Развитие инфраструктуры мобильной связи в сельских и отдаленных районах
Хашагульгов Зураб Магометович
бакалавр, Московский технический университет информатики и связи, [email protected]
В эпохе стремительного технологического роста и глубокой дигитали-зации глобальных коммуникаций, мобильные телекоммуникации представляют собой инструментальный механизм, интегрирующий дистанционные регионы в когерентное информационное пространство. Этот аспект выходит на первый план, учитывая территориальную экспансивность и географическое многообразие Российской Федерации. С прогрессирующими изменениями технологий связи, переходящими от 3G к 4G и далее к 5G, нам открываются новые горизонты, однако и предстоит столкновение с неизведанными проблемами. Аграрные территории России, занимающие протяженные участки, длительный период времени были исключены из эпицентра телекоммуникационных инноваций. Тем не менее, учитывая стратегические приоритеты нации по устойчивому региональному развитию и цифровой трансформации экономики, акцентирование внимания на интеграцию последних телекоммуникационных достижений в сельских зонах становится неоспоримой необходимостью. Однако, дискуссия по вопросу интеграции 5G в аграрных зонах выходит за рамки чисто технических и экономических рассуждений. Не менее акцентированное внимание требуют социокультурные, экологические и психологические нюансы. Данные аспекты приобретают уникальную коннотацию в контексте Российской Федерации, исходя из её историко-культурных и экономических особенностей. Так, к примеру, культурно-исторические специфики регионов могут детерминировать восприятие и ассимиляцию новаторских технологических решений. Ендогенные ценностные ориентиры и социокультурные стереотипы могут как фасилитировать, так и ингибировать инновационные процессы. Параллельно, экологическая перспектива привлекает пристальное внимание, учитывая уникальность российских природных заповедников и других экологически важных зон, где деплоймент технологий предполагает экологический контроль и анализ потенциальных рисков. С экономической точки зрения, капиталовложения в развертывание 5G-инфраструктуры на аграрных территориях требуют метикульного анализа и оценки рентабельности, исходя из экономических особенностей данных регионов и ожидаемой добавленной стоимости от применения передовых технологий. Ключевые слова: мобильная связь, сельские районы России, сети 5G, экологическая безопасность, социокультурный контекст, капиталовложения, труднодоступные районы, экономический эффект, уникальная экосистема
В современном технологическом веке мобильные коммуникации стали неотъемлемой составляющей жизни человечества, несмотря на геоэкономические и социокультурные различия. Согласно аналитическим данным Международного союза электросвязи (ITU) за 2020 г., примерно 93% глобального населения пользуются преимуществами связи четвертого поколения (4G). Однако, анализ также указывает на заметное отставание в покрытии мобильной связью сельских и удаленных районов — менее 80%.
Статистика World Bank 2021 года демонстрирует, что в некоторых странах Африки и Азии покрытие мобильной связи в сельских зонах составляет от 60 до 70%. В Индии, например, показатели покрытия 4G сетью в сельских районах штата Бихар составляют около 65%, в то время как урбанизированные территории, например, Мумбаи, фиксируют 95%. Инновационные решения, такие как использование дронов компании "Aerostat" из Австралии, предлагают временное сетевое покрытие на значительных территориях. McKinsey оценивает, что инвестиции в мобильную коммуникацию сельских районов могут увеличить ВВП страны на 0,5-1,5%. Так, например, в Вьетнаме инвестиции в 2 млрд долларов США привели к росту ВВП на 1,2% в 2020 году.
На африканском континенте проект "M-Learning", запущенный в 2017 году, имел целью обеспечить доступ к образовательным платформам через мобильные устройства. Этот проект позволил свыше миллиона детей в удаленных районах интегрироваться в образовательный процесс.
Ключевыми препятствиями, помимо экономических вложений, являются недостаток профессиональных ресурсов, проблемы с электроснабжением и климатические особенности. Например, в горных районах Перу экстремальные погодные условия создают сложности для стабильной работы коммуникационных узлов. В Бразилии стимулирование частных инвестиций через налоговые стимулы привело к инфузии более 1 млрд долларов США в 2019 году и повысило покрытие на 10%. Аналитика Harvard Business Review подтверждает, что доступ к мобильным коммуникациям может увеличить доходы местных жителей на 15-20%, предоставляя широкие экономические возможности. В Гане, проект "Mobile for Development" активно взаимодействует с местными сообществами, обогащая их навыками в области бизнеса, образования и здравоохранения с использованием мобильных технологий.
Технология 5G, грядущая новинка в области связи, появляется как потенциальный катализатор для заметного улучшения пропускной способности и быстроты обмена данными. Однако её интеграция в сельские области предполагает повышенные инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру.
В контексте китайской инициативы "Сельская связь", последние пять лет свидетельствуют о возведении примерно 500 000 базовых станций, благодаря чему почти 98% сельского населения этой страны теперь взаимодействуют с мобильной связью.
Аналитический обзор телекоммуникационной сферы Российской Федерации подчеркивает динамичное преобразование инфраструктуры за последние десятилетия. Согласно отчетам Россвязи 2022 года, приблизительно 85% российской
X X
о
го А с.
X
го m
о
2 О
м
CJ
м см о см
со
о ш т
X
<
т о х
X
экспансии охвачено 4G-сетью[1]. Впрочем, в сельских и отдаленных районах эти цифры резко падают. Мониторинг Роском-надзора свидетельствует, что в населенных пунктах с популяцией менее 10 000 человек 4G доступно лишь 70% жителей[2], тогда как в крупных метрополиях - более 95%. Академическое исследование Института экономики РАН подтверждает, что инвестиции в телекоммуникационную инфраструктуру могут стимулировать экономическое развитие сельских районов на 10-15%, связывая это с увеличением рабочей продуктивности и возможностями для местного предпринимательства.
Тем не менее, комплексные географические и климатические факторы усугубляют задачу развертывания сетей в российских удаленных регионах. Взять, к примеру, республику Якутия, где примерно 40% территории покрыто вечной мерзлотой; установка станций здесь требует уникальных инженерных решений[4]. Прогрессивным подходом становится сотрудничество с "Роскосмосом" в рамках проекта "Спутниковая связь для села", цель которого - использовать спутниковую связь для интернет-охвата в наиболее изолированных районах страны.
Согласно аналитическим данным Московского государственного университета, диффузия мобильной связи в сельской местности способствует не только экономическому, но и социокультурному прогрессу[6]. В эпоху цифровизации доступ к информации, возможности для онлайн-образования и социальной интеракции остаются центральными. Однако административные и законодательные препоны замедляют динамику развития в отдельных регионах. Анализ Федерального закона "О связи" выявляет определенные проблемные моменты, требующие корректировки для стимулирования частных инвестиций. При этом опыт развертывания мобильных сетей в сибирских сельских районах иллюстрирует успешные примеры партнерства между государственным и частным секторами[8].
Проекты, сотрудничая с авторитетными операторами вроде "Мегафон" и "МТС", ориентируются на достижение оптимального покрытия, даже в отдаленных локациях. Адаптация передовых телекоммуникационных решений, например 5G, потенциально расширяет преимущества цифровой связи в сельской зоне[11]. Академические исследования СПбГУ подчеркивают, что внедрение 5G в аграрных территориях способно увеличить скоростные характеристики обмена данными в 10 раз, контрастируя с устоявшимися 4G-платформами[12]. Несмотря на это, необходимо акцентировать внимание на том, что деплоймент 5G обходится весьма дорого. По аналитическим оценкам из Института экономики РАН, инфраструктурное развертывание 5G в глубокой периферии может стоить на 3050% дороже, нежели в урбанизированных областях[13].
В эпоху технологической трансформации инновации находят свое применение в повседневности людей, включая и жителей сельских районов. Однако, несмотря на конкретные плюсы, ассоциируемые с реализацией 5G, этот путь нередко сопряжен с преградами и ограничениями.
1. "Информационный вакуум**: Большая часть сельских обитателей не обладает всесторонней информацией касательно механизмов и безопасности применения 5G. Это становится почвой для возникновения различных мифов и заблуждений, что может препятствовать размещению коммуникационных устройств.
2. **Тревога перед инновациями**: В контексте глобального дискурса о потенциальных рисках 5G излучения, множество индивидов высказывают беспокойство касаемо его влияния на биосферу и человеческое здоровье. Несмотря на обширную базу исследований, утверждающую безвредность 5G, данная проблематика продолжает вызывать споры.
3. **Социокультурный резонанс**: В определенных территориальных единицах России зафиксированы акции протеста
против развертывания 5G инфраструктуры, инициированные опасениями относительно потенциальных негативных последствий для здоровья. Такие инциденты могут замедлять темпы адаптации технологии.
4. **Культурно-религиозные аспекты**: В регионах с выраженной религиозностью или устойчивыми культурными традициями, интродукция передовых технологий может столкнуться с резистентностью местного населения, которое воспринимает инновации как потенциальное нарушение привычного уклада.
5. "Законодательная ригидность**: На территориях некоторых регионов действуют специфические нормативные рамки, ограничивающие размещение телекоммуникационных систем. Эти регуляции могут устанавливать дополнительные критерии для инсталляции вышек, создавая преграды на пути внедрения.
6. "Экономическая лимитация**: Формирование 5G инфраструктуры требует внушительных финансовых ресурсов. При ограниченности местных бюджетов и неявной заинтересованности крупных операторов, амбиции по внедрению сети в агрозонах могут стать экономически неосуществимыми.
Для гармоничной адаптации 5G в сельском контексте ключевым является голистический подход, в основе которого лежит комплексная информационная работа, учет региональных социокультурных, экономических и правовых нюансов. Только так можно донести до масс реальные преимущества нововведения и максимизировать его вклад в региональное развитие.
Острота вопроса о размещении базовых станций 5G в сельских зонах России является бесспорной, рассматривая социальную и экономическую рентабельность. Тем не менее, как и было акцентировано, ряд обстоятельств оказывает влияние на процедуру адаптации этой технологии.
При анализе вопроса внедрения 5G в сельские районы России, акцентировать внимание стоит на насущной проблеме информационного дефицита. Неполное осведомление населения может стать источником многочисленных мифов и, как следствие, стимулировать социальное противостояние[2]. Решение лежит в проведении детализированной информационной кампании как на федеральном, так и на региональном уровне. Мировая практика показывает высокую эффективность таких мероприятий[13].
Учет культурно-религиозных нюансов отдельных регионов России также имеет первостепенное значение. Из-за уникальности исторического и культурного наследия каждого района реакция на инновации может колебаться. В этом процессе крайне важна роль лидеров общественного мнения и местных сообществ как медиаторов между госструктурами и гражда-нами[14].
Экономическая составляющая представляет собой сложный пазл. Отсутствие интереса крупных операторов может коррелировать не только с финансовыми затратами на инфраструктуру, но и с ограниченным экономическим потенциалом регионов в краткосрочной перспективе[6]. Тем не менее, стратегические инвестиции могут стать катализатором для разнообразных экономических отраслей, включая местный бизнес и туризм[15].
Административные и законодательные преграды, хоть и представляют определенный вызов, могут быть преодолены благодаря гибким налоговым решениям, государственным субсидиям и грантам, способствуя таким образом интеграции 5G в сельском секторе[8].
При глубоком анализе вопроса внедрения 5G необходимо рассмотреть географические, экологические, педагогические и этические аспекты. Россия, обладая колоссальной территорией и разнообразными природными условиями, может столк-
нуться с проблемами в установке оборудования в специфических климатических зонах, что, в свою очередь, может отразиться на финансовой стороне проекта[12].
Детальное анализирование проблемы указывает на критичное значение информационных пропусков в контексте тревожности относительно интродукции 5G в сельской местности. Такие пропуски могут активировать мифологические представления, усиливающие социокультурное несогласие. Целенаправленные информационные инициативы на макро- и микроуровнях могут служить адекватной контрмерой. Международные кейсы демонстрируют высокую результативность таких мероприятий.
Принимая во внимание религиозно-культурный контекст различных российских регионов и их уникальное культурное наследие, стоит осознавать специфику локального восприятия инноваций. В этом дискурсе локальные общины и авторитетные лидеры могут выступать в роли медиаторов, стабилизируя связь между государственными институтами и гражданами. Экономическая динамика, включая отсутствующий интерес со стороны телекоммуникационных магнатов, может коррелировать как с финансовой интенсивностью внедрения базовых станций, так и с относительно низкой экономической привлекательностью регионов в ближайшем будущем. Тем не менее, капиталовложения в техническую основу способны стимулировать рост регионального бизнеса, туризма и других экономических сфер.
Законодательные и бюрократические препятствия безусловно усложняют процесс. Однако опыт некоторых государств иллюстрирует, что адаптивная налоговая политика, а также государственные стимулы, могут оптимизировать интеграцию 5G в отдаленные районы.
Географически, Россия представляет собой колоссальное пространство с уникальными климатическими условиями в отдельных районах. Это делает установку 5G инфраструктуры в некоторых местах технически сложной и финансово затратной задачей. Экологическая часть этой проблемы акцентирует внимание на внедрении технологий в экосистемно-уязвимых районах, где необходимо тщательное балансирование между технологическим прогрессом и сохранением природы.
С этической стороны, ключевое значение приобретает взаимодействие с местными общинами, аспирующее к глубокой прозрачности, включая всесторонний диалог о рисках и преимуществах.
В рамках педагогической дименсии образовательные ини-тиативы могут действовать как катализаторы понимания и акцептации 5G, где просветительская деятельность может формировать благожелательное отношение к технологии. Технологические вызовы включают в себя обеспечение надежной инфраструктуры и энергоснабжения в удаленных местностях.
Экономическая диверсификация регионов России определяет уникальные потребности в инфраструктуре. Например, для аграрных районов 5G может ускорять прогресс в сфере сельского хозяйства, в то время как для туристически активных мест упор делается на совершенствование коммуникаций.
Медицинская сфера также может извлечь выгоду из 5G, особенно в отдаленных районах, где телемедицина и дистанционное взаимодействие со специалистами становятся основными инструментами.
Социокультурная динамика: Учетом нынешних тенденций глобализации и продвижения цифровизации, активация 5G может действовать как катализатор для поддержки и реализации индигенных культурных и социокультурных особенностей. Доступ к мировым информационным ресурсам оснащает региональные общины инструментами для динамичного культурного и социального обмена, при сохранении уникальных национальных традиций[12].
Юридические и управленческие аспекты: Интеграция 5G предполагает наличие основательной юридической рамки. Необходимо стремиться к гармонизации интересов всех участников, включая телекоммуникационные компании, региональные сообщества, а также региональные и центральные государственные структуры. Этот процесс подразумевает формирование законодательных инициатив, направленных на регулирование инфраструктурного развертывания, а также мер, усиливающих прозрачность и доступность данных действий для населения[4, 7].
Инфраструктурные предпосылки: Отсутствие соответствующей транспортной и энергетической подсистемы может выступить преградой для активации 5G в определенных изолированных регионах. Это накладывает необходимость увеличенных капиталовложений в ассоциированные проекты, а также разработку голистических стратегий для стабильной работы сетевой структуры[3, 5].
Комплексное осмысление: Адаптация 5G в провинциальных областях России представляет собой интригующий многовекторный проект, охватывающий дивергентные аспекты и требующий голистической методики. Успешное выполнение такого задания может катализировать процесс развития региональных территорий и улучшение жизненного стандарта населения[8, 9].
Мобильная связь в современном мире играет критическую роль. В провинциальных регионах России, где географическая изоляция вносит свои коррективы в доступ к ресурсам, потенциал мобильных технологий проявляется наиболее ярко[7]. Однако интеграция новейших технологий в этих местах вызывает дискуссии. Основной опасностью, ассоциированной с 5G, является возможное воздействие на здоровье человека[9]. Несмотря на научные доказательства, отрицающие прямую корреляцию между 5G излучением и здоровьем, уровень доверия к таким выводам в различных регионах варьируется.
Экономическая динамика также играет роль. Разворачивание 5G требует объемных инвестиций, особенно в труднопроходимых районах. Ожидаемый экономический отдача может задерживаться. Это порождает сложные вопросы: кто будет финансировать? Каковы будут параметры окупаемости? Как это скажется на стоимости для конечного потребителя?
Многие региональные районы России обладают уникальными природными экосистемами. Масштабное внедрение инфраструктуры может негативно сказаться на экологическом состоянии таких территорий, вызывая беспокойство у местного населения. В этом контексте критически важно проводить детальные экологические оценки и аудиты до начала любых строительных действий. Социокультурные нюансы имеют также существенное значение. В некоторых регионах присутствие вышек или иной коммуникационной инфраструктуры может стать причиной неодобрения или даже активного сопротивления со стороны местных жителей[12]. Это подчеркивает важность многогранного подхода к интеграции 5G, в рамках которого учитываются не только технические и экономические параметры, но и социокультурные особенности.
В общем контексте, задача интеграции сетей 5G в сельские области России представляет собой комплексный, многоаспектный процесс, требующий систематизированного и междисциплинарного подхода[13]. Эффективное взаимодействие между всеми участниками, включая государственные органы, операторов связи, местное управление и, безусловно, жителей данных территорий, становится ключом к созданию оптимальной инфраструктуры, отвечающей интересам каждой стороны.
Развертывание сетей пятого поколения в сельских районах России сталкивается с рядом специфических проблем и вызовов, начиная от социокультурных и экологических особен-
X X
о
го А с.
X
го т
о
О
м
Сл>
fO
es о es
со
о ш m
X
<
m о х
X
ностей и заканчивая техническими и экономическими аспектами. Однако именно в этих условиях проявляется основной потенциал 50 как катализатора для интеграции отдаленных регионов в общемировой информационный поток и стимулятора развития местного производства, туризма, медицины и других отраслей.
Преодоление технических и инфраструктурных препятствий потребует существенных инвестиций, как со стороны государства, так и от частных операторов. Однако это только вершина айсберга. Успешное внедрение новой технологии зависит от активного участия и вовлеченности местных сообществ, понимания их потребностей и учета культурных, исторических и экономических особенностей регионов.
Экологические и социокультурные аспекты, освещенные в статье, подчеркивают необходимость глубокого исследования возможных последствий для окружающей среды и местного населения перед началом масштабного развертывания сетей. Такой подход позволит не только минимизировать возможные негативные последствия, но и обеспечить долгосрочное и устойчивое развитие сетей на благо всех участников процесса.
В заключении следует отметить, что внедрение 50 в сельских районах России - это не просто техническая необходимость, но и шанс для дальнейшего социально-экономического развития регионов, повышения качества жизни их жителей и интеграции России в мировое информационное пространство. Несмотря на все сложности и препятствия, потенциал и возможности, которые открывает 50, делают этот путь не только желанным, но и неизбежным для будущего Российской Федерации.
Литература
1. Абдурахмонова Ф.Б Цифровизация права// Развитие цифровой экономики: теоретическая и практическая значимость для АПК. - Саратов. 2019. С. 3-6.
2. Ахмедов В.Я., Галикеев Р.Н. Перспективы социально-экономического развития сельских территорий в условиях цифровизации экономики//Вестник Евразийской науки. 2019. № 6 (11). С.1-12.
3. Ахметова З.Б., Тургинбаева А.Н., Шуренов Н.Б. Развитие интернет-маркетинга в странах ЕАЭС // Вестник РУДН. Серия: Экономика. — 2018. — № 2. — С. 175— 185.
4. Блинова Т.В., Былина С.Г. Развитие цифровых услуг для сельского населения России//Институт аграрных проблем. 2019. № 4. С.49-56.
5. Былина С.Г. Проблемы использования услуг электронного правительства городским и сельским населением РФ// Развитие цифровой экономики: теоретическая и практическая значимость для АПК: материалы Международной научно-практической конференции. - Саратов. - 2019. С.60-63.
6. Бычкова С.Г., Паршинцева Л.С. Информационно-коммуникационные технологии как основа развития информационного общества: Россия в системе международных статистических индикаторов // Статистика и экономика. — 2019. — № 1.
7. Гурфова С.А. Цифровая трансформация сельского хозяйства// Развитие цифровой экономики: теоретическая и практическая значимость для АПК. - Саратов. - 2019. С. 78-81.
8. Ициксон А.И. Оценка целесообразности информатизации сельских территорий в условиях цифровой эконо-микилВестник СибГУТИ. 2018. № 3 (43). С. 15-22.
9. Камнева В. В., Баева Д. А. Оценка уровня цифровиза-ции на основе регионального индекса сетевой готовности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2021. - № 1. - С. 37-44. DOI: 10.14529/ет210104
10. Козлов А.В. Метод определения уровня развития цифровой инфраструктуры региона с применением аппарата нечетких множеств на примере Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2020. - № 1(67). - С. 106-117. DOI: 10.37614/2220-802X.1.2020.67.009
11. Козлов А.В., Тесля А.Б., Иващенко А.А. Оценка уровня цифровизации регионов с применением нечеткой логики // Управление устойчивым развитием. - 2021. - № 4 (35). - С.21-31. DOI: 10.18334/vinec.12.1.114437
12. Крупенский Н. А. Цифровая торговля: текущее состояние и перспективы развития в России и странах — членах ЕАЭС // Торговая политика. — 2020. — № 1(21).
13. МагомедовА.М. Цифровизация как ключевой фактор развития сельских территорий и сельского хозяйства// Современные технологии управления. 2020. № 2 (92). С.6-16.
14. Развитие отдельных высокотехнологичных направлений. Белая книга / под ред. Т.Л. Броницкого [и др.]; НИУ ВШЭ. - М., 2022. - 188 с.
15. Ревенко Л.С., Ревенко Н.С. Использование цифровых технологий в торговле между странами ЕАЭС // Информационное общество. — 2020. — № 5. — С. 2-9.
16. Сарьян В.К., Левашов В.К., Мещеряков Р.В., Русаков А.А., Саломатина Е.В., Гребняк О.В. Умная деревня в стратегиях цифровых трансформаций//Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь Россия?»». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году: реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности. - Москва. - 2020. С. 99-106.
17. Шабунова А.А., Груздева М.А., Калачикова О.Н. Поселенческий аспект цифрового неравенства в современной России/Проблемы развития территории. 2020-.№ 4 (108). С. 7-19.
Development of mobile communication infrastructure in rural and remote areas Khashagulgov Z.M.
Bachelor, Moscow Technical University of Informatics and Communications
JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90_
In the era of rapid technological progress and globalization of information processes, mobile communication acts as one of the key tools for integrating different regions into a single information environment. This is especially true for such a huge and geographically diverse country as Russia. With the development of communication technologies from 3G to 4G and now to 5G, new opportunities and, at the same time, new challenges arise. Rural areas of Russia, which make up a significant part of its territory, have long remained aloof from the main trends in the development of telecommunications. However, given the country's strategic focus on sustainable regional development and digitalization of the economy, the emphasis on the introduction of modern communication technologies in rural areas is becoming increasingly obvious. The main problem of implementing 5G in rural areas is not only related to technical and economic aspects. Sociocultural, environmental and even psychological factors play an important role. Many of these aspects are unique to Russia, given the peculiarities of its historical, cultural and economic development. For example, the socio-cultural characteristics of individual regions can significantly influence the perception and adaptation of new technologies. Traditional values, stereotypes and attitudes can both contribute to and hinder the process of innovation. On the other hand, the environmental component also requires special attention. Russia has unique natural reserves, biosphere reserves and other specially protected natural areas, where the introduction of any technology requires careful environmental monitoring and assessment of possible consequences. The economic side of the issue also has a number of nuances. Investments in the deployment of 5G infrastructure in rural areas should be justified, taking into account the specifics of the economic development of these regions and the potential economic effect of the introduction of new technologies. Keywords: mobile communications, rural areas of Russia, 5G networks, environmental safety, socio-cultural context, investments, hard-to-reach areas, economic effect, unique ecosystem References
1. Abdurakhmonova F.B Digitalization of law // Development of the digital economy:
theoretical and practical significance for the agro-industrial complex. - Saratov. 2019. S. 3-6.
2. Akhmedov V.Ya., Galikeev R.N. Prospects for the socio-economic development of
rural areas in the context of digitalization of the economy // Bulletin of Eurasian Science. 2019. No. 6 (11). S.1-12.
3. Akhmetova Z.B., Turginbaeva A.N., Shurenov N.B. Development of Internet
marketing in the EAEU countries // Bulletin of RUDN University. Series: Economy. - 2018. - No. 2. - S. 175-185.
4. Blinova T.V., Bylina S.G. Development of digital services for the rural population of
Russia // Institute of Agrarian Problems. 2019. No. 4. P.49-56.
5. Bylina S.G. Problems of using e-government services by the urban and rural
population of the Russian Federation // Development of the digital economy: theoretical and practical significance for the agro-industrial complex: materials of the International scientific and practical conference. - Saratov. - 2019. P.60-63.
6. Bychkova S.G., Parshintseva L.S. Information and communication technologies as
a basis for the development of the information society: Russia in the system of international statistical indicators // Statistics and Economics. - 2019. - No. 1.
7. Gurfova S.A. Digital transformation of agriculture // Development of the digital
economy: theoretical and practical significance for the agro-industrial complex. -Saratov. - 2019. S. 78-81.
8. Itsikson A.I. Assessing the feasibility of informatization of rural areas in a digital
economy " Bulletin of the SibGUTI. 2018. No. 3 (43). pp. 15-22.
9. Kamneva V. V., Baeva D. A. Assessing the level of digitalization based on the
regional network readiness index // Bulletin of the South Ural State University. Economics and Management. - 2021. - No. 1. - S. 37-44. DOI: 10.14529/em210104
10. Kozlov A.V. Method for determining the level of development of the digital infrastructure of the region using the apparatus of fuzzy sets on the example of the Murmansk region // North and the market: the formation of an economic order. - 2020. - No. 1 (67). - S. 106-117. DOI: 10.37614/2220-802X.1.2020.67.009
11. Kozlov A.V., Teslya A.B., Ivashchenko A.A. Assessment of the level of digitalization of regions using fuzzy logic // Management of sustainable development. - 2021. - No. 4 (35). - P.21-31. DOI: 10.18334/vinec.12.1.114437
12. Krupensky N. A. Digital trade: the current state and development prospects in
Russia and the countries - members of the EAEU // Trade policy. - 2020. - No. 1 (21).
13. Magomedov A.M. Digitalization as a key factor in the development of rural areas
and agriculture // Modern management technologies. 2020. No. 2 (92). pp.6-16.
14. Development of individual high-tech areas. White Book / ed. T.L. Bronitsky [and
others]; NRU HSE. - M., 2022. - 188 p.
15. Revenko L.S., Revenko N.S. The use of digital technologies in trade between the
EAEU countries // Information society. - 2020. - No. 5. - S. 2-9.
16. Saryan V.K., Levashov V.K., Meshcheryakov R.V., Rusakov A.A., Salomatina
E.V., Grebnyak O.V. Smart Village in Digital Transformation Strategies//Second December Socio-Political Readings "How Do You Live in Russia?". Russian welfare state and civil society in 2020: implementation of national projects in the context of post-pandemic reality. - Moscow. - 2020. S. 99-106.
17. Shabunova A.A., Gruzdeva M.A., Kalachikova O.N. The Settlement Aspect of the
Digital Divide in Modern Russia // Problems of Territory Development. 2020-. No. 4 (108). pp. 7-19.
X X O 00 A c.
X
00 m
o
2 O
ho M