Т.Н. Ле-ван
Развитие информационной культуры и медиаграмотности студентов педагогического вуза как способ повышения их здоровьесберегающей компетентности
Статья посвящена одному из аспектов информатизации — формированию информационной культуры и медиаграмотности, которые представлены в тесной связи с сохранением здоровья обучающихся. Описан педагогический эксперимент по внедрению дисциплины «Медиаграмотность и здоровье» в образовательный процесс педагогического вуза.
Ключевые слова: медиаграмотность; информационная культура; здоровьесбере-гающая компетентность; профессиональная подготовка педагога.
Один из векторов модернизации современного образования — информатизация образовательной среды. Информатизацию принято рассматривать не только как насыщение образовательного процесса информационно-коммуникационными технологиями, но и как формирование у обучающихся знаний об основных закономерностях, по которым функционируют информационные источники (медиаресурсы и другие), и соответствующих умений и навыков, в частности, понимать информационные сообщения и использовать их для решения учебных и жизненных задач, оценивать и обеспечивать информационную безопасность. Средством развития этих знаний и навыков (или, шире, информационной компетентности) в области массовой коммуникации является медиаобразование — «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации... его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний» [4: р. 8].
Специалисты гуманитарных дисциплин однозначно отмечают негативное воздействие медиа на личность: гипернасыщенность информацией, фактическое отсутствие цензуры, нездоровая конкуренция информационных каналов, установки заинтересованных в формировании определенного общественного мнения структур — все это создает почву для ложных представлений, сомнительных ценностей, деструктивных для здоровья моделей поведения, особенно у детей и подростков, не обладающих еще самостоятельностью суждений, развитым критическим мышлением, медиаграмот-ностью.
Термин медиаграмотность (media literacy) возник в зарубежной науке и трактуется как «способность к восприятию, созданию, анализу, оценке ме-диатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире.» [5: р. 94].
С понятием медиаграмотности связано понятие информационная культура, т. е. способность человека реализовывать потребность в информации: осознание информации как одного из жизненных ресурсов, позволяющих решить любую задачу, способность искать, получать, грамотно интерпретировать и эффективно применять информацию, поступающую из различных источников, умение выбирать наиболее подходящий источник и критически оценивать сообщение. Информационная культура включается в контекст общей культуры личности.
Как показывает наш многолетний практический опыт, педагоги и обучающиеся по-разному воспринимают современное информационное пространство и необходимость постижения законов его функционирования. Вследствие этого наблюдается противоречие интересов и разнонаправлен-ность выбора источников информации для решения образовательных задач.
Так, школьники (аудитория Москвы и Московской области) в подавляющем большинстве используют Интернет (70 % респондентов), а не рекомендованную педагогом литературу для получения информации. 56 % опрошенных отметили, что СМИ влияют на формирование их убеждений частично (52 %) и полностью (4 %), причем в наибольшей степени — по вопросам будущей профессии (60 %), хобби и увлечений (35 %), представлений о морали и нормах поведения (33 %), внешнего вида и моды (26 %). Как видим, СМИ значимы для детей и подростков не только как источники информации, но и как «советчик» в области самоопределения и социализации.
На фоне полученных результатов совершенно нелогичным выглядит отношение педагогов к внешкольным источникам информации: более 75 % учителей со стажем из Москвы и регионов предпочитают игнорировать медиа в образовательном процессе, допуская лишь реже или чаще использовать учебные фильмы, самостоятельно составленные или найденные в Интернете мультимедийные презентации и специальные софт-продукты (например, мультимедийные энциклопедии или учебники). Такая «рафинированность» дидактического материала никак не готовит школьников к реальной ситуации взаимодействия с современным медиапространством. Сами дети и подростки предпочитают самостоятельно осваивать медиа, но отсутствие или недостаточная развитость медиаграмотности приводит к тому, что они доверяют недостоверным источникам, принимают за должное сомнительные советы и модели поведения, чрезмерно погружаются в виртуальный мир, избегая решения проблем в реальности — эти последствия напрямую сказываются на их физическом, психологическом и духовно-нравственном здоровье. Все это говорит о необходимости включения разнообразных медиа (с акцентом не на учебных ресурсах, а на примерах из реальной жизни) в образовательный процесс и о неготовности педагогического корпуса России к подобному расширению дидактического материала.
Актуальность проблемы профессиональной подготовки педагогов к формированию информационной культуры и медиаграмотности обучающихся в контексте информатизации образования для повышения их здоро-вьесберегающей компетентности привела нас к разработке и внедрению в образовательный процесс педагогического вуза элективной дисциплины «Медиаграмотность и здоровье». В данной статье представлены результаты
педагогического эксперимента, проведенного на базе филологического факультета (1 подгруппа, 12 чел.), факультетов романо-германской филологии (1 подгруппа, 15 чел.), педагогики и методики начального образования (1 подгруппа, 12 чел.) Московского гуманитарного педагогического института (2007/2008, 2010/2012 уч. гг.) и Социального института (1 подгруппа, 14 чел., профиль «Практическая психология в образовании») Московского городского педагогического университета (2012/2013 уч. г.).
Следует отметить, что медиаобразование студентов педагогических вузов разрабатывается рядом ученых (О.А. Баранов, Е.А. Бондаренко, С.Н. Пензин, И.А. Фатеева, А.В. Федоров, И.В. Челышева и др.), однако эти исследования, в отличие от нашего, не рассматривают медиаграмотность как один из факторов сохранения здоровья. Основной идеей предложенного курса является достижение двух взаимодополняющих целей: 1) развитие у студентов медиаграмотности в контексте формирования их здоровья; 2) развитие у студентов мотивации и способности грамотно использовать различные медиаисточники в своей профессиональной деятельности для достижения тех или иных результатов освоения школьниками основной образовательной программы, в том числе формирования у них культуры здорового и безопасного образа жизни.
Эти две позиции рассматриваются нами как здоровьесберегающая компетентность в аспекте медиаобразования, которая представлена рядом общекультурных и профессиональных компетенций выпускников педагогического вуза. К ним относятся владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации; способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности; способность использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (в частности, в области культуры здорового и безопасного образа жизни. — прим. Т.Л.), в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, и ряд других компетенций [3].
На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика сформированности у студентов медиаграмотности и уровня здоровьесбере-гающей компетентности. Для этого использовались эмпирические методы, такие как анкетирование, наблюдение, анализ практической деятельности студентов, собеседование (интервью). Вопросы и задания разработаны нами. Полученные данные свидетельствуют о невысоком исходном уровне здоро-вьесберегающей компетентности и низком уровне медиаграмотности.
Так, на вопрос «Кто должен заботиться о здоровье гражданина?» были получены ответы: государство, медицинские учреждения, социальные службы — и только 17 % респондентов упомянули ответственность самого гражданина. Среди факторов, которые влияют на здоровье, студенты отмечали генетическую предрасположенность к заболеваниям (в среднем доля этого фактора составила 40 %), условия жизни (мнения колеблются от 50 до 90 %), окружаю-
щее общество (в среднем доля этого фактора — 25 %), воспитание, характер обучения (эти факторы в совокупности составляют, по мнению отметивших их студентов, около 20 %), уровень медицинского обслуживания населения (в среднем 10 %) и частные позиции образа жизни — питание, занятия спортом, отказ от вредных привычек (показательно, что не все респонденты указали этот фактор, а среди тех, кто указал, подавляющее большинство придает этому небольшое значение — не более 25 %).
Собеседование на тему «Что вы предпринимаете, чтобы сохранять свое здоровье» показало, что среди 53 студентов примерно четверть вообще не задумывается о здоровье. Остальные хотели бы регулярно ходить в спортзал или бассейн, правильно питаться, соблюдать режим (особенно режим сна), не поддаваться унынию, гневу, стрессам, но это получается не у всех и в лучшем случае эпизодически. Лишь 3 из 53 человек уверенно сформулировали свою индивидуальную стратегию здорового образа жизни и сказали, что стремятся всегда ей следовать.
Ответы студентов в области медиаграмотности и профессиональной готовности к медиаобразованию были предсказуемы. На вопрос «Оказывают ли влияние СМИ на здоровье человека» около 20 % студентов затруднились ответить. Остальные продемонстрировали узость понимания проблемы: в основном было указано нарушение осанки и зрения, если долго смотреть телевизор или сидеть за компьютером, нарушение сна после просмотра слишком эмоциональных передач или фильмов. Были отдельные ответы о том, что СМИ влияют на мысли и желания человека, иногда приводят его к действиям, которые вредят здоровью, но данные ответы не характеризовали мнение большинства респондентов. В целом ни один из опрошенных до начала обучения не планировал использовать СМИ-источники в своей будущей педагогической деятельности (примерно треть затруднились ответить на вопрос, остальные ответили отрицательно).
Для выявления уровня медиаграмотности студентам было предложено проанализировать новостную заметку из электронных СМИ и рекламный плакат, следуя подобранным нами вопросам. Схема анализа была призвана помочь обучающимся определить ракурс темы сообщения, точку зрения, которую оно выражало, используемые для воздействия на аудиторию приемы, скрытые смыслы и подтексты. Студенты подошли к анализу медиатекстов с примитивных позиций, сумели обозначить темы сообщений, но не смогли оценить, чья точка зрения (ракурс подачи информации) присутствовала в новостной заметке. Приемы воздействия на аудиторию были названы частично. О скрытых смыслах и подтекстах студенты судить также затруднились.
В рамках формирующего этапа эксперимента проводились занятия по разработанной нами программе курса по выбору «Медиаграмотность и здоровье» [1] (в учебных планах некоторых групп эта дисциплина была обозначена как «Медиаобразование в школе», но суть курса была аналогичной). Программа состояла из трех разделов.
Первый раздел «Технология «Медиаграмотность и здоровье» в системе здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения» знакомил студентов с понятием здоровья в современной науке и педагогической практике, факторами, формирующими здоровье, основными законодательными акта-
ми, определяющими формы и содержание деятельности образовательной организации по охране здоровья обучающихся, ключевыми позициями терминоси-стемы здоровьесбережения в образовании; студенты получили представление о сути педагогической технологии «Медиаграмотность и здоровье».
Второй раздел «Основы медиапедагогики в образовательном учреждении» рассматривал такие вопросы, как понятие «медиа» (в том числе как часть информационного пространства современного ребенка), особенности процесса массовой коммуникации, нормативно-правовые документы в области защиты детей от негативного воздействия информации, основные тенденции развития медиаобразования. В рамках данного раздела студенты осваивали методологию медиаобразования: основные понятия, цели и задачи, различные подходы к организации медиаобразования с учетом специфики их будущей профессиональной деятельности.
Третий раздел «Работа с различными типами медиа в образовательном учреждении» формировал у студентов навыки включения различных типов медиа (телевидения, рекламы, детской и молодежной периодики, интернет-источников) в образовательный процесс в соответствии с их профессиональной направленностью. Важным акцентом каждой темы являлась роль рассматриваемого медиаисточника в формировании физического, социально-психологического и духовно-нравственного здоровья человека.
Последовательность представления материала подчинялась определенной логике: для студентов относительно знакомым являлся материал по здоровье-сберегающей тематике в образовательном процессе (этой темы тезисно касалась дисциплина «Педагогика» и, благодаря особенностям образовательной программы МГПИ и МГПУ, дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и «Возрастная анатомия и физиология») — поэтому данная тема открывала курс. Для перехода к практической реализации механизмов и средств медиаобразо-вания (раздел 3) требовалось знакомство с методологией науки (раздел 2, который тематически частично взаимосвязан с дисциплиной «Информационные и коммуникационные технологии в образовании»).
Курс «Медиаграмотность и здоровье» требовал использования разнообразной наглядности для формирования у студентов навыков анализа большого спектра медиа. На занятиях использовался в основном системно-деятельностный подход и активные методы обучения с целью развития у студентов практических навыков по тематике курса. Важным видом учебной деятельности являлось проектирование собственных методических разработок в области медиаобразования с учетом получаемой студентами специальности (конспектов уроков, классных часов, внеклассных мероприятий). Проекты обсуждались в группе и в дальнейшем могли быть использованы на практике и в профессиональной деятельности.
На контрольном этапе эксперимента осуществлялась диагностика тех же характеристик и с использованием тех же методов, что и на констатирующем этапе. По вопросам сохранения здоровья студенты продемонстрировали более осознанное отношение: подавляющее большинство (98 %) указали в числе прочих ответов личную ответственность человека за свое здоровье. Среди факторов, формирующих здоровье, все отметили образ жизни, причем этому фактору была отдана доля не менее 50 %.
В собеседовании по итогам курса на тему личных действий каждого студента для заботы о своем здоровье были получены качественно новые ответы, такие как «читаю, что написано на упаковке, прежде чем покупать товар», «стараюсь разобраться, кто и зачем мне дает ту или иную информацию, и не поддаюсь на провокации», «поняла, что быть здоровым — это труд, буду стараться больше не лениться» и т. п. Подобного рода ответы не были исключением в каждой группе и были встречены одобрением однокурсников. Несмотря на то, что в ходе итогового собеседования не было получено ответов «стал чаще заниматься спортом» или «стараюсь вовремя ложиться спать», мы полагаем, что уровень здоровьесберегающей компетентности студентов повысился, так как оцениваем его в первую очередь по осознанности позиции и действий во благо здоровья, что и продемонстрировали ответы студентов.
Все респонденты отметили, что СМИ влияют на здоровье человека, причем достаточно полно описали разнообразные аспекты этого влияния. Существенным показателем успешности обучения является то, что 68 % студентов утвердительно ответили на вопрос о том, планируют ли они включать медиа в свою дальнейшую педагогическую деятельность. Остальные 32 % отметили, что пока не готовы ответить на этот вопрос однозначно, но отрицательного ответа не дали. Вероятно, это связано с их желанием опробовать свои силы на практике, а затем уже судить о планах на регулярную профессиональную деятельность.
И, наконец, анализ рекламного плаката и новостной заметки не вызвал особых затруднений. В целом студенты распознали все изученные на занятиях приемы воздействия на аудиторию, определили, что в рекламном плакате потребителя не только убеждают купить товар, но и делают привлекательным определенный образ жизни, связывая его с рекламируемым продуктом. При этом некоторые свойства товара (например, цена, последствия его употребления для здоровья) умалчиваются. Студенты правильно определили назначение рекламного плаката — привлечь молодых людей к употреблению продукта, расширяя тем самым аудиторию покупателей для получения производителем большей коммерческой выгоды. В новостной заметке студенты увидели умышленное упоминание одного из руководителей местной администрации в контексте наведения порядка и проверок безопасности, неявный обвинительный тон по отношению к подозреваемому (чья вина еще не доказана), стремление вызвать у читателя сочувствие к пострадавшему и возмущение случившимся. Все это убедительно демонстрирует высокий уровень медиаграмотности студентов после изучения дисциплины.
Подводя итоги, следует отметить, что успешность информатизации образования во многом зависит от осознанного и компетентного участия педагогов, от внедрения в школу, по словам А.Ю. Уварова, новых педагогических практик, которые используют современные средства ИКТ [2]. Только в том случае, когда учителя будут испытывать к медиаобразованию (по выражению французского идеолога медиапедагогики Э. Бевор) особое педагогическое отношение — использовать при любом удобном случае возможности медиа для развития личности учащегося, будут достигнуты задачи образовательной политики в области воспитания успешных, здоровых, способных к самоопределению и самоактуализации граждан информационного общества.
Литература
1. Медиаграмотность и здоровье: Программа дисциплины по выбору для бакалавров // Сборник учебных программ для бакалавриата. - М.: МГПИ, 2010. -С.352-365.
2. УваровА.Ю. Образовательные реформы и информатизация школы / А.Ю. Уваров // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». - 2012. - № 2 (24). - С. 33-41.
3. ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 - «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр»). - URL: http://fgosvpo.ru/uploadfiles/-fgos/5/20111207163943 .pdf.
4. Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93 р.
5. Smelser N.J. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences / N.J. Smelser, P.B. Baltes. - 2001. - Vol. 14. - Baltes. Oxford: Elsevier. - 168 р.
Literatura
1. Mediagramotnost' i zdorov'e: Programma discipliny' po vy'boru dlya bakalav-rov // Sbornik uchebny'x programm dlya bakalavriata. - M.: MGPI, 2010. - S. 352-365.
2. UvarovA.Yu. Obrazovatel'ny'e reformy' i informatizaciya shkoly' / A.Yu. Uva-rov // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Infor-matika i informatizaciya obrazovaniya». - 2012. - № 2 (24). - S. 33-41.
3. FGOS VPO po napravleniyu podgotovki 050100 - «Pedagogicheskoe obra-zovanie» (kvalifikaciya (stepen') «bakalavr»). - URL: http://fgosvpo.ru/upload-files/fgos/5/20111207163943.pdf.
4. Media Education. - Paris: UNESCO, 1984. - 93 р.
5. Smelser N.J. International Encyclopedia of the Social and Behavioral Sciences / N.J. Smelser, P.B. Baltes. - 2001. - Vol. 14. - Baltes. Oxford: Elsevier. - 168 p.
T.N. Le-van
The Development of Information Culture and Media Literacy of Students of Teacher Training University as a Means of Improving their Health Competence
The article is devoted to one of the aspects of informatization — formation of media literacy and media literacy, which are represented in the close connection with the preservation of students' health. The pedagogical experiment devoted to introduction of the discipline «Media Literacy and Health» in the educational process of a teacher training university is described in the article.
Keywords: media literacy; media literacy; health competence; professional training of a teacher.