Научная статья на тему 'Возрастание роли телекоммуникационных услуг на сельских территориях. Влияние пандемии'

Возрастание роли телекоммуникационных услуг на сельских территориях. Влияние пандемии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дистанционная работа / информационный ресурс / онлайн-услуги / пандемия / сельские территории / телекоммуникационные услуги / цифровизация / telecommuting / information resource / online services / pandemic / rural areas / telecommunication services / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Проскура Наталья Викторовна

Введение. Возрастание роли телекоммуникационных услуг в мире все больше и больше приводит к тому, что цифровизация общества уже затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на сельских территориях. Телекоммуникационные услуги и используемые на их основе IT-технологии, бывшие, еще совсем недавно, инструментом, своего рода логистической составляющей процесса, переходят в основной мировой ресурс. Это, в свою очередь, формирует новый тренд цифровизации мирового хозяйства. Материалы и методы. Теоретические аспекты посвящены вопросам изменения роли телекоммуникационных услуг в мировом пространстве, в развитии сельских территорий, их лавинообразному нарастанию во всех отраслях народного хозяйства. Эти исследования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей и ученых, материалах международных и всероссийских научных конференций, симпозиумов. В работе были использованы методы научного исследования: метод системного подхода, исторический и логический методы, метод анализа и другие. Результаты. Проведенное исследование заключается в выявлении зависимости мирового хозяйства, основных и вспомогательных отраслей, сельских территорий от уровня проникновения телекоммуникационных услуг. Информационный ресурс становится одним из базовых. Цифровизация проникла во все отрасли мирового хозяйства. Обозначены факторы, подтолкнувшие к ее распространению. Пандемия явилась сильным фактором, ускорившим цифровизацию. Обсуждение. В ходе исследования рассмотрены и систематизированы позиции отечественных и зарубежных экономистов по вопросу распространения цифровых услуг в крупнейших корпорациях и отраслях мирового хозяйства, доказано доминирование IT-отрасли. Выведено предположение превращения телекоммуникационных услуг в необходимый ресурс для функционирования всех отраслей, устойчивого развития сельских территорий. Влияние фактора пандемии на ускорение введения цифровизации в мировую экономику Заключение. Повысилась роль информации. Изменился мировой технологический ландшафт, который получил мощный импульс из-за пандемии Covid-19. Что в дальнейшем существенно повлияет на развитие мирового хозяйства и сельских территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The growing role of telecommunications services in rural areas. Impact of the pandemic

Introduction. The growing role of telecommunication services in the world more and more leads to the fact that the digitalization of society already affects all spheres of human life, including in rural areas. Telecommunication services and the IT technologies used on their basis, which were, until recently, a tool, a kind of logistics component of the process, are becoming the main world resource. This, in turn, forms a new trend in the digitalization of the world economy. Materials and methods. Theoretical aspects are devoted to the issues of changing the role of telecommunication services in the world space, in the development of rural areas, their avalanche-like growth in all sectors of the national economy. These studies are reflected in the works of domestic and foreign researchers and scientists, materials of international and all-Russian scientific conferences, symposia. The methods of scientific research were used in the work: the method of the systems approach, historical and logical methods, the method of analysis and others. Results. The study consists in identifying the dependence of the world economy, main and auxiliary industries, rural areas on the level of penetration of telecommunications services. The information resource becomes one of the basic ones. Digitalization has penetrated all sectors of the world economy. The factors that prompted its spread are indicated. The pandemic has been a powerful factor accelerating digitalization. Discussion. In the course of the study, the positions of domestic and foreign economists on the distribution of digital services in the largest corporations and sectors of the world economy were considered and systematized, the dominance of the IT industry was proved. The assumption is made that telecommunication services will become a necessary resource for the functioning of all industries, sustainable development of rural areas. Influence of the pandemic factor on the acceleration of the introduction of digitalization into the world economy Conclusion. The role of information has increased. The global technological landscape has changed, which has received a powerful impetus due to the Covid-19 pandemic. That, in the future, will significantly affect the development of the world economy and rural areas.

Текст научной работы на тему «Возрастание роли телекоммуникационных услуг на сельских территориях. Влияние пандемии»

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

_ 08.00.05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

Научная статья УДК 332.1

БОГ: 10.24411/2227-9407-2021-10-57-67

Возрастание роли телекоммуникационных услуг на сельских территориях. Влияние пандемии

Наталья Викторовна Проскура

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия, nvpro@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-884Q-4277

Аннотация

Введение. Возрастание роли телекоммуникационных услуг в мире все больше и больше приводит к тому, что цифровизация общества уже затрагивает все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и на сельских территориях. Телекоммуникационные услуги и используемые на их основе ГГ-технологии, бывшие, еще совсем недавно, инструментом, своего рода логистической составляющей процесса, переходят в основной мировой ресурс. Это, в свою очередь, формирует новый тренд цифровизации мирового хозяйства. Материалы и методы. Теоретические аспекты посвящены вопросам изменения роли телекоммуникационных услуг в мировом пространстве, в развитии сельских территорий, их лавинообразному нарастанию во всех отраслях народного хозяйства. Эти исследования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей и ученых, материалах международных и всероссийских научных конференций, симпозиумов. В работе были использованы методы научного исследования: метод системного подхода, исторический и логический методы, метод анализа и другие.

Результаты. Проведенное исследование заключается в выявлении зависимости мирового хозяйства, основных и вспомогательных отраслей, сельских территорий от уровня проникновения телекоммуникационных услуг. Информационный ресурс становится одним из базовых. Цифровизация проникла во все отрасли мирового хозяйства. Обозначены факторы, подтолкнувшие к ее распространению. Пандемия явилась сильным фактором, ускорившим цифровизацию.

Обсуждение. В ходе исследования рассмотрены и систематизированы позиции отечественных и зарубежных экономистов по вопросу распространения цифровых услуг в крупнейших корпорациях и отраслях мирового хозяйства, доказано доминирование ГТ-отрасли. Выведено предположение превращения телекоммуникационных услуг в необходимый ресурс для функционирования всех отраслей, устойчивого развития сельских территорий. Влияние фактора пандемии на ускорение введения цифровизации в мировую экономику Заключение. Повысилась роль информации. Изменился мировой технологический ландшафт, который получил мощный импульс из-за пандемии соу1^19. Что в дальнейшем существенно повлияет на развитие мирового хозяйства и сельских территорий.

Ключевые слова: дистанционная работа, информационный ресурс, онлайн-услуги, пандемия, сельские территории, телекоммуникационные услуги, цифровизация

Для цитирования: Проскура Н. В. Возрастание роли телекоммуникационных услуг на сельских территориях. Влияние пандемии // Вестник НГИЭИ. 2021. № 10 (125). С. 57-67. БОГ: 10.24412/2227-9407-2021-10-57-67

В., 2021

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

57

© Проскура Н.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX.

The growing role of telecommunications services in rural areas. Impact of the pandemic

Natalya V. Proskura

Nizhny Novgorod state University of engineering and Economics, Russia, Knyaginino, nvpro@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001 -8840-4277

Abstract

Introduction. The growing role of telecommunication services in the world more and more leads to the fact that the digitalization of society already affects all spheres of human life, including in rural areas. Telecommunication services and the IT technologies used on their basis, which were, until recently, a tool, a kind of logistics component of the process, are becoming the main world resource. This, in turn, forms a new trend in the digitalization of the world economy.

Materials and methods. Theoretical aspects are devoted to the issues of changing the role of telecommunication services in the world space, in the development of rural areas, their avalanche-like growth in all sectors of the national economy. These studies are reflected in the works of domestic and foreign researchers and scientists, materials of international and all-Russian scientific conferences, symposia. The methods of scientific research were used in the work: the method of the systems approach, historical and logical methods, the method of analysis and others. Results. The study consists in identifying the dependence of the world economy, main and auxiliary industries, rural areas on the level of penetration of telecommunications services. The information resource becomes one of the basic ones. Digitalization has penetrated all sectors of the world economy. The factors that prompted its spread are indicated. The pandemic has been a powerful factor accelerating digitalization.

Discussion. In the course of the study, the positions of domestic and foreign economists on the distribution of digital services in the largest corporations and sectors of the world economy were considered and systematized, the dominance of the IT industry was proved. The assumption is made that telecommunication services will become a necessary resource for the functioning of all industries, sustainable development of rural areas. Influence of the pandemic factor on the acceleration of the introduction of digitalization into the world economy

Conclusion. The role of information has increased. The global technological landscape has changed, which has received a powerful impetus due to the Covid-19 pandemic. That, in the future, will significantly affect the development of the world economy and rural areas.

Keywords: telecommuting, information resource, online services, pandemic, rural areas, telecommunication services, digitalization

For citation: Proskura N. V. The growing role of telecommunications services in rural areas. Impact of the pandemic // Bulletin NGIEI. 2021. № 10 (125). P. 57-67. (In Russ.). DOI: 10.24411/2227-9407-2021-10-57-67

Введение

Роли телекоммуникации в современном мире отводится все большая и большая часть. Именно телекоммуникационные услуги в последние 60 лет являются связующей и неотъемлемой частью в мировой экономике и мирохозяйственных связях [1; 2]. С помощью телекоммуникационных услуг появилась возможность мгновенно реагировать на любые изменения в мире, окружающей среде, узнавать необходимую информацию. Происходит не только взаимодействие деловых, хозяйственных и человеческих связей, но и осуществляется формирование и дальнейшее развитие новых потребно-

стей общества [3]. Это, в свою очередь ведет к необходимости в появлении и организации институтов, которые стимулируют цифровизацию экономики, общества.

Материалы и методы Теоретические аспекты посвящены вопросам изменения роли телекоммуникационных услуг в мировом пространстве, в устойчивом развитии сельских территорий, их лавинообразному нарастанию во всех отраслях народного хозяйства. Эти исследования нашли свое отражение в трудах отечественных и зарубежных исследователей и ученых, материалах международных и всероссийских науч-

экономика и управление народным хозяйством]

ных конференций, симпозиумов [4; 5; 6]. В работе были использованы методы научного исследования: метод системного подхода, исторический и логический методы, метод анализа и другие.

Результаты Роль телекоммуникационной составляющей возрастает в промышленной революции, от одного технологического уклада к другому. Еще в начале нулевых годов XXI столетия повседневная жизнь всего мира базировалась на других ресурсах, еще не было смартфонов, которые уже сейчас во многом определяют наш стиль жизни: начиная от повседневных нужд, как то вызов такси, онлайн-видеонаблюдение за своим домом, заказ еды и других услуг, только начинает свое существование Fa-cebook, а рыночная капитализация такого гиганта, как Exxon Mobil (Американская нефтяная компания, одна из крупнейших в мире) составляет 381 млрд долл. США. Наряду с этим нефтяным гигантом по

капитализации идут General Electric (многоотраслевая корпорация, производитель локомотивов, энергетических установок, газовых турбин, авиационных двигателей, бронетехники, военно-космических систем и ядерных боеголовок и пр.) с цифрой 382 млрд долл. США, крупнейшая в мире сеть FMCG Wal-Mart, где капитализация составила 212 млрд долл. США, компания Microsoft, Citigroup, BP, Royal Dutch Shell и Johnson & Johnson. Все эти крупнейшие корпорации представляют нефтяной бизнес, торговлю, производителей, финансовый сектор и одна цифровая корпорация Microsoft.

По прошествии чуть менее двух десятков лет можно увидеть, насколько изменился мир, технологический ландшафт, какие появились приоритеты, через такой же показатель: капитализация [7]. Снова восемь корпораций, и только одна из них относится к сектору нефть/газ - Saudi Aramco. Остальные семь -это крупнейшие IT-гиганты (таблица 1 и рис. 1).

Таблица 1. Изменение рейтинга крупнейших мировых корпораций по показателю рыночной капитализации с 2005 по 2020 годах (млрд долл. США)

Table 1. Change in the rating of the world's largest corporations by market capitalization in 2005-2020 (USD billion)

2005 2020

Рыночная Рыночная

Название капитализация, Название капитализация,

№ корпорации Вид деятельности / млрд долл. корпорации Вид деятельности / млрд долл.

/ Corporation Kind of activity США / Market / Corporation Kind of activity США / Market

name capitalization, USD billion name capitalization, USD billion

1 General Electric промышленная корпорация/ industrial corporation 382 Apple цифровые технологии / digital technologies 2 023

2 Exxon нефть/энергетика / 381 Saudi нефть/энергетика / 2 002

Mobil oil/energy Aramco oil/energy

3 Microsoft цифровые технологии / digital technologies 263 Amazon цифровые технологии / digital technologies 1 652

4 Citigroup финансы / finance 234 Microsoft цифровые технологии / digital technologies 1 624

5 BP нефть/энергетика / oil/energy 221 Alphabet цифровые технологии / digital technologies 1 075

6 Wal-Mart дистрибуция / distribution 212 Facebook цифровые технологии / digital technologies 766

7 Royal нефть/энергетика / 211 Alibaba цифровые технологии / 706

Dutch Shell oil/energy digital technologies

8 Johnson & Johnson ИТОГО / TOTAL здоровье / health 200 2 104 Tencent цифровые технологии / digital technologies 639 10 487

Источник: составлено автором на основании данных 1 59

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Значимость основных корпораций за прошедшие с 2005 года 15 лет возросла в 5 раз. Это говорит о зависимости мировой экономики. А если ещё принять во внимание фактор доминирования цифровых корпораций и рост их влияния за этот же период в 32 (!) раза, то вывод напрашивается следующий: все значимые и даже второстепенные экономические и социальные процессы в короткий срок перешли на цифровые платформы. Зависимость мировой экономики от слаженной работы цифровых и ГТ-платформ очевидна. Поэтому можно сделать вывод, что на мировую арену вышел в

/

Доминирование IT-корпораций очевидно. Характерной чертой деятельности IT-компаний является не обеспечение IT-инструментарием другие компании, а изменение уклада, мышления потребителя. Также необходимо заметить, насколько увеличилась total капитализация восьми ведущих корпораций. Так в 2005 году total капитализация 8 ведущих корпораций составила 2,104 трлн долл. США, а уже в 2020 - 10,487 трлн долл. США. рост в 5 раз капитализации основных мировых компаний, 7 из которых относятся к IT-сектору, четко указывают на ориентацию мирового сообщества на развитие цифровизации, искусственного интеллекта.

качестве игрока новый ресурс: цифровые технологии. Ещё осталась всего одна корпорация в top, которая относится к другой отрасли - нефть и энергетика - «Saudi Aramco». В результате, мир становится дуо- или даже однополярным, с точки зрения получения и использования ресурсов: цифровиза-ция все больше и больше используется в мировом хозяйстве.

Если представить обобщённые данные по отраслям в виде диаграммы, то преобладание корпораций, работающих в сфере цифровых технологий, будет выглядеть еще более наглядно.

Почему произошел такой резкий разворот в достаточно короткий по историческим меркам период? Ответ на этот вопрос кроется в исторической смене укладов, связанный с научно-техническим прогрессом в промышленности. Первые три промышленных революции ознаменовались изобретением паровой машины, сила которой заменила мускулы человека и которая стала, по сути, отправной точкой в принципиально новом технологическом изменении, то есть в старте первой технологической революции. Это произошло на рубеже ХУГГГ и ХГХ веков, когда паровые машины и станки послужили тем фундаментальным техническим измене-

Разделение по отраслям Мировой тренд TOP-8 крупнейших мировых корпораций (показатель «рыночная капитализация», млрд долл. США) Sectoral division Global trend TOP-8 of the world's largest corporations (indicator «market capitalization», USD billion)

2005 год

2020 год

промышлен

ная корпорация/ industrial corporation 18 %

Рис. 1. Изменение тенденции в сторону цифровых технологических корпораций по показателю «капитализация», 2005 и 2020 года Fig. 1. Changing the trend towards digital technology corporations in terms of capitalization, 2005 and 2020

Источник: разработано автором на основании данных

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

нием, которое повлекло за собой и технологические, и экономические изменения в мировом хозяйстве и, по сути, стали началом для промышленных, или еще их называют технологических, революций. Далее на смену первым завоеваниям пришли механический конвейер и электричество. Электричество до сих пор является важнейшим ресурсом и мощнейшим двигателем для развития всего мирового хозяйства. Эффективность труда все повышается. В XX веке появляются автоматизация труда, промышленные компьютеры, роботы, информатика, электроника. Сейчас эпоха четвертой технологической революции, которая ознаменовалась появлени-

ем киберфизических систем, существенным отличием которых от ранее существовавших является наличие возможности получения обратной связи, то есть развитие мира сейчас представляет собой интерактивное общение «человек - машина - человек».

Повышение роли информации в связи с повышением технологичности, дистанционной работы, продолжающейся глобализации. Изменение структуры рынка во всем мире из-за интеграции, глобализации и карантина. Даже сам объём телекоммуникационного рынка, его темпы роста впечатляющи (табл. 2).

Таблица 2. Количество пользователей широкополосного доступа Table 2. Number of broadband users

1990-е гг./ 1990s

2000-е гг./ 2000s

2010-е гг./ 2010s

2020-е гг./ 2020s

100 млн предприятий / 100 million enterprises

1 млрд домохозяйств / 1 billion households

Источник: составлено автором на основании данных 2

10 млрд подключений / 10 billion connections

100 млрд вещей / 100 billion things

Всё повышающиеся требования как к промышленному производству, так и к сельскому хозяйству, что особенно актуально сейчас в условиях ухудшающейся экологии, продовольственной безопасности подталкивают и стимулируют со своей стороны на создание потребности и производство новых средств и способов передачи больших данных. Что явилось одной из главных причин формирования единого информационного пространства в мировой экономике и подтолкнуло на переход от индустриальной экономики к постиндустриальной и далее цифровой. Это также привело к появлению качественно новых телекоммуникационных услуг, потребности в которых общество даже и не испытывало.

В настоящее время выделяют девять групп технологических явлений, которые позволили появиться киберфизическим системам. В основном они связаны с информационными (далее 1Т) и цифровыми технологиями (далее цифра): робототехника, дополненная реальность (производство сложных изделий, обслуживание сложных систем), аналитика больших данных, облачные технологии, аддитивное производство, моделирование продуктов и процессов, кибербезопасность, индустриальный интернет, горизонтальная и вертикальная интеграция. Все основные группы достаточно активно ведут себя на мировом рынке. Степень их приоритизации в дальнейшем развитии народного хозяйства принято

определять по степени активности этих направлений в научной и патентной среде. На дальнейшее развитие этих направлений также влияет и фактор уровня выделения инвестиций.

Наиболее масштабные влияния на мировой рынок и его развитие оказывают технологии мобильных сетей связи (Mobile Networks) и технологии искусственного интеллекта (Artificial Intelligence). Сейчас компании, в первую очередь, федеральные, имеющие развитую региональную сеть, мощный инвестиционный ресурс переходят от реализации пилотных проектов искусственного интеллекта к широкомасштабному внедрению в технологические процессы и выводу на рынок массовых цифровых продуктов.

Услуга видеонаблюдения является одним из таких примеров. Сейчас это функция используется не только как наблюдение с одного ракурса, где установлена одна видеокамера. Искусственный интеллект в видеонаблюдении позволяет объединить большое количество видеокамер, контролировать перекрытие объектива, определяет, есть опасность или нет и пр.

Другой пример применения искусственного интеллекта - система «умный дом». Распознавание моделей поведения обитателей дома и оказание помощи в ведении домашнего хозяйства смогут не только существенно сэкономить деньги путем изменения настроек холодильника, нагревательных и

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

осветительных приборов для повышения комфорта и экономии электроэнергии, но также и повысить уровень безопасности жилища: умное видеонаблюдение, умные датчики движения, открытия дверей [8; 9; 10; 11].

Все большее использование телекоммуникационных технологий ведет общество к необходимости информации, как важнейшего ресурса, что, в свою очередь, является базисом для движения к информационному обществу. Одним из подтверждений этого могут служить показатели динамики развития телекоммуникационных и IT-компаний. Их показатели роста идут опережающими темпами в сравнении с показателями динамики экономики в целом. Отдельно нужно рассмотреть развитие стран БРИКС. Именно в этих странах свое особое развитие получили телекоммуникационные услуги, так как в этом объединении совместно решают проблемы устойчивого развития экономики [12; 13; 14].

Текущий тренд на глобальное лидерство в развитии цифровизации системно выстроил Китай. С 2016 года эта страна занимает первое место по темпам развития, подвинув на второе США. В Китае уже существенно больше патентов в цифровых технологиях, хотя США и продолжают занимать первое место по инвестициям. Но если темпы роста не изменятся, Китай может сравняться по объемам инвестиций в высокотехнологичные сектора с США уже очень скоро. Однако уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры стран БРИКС, а также телекоммуникационных услуг, предоставляемых на ее основе, все еще серьезно отстает от стран с развитой экономикой.

Что же касается Китая, то развитие цифрови-зации, интернета вещей в некоторых отраслях идет впечатляющими темпами. Главным инструментом воздействия, помимо крупнейших инвестиций, является другой наиважнейший инструмент, которого так не хватает в других странах - это база данных. Не секрет, что цифровизация должна оцифровывать механизмы жизнедеятельности: от простейших до сложных. Поэтому наличие таких двух важных ресурсов для инициализации и развития цифровиза-ции, как инвестиции и базы данных, являются ключевыми для занятия лидерских позиций в новой реальности. Виртуальная реальность требует развития новейших систем и продуктов, что позволяет другим отраслям народного хозяйства повышать свою эффективность. Например, китайский интеллекту-

альный сервис SenseTime (Гонконг) изначально являлся лабораторией по распознаванию лиц в одном из вузов. Сейчас это целая индустрия с вовлечением интеллектуальных лабораторий, производителей техники. Китайский производитель дешевых CCTV-камер Hikvision Digital Technology как раз продает свой продукт с возможностью идентификации по лицу и возможностью «лицевых команд». Доля этой компании на глобальном рынке устройств видеонаблюдения выросла с 8 в 2012 году до 21 % в 2018 году [15].

Помимо анализа лидерства стран, тех или иных регионов к развитию регионов также следует оценить лидерство, а скорее, даже готовность отраслей к цифровизации. В последнее десятилетие в этих странах серьезные усилия предпринимаются именно с точки зрения информатизации: усиленными темпами идет цифровизация промышленности, инвестируются деньги в телекоммуникационную инфраструктуру.

Оценку уровня готовности к проведению цифровизации по отраслям необходимо проводить по основным составляющим любой инновации: это уровень исследованности проблемы, а это значит уровень научного вклада, то есть количество научных статей, количество и разработанных патентов, и объём инвестиций в ту или иную отрасль. Поэтому если рассматривать именно в этом ключе, то те отрасли, которые изначально создавались как высокотехнологичные, сразу же получают дополнительный инструмент для движения вперед к цифровиза-ции своей деятельности: это и телекоммуникационная отрасль, промышленность, в какой-то мере транспорт. Такие отрасли, как финансы, торговля, развлечения характеризуются большей вовлеченностью капитала, но меньшей разработанностью с точки зрения патентов, научного вклада. Отрасль здравоохранения характеризуется научной разработанностью, но низким уровнем инвестирования. И, наконец, такие отрасли, как образование, ЖКХ, строительство и сельское хозяйство, характеризуются низким уровнем вовлеченности по всем трем показателям: и по научной проработке, и по патентам, и по инвестированию [16; 17; 18].

В этих условиях особенно важным видится мультифакторный анализ современного мирового телекоммуникационного рынка, трендов его развития. Это позволит обозначить векторы развития российского телекоммуникационного рынка, избежать ошибочных решений либо снизить их объем.

экономика и управление народным хозяйством]

Основными, верхнеуровневыми характеристиками в современном мировом хозяйстве является высокая положительная динамика объема предо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ставляемых телекоммуникационных услуг. Также необходимо учитывать и изменяющуюся структуру доходов в телеком-индустрии (рис. 2).

2,4 2,2 2 1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8

2,23

2,14

2,02

2,1

1,9

1,86

1,87

1,77

1,81

1,75

1,65

1,7 1 66 1,68 1,69 1,71 1,72

1,21 1,23

1,31

1,12

0,95

1,02

с^ с^Ь ср ^ ^ Л > А ^ ч\ Л Л > Л Л А Л Л Л

^ V V 7 V V Т Т 7 Т У Т У V V Т V V V У 7 Т V У

Рис. 2. Суммарная выручка от предоставления телекоммуникационных услуг, трлн долл. США Fig. 2. Total revenue from the provision of telecommunications services, trillion US dollars Источник: составлено автором с использованием данных

Структура доходов телеком-операторов также изменяется. Темпы перехода от традиционных фиксированных голосовых услуг, а именно местные, внутризоновые, междугородные и международные разговоры, снижаются, а услуги предоставления широкополосного доступа, мобильной связи растут [19]. Также заметна явная тенденция сокращения пользования традиционной телефони-

ей. Мобильная связь уже заместила эту услугу на %. Данная динамика имеет устойчивый характер, поэтому наш прогноз по традиционной телефонии: данная услуга будет замещена сотовой связью на 90 % к 2022-2024 годам. Вместе с тем рост доли фиксированного интернета показывает замедление, но все-таки положительную динамику (рис. 3).

2

9

2007 г.

2006 г.

200 300 400 500

■ мобильная связь ■ интернет

600 700 800 900

фиксированная телефонная связь

Рис. 3. Структура доходов по основным телеком-услугам, млрд долл. США Fig. 3. Structure of income by main telecom services, USD billion Источник: составлено автором на основе данных

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagement^XXXXXXXXX

Сильнейший толчок к дальнейшему продвижению цифровых продуктов внесла пандемия СОУГО-19 и вынужденная самоизоляция. Такая ситуация не носит локального характера, более того она глобальна, изменение в развитии телеком-индустрии будет касаться всего мирового рынка. Что же касается нашей страны, то в период самоизоляции, с марта по май 2020 года и далее, большинство предприятий, граждан, столкнулись с необходимостью защиты. А, следовательно, необходимости в постоянной возможности дистанционной работы и широкополосного доступа. Это, в свою очередь, напрямую зависит от слаженной работы основных телекоммуникационных услуг на предприятиях, в офисах, домах, то есть повсеместно. Именно ситуация с пандемией показала, что от работы телекоммуникационной инфраструктуры во многом зависит жизнедеятельность страны. Нагрузка на сеть и трафик существенно выросли. Так, по данным крупнейшего провайдера телеком услуг в нашей стране компании «Ростелеком», в период самоизоляции рост общего трафика произошел на 18 %, в некоторых регионах - на 25 % [8]. Такой рост получается в совокупности всплеска роста

трафика в сегменте физических лиц и снижения в сегменте юридических лиц.

На передний план вышли все сервисы государственных услуг: классический «gosuslugi.ru», специально организованный в период борьбы с пандемией «стопкоронавирус.рф». Именно эти сервисы и им подобные помогли гражданам в самый непростой первоначальный этап и оказывают поддержку и помощь в последующем.

Позитивные моменты цифровизации несут в себе и телекоммуникационные проблемы, которые тем острее вскрылись, чем большие требования предъявлялись к практически 100 % самоизоляции во время карантина по Covid-19 весной 2020 года. Так, по данным Организации Объединенных Наций, более, чем 770 миллионов обучающихся вынуждены были перейти на дистанционное обучение вследствие закрытия школ и высших учебных заведений. Ожидается, что доля домашнего образования увеличится. А качество такого образования сильно влияет на успеваемость учащихся и последствия в долгосрочной перспективе. Прогнозируется, что закрытие школ лишь еще больше усилит неравенство.

r

tt

V

01.11.19 01.0120 020320 01Й520 01.0720 01)0920

Рис. 4. Стоимость акций компании Zoom в начале 2020 года Fig. 4. Zoom Stock Price in Early 2020 Источник: составлено автором на основе данных8

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

Также доступ к онлайн-ресурсам существует далеко не у всех. По данным на 2018 год, практически у 80 миллионов жителей Китая либо отсутствует доступ в Интернет, либо нет устройств, оснащенных таким доступом. У 10 % домохозяйств в Великобритании нет доступа к Интернету. Поэтому закрытие школ, т. е. перевод на дистанционный формат обучения, в большей степени отразится на детях из бедных и малообеспеченных семей, причём не только с точки зрения образования, так как многие из них в рабочие дни завтракают и обедают в школьных столовых. Несмотря на это, именно такой резкий переход, к которому не все отрасли оказались подготовлены, является возможностью развития цифрового обучения. В качестве примера, именно в этот период молниеносно подскочила цена акций компании Zoom - производи-

теля и держателя онлайн-платформ для организации и проведения удаленных конференций [20].

Заключение Массовый, пусть и временный, переход на дистанционное обучение, дистанционную работу, сопровождающийся ростом потребления онлайн-сервисов, причем не только продиктованный необходимостью работы или учебы, но и развлекательных мероприятий, подтолкнул мировое сообщество к значительному повышению использования интернета вещей и других телекоммуникационных составляющих. Онлайн-услуги и цифровизация вышли на передовые позиции. В сложившихся условиях одним из факторов устойчивого развития сельских территорий становится развитая телекоммуникационная инфраструктура.

Примечания:

1 Эра IT-гигантов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.statista.com/chart/22677/the-age-of-the-tech-giants/

2 Мировой телекоммуникационный рынок [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.totaltele.com/

3 Дмитриенко Иван. Распознавай и властвуй. Профиль. 35 (69). 11.02.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://pressa. ru/ru/top 10/detail/raspoznavaj -i-vlastvuj -10797#/

4 Мировой рынок телекоммуникационных услуг [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.totaltele.com/view.aspx?ID=466325

5 Основные телекоммуникационные услуги. IDATE (2012), World Telecom Services Market 2012 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blog.Idate.fr

6 Сурико Паоло, Галеотти. Экономика пандемии: пример COVID-19. London Business Scholl / Wheeler Institute for Business and Development [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://icsb.org/theeconomicsofapandemic/

7 Хэкман, Heckman, 2006, Science [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://science.sciencemag.org

8 Финанц.ру [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.finanz.ru/grafik/zoom?exchange=nas

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Залогин А. А. Место и роль новых видов услуг в телекоммуникационном секторе мирового хозяйства : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Москва, 2005. 22 с.

2. Корелов А. В., Суслов С. А. Роль телекоммуникационных услуг в экономике // Инновационное развитие экономики. Будущее России. 2019. С. 262-264.

3. Архипова М. Ю., Кучмаева О. В. Факторы, определяющие отношение россиян к новым инновационным практикам и цифровым технологиям // Друкеровский вестник. 2020. № 5 (37). С. 13-31.

4. Макаренко А. Е. Исследование опыта стран-лидеров в сфере цифровых коммуникаций правительственных структур и предпринимательства // E-Management. 2019. Т. 2. № 4. С. 64-73.

5. Колотов Ю. О. Инфокоммуникации как системный фактор развития финансов // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2017. Т. 9. № 1. С. 48-51.

6. Громов И. А. Влияние цифровых технологий на сферу государственных и бизнес-услуг в России // Проблемы современной экономики. 2018. № 3 (67). С. 43-47.

7. Кухаренко Е. Г., Соломина Ю. Н. Трансформация моделей ведения бизнеса в условиях цифровизации // Экономика и качество систем связи. 2021. № 2 (20). С. 3-12.

8. Туржанова К. М. Исследование особенностей применения технологии при оказании услуг Интернета вещей в период пандемии Ковид-19 // Вестник Алматинского университета энергетики и связи. 2020. № 3 (50). С. 69-76.

9. Евсеева С. А. Анализ телекоммуникационной отрасли России // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов. Махачкала, 2021. С. 90-96.

10. Кучмаева О. В., Архипова М. Ю. Цифровые технологии в повседневной жизни россиян // Вопросы статистики. 2021. Т. 28. № 3. С. 45-55.

XXXXXXXXXXeconomics and national economymanagementXXXXXXXXXX.

11. Русановский В. А., Былина С. Г. Проблемы цифровизации сельского здравоохранения России в условиях региональной дифференциации // Экономическая безопасность и качество. 2019. № 2 (35). С. 27-33.

12. Birbirenko S., Zhadanova Yu., Banket N. Influence of pandemic of Coronavirus infection Covid-19 on economic resilience of Ukrainian enterprises // Економiчний часопис-XXI. 2020. Т. 183. № 5-6. С. 66-78.

13. Савенко О. Е. Влияние пандемии Covid-19 на регулирование и осуществление трансграничной торговли в России и зарубежных странах // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. 2021. № 2 (48). С. 59-64.

14. Гаврилова А. А. Цифровизация мировой экономики под влиянием пандемии Covid-19 // Развитие российской экономики и ее безопасность в условиях современных вызовов и угроз. Ростов-на-Дону, 2021. С. 286-290.

15. Иванова А. П. Влияние пандемии на оценку эффективности работы коммуникационного Digital -агентства // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 36. С. 1978-1980.

16. Тюленева А. В., Ударцева Ю. С., Гусева Т. И. Влияние пандемии Covid-19 на малый бизнес // Современные научные исследования и инновации. 2021. № 6 (122).

17. Корчагина И. В. Оценка влияния пандемии Covid-19 на малое и среднее предпринимательство в России в 2020 году // Beneficium. 2021. № 2 (39). С. 61-69.

18. Скоробогатых И. И., Волошина П. А. Трансформация образовательных услуг под влиянием пандемии Covid-19 // Трансформация моделей образования: уроки пандемии. 2021. С. 135-141.

19. Куликова Г. А. Факторы динамики рынка инфокоммуникаций под влиянием ограничений в период пандемии Covid-19 // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Информационные технологии. 2021. № 1 (17). С. 55-59.

20. Лапцевич Н. В. Влияние пандемии Covid-19 на особенности регулирования дистанционной и удаленной работы // Экономика и общество в условиях пандемии: взгляд молодых. 2021. С. 352-356.

Статья поступила в редакцию 27.07.2021; одобрена после рецензирования 23.08.2021;

принята к публикации 25.08.2021.

Информация об авторе:

Н. В. Проскура - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и автоматизация бизнес-процессов, Spin-код: 1967-9463.

REFERENCES

1. Zalogin A. A. Mesto i rol' novyh vidov uslug v telekommunikacionnom sektore mirovogo hozyajstva [Place and role of new types of services in the telecommunications sector of the world economy. Ph. D. (Economy) thesis], Moscow, 2005, 22 p.

2. Korelov A. V., Suslov S. A. Rol' telekommunikacionnyh uslug v ekonomike [The role of telecommunication services in the economy], Innovacionnoe razvitie ekonomiki. Budushchee Rossii [Innovative development of the economy. The future of Russia], 2019, pp. 262-264.

3. Arhipova M. Yu., Kuchmaeva O. V. Faktory, opredelyayushchie otnoshenie rossiyan k novym inno-vacionnym praktikam i cifrovym tekhnologiyam [Factors determining the attitude of Russians to new innovative practices and digital technologies], Drukerovskij vestnik [Drukerovskiy Vestnik], 2020, No. 5 (37), pp. 13-31.

4. Makarenko A. E. Issledovanie opyta stran-liderov v sfere cifrovyh kommunikacij pravitel'stvennyh struktur i predprinimatel'stva [Research of the experience of leading countries in the field of digital communications of government structures and entrepreneurship], E-Management, 2019, Vol. 2, No. 4, pp. 64-73.

5. Kolotov Yu. O. Infokommunikacii kak sistemnyj faktor razvitiya finansov [Infocommunications as a systemic factor in the development of finance], Naukoemkie tekhnologii v kosmicheskih issledovaniyah Zemli [Science-intensive technologies in space research of the Earth], 2017, Vol. 9, No. 1, pp. 48-51.

6. Gromov I. A. Vliyanie cifrovyh tekhnologij na sferu gosudarstvennyh i biznes-uslug v Rossii [Influence of digital technologies on the sphere of public and business services in Russia], Problemy sovremennoj ekonomiki [Problems of modern economy], 2018, No. 3 (67), pp. 43-47.

7. Kuharenko E. G., Solomina Yu. N. Transformaciya modelej vedeniya biznesa v usloviyah cifrovizacii [Transformation of business models in the context of digitalization], Ekonomika i kachestvo sistem svyazi [Economy and quality of communication systems], 2021, No. 2 (20), pp. 3-12.

хххжхжжхжэкономика и управление народным хозяйствомХХХЖХЖХХХ

8. Turzhanova K. M. Issledovanie osobennostej primeneniya tekhnologii pri okazanii uslug Interneta veshchej v period pandemii Kovid-19 [Investigation of the peculiarities of the application of technology in the provision of Internet of things services during the Covid-19 pandemic], Vestnik Almatinskogo universiteta energetiki i svyazi [Bulletin of the Almaty University of Energy and Communications], 2020, No. 3 (50), pp. 69-76.

9. Evseeva S. A. Analiz telekommunikacionnoj otrasli Rossii [Analysis of the telecommunications industry in Russia], Aktual'nye problemy nauki i obrazovaniya v usloviyah sovremennyh vyzovov [Actual problems of science and education in the context of modern challenges], Mahachkala, 2021, pp. 90-96.

10. Kuchmaeva O. V., Arhipova M. Yu. Cifrovye tekhnologii v povsednevnoj zhizni rossiyan [Digital technologies in the everyday life of Russians], Voprosy statistiki [Questions of statistics], 2021, Vol. 28, No. 3, pp. 45-55.

11. Rusanovskij V. A., Bylina S. G. Problemy cifrovizacii sel'skogo zdravoohraneniya Rossii v usloviyah re-gional'noj differenciacii [Problems of digitalization of rural healthcare in Russia in the context of regional differentiation], Ekonomicheskaya bezopasnost' i kachestvo [Economic security and quality], 2019, No. 2 (35), pp. 27-33.

12. Birbirenko S., Zhadanova Yu., Banket N. Influence of pandemic of coronavirus infection Covid-19 on economic resilience of Ukrainian enterprises, Ekonomichnij chasopis-XXI [Economic Journal-XXI], 2020, Vol. 183, No. 5-6, pp. 66-78.

13. Savenko O. E. Vliyanie pandemii Covid-19 na regulirovanie i osushchestvlenie transgranichnoj torgovli v Rossii i zarubezhnyh stranah [Impact of the Covid-19 pandemic on the regulation and implementation of cross-border trade in Russia and foreign countries], Trudy Orenburgskogo instituta filiala) Moskovskoj gosudarstvennoj yuridicheskoj akademii [Proceedings of the Orenburg Institute (branch) of the Moscow State Law Academy], 2021, No. 2 (48), pp. 59-64.

14. Gavrilova A. A. Cifrovizaciya mirovoj ekonomiki pod vliyaniem pandemii Covid-19 [Digitalization of the world economy under the influence of the Covid-19 pandemic], Razvitie rossijskoj ekonomiki i ee bezopasnost' v usloviyah sovremennyh vyzovov i ugroz [Development of the Russian economy and its security in the face of modern challenges and threats], Rostov-na-Donu, 2021, pp. 286-290.

15. Ivanova A. P. Vliyanie pandemii na ocenku effektivnosti raboty kommunikacionnogo Digital-agentstva [Influence of the pandemic on the assessment of the effectiveness of the communication Digital-agency], Innovacii. Nauka. Obrazovanie [Innovations. The science. Education], 2021, No. 36, pp. 1978-1980.

16. Tyuleneva A. V., Udarceva Yu. S., Guseva T. I. Vliyanie pandemii Covid-19 na malyj biznes [Impact of the Covid-19 pandemic on small business], Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii [Modern scientific research and innovation], 2021, No. 6 (122).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Korchagina I. V. Ocenka vliyaniya pandemii Covid-19 na maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii v 2020 godu [Assessment of the impact of the Covid-19 pandemic on small and medium-sized businesses in Russia in 2020], Beneficium, 2021, No. 2 (39), pp. 61-69.

18. Skorobogatyh I. I., Voloshina P. A. Transformaciya obrazovatel'nyh uslug pod vliyaniem pandemii Covid-19 [Transformation of educational services under the influence of the Covid-19 pandemic], Transformaciya modelej obrazovaniya: uroki pandemii [Transformation of educational models: lessons from the pandemic], 2021, pp. 135-141.

19. Kulikova G. A. Faktory dinamiki rynka infokommunikacij pod vliyaniem ogranichenij v period pandemii Covid-19 [Factors of the dynamics of the infocommunication market under the influence of restrictions during the Covid-19 pandemic], Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma Srednerusskij universitet. Informacionnye tekhnologii [Bulletin of the educational consortium Central Russian University. Information Technology], 2021, No. 1 (17), pp. 55-59.

20. Lapcevich N. V. Vliyanie pandemii Covid-19 na osobennosti regulirovaniya distancionnoj i udalennoj raboty [The impact of the Covid-19 pandemic on the features of regulation of teleworking and remote work], Ekonomika i obshchestvo v usloviyah pandemii: vzglyad molodyh [Economy and society in a pandemic: the view of young people], 2021, pp. 352-356.

The article was submitted 27.07.2021; approved after reviewing 23.08.2021; accepted for publication 25.08.2021.

Information about the author: N. V. Proskura - Ph. D. (Economy), associate Professor of «Economics and automation of business processes», Spin-code: 1967-9463.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.