Научная статья на тему 'Развитие инфраструктуры информационного взаимодействия системы публичного управления'

Развитие инфраструктуры информационного взаимодействия системы публичного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ГОСУДАРСТВО / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОНИТОРИНГ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартынов А. Ф., Балашов А. Н., Белов А. И.

Распространение технологий «электронного государства» в России зависит от равномерности развития инфраструктуры информационного обеспечения, необходимого для функционирования системы публичного управления в регионах, что и определяет значимость технологий оперативной оценки, мониторинга и управления ее формированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мартынов А. Ф., Балашов А. Н., Белов А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инфраструктуры информационного взаимодействия системы публичного управления»

УДК 35:004

Мартынов А.Ф.,

зав. кафедрой информатики и информационных технологий в менеджменте Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, старший научный сотрудник, доктор экономических наук

Балашов А.Н.,

аспирант кафедры политологии, государственного и муниципального управления

Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ

Белов А.И,

магистрант кафедры информатики и информационных технологий в менеджменте

Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Распространение технологий «электронного государства» в России зависит, от. равномерности, развития инфраструктуры. информационного обеспечения, необходимого для. функционирования, системы, публичного управления, в регионах, что и. определяет, значимость технологий оперативной оценки, мониторинга и. управления ее формированием..

Ключевые слова: электронное государство, публичное управление, мониторинг, управление инфраструктурой.

Информационные процессы всегда играли важную роль в науке, технике и жизни общества, а эволюция информационных технологий настолько тесно связана с развитием новых моделей корпоративного бизнеса, что эти процессы нередко воспринимаются как единое целое. Одна из главных особенностей применения компьютерных технологий в практике решения различных задач, включая задачи государственного управления, заключается в упорядочении и формализации всех потенциальных решений, которые будут подлежать автоматизации. Бум в автоматизации государственного сектора наблюдается уже не один год, однако, с точки зрения граждан, эффекты от этой автоматизации пока незначительны. И это связано с тем, что большинство ведомств автоматизируют свою внутреннюю деятельность без учета взаимодействий между собой и пользователями государственных услуг [1].

Развитие современного общества сопровождается увеличением объемов информации, используемой для управления, благодаря чему основу современной технологии управления составляют информационные банки, содержащие огромное количество всевозможной информации. При этом хранение всей этой информации не является самоцелью, а предназначено для обеспечения решения задач управления. Для определения возможностей взаимодействия государства и бизнеса в электронном формате необходимо анализировать показатели использования информационных и коммуникационных технологий. При этом определение стратегии развития электронного управления связано с осуществлением детального анализа среды, в которую будет внедряться электронное управление.

Распространение технологий «электронного государства» в значительной степени зависит от готовности использования интерактивных сервисов населением, бизнесом и государственным аппаратом, возможностей доступа к Интернету и непосредственно связано с уровнем благосостояния граждан и социально-экономическим развитием российских регионов. Выделяют две основные проблемы, затрудняющие развитие системы электронного информационного обеспечения: проблемы инфраструктурного обеспечения и проблемы подготовленности человеческих ресурсов.

Для Российской Федерации проблема территориальной экономической асимметрии особенно актуальна, существующие различия в достигнутых уровнях развития регионов обусловлены значительными масштабами страны, различными климатическими условиями, пространственными разрывами между сосредоточениями природных ресурсов, низкой плотностью населения в большей части территории страны, национальными особенностями и другими факторами. Экономическая асимметрия порождает неравномерность распространения ИТ технологий и, как следствие, усложняет развитие инфраструктуры электронного правительства территории [2].

Результаты исследовательских работ в данном направлении позволили сформулировать общие требования к системам индикаторов и индексов, измеряющих различные аспекты внедрения ИКТ и степень развития технологий информационного общества:

■ необходимость интегрального учета максимального числа факторов и условий;

■ индикаторы должны быть прозрачными и доступными для проведения расчетов или получения оценок;

■ необходимо обеспечить максимальную совместимость и сопоставимость показателей с показателями Росстата.

Согласно одной из существующих методик, выделяются 19 индикаторов, которые сгруппированы в пять блоков, подлежащих оценке: информационная инфраструктура, обучение с использованием ИКТ, сетевая экономика, сетевое общество, государственная политика информатизации. По каждой категории индикаторов формулируются критерии для определения основных степеней готовности. Однако невозможно анализировать данные, касающиеся всех приведенных индикаторов, ввиду использования различных шкал измерения и большого числа методик их получения, а расчеты интегральных показателей достаточно сложны [3]. Такие блоки, как сетевое общество, сетевая экономика и государственная политика информатизации, практически не представлены в показателях Росстата и могут быть получены исключительно экспертным путем либо методиками социологических опросов.

В свою очередь, оценка территориального развития инфраструктуры информационного обеспечения систем публичного управления возможна на основе анализа исключительно данных Росстата [3], относящихся к обеспеченности средствами ИКТ региональных органов власти, местного самоуправления, населения и бизнеса. Такие упрощенные оценки могут быть менее точными, но их получение позволяет осуществлять оперативный мониторинг и формирование

системы управления развитием инфраструктуры электронного правительства федерального округа в целом.

Предлагаемая система показателей приведена на рис. 1 и предназначена для осуществления мониторинга информационного обеспечения публичного управления в федеральных округах. Выделены следующие направления и

предметные области: развитие информационного общества; использование информационно-коммуникационных технологий для развития ключевых сфер деятельности; композитные индексы информационного общества и развития инфраструктуры информационного обеспечения системы публичного управления (рис. 1).

Рис. 1. Система показателей мониторинга развития информационного общества в регионе

В основе упрощенной оценки развития инфраструктуры электронного правительства предлагается использовать четыре блока взаимосвязанных показателей. Первая подсистема показателей рассматривает состояние информационно-коммуникационной инфраструктуры региона. Данная подсистема характеризуется числом персональных компьютеров, наличием локальных сетей и доступом в Глобальную сеть. Вторая подсистема содержит показатели готовности человеческих ресурсов к производству и потреблению государственных услуг в электронном виде. Она зависит от числа и видов используемого программного обеспечения, количества информационных источников (WEB сайтов). Третья подсистема показателей отражает индекс развития электронных средств управления и определяется показателями использования программного обеспечения, решаю-

щего задачи управления. Четвертая подсистема показателей характеризует уровень образования. Данная подсистема отражает возможность доступа к базам данных и использования обучающего программного обеспечения.

Для построения интегрального показателя используется рейтинговая технология. Все рассматриваемые индексы включают количественные индикаторы, поэтому необходима нормализация блоков данных в диапазоне их предельных изменений, чтобы получить достоверную информацию относительно распределения данных и их ранжирования.

Литература

1. Анализ развития и использования информационно-коммуникационных технологий в регионах России: Проблемы преодоления различий между

регионами по уровню информационного развития [текст] // Под ред. Ю. Е. Хох-лова, С.Б. Шапошника. — М.: Институт развития информационного общества, 2009. - 208 с.

2. Мартынов А.Ф. Формирование интеллектуального потенциала - измерение и управление [текст] //Сборник научных статей межрегиональной науч-

но-практической конференции 22 апреля 2010. Информационное развитие России: состояние, тенденции и перспективы.

3. Мартынов А.Ф. Интеллектуальный потенциал региона как фактор инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности [текст] // Среднерусский вестник общественных наук. — № 3. - 2012. — Ст. 227 — 230. г. Орел.

Martynov A.F., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

The head of the department of informatics and information technologies in management of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF, senior researcher, Doctor of Economic Sciences

Balashov A.N., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

postgraduate student of the department of political science, state and municipal administration of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF Belov A.I., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

postgraduate student of the department of informatics and information technologies in management of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF

infrastructure development of information exchange system of public

ADMINISTRATION

Dissemination of «electronic government» technologies in Russia depends on the uniformity of information infrastructure necessary for the operation of the system of public administration in the regions, which determines the value of technology for rapid assessment, monitoring and controlling its formation.

Key words: e-government, public administration, monitoring and infrastructure control.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.