Научная статья на тему 'Развитие информационной компетенции студентов в ходе обучения библиографическому поиску'

Развитие информационной компетенции студентов в ходе обучения библиографическому поиску Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / INFORMATIONAL COMPETENCE / БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ / BIBLIOGRAPHICAL DESCRIPTION / БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ССЫЛКА / REFERENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК / ЭЛЕКТРОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ СИСТЕМЫ / ELECTRONIC LIBRARY SYSTEMS / INFORMATIONAL RETRIEVAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асаева Алена Михайловна, Климова Елена Валерьяновна

Обучение библиографическому поиску важнейшая часть формирования информационной компетенции, одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и комфортного существования личности в условиях информационного общества. В статье приведено описание курса «Основы библиотечно-библиографических знаний», рассчитанного на студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения Тольяттинского государственного университета. Курс включает в себя изучение таких тем, как правила составления библиографического описания документа, составление библиографических ссылок, поиск информации в электронно-библиотечных системах, подготовка списка использованной литературы с помощью электронного каталога. При изучении правил составления библиографического описания документа используется специально разработанный для этих целей тренажер, позволяющий наглядно представить студентам различные элементы библиографического описания. Правила составления библиографических ссылок изучаются на примере изданий, входящих в доступные электронно-библиотечные системы. Студенты проходят регистрацию в данных системах, осуществляют поиск заданной информации, и, таким образом, получают опыт работы с электронными библиотеками. Поиск информации в электронном каталоге дает возможность студентам получить навыки координатного индексирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Асаева Алена Михайловна, Климова Елена Валерьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS'' INFORMATION COMPETENCE WITHIN THE BIBLIOGRAPHIC SEARCH TRAINING

Learning to do library and web-based information research is an important part of information competency. These abilities are increasingly important in our information-rich society and can be applied in one’s personal and professional life. The paper presents the description of the course “Basics of Bibliographic Knowledge” developed for the first-year students of Togliatti State University. The course includes information about basic elements of a bibliographic description, preparing a list of sources in a standardized citation format, using online catalogs to find material, and searching information in available electronic library systems. The authors developed special simulator to allow student to visualize different elements of a bibliographic description. Students are registered in available electronic library systems and gain practical experience with various digital libraries.

Текст научной работы на тему «Развитие информационной компетенции студентов в ходе обучения библиографическому поиску»

УДК 81.276.6: 372.8:025.5

РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОМУ ПОИСКУ

© 2016

Асаева Алена Михайловна, директор научной библиотеки Климова Елена Валерьяновна, заместитель директора научной библиотеки Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация. Обучение библиографическому поиску - важнейшая часть формирования информационной компетенции, одной из ключевых компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и комфортного существования личности в условиях информационного общества. В статье приведено описание курса «Основы библиотечно-библиографических знаний», рассчитанного на студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения Тольяттинского государственного университета. Курс включает в себя изучение таких тем, как правила составления библиографического описания документа, составление библиографических ссылок, поиск информации в электронно-библиотечных системах, подготовка списка использованной литературы с помощью электронного каталога. При изучении правил составления библиографического описания документа используется специально разработанный для этих целей тренажер, позволяющий наглядно представить студентам различные элементы библиографического описания. Правила составления библиографических ссылок изучаются на примере изданий, входящих в доступные электронно-библиотечные системы. Студенты проходят регистрацию в данных системах, осуществляют поиск заданной информации, и, таким образом, получают опыт работы с электронными библиотеками. Поиск информации в электронном каталоге дает возможность студентам получить навыки координатного индексирования.

Ключевые слова: информационная компетенция, библиографическое описание, библиографическая ссылка, информационный поиск, электронно-библиотечные системы.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' INFORMATION COMPETENCE WITHIN THE BIBLIOGRAPHIC SEARCH TRAINING

© 2016

Asaeva Alena Mikhaylovna, director of scientific library Klimova Elena Valeryanovna, deputy director of scientific library Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Abstract. Learning to do library and web-based information research is an important part of information competency. These abilities are increasingly important in our information-rich society and can be applied in one's personal and professional life. The paper presents the description of the course "Basics of Bibliographic Knowledge" developed for the first-year students of Togliatti State University. The course includes information about basic elements of a bibliographic description, preparing a list of sources in a standardized citation format, using online catalogs to find material, and searching information in available electronic library systems. The authors developed special simulator to allow student to visualize different elements of a bibliographic description. Students are registered in available electronic library systems and gain practical experience with various digital libraries.

Keywords: informational competence, bibliographical description, reference, informational retrieval, electronic library systems.

В современных условиях уровень образованности человека определяется не объемом знаний и их энцикло-педичностью, а способностью самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе имеющихся знаний. При таком подходе смысл организации образовательного процесса заключается в формировании у обучаемых компетенций, необходимых для самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.

Одной из важнейших компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности и комфортного существования личности в условиях информационного общества является уровень информационный культуры [1, 2].

Задача формирования у студентов данной компетенции предполагает наличие информационного мировоззрения, системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий [3-8].

Для решения данной задачи в Тольяттинском государственном университете сотрудниками научной библиотеки был разработан курс «Основы библиотечно-библиографических знаний» (далее ОББЗ). Первоначально данный курс преподавался как самостоятельная дисциплина, затем он был включен в качестве отдельного модуля в курс «Основы информационной культуры».

Целью курса является усвоение студентами умений

формулировать свои информационные запросы, осуществлять поиск, отбор и оформление необходимой информации.

Курс ОББЗ включает в себя комплекс знаний и навыков читателя, обеспечивающих эффективное использование справочно-библиографического аппарата и фонда библиотеки, а также оформление списков использованной литературы и библиографических ссылок к письменным работам.

Курс рассчитан на студентов 1 курса всех специальностей очной формы обучения и регламентируется программой. Программа изучения дисциплины «Основы библиотечно-библиографических знаний» включает в себя 6 часов практических занятий (табл. 1). Итоговая оценка - сумма баллов, набранных в процессе прохождения курса.

Таблица 1 - Распределение учебных часов по курсу «Основы библиотечно-библиографических знаний»

Наименование темы Форма проведения Количество часов

Тема 1. Правила составления библиографического описания документа Практическая работа 2

Тема 2. Составление библиографической ссылки Деловая игра 2

Тема 3. Электронный каталог Деловая игра 2

Всего часов 6

Курс ОББЗ представляет собой последовательность практических занятий и заданий, выполняемых учащимися на занятиях в аудитории.

Первая тема - «Правила составления библиографического описания документа» - нацелена на получение навыков составления библиографического описания документа в соответствии с ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Рассматриваются два основных вида библиографического описания - одноуровневое библиографическое описание и аналитическое библиографическое описание. Студенты также знакомятся с различными видами изданий (научная, учебная, справочная литература и т.д.), что позволяет им в дальнейшем более эффективно подбирать информацию при самостоятельной работе.

Для более эффективного освоения первой темы, авторами был разработан тренажер «Составление библиографического описания документа». Студенту предложены макеты различных элементов издания (книги или статьи). Отвечая на поставленные вопросы, т.е. печатая отдельные элементы библиографического описания (рис. 1), студент в итоге получает законченное библиографическое описание (рис. 2).

Рис. 1

Рис. 2

Знание областей и элементов библиографического описания дает возможность студентам не только осуществлять поиск нужной информации в каталогах и

картотеках любых библиотек, но и при необходимости составлять описания изданий при подготовке списка использованной литературы в своих письменных работах.

В ходе второго занятия студенты получают навыки составления библиографической ссылки в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». При выполнении самостоятельной работы студентам предлагается оформить три ссылки разного вида (внутритекстовую, подстрочную и затекстовую) на цитаты по заданной теме. Информацию для цитирования студенты берут из электронно-библиотечных систем (ЭБС), доступ к которым имеется в библиотеке университета. Каждый обучающийся проходит регистрацию во всех ЭБС и осуществляет поиск книг в соответствии с предложенным алгоритмом. Таким образом, наряду с навыками составления библиографической ссылки студенты получают опыт работы с электронными библиотеками.

На третьем занятии составляется библиографический список использованной литературы по заданной теме. Список литературы готовится с помощью электронного каталога научной библиотеки Тольяттинского государственного университета. Данный список включает в себя библиографическое описание 15 изданий разных видов. Выполнение этой работы дает студентам навыки: пользования электронным каталогом, определения вида издания, создания списков использованной литературы, скомпонованных по различным критериям. Практика показала, что несмотря на всеобщую доступность интернета и раннее знакомство с поисковыми системами (такими, как Google, Yandex и т.п.), почти все студенты имеют проблемы с формированием ключевых слов. Электронный каталог научной библиотеки дает возможность осуществлять поиск по ключевому слову, сформулированному читателем, а также позволяет воспользоваться словарем ключевых слов. Таким образом, студенты получают навыки координатного индексирования.

Курс выстроен таким образом, что все учебные занятия взаимосвязаны, пропуск одного из них ведет к сложностям усвоения учебного материала на последующих занятиях.

Все учебно-методические материалы по изучению курса ОББЗ находятся на сайте библиотеки: library.tltsu. ru - рубрика «Основы библиотечно-библиографических знаний» - «Теоретические материалы по ОББЗ». Таким образом, данные материалы доступны для дистанционного изучения.

Опыт преподавания курса ОББЗ в течение восьми лет показал, что значительно сократилось число студентов, не умеющих самостоятельно формулировать свои информационные запросы, осуществлять поиск, отбор и оформление необходимой информации.

Достижение высокого уровня информационной компетенции студентов возможно только при условии постоянного использования полученных ими знаний. Для этого необходимо придерживаться единых требований в оформлении письменных работ (правила оформления списков использованной литературы и библиографических ссылок), а это невозможно без высокого уровня информационной компетенции преподавателей всех дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гущина О.М., Крайнова О.А. Проектирование системы информационной поддержки управления знаниями // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 10-13.

2. Халафова С.А. Создание сводного электронного каталога в Азербайджане как основы информационных ресурсов страны // Самарский научный вестник. 2013. № 2 (3). С. 73-74.

3. Батова Н.С., Шуварин М.В. Стандартизация ин-фокоммуникационных и информационных технологий

// Карельский научный журнал. 2015. №2 2 (11). С. 98-101.

4. Генералов И.Г., Алексеева Л.А. Место «1С: университет» среди информационных технологий // Вестник НГИЭИ. 2015. № 5 (48). С. 24-32.

5. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

6. Третьякова Е.М., Одарич И.Н. Повышение познавательной активности студентов в профессиональном обучении с применением новых информационных технологий // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 123-125.

7. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

8. Темирджанова М.А. Информационная компетентность в предметной и методической системе подготовки студентов к профессиональной деятельности // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 71-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.