Экономические эффекты и проблемы
цифровой трансформации международных грузоперевозок
УДК 656.073:004(100)
Аннотация. В статье выделены особенности современной цифровой экономики, дана характеристика этапов эволюции предприятий на пути к цифровой экосистеме. Представлена систематизация эффектов и проблем применения цифровых технологий в транспортно-логистической отрасли. Ключевые слова: цифровая трансформация, международные грузоперевозки, Индустрия 4.0, цифровые технологии.
Для цитирования: Купревич Т. Экономические эффекты и проблемы цифровой трансформации международных грузоперевозок//Наука и инновации. 2019. №10. С. 45-49. https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-10-45-49
Татьяна Купревич,
аспирант «Белорусского государственного экономического университета», ассистент кафедры международного бизнеса БГЭУ; [email protected]
Повсеместное применение цифровых технологий, таких как Интернет вещей, облачные вычисления, анализ больших данных, искусственный интеллект, формируют новую парадигму мировой экономики - цифровую. Облачные сервисы разрушают привычные модели бизнеса во многих секторах, выравнивают условия доступа к необходимому программному обеспечению и инфраструктуре.
Смена укладов технологического развития привела к формированию Индустрии 4.0, которая предполагает внедрение киберфи-зических систем (CPS) в заводские процессы [1].
В широком значении Индустрия 4.0 отражает тенденцию развития автоматизации и обмена данными, представляет собой новый уровень организации производства, управления цепочкой создания стоимости на протяжении всего жизненного цикла выпускаемой продукции [3].
Правомерно сгруппировать принципы построения Индустрии 4.0 следующим образом: ■ децентрализация (интегрированные в производство элементы позволяют выстраиваемой CPS самостоятельно принимать решения);
■ виртуализация (создание виртуальных моделей физических процессов);
■ функциональная совместимость - соединение элементов CPS;
■ взаимодействие в режиме реального времени (обеспечение CPS связи с физическими процессами в темпе их протекания);
■ модульность - возможность замены или расширения отдельных модулей в зависимости от ситуации;
■ обучение - появление все более сложных киберфизических систем требует новых навыков и компетенций, поэтому необходима соответствующая подготовка кадров.
Таким образом, если автоматизация производства, начавшаяся
в середине XX в., имела узкую специализацию, при которой системы управления разрабатывались для каждой сферы и предприятия отдельно и не масштабировались, то в основе новой технологической парадигмы лежит развитие глобальных промышленных сетей.
Исходя из этого важно выявить эффекты и проблемы применения цифровых технологий в транспор-тно-логистической отрасли.
Наибольшую долю в общих затратах при трансграничной торговле составляют транспортные расходы (37% для потоков товаров и 17% для услуг). При этом логистические издержки одинаково важны для торговли как товарами, так и услугами, на них приходится 11% общих затрат, на таможенные и пограничные процедуры - от 5 до 6%. Информационные и транз-акционные расходы в товарных потоках занимают второе место после транспортных. В сфере услуг они составляют 30% от торговых затрат. Наконец, торговые барьеры значительно влияют
на сферу услуг: на потери от них приходится 15%, в то время как на потоки товаров - 11% [4].
Экономисты Д. Хаммельс и Г. Шаур, количественно оценивая затраты на временные задержки транспорта, предполагают, что каждый дополнительный день в пути эквивалентен адвалорному тарифу от 0,6 до 2,3%, а торговля промежуточными ресурсами на 60% более времязависима [5, 6]. Согласно материалам Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАД, любая дополнительная перегрузка увеличивает время доставки и связана с уменьшением стоимости двустороннего экспорта в среднем на 40% [7].
Цифровые технологии изменяют модели ведения международного бизнеса, снижая стоимость трансграничных коммуникаций и транзакций. Степень выгоды зависит от структуры и величины сокращения затрат и обусловлена цифровизацией. Ученые С. Фре-унд и Д. Вейнхолд обосновали увеличение торговли физическими товарами за счет уменьшения
Индустрия 1.0
Механическое производство, водяные
и паровые двигатели, развитие транспорта
Индустрия 2.0
Поточное производство, электрификация, применение двигателей внутреннего сгорания, внедрение сборочных линий
Индустрия 3.0
Развитие электроники, применение в производстве ИКТ и программного обеспечения, начало научно-технической революции
Индустрия 4.0
Цифровые производственно-сбытовые цепочки,
умное производство, цифровые продукты, услуги и бизнес-модели,
действия с данными и их аналитика как основная компетенция
Цифровая экосистема
Цифровая
экосистема (2030+) Гибкие и интегрированные цепочки создания стоимости, виртуализирован-ные процессы и каналы взаимодействия с клиентом, отраслевая кооперация как ключевой фактор стоимости
О • О • С
Рис. 1. Эволюция предприятий на пути к цифровой экосистеме
Источник: составлено автором по [1-3].
стоимости международной связи благодаря развитию Интернета [8]. С. Финк выявил значительное влияние снижения стоимости трансграничных коммуникаций на двусторонние торговые потоки [9]. Исследование, проведенное Всемирным банком, показало, что повышение уровня проникновения широкополосного Интернета на 10% увеличивает экспорт на 1,9% по количеству товаров в стране-экспортере и на 0,6% по средней стоимости товаров в стране-импортере, а также приводит к росту экономики на 1,38% в развивающихся странах и на 1,21% в развитых [10].
В логистике и управлении цепями поставок цифровые технологии применяются для обслуживания материальных потоков (в рамках поставок, производства, интеллектуальных складов, управления запасами, распределения среди конечных потребителей (В2С), автономной логистики и транспорта и для улучшения виртуальных процессов (интегрированное планирование, аналитика или обеспечение видимости груза по всей цепочке поставок) [2]. По прогнозам Всемирного экономического форума, к 2025 г. стоимость внедрения цифровых решений в логистику может вырасти до 1,5 трлн долл. [1].
Согласно аналитике ВТО, новые технологии цифровой логистики могут сократить время доставки и таможенного оформления в среднем на 16-28% [4]. Ускорение товаропотоков за счет оптимизации международных грузоперевозок потенциально позволит увеличить объем мировой торговли на 6-11% к 2030 г.
Упорядочение таможенных процедур на основе ИКТ снижает затраты на пересечение границ. Для этих целей используются два
основных инструмента - система электронного обмена данными и электронное единое окно. Исследование, проведенное Всемирным банком, на основании анализа данных 165 стран выявило определенные преимущества перехода на функциональные электронные системы таможенного оформления [11]. Благодаря им время, необходимое на таможенные и пограничные процедуры, сокращается более чем на 70% как для импорта, так и для экспорта, с условием подачи и обработки таможенных деклараций в режиме онлайн (рис. 2).
По оценкам ВТО, полное внедрение Соглашения об упрощении процедур торговли, направленное на дальнейшую оптимизацию и модернизацию процессов импорта и экспорта путем поощрения принятия систем «единого окна» и упрощения таможенных процедур, может снизить торговые издержки в среднем на 14,3% [12].
Результаты исследования влияния элементов цифровой экономики на логистику, проведенного Инновационным центром DHL в 2018 г., показали, какие технологии цифровой экономики имеют наибольший потенциал масштабирования [13]. Они разделены по временному критерию в зависимости от предполагаемого времени повсеместного внедрения: технологии, которые по прогнозам будут использоваться в логистике и управлении цепочками поставок в ближайшие 5 лет (робототехника и автоматизация, Интернет вещей, облачные вычисления, аналитика больших данных) и в перспективе более 5 лет (самоуправляемый транспорт, искусственный интеллект, 3D-печать, блокчейн, цифровые двойники).
В таблице приведены преимущества и проблемы цифровой
трансформации международных грузоперевозок, а также сфера использования цифровых технологий в траспортно-логистической отрасли.
Датчики Интернета вещей позволят снизить затраты в секторе международных грузоперевозок за счет сокращения количества товаров, потерянных при транспортировке, оптимизации маршрутов и эффективного использования транспортных контейнеров. В среднем на последние приходится порядка 20%. Отслеживание каждого контейнера может сократить ежегодные расходы почти на 13 млрд долл. к 2025 г. и улучшить их использование на 10-25% [20]. Общее количество установленных систем отслеживания дистанционных поставок к концу 2015 г. во всем мире составило 2,9 млн, ожидается, что их ежегодный рост будет достигать 23% [21]. Снижение затрат на оборудование и увеличение времени автономной работы должны способствовать внедрению технологий отслеживания грузов в ближайшие годы. Это не только контейнеры, но и каждый товар, за которым можно следить с помощью технологии радиочастотной идентификации. По расчетам аналитического агентства МсЮшеу, внедрение Интернета вещей в управление запасами в глобальных цепочках поставок включает в себя множество этапов производства, снижает запасы продукции на 70% и сокращает потери при транспортировке на 11-14% [19].
3Б-печать также может повлиять на транспортные и логистические расходы за счет уменьшения количества перевозимых деталей и компонентов, децентрализации производства, расположения их рядом с потребителем. Такие изменения в производственном
100
60
Экспорт
Бумажная Электронная
и электронная документация документация
| Импорт
Рис. 2. Среднее время прохождения таможенных процедур при экспорте/импорте (часы)
Источник: составлено автором по [11]
процессе приведут к сокращению сроков доставки, снижению затрат на хранение. Для настраиваемых печатных объектов потенциальная разница между стоимостью 3Б-печати и эквивалентной розничной ценой составляет от 8 до 80 раз. В 2016 г. до 30% продукции включало в себя элементы 3Э-печати, а к 2020 г. этот показатель может возрасти до 80% [22].
В ходе исследования нами выделены следующие экономические эффекты цифровой трансформации международных грузоперевозок:
■ минимизация затрат на логистику с точки зрения транспортных, складских и административных расходов;
■ полная прозрачность цепей поставок, материальных и информационных потоков (контроль местоположения товаров, их видимость на всем пути следования);
■ уменьшение издержек, связанных с кражей топлива, нецелевым использованием транспорта, потерей или повреждением грузов, получением данных для расследования инцидентов;
■ сокращение запасов, интеллектуальные закупки, мгновенная инвентаризация
80
40
20
0
Элементы цифровой экономики Эффекты для международных грузоперевозок Проблемы применения Сфера использования
Интернет вещей Рост прозрачности, отслеживаемости и надежности логистических операций Повышение эффективности работы благодаря автоматизированным решениям и оптимизации использования активов Улучшение качества обслуживания за счет более динамичных и индивидуальных услуг Отсутствие стандартизации на международном уровне Проблемы с данными и безопасностью Время работы аппаратного обеспечения Складской проект DHL / Cisco IoT Интеллектуальное управление контейнерами (Physical Internet Initiative) Интеллектуальное освещение складов (BeeBright)
Большие данные Повышение эффективности операционной деятельности, прозрачности и контроля над цепочками поставок, активами и персоналом Рост удовлетворенности клиентов благодаря индивидуальным и управляемым данными транспортно-логистическим услугам Оптимизация управления складскими запасами и ресурсами Упреждающий сервис требует открытого обмена данными между поставщиком транс-портно-логистических услуг и клиентом Проблемы конфиденциальности в отношении сбора и защиты данных Качество данных и соответствующие навыки работы с данными Управление рисками в цепочках поставок (DHL Resilience360) Оптимизация маршрутов (DHL SmartTruck) Прогнозирование для транспорта (Transmetrics) Прогнозирование задержек авиаперевозок (DHL Trade Barometer) Видимость цепочки поставок (ClearMetal)
Искусственный интеллект Переход к прогнозирующей цепочке поставок на основе ИИ Сокращение затрат благодаря высокоэффективным процессам Повышение качества обслуживания за счет персонализации услуг Высокие капитальные затраты и требования для реализации ИИ Этические проблемы Отрицательные социальные эффекты из-за сокращения персонала за счет обширной автоматизации ИИ и вычислительные решения для транспортных средств (Google DeepMind AI, IBM Watson AI, Nvidia) Управление складскими запасами (Qopius) Диалоговые интерфейсы ИИ для логистических приложений (AVRL)
Облачные технологии Развитие гибких бизнес-моделей, обеспечивающих высокую масштабируемость ИТ-услуг по требованию Контроль цепочки поставок с помощью оцифрованных процессов и простого обмена данными в режиме реального времени Прозрачность ценообразования для пользователей программного обеспечения LaaS Миграция данных и вопросы безопасности конфиденциальных данных Совместимость и интеграция модульных облачных сервисов в системы управления цепочками поставок Проблемы производительности Логистические услуги посредством облака (Westfracht Spezialverkehre, LogFire Cloud Solutions, Transporeon) Облачная система, охватывающая все логистические процессы в режиме реального времени (Freightly)
3D-nечать Сокращение транспортных расходов и времени доставки Новые возможности для бизнеса (печать и доставка запасных частей по требованию) Ограничения на материалы и скорость 3D-печати Необходимо решить вопрос сертификации и ответственности 3D-печатных деталей Торговая площадка для запчастей с 3D-печатью (Kazzata) 3D-печать как услуга для запасных частей грузовиков (Daimler)
Блокчейн Внутренняя оптимизация процесса и лучшая видимость для клиента Эффективность процесса и экономия за счет принятия принципов умного контракта Сокращение ошибок за счет оцифровки и отслеживаемости всего документооборота Новые возможности и модели бизнеса Технические ограничения, такие как масштабируемость и энергопотребление Сложность отраслевого внедрения в фрагментированном секторе международных грузоперевозок Обеспечение регулирования и функциональной совместимости Сквозная оцифровка документации и процессов морских грузоперевозок (Maersk / IBM) Цифровые коносаменты (ZIM) Сквозная система отслеживания для обеспечения безопасности продукции (Walmart) Блокчейн-проект для отслеживания фармацевтической продукции (DHL / Accenture) Транспортный альянс по применению блокчейн (BiTA)
Самоуправляемый транспорт и робототехника Повышение эффективности использования топлива за счет оптимизированной маршрутизации и снижения трудозатрат Повышение надежности и производительности благодаря уменьшению количества ошибок персонала и возможности круглосуточного использования Снижение выбросов парниковых газов и общее воздействие на окружающую среду Проблемы безопасности и защиты от кибератак Правовые ограничения Потеря / переподготовка рабочих мест, в связи с использованием беспилотных транспортных средств Полуавтономное транспортное средство, (Tesla Semi) Полностью автономный и электрический автомобиль (NAVYA) Грузовик с использованием ИИ (DAF) Беспроводной робот для складских операций (Effdence) Автомобиль без водителя (Google Waymo) Автономный робот для экспресс-доставок (Robby Technologies)
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) Ускоренные интралогистические и надзорные операции Увеличение операционной эффективности и гибкости сетей доставки Снижение рисков и аварий благодаря автоматической доставке в отдаленные районы Более экономичные дистанционные проверки безопасности складов и торговых линий (железнодорожная сеть, трубопроводы) Несанкционированный перехват или взлом БПЛА Нормативные ограничения для более широкого применения Использование дронов для экспресс-доставки (Amazon Prime Air, DHL Parcelcopter) Интралогистика (Walmart) Управление запасами в складских операциях (PINC)
Таблица. Эффекты и проблемы цифровой трансформации международных грузоперевозок. Источник: разработка автора на основе [13,15-19]
логистических складов, полностью автоматические складские системы;
■ увеличение коэффициента загрузки объемов перевозимых грузов, уменьшение количества порожнего пробега;
■ оптимизация сроков доставки и транспортных потоков, что приводит к снижению, по разным оценкам, до 60% выбросов парниковых газов;
■ расширение конкуренции в отрасли посредством цифровых платформ;
■ цифровая интеграция транспортных коридоров с международными логистическими и финансовыми платформами;
■ дифференциация и диверсификация транспортно-логисти-ческих услуг: дополнительные (в том числе финансовые и страховые услуги), встраиваемые в основные логистические процессы, предоставление принципиально новых видов сервисов, таких как автоматическая оптимизация маршрута в реальном времени, онлайн-отсле-живание поставки;
■ интеграция всех видов транспорта: бесшовные соединения различных видов транспорта с целью выстраивания удобного маршрута для грузоотправителя за счет создания интеграционных информационных систем;
■ точность и гибкость планирования и прогнозирования спроса, переход к прогнозирующей цепочке поставок, расширенная аналитика;
■ полная или частичная автоматизация и стандартизация процессов при трансграничных грузоперевозках, сокращение времени и сложности таможенных и пограничных процедур;
■ экономия при принятии принципов умного контракта, избежание ошибок за счет оцифровки и отслеживаемости документооборота;
■ уменьшение трудозатрат, оптимизация условий труда работников;
■ улучшение делового климата, кооперации между компаниями, кастомизация услуг, повышение удовлетворенности клиентов.
Правомерно утверждать о возрастающем влиянии цифрови-зации на отраслевую структуру производства и становление процесса сервисизации. В частности, повышается использование услуг в области ИКТ другими секторами экономики. Основной целью Индустрии 4.0 является радикальное преобразование традиционных производственных процессов в интеллектуальные, управляемые механизмами самоконтроля.
Цифровые технологии, применяемые в секторе транспортно-ло-гистических услуг, продолжают
совершенствоваться. Интернет вещей делает процесс грузоперевозок более эффективным, отслеживая поставки в режиме реального времени, а искусственный интеллект может управлять грузовиком с учетом текущих дорожных условий. Автоматическая обработка документов позволяет ускорить таможенные и пограничные процедуры. В портах автономные транспортные средства могут выгружать, штабелировать и перезагружать контейнеры быстрее и с меньшим количеством ошибок. К прикладным задачам цифровой трансформации международных грузоперевозок можно отнести устранение либо значительное сокращение трудовых, временных, финансовых, транзак-ционных затрат, а также упрощение существующих либо применение новых бизнес-моделей для более эффективного функционирования рынка путем исключения информационной асимметрии и увеличения прозрачности всех процессов.
■ Summary. Economic effects and problems of the digital transformation of international freight transport. The article presents a systematization of the effects and problems of the application of digital economy technologies in the transport and logistics industry. The characteristic of the stages of enterprise evolution on the way to the digital ecosystem is presented. The features of the digital economy at the present stage of development are highlighted.
■ Keywords: digital transformation, international freight transportation, Industry 4.0, digital technologies.
■ https://doi.org/10.29235/1818-9857-2019-10-45-49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Digital Transformation of industries: In collaboration with Accenture/ World Economic Forum // http://reports.weforum.org/digital-transformation/ wp-content/blogs.dir/94/mp/files/ pages/files/wef-dti-logisticswhitepaper-final-january-2016.pdf.
2. Industry 4.0. How digitalization makes the supply chain more efficient, agile and more customer-focused / PwC // https://www.strategyand.pwc. com/media/file/I ndustry4.0.pdf.
3. Индустриальный (промышленный) Интернет Вещей в мире и перспективы развития в России / J'son&Partners Consulting. Беларусь // http://
json.tv/ict_telecom_analytics_view/mirovoy-opyt-vned reniya-proektov-v-sfere-industrialnogo-promysh-lennogo-interneta-veschey-i-
perspektivy-ih-rea lizatsii-v-rossii-20160919061924.
4. The future of world trade: How digital technologies are transforming global commerce/ WTO //https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/ world_trade_report18_e.pdf.
5. Hummels D.L., Schaur G. Hedging price volatility using fast transport / D. L.Hummels, G. Schaur // Journal ofinternational Economics. 2010. Vol. 82, N1. С. 15-25.
6. Hummels D. L. and Schaur G. Time as a Trade Barrier / D. L. Hummels, G. Schaur // American Economic Review. 2013. Vol. 103, N7. С. 2935-2959.
Статья поступила в редакцию 21.08.2019 г.
Полный список литературы:
http://innosfera.by/2019/10/ digital-transport