ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
© Губанова М.А.*, Шилова Т.А.*, Пацук О.В.*
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск
В настоящее время миллионы людей используют информационные технологии для различных дел. На сегодняшний день очень быстрыми темпами набирает популярность электронный бизнес, который в рамках глобализации становится наиболее актуальным и востребованным, так как позволяет экономить огромное количество ресурсов за счет возможности быстрого доступа к информации и стирания временных, и территориальных границ при общении и ведении предпринимательства.
Ключевые слова электронный бизнес, предпринимательство, интернет, информационные технологии.
Еще сто лет назад обществу трудно было представить, что они смогут общаться, решать свои дела и совершать покупки не выходя из дома. В последние годы люди часто прибегают к такой информационной технологии как интернет. Интернет представляет собой комплекс компьютерных сетей всего земного шара, которые соединены друг с другом для обмена данными, информацией и коммуникации. Но если подходить с точки зрения коммерции, то торговые организации очень хорошо понимают цель своей деятельности и они, как никто другой, поняли, что информационные технологии, а именно интернет, предоставляет им возможность для масштабного увеличения роста бизнес-процессов, поиска новых покупателей, и получение максимальной прибыли от имеющихся ресурсов. Все это натолкнуло людей на открытие и развитие электронного бизнеса (э-бизнес).
Зачаточные формы э-бизнеса начали возникать при революции информационных технологий 1960-1970-х гг. С ускоренным развитием этих технологий, людям была дана возможность удешевить и упростить обмен информацией как внутри предприятия, так и с другими организациями, что позволило снизить издержки документальной работы и значительно увеличить скорость передачи информации [1].
Сущность э-бизнеса заключается в такой деятельности организаций, которая осуществляется в виде цифровых процессов, происходящих не в физической среде, а в интернет сетях. На сегодняшний день под данным термином понимаются электронные (осуществленные через интернет) взаимо-
* Студент.
* Студент.
" Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.
действия с партнерами, покупателями, работниками и другими физическими лицами.
Очень часто э-бизнес путают с э-коммерцией, которая обозначает деловой обмен, осуществляемый электронным способом. Электронный бизнес намного больше, чем просто коммерция. Э-коммерция включает в себя лишь внешние процессы, которые связаны с клиентами, их обслуживанием, маркетингом, покупкой сырья и многое другое. В свою очередь э-бизнес включает в себя э-коммерцию, при этом овладевает внутренними процессами, такими как управление запасами, риск-менеджмент, разработка продукта и т.д. [2]. Электронный бизнес охватывает определенные области:
- финансовые операции в интерактивном режиме (к ним относятся операции с банковским, страховым продуктом, спекулятивные операции с валютой и ценными бумагами, и интерактивное инвестирование);
- рынки мобильной торговли (через торговые автоматы и рынки торговых услуг);
- рынки электронной торговли (торговля через виртуальные магазины, торговля туристическим и информационным продуктом).
Различают большое количество видов электронного бизнеса: электронная торговля, электронные банки, электронные аукционы, электронный маркетинг и многие другие. Многие организация, такие как eBay, Yahoo! и другие, создают свою деятельность, как электронную, которая работает только в интернете. Для организаций такого типа главная цель э-бизнеса состоит в том, чтобы перевести в цифровую форму больше бизнес-процессов для того, чтобы добиться более продуктивной и эффективной деятельности организации.
Управление э-бизнесом не обходиться без интернета. Его используют для составления отчетов (например о затратах), подсчете выручки, связи с поставщиками и для анализа статистики. Э-бизнес не может существовать без ключевых компонентов таких как: интранет, экстранет, электронный обмен данными и, конечно, интернет.
Для защиты информации компании в э-бизнесе используется интранет, который представляет собой внутреннюю коммуникационную систему, работающую по такому же стилю, как интернет, но доступную только для сотрудников компании. Также, э-бизнес не может существовать без сети электронного обмена данными (ЭОД). ЭОД имеет связующую функцию между покупателями и продавцами, при этом обеспечивает передачу структурированных данных.
Следующим и не мало важным компонентом является экстранет, который представляет собой внешнюю коммуникационную систему. В его основе лежит интернет, где участвуют две или более организаций, которые через веб-сайты предоставляют свои товары для выбора покупателям.
Любая организация лишь часть своих данных делает доступными за пределами интранета, но только для участников экстранета. Связующим звеном данных компонентов является интернет, доступ к которому имеет практически каждый человек. В интернете на web-сайтах компании размещают информацию о своих товарах и услугах. Примером этому может стать интернет магазин различных товаров «Aliexpress», на котором продавцы размещают информацию о своих товарах, а покупатели за пару минут могут найти подходящий товар и оплатить его, не выходя из дома.
При создании э-бизнеса важно решить каким способом лучше интегрировать обычную и электронную деятельность. Одним подходом может быть создание внутреннего подразделения, которое полностью интегрировано в традиционный бизнес, но другим подходом может быть создание дочерней компании, которая полностью отделена от традиционной и материнской. Свои преимущества и недостатки есть у каждого из подходов в организации э-бизнеса [3].
Когда компания запускает свой э-бизнес, она, создавая внутреннее э-ком-мерческое подразделение, обеспечивает объединение традиционных операций и деятельности в интернете. Преимущество такого подразделения состоит в том, что новое подразделение может использовать ресурсы компании, такие как узнаваемость бренда, известность компании, стабильные связи с поставщиками. Многие компании добились успеха благодаря тому, что были полностью интегрированы в уже существующую систему других компаний. Отрицательная черта данного подхода заключается в том, что действуя в мире Интернета, он не обладает гибкостью и автономией.
Вторым подходом для ведения э-бизнеса является дочерняя компания. Ее преимущества заключаются в быстром принятии решений, повышенной скорости реакции и гибкости, предпринимательской культуре и менеджменте, которые ориентированы на успех онлайнового предприятия. Недостатками данного подхода являются то, что узнаваемости бренда, у таких компаний, практически отсутствует, что не может не сказаться на покупательной способности. Еще одним минусом являются высокие начальные затраты, с которыми потом трудно рассчитаться и получать значительную прибыть, так же основным минусом является отсутствие налаженных связей с поставщиками.
Исходя из данных подходов, можно сделать вывод, что альтернативным вариантом является стратегическое партнерство, которое включает в себя принципы управления, как в дочерней компании, так и во внутреннем подразделении. Слияние данных подходов обеспечивает более успешное ведение э-бизнеса, позволяет ликвидировать часть недостатков первых двух подходов. Взаимодействуя, каждый из партнеров хочет получить максимум прибыли от деятельности компании, но ему необходимо помогать в ведении э-бизнеса другой компании.
Таким образом, каждый участник стратегического партнерства предлагает свои более сильные стороны в решении каких-либо вопросов. Кто-то обеспечивает обслуживание покупателей, складирование, выполняет заказы и поддерживает деятельность веб-сайтов, а кто-то осуществляет управлением запасами, закупками и занимается маркетингом сайта. И каждая задача того или иного партнера является очень важной в ведении общего дела. Отрицательной чертой партнерства является то, что фирмы зависимы друг от друга и между их руководителями часто происходят недопонимания и конфликты, что может привести к разрыву партнерства и ухудшению деятельности каждой организации.
Несмотря на все свои преимущества и быстрые темпы развития, э-биз-нес имеет и отрицательные черты, которые очень сильно могут сказаться на деятельности какой-либо компании. Электронный бизнес требует тщательной подготовки, прежде чем его стоит начинать. К ней относится: развитая программно-техническая инфраструктура, налаженные взаимосвязи с поставщиком и клиентом, хорошо регулирующая и отработанная система доставки и многое другое.
Выделяют четыре основные проблемы, которые оказывают на влияние электронного бизнеса. Первой является недовольство и недоверие покупателей, которое сильно препятствует дальнейшему развитию э-бизнеса. Основной причиной недоверия является то, что покупатели заплатив за товар заранее, иногда не получают его. Данная причина, которая значительно тормозит развитие э-бизнеса, должна быть устранена для того, чтобы покупатели не боялись приобретать товары в он-лайн режиме.
Следующей причиной является технические проблемы. Невозможно предугадать, как поведут себя «машины», поэтому возникает множество проблем и неполадок, которые, порой, очень трудно устранить. Информационные технологии развиваются, помогают более в быстрых режимах осуществлять какие-либо процессы, но проблемы, которые возникают с ними, требуют затратных решений.
Так же многие покупатели, заходя на сайт товаров и услуг, не могут понять, где какая рубрика и каким образом им лучше перейти на ту или иную ссылку. Оформление веб-сайта очень важная вещь, в связи с этим, стоит проводить психологические исследования и выявлять, на что покупатели обращают больше всего внимания, и как распределить правильно информацию на сайте.
Следующей проблемой является снижение объемов дохода и прибыли. Магазины, которые существует в реальной жизни, создают свои веб-сайта для большого привлечения клиентов и для возможности покупок он-лайн. Исходя из этого, возникает большая конкуренция, которая сказывается на прибыли. С целью выхода из кризисного состояния многие владельцы э-биз-неса отказываются от некоторых мероприятий для уменьшения расходов
(обновление веб-сайтов, уменьшение расходов на рекламу, отказ от услуг аналитиков, но данные меры принимаются недолговременно, так как полный отказ от них может повлечь за собой разорение э-бизнеса и потерю постоянных покупателей) [4].
Темпы роста аудитории в интернете на период с осени 2012 и по 2013 год снижались, численность пользователей составляла менее 9 % - это был самый низкий показатель за последние десять лет, но в абсолютных числах прирост выглядит очень впечатляюще, составляя более пяти миллионов человек. Осенью 2013 года по данным ФОМ насчитывалось 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые выходят один раз в месяц - это составляет около 57 % всего совершеннолетнего населения всей страны. Более 53 % миллионов человек, это примерно четыре пятых, пользуется интернетом каждый день. Небольшие города постепенно догоняют по уровню проникновения интернета большие города, а также присоединяются люди все больше старшего возраста.
Необходимо также отметить то обстоятельство, что очень быстрыми темпами, в настоящее время, растёт проникновение в Интернет через мобильные устройства. По данным TNS на декабрь 2013 года для выхода в интернет через мобильные устройства (телефоны, смартфоны и т.д.) воспользовались 25,5 миллиона жителей крупных городов Российской Федерации (с населением более 100 тыс. человек). Например, в Дальневосточном федеральном округе проникновение составляет 50 %, что является самым большим, при аудитории в 1 млн. человек. По сравнение с ДФО, в Приволжском федеральном округе, аудитория составляет более 5 млн. человек, при проникновении в интернет - 38 % [5].
Подводя итог, можно сказать о том, что темпы развития Интернета растут неимоверно, поэтому нужно уделять большое внимание вопросам в области разработке планирования и организации статистики информационного общества, как следующего этапа развития общества.
Список литературы:
1. Берсенев И.П. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) / И.П. Берсенев, С.А. Митрофанова, А.А. Белкина, А.С. Шойко. - М.: ИК «Еврофинансы», 2008.
2. Демушкина Е.А., Лезина О.В. Информационные технологии в кадровом менеджменте // Молодой ученый. - 2011. - № 4. - Т. 3.
3. Лунев Е.А. Информационные технологии управления персоналом: учебный курс (учебно-методический комплекс). - М.: МИЭМП, 2010.
4. Душина М.О. Методы сетевой коммуникации в дигитальном обществе: бенчмаркинг, краудсорсинг, краудфандинг // Социология науки и технологий. - 2014. - № 1, Т. 5.
5. Южная К. Информационно-коммуникационная технология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fb.ru/article/ 145313/informatsionno-kommunikatsionnaya-tehnologiya.