Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ'

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС / ИННОВАЦИИ В БИЗНЕСЕ / ИНТЕРНЕТ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрижак С. А.

Статья посвящена такой отрасли, как электронный бизнес. Его развитии, перспективах. Приведена статистика отрасли и история становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РОССИИ»

Использованные источники:

1. Климиксеев И.А. Моделирование бизнес-процесса «Разработка компьютерных игр» / Сборник статей I Международного конкурса научных работ студентов и аспирантов // http://projects.fa.ru/MKNRS1/index.html

2. Губанова М.А., Шилова Т.А., Пацук О.В. особенности развития электронного бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. -№ 43. - С. 212-216.

3. Ляпина А.А. Инновационный механизм регулирования процесса развития электронного бизнеса в России // Российский академический журнал. - 2010. - Т. 13. - № 3. - С. 34-36.

4. Серикова Г.Н., Сериков А.Л. Игорный бизнес в России: проблемы и перспективы // Известия Томского политехнического университета. - 2013. -Т. 322. - № 6. - С.42-46.

5. Гузинец К.В. Игорный бизнес в России // Вестник Академии. - 2014. - № 3 (40). - С. 168-172.

Стрижак С.А. магистрант 2 курс факультет "Факультет математической экономики,

статистики и информатики " ФГБОУВПО "РЭУ им. Г.В. Плеханова"

Россия, г. Москва

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В

РОССИИ

Статья посвящена такой отрасли, как электронный бизнес. Его развитии, перспективах. Приведена статистика отрасли и история становления.

Ключевые слова - экономическая инфраструктура, электронный бизнес, инновации в бизнесе, интернет, электронная торговля

Рост интернет-экономики в России обусловлен влиянием ряда факторов - законодательства, инфраструктуры доступа в интернет, кадров, электронной коммерции и открытых данных. Быстрое расширение электронного бизнеса стало экономическим проявлением формирования нового инновационно-информационного общества, развитие которого в значительной степени зависит от информации, знаний и образования. Информационные технологии - это приоритетный предмет деятельности правительств, деловых кругов и правовых органов.

С увеличением количества электронных трансакций возникает необходимость в совершенствовании компьютеров, технологий передачи информации, а также внедрении более надежных и быстрых систем проведения электронных платежей. В результате происходит дальнейшая

информатизация общества, развитие компьютерных и телекоммуникационных отраслей, а следовательно, и Интернета. Развитие реальной экономической инфраструктуры ведет к повышению объемов электронной торговли и наоборот, т. е. наблюдается взаимное воздействие друг на друга характеристик виртуальной и реальной среды.

На сегодняшний день не существует единого общепринятого определения электронной торговли, что приводит, в частности, к большим различиям в оценках ее объемов.

Одно из наиболее универсальных определений электронной коммерции дается в официальной публикации правительства США, где указывается, что «это безбумажный обмен деловой информацией с использованием сети Интернет, браузеров, приложений для совершения сделок, систем электронного обмена данными EDI (Electronic Data Interchange), электронной почты, телеконференций, систем электронного перевода денег и других сетевых инструментов для бизнеса». Всемирная торговая организация (ВТО) дает более четкое определение электронной коммерции - «производство, дистрибьюция, маркетинг и продажа товаров и услуг посредством телекоммуникационных сетей» [5].

Согласно ВТО, частным случаем электронной коммерции является электронная торговля (electronic trading, е-trading), под которой понимается предоставление товаров или услуг потребителю с использованием электронных сетей за некоторую плату [6]. Иными словами, электронная торговля, в отличие от электронной коммерции в трактовке ВТО, не включает производственную и маркетинговую деятельность. Наряду с электронной торговлей, существует понятие электронного бизнеса (ebusiness).

Для выделения этапов развития электронного бизнеса необходимо рассмотреть его историю: зарождение, развитие, изменение технологий связанных с ним.

I этап - 1960 - 1970 гг. Основной особенностью этого этапа является зарождение принципов информационного общества, впервые детально разработана концепция компьютерной сети, а также создан стандарт обмена данными.

II этап - 1970 - 1980 гг. На втором этом этапе создаются основные технологические новшества, которые способствовали быстрому развитию информационных технологий: микропроцессоры, карты памяти, концепции развития сети, идеи создания электронной подписи.

III этап - 1980 - 1990 гг. Особенностью этого этапа является разработка стандарта современного интернет-пространства, появление первых концепций электронной коммерции и электронного бизнеса, использование на предприятиях систем планирования производственных ресурсов на основе данных от поставщиков и потребителей.

IV этап - 1990 - 2000 гг. Характеризуется созданием новой

глобальной информационной среды WorldWideWeb, появлением технологии платежных систем для электронных денег, впервые был создан интернет-банк.

V этап - 2000 г. - современный период. Современный этап характеризуется массовым внедрением интернет-технологий во все сферы бизнеса.

В настоящее время емкость российского рынка электронной коммерции относительно невелика. Россия занимает 4-е место в мире по объему рынка e-commerce после США, Китая и Германии. По оценкам eMarketer относительно продаж в розничной электронной коммерции и мобильной коммерции в США, сумма продаж в электронной коммерции составила 262,3млрд. долл. в 2013 году, увеличившись на 16,4 процента. К 2017 году объем продаж в секторе составит 440млрд долл., а совокупные средние темпы годового роста - 13,8 процента. В России доходы от электронной коммерции за последние четыре года возросли в 2,5 раза (рис. 1).

Вклад Internet-рынков в ВВП России составляет 1,8%, а оборот экосистемы Internet-зависимых рынков - около 7% ВВП России, обеспечивая средний рост Internet-экономики, по разным оценкам, на 30-40%. Доля Internet-экономики в ВВП развитых и развивающихся стран мира неодинакова. Для примера, в ВВП США - 12%, Великобритании - 7,2%, Швеции - 6,6; Гонконга - 5,9; Дании - 5,8.

Рисунок 1 - Доходы от электронной коммерции в России Российский рынок электронной коммерции формируется в условиях складывающейся потребительской культуры дистанционных закупок при недостаточности управленческого опыта в этой области предпринимательства. Около 70% рынка электронной коммерции приходится на электронную торговлю (рис. 2). В среднем за период 20102013 гг. темп роста рынка «электронной» коммерции составляет - 30%.

Развитие «электронного» бизнеса является новым стратегическим направлением деятельности и повышения конкурентоспособности предприятий. Российские компании постепенно приобретают опыт использования новых «электронных» бизнес-моделей и совершенствования корпоративной структуры управления, основанной на инновациях. Электронный сервис позволяет качественно преобразовать все бизнес-процессы и расширить географическую зону обслуживания.

| Электронный обмен информацией

| Электронное движение капитала

Электронная торговля Щ Электронные деньги

| Электронные страховые услуги

| Электронный маркетинг

Рисунок 2. - Сегментация рынка «электронной» коммерции

Интернет-экономика является важнейшим элементом «новой экономики» (также её называют инновационно-информационной экономикой - knowledge based economy). Сеть Интернет является одной из самых крупных инноваций, изобретенных за всю историю человечества, и ее потенциал полностью еще не раскрыт. Таким образом, электронный бизнес позволяет ускорить процесс заключения сделок, снизить транзакционные издержки, предоставить контрагентам полную информацию друг о друге.

Использованные источники:

1. Губанова М.А., Шилова Т.А., Пацук О.В. Особенности развития электронного бизнеса // Актуальные вопросы экономических наук. - 2015. № 43. С. 212-216.

2. Ляпина А.А. Инновационный механизм регулирования процесса развития электронного бизнеса в России // Российский академический журнал. - 2010. - Т. 13. № 3. - С. 34-36.

3. Пидоймо Л.П., Бутурлакина Е.В. Развитие электронного бизнеса в инновационно-информационной экономике // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2008. № 1. - С. 5-9.

4. Кожевина О.В. Динамика развития и сегменты роста «электронного» бизнеса в России // Эффективное антикризисное управление. - 2014. № 3. С. 44-51.

5. Вильхивская О.В. Сущность понятия электронный бизнес и этапы его развития // Бизнес информ. - 2012. № 8. С. 255-262.

6. Маханов А.А. Мировые тенденции развития электронного бизнеса и их проявление в России // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. -2009. № 1. С. 71-79.

7. Черноиванов А.П. Электронный бизнес и перспективы его развития в России // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. № 8 (30). С. 155-161.

Суботкевич Ю.Г. магистрант 2 года обучения факультет инновационной подготовки

Брасс А.А., к. э. н. научный руководитель, доцент Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Республика Беларусь, г. Минск ПРОБЛЕМЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ

БЕЛАРУСЬ

Аннотация: описаны проблемы стимулирования труда таможенных органов республики, проведен анализ демотивирующих факторов, определены резервы повышения производительности труда.

Ключевые слова: мотивация, производительность труда, стимулирование.

Анализируя деятельность государственной службы в таможенных органах Республики Беларусь нужно отметить, что данная сфера деятельности имеет свои особенности, начиная с содержания и заканчивая всевозможной нормативно-правовой регламентацией трудовой деятельности и дисциплины, а также использования потенциала государственного служащего при исполнении им своих служебных обязанностей.

Учитывая, что средняя заработная плата в государственных органах значительно меньше средней заработной платы работников коммерческих организаций, представляется нужным совершенствование системы стимулирования труда государственных служащих исходя из анализируемых потребностей.

Существует необходимость создания четких и строгих принципов оценки работы должностных лиц для того, чтобы каждый сотрудник в организации знал, за что его здесь вознаграждают или наказывают. При этом даже небольшие изменения в организации требуют адаптации системы мотивации с учетом изменяющихся условий.

Материальные формы стимулирования хотя и являются часто используемым мотивом трудовой деятельности, но далеко не единственное средство заинтересованности персонала в повышении эффективности трудовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.