pdf (дата обращения: 31.01.2021).

2. Национальная программа «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года»: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2020 года № 2464-р. - Текст: электронный // Правительство России: [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf (дата обращения: 02.02.2021).

3. Постановление Правительства РФ № 614 от 22.06.2015 года «Об особенностях создания территорий социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации». - Текст: электронный // Правительство России: [сайт]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ 1kbkTXSJFhlZss2PCMvjaJyyQQk3pbsf.pdf. (дата обращения: 02.02.2021).

15

4. Россия в цифрах. 2020: краткий статистический сборник. - Текст: электронный // Росстат: [сайт]. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993 (дата обращения: 01.02.2021).

5. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации"» № 380-Ф3 от 29 ноября 2014 года. - Текст: электронный // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171493/ (дата обращения: 05.02.2021).

6. Федеральный закон «О свободном порте Владивосток»: федеральный закон от 13.07.2015 № 212-ФЗ (ред. от 15.10.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). -Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2021).

7. Федеральный закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» № 380-ФЗ от 29 ноября 2014 года. - Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.02.2021).

8. Касьян Е. В., Синенко О. А. Влияние налоговых льгот в рамках территорий с особым экономическим статусом на показатели социально-экономического развития Приморского края // Актуальные проблемы экономики и управления на транспорте, 2019. - С. 74-77.

9. Красова Е. В., Вокес И. В. Направления оптимизации территориального управления инновационным развитием в регионах России // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8, № 4(29). - С. 223-226.

10. Латкин А. П., Харченкова Е. В. Дальневосточный регион: перспективы инновационного прорыва // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2019. - Т. 11, № 3. - С. 6-16.

11. Латкин А. П., Харченкова Е. В. Инновационный подход к оценке эффективности функционирования территорий особого экономического статуса на Дальнем Востоке // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8, № 1(26). - С. 381384.

12. Харченкова Е. В. К вопросу о территориях опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке России // Финансовая жизнь. - 2017. - № 1. -С. 21-25.

13. Синенко О. А. Оценка инвестиционной привлекательности территорий опережающего развития для российских и китайских инвесторов // Инновационное развитие экономики. - 2019. - № 6(54). - С. 57-68.

14. Сокуренко В. А. Динамика и структурный анализ привлечения инвестиций КНР в экономику Дальнего Востока // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2020. -Т. 12, № 2. - С. 19-28.

15. Jeon Myong Su, Trofimenkova E. V. Strategy for international economic cooperation of Russia with states North-East Asia // Cross-border economy. - Vladivostok, 2020. Ch. 4. -URL: http://crossbordereconomy.ru/6_arhiv.html (дата обращения: 30.01.2021).

Транслитерация

1. Investicii v infrastrukturu. Aziya. - Tekst: elektronnyj // Analiticheskij obzor dlya VEF: [sajt]. - Moskva, 2017. - URL: https://infraone.ru/analitika/ Analiticheskiy_obzor_ Investicii_v_infrastrukturu_Asia-2017.pdf (data obrashcheniya: 31.01.2021).

16

2. Nacional'naya programma «Social'no-ekonomicheskoe razvitie Dal'nego Vostoka na period do 2024 goda i na perspektivu do 2035 goda»: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 24 sentyabrya 2020 goda № 2464-r. - Tekst: elektronnyj // Pravitel'stvo Rossii: [sajt]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ NAlSPJ8QMRZUPd9LIMWJoeVhn1l6eGqD.pdf (data obrashcheniya: 02.02.2021).

3. Postanovlenie Pravitel'stva RF № 614 ot 22.06.2015 goda «Ob osobennostyah sozdaniya territorij social'no-ekonomicheskogo razvitiya na territoriyah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii». - Tekst: elektronnyj // Pravitel'stvo Rossii: [sajt]. - URL: http://static.government.ru/media/files/ 1kbkTXSJFhlZss2PCMvjaJyyQQk3pbsf.pdf. (data obrashcheniya: 02.02.2021).

4. Rossiya v cifrah. 2020: kratkij statisticheskij sbornik. - Tekst: elektronnyj // Rosstat: [sajt]. -URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993 (data obrashcheniya: 01.02.2021).

5. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii v svyazi s prinyatiem Federal'nogo zakona "O territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii"» № 380-FZ ot 29 noyabrya 2014 goda. - Tekst: elektronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171493/ (data obrashcheniya: 05.02.2021).

6. Federal'nyj zakon «O svobodnom porte Vladivostok» Federal'nyj zakon ot 13.07.2015 № 212-FZ (red. ot 15.10.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021). - Tekst: elektronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 25.02.2021).

7. Federal'nyj zakon «O territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya v Rossijskoj Federacii» № 380-FZ ot 29 noyabrya 2014 goda. - Tekst: elek-tronnyj // SPS «Konsul'tantPlyus»: [sajt]. - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya: 25.02.2021).

8. Kas'yan E. V., Sinenko O. A. Vliyanie nalogovyh l'got v ramkah territorij s osobym ekonomicheskim statusom na pokazateli social'no-ekonomicheskogo razvitiya Primorskogo kraya // Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya na transporte, 2019. - S. 74-77.

9. Krasova E. V., Vokes I. V. Napravleniya optimizacii territorial'nogo upravleniya innovacionnym razvitiem v regionah Rossii // Azimut nauchnyh issledovanij : ekonomika i upravlenie. - 2019. - T. 8, № 4(29). - S. 223-226.

10. Latkin A. P., Harchenkova E. V. Dal'nevostochnyj region: perspektivy innovacionnogo proryva // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. - 2019. - T. 11, № 3. - S. 6-16.

11. Latkin A. P., Harchenkova E. V. Innovacionnyj podhod k ocenke effektivnosti funkcionirovaniya territorij osobogo ekonomicheskogo statusa na Dal'nem Vostoke // Azimut nauchnyh issledovanij: ekonomika i upravlenie. - 2019. - T. 8, № 1(26). - S. 381384.

12. Harchenkova E. V. K voprosu o territoriyah operezhayushchego social'no-ekonomicheskogo razvitiya na Dal'nem Vostoke Rossii // Finansovaya zhizn'. - 2017. -№ 1. - S. 21-25.

13. Sinenko O. A. Ocenka investicionnoj privlekatel'nosti territorij operezhayushchego razvitiya dlya rossijskih i kitajskih investorov // Innovacionnoe razvitie ekonomiki. -2019. - № 6(54). - S. 57-68.

14. Cokurenko V. A. Dinamika i strukturnyj analiz privlecheniya investicij KNR v ekonomiku Dal'nego Vostoka // Territoriya novyh vozmozhnostej. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. - 2020. - T. 12, № 2. - S. 19-28.

17

© Е. В. Трофименкова, 2021

Для цитирования: Трофименкова Е. В. Территории опережающего социально-экономического развития: оценка первых лет реализации // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. -2021. - Т. 13, № 1. - С. 7-18.

For citation: Trofimenkova E. V. Territories of priority development: assessment of the first years of implementation, The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2021, Vol. 13, № 1, рp. 7-18.

DOI https://doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2021-1/007-018

Дата поступления: 16.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.