Научная статья на тему 'Развитие информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства'

Развитие информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP / INFRASTRUCTURAL SUPPORT / INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермакова Н. С.

В развитии российской экономики большая роль отводится инновационному предпринимательству. Создаваемые в рамках государственной поддержки условия, способствующие увеличению масштабов инновационного предпринимательства в нашей стране, касаются, в том числе, развития его инфраструктурного обеспечения. В статье раскрыты дополнительные возможности развития информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, появляющиеся в результате активного использования Интернет-ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Infrastructural support of innovative entrepreneurship: development of the informational component

Innovative entrepreneurship occupies a significant role in Russia’s economic development; among other things, the state support provided in this sphere focuses on its infrastructural component. The article discusses additional possibilities for developing this component related to the active use of Internet resources.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства»

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОМ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ

ифраструктурного обеспечения

ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Н.С. Ермакова,

ст. преподаватель кафедры управления и психологии Омского экономического института nsvilkova@mail.ru

В развитии российской экономики большая роль отводится инновационному предпринимательству. Создаваемые в рамках государственной поддержки условия, способствующие увеличению масштабов инновационного предпринимательства в нашей стране, касаются, в том числе, развития его инфраструктурного обеспечения. В статье раскрыты дополнительные возможности развития информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, появляющиеся в результате активного использования Интернет-ресурсов.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, инфраструктурное обеспечение, информация.

УДК 334.012.32:338.48

Переход российской экономики на инновационную модель развития является насущной необходимостью, поскольку именно инновации выступают потенциально-универсальным и долгосрочным импульсом роста [1]. Данная позиция обусловила определение основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, а также нашла отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской

Федерации на период до 2020 года, Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года и ряде других документов. Так, Стратегией инновационного развития в России к 2020 г. планируется повышение до 40-50% доли предприятий промышленного производства, осуществляющих технологические инновации (в 2009 г. — 9,4%); увеличение до 25-35% доли инновационной про-

Рис. 1. Классификация элементов инфраструктурного обеспечения предпринимательства

Рис. 2. Связь составляющих инфраструктурного обеспечения

дукции в общем объеме промышленной продукции (в 2010 г. — 4,9%). В рамках данной Стратегии особое значение уделяется позиции России на международном рынке. Так, предполагается, что доля России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг достигнет 5-10% в 5-7 и более секторах экономики, а доля экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров повысится до 2% (в 2008 г. — 0,25%) [2].

Достижение установленных целевых ориентиров зависит от степени развития инновационного предпринимательства и условий, в которых оно функционирует. В связи с этим, в развитых странах поддержка инновационного предпринимательства выступает приоритетным направлением государственной политики [3]. В рамках государственной политики формируется система инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства, включающая в себя совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций, обеспечивающих поддержку деятельности предпринимателя, направленной на создание, коммерциализацию и (или) использование инноваций. В качестве таких организаций выступают бизнес-инкубаторы, технопарки, центры коллективного пользования, центры трансфера технологий и др. Наряду с этим, инновационные компании пользуются услугами ставших уже традиционными организаций поддержки (банки, выставочные центры и др.) (рис.1). Однако в этом случае специфика потребностей бизнеса, связанных с реализацией инноваций, учтена не будет.

Все организации инфраструктурного обеспечения в зависимости от оказываемого в большей степени вида поддержки можно разделить на: производственно-технологические, кадровые, финансовые, экспертно-консалтинговые, сбытовые и информационные. Всего же по данным Национального информационно-аналитического центра по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем (МИРИС) [4] в России зарегистрировано 955 таких организаций. Однако, на наш взгляд, в рамках политики по формированию инфраструктурного обеспечения важно не только создавать организации поддержки бизнеса, но и информировать предпринимателей о предоставляемых такими организациями услугах в рамках оказываемой поддержки. Данная задача может решаться с помощью развития информационной составляющей инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства.

С целью организации доступа к оперативной информации в России долгое время создавалась и традиционно использовалась достаточно разветвленная сеть организаций, включающая

региональную систему государственных центров научно-технической информации, библиотек, статистических и информационноаналитических центров и др., предоставляющих потенциальным пользователям доступ к технической и патентной информации, сведения о новых разработках и ведущихся исследованиях и пр.

Кроме указанных организаций, с целью создания информационного пространства все более активно используются ресурсы сети Интернет. На наш взгляд, эта тенденция закономерна, поскольку использование Интернет-ресурсов позволяет в кратчайшие сроки удовлетворять потребности предпринимателей в оперативной информации. Начало использования Интернет-ресурсов обусловило появление дополнительных возможностей поддержки инновационного предпринимательства, а у информационной составляющей в целом возникла новая функция, в рамках которой она по отношению к другим организациям инфраструктурного обеспечения стала выступать средством информирования предпринимателей о самом существовании таких организаций и оказываемой ими поддержке (рис. 2).

Так, например, предприниматели, обратившись на сайты организаций поддержки (бизнес-инкубаторы, ресурсные центры и др.), могут познакомиться с перечнем предоставляемых ими услуг и проводимыми мероприятиями, обучающими программами и семинарами, получить консультации специалистов по разработке инновационных проектов, узнать о проводимых конкурсах (например, на размещение в бизнес-инкубаторе) и конкурсах грантов др.

Исследование открытых Интернет-источников (сайтов) на предмет предоставляемой информации, позволило разработать авторскую классификацию, включающую в себя сайты организаций (учреждений, ассоциаций и др.), информационные сайты по поддержке предпринимателей и сайты, содержащие общую информацию об инновационном предпринимательстве (рис.3).

Первая группа Интернет-ресурсов представлена сайтами организаций инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства (например, центр Сколково, Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» и др.), органов власти (например, сайт Министерства экономического развития РФ, разделы «Малый бизнес», «Инновации»), ассоциаций (например, Ассоциация инновационных регионов, Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, Российская ассоциация прямого и венчурного инвестирования и др.). Здесь размещается информация о деятельности самих организаций (учреждений, ассоциаций и др.) и предоставляемых ими услугах. В рассматриваемой группе на отдельных сайтах в ограниченном объеме представлена информация о состоянии сектора инновационного предпринимательства и важных для него событиях.

Рис. 3. Классификация информационных Интернет-ресурсов

Вторая группа Интернет-ресурсов представлена сайтами, ориентированными непосредственно на поддержку предпринимательства, например, дистанционный бизнес-инкубатор Красноярского края, портал дистанционного правового консультирования предпринимателей, Портал Малый Бизнес Иркутска и др. Особенностью таких ресурсов является то, что они позволяют предпринимателям не только познакомиться с большим объемом информации, предоставляя доступ к библиотекам, но и получить практические рекомендации по открытию, ведению и ликвидации бизнеса. Для этого на большинстве таких сайтов размещены методические материалы и предусмотрена возможность получения консультации у экспертов. Некоторые сайты предоставляют более широкие возможности, позволяющие предпринимателю в интерактивном режиме рассчитать экономическую эффективность проекта, подобрать оптимальную схему уплаты налогов, сформировать пакет документов для регистрации организации и др.

Третья группа Интернет-ресурсов содержит общую информацию, которая также может быть интересна предпринимателям, занятым в сфере инновационного бизнеса. Например, к таким ресурсам можно отнести сайт национального института системных исследований предпринимательства, Федеральный портал по научной и инновационной деятельности, Всероссийский инновационный портал, сайт «Наука и технологии в России», сайт «Инновационное бюро «Эксперт», информационный канал «Инновации и предпринимательство» и др. Данные ресурсы содержат обзоры прессы, результаты исследований, новости бизнеса, базы данных по организациям инфраструктуры, информацию о проводимых конкурсах инновационных проектов и созданных новых продуктах и технологиях и др.

Вся совокупность рассмотренных Интернет-ресурсов формирует информационное пространство. С одной стороны, оно позволяет предпринимателям получать достоверные и актуальные сведения. С другой стороны, предпринимателю может

потребоваться значительный запас времени как для первоначального знакомства со всем многообразием действующих на сегодняшний день Интернет-ресурсов, так и для изучения размещенной на них постоянно обновляющейся информации. К тому же, для предпринимателя важно получать актуальную именно для него информацию, отражающую региональную специфику поддержки инновационного предпринимательства. На основании этого считаем целесообразным создание в каждом из регионов России информационных сайтов, направленных на поддержку инновационного предпринимательства.

Как и в ряде других российских регионов, в Омской области определенная работа по созданию информационных Интернет-ресурсов для предпринимателей уже проведена (табл. 1).

Несмотря на достаточное количество созданных в поддержку предпринимателей Интернет-ресурсов, стоит отметить, что информация о поддержке именно инновационного предпринимательства является разрозненной, а ее объем нельзя признать достаточным.

Для повышения доступности и качества информирования инновационных предприятий предлагается создание нового элемента инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства Омской области — информационного Интернет-ресурса. Предполагается, что пользователями услуг информационного Интернет-ресурса кроме уже действующих предпринимателей, будут заинтересованная молодежь и предприниматели, планирующие осуществлять инновационную деятельность.

На основе изучения, обобщения и критической оценки имеющегося в регионах России опыта, автором предлагается принципиальная структура информационного Интернет-ресурса, включающая шесть блоков (рис.4).

Первый блок «Консультационная помощь» позволяет предпринимателям получать консультации по вопросам защиты интеллектуальной собственности, коммерциализации знаний,

Таблица 1

Обзор информационных Интернет-ресурсов, ориентированных на омских предпринимателей

Интернет-ресурс Предоставляемая информация

Официальный портал Администрации города Омска. Раздел «Предпринимательство» Нормативно-правовые акты по вопросам регулирования малого и среднего предпринимательства, информационные материалы по вопросам организации бизнеса, предоставления муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе поддержка инновационных проектов), налогам и налоговым льготам, краткая статистическая информация о состоянии сектора предпринимательства.

Сайт Центра поддержки предпринимательства г. Омска Информация о еженедельно организуемых мероприятиях (круглые столы, семинары, и др.), рекомендации по открытию и ведению своего бизнеса, предоставляемых Администрацией видах поддержки и проводимых конкурсах, общая информация об органах власти, созданных в г. Омске организациях поддержки бизнеса и некоммерческих организаций предпринимателей. Сайт предоставляет предпринимателям возможность обратиться к экспертам за получением ответов на интересующие вопросы.

Сайт Ассоциации развития малого и среднего предпринимательства Информация о деятельности Ассоциации и предоставляемых ею формах поддержки предпринимателей, объявления и отчеты о проводимых мероприятиях, нормативно-правовые акты по вопросам регулирования малого и среднего предпринимательства. Предусмотрена возможность получения ответов на возникающие вопросы о ведении бизнеса от экспертов Ассоциации.

Портал малого и среднего предпринимательства. Омская область Рекомендации по открытию, развитию и закрытию бизнеса, нормативно-правовые акты и программы поддержки предпринимательства, перечень субсидий субъектам предпринимательства, предоставляемых Министерством экономики омской области и реестр получателей, краткая информация об отдельных организациях поддержки. Предусмотрен сервис «Налоговый калькулятор».

Сайт ГУ Омский региональный бизнес-инкубатор Информация о бизнес-инкубаторе и предоставляемых им услугах, объявления о проводимых на базе бизнес-инкубатора мероприятиях, краткие рекомендации по составлению бизнес-плана, некоторые документы нормативного характера, конкурсная документация, информация о резидентах бизнес-инкубатора и реализуемых ими инновационных проектах. Предусмотрен сервис «Вопросы-ответы».

Сайт РОО Омский областной союз предпринимателей Информация о союзе предпринимателей, реализуемых проектах и проводимых мероприятиях.

Рис. 4. Структура информационного Интернет-ресурса

получения грантов и субсидий на реализацию инновационных проектов и др. в интерактивном режиме.

Второй блок «Рекомендации по открытию своего дела» представляют пошаговый алгоритм выполнения процедур выбора сферы деятельности (с перечным сфер деятельности) и регистрации в соответствующих инстанциях, с представлением необходимых форм документов и особенностей их заполнения. В этом же блоке можно разместить интервью с состоявшимися предпринимателями, готовыми поделиться опытом в области разработки и коммерциализации инноваций. В этом же блоке предлагается разместить методические материалы по разработке инновационных проектов.

Блок «Виртуальная площадка» («Виртуальная витрина») позволит развиваться выставочно-ярмарочной деятельности. Необходимость создания такой площадки продиктована, в первую очередь, отсутствием исходной информации о потребительских свойствах выпускаемой инновационными предприятиями продукции, что является причиной низкой ее востребованности. В Стратегии инновационного развития РФ до 2020 г. также отмечается, что информирование о создаваемых инновационных продуктах и технологий выступает фактором расширения спроса на инновации.

На данной площадке могут размещаться как описание отдельных результатов научно-технической деятельности, так и целые каталоги инновационной продукции предприятий, научных организаций и учебных заведений. В рамках консультационной деятельности может оказываться помощь по разработке каталога для дальнейшего его размещения на площадке.

В блоке «Заказчики» содержится база данных о потенциальных заказчиках на инновационные продукты, технологии и проекты. Сами предприятия должны иметь возможность разме-

щать свои заявки на инновационную продукцию. На наш взгляд, блоки «Виртуальная площадка» и «Заказчики» создают дополнительные возможности для развития взаимодействия между государством, наукой и бизнесом через заключение заказов.

Блок «Форум» предназначен для организации общения между пользователями. Предполагается, что за счет обмена опытом между различными предприятиями могут появиться новые проекты, решения, схемы сбыта и т.д. Форум может использоваться и как площадка, обеспечивающая диалог предпринимателей, имеющих опыт реализации инновационных проектов, и начинающих инноваторов — тех, у кого пока есть только идеи. Площадка также позволит начинающим инноваторам формировать инновационные команды.

В блок «Информационное обеспечение» предлагается включить:

— реестр организаций инфраструктурного обеспечения, реестр организаций, ведущих исследования; реестр инновационно-активных организаций;

— нормативные документы (законы, постановления и др. документы, регулирующие инновационную предпринимательскую деятельность, реализуемые на территории г. Омска федеральные, региональные и муниципальные программы поддержки инновационного предпринимательства) с возможным открытием доступа к базам данных справочно-правовых систем;

— новости (новостные ленты о происходящих в регионе значимых для инновационного предпринимательства событиях, изменениях в законодательстве, информация об открытиях и изобретениях, объявления о проводимых конкурсах грантов и конкурсах, направленных на поощрение инноваторов, анонсы мероприятий (семинары, круглые столы, конференции), прово-

Таблица 2

Источники наполнения информацией блоков Интернет-ресурса

Блок информационного Интернет-ресурса Источник

«Консультационная помощь» «Рекомендации по открытию своего дела» — Объединения предпринимателей — ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» — Городской центр поддержки предпринимательства — Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства — Учебные заведения

«Виртуальная площадка» — Объединения предпринимателей — Учебные заведения — Научные организации — Малые инновационные предприятия

«Заказчики» — Объединения предпринимателей — Крупные предприятия — Евро Инфо корреспонденский центр

«Форум» — инновационные предприятия — разработчики — исследователи

«Информационное обеспечение» — Департамент городской экономической политики Администрации г. Омска — Объединения предпринимателей — Омский центр интеллектуальной собственности — Омский центр научно-технической информации — Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства — ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор» — Городской центр поддержки предпринимательства — Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства — Учебные заведения

димых Администрацией города и Министерством экономики области, учебными заведениями и организациями инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства);

— библиотека предпринимателя (аналитические обзоры, отчеты и публикации по тематике, интересной для инноваторов, статистические сборники).

Формирование и наполнение блоков Интернет-ресурса должно происходить на основе взаимодействия органов власти (Администрации г. Омска и Министерства экономики области), организаций инфраструктурного обеспечения (ГУ «Омский региональный бизнес-инкубатор», АНО «Омский центр интеллектуальной собственности», Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, Омский центр научно-технической информации, Городской центр поддержки предпринимательства, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства и др.), объединений предпринимателей («Омский областной союз предпринимателей», Омская торгово-промышленная палата и др.), научных организаций и вузов (табл.2). Научные организации и учебные заведения могут взаимодействовать с Интернет-ресурсом посредством таких специальных подразделений, как центр трансфера технологий, инновационный центр, научно-технический отдел, центр коммерциализации и др.

Таким образом, в наполнении блоков информационного Интернет-ресурса будут задействованы в большей степени организации инфраструктурного обеспечения и объединений работодателей. Администрация г. Омска через Департамент городской экономической политики может активно участвовать при наполнении блока «Информационное обеспечение». Основной же его функцией должна стать координация работы Интернет-ресурса на основе получения обратной связи от пользователей. На наш взгляд, только в этом случае возможно учесть реально существующие интересы предпринимателей, постоянно пополнять ресурс действительно важной информацией и изменять его структуру, делая ее удобной для пользователей.

В процессе функционирования информационного Интернет-ресурса важно проводить оценку его качества. Для этого автором предлагается воспользоваться следующими показателями:

— количество обращений к Интернет-ресурсу и количество повторных обращений;

— количество обращений за консультациями и количество обращений за повторными консультациями;

— количество зарегистрированных пользователей;

— активность участников форума;

— количество представленных на виртуальной площадке участников и разработок (проектов), относительный уровень их новизны;

— оперативность обновления (новости, нормативная база) и интенсивность пополнения (библиотека, реестры) информационного блока;

— обратная связь в виде количества предложений по улучшению работы Интернет-ресурса, отзывов о достаточности и оперативности получаемых консультаций и др.

Мониторинг обращений к отдельным разделам и материалам позволит определить наиболее востребованные информацию и услуги.

Предлагаемые структура Интернет-ресурса, источники его наполнения и показатели оценки качества, представляя собой авторскую разработку, бесспорными не являются и подлежат обсуждению. В то же время, создание информационных Интернет-ресурсов в каждом из регионов России является приоритетной задачей развития инфраструктурного обеспечения инновационного предпринимательства. Интернет-ресурс, формируя единое информационное пространство, позволяет предпринимателям получать актуальную информацию с минимальными затратами времени на ее поиск, обеспечивает продвижение инноваций, популяризацию инновационного предпринимательства с привлечением в эту сферу молодежи, что, в конечном счете, будет способствовать развитию инновационного предпринимательства и экономики России в целом.

Литература

1. Бальцерович Л. Факторы долгосрочного экономического роста // Экономическая политика. — 2011. — №3. — С. 16-18.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.

3. Полетаев В.Э. Государственная поддержка частного бизнеса в России в контексте инновационной политики // Дискуссия. — 2011. — № 9. — С. 49-56.

4. Национальный информационно-аналитический центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем — URL: http://www.miris.ru (дата обращения: 10.01.2012)

1 60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.