УДК 656.1
РО! 10.23672/d0217-3579-5724-d
Горюн Валерий Александрович
аспирант кафедры транспортных процессов технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Коновалова Татьяна Вячеславовна
кандидат экономических наук, заведующая кафедрой транспортных процессов технологических комплексов, Кубанский государственный технологический университет [email protected]
Надирян София Левоновна
старший преподаватель,
кафедры транспортных
процессов технологических комплексов,
Кубанский государственный
технологический университет
Valery A. Goryun
Postgraduate Student of the Department of Transport Processes of Technological Complexes, Kuban State Technological [email protected]
Tatyana V. Konovalova
Candidate of Economic Sciences, Manager of Department of Transport Processes of Technological, Kuban State Technological University [email protected]
Sofia L. Nadiryan
Senior Teacher of Departments of Transport Processes of Technological, Kuban State Technological University [email protected]
Развитие информационных
систем и средств в сфере обеспечения логистических процессов транспортных компаний
Development of information
systems and tools in the sphere of provision of logistics processes of transport companies
Аннотация. В статье обоснована актуальность и необходимость использования информационных систем и средств для обеспечения логистических процессов транспортных компаний. Авторами представлено описание современных тенденций в логистике, направленных на цифровизацию и автоматизацию процессов, которые предоставляют транспортным компаниям новые возможности для повышения эффективности цепочки поставок, а также -для интеграции и оптимизации логистических процессов.
Ключевые слова: информационно-технологические системы, датчики, цифровизация, автоматизация.
Annotation. The article substantiates the need to use information systems and tools to ensure the logistics processes of transport companies. A description of modern trends in logistics aimed at digitalization and automation of processes is presented, which provides transport companies with new opportunities to improve the efficiency of the supply chain, as well as to integrate and optimize logistics processes.
Keywords: information technology systems, sensors, digitalization, automation.
Процесс глобализации мировой экономики постоянно углубляется. Одним из его последствий является постоянно растущий спрос на логистические услуги. Об этом спросе сигнализируют как конечные потребители, так и предприятия, деятельность которых все больше зависит от бесперебойного движения различных видов ресурсов, в том числе материальных и информационных ресурсов. Размер потоков ресурсов, а также, постоянно растущие требования к
логистическим процессам (относительно сроков доставки, обеспечения бесперебойности логистических услуг, безопасности отгрузок, а также размеров и специфики транспорта) делают логистические процессы все более зависимыми от информационных систем и средств. В данном исследовании рассматриваются вопросы внедрения информационно-технологических систем (далее - ИТ-систем) поддержки логистических процессов.
Более полувека деятельность предприятий, в том числе, транспортных компаний, поддерживается различными ИТ-системами. С тех пор, рассматриваемые системы собирают основные информационные ресурсы предприятий, которые используются для описания результатов их деятельности, а также, существенно облегчают планирование дальнейшей деятельности. При обсуждении вопросов логистических процессов нельзя игнорировать важность процессного подхода в теории и практике современного менеджмента. Принимая во внимание, что значительное количество предприятий уже внедрило его или заинтересовано в его внедрении, были предприняты попытки включить его в представленные соображения. Это важно, поскольку внедрение процессного подхода на предприятиях является не только организационной задачей, но и существенно влияет на использование ИТ-систем.
Трансформации, происходящие в современной экономике, означают, что роль логистики постоянно возрастает. Большинство бизнес-процессов прямо или косвенно требуют логистической поддержки. Это связано с необходимостью перемещения различных видов ресурсов:
- материальных (сырье, материалы, полуфабрикаты, готовая продукция и даже мусор);
- человеческих (обеспечение надлежащих условий для общественного транспорта или создание коммуникационной инфраструктуры);
- финансовых и информационных.
Постоянно развивающиеся экономические процессы, растущие социальные потребности, глобализация, а также, цифровизация экономики, влияют на возрастающую мобильность всех видов ресурсов .
При этом проблема заключается не только в движении ресурсов. К логистическим процессам предъявляется все больше требований, в том числе: своевременная доставка ресурсов и организация безопасных и, возможно, надежных путей сообщения, охватывающих все большую географическую территорию. Предполагается, что логистика представляет собой структурированные процессы планирования, осуществления и контроля эффективного и экономически эффективного потока различных видов ресурсов, направленные на их доставку своевременно и с соблюдением соответствующих мер безопасности. На практике это означает, что заказанные ресурсы должны дойти до получателя в течение заданного времени (особенно с учетом критических условий) и не пострадать от условий транспортировки. Вышеупомянутые условия определяют в настоящее время, заканчиваются ли отдельные процессы успехом или неудачей. Логистическую деятельность можно классифицировать по многим признакам.
В данном исследовании будут упомянуты в основном те из них, которые оказывают существенное влияние на организацию и реализацию логистических процессов.
Первым из этих критериев является вид деятельности, осуществляемой в сфере логистики. К основным логистическим операциям транспортных компаний относится перемещение ресурсов с использованием всех имеющихся видов транспорта. Логистические процессы транспортных предприятий не функционируют сами по себе, а служат вспомогательным средством для деловых или социальных процессов. Поэтому следует предположить, что они возникают в конкретной среде. Обычно, логистические процессы в силу требований, которые к ним предъявляются, составляют упорядоченную систему. В эту систему входят сущности, участвующие в общих бизнес-процессах, которые требуют работы с одними и теми же ресурсами. Этот тип зависимости означает, что общие ресурсы должны передаваться упорядоченным образом между связанными объектами.
Каждая система функционирует в пределах определенной абстрактной области (в данном случае область не имеет географического значения), чаще всего, имеющей некоторые ограничения. Упомянутая область отделена от своего окружения, и следует предположить, что она имеет свои пределы. Эта абстрактная область является окружением системы. Отсюда следует исходить из того, что системная среда - это объем, место и область, в которой функционирует система, и в ней осуществляются относящиеся к ней виды деятельности или процессы. Следовательно, если предположить, что логистические процессы функционируют в рамках логистической системы, которая характеризуется собственной средой.
ИТ-система в логистике - это функционально связанный набор элементов (операционных систем), в котором компьютерное оборудование и программное обеспечение используются для поддержки потока информации, чтобы обеспечить:
- управление транспортно-логистическими процессами, в том числе: планирование, услуги;
- продажи и дистрибуцию, маркетинг, конкуренцию;
- управление материальными потоками, в том числе: закупками, продажами, управление складом;
- управление качеством, в том числе: своевременные поставки, анализ отказов, контроль материалов, управление машинами и техническими средствами; снижение логистических затрат.
С другой стороны, ИТ-инфраструктура, входящая в состав этой системы, представляет собой, логически связанный и функционально упорядоченный набор информационно-коммуникационных устройств, оснащенных соответствующим программным обеспечением и технологиями. В эпоху логистики 4.0 ИТ играют ключевую роль в качестве движущей силы изменений, цифровизации и инноваций. Это можно увидеть во многих областях логистики, особенно, в быстро растущем транспортном секторе, что привело к значительному увеличению количества отгрузок и
сокращению сроков доставки. Автоматизация требует быстрой обработки информации, легкого доступа, безопасности, это могут обеспечить передовые ИТ-системы. Цифровизация становится естественной стратегией развития для компаний, которые хотят выжить в эпоху обострения конкуренции [1].
Информационные технологии, сами по себе, не дают результатов.
Во-первых, необходимо спроектировать и внедрить соответствующие организационные структуры и процессы, выбрать наборы используемых методов и инструментов, определить их конфигурации и параметры управления и, наконец, запустить приложения планирования. Интеграция логистических процессов с инструментами информационных технологий делает ИТ-системы не только неотъемлемой частью логистических систем, но и во все большей степени платформой для рационализации всей цепочки поставок. С учетом этого, однозначное описание ИТ-инфраструктуры, используемой для логистики, является непростой задачей и требует использования моделей и обобщений.
Важным компонентом современной логистики являются транспортные системы, которые могут принимать автономные решения, например, с помощью оптических датчиков, выбирать маршрут на основе условий окружающей среды или определенных задач, которые могут быть выполнены в любое время из имеющихся ресурсов. Использование беспилотного транспорта, дронов, автономных транспортных средств постепенно становится реальностью. Когда дело доходит до транспортировки, интеллектуальные грузовики, контейнеры и поддоны открывают новый подход к мониторингу [4, с. 34-40].
Датчики и Интернет вещей (!оТ) позволяют сообщать о товарах после превышения порогового значения, например температуры или интенсивности света. Кроме того, для отделов закупок датчики и способы облегчения мониторинга запасов и автоматического перепланирования становятся все более и более важными. Такая всесторонняя оцифровка на каждом звене логистической цепи по своей сути увеличивает объем данных, доступных в режиме реального времени, что позволяет баннерам просматривать все логистические процессы. Все это дополняется комплексными и очень гибкими цифровыми системами управления цепочками поставок, основанными на автономных компонентах.
Склад будущего - это автоматизированный объект, который в режиме реального времени реагирует на изменение заказов, наличие складских и производственных ресурсов. Решения Интернета вещей позволят самоорганизовать логистические процессы на складе или производстве. На складе будущего роль человеческого фактора полностью изменится. Непредсказуемые и исключительные ситуации также будут автоматизированы. Объекты будущего должны реагировать на растущий уровень индивидуализации и изменчивости поставок или производственных поставок.
Это связано с постоянно растущими требованиями конечных потребителей. Объекты будут оснащены технологиями, позволяющими самостоятельно организовать логистические процессы и автоматическую идентификацию продукции и сырья.
Дальнейшая автоматизация и роботизация также открывают новые перспективы для перевозки грузов, а также для различных видов контроля и надзора. Ключевую роль в этом отношении играют виртуальные роботы, программные роботы, позволяющие более широко использовать различные информационные системы, а также, связывать их между собой, позволяя им действовать как единое функционально взаимодействующее устройство.
Автоматизация транспорта требует развития транспортных средств с точки зрения их взаимодействия с человеком, а также с инфраструктурой и другими внешними системами. Последним этапом этого развития являются беспилотные и самоуправляемые транспортные средства, которые полностью автономны, действуют независимо. Здесь стоит подчеркнуть, что желаемая цель каждого предприятия состоит в том, чтобы иметь интегрированную систему, которая позволяет управлять всеми процессами, предоставляя необходимую информацию и анализ минимально возможному количеству пользователей.
В качестве элементов такого типа решений можно использовать следующие примеры [1-2]:
1) склады, использующие расширенные функции автоматизации, в том числе использование автономных роботов, дронов и систем погру-зочно-разгрузочных работ, которые контролируются передовыми системами управления;
2) концепция автономных грузовых автомобилей или использование взводов может повысить эффективность использования топлива;
3) различные датчики для получения необходимой информации в режиме реального времени для оптимального управления автопарком;
4) новые технологии, такие как блокчейн для реализации смарт-контрактов, аутентификации происхождения товаров, оцифровки торговые потоки и обеспечить полное отслеживание поставок.
5) адаптация решений !оТ для логистических процессов, где возникает проблема мобильности товаров или упаковки и их идентификации в каждой позиции в цепочке поставок. Решения, используемые в этом аспекте, отличаются от функциональных возможностей, используемых на современных заводах, где коммуникационная инфраструктура строго определена. В случае логистических решений большое внимание следует уделять коммуникационным и интеграционным системам. Для правильного функционирования устройств в распределенной среде абсолютно необходимы быстрые коммуникационные сети и мобильные решения, такие как, например, сетевые решения 50;
6) создание интеграционных платформ, в том числе, решений, используемых в Индустрии 4.0, тем самым создавая функциональную экосистему, основанную на полном сотрудничестве между производителями, грузоотправителями, перевозчиками или логистическими операторами. Это один из важнейших элементов с точки зрения коммуникации и доступа к необходимой информации. Если нет возможности доступа к информации о производственных процессах обслуживаемых клиентов, чтобы понять, как их графики пересекаются с транспортным планированием, это приведет к абсолютной эскалации сбоев по всей цепочке поставок;
7) действия в реальном времени, выполняемые в процессах, происходящих по всей цепочке поставок, логистическая экосистема с полными аналитическими возможностями. Отсутствие таких решений затрудняет прогнозирование результатов принимаемых решений, а значит, сбои (в виде непредвиденных событий) могут существенно повлиять на модификацию реализованных планов. Одним из решений по устранению возникновения таких проблем является использование инструментов из области прогностических анализов. Используя существующие операционные данные в расширенных аналитических процессах, вы можете создавать прогнозы, учитывающие вола-тильность рынка, и разрабатывать планы, отражающие ожидания потребителей. Это снижает вероятность непредвиденных событий (хотя, конечно, не исключает их полностью), что в сумме выливается в меньшее количество сбоев;
8) использование интеллектуальных технологий, действующих в области всей цепочки поставок, изменение традиционных потоков на новые возможности сбора и обработки больших объемов информации о местонахождении товара или изменении его физических параметров. Эти решения чаще связаны с промышленными и производственными процессами (поскольку составляют основу современной «умной фабрики»), но не менее важны для развития интеллектуального управления логистикой. Благодаря им, можно, среди прочего, создать среду, в которой все поставки можно отслеживать в режиме реального времени и в случае каких-либо сбоев, будь то физические параметры или сроки доставки, вводить соответствующие корректирующие действия.
9) с точки зрения логистики важно обогатить ИТ-систему решениями в области автоматической идентификации (Auto ID) или автоматического сбора данных (ADC). Они позволяют собирать и напрямую вводить данные в базу данных ИТ-системы без использования клавиатуры. Для автоматической идентификации инструменты, которые могут читать, среди прочего, сигналы:
- оптические (штрих-коды, распознавание символов, распознавание изображений);
- магнитные (магнитные ленты);
- электромагнитные (радиоволны); биометрические (например, голос, лицо, распознавание отпечатков пальцев).
К таким устройствам относятся ручные и стационарные (также, автоматические) лазерные сканеры с различной чувствительностью считывания (в зависимости от используемого кода), одно- и двумерные (для считывания, например, QR-ко-дов, DataMatrix или UPS), и даже сканеры и цифровые камеры с программное обеспечение для распознавания формы или текста, ворота и портативные считыватели RFID.
10) среди других решений, используемых в ИТ-инфраструктуре для целей логистики, в литературе неоднократно упоминается технология GPS. Использование приемников GPS (определение географических положений на основе положения по отношению к спутникам) в сочетании с приложениями ГИС позволяет отслеживать местонахождение транспортного парка или грузов. Стандарт GSM также важен для ИТ-инфраструктуры.
Такие решения составляют один из ключевых аспектов построения интеллектуальных потоков создания ценности как основу для повышения эффективности и сложности логистики по сравнению с предыдущими решениями. Такое положение дел позволит корректировать графики в соответствии с будущими изменениями спроса. По мере того, как прямая логистика становится реальностью, глобальная цепочка создания стоимости будет становиться все более сложной, опираясь на передовые алгоритмы прогнозирования и интегрируя все больше и больше взаимосвязанных элементов, и, в то же время, будет намного тоньше, предлагая более адаптивную и гибкую среду, в которой значительно сокращаются сроки выполнения заказа. становятся короче, а недостачи, излишества и разного рода срывы становятся все реже.
Не существует двух одинаковых организаций, имеющих одинаковые ресурсы (например, финансовые ресурсы, количество сотрудников, офисные площади) и потребности (количество должностей, функциональные возможности), поэтому ИТ-инфраструктура будет выглядеть в каждом отдельном случае по-разному. Существенные различия в структуре инфраструктуры привносят разную степень применения облачных решений и саму модель владения аппаратным и программным обеспечением.
Организация работ по внедрению в области поддержки логистических процессов ИТ-систем в самых общих чертах может быть выполнена двумя о б щ и м и методами [2]:
1. «Шаг за шагом» - в этом случае установка последующих модулей происходит последовательно, то есть следующий модуль устанавливается только после завершения установки предыдущего; это позволяет избежать потерь, связанных с длительным перерывом в деятельности.
2. «Большой взрыв» - происходит при одновременной установке всех модулей системы; такое решение заключается в снижении затрат (сокращении сроков реализации), однако из-за сложности ИТ-системы ее реализация на практике может быть намного сложнее, чем в теории. Более того, не каждая реализация должна быть успешной; иногда она даже заканчивается эффектной потерей многих месяцев работы и ресурсов,
исчисляемых миллионами рублей. Рекомендуемые шаги, используемые при внедрении ИТ-систем представлены ниже:
1. Выбор команды управления.
2. Разработка новой бизнес-модели и стратегии внедрения ИТ-систем и цифровых технологий в компании.
3. Определение круга обязанностей по внедрению, тестированию, развитию и управлению цифровыми сервисами.
4. Оценка и решение вопросов конфиденциальности и безопасности данных.
5. Назначение группы реализации.
6. Интеграция с существующими ИТ-системами в компании.
7. Проверка концепции решения перед окончательной реализацией.
8. Внедрение решения и управление ИТ-средой.
При этом важно обеспечить следующие мероприятия [1]:
1) важно назначить команду, задачей которой будет разработка стратегии внедрения облачных решений в компании;
2) необходимо подготовить: краткосрочную и долгосрочную стратегию деятельности, включая адаптацию сотрудников к новой среде, план обучения сотрудников, анализ затрат со сравнением облачного решения с традиционной моделью наличия ИТ-решений, оценку необходимые инвестиционные затраты и влияние изменения на уровень предлагаемых услуг, оценка соответствующих правовых норм, оценка имеющейся ИТ-среды, механизм возможного выхода и отказа от облачных решений;
3) указать круг обязанностей по внедрению, тестированию, развитию и управлению облачными сервисами. На данном этапе рассматривается возможность использования собственных кадровых ресурсов или использования услуг сторонних компаний;
4) должна быть проверена правильность решений, предлагаемых поставщиком услуг в области правового решения вопросов конфиденциальности и безопасности данных;
Литература:
1. Арифджанова Н.З. Условия цифровизации транспортно-логистической системы / Н.З. Арифджанова // Наука и образование сегодня. 2021. № 6(65). С. 9-11.
2. Болодурина М.П. Концептуальные основы формирования и развития транспортно-логисти-ческой инфраструктуры / М.П. Болодурина, А.И. Мишурова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. № 2(371). С. 240-257.
5) необходимо убедиться в том, что:
- цифровой сервис полностью функционирует в тестовой среде;
- проверка того, что все предполагаемые процессы поддерживаются приложениями с точки зрения отдельных сотрудников;
- практическое тестирование механизмов восстановления данных, проверка скорости реагирования служб технической поддержки поставщика услуг, разработка плана возврата к предыдущим решениям в случае непредвиденных событий на начальном этапе внедрения;
6) после внедрения необходимо регулярно контролировать рабочие параметры. Техническая поддержка зависит от типа используемого облачного решения (частное, общедоступное).
Подводя итог проведенному исследованию, можно сделать вывод о том, что сочетание систем идентификации, упомянутых в предыдущем подразделе, с ИТ-системами, поддерживающими складские, транспортные, финансовые, маркетинговые и т.д. процессы, способствует оптимизации информационной системы, улучшающей физические потоки. Интеграция систем идентификации, например, с БЯР-системами, позволяет: генерировать отчеты, необходимые для пополнения запасов, отслеживать движение продукции от поставщика до отгрузки в режиме реального времени, регистрировать складские перемещения, осуществлять расчет инвентаризационных операций, обеспечивать автоматизацию процессов, самоконтроль и способность адаптироваться к изменяющимся условиям. Это возможно благодаря сбору данных с устройств или непосредственно от людей, их анализу благодаря продвинутым ал-го р и т м а м .
В настоящее время логистика уже не ограничивается перевозкой грузов с места на место. Автономные транспортные устройства, интеллектуальные системы автоматизации складов и оптимизации планирования материальных потоков являются важными элементами развития логистики транспортных предприятий. Автоматизированные склады, оснащенные устройствами автоматизации склада и интеллектуальными ИТ-системами, делают большой шаг к повышению эффективности, гибкости и результативности современной логистики.
Literature:
1. Arifdzhanova N.Z. Conditions of digitalization of the transport and logistics system / N.Z. Arifdzhanova // Science and education today. 2021. № 6(65). P. 9-11.
2. Bolodurina M.P. Conceptual foundations of the formation and development of transport and logistics infrastructure / M.P. Bolodurina, A.I. Mishurova // National interests: priorities and security. 2019. № 2 (371). P. 240-257.